Что делать, если ребенок боится громких звуков

Когда ребенок боится громких звуков — наша реакция

Везде шум, гам, детский смех и детский плач. Можно было наблюдать детей, которым явно не нравилось данное мероприятие. Они плакали, кричали, устраивали истерики, топая ножками. И при этом многие закрывали уши руками. Громкий, неприятный для них звук явно приводил их в состояние дискомфорта.

Задаешься невольно вопросом, почему дети так реагируют на громкий звук? Если ребенок боится громких звуков, что делать? Почему они боятся громких звуков не только на таких мероприятиях, но и дома. Фен, пылесос, блендер — стоит их включить, как ребенок начинает плакать или кричит от страха. Другие закрывают уши или прячутся туда, где потише.

Объясняешь ребенку, что бояться нечего, обнимаешь, вроде успокаивается, но стоит вновь услышать громкий звук, как все повторяется.

Почему ребенок боится громких звуков

Родители не знают истинной причины такой реакции. Бывает, начинают приучать малыша к громким звукам через постепенное знакомство с источником шума, проводят беседы, разъясняют, почему это устройство так гудит. Как правильно действовать на самом деле?

Ответы я получила на тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Есть дети, которые в силу своих психических свойств определенным образом реагируют на громкие звуки. Это дети со звуковым или зрительным векторами. Дети со зрительным вектором открытые, общительные, ярко выражают свои эмоции. Замечают красоту окружающего мира, то, что не увидели другие — красивую капельку росы на травинке, необычные лепестки цветочка…

Дети со зрительным вектором наиболее подвержены страху и особо восприимчивы к любой опасности. Страх может принимать разный вид — темноты, пирата, волка, громких звуков. Услышав грохот, гром, звук перфоратора, они вздрагивают, пугаются, плачут, плохо спят по ночам.

Совет: Пугать и приучать такого ребенка к громким звукам не стоит. Дело в том, что если ребенка со зрительным вектором пугать, то можно остановить его развитие. Он еще мал и не способен справиться со стрессом. Наоборот, для правильного развития ему необходимо ощущение защищенности и безопасности, которое передается детям от матери. Подробнее о детях со зрительным вектором читайте здесь. 

А вот дети со звуковым вектором обладают чувствительными ушками и ощущают сильный дискомфорт от громких звуков. Они закрывают уши руками и зажмуривают глаза. Им больно.

С самого рождения такой малыш наделен определенным даром — лучше слышать, различать множество разных звуков, воспринимать их более громкими и отчетливыми. В то время как для других детей звуки не будут такими оглушительными или резкими, не причинят им боль.

Ребенок со звуковым вектором может пугаться звука работающего пылесоса, любой другой бытовой техники, шума хлопающих дверей. Но в отличие от ребенка со зрительным вектором испуг происходит из-за причиненных ему дискомфорта и боли. 

Именно такой ребенок может иметь прекрасный слух, ему самой судьбой предначертано развиваться музыкально. У него от природы есть способность тонко чувствовать интонации, звучание речи, распознавать волшебство музыки. Ему легко даются иностранные языки и точные науки.

Совет: Подойти к воспитанию такого ребенка с учетом его психических свойств. На самом раннем этапе его развития создать ему условия для комфортного времяпрепровождения.

Это значит:

— обеспечить дома моменты тишины, возможности уединения;— разговаривать с ним тихим голосом;— избегать посещения шумных мероприятий;— подобрать ему подходящие развивающие занятия.

Узнать больше информации об особенностях воспитания звуковых детей вам поможет статья:

Узнать больше о механизме формирования боязни громких звуков можно тут  

Разобраться с причинами, из-за которых ребенок боится громких звуков, понять своего ребенка, его психику поможет бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология». Регистрация тут.

Какие бывают «ушки на макушке»

Громких и резких звуков боится все живое. Любой ребенок может испугаться, а сильно впечатлительный, например, и заикой стать. Но есть дети с особой чувствительностью ушек — обладатели звукового вектора.

Если у вас такой ребенок, то важно понять, как «слышит» этот мир именно он. Никого ведь не удивляет, что одни рождаются с абсолютным музыкальным слухом, а другим «медведь на ухо наступил»

Известно, что Моцарт после одного прослушивания смог записать нотами многоголосное хоровое песнопение продолжительностью около десяти минут. Такова была его способность точно вычленять каждый голос и определять высоту звучания.

Также и с громкостью. Сенсор восприятия может быть «заточен» на тончайшее различение шумов. Большинству в семье громкость телевизора кажется нормальной, а для обладателя чувствительных ушей это очень или чрезвычайно громко. Есть люди, которые слышат не только шум проезжающего автомобиля, а еще и грохот каждого его винтика.

«Сурдолог после обследования сказал, что дочка слышит шепотную речь раза в 2 лучше большинства людей. Теперь понятно, почему она слышит сигнализацию машины в соседнем дворе, а я нет».

 Кто любит мир ушами

Природой все задумано со смыслом. И сверхтонкий слух для чего-то нужен.

Дети со звуковым вектором иногда заметны внешне по высокому лбу. А высоколобые взрослые нередко встречаются среди композиторов, писателей, ученых, изобретателей.

Это не случайно. Тонкий слух напрямую связан с работой сознания и интеллектуальной деятельностью, за которые отвечают лобные доли мозга

Это позволяет концентрировать внимание на том, что не видно глазу — на смыслах слов, на законах природы и абстрактных научных формулах

Даже среди птиц самая большая голова относительно туловища у тонко слышащей совы. Она способна охотиться в полной темноте, только на слух. Известно, что слышит сова в четыре раза лучше кошки. А еще ее считают символом мудрости.

Что уж говорить про человека. Ребенок со звуковым вектором в потенциале очень талантлив. Главное, не мешать ему развиваться — делать все возможное, чтобы он был сосредоточен на изучении мира вокруг «на слух». Для этого внешние звуки не должны быть болезненно громкими. А далее ребенок сам подскажет, что ему нужно. Возможно, полюбит слушать классическую музыку. Или многозначительно задумается: «А что такое космос? Как это — бесконечная Вселенная? Откуда появились люди?»

Если правильно обучить ребенка чтению, он будет читать взахлеб. Даже втайне, с фонариком под одеялом. С помощью книг он сможет жадно наполнять врожденное желание докопаться до смысла всего живого. «Почему Земля крутится или что означает слово «гравитация»?» Возможно, потянется к загадкам человеческой души: «Мама, для чего мы живем?» Художественная литература поможет развить словарный запас. Как известно, чем он больше, тем шире сознание. Человек осознает только то, что может назвать словом.

При чем тут тишина? Она нужна для сосредоточения. Например, папа требует не шуметь и не отвлекать, когда работает за компьютером. Ребенку тоже легче включать голову в тишине.

Писательский талант, способность вслушиваться в звучание струн человеческой души и передавать свои наблюдения словом — еще одна сторона звукового вектора. Большинство известных литературных произведений написано в тишине и уединении, вдали от шумных городов.

К слову, поэт Иван Бунин называл свой слух поразительным: «…Я слышал за несколько верст колокольчики едущих к нам гостей и определял по звуку, кто именно едет…»

 Чем грозит нарушение звуковой экологии

Как нежная кожа быстро обгорает на солнце, так и нежные ушки выходят из строя от резких и неприятных звуков. От нахождения в оглушающей обстановке возникает сильное напряжение, даже боль, поэтому хочется сбежать в тишину или закрыть уши руками.

Ребенок защищается от боли — его сосредоточенность на внешнем мире падает. Ему говоришь, а он не слышит, точнее, не улавливает смысл сказанного. Ухудшается обучаемость. Когда нет сосредоточенности с внешней стороны барабанной перепонки, то он может подолгу «зависать» и мысленно «улетать».

Пропадает желание учиться, перестает интересоваться новым, дружить и общаться. Контакт с людьми становится избирательным. Когда ребенок полностью замыкается в себе, ему нередко ставят диагноз — аутизм. Гениальный в потенциале ребенок может обрасти тяжелыми психическими расстройствами, в том числе шизофренией.

У сына Татьяны проблемы с обучением обнаружились в школе:

Когда ребенок боится громких звуков

После того как малышу исполнится 2-3 месяца, некоторые мамы начинают замечать, что ребенок вздрагивает при резких, громких звуках. Его пугают не только крики и шум пылесоса, но даже заводные игрушки, кашель, звук летящего самолета. Часто испуг не ограничивается вздрагиванием, малыш заходится в истерике, плачет.

Исправить ситуацию взрослые смогут с помощью спокойного голоса и мягких движений. Плачущего младенца мама прижимает к груди, поглаживает по спинке и ласково разговаривает с ним, объясняя природу того, что его напугало. Малышей постарше, страшащихся, например, пылесоса, можно заранее предупреждать, тогда шум не станет неожиданностью и не так испугает ребенка.

Когда малыш на прогулке пугается чего-то неизвестного, что видит впервые, ему необходимо показать причину испуга. Вытащите ребенка из элитной коляски silver cross balmoral или любой другой, прижмите к себе, успокойте и вместе с ним рассмотрите причину слез. Когда возможно, малышей, боящихся громких звуков, желательно ограждать от источников страха.

Чересчур возбудимые детки, закатывающие истерику при любых резких звуках и плохо поддающиеся успокоению, нуждается в консультации невропатолога. Родителям не стоит рассматривать направление к этому врачу как вызов и намек на то, что их ребенок психически «ненормальный». Обращение к нему поможет лучше разобраться в устройстве нервной системы малыша, доктор подскажет, каким образом можно сгладить возбужденное состояние карапуза. Возможно, будет достаточно правильного режима дня, ванночки с успокаивающим сбором и маминой колыбельной на ночь, для того чтобы карапуз более спокойно воспринимал окружающие звуки.

Если ребенок боится громких звуков, родители не должны впадать в панику, такая фобия у малышей до года не редкость. Спокойное, ласковое слово, улыбка мамы, разговор помогут карапузу пережить сложный период и привыкнуть к шумному миру взрослых.

Анастасия Ильченко

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий