Нужно ли учить ребенка писать до школы?

Метод Тихомирова

Метод был основан в 19 веке на теории известного педагога и деятеля народного образования Дмитрия Ивановича Тихомирова. Исследователь считал, что для обучения ребенка грамотному письму, нужно заставлять его читать текст именно так, как он написан, не опасаясь, что ребенок станет и говорить точно также. Каждый ребенок понимает, что люди говорят не так, как пишут.

На практике эта теория реализуется очень просто – требуется научить ребенка орфографическому чтению, во время которого особое внимание уделяется слогам слов. Дайте своему чаду задание прочитать вслух какой-либо текст, четко и громко, но не так, как люди говорят в обычной жизни, а по слогам

Читать нужно в быстром темпе, но успевая выделять и подчеркивать слоги.

При таком чтении активизируется и моторная, и слуховая и зрительная память. В итоге, сталкиваясь с уже знакомыми словами в тексте, ребенок мысленно будет их правильно произносить, а значит, и писать тоже.

Помимо прочего, и сам Тихомиров, и многие педагоги, применявшие и применяющие его метод сегодня, уверены, что грамотности посредством орфографического чтения лучше всего обучать, используя классическую литературу, например, произведения А. П. Чехова, А. Н. Островского, А. С Грибоедова, А. С Пушкина, И. А. Бунина и других авторов.

А чтобы занятия не превратились для ребенка в «мучение», нужно сформировать у него отношение к ним, как к интересной игре, ведь играть гораздо интереснее, чем учиться. Орфографическое чтение станет приятным времяпрепровождением и забавой, ведь слова, читающиеся по слогам, могут звучать весьма комично.

До 10 лет с ребенком можно читать таким способом по 10 минут в день. Если у вас есть словарные блоки для ребенка, пусть он читает и их точно также – по слогам, четко и громко и по нескольку раз

Когда ребенок произносит слова не так, как они пишутся, а так, как говорятся, нужно сразу же обращать на это внимание и просить перечитывать

По мнению Д. И. Тихомирова, ежедневные систематические занятия орфографическим чтением способствуют формированию у ребенка чувства природной грамотности. Уже через несколько месяцев занятий дети начинают писать слова без ошибок, причем даже сложные термины.

Используя в процессе обучения метод Д. И. Тихомирова в комплексе с письмом под диктовку и списыванием с образца, вы научите своего ребенка писать именно так, как нужно – без опечаток и ошибок. Также будет расширяться его словарный запас, а это значит, что уже с первых лет обучения он начнет показывать отличные результаты на уроках в школе и выполнении заданий дома. Собственно, и расти ваше чадо будет, постоянно развиваясь и совершенствуясь в полученных навыках.

Здесь же мы хотим вас предостеречь: если вышеназванные методы по какой-то причине не действуют, то причин здесь может быть две: либо вы проводите занятия неправильно, и в этом случае повлиять на ситуации можете только вы, либо у ребенка есть небольшие проблемы с фонетико-фонематическим восприятием. В таких случаях ребенок все слышит, но обилие сливающихся звуков создает ему помехи для осмысления слов. Консультация у логопеда будет выходом из положения, ведь специалист всегда сможет подобрать индивидуальный коррекционный курс. Впрочем, посетить логопеда никогда не будет лишним, т.к

профессионал может услышать и увидеть то, на что родители просто не обратят внимание. Зарубив зародыш трудностей в самом начале, вы создадите благодатную почву для успешного обучения письму в будущем

Из следующего урока вы узнаете о показателях грамотности для детей разных возрастов, несколько интересных орфографических упражнений и игр для разрешения проблем с пунктуацией, познакомитесь с принципами работы над орфографией и другой информацией на тему того, что делать, если ребенок пишет безграмотно.

Должен ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители убеждены, что главное перед школой научить ребенка читать, писать и считать. Но это не совсем так.

– Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия, – отмечают в Министерстве образования.

Вместе с тем педагоги и психологи считают, что готовить ребенка к школе обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.

– Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада. Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв, – советуют в ведомстве.

Не стоит торопиться!

Педагоги начальных классов из года в год говорят мамам и папам, что не нужно самостоятельно учить дошкольников писать прописными буквами. Почему они столь категоричны? Знакомство с каллиграфией в этом возрасте исключено по следующим причинам:

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

  1. Пятилетка еще не созрел для письма ни физически, ни психически: мелкая моторика рук не развита, не работают должным образом механизмы нервно-мышечной регулирования и зрительной координации, не завершено окостенение запястий и фаланг пальцев.
  2. Мало у кого из родителей имеется специальное образование. Ведь буквально для каждой буковки разработан определенный алгоритм ее написания, которому учитель посвящает несколько уроков. Чаще всего самостоятельное натаскивание приводит к ошибочной технике письма.
  3. У детей, научившихся писать рано, часто наблюдается плохой почерк. Чтобы овладеть навыком каллиграфии, необходимо не менее часа в день прописывать буквы, что, согласитесь, невозможно в случае с дошколятами. Помимо этого рядом с ними должны быть и мамы, приглядывая за точным отображением того или иного элемента, что тоже затруднительно. В итоге, оставшись без присмотра, чадо пишет так, как ему удобнее. И за партой его будут не обучать, а переучивать.
  4. Специалисты отмечают, что даже в подготовительных группах садика ребятишки не всегда могут сориентироваться в таких необходимых для написания характеристиках, как право-лево, верх-низ, ближе-дальше и т. д. Что уж говорить про младших деток.

Готовимся к письму

Педагоги говорят, что некоторые первоклашки сталкиваются с многочисленными трудностями при работе в прописях:

  • они не умеют правильно держать ручку;
  • не ориентируются на листе тетради;
  • периодически разворачивают ее при штриховании;
  • рисуют очень маленькие картинки на бумаге.

Эти особенности свидетельствуют о том, что взрослые попросту не уделяли достаточного внимания детям при домашних занятиях. То есть в дошкольном возрасте нужно не учить малыша красиво выводить буквы, а совершенствовать точную моторику пальчиков, память, мышление и речь. Также подготовка должна включать задания на развитие координации руки и глаз. Как помочь дошколятам?

Задания для подготовки руки к письму

Очень важно научить ребенка правильной посадке за столом, положению альбомного или тетрадного листа, рук, карандаша. Будущему школьнику будет намного проще выполнять такие же требования при работе в прописях.
Рисуем изображения, в которых сочетаются самые разные линии: прямые, вертикальные, наклонные, волнистые

В средних группах детского сада можно рисовать дорожки, столбики и ленточки, постепенно переходя к замыканию линий в форме кружков (колечки и клубочки). В старшем дошкольном возрасте упражнения становятся более сложными: размещение палочек, дуг, овалов и кругов в клетках.
Кто говорит, что дошкольники не пишут диктанты? Графические упражнения научат правильно определять направление, писать под диктовку взрослых и даже немного считать. Например: «Одна клеточка вниз, три клетки направо» и т. д.
Штриховка поможет вашему чаду сформировать полезное умение равномерного движения руки под зрительным контролем. Научите ребенка проводить горизонтальные, параллельные и наклонные черточки одним движением карандаша.
Еще один эффективный способ – раскрашивание картинок в специальных книжках. Это упражнение совершенствует силу нажима, делает движения пальцев координированными (либо можно скачать и распечатать раскраски у нас на сайте ).
Предложите крохе скопировать приглянувшиеся картинки на прозрачную бумагу. Отдавайте предпочтение узорам, ведь в них огромное количество завитков, узелков, крючков, которые являются элементами прописных букв.

Трудности обучения письму

  1. Наверняка, мало кто из нас знает, что неправильное первичное обучение письму и чтению может стать в будущем причиной трудностей в школьном обучении. Только опытные педагоги знают все тонкости сего процесса, приводя ряд доводов для родителей.
  2. Обычно дошколята в старшем возрасте не обладают всеми нужными навыками для обучения письму в такой период. Все это обусловлено тем, что у ребенка дошкольника еще недостаточно развита мелкая моторика рук. Если быть точнее, фаланги пальцев и само запястье пока еще не приспособлены к овладению письменными принадлежностями и письму. К тому же препятствием к учебе письма может помешать не до конца развитая зрительно-моторная координация.
  3. Правила чистописания подразумевают только индивидуальное несколькочасовое обучение написанию каждой литеры. Родители, не обладая педагогическим образованием, не смогут полноценно обучить ребенка правильной технике написания.
  4. Большинство педагогов, в руки к которым попадают дети, умеющие писать, жалуются на то, что их приходится попросту переучивать. Каллиграфия диктует правила индивидуального обучения каждой букве в течение нескольких часов минимум. Вряд ли дошкольники обладают такой усидчивостью, чтобы высидеть эти занятия.
  5. Практически все дети в дошкольном возрасте не умеют правильно ориентироваться на поверхности чистого листа. Это говорит лишь о том, что пока ребенку будет достаточно обучения рисованию, но никак не письму.

Чему ребенок может научиться до школы?

— …Что ребенок может перед школой? Очень многое: хорошо рассуждать, активно проявлять любопытство, интересоваться вокруг, хотеть учиться или не хотеть учиться, хорошо двигаться, если мы уделяли движению достаточно внимания. 

У него к школе, к шести годам, должна быть хорошо сформированная речь. Что это значит? У него должен быть богатый словарный запас, он должен грамматически правильно строить предложения, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Он должен уметь рассказать о прошедшем событии, о том, что с ним случилось, о каких-то явлениях, которые он заметил. Он может пересказать интересный мультик или книжку, которую ему читали. 

С чего начать

Интерес к письму появляется, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты зрительное восприятие, речь, внимание и память. И конечно, к этому времени он должен уметь читать. Создать базу для обучения помогут:

Создать базу для обучения помогут:

  • пальчиковые игры;
  • игры с мячом и кубиками;
  • сборка конструктора;
  • рисование, лепка, аппликация, пазлы;
  • застёгивание пуговиц, кнопок, липучек, завязывание шнурков;
  • нанизывание бус;
  • нарезка овощей.

Чтобы научить ребёнка писать буквы, лучше задействовать разные каналы восприятия

Важно, чтобы он не только увидел, но и физически прочувствовал их очертания. В этом помогут карточки с шершавыми буквами — их можно купить, но лучше сделать вместе с ребёнком. А ещё попробуйте выкладывать буквы лентами, собирать их из палочек и лепить из пластилина

А ещё попробуйте выкладывать буквы лентами, собирать их из палочек и лепить из пластилина.

Рекомендуем начинать каждое занятие с упражнений для пальчиков. Они помогают разбудить чувствительность и подвижность. Очень полезен также массаж колючим резиновым мячиком или тренажёром су-джок.

Упражнение «Кулак — ребро — ладонь»

Три положения руки сменяют друг друга. Выполняется каждой рукой по 8–10 раз.

Упражнение «Дом — ёжик — замок»

«Дом» — пальцы соединяются под углом, большие пальцы перпендикулярны ладони.

«Ёжик» — ладони располагаются под углом, пальцы одной руки проходят между пальцами другой.

«Замок» — ладони прижаты, пальцы переплетены.

Гимнастика «Колечки»

Большой палец поочерёдно соединяется в кольцо с указательным, средним, безымянным и мизинцем с постепенно возрастающей скоростью. Нужно делать как в прямом порядке — от указательного к мизинцу, так и в обратном. Сначала каждой рукой по отдельности, затем вместе.

Наш автор — Т. Ф. Клементовича (создатель уникальных методик по обучению дошкольников письму, чтению и математике, педагог-психолог высшей категории со стажем более 30 лет) — отвечает на главные вопросы родителей по поводу обучения детей письму.

Нужно ли учить детей писать, читать и считать до школы?

Безусловно, нужно. Неподготовленным первоклашкам трудно бывает догнать своих сверстников-одноклассников. Даже если ребёнок хорошо развит, умеет читать, считать, но графические навыки отсутствуют, трудности неизбежны. Сейчас при каждой школе есть курсы для будущих первоклассников, где дети получают необходимые учебные навыки.

Если родители сами хотят научить своего ребёнка писать, то надо быть очень осторожными. В этом разделе программы есть свои тонкости и нюансы. Неправильное соединение букв и их начертание может привести к тому, что ребёнка придётся переучивать. В этом случае лучше не учить детей письму, а ограничиться штриховкой, раскраской и рисованием.

А когда лучше начинать готовить руку ребёнка к письму?

Готовить руку к письму лучше с самого раннего детства. Предлагайте малышу всевозможные пирамидки, матрёшки, «втыкалочки», мозаику, раскраски и пластилин. Всё это помогает пальчикам окрепнуть и развить мелкую моторику. Ручки ребёнка становятся ловкими и подвижными. Ими легко управлять.

