Консультация для родителей «Почему дети не берегут игрушки, рвут книги»
Ирина Николаевна Пожалюк
Консультация для родителей «Почему дети не берегут игрушки, рвут книги»
Все родители и педагоги дошкольных учреждений сталкивались с проблемой, когда дети ломали новые, даже только что полученные игрушки или книги.Самый первый совет: одушевляйте все игрушки. Говорите о них как о живых друзья, которые тоже чувствуют боль, обижаются и т. д. Дайте ребенку возможность пожалеть игрушку, посочувствовать ей. Обязательно покажите, как это можно сделать. Я все своим воспитанникам рассказываю историю, в которой все игрушки оживают, когда их никто не видит. Фантазируйте и творите сами и ваши дети никогда не порвут игрушку, которую вы изготовили вместе с ними.
Но если все-таки ваш ребенок продолжает рвать игрушки, книги, то не нужно сразу искать в нем дурные наклонности. Все дети, за редким исключением, ломают игрушки и рвут книги, но… тут главное разобраться в мотивах их поступков. А самых главных мотивов наберется всего три.
Первый мотив – желание самовыражения. Это одна из фаз развития вашего чада. В этот период ребенку просто необходимо ощутить себя, как личность, индивидуальность, почувствовать возможность самостоятельно воздействовать на окружающий мир. Это вполне нормально и закономерно. Никаких отклонений и патологий в вашем ребенке нет. По возможности отвлеките его от книги, которую может постичь печальная участь, и предложите старый журнал или газету или простой чистый лист, на котором можно рисовать или даже порвать.Пройдет некоторое время и ваш ребенок поймет простую истину: что книгу интереснее читать или рассматривать в ней картинки, а с игрушкой гораздо интереснее играть. Ни в коем случае не нужно кричать на ребенка и упрекать его за «несносное поведение»
. Чаще общайтесь с ним и показывайте, что можно нарисовать на чистом листе. Даже самые элементарные«каляки-маляки» имеют огромное значение для его умственного и творческого развития и самовыражения.
В старшем дошкольном возрасте дети тоже ломают игрушки, даже очень дорогие, что часто приводит к ссорам с родителями. Не стоит ругать ребенка и в этом случае. Просто эта игрушка исчерпала для него заложенные в нее возможности игры и естественное любопытство, и исследовательский интерес толкают ребенка на это «преступление»
. Ему попросту интересно, а как же этаигрушка устроена, что там у нее внутри, как устроен этот сложный механизм. Не нужно орать и говорить ребенку о стоимости этого чуда техники. Это бесполезно. У детей своя логика, которая сильно отличается от нашей. Не нужно тормозить процесс развития ребенка. Ведь разрушение с созидание часто идут рука об руку. Лучше будет, если вам хватит времени и желания разобраться в желаниях и стремлениях вашего ребенка.
Есть еще и третий мотив, который должен насторожить и обеспокоить родителей. Такое поведение может оказаться формой протеста на неадекватное или несправедливое наказание на ревностное отношение к родителям при появлении еще одного ребенка в семье, а также при недополучении ребенком необходимого количества внимания и душевного тепла.
В наше непростое время, когда семья встречается вместе только на короткое время, дети часто чувствуют себя нелюбимыми и пытаются выместить свои обиды на своих игрушках. Будьте очень внимательны к своим детям. Не забывайте говорить, что любите их, что скучаете по ним. Ведь никакие материальные выгоды не заменят ребенку теплоты общения с самыми близкими людьми. Ваше внимания и правмльная оценка своего поведения и анализ поведения ребенка позволят вам быстро и безболезненно исправить сложившееся положение.
Что делать если ребёнок проявляет агрессию?
Понять и простить, возможно, в этом есть и ваша вина.
- Будьте внимательны к своему ребёнку, не запрещайте ему всё;
- Показывайте пример правильного поведения;
- Наказывайте только за конкретные поступки, при этом не унижайте детей;
- Научите ребёнка выражать свой гнев адекватно, без материального и физического ущерба для окружающих;
- Не запрещайте проявлять гнев сразу после наступления события, вызвавшего агрессию;
- Научите сопереживанию к людям и животным, научите проявлять симпатию и доброту;
- Обучайте разрешению конфликтных ситуаций без насилия и агрессии;
- Научите отвечать за свои поступки;
- Обучайте адекватным навыкам реагирования в конфликтных ситуациях;
- Учите брать ответственность за свои поступки на себя.
Такой характер!
Cломанные игрушки часто найдешь в комнате ребенка-холерика. Эти малыши непоседливы, вспыльчивы, невнимательны и очень подвижны. У них игрушки ломаются сами. Малыш побежал и уронил игрушку, рассердился — смахнул все со стола или поторопился, нетерпеливо присоединяя хрупкую пластмассовую деталь. Ругать ребенка, наказывать или читать нотации нет смысла. Особенность характера не изменить, но можно скорректировать. Малыш-холерик — это не только погромы и разрушения. Он целеустремлен, смел, активен и настойчив. Нужно направить его энергию в нужное русло, научить управлять своими эмоциями.
Что делать, если ребенок разрушает вещи
Если у ребенка появилась мания портить и ломать все вокруг себя, то сначала следует узнать, почему он так себя ведет. Многие дети познают окружающий мир, разбирая и исследуя вещи вокруг себя. Малышу интересно узнать, как устроен предмет, но при этом он не понимает, что портит вещь. Как же объяснить ребенку, что не стоит так поступать?
Постоянные запреты только подогреют интерес крохи, ведь известно, что запретное всегда желанней. Не стоит запрещать все, нужно спокойно объяснить ребенку, что любая вещь стоит денег, а после поломки они приходят в негодность. Нужно разрешить ребенку исследовать некоторые вещи, не ломая их при этом. Главное – это донести до ребенка, что после поломки вещь невозможно вернуть в первоначальное состояние. Чтобы отвлечь любопытного малыша, можно заинтересовать его чем-нибудь, например, развивающей игрой.
Часто ребенок делает назло родителям, например, портит одежду и мебель, рисует на обоях или бьет посуду. Такое поведение необходимо пресекать в корне. Ни в коем случае не нужно кричать на ребенка — это может только усугубить ситуацию, вызвать гнев и обиду. Зачастую малышу не хватает родительского внимания и участия. Иногда такое поведение – протест ребенка на действия взрослых. Если спокойно побеседовать с ребенком, то можно выяснить мотив многих его поступков.
Любопытство — еще одна причина ломания игрушек у детей
Нередко детки разбирают игрушки, чтобы узнать, из чего они состоят, и как созданы. Ох уж эти исследователи! Виной этому природное любопытство, и чаще всего малыши разбирают сложные и дорогие покупки. После того как они удовлетворят свое любопытство, ребята могут попытаться собрать все назад, но этот сложный процесс редко заканчивается успехом. Нужна помощь мамы и папы.
Читай также: Почему нужно чередовать игрушки ребенка?
В таких ситуациях стоит выбирать предметы, которые легко разбираются и собираются. Они вызывают у детишек больший интерес и положительным образом влияют на развитие мелкой моторики. Детям подобного склада характера необходимо читать познавательные книги, просматривать с ними развивающие мультфильмы и фильмы. Используй эту черту характера на пользу ребенка и снабжай его головоломками и старой техникой, которую можно разобрать (конечно, когда он уже не тянет в рот мелкие детали).
Привлечение внимания взрослых
Если сын или дочь начинают с завидной регулярностью шалить, ломать вещи, капризничать, то это прямое следствие недостатка внимания со стороны родителей. Необходимо поговорить с малышом, узнать, чего ему не хватает, в какие игры он хочет поиграть с родителями, как провести время вместе. Гуляйте вместе, играйте на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, лепите снеговиков. Эти действия помогут ребенку чувствовать себя спокойно и защищено. Совместное времяпровождение способствует положительному микроклимату в семье и развитию творческих способностей.
Выражение негативных эмоций
Возможны ситуации, когда дети разрушают игрушки из-за обиды и злобы. Разломав вещи, они осуществляют выплеск эмоций, а потом чувствуют облегчение. Зачастую подобное поведение неслучайно, таким образом малыши проецируют поведение взрослых, с которым часто сталкиваются внутри семьи. Мать или отец бьют тарелки, громко хлопают дверью, портят личные вещи друг друга? Все это подмечается маленьким человечком, и в нем формируется неверная модель поведения. И он начинает вести себя под стать взрослым. Нужно оборудовать для ребенка детский уголок, в котором будет свобода для творчества и занятий спортом. Мальчикам подойдет комплект для бокса, девочкам — дартс и гимнастический инвентарь. Также необходимо следить за выражением своих эмоций, избавляясь от агрессии и раздражительности, как только их заметишь.
Слишком активные игры
В современном мире огромную популярность приобрели супергерои, и многие детки хотят им подражать. Именно поэтому они устраивают активные игры с разрушением всего вокруг и последующим спасением мира. Увлекаясь, малыш просто не замечает, что ломает и портит игрушки. В такой ситуации необходимо объяснять детям, что герои ничего не разрушают, их задача приносить добро и созидать. Артистичных детей можно отвести в драматический кружок, чтобы полностью задействовать их творческий потенциал. Также можно оформить часть детской комнаты постерами и фигурками любимых киношных героев.
Что может усугубить ситуацию?
Подкуп
«Если будешь вести себя тихо, дам конфету». «Приберись в комнате и тогда сможешь поиграть в компьютерную игру».
Отношения приобретают характер торга: «я сделаю это, только если ты…». Печально, когда на просьбу «вынеси мусор», ребёнок отвечает: «А что мне за это будет?». Хочется объяснить: «Ничего не будет. Просто это и твоё жилище тоже, вот и давай вместе с нами делать его уютным и чистым». Жаль, что слова не действуют мгновенно. Даже самые справедливые и проникновенные. Отношение ребёнка к своей роли в семье складывается каждый день. Оно зависит от вашей любви к нему, но не только
Важно ещё уметь ставить границы и требовать
Уговоры
«Сашенька (Машенька, Петенька…) убери игрушечки, у нас будет чистенько-пречистенько. Ну убери, ну пожалуйста».
Пойти таким путём заставляют родителей чувство вины и страх быть «плохой» мамой (папой). Отсюда бесконечные уговаривания, не умение требовать.
Как-то мне пришлось лечь с ребёнком в больницу. Боксы там разделены прозрачными перегородками, не доходящими до потолка. Все слышат и видят друг друга. В соседнем боксе «поселились» мама с сыном. Сын выше мамы на голову, а капризничал, как малыш.
— Почему ты не взяла мой кофе? Я же говорил! А ножницы где? Что? Тоже не взяла? Ну нормально! Ты как собиралась? Ничего нет.
Мама не злилась. Даже не пыталась оправдаться. Тихим, вкрадчивым голосом, она утешала сыночка:
— Я завтра тебе всё привезу. Может, пока йогурт съешь? Или колбаски?
— Чем я тебе её резать буду? Не надо мне ничего.
Обиженный сын лёг лицом к стене. Мама сидела на краешке кровати и гладила его по спине.
Крик
«Ты слышишь меня вообще?!!! Встал и пошёл быстро в ванну! Через пять минут чтоб зубы были почищены!».
Обычно родители переходят на крик, после того, как уже сказано множество слов. Иногда, ощутив тщетность спокойного тона, крик применяется сразу. Это кажется заманчивым выходом, потому что это действует. Но есть одно «но» — со временем кричать надо сильнее и страшнее. А когда и это перестаёт действовать, недалеко до шлепков и оскорблений. Постепенно спокойный тон совсем перестаёт восприниматься ребёнком.
Повышение голоса быстро превращается в привычку. Прикрикнули — помогло. В следующий раз, повышенный тон нарастает быстрее и легче. Потом сразу, без сопротивления. Потом вроде бы можно было сказать спокойно, но крик прорывается неожиданно, сам по себе. И, кажется, уже не управляешь своими реакциями, пускаешь всё на самотёк.
«Игрушка сломалась сама»
Есть варианты, когда игрушки ломаются, но ребенок сделал это не специально. Что может произойти?
- Малыш случайно уронил игрушку, наступил на нее, задел рукой, упал на нее. Такое бывает, когда дети заигрываются и не замечают предметов под ногами, руками, над головой или не соизмеряют свои силы. Ребенок может сильно расстроиться из-за поломки, собирать осколки, сломанные части и хранить их в надежде, что когда-нибудь удастся починить.
- «Я только хотел посмотреть, что у нее внутри», — этот ответ можно услышать, когда происходит вспарывание мягких игрушек, разбор электронных и сборных вещей.
То есть сработало обыкновенное детское любопытство, в результате которого игрушка была разобрана и содержимое извлечено наружу. В данном случае процесс познания может дать разный результат: от разочарования, что внутри зайца какая-то труха, до открытия, что внутри робота замысловатая микросхема.
Подстраивание предметов под конкретные игры. Игрушка трансформируется под ролевую игру, когда в настоящем виде не устраивает детей.
Например, кузов на машине маловат, но в наличие есть коробка большего размера. Кузов отрывается, коробка устанавливается, машина, по сути, начинает перевозить крупногабаритные грузы. Но машина не всегда справляется с поставленной задачей, а коробка не выполняет функцию кузова – тогда игрушка испорчена.
Кукла одета не в то платье – платье снять, надеть на куклу другое и накрасить ей глаза и губы фломастером, чтобы подходила на задуманную для нее игровую роль.
Качество игрушки было низким, сломалась быстро и без возможности починки. Да, иногда нужно поверить детям, что игрушка сломалась сама. Лопатка не выдержала тяжести камней или песка, машина – груза, мяч – удара о стену.
Почему ребенок ломает игрушки
Ошибки взрослых при покупке игрушки
- Несоответствие возрасту. Это, пожалуй, самая частая причина подобного поведения со стороны малыша. Почему-то многие родители считают, что чем раньше они приобретут ребенку кубики с буквами, тем скорее он научится читать. Маленькая доля вероятности в такой теории всё-таки существует, но не всегда. Во-первых, для этого придется запастись огромным терпением. Ведь пока малыш поймет истинное применение кубиков, он будет пытаться их использовать по-другому, в том числе разбирать и ломать. А во-вторых, вполне вероятно, что идея учиться вообще не возникнет в ближайшее время.
- Чересчур сложное строение. Нужно согласиться, что современные компании иногда производят уж слишком умные игрушки. Далеко не каждый ребенок способен в столь юном возрасте разобраться в их предназначении. Большинство деток не может самостоятельно этого сделать. Но некоторые всё-таки пытаются каким-либо образом применить подаренную вещь. Возможно, это будет не совсем корректно и в скором времени приведет к поломке, но по-другому у них пока не получится.
- Несоответствие ожиданиям. Практически с самого раннего детства ребёнок способен отдавать предпочтение игре с тем или иным предметом. Когда он немножечко подрастает, то начинает уже самостоятельно заказывать какие-либо подарки. К сожалению, они не всегда совпадают с возможностями родителей. Те, в свою очередь пытаясь как-либо компенсировать эту проблему, покупают что-то взамен. Но часто малыш очень плохо реагирует на такую хитрость с их стороны. Иногда, даже приняв презент, он может нарочно его сломать, разбить или порвать. И всё лишь только ради того, чтобы получить желаемое.
Психологические проблемы детей
Дефицит времени у родителей. Каждый ребенок желает видеть своих маму и папу не только по выходным, что часто случается из-за их плотного графика работы. Всем детям нужны разговоры, игры, простое времяпровождение вместе. Поэтому часто случается так, что они страдают от недостатка всего этого
И тогда малыш пытается всячески обратить на себя внимание любым способом. Исходя из того, что больше всего родители замечают именно детские проступки, а не достижения, приходится использовать ломание игрушек как способ привлечь внимание
Только так ребенок может заставить их отложить работу и уделить немного времени ему
Иногда даже из-за элементарного отсутствия присмотра малыш попросту в поисках новых вариантов применения данной вещи может случайно вывести её из строя
Только так ребенок может заставить их отложить работу и уделить немного времени ему. Иногда даже из-за элементарного отсутствия присмотра малыш попросту в поисках новых вариантов применения данной вещи может случайно вывести её из строя.
Необходимость контроля. Многие производители детских игрушек рассчитывают на то, что взрослые помогут малышу разобраться с ними. Многие мамы не воспринимают это как свой долг и могут позволить ребенку самому попытаться справиться с такой задачей. Естественно, сделать это будет очень трудно, а то и вовсе невозможно. В конечном итоге такая ситуация принуждает малыша сделать всё, чтобы приспособление вышло из строя. Тогда ему не нужно будет думать, как с ним правильно играть.
Повышенная активность. Чрезмерная двигательная и умственная деятельность является огромной проблемой современного общества. За последние несколько десятков лет количество таких деток значительно увеличилось и всё ещё продолжает расти. Для них характерна особая возбудимость и раздражительность. Этот ребенок является холериком по типу своего темперамента и не всегда способен контролировать собственные эмоции. Очень часто именно это приводит к крушению машинок и кукол, что не имеет под собой никакого другого объяснения.
Проявление любознательности. Такой вариант родители почему-то редко воспринимают как причину, а уж тем более плохо на неё реагируют. Всё дело в том, что есть детки, которым интересен не только внешний вид игрушки, но и принцип её действия, из чего она состоит, почему работает. Когда возникает такое большое разнообразие вопросов, они приходят к выводу о необходимости разобрать вещь на детали. Иногда это удается сделать аккуратно, но в большинстве случаев всё-таки она ломается. Но, несмотря на это, такой ребенок даже не расстроится, ведь конечный результат не так радует, как процесс.
Как справиться с агрессией и раздражением
Любознательный ребенок и загадка «что внутри»
Самая очевидная причина поломки – ребенок хотел посмотреть, что внутри. И хотя в полной мере эта проблема расцветает у старших дошкольников (которые порой не ограничиваются игрушками, а переключаются на мелкую бытовую технику), но даже полуторагодовалый ребенок вполне может расковырять, например, книжку со звуковыми элементами, чтобы выяснить, где же прячется мяукающая кошечка и крякающий утенок.
Что делать?
Если в вашей семье растет именно такой юный инженер, обратите внимание на развивающие игрушки-конструкторы, наборы юных химиков, физиков и фокусников. При покупке технически сложной модели будьте готовы, что она подвергнется безжалостной вивисекции
Если вы не хотите, чтобы пострадал радиоуправляемый вертолет, заранее обговорите этот вопрос с ребенком и найдите альтернативу (например, поищите в интернете ролики с разборкой аналогичной игрушки).
Два описанных случая – это примеры ненамеренной поломки игрушек. Хотя любознательный ребенок разбирает игрушку целенаправленно, он вовсе не хочет ее сломать, а только понять, как она работает. Если ему хватает умения, он будет рад вернуть ее в первоначальное состояние. Это нормальное конструктивное поведение ребенка. Совсем другое дело, когда целью становится именно поломка. Почему и для чего дети это делают?
Что делать с разрушительным поведением ребенка
«Не мой размер»
Причины детского поведения
Причин такого поведения ребенка может быть несколько.
- Тип темперамента малыша .
Поведение, при котором наблюдаются чаще разрушительные действия, свойственно детям с типом темперамента – холерик. У таких детей игрушки ломаются сами по себе. Данный тип темперамента означает непоседливость, быстроту действий, большую активность.
Такой ребенок может просто бежать сломя голову и по ходу наступить на игрушку, даже не заметя ее на своем пути.
В маленьком возрасте (2 – 3 года) дети еще не умеют управлять своими эмоциями.
Это возможно не раньше 7 – 8 лет. Поэтому ругать малыша за поломанную игрушку точно не стоит.
- Плохое самочувствие ребенка .
Это может быть банальная усталость, а возможно — это проявление начала болезни. У ребенка может что-то не получаться в процессе игры и в таком состоянии он воспринимает свои неудачи с повышенной возбудимостью и проявлением агрессии.
- Некачественные игрушки .
Дешевая игрушка может очень быстро поломаться. И ребенок будет совсем в этом не виноват.
- Игрушка может не соответствовать развитию малыша на данный момент времени.
Обязательно нужно учитывать возрастные особенности конкретного периода жизни. Если игрушка не соответствует возрасту ребенка – это означает то, что он попросту не сможет с ней справиться в процессе игры. За этим последует огорчение малыша и своеобразная сдача игрушке от ребенка в виде её поломки.
- Малыш находится на стадии познания мира , в том числе и методом анализа, который заключается в разборе целого на составные части. Таким образом, ребенок пытается понять, как все устроено в этом мире. Многие из взрослых могут вспомнить ситуацию, как разбирали в детстве непонятную для себя вещь, будь то будильник или утюг.
- Выражение недовольства .
В маленьком возрасте дети не способны к анализу ситуации в целом и самоанализу в частности. Если он не может справиться с игрушкой, значит в этом, по его рассуждениям, виновата только она. Если в машинку не помещается его любимый кубик, значит виновниками, сложившейся ситуации является кто-то из них. Поэтому надо разобраться либо с кубиком, либо с машинкой, отшвырнув их прочь. Примерно так рассуждает ребенок. Ему даже в голову не приходит, что предметы не соответствуют размеру друг друга, и он их не правильно подобрал для своей игры.
- Проявление своего «Я». В крошечном возрасте (с первого месяца жизни) ребенок полностью зависит от родителей и не противоречит этому. Но постепенно вырастая, у него начинает формироваться осознание себя как личности.
Привлечение внимания
Такими методами ребенок пытается привлечь внимание к себе со стороны родителей. Разрушительное поведение может послужить для взрослых неким сигналом к действию. Чтобы лучше научиться понимать своего ребенка и иметь в арсенале способы быстро договориться с ним в любой конфликтной ситуации, смотрите интернет-курс для родителей детей от 1 до 7 лет Послушание без криков и угроз >>>
Чтобы лучше научиться понимать своего ребенка и иметь в арсенале способы быстро договориться с ним в любой конфликтной ситуации, смотрите интернет-курс для родителей детей от 1 до 7 лет Послушание без криков и угроз >>>
Почему ребенок дерется и бьет по лицу
Драчливость начинается так же невинно, как и привычка кусаться, о чем говорит и письмо от Джуди о ее девятимесячном сыне Джейке. Я привожу его здесь, потому что мама поднимает вопрос о том, как создать для ребенка безопасные условия в доме.
«Мой сын Джейк вот уже три недели ползает и поднимается сам. Как мне приучить его не прикасаться к разным предметам на кофейном столике, не трогать растения и т.д., как научить его понимать слово „нельзя“? У него также вошло в привычку ударять других по лицу без всякого злого умысла, и мне все время приходится следить за ним, когда он играет с другими детьми.
Он очень радостный ребенок, и он не проявляет недоброжелательности. Он не понимает, что лучше погладить по щеке или приласкать, чем ударить. Я беру его за руку и ласкаю его, чтобы он понимал, что тоже так должен делать, но он снова ударяет меня по лицу. Может быть, он еще слишком мал?»
Джуди стоит на правильном пути. Джейк всего лишь проявляет интерес к окружающему миру. И хотя у него впереди еще несколько месяцев, прежде чем он начнет ходить, никогда не рано учиться тому, что хорошо и что плохо. Когда он приближается к другому ребенку или к домашнему питомцу, мама должна сказать ему «тихонько, тихонько» и направить его руку, показывая, как она это делает.
Как я уже говорила, первые проявления агрессивности у детей в таком возрасте бывают вызваны любопытством. Ребенок пробует понять, какой окажется реакция. Поэтому Джуди должна сказать ему: «Ты можешь сделать Энни больно. Спокойно». А если он все же дал оплеуху, то надо посадить его и объяснить, что этого делать нельзя.
Что касается обстановки в доме, то в девятимесячном возрасте пока невозможно требовать от ребенка самоконтроля. Я не считаю, что надо все оградить или заклеить — дети должны жить среди вещей и предметов и знать, к чему нельзя прикасаться. Уберите только те вещи, которые вы не хотите подвергать риску, или те, которые способны причинить вред ребенку. Ходите следом за ним повсюду. Объясняйте: «Это можно трогать, только когда мама находится рядом».
Давайте ему подержать различные вещи и поизучать их. Ребенку надо грохотать, колотить, создавать шум, крутить и двигать что-то — хорошо, если это не ваша стереосистема! Мальчики особенно любят что-нибудь чинить.
Почему ребенок ломает игрушки
Все причины, почему дети небрежно относятся к вещам и деньгам
Давайте выясним, почему дети не берегут наши усилия, вещи, другие материальные ценности? Почему они так легко теряют только что купленный дорогой мяч, пробивают колесо у нового велосипеда и рвут новую школьную форму в первый учебный день?
Дети на самом деле не знают цену вещей
Все наши уговоры, объяснения и причитания на тему «почему же вы так небрежно относитесь к тому, что нажито непосильным трудом» бывают бессмысленными и, кажется, проскакивают мимо ушей. Вы можете жаловаться на жуткую усталость, кричать, ругаться, ставить условия, но это не найдет желаемого эмоционального отклика в детском сердце. Все что он может понять, это то, что жизнь взрослого очень скучная и сложная, ведь он все время трясется над какой-то ерундой.
Вам кажется, что ребенок ничего не ценит и не бережет потому, что хочет позлить взрослых в очередной раз. В реальности же у него не сформированы навыки аккуратности – вот и все объяснение. Постепенно детки учатся соблюдать порядок и беречь свои личные вещи, но способ усвоения информации у всех свой, также как и ее упорядочивания. Кто-то обобщает все по признаку схожести, другие группируют по признаку личной «интересности» предмета, третьи ориентируются на последовательность и т.д.
Слабая моторика и координация как причина небрежного отношения ребенка к вещам
Дети до определенного возраста очень неуклюжие. На это влияют как индивидуальные физиологические особенности, так и тип темперамента, характер. Безусловно, дети с особенностями развития будут усваивать материальные ценности и отношение к ним гораздо хуже. Соответственно, качество исполнения тех или иных действий будет ниже.
Как вы думаете, кто лучше разложит игрушки по полкам, ребенок с СДВГ и атактическим синдромом или обычный малыш? У кого из них порядок в школьном ящике будет дольше поддерживаться? Моя «особая» дочка до сих пор падает и рвет коленки на новых джинсах, но это не значит, что она нарочито портит их. У нее все еще слабо развита моторика пальчиков и манипулятивная функция кисти, и, естественно, она может нечаянно разбить тарелку с супом. С учетом ее двигательной расторможенности и гиперактивности, свойственным СДВГ, я давно не удивляюсь, почему компот был разлит на свежевымытый пол.
Сложности с переносом навыков в новую ситуацию
Тревожные, склонные к появлению страхов и комплексов, детки хуже проявляют приобретенные навыки в новых условиях, в том числе и в новом коллективе. Например, ребенок, давно приученный к туалету, может испачкать трусики, оказавшись впервые в группе детского сада. Кто-то сразу становится беспомощным и не может застегивать пуговицы, другие ведут себя неуклюже, хуже обучаются и даже агрессируют.
Неаккуратные дети и двойные стандарты воспитания
Когда взрослые в семье придерживаются разных подходов к воспитанию, ребенок теряет ориентиры, и в таком случае навыки аккуратности начинают конкурировать друг с другом. Если мама не разрешает вытирать грязные руки о кухонные тряпки, а бабушка, наоборот, с любовью предлагает внучику кухонное полотенце, ребенок начинает думать, что все требования – это чепуха! Вам стоит учить дитя аккуратности постепенно и последовательно, при этом отслеживая степень влияния других взрослых участников воспитания.
Ревность и попытки обратить внимание
Ребенок показательно не бережет вещи и ничего не ценит только в том случае, когда пытается обратить на себя родительское внимание. Если вы постоянно его ругаете, ставите материальные ценности выше него и больше переживаете за их сохранность, отпрыск будет неосознанно ревновать и проявлять деструктивный тип поведения
Ведь дети, в отличие от многих взрослых, поменяли бы на любовь близких все свои игрушки и наряды!
Ведь дети, в отличие от многих взрослых, поменяли бы на любовь близких все свои игрушки и наряды!
Достаточно забавный эксперимент я проводила со старшей дочкой, когда ей было 6-8 лет. Мы предлагали (в шутку) продать ее любимого мишку или обменять на какие-то желаемые в данный момент блага. Она никогда не соглашалась, что бы ни стояло на другой чаше весов! НО! Она с легкостью согласилась отдать даже любимого плюшевого медвежонка, если ее младшая сестренка после этого станет полностью здоровенькой.
Возможные причины
Любопытство — еще одна причина ломания игрушек у детей
Нередко детки разбирают игрушки, чтобы узнать, из чего они состоят, и как созданы. Ох уж эти исследователи! Виной этому природное любопытство, и чаще всего малыши разбирают сложные и дорогие покупки. После того как они удовлетворят свое любопытство, ребята могут попытаться собрать все назад, но этот сложный процесс редко заканчивается успехом. Нужна помощь мамы и папы.
Читай также: Почему нужно чередовать игрушки ребенка?
В таких ситуациях стоит выбирать предметы, которые легко разбираются и собираются. Они вызывают у детишек больший интерес и положительным образом влияют на развитие мелкой моторики. Детям подобного склада характера необходимо читать познавательные книги, просматривать с ними развивающие мультфильмы и фильмы. Используй эту черту характера на пользу ребенка и снабжай его головоломками и старой техникой, которую можно разобрать (конечно, когда он уже не тянет в рот мелкие детали).
Привлечение внимания взрослых
Если сын или дочь начинают с завидной регулярностью шалить, ломать вещи, капризничать, то это прямое следствие недостатка внимания со стороны родителей. Необходимо поговорить с малышом, узнать, чего ему не хватает, в какие игры он хочет поиграть с родителями, как провести время вместе. Гуляйте вместе, играйте на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, лепите снеговиков. Эти действия помогут ребенку чувствовать себя спокойно и защищено. Совместное времяпровождение способствует положительному микроклимату в семье и развитию творческих способностей.
Выражение негативных эмоций
Возможны ситуации, когда дети разрушают игрушки из-за обиды и злобы. Разломав вещи, они осуществляют выплеск эмоций, а потом чувствуют облегчение. Зачастую подобное поведение неслучайно, таким образом малыши проецируют поведение взрослых, с которым часто сталкиваются внутри семьи. Мать или отец бьют тарелки, громко хлопают дверью, портят личные вещи друг друга? Все это подмечается маленьким человечком, и в нем формируется неверная модель поведения. И он начинает вести себя под стать взрослым. Нужно оборудовать для ребенка детский уголок, в котором будет свобода для творчества и занятий спортом. Мальчикам подойдет комплект для бокса, девочкам — дартс и гимнастический инвентарь. Также необходимо следить за выражением своих эмоций, избавляясь от агрессии и раздражительности, как только их заметишь.
Слишком активные игры
В современном мире огромную популярность приобрели супергерои, и многие детки хотят им подражать. Именно поэтому они устраивают активные игры с разрушением всего вокруг и последующим спасением мира. Увлекаясь, малыш просто не замечает, что ломает и портит игрушки. В такой ситуации необходимо объяснять детям, что герои ничего не разрушают, их задача приносить добро и созидать. Артистичных детей можно отвести в драматический кружок, чтобы полностью задействовать их творческий потенциал. Также можно оформить часть детской комнаты постерами и фигурками любимых киношных героев.
Причины детского поведения
Ребенок-деструктор и игрушечный хаос
Наконец, самый сложный случай – ребенок, который крушит буквально все, что попадается под руку. У него нет ни одной целой игрушки – страдают и любимые, и нелюбимые вещи. И вообще, он, кажется, не играет, а только ломает, ломает и ломает.
Что делать?
Это именно тот случай, когда можно смело обращаться за помощью к специалисту. Такое поведение может проявлением заболевания либо серьезной психологической травмы, с которой ребенок не может справиться самостоятельно.
В любом случае, вам, скорее всего, понадобится помощь профессионального психолога.
Сломанная игрушка – далеко не самое плохое, что может случиться в вашей жизни и в жизни вашего ребенка. Но за поломкой может скрываться целый мир детских обид и огорчений. Ваша задача – разобраться в причинах произошедшего и помочь малышу!
25.04.2018
о детях от 4 до 7 лет Другие статьи автора
Русская сказка
С появлением в семье ребенка, заботливые родители хотят дать ему все самое лучшее. Они покупают хорошие и дорогие игрушки, но часто замечают, что малыш начинает их ломать. Не всегда надо пугаться этого, ведь малыши исследуют мир по-своему. Так какие же причины такого поведения?
Любознательность
Если это касается младенца, то повода для беспокойства нет. Так он изучает эту вещь, смотрит что внутри, пытается понять, как она устроена.
Отсутствие внимания родителей
Недостаток родительского внимания негативно сказывается на ребенке, и он, ломая игрушки, пытается его привлечь. Современные родители постоянно занятые своими делами, и чтобы компенсировать свое отсутствие заваливают кроху дорогими подарками. Но лучший подарок для малыша – это совместное времяпровождение. Можно вместе поиграть в онлайн игры на ТоннаГеймс, ведь это отличный способ для развития ребенка.
Необходимость выбросить агрессию
Детишки тоже испытывают чувства злости и гнева. А также они копируют от родителей подобные эмоции. Что бы как-то избавится от такого состояния, они выплескивают его на игрушки. Часто, дети представляют обидчика в лице куклы или солдатика, начиная ни них кричать и бить.
Родителям, увидевшим такое поведение своего чада, надо срочно исправлять ситуацию. Не стоит ругать малыша, если такое случилось случайно. Выбирать игрушки лучше качественные, даже при случайном падении они не разобьются. В младенческом возрасте детям трудно донести, что к вещам нужно относиться бережливо. Нужно аргументировать почему нельзя ломать игрушки. Можно сказать, что такой больше не будет, ее невозможно починить, игрушке больно и другое. Обычно с возраста четырех лет дети начинают испытывать чувство любви и заботы. В таком случае стоит попробовать альтернативный вариант: приобрести то, что малыш сможет опекать.
Малыши часто любят мелкие предметы и сложные механизмы. Если есть старый ненужный телефон или другой предмет, можно предложить его разобрать совместно и посмотреть, как устроен механизм. Покупать игрушки надо соответственно возрасту ребенка. Не желательно спешить с покупкой новой забавы, надо пытаться отремонтировать старую, иначе малыш вырастет требовательным и не научится ценить, что имеет. Лучшим примером для крохи будет модель поведения родителей, если они сами не относятся бережливо к разным предметам, то чего ожидать от малыша.