Свободное воспитание: плюсы и минусы

Некоторые основные моменты Великой дидактики Коменского

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав Великой дидактики Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

  • Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
  • Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
  • Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент

Второе основоположение гласит:

  • Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
  • Ум должен развиваться раньше, чем язык
  • Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
  • Примеры должны служить основой правил

Четвёртое основоположение гласит:

Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет

Шестое основоположение гласит:

  • Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
  • Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом

Седьмое основоположение гласит:

  • Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
  • Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

  • Юношеское образование следует начинать рано
  • Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
  • Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы

Второе основоположение гласит:

  • В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
  • Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению

Третье основоположение гласит:

  • Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
  • Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
  • Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Идея свободного воспитания в педагогических концепциях России и Запада

Сущность идеи свободного воспитания рассматривалась многими отечественными и зарубежными исследователями в области сравнительной педагогики и международного образования.

Идея свободного воспитания – это сложное культурное, личностное и социальное явление, развитие которого определяется не только объективными, но и субъективными факторами.

Становление и развитие теории свободного воспитания во многом находится в зависимости от социального и культурного развития государства, а также от господствующей в нем педагогической мысли.

Тенденция развития свободного воспитания в России и Западной Европе основана на разрешении противоречий между социально-объективным и индивидуально-субъективным направлениями приоритета самоценности человека и свободы личности, и выступает как идеальная теория воспитания свободного человека. То есть, идея свободного воспитания является своеобразной альтернативой существующей на тот момент системе воспитания.

Факторы, определяющие развитие идеи свободного воспитания:

  • Объективные факторы представлены особенностями политической ситуации в стране, развитием культуры, педагогической науки и практики.
  • Субъективные факторы – это взгляды педагогов на процесс воспитания.

Сущность свободного воспитания и в России, и за рубежом, заключалась в том, что процесс воспитания должен способствовать развитию внутренней гармонии каждого ребенка. Педагоги, работавшие над теорией свободного воспитания, считали, что в естественной природе ребенка скрыто очень многое, необходимо только найти правильный подход и создать необходимые условия воспитания. Основой свободного воспитания является гуманизм, который предоставляет неисчерпаемые возможности для полноценного и всестороннего развития личности ребенка, формирования его самостоятельности и самоценности. Процесс воспитания должен быть основан на любви и доверии между ребенком и воспитателем, только в этом случае можно добиться полного раскрытия ребенка перед взрослым.

Таким образом, свобода представляется в трудах педагогов в двух аспектах. Согласно первому пониманию, свобода – это возможность самостоятельного выбора, способствующего самобытному развитию личности. Второй аспект понимания свободы подразумевает естественное, природное состояние человеческой сущности.

Так ли безоблачен подобный подход к воспитанию ребенка? Какие плюсы и минусы есть у этой системы? Свободное воспитание = вседозволенность? В этих и некоторых других вопросах мы и попробуем разобраться.

Дисциплинарный подход

Прежде чем делать выбор, нужно знать, на каких принципах основывается каждый подход. Рассмотрим сначала дисциплинарное воспитание. Оно характерно для армии, спортивных учреждений, религиозных школ, казарм (в частности, школы для британской элиты Итон) и базируется на следующих «трех китах»:

  • В основе дисциплинарного подхода лежит дисциплина – отсюда и происходит его название. Для всех участников воспитательного процесса существуют строгие правила, за невыполнение которых следуют санкции или наказания, заранее известные и порой даже прописанные в уставе.
  • Для всех участников обязательным является распорядок дня, установленный старшими режим.
  • Соблюдается субординация: младшие подчиняются старшим. С субординацией связан и формат отношений.

Достоинство дисциплинарного подхода заключается в том, что ребенок вырастает дисциплинированным, более приспособленным к условиям взрослой жизни. Однако этот стиль закрепощает, а в худшем случае – не защищает ребенка от произвола наставника. Результатом чрезмерных стараний учителей могут быть физические и душевные травмы воспитанников, отсутствие творческого подхода к решению жизненных проблем, немение самостоятельно думать и размышлять.