У многих детей уже в 4 года появляется желание писать печатными буквами, но они получаются некрасивыми и кривыми, а слова—с ошибками. Чтобы небрежное письмо не укоренилось, вам поможет моя первая книга «Сам читаю, сам пишу». Эта пропись в крупную клетку, где дети учатся писать печатными буквами и читать одновременно. До середины книги малыш знакомится с начертанием всех букв. Он только обводит (прописывает) буквы, слоги и слова карандашами очень медленно сверху вниз, старательно попадая в линии образцов. Скорость придёт позже. Заниматься по этой книге нужно каждый день.

Когда ребёнку исполняется 6лет, можно переходить ко второму пособию «Я учусь писать красиво». В ней вы увидите особую крупную разлиновку для обучения детей письму, где у каждого элемента буквы есть своё место, свой «домик». Вначале ребёнок пишет письменные буквы, слоги и слова по точкам цветными карандашами. Взрослый должен внимательно следить за каждой линией, за каждым элементом, который пишет ребёнок, сопровождая письмо устными советами и пояснениями. С 37 страницы переходим к письму мягким простым карандашом, ведь точки закончились, и ребёнок сам должен выполнить все задания. Может быть, и резинка понадобится, чтобы исправить ошибку, но лучше ею не злоупотреблять. Через 10листов переходим к письму ручкой. Можно использовать ручку-корректор, которая позволяет убрать неправильные линии.

Главное вы уже знаете, но я повторю то, что ребёнок не должен писать без контроля со стороны родителей, потому что взрослый:

  • даст нужный совет,
  • поможет правильно перенести слово на нужную строку,
  • подскажет — одну или две клетки нужно пропустить между словами,
  • поможет уточнить значение каждого слова, подскажет, что Шишкин—это художник, как выглядит цилиндр, циркуль, плющ и хохлома (в прописях я использую много словарных слов, что позволит ребёнку писать в школе более грамотно).

Вашему ребёнку исполнилось 7лет. Если вы занимались письмом ежедневно, можно переходить к третьей книге «Я учусь писать красиво. Часть 2. Прописи, которые помогут освоить первые правила русского языка». Успех красивого письма гарантирован, если нет проблем со здоровьем и главное—если у самого ребёнка есть желание научиться писать красиво. Предположим, у вашего сына или дочери возникли затруднения при выполнении заданий, тогда советую воспользоваться «приёмом работы с калькой». Для этого положите лист кальки на нужную строчку, и пусть ребёнок прописывает задание сначала по кальке 2–3 раза, а потом уже в прописях. Научившись писать красиво крупными буквами, ваш первоклассник легко перейдёт в школе на уменьшенный размер букв, а почерк останется красивым.

Чек-лист речевых проблем дошкольников

— Что должен уметь ребенок к 5–7 годам? Можно ли составить чек-лист для детей разного возраста?

— Возраст 5–7 лет — это предшкольный период, когда родители начинают задумываться о том, в какую школу ребенок пойдет, по какой программе будет учиться и сможет ли ее усвоить.

По сути, в пять ребенок владеет речью в совершенстве, как взрослый человек. Когда все не так, то это тревожный звоночек.

Что в этом возрасте уже есть — отмечайте. Если ни по одному пункту нет галочки, то надо срочно бить тревогу. Равно как и 1–2 плюсика — тоже повод беспокоиться. 

  1. Богатый словарный запас (2500–3000 слов).
  2. В речи присутствует много существительных, прилагательных, личных местоимений, используются предлоги.
  3. Присуще словотворчество, ребенок может придумать собственные стихи. Читает стихотворения с выражением.
  4. Появляется пересказ, в стадии формирования — монолог. Из нескольких предложений может составить логичное высказывание, с выводом. 
  5. Выговаривает все звуки (звуки , могут появиться чуть позже).

К шести годам у ребенка прекрасная коммуникация, он разговаривает и с ровесниками, и со взрослыми. К семи годам он готов к освоению школьной программы. 

Что характерно для этого возрастного периода:

  1. В речи присутствует много слов с абстрактным значением.
  2. Умеет обобщить предметы одной родовой категории (губы, рот, глаза — части лица) и объяснить значение достаточно сложных слов (рельсы, палуба, сито, винегрет).
  3. Владеет пространственными и временными понятиями («право-лево», «сколько времени»), знает названия и последовательность времен года, дней недели, суток.
  4. Оперирует географическими понятиями, знает название своей страны, ее столицы.
  5. Владеет правилами движения пешеходов.
  6. Изменяет части речи с учетом числа, рода и падежа. Владеет согласованием числительного и прилагательного с существительным.
  7. Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.
  8. Нет ошибок звукопроизношения, правильное использование ударения.

Итак, есть прогноз накануне школы, так сказать, финальный — к чему пришли. А есть долгосрочный. 

«Уберите вашего ребенка!» Можно ли семьям детей с аутизмом этого избежать

Я уже говорила, что, если у ребенка тяжелое нарушение речи, такое как алалия, или нарушения речи в структуре синдромов, генетических аномалий и сочетанных нарушений (синдром Дауна, аутизм, ДЦП), коррекция должна быть ранней и достаточно продолжительной. Начинать нужно в возрасте с 2 до 3 лет. И, вероятнее всего, придется продолжать заниматься в школе и довольно долго коррекцией речи, нарушений письма и чтения.

Если это только речевые прогностически несложные проблемы (нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматических категорий или связной речи), то нарушений письма и чтения в принципе быть не должно. 

Знаете, во что мы в этом случае упремся? Кадры и возраст детей (начинать нужно не позже 5–6 лет). Если до школы занимались правильно, то исправить все успели и даже провели профилактику нарушений. Если были слабые специалисты и поздно начали заниматься (наш чек-лист это покажет), то, увы, ребенок продолжит занятия в школе.

Стоит ли обучать дошкольника чтению и письму: мнение педагога

На наш вопрос отвечает учитель младших классов с 17-летним стажем, Е.П. Чехлова.

Важно! Обучение дошкольника чтению и письму не весьма важно. Более значительно будет, если родители начнут обучать ребенка рассуждать, грамотно формулировать свои мысли, делать логические выводы. Ребенка можно учить считать и писать

Пускай он вместе с мамой на кухне считает количество огурцов, луковиц при готовке салата, конфеты, игрушки, шаги по пути к детскому саду. Также ребенка следует научить правильно держать карандаш, рисовать, заштриховывать, обводить рисунки по точкам

Ребенка можно учить считать и писать. Пускай он вместе с мамой на кухне считает количество огурцов, луковиц при готовке салата, конфеты, игрушки, шаги по пути к детскому саду. Также ребенка следует научить правильно держать карандаш, рисовать, заштриховывать, обводить рисунки по точкам.

Очень важно развитие моторики пальцев. А эти навыки весьма важны, поскольку достаточно часто в школу приходят дети, не способны удержать ручку. Так вот мышцы кисти у ребенка должны быть натренированы, помочь помогут ему в этом лепка из пластилина, нанизывание бусин на нитку, собирание конструкторов

Так вот мышцы кисти у ребенка должны быть натренированы, помочь помогут ему в этом лепка из пластилина, нанизывание бусин на нитку, собирание конструкторов.

А читающие дети?.. Хорошо было бы, если бы читать умели все в классе. Но в первом классе обычно сидят дети, среди которых половина читает, вторую половину мы обучаем буквам. И вот для читающих создается ловушка: на уроках им становится скучно, и учителя они слушать перестают.

Кроме того, в школе обучают не только чтению. На уроках дети изучают звуки, произношение, звукобуквенный анализ, делят слова на слоги.

И самое неприятное, когда дети обучаются родственниками, которые понятия не имеют о тонкостях этого процесса. Дети читают по буквам, не соблюдают пауз, интонаций. Вот и приходится не просто учить, а переучивать. А это дополнительная нагрузка как на ребенка, так и на учителя. В итоге нередко к концу второго семестра дети, совсем не умеющие читать в начале учебного года, обгоняют в чтении тех, кто читал до прихода в первый класс.

Поэтому мое мнение такое: учить читать до школы надо только тех детей, которые сами проявляют такой интерес. Но если у ребенка нет стремления, принуждать не стоит. А в случае, когда такое обучение заканчивается для вашего чада слезами, знайте, вы отбиваете желание обучаться у ребенка, который еще не знает, что такое школа.

Ранее развитие с точки зрения нейропсихолога, Анны Владимировны

Анна Владимировна, как вы относитесь к тому, что дети начинают писать и читать в 2-3 года?

Весьма отрицательно. Для сравнения можно привести аналогию, когда люди начинают жить половой жизнью в 10 лет. От этого ребенок получит только травму, так как ни психологически, ни физиологически он еще не готов.

Энергетический потенциал мозга ограничен, в 2-3 года у ребенка должны развиваться эмоциональная и сенсомоторная сферы. Но если энергия мозга будет потрачена не в то русло, пострадает телесное развитие. До какой степени, сказать тяжело. Бывают случаи, когда детей после таких учений приходилось лечить.

Важно! Наши дети идут в школу полностью дезадаптивными, абсолютно не имеют малейших бытовых знаний, при этом родители их просто натаскивают ненужными еще знаниями. Развитие ребенка начинается с наглядно-образного, переходит к абстрактно-логическому. Уча ребенка читать в три года, мы переворачиваем законы природы

Последствия наших действий будут видны в дальнейшем

Уча ребенка читать в три года, мы переворачиваем законы природы. Последствия наших действий будут видны в дальнейшем.

А были среди Ваших пациентов дети, пострадавшие от такого раннего развития?

Были. Однажды при поступлении девочки в школу мама говорила о плаксивости, гиперреактивности, непонятных страхах девочки, чего раньше не было. На самом деле оно просто не проявлялось в такой степени. На девочку повлияли большие нагрузки, также новизна ситуации.

Как научить писать буквы

Если решено обучать ребенка дома, лучше начинать сразу с прописных букв

Важно изучить методику, по которой будут проходить занятия. Начинают с простых элементов: палочек, крючков, волнистых линий, кружочков. Это готовит руку, позволяет контролировать силу нажатия, в дальнейшем – соединять отдельные элементы

Для этого лучше заниматься в специальных прописях, задания там даются в определенной последовательности, ребенок учится писать, переходя от простых элементов к сложным

Это готовит руку, позволяет контролировать силу нажатия, в дальнейшем – соединять отдельные элементы. Для этого лучше заниматься в специальных прописях, задания там даются в определенной последовательности, ребенок учится писать, переходя от простых элементов к сложным

Там же уделяется внимание правильному написанию прописных букв и их соединению между собой

Параллельно дошкольника знакомят с внешним видом заглавных и строчных прописных букв. Не все они похожи на свои печатные обозначения, поэтому могут возникнуть трудности. Когда ребенок научится их различать и четко называть показанную прописную букву, можно переходить к их воспроизведению на бумаге.

Для начала лучше предложить ученику карандаш, так ему будет проще исправить свои первые ошибки. Заниматься следует не дольше 5 минут. Если ребенок просит позаниматься еще, процесс ему нравится и не доставляет неудобств, можно продлить до 10-15 минут.

Интересно: Педагоги замечают, что у ребенка получается выводить буквы тем лучше, правильнее и красивее, чем меньше времени он это делает. Через 5-7 минут рука устает, почерк теряет четкость, буквы начинают «плясать».

Если замечено, что ребенок съезжает со строчки, когда пишет, или не в ту сторону выводит буквы Е, Я, З и подобные (то есть «зеркалит»), перед началом занятия нужно несколько минут уделить работе над ориентацией на листе бумаги. Помогут следующие упражнения:

  • подобрать картинки, на которых следует найти 5-10 отличий;
  • под диктовку быстро рисовать точки на листе сверху, в правом углу, левом углу, снизу посередине и так далее;
  • рисовать маленький круг, квадрат, треугольник, большие фигуры, средние, соотносить их размеры.

Для становления почерка первоначально используют специальные тетради с дополнительной косой линией через каждые 2-4 см. Это помогает держать правильный наклон, соблюдать нужную ширину и высоту букв.

Насчет использования специальных насадок, которые помогают правильно ставить пальцы при письме и фиксировать ручку, мнения расходятся. Одни педагоги одобряют их использование, другие советуют применять их только на начальном этапе обучения. Третьи вовсе говорят, что следует сразу приучать правильно держать обычную ручку. Пусть это займет чуть больше времени, зато потом не придется переучивать или отучать от насадок.

Эффективнее на начальном этапе показывать, как держать ручку, обхватив пальцы малыша своими и водя вместе с ним по бумаге. Так он почувствует, где нужно усилить нажим, где давить чуть слабее, где отрывать руку от бумаги, а где этого не требуется. В какой-то момент родитель отпускает свою руку, срабатывает механическая память, ребенок пишет самостоятельно.

Основные ошибки

Проводя занятия с ребёнком, не стоит излишне увлекаться. В погоне вырастить гения, родители могут нанести вред. Следуйте основным правилам домашних занятий:

  • Длительность занятия не более 15 минут;
  • Запугивать, наказывать, повышать голос и тем более применять телесные наказания недопустимо;
  • Заставлять малыша через силу то что не получается;
  • Проводите занятия в игровой форме, найдите увлекательные упражнения, вызывающие интерес малыша;
  • Подберите время для занятий, когда он полон сил и бодр;
  • Не спешите, практика показывает, что слишком рано научившиеся писать дети в будущем имеют некрасивый почерк;
  • Не берите на себя слишком много функций учителя, оставьте это дело профессионалам.
  • Изучайте специализированную литературу для правильного построения занятия и подбора упражнений;
  • Используйте наглядный материал, картинки, ассоциации.
  • Обучая ребёнка, не гонитесь за скоростью. Обучая его второпях, вы получите плачевные результаты. Главное не только научить, как правильно научить писать, но и как научить ребёнка писать грамотно.

Секрет успеха обучения письму прост – подходите к обучению разумно и взвешенно. Правильно подобранная методика, литература, возраст ребёнка гарантируют успех. Главное помните, что до 6 лет вся деятельность для ребёнка должна быть в игровой форме, чтобы не зарубить на корню интерес к письму. И тогда у вас будут блестящие результаты, которые порадуют вас и вашего ребёнка.

Волнения родителей по поводу подготовки своего ребенка к школе вполне понятны.

Раннее обучение

Существует распространенное убеждение, что чем раньше ребенок начнет учиться читать и писать, тем лучше. Раннее обучение часто рассматривается как способ придать детям преимущество в школе. Но есть ли научные данные, подтверждающие этот подход?

Роль игры и интеракции

Согласно многим исследованиям, раннее обучение чтению и письму не всегда приводит к улучшению результатов в будущем

Вместо того, чтобы учить детей читать и писать в раннем возрасте, важно обращать внимание на более фундаментальные аспекты:. Развитие речи: Умение хорошо говорить – это один из ключевых факторов успеха в школе. Поддерживайте разговоры с ребенком и читайте ему книги для развития языковых навыков

Поддерживайте разговоры с ребенком и читайте ему книги для развития языковых навыков

Развитие речи: Умение хорошо говорить – это один из ключевых факторов успеха в школе. Поддерживайте разговоры с ребенком и читайте ему книги для развития языковых навыков.

Социализация: Взаимодействие с другими детьми и взрослыми развивает социальные навыки, которые также важны для обучения.

Игра: Дети учатся через игру. Разнообразные игры развивают креативность, логику и воображение.

Заинтересованность ребенка

Следует ли ребенку читать и писать до школы – вопрос, который зависит от индивидуальных интересов и способностей

Важно учесть, что давление на ребенка в этом вопросе может вызвать стресс и даже оттолкнуть его от учебы

Вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, чтобы ребенок умел читать и писать до школы, лучше спросите его о его интересах. Поддержите его в изучении того, что его волнует. Развивайте любопытство, а умение читать и писать придет вовремя.

Важные критерии для поступления в первый класс

Когда речь идет о поступлении ребенка в первый класс, существуют определенные критерии, которые могут быть полезными для определения готовности ребенка. Эти критерии могут служить ориентиром для того, насколько ребенок готов к началу обучения

Касательно навыков чтения важно, чтобы ребенок:

Отличал буквы от звуков, гласные от согласных: Понимание основ алфавита и звукового строения слова – это фундаментальные навыки, необходимые для начала чтения и письма.

Мог находить нужную букву в начале, середине и конце слова: Этот навык помогает ребенку с легкостью читать и разбираться в тексте.

Подбирал слова на заданную букву: Это помогает укрепить понимание букв и их роли в словах.

Делил слово на слоги: Умение разбивать слово на слоги способствует развитию навыков чтения и произношения.

Читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное: Умение читать и понимать короткие предложения дает представление о способности ребенка воспринимать и обрабатывать информацию из текста.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий