Педиатрический? Педагогический?
Современные родительские журналы и Интернет наполнены информацией о якобы существую-щих принципиально разных схемах прикорма — педиатрическом (традиционном, классическом) и педагогическом. Однако нет в современной медицине, в педиатрии и диетологии в частности, понятия “педагогический прикорм”. Этот термин появился в конце 90-х в одном из родительских центров, который обучал уходу за детьми и налаживанию грудного вскармливания. Педагогический прикорм противопоставлялся привычному, с точными дозировками специально приготовленной еды: малыша предлагалось прикармливать с маминой тарелки, поначалу маленькими кусочками, обучая при этом поведению за семейным столом и прививая представления о ценности еды.
Однако кормление ребенка не специально приготовленной для него едой — вовсе не новость и не изобретение. ВОЗ в тексте своего руководства пишет: “Когда продукты специально приготавливаются для удовлетворения особых пищевых или физиологических потребностей грудного ребенка, их называют продуктами для прикорма, и они могут представлять собой либо пищу переходного периода, либо адаптированную семейную пищу…”, что, собственно, и практикуется в педиатрическом прикорме.
Так что педприкорм как таковой — это всего лишь обычный прикорм, только малыми дозами (микродозы), затем кусочками, без попытки дать малышу какую-то определенную норму “рекомендованного” продукта. Такая практика кормления детей, переходящих на взрослый стол, была во все времена, просто во второй половине XX века в связи с широким распространением ИВ появились новые задачи. Надо было точно рассчитать количество смеси, необходимой ребенку, а для этого и количество прикорма должно было быть известного качества (калорийности) и объема. Отсюда и точные нормы в граммах.
На ГВ, когда есть возможность кормить по требованию, расчет прикорма в граммах утрачивает актуальность. Малыш съедает прикорма по аппетиту и желанию. А потом получает недостающий объем питания и калорий из грудного молока. Поэтому и нормы в граммах дают на сегодня как бы усредненную цифру, отражающую скорее, сколько допустимо есть в идеале, чтоб родители не давали больше положенного физиологически и не вызывали перекорма.
Суть прикорма — это не накормить ребенка “от пуза”, а познакомить его с новыми продуктами, расширить его рацион, дополнить недостающими элементами возрастающие потребности. ВОЗ пишет: “Введение переходного питания не означает прекращения кормления грудью… Цель прикорма — обеспечить дополнительную энергию и питательные вещества, но в идеале он не должен вытеснять грудное молоко в течение первых 12 месяцев…”. Однако в отечественной педиатрической школе до сих пор устойчиво циркулируют данные о том, что прикорм должен заменять одно или нескольких грудных кормлений практически с самого начала его введения.
Отсюда же становится ясным вопрос, почему ВОЗ не дает раскладку по количеству прикорма, а в национальных рекомендациях она присутствует. ВОЗ предлагает родителям самим решить, каким способом им будет удобнее кормить ребенка, подходит семейное питание под потребности малыша или нет. Если питание родителей далеко от принципов рационального, тогда оптимальным будет готовить ребенку специально или использовать консервированные продукты.
Когда начинать вводить прикорм?
Лучший возраст для введения прикорма — от 4 месяцев до полугода. До 4 месяцев малыш к этому просто не готов:
- сохраняется рефлекс выталкивания ложки;
- ребенок пока может проглатывать только жидкость (воду или молоко), но не более густую или плотную пищу;
- местный иммунитет недостаточно сильный;
- пищеварительные органы пока не способны переваривать пищу.
Слишком долго откладывать расширение рациона тоже не рекомендуют:
- малыш растет, калорийности материнского молока становится недостаточно;
- возникает нехватка питательных веществ, а также витаминов, железа, цинка, замедляется набор веса, возможна задержка развития;
- навыки жевания, глотания формируются позже;
- новые продукты придется вводить быстрее, что увеличит нагрузку на органы пищеварения.
Кроме возраста, нужно учитывать готовность к введению прикорма. У нее есть несколько признаков:
- Вес малыша после рождения увеличился в два раза или больше.
- Начинают резаться зубы (необязательно).
- Выталкивающий рефлекс (язык выталкивает посторонние предметы изо рта) пропадает.
- Появляется пищевой интерес. Малыш следит, как едят другие, интересуется едой, просит ее или пытается до нее дотянуться.
- После кормления грудью ребенок перестает полностью наедаться, просит добавки.
- Если поднести ложку с едой, малыш открывает рот или выпячивает нижнюю губу.
- Есть признаки формирования жевательного рефлекса, малыш учится двигать челюстями, «пережевывая», проглатывая пищу.
- Ребенок уже умеет сидеть (хотя бы с поддержкой).
- Он может осознанно отклонить голову, чтобы отказаться от еды.
Только в некоторых случаях малыш пробует еду впервые после полугода. Например, если есть недоношенность, зрелость органов пищеварения, нервной и некоторых других систем наступает позже, и ее определяют по гестационным срокам. Отложить введение первого прикорма также стоит в следующих случаях:
- во время болезни, если малыш простудился, у него колики, расстройство пищеварения или другое недомогание;
- в период сезонных аллергий (при цветении растений), если есть предрасположенность к аллергическим реакциям;
- 3-4 дня до и после прививки;
- в жаркую погоду;
- при любых стрессах (например, при переезде, изменении режима дня).
Влиять на сроки первого знакомства со «взрослой» едой также могут темпы набора веса, индивидуальное развитие, особенности здоровья. В подобных случаях лучше получить рекомендации у педиатра.
Почему таблицу нельзя считать универсальной?
Давайте еще раз некоторые моменты проговорим:
- У ВОЗ есть только общие рекомендации по тому, как должен быть устроен прикорм и в каком возрасте его нужно вводить;
- Никакой действующей или разработанной ВОЗ таблицы прикорма – не существует. Это выдумка вполне определённой мамы, которая переписала обычную педиатрическую схему введения прикорма, сделав ее более детальной, с разбивкой на продукты;
- Ввод прикорма по этой схеме и с таким объемом прикорма приводит в 7-8 мес. ребенка к полному отказу от прикорма и нарушениям в сфере питания ребенка.
Какие еще ошибки можно встретить в схемах по введению прикорма?
Нет учета индивидуальных особенностей детей;
Например, если у ребёнка не выявлены нарушения пищеварения и он хорошо прибавляет в весе, то прикорм, как правило, начинают с овощей. Это наиболее часто встречающийся вариант.
А вот если, наоборот, у малыша недостаток веса, то многие педиатры рекомендуют сначала вводить каши, а уже потом: овощи, мясо, кисломолочные продукты.
Нормы объёма овощей и каши на 7-й день прикорма по каждому продукту – до 180 грамм.
Это количество далеко от реальности. Мало какой ребёнок в 6-7 месяцев осилит этот объём.
Ни в коем случае не давите на своего малыша, чтобы скормить всё это количество, иначе создадите серьёзную нагрузку для его пищеварительной системы. Более эффективным может оказаться предложение ему нескольких блюд меньшего объёма.
Таблица последовательного введения продуктов сосредоточена в рамках педиатрического прикорма , согласно которому сначала маленькими порциями даются пюреобразные продукты, затем, по мере привыкания к ним, их количество постепенно увеличивается, консистенция становится гуще.
Пока один продукт не доведён до нужного объёма, другой не вводится.
Уже более 10 лет я учу мам, как вводить прикорм по системе естественных потребностей ребенка. Это предполагает знакомство малыша с пищей, исходя из его интереса к ней и готовности к прикорму.
Продукты не разминают в пюре, а дают очень маленькими кусочками. Ребёнку не готовят отдельные блюда, а предлагают то, что едят взрослые.
Введение прикорма по ВОЗ подразумевает бережное введение прикорма, без сокращения грудных кормлений. Именно такому подходу и учимся на курсе Азбука прикорма.
Когда начинать
Здоровому ребенку без особенностей и аллергий прикорм вводится не только в определенном возрасте, но и когда появляются признаки готовности:
- ребенок хорошо сидит с опорой и не заваливается.
- хорошо держит голову.
- проявляет интерес к еде, тянет руки, чтобы попробовать продукты из тарелки.
- угас рефлекс выталкивания пищи языком и ребенок больше не выплевывает все, что попадает ему в рот.
«Прикорм не стоит начинать раньше четырех месяцев из-за незрелости желудочно-кишечного тракта малыша, — рассказывает педиатр клиники “Фэнтези” Мария Рудницкая , — на этот период ему достаточно тех питательных веществ и калорийности, которые он берет в смеси или грудном молоке. Время начала прикорма зависит от того как ребенок прибавляет в весе, есть ли у него проблемы со стулом или какими-то высыпаниями. Если есть какие-то проблемы со смесью или с грудным молоком, то можно вводить прикорм раньше. Обычно я рекомендую начинать с 4,5 месяцев, хотя ВОЗ рекомендует с шести. Позиция Всемирной организации здравоохранения объяснима, ведь она охватывает все страны мира, в том числе развивающиеся. И там, конечно, возникают большие проблемы с соблюдением гигиены и безопасностью блюд прикорма. Поэтому шесть месяцев — это такая условная цифра. То есть, если рассматривать мировую практику, то я с ВОЗом соглашусь, но если рассматривать Россию, Москву и центральные регионы, то я бы остановилась на 4,5–5 месяцев».
Продукты для первого прикорма
Первое овощное пюре должно быть монокомпонентным, то есть состоять из одного овоща. Как правило, это пюре из кабачков или цветной капусты с нежными пищевыми волокнами, к которому добавляют растительное масло1,3.
Если врач порекомендовал начать с каши, она должна быть безмолочная, из одного вида крупы – риса, гречки или кукурузы. Эти крупы предпочтительнее, поскольку в них нет глютена – белка злаковых, который может вызвать пищевую непереносимость. Следует развести кашу грудным молоком или молочной смесью, добавить сливочное масло1,3.
Для первого блюда можно выбрать один из продуктов, представленных в таблице2,3.
Какие продукты нельзя использовать при вводе прикорма?
Для первого года жизни опасность представляют продукты, способные спровоцировать тяжелые аллергические реакции. Чаще других аллергию в детском возрасте вызывают:
- куриные яйца;
- цельное коровье молоко;
- соевые продукты;
- арахис;
- пшеница;
- рыба;
- дары моря .
Но некоторые продукты из этого списка разрешены даже в младенческом возрасте – это яйца, рыба и коровье молоко
В рацион их вводят крайне осторожно:
- яичный белок не используют – только желток, начиная с 7 месяцев;
- коровье молоко – пристально наблюдая за общим состоянием малыша;
- рыбное пюре – не ранее, чем с 8-месячного возраста.
На первом году жизни также под запретом:
- конфеты, кондитерские изделия и сдобная выпечка;
- еда с повышенным содержанием соли (соленья, орешки, соленая соломка, сухарики);
- фрукты и ягоды красного и оранжевого оттенков;
- продукты, вызывающие повышенное газообразование в кишечнике – виноград, бобовые, дрожжевая выпечка, ржаной хлеб;
- грибы;
- мед;
- жирное мясо – свинина, баранина, мясо утки и гуся.
Указанные продукты опасны не только аллергическими реакциями. Они плохо перевариваются и не усваиваются детским организмом, перегружают печень и почки. Вздутие живота, расстройства стула и сыпь – это далеко не полный перечень проблем, которые может спровоцировать неправильное детское питание. При построении рациона младенца ориентируйтесь на рекомендации педиатров и на индивидуальные особенности. Периоды сезонных инфекций, недобор массы, хронические запоры или диарея будут вескими причинами для коррекции схемы прикорма из таблицы № 1.
Литература: 1. Agostoni C, Decsi T, Fewtrell M, Goulet O, Kolacek S, Koletzko B, Michaelsen KF, Moreno L, Puntis J, Rigo J, Shamir R, Szajewska H, Turck D, van Goudoever J. Прикорм: комментарий Комитета по питанию ESPGHAN. 2008; 46(1):99–110. 703 2.Michaelsen KF, Weaver L, Branca F, Robertson A. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Региональные публикации ВОЗ. Европейская серия. 2003;87:368. 3. Отделение по вопросам грудного вскармливания Американской академии педиатрии. Грудное вскармливание и употребление грудного молока. Педиатрия. 2005; 115:496–506. 4. Национальная программа по оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. М.: Союз педиатров России. 2011. 68 с. 5. Скворцова В.А., Боровик Т.Э., Нетребенко О.К., Лукоянова О.Л., Звонкова Н.Г., Маянский Н.А., Копыльцова Е.А., Мельничук О.С. Научное обоснование схемы введения прикорма, изложенной в «Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации». Часть 1. Вопросы современной педиатрии. 2011;10(6):128–136. 6. Сорвачёва Т.Н., Гордеева Е.А., Аникиева Е.Н. Прикорм. От регламентов к индивидуальному подходу. Вопросы современной педиатрии. 2011;10(5):45–48. 7. Макарова С.Г., Вишнёва Е.А., Алексеева А.А. Рекомендации по введению прикорма пациентам с пищевой аллергией и детям из группы риска: что и когда? Педиатрическая фармакология. 2014;11(5):45–51. 8. Frederiksen B, Kroehl M, Lamb M.M, Seifert J, Barriga K, Eisenbarth G.S, Rewers M, Norris JM. Подверженность младенцев к развитию сахарного диабета 1 типа: Исследование аутоиммунного диабета у молодых (DAISY). JAMA Pediatr. 2013;167(9):808–815. 9. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Боровик Т. Э., Макарова С.Г., Яцык Г. В., Скворцова В. А., Турти Т. В., Вишнёва Е. А., Алексеева А. А., Рославцева Е. А., Звонкова Н. Г., Лукоянова О. Л., Сновская М. А. Пищевая аллергия. Под ред. А. А. Баранова, Л. С. Намазовой-Барановой, Т. Э. Боровик, С. Г. Макаровой. Сер. «Болезни детского возраста от А до Я». Москва. 2013. 10. Muraro A., Werfel T., Hoffmann-Sommergruber K., Roberts G., Beyer K., Bindslev-Jensen C., Cardona V., Dubois A., duToit G., Eigenmann P., Fernandez Rivas M., Halken S., Hickstein L., Host A., Knol E., Lack G., Marchisotto M. J., Niggemann B., Nwaru B. I., Papadopoulos N. G., Poulsen L. K., Santos A. F., Skypala I., Schoep- fer A., Van Ree R., Venter C., Worm M., Vlieg-Boerstra B., Panesar S., de Silva D., Soares-Weiser K., Sheikh A., Ballmer-Weber B. K., Nilsson C., de Jong N. W., Akdis C. A. EAACI Пищевая аллергия и анафилаксия. Методические рекомендации. Диагностика и лечение пищевой аллергии. Аллергия. 2014; 69: 1008–1025. 11. Турти Т.В., Макарова С.Г., Зимина Е.П. Профилактика аллергии у детей в период введения продуктов прикорма (в помощь практическому врачу). Вопр. соврем. педиатрии 2014; 13 (6): 512–556.
Как изменяется стул после прикорма
Обычно стул ребенка имеет рыжеватый оттенок до приучения его к новым блюдам. Прикорм плодами с зеленой окраской нередко дает зеленый стул. Вы не должны этого пугаться, обычно испражнения грудничка окрашиваются так же, как и прикорм. В случае привнесения иной пищи окраска стула может быть другой, но с зеленоватым налетом. Это означает, что кишечник ребенка нормально среагировал на новую еду.
Стул малыша может меняться и по густоте. Окрас изменяется на более интенсивный, а консистенция обретает большую густоту. Вы можете заметить появление белых комочков. Этот сигнал свидетельствует о том, что пища введена в чрезмерном количестве для крохи и была переварена частично. Если с пищеварением нет проблем, и прикорм усваивается нормально, стул может стать более редким. Если возник запор, либо стул стал зловонным, чрезмерно жидким, учащенным, обратитесь к врачу.
Как видите, ничего страшного в приучении ребенка к первому прикорму нет, если заранее вооружиться нужными знаниями. Пользуйтесь грамотно полученными сведениями и помните, что любая негативная реакция со стороны ребенка требует отмены новой пищи на ближайшие недели и обращения к педиатру.
Добрый день, дорогие читатели! Для малыша очень важно, как будет введен первый прикорм. От этого зависит работа пищеварительного тракта, общее состояние крохи
Если кроха хорошо прибавляет в весе, правильно развивается, в качестве первого прикорма рекомендовано использовать овощи. Расскажем о том, какова последовательность прикорма овощами младенца.
Почему различаются сроки?
Возникает логичный вопрос: почему у наших педиатров фигурирует возраст 4-6 месяцев, а у американцев или европейцев, например, 6-8 месяцев? Традиция?
В России грудное вскармливание было распространено мало вплоть до середины 90-х годов. До конца 80-х мамы были вынуждены выходить на работу, когда крохе было 3-6-12 месяцев. Детей сдавали в ясли, где их кормили молочными продуктами из бутылок — чаще всего это были кефир, коровье молоко и манная каша. Эти продукты далеки от идеала. И чтобы хоть как-то покрыть недостатки минеральных веществ, витаминов и многих нутриентов, добавляли ранние прикормы — соки с месяца, фрукты с 2-3 месяцев, яйцо, творог. Это частично балансировало питание, хотя проблем хватало.
Эти устои бытовали настолько долго, что выросло минимум два поколения детей, а с ними — и большое поколение докторов, до сих пор работающих в практическом здравоохранении. Они действуют по старинке, по этим же схемам.
Кроме того, большинство учебных пособий годами не редактируется. И схемы питания кочуют из одного издания в другое без корректировки. Схема, на которую опираются многие педиатры сейчас, в редакции 1999 года, уже морально устарела и не вы-держивает критики, но на местах врачам не предложено более адекватной схемы. Не все участковые врачи занимаются самообразованием и пользуются Интернетом.
Кроме того, предыдущие поколения детей в большей части были искусственниками, грудью кормило ничтожно мало женщин. Рекомендации тех времен по режимным кормлениям, ограничению времени сосания и т.п. никак не способствовали нормальному грудному кормлению. И поэтому врачи еще мало знают об особенностях грудного вскармливания, 40-часовой курс ВОЗ по грудному вскармливанию посещали не все специалисты на местах, особенно в отдаленных районах, где нет возможности заменить специалиста, пока он будет отсутствовать на обучении. Отсюда возникает такая практика.
Таблица прикорма грудничка по месяцам
Возраст | Продукты |
Полгода | Овощные пюре: кабачковое, тыквенное, морковное и из цветной капусты или брокколи. |
6-7 мес. | В меню малыша включают крупы, лучше всего подходят безглютеновые. Делать кашу можно из гречки, риса или кукурузной крупы. |
7 мес. | Ребёнку можно давать пюре из привычных овощей, сдабривая его оливковым маслом. Также разрешено делать детям овощные супы. |
8 мес. | Для подросшего малыша подходят продукты из отварного мяса (куры, индейки, крольчатина, говядина), ещё дают яичные желтки |
9 мес. | Уже можно давать кисломолочные продукты – нежирные кефирчик и творожок. |
10 мес. | В этом возрасте дают рыбные блюда – низкоаллергенная треска, минтай. Подойдут для малышей и совершенно новые блюда – ягодное пюре, натуральный йогурт. Для крох готовят пюре из яблок, груш или персиков (если, конечно, у ребёнка нет на них аллергии). |
11 мес. | Предлагаются ребёнку супы на мясных бульонах без поджарки. Можно давать небольшой кусочек хлеба, овсянку, пшёнку, перловую кашу. |
Год | Для малыша подходит большинство блюд, имеющихся во взрослом рационе. |
Эта таблица носит скорее ознакомительный характер. Стоит понимать, что объём прикорма будет зависеть от типа питания.
При естественном вскармливании молоко остаётся основным продуктом, а при кормлении смесью главное «блюдо» – смесь.
Кроме того, таблица демонстрирует и как меняется консистенция прикорма. После полугода у малыша растёт сила жевания, поэтому он может есть различные пюре (овощные, фруктовые). После 7 месяцев, когда жевательные умения более совершенны, дают размятые, рубленые блюда.
И лишь после 12 месяцев у малышей отмечается стабильная работа челюстей, в этом же возрасте жевание становится более взрослым. Обычно в годик малыша переводят на семейный стол с некоторыми оговорками.
Проблемы прикорма и мамины страхи
Довольно-таки часто начало прикорма сопровождается возникновением запора, диареи, аллергии, болезненных ощущений в животе, в результате чего ребёнок начинает беспокоиться и плакать.
Если малыш нестандартно отреагировал на появление неизвестного продукта в своём рационе, не следует окончательно отказываться от блюда.
Забудьте о нём на 4-8 недель, а затем повторно введите в питание, тщательно отслеживая самочувствие младенца. Во второй раз продукт стоит вводить столь же медленно, как и в самом начале.
Ещё одна распространённая трудность, которая нередко возникает, когда начинается прикорм, – ребёнок отказывается от предложенной пищи. Не следует настаивать, поскольку младенец сам понимает, что ему хочется есть, а какие продукты вызывают дискомфорт.
Кроме того, определённая сложность возникает, если нужно сделать выбор – готовить самой или купить готовое питание. Одни родительницы категорически против покупных продуктов для грудничков, другие уверены в качестве магазинного прикорма.
Специалисты считают, что правы все, поскольку готовить дома намного выгоднее, особенно ребёнку постарше, который может кушать практически любое блюдо
Однако и еда в баночках ничуть не хуже, только важно придерживаться следующих правил:
- не обращайте внимания на сроки введения продуктов, указанных на баночках, ориентируйтесь на возрастные нормативы;
- выбирайте самые свежие продукты, следя за тем, чтобы они не были просроченными;
- детское блюдо не должно содержать различные ненатуральные добавки, ароматизаторы, усилители вкусов, идеальное питание – содержащее минимальное количество ингредиентов.
От верного введения прикармливания и соблюдения советов во многом зависит детское здоровье
Однако родителям важно понимать, что все описанные рекомендации являются приблизительными
Точно сказать, со скольки месяцев можно прикармливать ребенка, может лишь участковый педиатр. А совместные усилия мамы и доктора существенно облегчат переход малыша на взрослую пищу.
Нововведения
Относительно недавно появился термин «педагогический прикорм». Он имеет небольшие отличия от принятого ВОЗ норматива, включает опыт и советы родителей и никакими другими научными данными не подкреплен.
Педагогический прикорм не преследует цели накормить ребенка. Кормящей маме необходимо просто научить малыша культуре поведения за столом и привить интерес к пище.
Педагогический прикорм включает следующие советы:
- Кормление не по определенным границам в календаре, принятым ВОЗ, а по желанию ребенка. При этом все-таки учитывается, что первый прикорм грудничка не должен быть введен раньше 6 месяцев.
- Несоблюдение норм консистенции блюд, предлагаемой ВОЗ для первого прикорма. Ребенок берет со стола все, что едят взрослые. Маме нужно следить, чтобы пища была правильно приготовлена (не должно быть копченостей, жареных, острых, консервированных блюд). Кусочки не измельчаются.
- Не готовятся отдельные детские блюда. Ребенок ест то, что и взрослые.
- До 9 месяцев ребенок может свободно есть из тарелки взрослых. И только после указанного периода ему выделяют отдельную ложку и тарелку.
- Педагогический прикорм не применяется при искусственном вскармливании. Сторонники данного направления за то, чтобы кормящей маме сохранять свое молоко как можно дольше.
Педагогический прикорм имеет много положительных сторон. Среди них главным является знакомство детей с самого первого дня прикорма с традициями приема пищи внутри своей семьи. Кормящей маме не нужно тратить время и силы, чтобы приготовить отдельное блюдо. Кроме того, педагогический прикорм способствует хорошей лактации, поэтому молоко долго сохраняется.
Руководство матерей по знакомству с новыми блюдами по данной методике:
Одновременно маме нужно прививать малышу правила поведения за столом. Не нужно позволять ребенку безобразничать, разрешать попробовать все, что лежит на тарелке.
Данные советы помогут быстрее адаптироваться к новой еде. Но следует учитывать, что большинство детей до года страдают пищевой аллергией. В данном случае труднее использовать эту методику.
Когда наступает период первых прикормов, нужно учитывать состояние здоровья и вкусовые предпочтения малыша. Советы других могут не подойти, так как каждый ребенок развивается по-своему. Лучшим вариантом является консультация специалиста.
Прикорм ребенка по месяцам
При переводе малыша на общую пищу очень важно соблюдать единое правило: не более 10 грамм в первый день. После наблюдения и нормальной реакции организма, можно увеличивать объем нового блюда
Прикорм по месяцам для малыша имеет очень много положительных моментов. Правильная организация пищеварения в младенческом возрасте станет фундаментом для нормального развития и функционирования всех органов и систем организма в будущем.
Таблица прикорма по месяцам
Возраст | 6 мес. | 7 мес. | 8 мес. | 9 мес. | 10 мес. | 11 мес. | 12 мес. |
Овощное пюре, г | 5-30 | 40-50 | 50-60 | 60-70 | 80-90 | 90-100 | 100 |
Фруктовое пюре, мл | 5-30 | 40-50 | 60-70 | 80-90 | 90-100 | 100 | |
Каша, г | 50-100 | 100-150 | 150 | 150-180 | 180-200 | 200 | |
Желток, шт. | 0,25 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
Мясное пюре, г | 5-30 | 50 | 60-70 | 70-80 | |||
Кисломолочные продукты, мл | 100-150 | 150-200 | 200 | ||||
Молоко, мл | 100 | ||||||
Сок, мл | 5-30 | 40-50 | 60-70 | 80-90 | 90-100 | 100 | |
Рыба, г | 5-30 | 40-60 | 70-80 | ||||
Хлеб, г | 3-5 | 5 | 5 | 5-10 | 10 | ||
Печенье, г | 3-5 | 5 | 5 | 5-10 | 10 | ||
Растительное масло, г | 1-3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 6 | |
Сливочное масло, г | 1-4 | 4 | 4 | 5 | 5 | ||
Творог, г | 10-30 | 30-40 | 40-50 | 50 | 50-80 |