Дисциплинарный подход оценивается как мужской: для женщин он труден и непонятен. На протяжении многих столетий, в том числе в советской школе, он был основой воспитания. Лишь в конце 20 века заговорили о свободном и гуманном подходе, в котором, правда, обнаружились и свои минусы.

Преимущества и недостатки

Как и в любой другой форме, концепция свободного воспитания имеет такие преимущества:

  • дети смогут проводить больше времени на свежем воздухе или заниматься спортом, не дожидаясь прибытия родителей;
  • обучение полностью без учебников и оценок;
  • ребенок более творческий в самовыражении, когда за ним никто не присматривает. Это означает, что у него больше времени для приключений и исследований;
  • он получает шанс решать проблемы самостоятельно, не нуждаясь в помощи.

Дети, воспитанные таким образом, узнают, что неудачи носят временный характер и не относятся ко всему, что они делают. Когда взрослые не спасают их сразу, они могут проявить способность решать проблемы. Сторонники школы свободного воспитания утверждают, что меньшее наблюдение и вмешательство со стороны взрослых способствует укреплению уверенности и творческого потенциала детей.

Среди минусов стоит выделить то, что больше времени без присмотра означает, что у детей будет больше способов причинить себе вред. Требуется время, прежде чем ребенок поймет, что безопасно, а что нет. И часто нужно несколько попыток для правильных решений и поступков.

Это также может иметь последствия для психического здоровья. Исследования показывают, что такой тип воспитания может привести к беспокойству, депрессии, неудовлетворенностью жизнью, эмоциональной дисрегуляции.

Автор теории свободного воспитания предполагал, что такой способ поможет ребенку развиваться индивидуально, независимо от установленных норм и требований. Осознанный подход к жизни делает ребенка готовым к будущим трудностям. По этой причине такая концепция была и остается популярной не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Основное отличие от традиционного образования заключается в свободе действия и самовыражения, а также в отсутствии контроля и уважении личных границ. Концепция предусматривает собой самостоятельный выбор ребенка.

Что лучше?

Сказать однозначно, какой подход лучше, очень сложно. Многое зависит от характера и пола ребенка, традиций учреждения, в котором он воспитывается и обучается.

Для мужчин предпочтительнее дисциплинарный подход с элементами свободного воспитания. Например, в отношении распорядка дня, соблюдения чистоты и гигиены, физической культуры без дисциплины не обойтись. Но в решении жизненных задач, процессе обучения без влияния личности воспитателя и определенной доли свободы и действия в рамках искусственных обстоятельств не обойтись. В противном случае из мальчика вырастет не креативная и дисциплинированная личность, а беспомощный «солдат», который только и умеет, что выполнять приказания других.

Женщинам тоже нужна дисциплина, но в меньшей степени. В воспитании девочки обязательным является соблюдение режима дня и принципов гигиены. В остальном требуется мудрое наставничество, посильная направляющая помощь, помогающая раскрыться творческим способностям будущей леди. Свободное воспитание лучше усваивается девочками и помогает им творчески проявить себя и осознать свою женскую сущность.

Таким образом, лучший подход в воспитании – это разумное сочетание дисциплины и гуманистического подхода, причем нужно строго разграничивать сферы деятельности, в которых они могут быть использованы. И тогда рождение настоящей личности не заставит себя ждать.

Свободное воспитание

Движение за свободное воспитание началось еще в 18 веке во Франции. Его родоначальником был философ Жан-Жак Руссо. В России в 19 веке этот подход в воспитании был перенят Л. Толстым, который активно вводил его школах для крестьянских детей.

Идея свободного воспитания заключалась в том, что взрослые не должны были принуждать ребенка к определенному поведению, а лишь помогали раскрыться тому, что было заложено в малыше самой природой.

Однако умные представители движения понимали: совсем без принуждения не обойтись. Поэтому воспитатели, действующие в рамках данной традиции, не стремились принуждать детей, а создавали обстоятельства, в которых ребята не могли поступить иным образом, нежели тем, который требовался взрослому.

К соблюдению правил и ограничений детей принуждали искусственно созданные обстоятельства, а не сами взрослые.

Сторонники свободного воспитания убеждены, что дети тянутся к лучшему, поэтому нужно создать им благоприятные условия для развития. В процессе самосовершенствования ребенок не должен ощущать давления и унижения, он сам имеет право выбирать свой путь в жизни.

Свободное воспитание не предполагает усиленное давление на ученика личности воспитателя или педагога, но и не ограничивает влияния со стороны. Как правило, гуманистический подход в деле выращивания молодежи реализуется в рамках учебных заведений и трудно выполним в семье.

Широкое распространение свободного подхода и массовые педагогические эксперименты, оканчивающиеся плачевно, постепенно исказили самую суть идеи. Свободное воспитание людьми, не имеющими педагогического образования, воспринимается как попустительство и, что еще страшнее, под лозунгом гуманизма реализуется в семьях и детских учреждениях.

Однако сам Руссо говорил о том, что гуманистический подход ничего общего не имеет со вседозволенностью. Если ребенок командует родителями, часами просиживает за компьютером вместо учебы, не имеет никаких обязанностей, но регулярно требует исполнения своих прав, это отсутствие воспитания.

Кроме того, даже мужчины и женщины по-разному воспринимают гуманистические принципы. Мужчина предполагает, что за каждый свой поступок ребенок сам несет ответственность. Женщина же склонна жалеть малыша: в ее понимании свободное воспитание – это попытка оградить от неприятностей и отрицательных моментов жизни.

Однако еще в 18 веке Руссо высказывался против жалости и попустительства по отношению к воспитанникам. Задача наставника – выстроить обстоятельства таким образом, чтобы ребенок проявил требуемые качества. Но философ не говорит о том, что искусственно созданные обстоятельства должны быть мягкими и комфортными. Педагог или воспитатель лишь выступают в качестве манипуляторов, добиваясь нужной реакции от ребенка.

Несмотря на свои положительные стороны, свободное воспитание имеет ряд минусов:

  • Массовые попытки ввести данный принцип в учебные заведения оканчивались плачевно, чаще всего вседозволенностью, основанной на искаженном понимании педагогических принципов.
  • Гуманистический подход требует большей вовлеченности воспитателя в процесс, постоянных творческих поисков. В условиях современной семьи, когда родители целыми днями находятся на работе, и в большинстве не имеют представления о педагогике, свободное воспитание перерастает во вседозволенность.
  • Воспитание в свободном стиле требует отрыва от семьи. Поскольку оно призвано лишь развивать то, что заложено в ребенке, нет гарантии, что разовьются не хорошие, а плохие качества.
  • Никто не ограждает ребенка от сторонних отрицательных влияний и не несет за это ответственность.

Свободное воспитание – дорогое удовольствие. Чтобы создавать ребенку искусственные условия для самопроявления, требуются и средства, и время, и немалые усилия.

Откуда пришла идея свободного воспитания

На практике свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые теперь на практике. Например: замена авторитарного стиля обучения демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание благоприятных условий и др.

Основные положения

У разных педагогов собственная концепции свободного воспитания, но у них есть много общего.

  • Равноправие. Взрослый — это друг и помощник, а не наставник, которого нужно беспрекословно слушаться. Не должно быть авторитарного стиля обучения. Между взрослым и ребенком дружеские взаимоотношения и полное доверие.
  • Свобода выбора. Это умение считаться с мнением «крохи». Дети самостоятельно принимают решения касательно сна, режима дня и досуга. Посещение занятий — по желанию. Школьникам предоставляется возможность выбора предметов изучения.
  • Уважение личности ребенка. Маленький человек рассматривается как равноправный член общества, со своими достоинствами и личным мнением.
  • Метод вовлеченности. Отказ от систематического навязанного преподавания. Обучение и воспитание строится посредством вовлеченности ребенка в процесс. То есть его нужно заинтересовать.
  • Активная деятельность ребенка. Дети активно участвуют в своем развитии и обучении, на собственном опыте познают законы природы и физики. Знания приобретают посредством труда, игр, экспериментов.
  • Индивидуальный подход. Ребенка принимают таким, каков он есть, со своими особенностями и слабостями. К каждому персональный подход.
  • Отказ от любого вида насилия. Никаких «надо» и «должен». Не заставлять делать то, что ребенок не хочет. Это касается любой деятельности, а также еды, дневного сна, уроков. Даже за серьезный проступок детей не наказывают.
  • Тесная связь с природой. Развитие в гармонии с естественной средой. Познание себя как часть природы. Детям прививают любовь и бережное отношение к ней.
  • Развитие способностей. Предоставить возможность развиваться врожденным задаткам самостоятельно. Создать условия, чтобы ребенок в любой момент мог проявить фантазию и творчество. Свободный доступ к необходимым материалам.

Рубрики

  • Uncategorized
  • Абсент
  • Алкоголизм и зависимость
  • Алкоголь
  • Алкогольные
  • Американское пиво
  • Английское пиво
  • Аперитивы
  • Арак
  • Арманьяк
  • Бальзам
  • Барные Инструменты
  • Без рубрики
  • Без рубрики
  • Безалкогольные напитки
  • Бельгийское пиво
  • Блины, Оладьи
  • Блюда из грибов
  • Блюда из крупы
  • Блюда из макаронных изделий
  • Блюда из мяса
  • Блюда из овощей
  • Блюда из птицы
  • Блюда из рыбы и морепродуктов
  • Блюда из яйца
  • Бобовые
  • Бренди
  • Бурбон
  • Бутерброды, Гамбургеры
  • Вермут
  • Виды вина
  • Виды виски
  • Виды Пива
  • Виды хмеля
  • Винный Словарь
  • Вино
  • Вино и Еда
  • Вино и Здоровье
  • Виноргад и Виноградники
  • Виски
  • Виски и еда
  • Витамины
  • Водка
  • Вопросы-ответы
  • Вторые блюда
  • Горячие
  • Граппа
  • Грибы
  • Дегустация Вин
  • Дегустация Виски
  • Десерты
  • Джин
  • Диеты
  • Еда и Здоровье
  • Закуски
  • Закуски из грибов
  • Закуски из мяса
  • Закуски из овощей
  • Закуски из птицы
  • Закуски из рыбы и морепродуктов
  • Здоровье
  • Из теста
  • Ингредиенты Коктейлей
  • Ирландское пиво
  • История и тренды
  • Как Варить?
  • Как выбрать?
  • Как Готовить?
  • Как Жарить?
  • Какао
  • Кальвадос
  • Кашаса
  • Коктейли
  • Консервирование
  • Коньяк
  • Кофе
  • Крупы
  • Крупы
  • Ликеры
  • Макаронные изделия
  • Мама и Ребенок
  • Мартини
  • Масленица
  • Мескаль
  • Морепродукты
  • Морепродукты
  • Мясо
  • На природе
  • Напитки
  • Напитки из самогона
  • Настойки
  • Настойки на самогоне
  • Немецкое пиво
  • Несладкая выпечка
  • Новости
  • Овощи
  • Овощи
  • Орехи
  • Очистка
  • Пасха
  • Первые блюда
  • Пивной словарь
  • Пивные Места
  • Пивные События
  • Пиво
  • Пицца
  • Пищевые добавки
  • Пищевые добавки
  • Полезные советы
  • Постные блюда
  • Производство
  • Производство виски
  • Птица
  • Реецепты блюд
  • Рейтинг лучших самогонных аппаратов 2021 года
  • Рейтинги
  • Рецепты
  • Рецепты браги
  • Рецепты домашнего вина
  • Рецепты самогона
  • Ром
  • Российское пиво
  • Рыба
  • Сакэ
  • Салаты
  • Салаты из грибов
  • Салаты из мяса
  • Салаты из овощей
  • Салаты из птицы
  • Салаты из рыбы и морепродуктов
  • Сидр
  • Сколько грамм в стакане?
  • Сколько грамм в столовой ложке?
  • Сколько грамм в чайной ложке?
  • Сколько Калорий?
  • Скотч
  • Сладкая выпечка
  • Словарь Абсента
  • Словарь Виски
  • Советы
  • Соки
  • Соусы
  • Специи
  • Спирт
  • Статьи
  • Статьи о бренди
  • Статьи о виски
  • Статьи о кофе
  • Статьи об Абсенте
  • Сухофрукты
  • Суши и роллы
  • Сыр
  • Текила
  • Тесто
  • Торговля пивом
  • Травы Абсента
  • Уксус
  • Фрукты
  • Фрукты, Ягоды
  • Херес
  • Цитрусовые
  • Чай
  • Части тела
  • Чешское пиво
  • Что приготовить?
  • Шампанское
  • Этикет
  • Ягоды
  • Яйца
  • Яйцо
  • Японское пиво

Плюсы и минусы свободного воспитания по Толстому

Плюсы свободного воспитания по Толстому:

  • Развитие самостоятельности: свободное воспитание по Толстому способствует развитию самостоятельности у ребенка. Он учится принимать собственные решения и не зависеть от взрослых.
  • Стимулирование творческого мышления: благодаря свободе выбора и самостоятельности, ребенок может развивать свое творческое мышление. Он может самостоятельно искать решения проблем и экспериментировать.
  • Уважение к личности ребенка: свободное воспитание по Толстому предполагает уважение к личности ребенка и его правам. Ребенок видит, что его мнение и желания уважаются и ценятся.

Минусы свободного воспитания по Толстому:

  • Отсутствие структуры: свободное воспитание по Толстому может привести к отсутствию структуры в жизни ребенка. Он может испытывать трудности в организации своего времени и выполнении задач.
  • Необходимость самоконтроля и саморегуляции: ребенку, воспитываемому по принципам свободного воспитания, необходимо научиться контролировать и регулировать свои действия. Это может быть сложно для маленьких детей или детей с непослушным характером.
  • Отсутствие границ: иногда свободное воспитание по Толстому может привести к отсутствию границ и правил у ребенка. Он может испытывать затруднения в понимании, что можно и нельзя делать.

В целом, свободное воспитание по Толстому может иметь положительный эффект на развитие ребенка, однако требуется внимательное и компетентное воспитание со стороны родителей или педагогов, чтобы избежать потенциальных негативных последствий.

Трудности в социальном взаимодействии

Отсутствие системы организованного общения с ровесниками и взрослыми может привести к тому, что дети, выросшие в свободной среде, могут проявлять нежелательное поведение, такое как эгоизм, непослушание, агрессивность или избегание контактов. Они могут испытывать трудности в установлении дружеских отношений, участии в коллективных занятиях или решении конфликтов.

Однако трудности в социальном взаимодействии не являются неизбежными последствиями свободного воспитания. Родители могут содействовать развитию социальных навыков у своих детей, предлагая им возможности для общения с другими детьми и взрослыми

Важно создавать условия для участия ребенка в групповых занятиях, клубах или спортивных секциях, где он сможет научиться сотрудничать, делиться с другими, принимать решения и решать конфликты

Советы для родителей:

1. Стимулируйте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми.
2. Организуйте участие ребенка в групповых занятиях или спортивных секциях.
3. Обсуждайте с ребенком социальные нормы и правила поведения.
4. Поддерживайте ребенка в решении конфликтов и поощряйте положительное поведение.

Социальное взаимодействие является важной частью жизни каждого человека и имеет влияние на его развитие и благополучие

Поэтому родители, воспитывающие детей в условиях свободного воспитания, должны уделить особое внимание развитию социальных навыков своих детей и помочь им преодолеть возможные трудности в социальном взаимодействии

Отсутствие структуры и дисциплины

Без структуры и дисциплины дети могут стать беспорядочными и неорганизованными. Они могут иметь проблемы с пониманием и соблюдением правил и ограничений. Это может привести к тому, что они будут испытывать трудности в школе и других сферах жизни.

Отсутствие структуры и дисциплины также может привести к тому, что дети станут более склонны к привычкам, которые могут быть вредными для их здоровья и благополучия. Они могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками, пропускать школу или игнорировать свои обязанности.

Безопасность также становится проблемой, когда отсутствует структура и дисциплина. Дети, которые не имеют четкого расписания и не придерживаются определенных правил, могут оказаться в опасных ситуациях или попасть в компанию, которая может навредить им.

ПроблемаПоследствия
Отсутствие структурыБеспорядочность, неорганизованность
Отсутствие дисциплиныТрудности с пониманием и соблюдением правил, проблемы в школе и других сферах жизни
ПривычкиЗлоупотребление алкоголем или наркотиками, пропуск школы, игнорирование обязанностей
БезопасностьОказаться в опасных ситуациях, попасть в компанию, которая может навредить

Родители должны осознавать, что структура и дисциплина являются необходимыми элементами воспитания детей. Они помогают детям развивать навыки самоконтроля, ответственности и уважения к правилам. Также структура и дисциплина помогают детям чувствовать себя безопасно и уверенно в мире, где существуют ясные границы и ограничения.

В заключение, отсутствие структуры и дисциплины является опасностью для свободного воспитания детей. Родители должны быть осознанными и активно работать над созданием четкой структуры и дисциплины, чтобы помочь своим детям развивать необходимые навыки и способности для успешной жизни.

Педагогика Л.Н.Толстого

“Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель». Л.Н.Толстой

Нет такого человека, который не был знаком с творчеством Л.Н.Толстого. Но не все знают что Лев Николаевич был еще замечательным педагогом, который смотрел на обучение ребёнка исходя из его личности, что противоречило принципам воспитания того времени.

На протяжении всей жизни Лев Николаевич изучал педагогические вопросы. Многие его мысли отражены в его сочинениях, в которых каждый из читателей сможет почерпнуть для себя новые идеи, что-то заставит задуматься.

09 сентября 1828 — 20 ноября 1910 Один из самых известных писателей и философов в мире.

Школа в ясной поляне

В 1859 году Лев Николаевич Толстой открыл Яснополянскую школу для детей крестьян. Обучение проводилось по системе писателя. Просуществовала школа не долго, всего 3 года, несмотря на это она стала известна.

Лев Николаевич преподавал математику, физику, историю, разбирал сочинения и рассказы учеников. В школе было еще 4 учителя.Также в школе изучали естествознание, русский язык, этику, пение, рисование, гимнастику, религиозное учение, столярное дело и сельскохозяйственный труд.

Исходя из своего опыта, и опыта работавших в школе учителей издавался педагогический журнал «Ясная Поляна».

Принципы воспитания и главная идея

Главной идей педагогики Л.Н.Толстого является – свободное, естественное воспитание. Главные ценности – духовность, гуманность и любовь.

Принципы:

1. Сознательности и активности. Дети должны понимать смысл и значимость обучения.

2. Связь с жизнью. В учебный процесс обязательно нужно включать материал из истории народа, его быта, природе родного края, страны с помощью рассказов, сказок, басен,

3. Доступность обучения. Обучение должно быть понятным и занимательным, сложный материал должен объясняться в доступной форме.

4. Прочность усвоенных знаний. Этот принцип связан с первым. Ребёнок должен уметь объединять части разных знаний в целое, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Природосообразность. Все дети имеют от природы стремление к новым знаниям, а задача учителя помочь им в этом.

Условия воспитания и освоения знаний:

доброжелательная обстановка;

учитывание индивидуальности ребёнка, его возраста, интересов;

уважение личности ребёнка;

предоставление возможности самостоятельной деятельности (познавательной, творческой);

установление межпредметных связей;

повторение пройденного материала, систематически;

обеспечение связей с жизнью; урочной, внеурочной и познавательной деятельности; умственным и физическим развитием;

Детей обучали без принуждения, их не наказывали, не били, но при этом вели себя они примерно. Многие ученики приходили с утра и уходили поздно вечером.

Методы и приёмы обучения, которые Лев Николаевич Толстой использовал в своей педагогической практике: экскурсии, опыты, наглядность, проблемные ситуации, рассказ, беседа, эмоциональное воздействие, работа с сочинениями и т.д.

Толстой написал для детей “Азбуку” в 4х частях и книги для чтения. Рассказы в них реалистичны, связаны с жизнью, они воспитывают ребёнка нравственно, этически и умственно. Многие из них до сих пори изучают в школах и читают дома.

О воспитании в семье

Воспитание ребенка Лев Николаевич Толстой считал, самой важной задачей родителей

  • родители должны иметь единый подход к воспитанию;
  • важен личный пример;
  • уважение, между всеми членами семьи;
  • трудовое воспитание необходимо с раннего возраста;
  • телесные наказания не допускаются;
  • развитие должно быть гармоничным.

Минусы:

  • полная свобода образования, кто хотел уйти, тот вставал и уходил из класса;
  • нет программы, и дети учились только тому, что им нравится;
  • идеализация природы детей.

В своё время педагогика Л.Н.Толстого подвергалась неоднократно критике, но были и те, на кого она произвела огромное впечатление.

Подготовьте своего ребенка к трудностям, с которыми он столкнется.

Когда они одни, важно, чтобы они знали, как выходить из опасных ситуаций, анализировать людей и распознавать угрозу на расстоянии. Это означает неудобные дискуссии с ними о существующих опасностях и о том, как от них избавиться

Например, если незнакомец просит его сесть в машину, чтобы помочь ему найти потерянную кошку, ваш ребенок должен не только убежать, но и бежать в направлении, противоположном машине. К тому времени, когда машина разворачивается, чтобы поехать за ним, он уже должен быть на следующей улице и звать на помощь. Подобные практические советы трудно обсуждать, но они могут спасти ему жизнь.

История вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, который позволяет ребёнку развиваться в своём темпе.

Возникновение вальдорфской методики было связано с жалобами сотрудников компании «Вальдорф Астория» на то, что их дети не получают качественного образования

Они считали, что основой обучения было зазубривание материала, а вот педагогической работе, развитию творческих и познавательных способностей ребёнка внимание не уделялось. . Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к их мнению и решил создать новую уникальную школу, которая будет подходить под возрастные особенности детей и развивать в них лучшие качества

Для воплощения Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру

Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к их мнению и решил создать новую уникальную школу, которая будет подходить под возрастные особенности детей и развивать в них лучшие качества. Для воплощения Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру.


‍Основатель вальдорфской методики Рудольф Штайнер‍

Он приступил к разработке первой программы вальдорфской педагогики, и в 1919 году она была одобрена министерством образования и культуры Германии. Первую школу для работы по новой методике построили за год. Изначально в ней учились в основном дети работников фабрики. А позже вальдорфские школы стали популярны в стране и далеко за её пределами.

<<Форма демодоступа>>

Плюсы

Плюсы: повышение уверенности в себе и самодостаточности.

Когда вы вспоминаете свое детство, какими моментами вы больше всего гордились? Были ли это времена, когда ваши мама и папа стояли рядом, направляя вас на каждом этапе выполнения любой задачи, за которую вы брались? Или это были моменты, когда вы сами возглавили эту задачу, например, готовили свою первую еду в одиночку или строили импровизированную крепость с друзьями?

Ответ, вероятно, очевиден для большинства из нас. Эти возможности учиться и творить самостоятельно часто являются самым большим источником уверенности. Даже Американская академия педиатрии рекомендует давать детям возможность делать «настоящий выбор и принимать решения» на пути к расширению возможностей. Это то, что часто не может случиться, когда мама и папа рядом. По крайней мере, это не может произойти с таким сильным воздействием.

Предоставление детям свободы передвижения дает им возможность принимать собственные решения и чувствовать, что у них есть некоторая власть над тем, как может развиваться их жизнь.

Плюсы: активная игра

Детское ожирение увеличилось более чем в два раза у детей и в четыре раза у подростков за последнее время. 30 лет. Вероятно, этому способствует множество факторов, но можно разумно утверждать, что во многом это связано с сокращением активной игры.

Воспитательные системы

На сегодняшний день наиболее распространены и популярны 4 воспитательные системы (школы, методики):

  • Макаренко — идея воспитания ребёнка как самостоятельного члена общества, имеющего точку зрения;
  • Сухомлинского — гуманная педагогическая система, в рамках которой отсутствуют наказания;
  • Вальдорфская — подчинение системы воспитания не запросам общества, а законам детского физического и психического развития в соответствии с возрастной периодизацией;
  • Монтессори — индивидуальный подход к воспитанию, позволяющий каждой маленькой личности развиваться в своём собственном темпе, посредством личного опыта в специально подготовленной для этого среде.

Родители имеют право выбрать одну из данных традиционных систем или найти какую-нибудь инновационную. Могут взять для себя что-то полезное из каждой и комбинировать их. Несмотря на разный подход к воспитанию, многие принципы в рамках данных концепций перекликаются:

Какие принципы воспитания заимствовать из той или иной системы — решать только родителям.

Как выбрать родительские курсы

«Отфильтруйте» нормы, навязанные экспертами.
Сформулируйте проблему, которую хотите решить.
Подумайте о факторах, которые влияют на вашу самоэффективность.
Выберите курс

Обратите внимание на практические занятия, форму получения и анализа нового опыта, обратной связи

Что почитать о воспитании успешных детей в будущем

  • Как подросткам и родителям отвечать на вызовы современности
  • Почему программирование — новая грамотность и зачем учить этому детей
  • Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего
  • Людмила Петрановская — о том, как выжить в самоизоляции с детьми
  • Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
  • Какое будущее ждет школьное образование

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Как найти баланс

Найти баланс между строгостью и свободой нисколько не трудно, золотая середина в ответе на вопрос «а что лучше для ребенка?». Видя ситуацию,родитель,в первую очередь, должен доверять своему чаду, показывать, что он на его стороне, и только затем вмешиваться в конфликт. Не стоит пытаться все решать за подростка. Дайте ему возможность выполнять определенную домашнюю работу, самостоятельно решить конфликт с одноклассниками или выбрать кружок. Вы не можете проживать жизнь своего ребенка. Ему необходимо учиться, поэтому лучше всего составить свод правил, которых вы все будете придерживаться. Например, позвонить, если задерживается из школы, или обговорить лимит на траты.

Фото: Sebastian Pandelache, unsplash.com

При возникновении вопросов давайте своему малышу возможность самостоятельно принимать решения. Можете подсказывать ему, но не стоит давить. Если вы перегнете палку, то впоследствии без вас принятие решений станет невозможным и неправильным, и ваш сын или дочь будут считать, что этим могут вас огорчить или расстроить.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что вы должны прислушиваться к мнению своего ребенка. Только в этом случае у вас начнут выстраиваться доверительные отношения, и вы сможете давать больше свободы ребенку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий