Почему дети все тянут в рот

Почему ребёнок тянет всё в рот

Главная причина в том, что в возрасте до 1,5 лет рот ребёнка является основным инструментом познания мира. Мария Монтессори называла детей этого возраста «сенсорными исследователями», так как именно с помощью органов чувств они активно изучают мир, формируя всё новые нейронные связи в мозгу.

У ребёнка во рту самое большое количество нервных окончаний, что даёт возможность получать разнообразные сенсорные ощущения. Когда предмет попадает в рот ребёнку, то он даёт не только информацию о его вкусе, но и о структуре поверхности, форме и температуре. Например, есть тёплые материалы — такие как дерево, есть более холодные — металлы, а есть пластик, который не имеет никаких особо ярких характеристик, кроме неестественного цвета

Поэтому важно, чтобы у ребёнка были в доступе предметы из разных материалов и с различными текстурами. Это даст разнообразие сенсорного опыта, что служит важнейшим фактором для развития мозга и формирования обширного представления о мире. Кроме того, благодаря активным движениям челюсти во время изучения того или иного предмета, ребёнок развивает мышцы артикуляционного аппарата, что в свою очередь способствует развитию речи

Кроме того, благодаря активным движениям челюсти во время изучения того или иного предмета, ребёнок развивает мышцы артикуляционного аппарата, что в свою очередь способствует развитию речи.

И ещё одна немаловажная польза — укрепление иммунитета. Помощь в этом процессе оказывает антибактериальный фермент слюны (лизоцим), который играет роль барьера, расщепляя инородные бактерии.

Теперь, зная всю пользу, которую ребёнок получает благодаря изучению окружающей среды с помощью рта, важно выстроить правильное и комфортное для себя и своего ребёнка поведение. Приглашаем на мини-курсы для родителей. В них мы каждую неделю делимся рекомендациями по развитию и воспитанию детей, а также разбираем частые ситуации

В них мы каждую неделю делимся рекомендациями по развитию и воспитанию детей, а также разбираем частые ситуации

Приглашаем на мини-курсы для родителей. В них мы каждую неделю делимся рекомендациями по развитию и воспитанию детей, а также разбираем частые ситуации.

Как отучить ребенка от грудного вскармливания ночью

Нужно убедиться, что грудничок готов к такому повороту событий. Определяют это по увеличению интервалов между дневной едой, увеличению порций прикорма, хорошему набору веса. Также показательно пробуждение ночью в одно и то же время. Это свидетельствует не о голоде, а о привычке.

Отучение от ночных кормлений должно происходить максимально плавно и постепенно, иначе у малыша будет сильный стресс. Выберите несколько рекомендаций и постепенно внедряйте их. Если малыш готов к переменам, ночные кормления скоро перестанут нарушать мамин сон.

Увеличить объем дневных кормлений

Чтобы ребенку не хотелось есть ночью, он должен получить весь суточный объем калорий днем. Поэтому нужно максимально разнообразить его меню и наполнить его всеми необходимыми калориями и питательными веществами.

Грудное молоко легче усваивается крохой, тогда как искусственная смесь переваривается дольше, обеспечивая чувство сытости на более длительный отрезок времени. Поэтому следует учитывать особенности отучения детей на ГВ и давать перед сном не грудь, а смесь, кашку, творог или молоко с печеньем.

Заменить кормление водой

Чтобы убрать связь с грудью по ночам, можно постепенно заменять кормления поильником с водой или компотом, хотя увлекаться ими тоже не стоит. Поить ребенка нужно только он действительно хочет пить, а не ищет успокоения и привычной обстановки. В противном случае он может выпить до нескольких литров жидкости, которые, по факту, совершенно ему не нужны и могут негативно сказаться на работе почек.

Малышам-искусственникам, чтобы снизить стресс от «лишения» ночных перекусов, рекомендуют постепенно все больше разбавлять смесь водой. Через несколько недель в бутылочке останется только вода и кроха сам откажется от такого угощения.

Договориться

Малыши в 1,5-2 года уже вполне способны понимать обращенную к ним речь, поэтому можно пробовать договариваться с ними или объяснять, что ночь — это время для сна, а кушать нужно днем. Делать это можно по-разному, например, в игровой или «сказочной» форме — отправляя вечером всех «спать», и игрушки, и книжки со сказками, и бутылочку со смесью.

Подключить папу

Оказываясь ночью на руках у мамы, ребенок ощущает запах молока и каждый раз стремится к груди. Если же подключить к ночным успокаиваниям папу, «раздражающего» запаха не будет, как и соблазна лишний раз перекусить.

Также можно передать в папину ответственность и вечерние укладывания ребенка. Сначала мама может оставаться рядом, постепенно уходя из поля зрения крохи

При этом важно уделять малышу достаточно внимания днем, чтобы по ночам он не пытался компенсировать недостаток общения с мамой

Другие способы

При совместном сне с ребенком, маме следует позаботиться о создании «барьера» между ним и грудью с молоком — носить пижаму или постепенно отодвигаться от малыша. Для этого подойдут специальные кроватки, которые приставляются к родительской. Детей старше 1-1,5 лет можно отселить не только в собственную кровать, но и в отдельную комнату.

Если малыш проснулся ночью, не обязательно сразу предлагать ему грудь или воду. Можно попытаться усыпить его колыбельной, покачиваниями кроватки или поглаживаниями. Вполне возможно, что этого будет достаточно, чтобы кроха снова крепко уснул, особенно, если причиной пробуждения был не голод.

И конечно, обязательно нужно общаться с ребенком днем. Очень часто занятые домашними делами и хлопотами мамы берут малыша на руки только если он плачет или пришло время кормления. В таком случае ребенок, конечно, будет пытаться компенсировать недостаток тактильного и эмоционального контакта ночью. Чтобы этого избежать, нужно обеспечить ему достаточно ласки и внимания днем.

https://www.youtube.com/watch?v=NIA321pLBOY

Чего нельзя делать в процессе отучения?

Хлопать ребенка по руке

Чем больше вы станете одергивать ребенка, тем выше вероятность того, что вредная привычка останется с ним надолго. Стыдить малыша — тоже не вариант, потому что это вызовет у него большой стресс и неврозы в будущем.

Мазать руки вредными (!!!) продуктами

Мы говорили о том, что можно прибегнуть к помощи невкусных, но полезных продуктов. Так вот: вредные при этом брать на вооружение нельзя никак. Это красный перец, химические препараты и даже простое мыло, которое при попадании в рот вызовет раздражение слизистой.

Фиксировать руки

Чтобы отучить ребенка сосать палец, не стоит пользоваться силиконовыми браслетами, предназначенными для фиксации пальчиков. Надо ли говорить, как сковывание движений влияет на психику ребенка?

Нестись к малышу галопом

Если на каждое «сосание» вы будете бежать к ребенку пулей, он привыкнет привлекать ваше внимание именно таким способом. Тем самым вы просто спровоцируете у него формирование другой вредной привычки: манипулирования, избавиться от которой будет намного сложнее

Когда стоит задуматься о состоянии здоровья малыша

Привычка грызть ногти может быть реакцией на стресс.

  • Если ребенку исполнилось 3 года и больше, а он постоянно что-то грызет (ногти, карандаши, кожу рук и др.), – это может быть реакцией на стресс.
  • Если ребенку исполнилось 3 года, а он все новое берет в рот. Это может быть из-за недостаточной функции органов чувствительности (слуха, зрения, обоняния, тактильной осязательности). Решите вопрос с педиатром о необходимости консультации узкого специалиста.
  • Если ребенок старшего возраста берет в рот мел, песок, металлические предметы, это может быть симптомом анемии. Надо сдать анализ крови.

Дети с психическими расстройствами не могут контролировать свои действия, поэтому требуется особое пристальное внимание за ними. Антропологи из Калифорнийского университета считают, что эта привычка поможет избежать в будущем аллергических и ревматических заболеваний

Засовывая в рот разные предметы, ребенок знакомит свою иммунную систему с вредными и безопасными бактериями, грибами, пылью и другими аллергенами. Организм маленького ребенка не получает вреда, т. к. защищен переданным от матери иммунитетом, барьерными антителами грудного молока

Антропологи из Калифорнийского университета считают, что эта привычка поможет избежать в будущем аллергических и ревматических заболеваний. Засовывая в рот разные предметы, ребенок знакомит свою иммунную систему с вредными и безопасными бактериями, грибами, пылью и другими аллергенами. Организм маленького ребенка не получает вреда, т. к. защищен переданным от матери иммунитетом, барьерными антителами грудного молока.

Может быть, вы найдете другие способы отучения ребенка от этой неприятной привычки. Но что бы вы ни применили, учитывайте, что ребенок – тоже человек, и не стоит его воспитывать методами диктата и подавления, неуместными в современном мире.

Сосание пальца в 1–3 года

До 2 летнего возраста в таком поведении нет ничего плохого. Даже существуют преимущества, описанные выше.

Трудность состоит в том, что чем старше малыш, тем труднее его отучить.

Внимание! Сосание в 2 или 3 летнем возрасте должно вызвать тревогу. Подобные действия в возрасте старше 3–4 лет могут привести к стоматологическим и речевым проблемам. Прежде чем приняться за дело, нужно понаблюдать за ребенком, выяснить причину такого поведения

Прежде чем приняться за дело, нужно понаблюдать за ребенком, выяснить причину такого поведения

Важно заметить, когда малыш это делает и понять почему

Более взрослый ребенок тянет палец в рот от скуки, ему просто нужно развлечься. Читайте интересную статью Чем занять ребенка в 1,5 года>>>

Также одной из причин может быть пребывание в стрессовом состоянии. Таким поведением он успокаивает себя.Ведь на подсознательном уровне, еще в утробе, палец был символом спокойствия и защиты.

Часто ребенок так реагирует на раздражение, тревожность мамы или папы.

Нужно ли бороться с сосанием пальца у ребенка старше 2–3 лет? Да, если такое поведение переходит во вредную привычку.

Как отучить ребенка от пальца во рту, если он уже подрос, а привычка осталась?

В случае, когда у малыша эта привычка закрепилась нельзя:

  1. Ругать и кричать — он еще больше замкнется в себе, будет прятаться, и продолжать успокаивать себя подобным образом (читайте важную статью Как не кричать на ребёнка>>>;
  2. Бить по рукам, щипать;
  3. Громко кричать и пугать;
  4. Мазать горчицей (он может потереть глаз, случится ожог).

На заметку! Рекомендуется взять малыша за ручку, гладить ладошку, рассказывать какую-либо историю

Важно отвлекать внимание от плохой привычки

Можно предложить игрушку на время сна. Обнимая ее, малыш может засыпать.

Альтернативой сосания пальцев должен быть телесный контакт с близкими людьми:

  • объятия;
  • поцелуи;
  • держание за руку во время прогулки, совместного времяпровождения.

Если ребенок достаточно взрослый, мягко напоминать ему убрать пальчик. Можно делать это в игровой форме: побороться с ним, ласково пощекотать и т.д.

Подробнее о налаживании контакта между ребенком 1–4 лет и родителями, смотрите в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>

Если видите, что ситуация ухудшается, а самостоятельно найти причину не получается, то стоит обратиться за очной психологической помощью.

  • Как приучить ребенка к горшку
  • Можно ли бить ребенка
  • Как отучить ребенка кусаться

Что скрывается за вредной привычкой?

Прежде чем начать что-то предпринимать, необходимо разобраться, почему ребенок делает ненужные действия. Откуда появилась привычка, в чем изначальная причина, а уж потом принимать меры по ее устранению. Итак, что же может скрываться за вредной привычкой?

Особенности отношений с родителями

Оказывается, часто ребенок повторяет какие-либо действия только ради того, чтобы на него снова и снова обращали внимание. Потребность во внимании движет детьми всегда, когда они повторяют манипуляции, на которые родители незамедлительно реагируют.

Также ребенок может тревожится, переживать из-за сложной домашней обстановки, и тогда вредная привычка может стать своеобразным способом разрядки

Например, постоянно рвать волосы или кусать губу малыш может, если испытывает злость и обиду на родителей, которым все время не до него.

Также ребенок может тревожится, переживать из-за сложной домашней обстановки, и тогда вредная привычка может стать своеобразным способом разрядки. Например, постоянно рвать волосы или кусать губу малыш может, если испытывает злость и обиду на родителей, которым все время не до него.

Существует также ряд примеров, где причиной возникновения вредных привычек становится неправильное воспитание. А именно неустойчивость норм и правил, отсутствие согласованной линии общения с ребенком в семье. Например, мама говорит, что грызть ногти – это неправильно и наказывает за это. А папа, в свою очередь, жалеет сына или дочь, и начинает спорить с супругой прямо на глазах у ребенка. К слову сказать, не правы в этом случае будут оба родителя.

Как уже говорилось ранее, дети повторением действия часто пытаются скомпенсировать нехватку внимания, поддержки, любви и так далее. То есть, это может быть неосознанной попыткой саморегуляции и выражения тех чувств, которым не находится места в отношениях с родителями.

Повышенная тревожность и стресс

Нередким случаем среди причин возникновения вредных привычек у детей является навязчивое действие, как способ справиться со стрессом или успокоиться. Так, ребенок может грызть ногти каждый раз, когда его кто-то критикует или качаться из стороны в сторону всегда, когда ему страшно: в незнакомой обстановке, в кабинете врача, у классной доски.

А вот плакать без повода, когда мама уходит в туалет или просто в другую комнату, могут дошколята с повышенной тревожностью. Внутренне напряжение также может давать почву для формирования вредных привычек у детей. Например, сосание пальчика может быть вызвано именно этой причиной.

Немаловажно и то, что дети, очень подвержены к стрессам в случае резких изменений в жизни. Как пример можно привести рождение второго ребенка, переезд, начало обучения в школе и так далее. Подобные события вызывают у ребенка напряжение, тревогу и он, к примеру, неосознанно начинает регулярно рвать волосы на голове

Подобные события вызывают у ребенка напряжение, тревогу и он, к примеру, неосознанно начинает регулярно рвать волосы на голове.

Особенности поведения и темперамента ребенка

В случае родительских требований несоразмерных возможностям ребенка тоже может формироваться нежелательное поведение. Так малыш может качать ногами на стуле, когда заставляют постоянно и всюду сидеть спокойно. Или, например, ребенка вынуждают слушать что-то неинтересное очень долго, и он начинает ковыряться от скуки в носу. При многократном повторении ситуации все это перерастает в привычку.

Гиперактивность также является одной из причин регулярно повторяющихся навязчивых действий. Не имея возможности разрешённым способом проявлять активность, такой малыш, например, может постоянно бегать по кругу по комнате.

Как помочь ребёнку безопасно познавать мир с помощью рта

Запрещая ребёнку тянуть в рот предметы, мы сообщаем ему, что изучать мир — это плохо и опасно. Если такая позиция сохраняется и транслируется ежедневно, это может значительно повлиять на угасание интереса к получению новых знаний в будущем. Также, запрет с негативным эмоциональным окрасом может вызвать ещё больший интерес у ребёнка, что приведёт к игре на вызов вашей реакции.

Ответственность взрослого — организовать безопасную среду для этого периода. Не нужно всё стерилизовать, но необходимо убрать из доступа ребёнка все химикаты и опасные мелкие предметы. Самый действенный способ — это физически опуститься на уровень ребёнка (на пол) и из этой позиции проверить весь дом. Возможно, вы увидите части проводов, которые свисают со стола и так и манят ребёнка потянуть их и попробовать, или мелкие пуговицы, которые давно закатились под диван. Проделав эту работу, вы сможете спокойно отпустить ребёнка на пол и дать ему драгоценную возможность собрать максимальное количество информации о мире, который его окружает.

Есть ситуации, когда ребёнок тянет в рот материалы для творчества. Например, вы предложили аппликацию, а ребёнок вместо занятия тянет в рот клей. Или хотели полепить, а его интересует только то, какой на вкус пластилин. Значит, сейчас ещё не подходящий возраст для этих занятий. Отложите их на время и через пару месяцев попробуйте ещё раз предложить. А пока можно предоставить более безопасный вариант лепки из домашнего солёного теста или же просто рисование восковыми мелками.

Поведение на улице — это тоже зона ответственности взрослого. Если вы видите, что место, где играет ребёнок, заполнено действительно опасными предметами, то у вас есть несколько вариантов поведения:

С ребёнком до 1,3 лет самый работающий вариант — это просто увести его гулять в более безопасное место или предложить другой предмет для изучения. К примеру, малыш рвётся облизать асфальт, а вы ему говорите: «Лизать асфальт опасно, могу тебе предложить эту ветку для изучения. Или, может быть, ты хочешь попробовать яблоко?» Ребёнку постарше можно предложить другие варианты манипуляции с предметами. Можно сказать: «Я вижу, как ты заинтересовался этим мусором на земле. Давай поможет дворникам, и соберём его в пакет

У тебя будет свой пакет, а у меня свой» Позже важно обратить внимание на результат: «Смотри, сколько мы собрали и какая теперь чистая площадка». Если же вы наблюдаете навязчивость действий облизывания после двух лет, то, возможно, стоит обратиться к психологу или самим понаблюдать и подумать, что могло вызвать стресс у ребёнка и закрепить оральную фиксацию (привычку успокоения посредством засовывания предметов в рот)

Если же вы наблюдаете навязчивость действий облизывания после двух лет, то, возможно, стоит обратиться к психологу или самим понаблюдать и подумать, что могло вызвать стресс у ребёнка и закрепить оральную фиксацию (привычку успокоения посредством засовывания предметов в рот).

Предоставьте малышу возможность полностью удовлетворить потребность, облизывая и пробуя на вкус безопасные предметы вокруг. И тогда к 1,5 годам ребёнок спокойно переключится на другие способы изучения мира.

Варвара Жданова — психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт Фонда Монтессори

Фото обложки с shutterstock.com

Какой механизм отвечает за сосание

В сосании участвуют сразу три нерва с очень обширными зонами: блуждающий, троичный и носоглоточный нервы. Ни в одной части тела нет выхода таких мощных рецепторов, как во рту. Лучшее, что придумала природа для развития этих систем, это материнская грудь

Именно поэтому так важно, чтобы кроха мог получить ее по первому своему требованию

К сожалению, иногда приходится искать замену материнской груди. Конечно, узелок с хлебным мякишем (как во времена наших прабабушек) или современные «правильные» ортодонтические соски-пустышки – это лишь жалкое подобие теплой маминой груди. Но, увы, в какой-то мере они необходимы, если ваш малыш находится на искусственном вскармливании.

Другой способ удовлетворить сосательный рефлекс, который буквально всегда под рукой, – это собственный палец. Но стоматологи и логопеды в один голос утверждают, что сосание пустышки, и в особенности, пальца приводит к деформации неба, формированию неправильного прикуса, плохому смыканию зубов. У детишек, сосущих пальцы, зубы часто растут специфическим образом – верхние выдаются вперед, а нижние – растут немного назад.

Проблема «всё во рту» у детей более старшего возраста (от 3-х лет и выше)

Покажите своего ребёнка специалистам.

Казалось бы, ваш ребёнок должен перерасти свою привычку, во всяком случае, вы очень на это надеетесь, однако, этого не происходит. И, он продолжает всё, что попадает ему вначале в руки — тянуть в рот, а, если в руках нет ничего – умудряется засунуть в рот свои пальцы. Что это означает? Почему он так себя ведёт?

Данная ситуация уже может свидетельствовать о том, что есть определённая проблема и вы должны помочь решить её своему ребёнку. Во-первых, данное поведение может служить симптомом определённых невротических и физических расстройств и сигнализировать вам о том, что ребёнок пытается таким способом заменить другие способы познания окружающего мира.

Ему почему-то по-прежнему более удобно изучать мир через рот, чем делать это более взрослыми методами. Покажите своего ребёнка невропатологу, окулисту и лору. Возможно, у него существует проблема с восприятием окружающего мира, и недостаток одного информационного потока (зрение, слух) он пытается по-прежнему восполнить привычным для него способом – всё тянет в рот.

Психологическая сторона вопроса

Психологический подтекст проблемы

Помимо объяснений с физиологической стороны этой привычки, которая сохранятся у детей старшего возраста, существует ещё и психологическая точка зрения на этот вопрос и заключается она в том, что вашему ребёнку… не хватает вашего внимания. И, тем, что он постоянно всё тянет в рот (тем самым, удовлетворяя свой сосательный рефлекс, который у него напрямую ассоциируется с мамой, её теплом, любовью и заботой), он стремиться заполнить ту пустоту, которая образовалась у него внутри по какой-либо причине.

Возможно, вы мало внимания уделяете ребёнку, или он перенёс сильный стресс. Здесь вам может помочь консультация детского психолога, однако, если вы не измените своё отношение к малышу – любой психолог будет бессилен. Больше времени проводите с ребёнком, разговаривайте с ним, прислушивайтесь к его проблемам, читайте на ночь сказки, пойте колыбельные, будьте просто рядом с ним, ведь, вы так ему нужны…

Что касается популярных народных методов борьбы с этой проблемой – мазать пальцы горчицей или соком алоэ, и других изощренных методов, которые якобы помогают добиться результата, то помните, что этим вы проблему не решите, а только загоните её вглубь, хоть и избавитесь от внешних проявлений.

Поэтому, прежде, чем отвечать на вопрос «как?» — отыщите ответ на вопрос «почему?»…

Шевцова Ольга, Мир без Вреда

Сказать «Cпасибо»:

Похожие и рекомендуемые вопросы

Ребенок в 1.2 все тащит в рот! Заниматься невозможно! Моему ребенку год и 2 месяца,…

Аутизм, зпр или зрр Сыну 1.5 года. На имя не отзывается, просьбы выполняет иногда….

ЗРР и ЭЭГ в 2 года Подскажите пожалуйста по нашему вопросу! Обратились к неврологу…

Запустили ребёнка? Нам 2 года и мы почти ничего не понимаем и не разговариваем. Нет…

Моторное развитие Доктор! Дочке 1,3 (родилась в 33-34 недели), 8/8 апгар, на данный…

1, 5 года не говорит Ребенку 1,5 года, он не говорит, почти ничего. До года начинал….

Нормотипичное разаитие ребенка Ребенку 1,5. Пошли ровно в год (правда долго расхаживались)….

Ребёнок в год и 8 лабилеен Ребенку год и 8, родился естественным путем,8-9 по апгар,…

Ребенок не ходит в 1,3 норма? Моей дочери год и три месяца, она не ходит самостоятельно….

Пантогам в год Подскажите пожалуйста как быть, в год с сыном проходим врачей, были…

Развитие ребенка к годику Моему ребенку 11 месяцев.
Не интересуют игрушки, не собирает…

Поведенческие особенности у ребенка Ребёнок ест очень избирательно, 4 вида продукта….

Не показывает части тела, животных, не говорит папа, баба, Помогите пожалуйста разобраться,…

Соответствует ли развитие в 1.5 года Были с ребёнком у невролога в 6 мес, отклонений…

Консультация по анализам ребёнка 3 лет Проконсультируйте пожалуйста по анализам, сдавали…

Развитие в 5 мес Доктор. Хотелось бы услышать нормально ли развивается мой ребёнок….

Развитие ребёнка до года У меня вопрос по развитию детей до года. Дочери 6.5 месяцев….

Как должен вести себя ребёнок Ребёнку почти 7 месяцев. Малыш активный – ползает, ходит…

Ребенок тянет в рот только левый кулачок Подскажите пожалуйста. Ребенку 3 месяца и…

Непоседливый грудничок Моему сыну 8-ой месяц. Дело в том, что он какой-то неуёмный…

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий