Педагогический прикорм: как правильно организовать

Когда его стоит ввести?

Самый первый год в жизни малыша – самый важный, с точки зрения педиатрии, а потому и кормление ребенок должен получать строгое и продуманное. Начинать прикорм при грудном вскармливании по советам Комаровского стоит не ранее, чем через 6 месяцев от рождения

И не так важно, что именно преобладает в питании грудничка: материнское молоко или детская смесь. Мнение Комаровского о первом прикорме таково, что до шести месяцев нормально развивающийся ребенок получает все необходимое от матери и специальных молочных смесей. Также ребенок должен вовремя получить те питательные вещества, что отвечают за его рост, а также за развитие организма

Кроме этого, именно жевательные процессы помогут деснам вашего ребенка облегчить прорезывание зубов, а вам пережить с малышом этот нелегкий процесс

Также ребенок должен вовремя получить те питательные вещества, что отвечают за его рост, а также за развитие организма. Кроме этого, именно жевательные процессы помогут деснам вашего ребенка облегчить прорезывание зубов, а вам пережить с малышом этот нелегкий процесс

Продумывание того, когда начинать первый прикорм, было тесно связано с развитием психоэмоциональных и физических процессов в организме детей, поэтому так важно соблюсти этот момент

И другие вопросы о педприкорме

Разрешать ли игры с едой (крошить хлеб, размазывать по столу содержимое тарелки)?

Желательно пресекать. Почему ребенок крошит хлеб – возможно, вы дали ему слишком большой кусок. До года в качестве педприкорма дают еды ровно столько, сколько ребенок способен съесть за один прием пищи. Если малыш играет – значит, он не голоден. Еда должна быть в тарелке или в руке, еда – не игрушка. Впрочем, некоторые считают, что и размазывать можно, и кусочничать на полу, и такая точка зрения есть.

Как быть, если на столе бывают неполезные продукты?

Либо вы принимаете идею педприкорма – либо нет. Если да, то с этого дня вы готовите только здоровую еду. К неполезной еде не относятся молочные каши или домашние блины. Не страшно, если ребенок раз-два в неделю попробует что-то совсем не полезное в микродозе. Главное, чтобы это не вошло в привычку, и вредные вещества не накапливались в организме. Педприкорм не означает, что ребенку дают пробовать колбасу, шоколад, чипсы и алкоголь

Но если маме важно съесть шоколадку на десерт, она дает и ребенку попробовать

Нужно ли допаивать с введением педприкорма?

В таких же ознакомительных дозах. Если мама пьет чай, компот или сок, она может познакомить ребенка со своим питьем, но оно должно быть некрепким (разведенным).

Пища выходит в непереваренном виде – это нормально?

Это нормально. Кишечник тренируется, достаточное количество ферментов вырабатывается только к полутора годам, а то и позже. Не закармливайте ребенка, введение педприкорма не означает, что к году ваше сокровище обязано кушать взрослую еду тарелками. Педприкорм – это такое же знакомство с едой, как и педиатрический прикорм, а не полноценная еда. В нем нет строгих правил, отсчитывания граммов. Сколько съел, столько и съел, но желательно выдавать не более 150 г любой пищи за один раз с девяти месяцев до года, до девяти месяцев ребенок питается только микродозами, постепенно увеличивающимися.

Нужно ли искать какие-то особенные продукты?

Нет. Готовьте из привычных продуктов. В этой статье содержатся советы, как удалить из овощей «нитратные» части: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2776

Как быть с тем, что обычные блюда не содержат достаточное количество витаминов и микроэлементов, которое нужно ребенку, ведь детское питание дополнительно обогащается ими?

Грудное молоко до года (и более) полностью покрывает потребности ребенка в полезных веществах, а после года дети, привыкшие к педприкорму, легко потребляют пищу в достаточном объеме.

Нужно ли отменять в блюдах соль, сахар, молоко?

Нет. Если мама употребляет эти продукты, они все равно попадают ребенку через грудное молоко, и он должен привыкнуть к ним.

Не рано ли давать 6-месячному малышу блины, борщ, взрослый творог, пусть даже и в микродозах? Как-то это странно, а?

Все, чем питается мама, отражается на грудном молоке – следовательно, ребенок с рождения уже попробовал всю ее пищу, ему осталось только научиться пережевывать ее и усваивать в плотном виде. Все микродозы на начальном этапе обязательно запиваются грудным молоком. И микродозы – это действительно МИКРО, они крайне малы. Нет цели накормить, цель –  мягкая адаптация.

Можно ли давать вчерашнюю еду?

Да. Маме не следует усложнять себе жизнь с вводом прикорма. Если она иногда сама ест вчерашнюю пищу, значит, ребенок тоже будет ее пробовать.

Можно ли начинать педприкорм позже?

Наилучшее время для педприкорма – это период возникновения пищевого интереса, по нему и нужно ориентироваться. Для стимула ребенка берут за стол с 3-4 месяцев, он наблюдает, как принимают пищу взрослые.

Ребенок сразу полюбил творог. Можно дать его побольше?

Нет, нельзя

Нужно переключить внимание на другой продукт

Нужно давать только кусочки?

Не до фанатизма. Например, овощи в супе желательно размять вилкой.

Педприкорм – это ужасные ограничения, зачем себе усложнять жизнь?

Все мамы, практикующие педприкорм, наоборот признаются, что жизнь стала проще. Они не гоняются за баночками определенной фирмы, не перетирают, не блендерят, и, в конце концов, они никогда не уговаривают ребенка поесть, а это дорогого стоит. Что касается жестких ограничений: как правило, кормящая мама соблюдает диету, не увлекаясь вредными продуктами, а больше ничего не требуется.

На фотографиях: 1. Яночка (мама nade20), 2. Алиса (мама Клюква), 3. Дима (мама Мяу…), 4. Костя (мама Ириша86), 5. Дуся (мама Leda).

Общие правила педагогического прикорма

Основные принципы естественного прикорма

Педагогический прикорм не подразумевает следование схемам и последовательности введения продуктов в рацион ребенка, как это бывает при педиатрической системе. Начинать можно с любого продукта, даже нескольких за один раз. Прежде всего, малыша надо заинтересовать. Для этого один из родителей усаживает ребенка с собой за стол во время еды. Ребенку нужно приготовить свою тарелочку, желательно пластмассовую, и несколько ложечек.

Сначала внимание малыша будет направлено на тарелку и столовые приборы. Он будет изучать их, брать в руки, сравнивать с мамиными, стучать, скидывать на пол. Тарелка мамы должна стоять так, чтобы ребенок не дотянулся до нее, иначе содержимое рискует также оказаться на полу

Опасно и то, что малыш может схватить большой кусок и засунуть его в рот

Тарелка мамы должна стоять так, чтобы ребенок не дотянулся до нее, иначе содержимое рискует также оказаться на полу. Опасно и то, что малыш может схватить большой кусок и засунуть его в рот.

Мама начинает с аппетитом есть то, что у нее в тарелке. Например, блинчик с творогом на завтрак, рис с говядиной на обед и прочие полезные блюда. Есть при ребенке копчености и другую неполезную пищу не стоит, ведь при педприкорме запрещать ребенку пробовать то, что находится у родителей в тарелке, нельзя, он должен получить все, что его заинтересовало.

Как только ребенок протянул руки к еде, которую употребляет мама, можно дать ему немного попробовать. Например, отщипнуть микродозу от блинчика, дать несколько крупинок творога, пару рисинок. Микродоза – это условное понятие, подразумевающее кусочек пищи, помещающийся между подушечками пальцев взрослого человека. Некоторые определяют это понятие как кусочек, равный размеру горошины. Для жидких продуктов микродозой следует считать один глоток ребенка.

Разрешается попробовать до трех микродоз понравившегося малышу продукта за один раз. С каждым днем доза увеличивается, и если ребенок в течение 5-7 дней все так же проявляет интерес к данному продукту, то к концу недели микродоза увеличивается до 1 чайной ложки.

Спустя время полноценной едой заменяется один прием пищи – завтрак или обед. Запивать малыш будет маминым молоком, не стоит отучать его от этого: оно помогает выработаться ферментам, способным переварить взрослую пищу.

Важно: Необходимо поддерживать интерес малыша к еде, к тому, что он хочет пробовать разные блюда. Ребенок не должен переедать, иначе интерес к данному виду продукта у него пропадет. Поэтому если после 3-4 чайных ложек малыш не наелся и просит еще, можно дать ему попробовать что-то другое

Поэтому если после 3-4 чайных ложек малыш не наелся и просит еще, можно дать ему попробовать что-то другое.

Уже с раннего возраста ребенок приучается к твердой пище: кусочкам моркови, яблока, кабачка. Некоторые родители дают малышу баранки, корочки хлеба. При этом нужно следить, чтобы кроха не подавился, если ему вдруг удастся откусить слишком большой для него кусочек.

Если за столом ребенок не проявляет интереса к еде, а занят только изучением столовых приборов или другими интересными ему делами, это означает, что пищевого интереса у него пока нет, а значит, вводить прикорм ему рано. Не стоит торопить события. Можно продолжать брать ребенка с собой за стол или подождать недельку-другую и попробовать снова.

Первый прикорм детей до года: таблица

Разработаны схемы и графики, позволяющие правильно организовать прикорм ребенка по месяцам. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, климатических условий, традиций стран они могут несколько видоизменяться: так, в тропических странах в продуктах для прикорма первого года можно видеть экзотические фрукты и овощи: манго, апельсины, сладкий батат. В России прикорм для детей включает продукты, распространенные в средней полосе и привычные для организма. Дети «знакомятся» с компонентами овощей и фруктов еще во время внутриутробного развития, благодаря чему снижается вероятность возникновения аллергических реакций. С полугода прикорм вводят всем малышам.

Таблица прикорма

Календарный возраст ребенкаВиды продуктов
6 мес.Овощные монокомпонентные пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи, тыквы, моркови (тыква и морковь вводятся в последнюю очередь).
7 мес.Монокомпонентные безмолочные каши на воде: гречневая, рисовая, кукурузная.
8 мес.Мясные пюре из индейки, кролика, телятины, говядины, ягнятины, курицы. Картофель в монопюре и в сочетании с мясными компонентами. Яичный желток.
9 мес.Кисломолочные продукты: кефир, творожок, натуральный йогурт.
10 мес.Фруктовые пюре или фрукты кусочками в нибблере: яблоко, груша, пюре из чернослива

Выбор первого продукта из списка схожих (например, зерновых каш) рекомендуется осуществлять на основе наблюдений за ребенком или рекомендаций специалиста. Так, при введении монокомпонентных каш следует учитывать, что рисовая каша – самая низкоаллергенная, однако способствует закреплению каловых масс и может осложнить процесс опорожнения кишечника у ребенка, склонного к запорам. Пюре из чернослива, напротив, обладает свойством размягчать содержимое кишечника и облегчать процесс дефекации, что не рекомендуется детям со склонностью к жидкому стулу.

Наличие в таблице выбора различных продуктов не означает, что, например, по достижении 8-месячного возраста ребенок должен начать питаться всеми видами перечисленных мясных пюре. В зависимости от реакции малыша, рекомендаций педиатра и доступности питания вводят 1-2 разновидности из рекомендованной группы.

Основные правила педагогического прикорма

Прикорм при искусственном вскармливании

Важно! Перед началом педагогического прикорма нужно проконсультироваться с детским врачом. Он должен соотнести состояние ребенка с нормами веса, роста, соответственно развитию

В каком возрасте начинать

Начинать педприкорм можно уже с трех месяцев. С этого времени малыш постепенно узнает, что еда является частью повседневной жизни членов семьи. Примерно через 2 месяца исчезает так называемый выталкивающий рефлекс. Он заключается в том, что ребенок старается выплевывать все, что попадает ему в рот.

Первый прикорм

Прикорм вводится при наличии таких признаков:

  • малыш держит предметы в руке;
  • он не выплевывает еду;
  • ребенок проявляет пищевой интерес;
  • при введении новой еды у малыша не появляется рвота.

Дозировка продуктов

За раз можно дать малышу две-три маленькие дозы нового продукта. С возрастом разнообразие вводимых продуктов расширяется. Параллельно с прикормом нужно продолжать кормить малыша грудью (или осуществлять искусственное вскармливание).

Правила кормления

Первые недели ребенок во время кормления находится на маминых коленях, пробует самые маленькие количества еды с тарелки.

Ребенок пробует новую еду с тарелки

Обратите внимание! Это могут делать только мамы, которые правильно питаются, и в рационе которых находятся только натуральные продукты. Сосиска или кетчуп явно не подойдет младенцу. Ребенку нужно предлагать все разновидности еды

Если что-либо ему не нравится, не нужно настаивать. После введения нового вида пищи нужно подождать несколько дней, затем дать попробовать новую еду. Такой перерыв нужен для того, чтобы определить, нет ли аллергической реакции на те или иные продукты питания

Ребенку нужно предлагать все разновидности еды. Если что-либо ему не нравится, не нужно настаивать. После введения нового вида пищи нужно подождать несколько дней, затем дать попробовать новую еду. Такой перерыв нужен для того, чтобы определить, нет ли аллергической реакции на те или иные продукты питания.

Если молодая мама практикует педприкорм схема его основана на постепенном введении в рацион все новых и новых видов еды за небольшой отрезок времени.

Пошаговое введение педагогического прикорма происходит так:

Другое

Некоторые родители опасаются давать малышу «взрослую» еду, так как, по их мнению, он может подавиться ею. Этого можно не допустить, если отщипывать самые маленькие кусочки. Если кроха пытается проглотить большой кусок, то матери нужно вытащить его с помощью пальца.

Примерно с 9-месячного возраста объем прикорма можно немного увеличивать. К годовалому возрасту за один раз можно давать ребенку до 2 ст.л. прикорма.

Вводя педагогический прикорм при грудном вскармливании, нужно обращать внимание на следующее:

Следить за состоянием здоровья младенца

Если у него имеется аллергия, есть проблемы с желудком, то надо особенно внимательно отнестись к введению в рацион новой еды.
Важно, чтобы член семьи, с тарелки которого ест малыш, был здоровым. У него не должно быть кариеса, язвенной болезни, некоторых хронических заболеваний или острого респираторного вирусного заболевания.
Нужно сделать так, чтобы любая нездоровая еда не попадалась ребенку на глаза. Для этого сделать так, чтобы все члены семьи потребляли здоровые продукты.
Запрещено развлекать малыша во время еды

Из кормления не стоит делать циркового представления. Необходимо поощрять интерес малыша к той еде, которая вызвала у него интерес. Этим формируется правильное поведение малыша за столом.

Для этого сделать так, чтобы все члены семьи потребляли здоровые продукты.
Запрещено развлекать малыша во время еды. Из кормления не стоит делать циркового представления. Необходимо поощрять интерес малыша к той еде, которая вызвала у него интерес. Этим формируется правильное поведение малыша за столом.

Ребенок сидит за столом

Особенности введения прикорма грудничку

С чего начинать первый прикорм при грудном вскармливании: с сока, овощей или каш?

Зачем нужен педагогический прикорм?

Педагогический прикорм при грудном вскармливании – это важный этап развития ребенка, который позволяет расширить его питание и вводить новые продукты в его рацион. В отличие от обычного прикорма, педагогический прикорм имеет свои особенности и выполняет ряд важных функций.

1. Расширение рациона ребенка.

Одной из главных функций педагогического прикорма является расширение рациона ребенка. Грудное молоко, хотя и является полноценным питанием для грудного ребенка, не может полностью удовлетворить все его пищевые потребности после 6 месяцев. Введение педагогического прикорма позволяет включить в рацион ребенка новые продукты, которые обогатят его питание и обеспечат необходимое количество питательных веществ.

2. Постепенное знакомство с разными вкусами и текстурами.

Педагогический прикорм помогает ребенку постепенно знакомиться с различными вкусами и текстурами пищи. Когда дети начинают прикорм, их организм еще не готов переваривать и усваивать все продукты, поэтому ввод новых продуктов происходит постепенно и систематически. Это позволяет ребенку привыкнуть к новым вкусам и текстурам, а также предотвращает возникновение аллергических реакций и проблем с пищеварением.

3. Развитие привкусовой и жевательной навыков.

Педагогический прикорм способствует развитию привкусовых и жевательных навыков у малышей. Во время еды ребенок изучает свойства пищи, учится различать вкусы и жевать кусочки пищи. Это влияет на развитие моторной активности ребенка и формирование его правильного пищеварения.

4. Физическое и психологическое развитие ребенка.

Введение педагогического прикорма способствует не только физическому, но и психологическому развитию ребенка. Общение с родителями во время приема пищи укрепляет эмоциональную связь между ними, а также помогает ребенку учиться общаться, адаптироваться к новым условиям и развивать навыки самостоятельного питания.

5. Предупреждение проблем с пищеварением и аллергических реакций.

Педагогический прикорм позволяет предотвратить возникновение проблем с пищеварением и аллергических реакций у ребенка. Ввод новых продуктов постепенно и контролируемо позволяет родителям проследить реакцию ребенка на каждый продукт и своевременно обнаружить возможные проблемы.

6. Обучение правильному питанию.

Педагогический прикорм помогает ребенку обучиться правильному питанию. Вместе с родителями он изучает различные продукты, учится их различать и правильно подбирать в свой рацион. Это способствует формированию здоровых пищевых привычек и предупреждает возникновение проблем с весом и обменом веществ в будущем.

Таким образом, педагогический прикорм играет важную роль в развитии ребенка, помогая расширить его рацион, знакомиться с новыми вкусами и текстурами пищи, развивать привкусовые и жевательные навыки, а также формировать правильные пищевые привычки и связи с родителями.

Основные принципы естественного прикорма

Педагогический прикорм не подразумевает следование схемам и последовательности введения продуктов в рацион ребенка, как это бывает при педиатрической системе. Начинать можно с любого продукта, даже нескольких за один раз. Прежде всего, малыша надо заинтересовать. Для этого один из родителей усаживает ребенка с собой за стол во время еды. Ребенку нужно приготовить свою тарелочку, желательно пластмассовую, и несколько ложечек.

Сначала внимание малыша будет направлено на тарелку и столовые приборы. Он будет изучать их, брать в руки, сравнивать с мамиными, стучать, скидывать на пол. Тарелка мамы должна стоять так, чтобы ребенок не дотянулся до нее, иначе содержимое рискует также оказаться на полу

Опасно и то, что малыш может схватить большой кусок и засунуть его в рот

Тарелка мамы должна стоять так, чтобы ребенок не дотянулся до нее, иначе содержимое рискует также оказаться на полу. Опасно и то, что малыш может схватить большой кусок и засунуть его в рот.

Мама начинает с аппетитом есть то, что у нее в тарелке. Например, блинчик с творогом на завтрак, рис с говядиной на обед и прочие полезные блюда. Есть при ребенке копчености и другую неполезную пищу не стоит, ведь при педприкорме запрещать ребенку пробовать то, что находится у родителей в тарелке, нельзя, он должен получить все, что его заинтересовало.

Как только ребенок протянул руки к еде, которую употребляет мама, можно дать ему немного попробовать. Например, отщипнуть микродозу от блинчика, дать несколько крупинок творога, пару рисинок. Микродоза – это условное понятие, подразумевающее кусочек пищи, помещающийся между подушечками пальцев взрослого человека. Некоторые определяют это понятие как кусочек, равный размеру горошины. Для жидких продуктов микродозой следует считать один глоток ребенка.

Разрешается попробовать до трех микродоз понравившегося малышу продукта за один раз. С каждым днем доза увеличивается, и если ребенок в течение 5-7 дней все так же проявляет интерес к данному продукту, то к концу недели микродоза увеличивается до 1 чайной ложки.

Спустя время полноценной едой заменяется один прием пищи – завтрак или обед. Запивать малыш будет маминым молоком, не стоит отучать его от этого: оно помогает выработаться ферментам, способным переварить взрослую пищу.

Важно: Необходимо поддерживать интерес малыша к еде, к тому, что он хочет пробовать разные блюда. Ребенок не должен переедать, иначе интерес к данному виду продукта у него пропадет. Поэтому если после 3-4 чайных ложек малыш не наелся и просит еще, можно дать ему попробовать что-то другое

Поэтому если после 3-4 чайных ложек малыш не наелся и просит еще, можно дать ему попробовать что-то другое.

Уже с раннего возраста ребенок приучается к твердой пище: кусочкам моркови, яблока, кабачка. Некоторые родители дают малышу баранки, корочки хлеба. При этом нужно следить, чтобы кроха не подавился, если ему вдруг удастся откусить слишком большой для него кусочек.

Если за столом ребенок не проявляет интереса к еде, а занят только изучением столовых приборов или другими интересными ему делами, это означает, что пищевого интереса у него пока нет, а значит, вводить прикорм ему рано. Не стоит торопить события. Можно продолжать брать ребенка с собой за стол или подождать недельку-другую и попробовать снова.

Когда и с чего начинать педприкорм

Малыш по мере взросления начинает проявлять интерес ко всему, что его окружает, в том числе и к тому, что едят взрослые члены семьи. Специалисты и внимательные мамы отмечают, что пищевой интерес у крохи может проявляться уже в 3-4 месяца

Очень важно не пропустить этот момент, а наоборот, всячески поддерживать такие желания малыша. В дальнейшем у него будет хороший аппетит, а у мамы не возникнут проблемы, чем накормить малыша. С чего начать педагогический прикорм? Начинайте регулярно брать малыша на кухню, пусть он присутствует на семейных завтраках и обедах, сидя у мамы на коленях, удерживает в ручке ложку

С чего начать педагогический прикорм? Начинайте регулярно брать малыша на кухню, пусть он присутствует на семейных завтраках и обедах, сидя у мамы на коленях, удерживает в ручке ложку.

Определить готовность малыша к знакомству с новой для него пищей можно по следующим признакам:

  • ребенок уверенно удерживает предметы в руках, подносит ладошку ко рту, активно проявляет интерес к тому, что едят взрослые, тянется к маминой тарелке, пытаясь взять находящуюся в ней пищу, ему нравится находиться за столом вместе со взрослыми;
  • предлагаемые мамой кусочки пищи малыш не выталкивает изо рта, а пытается жевать деснами, хотя получается это далеко не сразу;
  • у ребенка не возникает аллергических реакций на новые продукты, а его пищеварительная система функционирует нормально.

Обычно все эти признаки наблюдаются у младенцев с 6-7 месяцев, именно с такого возраста Всемирная Организация Здравоохранения и рекомендует начинать прикармливание детей. Поэтому торопиться с педприкормом не стоит. До 6 месяцев все необходимое для полноценного развития малыш получает из материнского молока, при условии, что его вырабатывается достаточно.

Вот как примерно выглядит техника первого знакомства крохи с новой пищей:

  • Мама собирается завтракать. Перед ней на столе стоит тарелка со вкусными и полезными продуктами. Это может быть творог, хлеб, отварные овощи.
  • Ребенок находится у мамы на руках, держа свою ложечку. Поначалу малыша полностью занимает столовый прибор, затем его интересует мамина тарелка и ее содержимое, он наблюдает, как мама завтракает.
  • Кроха тянется за едой. В этот момент малышу предлагается микродоза заинтересовавшего его продукта. Это в буквальном смысле мизерная порция продукта, размером с рисовое зернышко или спичечную головку.
  • Малыш пробует еду. Совсем не обязательно, что ребенок съест новый продукт, вполне достаточно, что он ощутил его вкус, а значит, первое знакомство состоялось.
  • Ребенок просит добавки. Вполне возможно, распробовав новую еду, малыш попросит еще. В этом случае можно дать ему 1-2 микродозы продукта за один прием пищи.

Запомните, что цель педагогического прикорма – формирование у грудничка устойчивого интереса к еде, а не его насыщение. Не пытайтесь кормить малыша насильно! Формируйте интерес малыша к пище постепенно. С самого раннего возраста приучайте его к правилам поведения за столом, прививайте культуру здорового питания.

Когда можно вводить педагогический прикорм

  • Примерно с 3-4 месяцев вы можете брать ребенка с собой за стол и держать его на руках, чтобы он видел еду на столе.
  • Предлагать попробовать пищу лучше всего в 5,5 или 6 месяцев, когда у малыша уже начинает проявляться интерес ко взрослой еде или когда ребенок уже может самостоятельно сидеть (около 6-8 месяцев).

Обратите внимание и на общее состояние малыша. Если у ребенка режутся зубы, он болен или на коже есть аллергические высыпания, введение педприкорма лучше отложить

Важно! Если вы решили попробовать ввести малышу педагогический прикорм, обязательно проконсультируйтесь с педиатром

Важно! Если вы решили попробовать ввести малышу педагогический прикорм, обязательно проконсультируйтесь с педиатром

Плюсы и минусы этого типа прикорма

Питание как воспитание

Продукты по месяцам при грудном вскармливании

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий