Нужно ли наказывать ребенка в 3 года: мнение родителей и психолога

Причины непослушания ребенка

Малыш может не знать, что делает что-то не так. Например, если ему пять, и он достал из кошелька у взрослого купюру – это совсем не означает воровство. Ребенок просто повторяет действия окружающих людей.

Мама и папа первые устанавливают правила в жизни малыша. Очень часто ребенок хочет проверить границы дозволенного: что случится, если я сделаю по-другому? Такое часто происходит в семьях, где родители не постоянны в свои требованиях. Вчера ребенку можно было полдня смотреть телевизор, сегодня ему не разрешают уделить 10 минут любимому мультику.

Ребенок хочет любым способом привлечь внимание родителей: «Лучше мама ругает, чем ведет себя так, будто меня не существует»

Советы Комаровского

Доктор Евгений Комаровский известен тем, что в доступной форме рассказывает родителям, как вырастить здорового ребенка, а также привить ему все необходимые навыки.

Но в случае с кризисом трехлетнего возраста и советами по прохождению этого кризиса, мнение Комаровского не отличается от большинства врачей. Главный совет – научится ладить со своим малышом, уступая ему в малом, но, не позволяя манипулировать.

  1. Родитель должен всегда оставаться спокойным, никаким образом не давать понять, что криками и истериками можно добиться желаемого. Не нужно даже становиться свидетелем истерик, просто уйдите недалеко. Не нужно и наказывать за капризы, дайте успокоиться, а потом ищите компромисс.
  2. Тактика воспитания должна быть единой у обоих родителей. Если мама сказала «нет», то отец не должен разрешать. Это же касается и бабушек с дедушками.
  3. Не нужно все время опекать ребенка, дайте ему немного самостоятельности. Пусть даже он будет делать все медленно и не всегда правильно, зато приобретет полезные навыки.
  4. Помните, что криками и постоянными запретами вы ничего не добьетесь. Ребенок, даже маленький, не ваша собственность и не будет делать все по вашей указке. Старайтесь искать компромиссы и договариваться.

Если родители вовремя поймут, что у ребенка наступил кризис, и началась сепарация, то при правильном поведении они смогут пережить этот период без больших проблем. Уметь договариваться с ребенком – важный навык, который точно пригодится вам в дальнейшем, особенно во время следующих кризисов. И от вас в этот период зависит очень много, ведь сейчас формируется характер вашего отпрыска.

Поделись полезным:

Основные принципы воспитания детей без наказаний

  • Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
  • Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
  • Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
  • Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
  • Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.

Фото Pexels

  • Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
  • Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
  • Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
  • Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
  • Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
  • Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
  • Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.

Запрещенные приемы

  1. Отвечать агрессией на агрессию. Ребенок попытался ударить вас, укусил или ущипнул? Даже если вы хотите показать, как вам больно, недопустимо повторять его действия. Также малоэффективны и телесные наказания. Они внушают ребенку мысль, что правда всегда на стороне сильного. В жизнь входит «система двойных стандартов»: «мама твердит, как отвратительно драться, но сама может ударить меня». Получается — «что позволено Цезарю, не позволено рабу». Крик или бранные слова также являются одной из форм агрессивного поведения. В семьях, где общаются только на повышенных тонах, никто никого не слышит. Через некоторое время дети будто начинают упражняться в доведении родителя до крика, это становится неплохим развлечением для них. Автор замечательных книг по психологии Владимир Леви пишет: «Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, напрасно теряет время». Помните: наши требования помогают ребенку принять человеческую культуру, стать ее частью, а значит, и предъявляться они должны вежливо, культурно — по-человечески.

  2. Пугать. «Буки» и «бяки», «дяди-милиционеры» и «бабаи» — кого только не привлекают родители, чтобы добиться послушания от своих отпрысков. К сожалению, лишь ненадолго опасность угодить в мешок к страшной Бабе-яге делает паинек из маленьких разбойников. А вот страхи, появившиеся в детстве, остаются надолго.

  3. Использовать угрозы, которые не сможете реализовать. Например, если вы скажете: «Я никогда не буду с тобой больше разговаривать» и, естественно, не осуществите угрозу, ребенок поймет, что ваши слова немного стоят.

  4. Поддаваться на провокации. Никогда не вступайте в игру, если сын или дочка бросают вам: «Я тебя больше не люблю». Однако и сами не манипулируйте ребенком, не играйте на чувстве вины: «Ты меня убил!», «У меня разболелось сердце!»

  5. Обещать подарок даже за хорошее поведение. Ведь это банальный подкуп.

  6. Осуждать действия супруга или бабушки с дедушкой. Даже если вы считаете, что ваши близкие зашли «слишком далеко», если вы не согласны с их методами воспитания, не обсуждайте их при ребенке.

  7. Припоминать старые обиды и проступки. Должно действовать правило «наказан — прощен — забыто».

  8. Наказывать лишением еды, прогулки или других жизненно необходимых вещей. Также нельзя наказывать трудом: в такой ситуации есть шанс навсегда отбить желание мыть посуду или, скажем, подметать.

  9. Унижать. Презрительные выражения («хныкаешь как маленький»), насмешки, сравнения с другими детьми уничтожают личность, самоуважение.

  10. Перекладывать на супруга обязанность наказывать ребенка. «Вот придет отец, он тебе устроит» — нельзя быть хорошим за счет другого человека.

Больше полезных материалов о детской психологии — в нашем канале на .

Семь симптомов кризиса

Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Впервые их выявила и описала Э. Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка». Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов». Рассмотрим эти симптомы более подробно.

Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

Своеволие — стремление ребёнка всё делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями

Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений

Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность

Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается всё то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать всё, что он требует.

Это интересно: Когда отношения исчерпали себя: разъясняем развернуто

За что нельзя ругать ребенка?

Бессмысленно ругать своего малыша за то, что он упал или уронил что-то. Конечно, нужно учить ребенка аккуратности, но нет смысла ругать за рассеянность. После такого малыш скорее всего будет бояться говорить родителям правду. Гораздо эффективнее подсказывать, как правильно переставлять вазу, к примеру, как лучше обойти лужу и т.д. Если ребенок чуть постарше, то можно заставить его самого постирать свои грязные вещи. 

Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за плохую физическую подготовку, поскольку в этом случае у него появятся комплексы, от которых потом будет сложно избавиться. Разумнее будет отдать его в спортивную секцию, водить на пробежки или чаще выбираться всей семьей на природу, где вы сможете поиграть с мячом, ракетками или побегать. 

У каждого малыша бывает период, когда он начинает постоянно задавать вопросы «почему». Родители устают от многочисленных вопросов и нередко ругают за них ребенка. Этого делать ни в коем случае нельзя. Таким образом малыш познает окружающий мир, он доверяет именно родителям, поэтому и спрашивает у мам и пап. Если ругать ребенка, то он потеряет интерес к окружающему миру, что может повлиять на его умения и на обучение. 

Ребенок часто пытается сделать маме и папе приятное. Наверняка каждый из родителей сталкивался с тем, что его малыш приготовил «вкусное» блюдо, напрасно потратив продукты и испачкав всю кухню. Но есть ли смысл ругать за это? Малыш старался, готовил, чтобы сделать приятное, его поступок был совершен из лучших побуждений. Таким способом ребенок пытался выразить свою любовь к родителям и проявить заботу о них. 

Еще одна распространенная ошибка в воспитании детей – ругать их за нарушение правил, которыми пренебрегают и сами родители. Малыши всегда берут пример с мамы и папы, они не понимают, почему родителям можно есть в комнате, можно выражаться, не мыть руки перед едой, а им нет. Аргумент вида: «Мы взрослые, а ты – нет», вряд ли будет эффективным, он вызовет непонимание у ребенка и вряд ли принесет пользу

Гораздо лучше обращать внимание на свое поведение, тогда малыш возьмет правильный пример. 

Нельзя ругать ребенка за неправильное поведение, если вы предварительно не объяснили, как нужно себя вести в конкретной ситуации. Для нас какие-то нормы поведения являются очевидными, но у малышей еще не так развиты логика и мышление, поэтому они просто могут не понимать, как нужно поступать. Если ребенок поступил неверно, то спокойно поговорите с ним, разберите ситуацию по частям и расскажите, как нужно было поступать. 

Методы воспитания детей бывают самые разные, не стоит сразу же ругать ребенка, вполне возможно, что разговор в спокойном тоне будет гораздо эффективнее. 

Запрещенные методы

Неправильное поведение родителей может спровоцировать возникновение проблем в учебе, протестов, замкнутости.

Специалисты рекомендуют отказаться от следующих методов:

  • Унижение. Наказание не должно унижать чувства и достоинство ребёнка. Недопустимо обзывать его, отчитывать в присутствии посторонних и т.д.
  • Вред здоровью. Категорически запрещено пороть детей, бить по голове или лицу, отказывать в еде, ставить на колени в угол. Такое наказание унижает достоинство и надолго остается в памяти.
  • Заменять наказание работами по дому. Исключением являются ситуации, когда ребенок не выполнил обязательные домашние обязанности. Дети должны воспринимать труд как приятный способ постижения чего-то нового, а не в качестве повинности или каторги.
  • Наказание сразу за несколько нарушений. Верный принцип: один проступок – одно наказание.
  • Запугивание. Категорически нельзя пугать малыша уколами, бабайкой или монстрами. Это может стать причиной возникновения страхов в нормальных бытовых условиях.
  • Публичное наказание. Это чревато получением психологической травмы. Кроме того, репутация подростка в коллективе будет подорвана.
  • Необоснованная отмена наказания. Если проступок подразумевает применение определенных дисциплинарных мер, необходимо строго следовать этому правилу. Иначе родители рискуют утратить авторитет.
  • Отсрочка. Недопустимо заставлять ребенка переживать и мучиться в ожидании неминуемого наказания. Это приравнивается к моральному издевательству над детьми.

Часто задаваемые вопросы
Допустимо ли физическое наказание? Вопрос, можно ли применять физическое наказание для детей, не должен вставать у родителей никогда. Такая дисциплинарная мера, недопустима ни при каких условиях. Метод может привести к психологическим и физическим травмам, а также негативно отразиться на отношении к окружающим и становлении характера.

Почему нельзя унижать ребенка? Психика ребенка формируется исключительно в условиях взаимодействия с окружающими, прежде всего, с родственниками. Публичное порицание, физические наказания, унижают его чувства и достоинство. Ребенок воспринимает такие действия со стороны близких людей, как предательство, что надолго сохраняется в его памяти.

Как наказать ребенка за вранье? Маленькие дети, как правило, врут родителям из-за страха. В этом случае не стоит ругать или наказывать малыша. Нужно помочь ему избавиться от этих опасений, поддержать. Специалисты рекомендуют избегать тотальных запретов. Это будет провоцировать ребенка на получение желаемого любыми методами, в том числе и посредством обмана.

Как наказать ребенка за мат? Наказания не помогут отучить малыша употреблять нецензурные слова

Психологи рекомендуют игнорировать мат и переключить внимание ребенка. С подростком решить эту проблему путем наказаний и ограничений не получится

Родители должны стать авторитетом

Родители должны стать авторитетом.

Как пороли детей в старину? В большинстве случаев детей в старину пороли розгами, которые представляли собой связку тонких прутьев. Наказание применяли не только родители, но также воспитатели и учителя, к примеру, за недостаточное старание в учебе. Удары наносили исключительно по мягким частям тела. Стоит отметить, что пороли детей любых сословий: в те времена для ребенка это считали полезным.

Лучшие варианты наказания ребенка без насилия

13 способов как лояльно наказать ребенка за непослушание:

«Штрафные» работы. Если ребенок сделает какой-то проступок, то должен выполнить домашнюю работу. Например, порисовал стены – вытирай, намусорил – убирай… Очень хорошо в семье установить определенные правила, в случае нарушения которых, любой должен выполнить наказание – вытереть окна, помыть посуду, убрать со стола и прочее. Сказка в виде наказания. Я часто придумываю различные сказки на ходу, чтобы помочь детям освоить нормы поведения. В моих сказках главный герой делает те же самые проступки, что и мои дети. В конце каждой сказки герой осознает, что так делать нельзя и больше не повторяет свои ошибки. Есть уже всем известные готовые сказки такие как: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Что посеешь, то и пожнешь» или другие поучительные сказки. Изоляция ребенка. Малыша ставят в угол или уводят в другую комнату, где нет игрушек, и просят подумать о своем поведении и успокоится. Для того, чтобы понять свою вину дается столько минут, сколько детям лет. Так 3-летнему чаду достаточно давать для раздумий 3 минуты. Лишение приятного. Такой способ будет эффективным для большинства детей и не принесет морального и физического вреда. Например, если ребенок сделал намеренно шкоду, не дайте ему в этот раз обещанных сладостей. Наказание посторонним человеком. Обычно этот метод работает очень хорошо. Дети остро воспринимают критику чужого человека. Так можно попросить прохожего пожурить малыша и поговорить о его плохом поведении. Самонаказание. Если ребенок хочет попробовать горчицу, разрешите ему это сделать, при этом рассказав о том, что будет после того, как он это сделает. Так ребенок будет верить вашему слову и в следующий раз хорошо подумает, стоит ли игра свеч. Детям постарше можно предложить самому выбрать наказание за проступок. Крик. С этим методом надо быть поосторожней и применять его нужно во время опасных моментов, когда необходимо, чтобы ребенок быстро прекратил какое-то действие. Так, если ребенок каждый день слышит крики в свой адрес, то в скором времени он реагировать на них не будет. Это, конечно, тяжело не сорваться на крик. Так как у детей есть особый талант- «играть на нервах». Иногда родители срываются на крик, используя оскорбления в адрес ребенка. В этом случае малыш не очень хорошо понимает всю суть претензий, но хорошо запоминает слова и стиль поведения. И вскоре вы сможете услышать все выученное в свой адрес. Так что не удивляйтесь. Игнорирование ребенка. Это является серьезным наказанием особенно для ребенка дошкольного возраста. Ведь родители в этот момент – самое главное в их жизни. Психологи не рекомендуют устраивать байкот подолгу и часто. Когда ребенок выполнит ваше требование, поцелуйте и приласкайте его. Исправительный стульчик. Это наказание очень распространенно в США и сейчас его внедряют во многих детских садах. Если ребенок перестает слушаться, его садят на непродолжительное время на стульчик, объясняя, за что наказали. Запугивание. Многие мамы применяют такой способ наказания

«Вот прилетит злая фея и заберет тебя за непослушание..» Но этот метод нужно использовать с осторожностью. Так как у детей – меланхоликов на почве запугиваний может развиться внутренняя драма

Строгий взгляд

Этот способ работает только с послушными детьми и мамами с «железными нервами». Маме довольно неодобрительно взглянуть на ребенка, чтобы он задумался о последствиях такого поведения. Повышение голоса. Этот способ также является одним из самых лояльных и работает с более покладистыми детьми. Когда дети слышат, что мама немного повысила голос, сразу понимают, что так делать нельзя и перестают шалить. Объяснение. Это очень лояльный способ наказания. Использовать его стоит также параллельно со всеми другими методами наказания. Если ребенок уже большой, чтобы рассказать, почему он нашалил, то прежде чем наказывать, расспросите о его мотивах. Так окажется, что часы он разобрал, не для того, чтобы досадить папе, а чтобы узнать, что там находится внутри. В жизни бывает всякое и иногда слегка шлепнуть ребенка просто необходимо.

Причины непослушания ребенка

Малыш может не знать, что делает что-то не так. Например, если ему пять, и он достал из кошелька у взрослого купюру – это совсем не означает воровство. Ребенок просто повторяет действия окружающих людей.

Мама и папа первые устанавливают правила в жизни малыша. Очень часто ребенок хочет проверить границы дозволенного: что случится, если я сделаю по-другому? Такое часто происходит в семьях, где родители не постоянны в свои требованиях. Вчера ребенку можно было полдня смотреть телевизор, сегодня ему не разрешают уделить 10 минут любимому мультику.

Ребенок хочет любым способом привлечь внимание родителей: «Лучше мама ругает, чем ведет себя так, будто меня не существует»

Последствия

По мнению знаменитого психоаналитика Эрика Эриксона, кризис 3-х лет способствует формированию независимости и волевых качеств. И это не единственные положительные последствия, среди которых также можно отметить:

  • первичную самостоятельность;
  • адекватную самооценку;
  • способность самоанализа;
  • социальную адаптацию.

Однако при недостаточном внимании и неправильном поведении родителей, а также из-за психологических проблем самого ребёнка кризис может иметь и негативные последствия. Во-первых, частые и слишком импульсивные истерики могут закончиться травмой и становятся причиной достаточно глубокого стресса. Во-вторых, из-за внутренних переживаний и чрезмерного эмоционального напряжения нередко развиваются:

  • невротические реакции;
  • энурез;
  • внутренние комплексы;
  • ночные страхи, кошмары;
  • заикание.

Затяжной детский кризис приводит к формированию истерического типа личности. Характерные для него симптомы становятся постоянными паттернами поведения.

Возрастной кризис 3 лет — обязательный этап в развитии и формировании полноценной личности. Его нельзя избежать или вылечить, как какую-то болезнь. Но сгладить и минимизировать негативные последствия родители в состоянии. Для этого придётся набраться терпения и разобраться в детской психологии.

Как перестать себя наказывать. Вопрос психологам

Добрый день!Я несколько лет страдаю компульсивным перееданием. Я заедаю любую самую незначительную фрустрацию тоннами еды (всей, что найдется на кухне — до сих пор живу с родителями в свои 25 лет)

Пыталась найти причину «ложного зверского» аппетита: через еду я наказываю себя за то, что не смогла достичь чего-то важного или не вызвала положительных эмоций у интересного мне человека или не выбрали мою идею на работе или произошла еще какая-то неудача. Набиваю желудок всем подряд — мне становится больно и плохо и сонно, возникает чувство вины, возникает лишний жир, перестаю выходить из дома вообще, процесс убыстряется.. А затем, видя в зеркало мерзкую тушу, со слезами на глазах начинаю процесс «стройнения» заново

Хочется вырваться из этого замкнутого круга.Самые тяжелые приступы возникают весной и осенью.Проходила курс групповой психотерапии — эффект длился около 2 месяцев, затем всё вернулось

А затем, видя в зеркало мерзкую тушу, со слезами на глазах начинаю процесс «стройнения» заново. Хочется вырваться из этого замкнутого круга.Самые тяжелые приступы возникают весной и осенью.Проходила курс групповой психотерапии — эффект длился около 2 месяцев, затем всё вернулось.

Как воспитывать и наказывать детей: градация по возрасту?

Как бы ни хотелось, но не всегда душевные беседы с малышом помогают избавиться от его плохого поведения. Иногда нужно наказать ребенка, чтобы он усвоил то, как себя нужно вести в обществе, выучил правила и нормы поведения.

Очень важный аспект: наказание, должно быть, применено только за те действия ребенка, о последствиях которых он знал и знал, что его поступок неправильный. Другими словами, сначала нужно было ему объяснить, что так делать нельзя, если это не было сделано, то проведите воспитательную беседу. За повторный случай уже можно наказывать.

Поэтому и наказывать их нужно согласно их возрасту и действию. Так, за отобранную у друга машинку, малыша нельзя наказывать с применением физической силы, но можно его в чем-то серьезно граничить, например, в тех же мультиках. Особенно это касается малышей, которые еще не осознают себя как личность и не применяют к себе четкое я. Это свойственно детям до 3 лет. Именно после этого возраста он начинается усваивать за что можно получить наказание, а за что нет.

А вот в пятилетнем возрасте ребенок занимается активным подражанием. Так, если ваш сын такого возраста взял немного денег из вашего кармана, то не нужно делать скоропалительных выводов, о том, что это кража. Зачем ему деньги, если он еще не в состоянии понять их ценности? Чаще всего малыш перенял это от взрослых и самое время понять, кто оказал на него такое влияние. Но если такая ситуация приключилась со школьником средних классов или старше, то, как ни крути, это воровство, и ему нужно адекватно наказать.

Школьники также неоднозначное понятие, ведь в школах учатся дети разных возрастов. Поэтому их проступки должны быть наказаны обязательно в соответствии с их возрастом. Например, курение или воровство, вранье должны быть наказаны строго, но не сурового. Согласитесь, есть разница поймать за курением второклассника или уже сформировавшегося как личность выпускника.

Такие проступки не должны пускаться на самотек, но и решать их нужно правильно. Тут не будет лишним помощь не только классного руководителя, но и штатного психолога, желательно, привлечь к решению проблемы. Именно их советы и рекомендации помогут сделать все правильно и выбрать адекватное наказание провинившемуся.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей

Результатом этого противоречия и является наказание.
Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий

Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель

Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение

Психологи утверждают: физическое наказание недопустимо, оно ломает психику ребенка на многие годы вперед. Крики и дерганые жесты лишь истончают нить отношений между родителями и детьми, особенно если мать кричит на ребенка прилюдно. Поставить ребенка в угол тоже не вариант – это воспринимается как ограничение свободы. Чем больше ограничений – тем острее желание отвоевывать свое мнение.

Как же объяснять ребенку, что он не прав? Словесно, тщательно подбирая слова. Вот пять основных способов
контролировать детское поведение без психологических и физических наказаний:

1. Устанавливайте и обговаривайте правила заранее
. Идя в магазин, спокойно повторите правила поведения в магазине. Сыграйте в игру: «Мы в магазине», обыграв куклой положительные и отрицательные моменты. Вот кукла хочет новую игрушку, упала на пол и закатила истерику. Спросите у ребенка: правильно ли кукла себя ведет? Советуйтесь с ребенком, словно с взрослым человеком. Правила поведения в домашних условиях необходимо распечатать крупными буквами и повесить на видное место в доме.

2. Метод «Меняемся местами»
. Если ребенок имеет привычку драться, швырять предметы в человека и т.д., необходимо поставить ребенка на место этого человека. Опять же играючи. Спросите: «Когда тебе больно, ты плачешь?». Объясните, что взрослые могут контролировать свои слезы, но это не значит, что от прилетевшего в лицо или плечо кубика не больно. Нарисуйте карточки (или найдите подходящие ), когда можно драться, а когда нет. Например, можно вступить в драку, защищаясь. Но нельзя драться просто так.

3. Сказкотерапия
. Придумывайте сказки, где главного героя зовут так же, как вашего ребенка, и он совершает те же плохие поступки. Делайте акцент на том, что хорошо, а что плохо. Можно перефразировать уже имеющиеся сказки, вставив туда подходящие ситуации.

4. Устраивайте раз в неделю «День веселья»
. Детская энергия требует выхода, разрешите ребенку выплеснуть накопившуюся агрессию – побейте чучело из подушек, порвите бумагу, громко покричите вместе где-нибудь на природе и т.д.

5. Метод «Волшебные часы»
. Возьмите любые часы со стрелками. Когда ребенок совершил плохой поступок, объясните, почему это плохо и предложите поиграть в «Машину времени», чтобы самостоятельно исправить ситуацию: поверните стрелки на несколько часов назад, и пусть ребенок сам найдет вариант правильного поведения в аналогичной ситуации. Вариантов может быть несколько, не забывайте каждый раз переводить часы назад. Можно добавить музыкальный элемент, как знак временного перемещения.

Ваш ребенок провинился,а вы не знаете, как поступить в подобной ситуации?

Или все-таки стоит простить проказнику его невинные шалости?

Бесспорно одно: в наши дни без такого средства,как наказание необойтись, и удача в том, чтобы его использование было,как минимум,элементарно в педагогическом отношении.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий