Причины детской агрессии
В младшем возрасте причиной детской агрессии чаще всего становится желание ребенка познать мир и выяснить реакцию окружающих на свое поведение. Поэтому, если он видит со стороны родителей и свидетелей драки осуждающую реакцию, то быстро понимает, что он ведет себя неправильно. А вот неоднозначная реакция (например, родители – умиляются, родственники обиженного ребенка – негодуют, а противник – дает сдачи) заставляет малыша почувствовать себя растерянным и проводить свой эксперимент снова и снова.
Однако, если любознательность ребенка можно отнести к здоровой агрессии, которая легко поддается коррекции, то неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье может стать причиной настоящей агрессивности, являющейся по своей сути психологическим заболеванием. Причиной такой агрессии может стать чрезмерная опека, невнимательность или безразличие со стороны родителей, которые являются следствием:
- “нежеланности” ребенка – дети очень тонко чувствуют отношение родителей к себе, и даже самый незаметный жест или интонация, свидетельствующая о том, что ребенок появился на свет случайно, заставляет малыша любым способом (в том числе, и агрессивным поведением) доказывать, что он имеет право на существование.
- враждебности – достаточно часто родители “перекладывают” на ребенка вину за собственные неудачи в жизни (например, если из-за ребенка приходится уйти с любимой работы или из семьи уходит один из супругов), в результате чего ребенок приходит к мысли, что мир вокруг него агрессивен и враждебен, а значит, нужно защищаться.
- отсутствии эмоциональной связи в семье – когда родители часто ссорятся между собой на глазах у ребенка, его жизнь напоминает существование на дремлющем вулкане, который может начать извержение буквально в любую минуту, и это “включает” в малыше защитный механизм, проявляющийся в агрессии.
- чрезмерного контроля – безмерная опека и желание во всем руководить жизнью ребенка приводит к тому, что малышу приходится постоянно подавлять в себе гнев и раздражение, которые накапливаются и в какой-то момент выплескиваются в неконтролируемом приступе агрессии.
Кроме того, специалисты отмечают целый ряд “личных” причин для проявления агрессии ребенка, которые возникают в результате:
- подсознательных переживаний – как правило, передаются ребенку от беременной матери, которая чрезмерно беспокоилась о безопасности малыша, еще в период внутреутробного развития (другими словами, ребенок появляется на свет без уверенности в собственной безопасности).
- личного опыта – характерно для неблагополучных семей, где на глазах у ребенка один из родителей ведет себя очень агрессивно как по отношению к самому ребенку, так и по отношению к окружающим.
- заниженной самооценки – ребенок недоволен собой (как правило, в результате отсутствия любви, внимания и поощрений со стороны родителей), и пытается “возвысить” себя в своих глазах путем агрессивного отношения ко всему миру.
Детские капризы и истерики – в чём разница
Когда ребёнок плачет, кричит и ведёт себя «неподобающе» дома либо в общественных местах, родители говорят об истерике. «Катя у меня чуть что – сразу истерить начинает», «Мишенька мой любой свой шаг сопровождает истерикой!» – именно такими подробностями делятся друг с другом уставшие мамы. Но насколько они правы?
В подавляющем большинстве случае речь идёт о детских капризах. Казалось бы, разница незаметна и несущественна. На самом же деле от того, капризничает или истерит ребёнок, будет зависеть и то, как нужно будет его успокаивать. Ведь подход мамы и папы к малышу в случае истерического приступа и каприза нужен разный.
Капризы ребенка
Это слово к нам пришло из французского языка и означает причуду или прихоть. И действительно, малыш под влиянием сиюминутных желаний и эмоций пытается чего-то добиться от родителей. Иногда запретного или даже невозможного. Пример: ребёнок хочет шоколадку, но знает, что сейчас дома её нет. Но всё равно пытается добиться желаемого всеми способами.
А способов тут несколько: плач, громкий рёв, крики, топанье ногами, бросание игрушками, молчание, игнорирование родителей и пр. При этом малыш целиком и полностью осознаёт собственные действия, контролирует «накал эмоций». Он слышит родителей и других взрослых, реагирует на их слова и поступки.
Часто подобное причудливое поведение, особенно у маленьких детей, возникают без причины. Пример тому – капризы ребенка в 2 года. В таком возрасте малыши ещё сами не понимают, что именно они хотят получить. Они не в силах осознать и обобщить собственные переживания, желания, но охотно делятся ими со взрослыми.
Истерики
Истеричный приступ, в отличие от капризов, возникает по причине накопленных отрицательных эмоций и переживаний. Из-за этого истерика проявляется намного ярче: громкий рёв, дикий ор, катание по полу, битьё головой об стену, махание руками и ногами, судорожное выгибание дугой. Лицо у малыша краснеет, заметны капли пота, можно заметить и другие вегетативные реакции организма.
Часто истерический приступ сопровождается игрой на публику, особенно если начинается в общественном месте. При этом ребёнок входит в раж, своеобразное состояние аффекта, когда он не слышит родителей, а его мыслительный процесс целиком блокируется. То есть взрослый не может «достучаться» до малыша, объяснить неправильность и опасность подобного поведения.
Виды агрессии у детей
По направленности игрессивное поведение бывает двух типов:
- гетероагрессия
- аутоагрессия
Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.
По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:
- реактивное
- спонтанное
Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.
По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:
- инструментальным
- целевым
Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.
По открытости проявления агрессивное поведение может быть:
- прямым
- косвенным
Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.
По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:
- экспрессивное
- вербальное
- физическое
Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:
- интонации
- мимики
- жестов и пр.
Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.
Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:
- социализированная
- несоциализированная
Социализированная
У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание
Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат. Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное
Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное. В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается
После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным
В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.
Несоциализированная
Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.
При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.
Как проявляются капризы в зависимости от возраста?
Родителям важно учитывать в процессе воспитания возрастные изменения и кризисные этапы. Только в этом случае можно избежать конфликтов с ребенком и не допустить появления капризов
Грудные дети
Дети до года требуют особого внимания. Капризы и плач могут свидетельствовать о дискомфорте и болезни, поэтому без внимания оставлять поведение нельзя. Почему в 1 месяц дети капризничают? Месячный ребенок капризничает и плачет по причине голода, повышения температуры, мокрого памперса. Как только дискомфорт устраняется, малыш становится спокойным и веселым. В 2 месяца малыш плачет из-за дискомфорта (мокрый подгузник, неудобная одежда, жаркий воздух, перемена погоды), нехватки внимания и общения, от усталости или боли.
Все перечисленные причины могут стать поводом появления беспокойства в поведении 4 и 5-месячного малыша. Дополнительным фактором выступает прорезывание зубов. В 8 месяцев ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Появление новых людей, запреты, неправильный режим дня, мало внимания — все это негативно влияет на поведенческую сферу малыша.
Малыш капризничает перед сном
Если двухмесячный малыш периодически капризничает перед сном, причины могут быть связаны с яркими эмоциями и болью. Эмоциональная перегрузка. Не только отрицательные, но и положительные эмоции приводят в возбуждение нервную систему малыша. За два часа до сна следует исключить активные игры, просмотр телевизора. Полезно малыша искупать в воде, послушать спокойную музыку, почитать книжку. Эта же причина может привести к изменениям в поведении ребенка старше 6 месяцев.
Неправильный режим дня. Малыша уже с 3 месяцев следует приучить вставать и ложиться спать в одно и то же время. Приучение нужно начать, так как ближе к 7 месяцам сделать это будет труднее. Родители бьют тревогу, когда малыш вдруг резко стал капризничать при укачивании. Обычно такое бывает с грудничками в возрасте старше 10 месяцев. Подросшие малыши уже не нуждаются в укачивании перед сном, их достаточно просто уложить в кроватку.
Во время кормления
Когда малыш во время кормления плачет, ноет, состояние может свидетельствовать о заболевании (отит, стоматит, боль в горле).
Если малыш плачет и капризничает у груди, возможно, не хватает молока, сильный поток молока или неприятный привкус молока.
Капризы в один год
В 1,5 года капризы и плач появляются в ответ на запреты и отказ. Родителям нужно быть последовательными и постоянными в своих требованиях.
Два года
Дети уже осознают, что можно, а что нельзя. Им легче объяснить причину запрета
В случае капризов внимание ребенка легко переключить на другой предмет или событие
Кризис трех лет
К трем годам социальный круг общения расширяется. В этом возрасте многих детей отдают в детский сад. Конфликты между сверстниками и родителями нередко становятся причиной капризов и истерик.
Как проявляется кризис?
- Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
- Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света. Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
- Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ: злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
- Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
- Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам, и категорически отказывается от помощи взрослых.
Причины
Почему дети капризничают? Причины капризов могут различаться в зависимости от возраста.
1-2 года
Почему малыш постоянно ноет? В данном возрасте наиболее частыми причинами капризов становятся:
Недосып: ребенок не выспался, поэтому становится плаксивым и раздражительным.
Переутомление: если родители водили малыша на мероприятие, в больницу, долго были на прогулке, он может устать и дать знак капризами, что нужно идти домой и отдыхать.
Смена обстановки: ребенок привыкает к определенному помещению и людям, и если обстановка вдруг изменилась он пугается, не понимает, почему все изменилось, пытается привлечь к себе внимание, чтобы его защитили. Реакция на слово ",нельзя",: малыши начинают интересоваться всем, что находиться за пределами кроватки и не понимают, почему родители им не дают познавать мир
Реакция на слово ",нельзя",: малыши начинают интересоваться всем, что находиться за пределами кроватки и не понимают, почему родители им не дают познавать мир.
Невозможность высказать свое мнение: чадо чувствует, что им руководят и у него складываются определенные убеждения, а выразить их не способен, поэтому единственным выходом из ситуации остаются капризы.
Психологи называют этот возраст первым возрастным кризисом. У ребенка к этому времени накапливается определенный багаж знаний и навыков, который требует перехода отношений с родителями на новый уровень.
Он начинает осознавать, что является личностью. Ему интересен окружающий мир, который с помощью освоения речи пытается познать.
Дети в этот период еще не могут наладить контакт с окружающими с помощью речи и сказать, что им нужно или не нравится: не способны выразить словами то, что их волнует, поэтому начинают капризничать.
Происходит осознание того, что такое поведение привлечет внимание близких людей
3-4 года
Этот возрастной период является сложным, потому что происходит перестройка отношений между малышом и родителями.
У него к этому времени уже сформировался характер, происходит осознание собственного ",я",. С учетом изменившегося поведения, ставшего более осознанным, пытается построить отношения заново.
Если происходит непонимание со стороны взрослых, малыш реагирует очень эмоционально, возмущаясь, что его не понимают и не хотят воспринимать всерьез. Даже спокойные дети становятся агрессивными и могут вести себя следующим образом:
- бросать на пол игрушки,
- стучать ножками о пол и плакать,
- проявлять упрямство, крича и визжа,
- падать на пол и не слушать взрослых.
Психологи говорят о том, что такие действия нельзя назвать устоявшимися.
Чадо экспериментирует с воздействием на окружающих. Ему интересно, получится ли обладать тем, чем хочется, если плакать и кричать.
5-6 лет
В этом возрасте эмоциональные срывы случаются уже вполне осознанно. Ребенок знает, что добьется своего, если начнет плакать, визжать и стучать ножками о пол.
Он воздействует таким образом на окружающих, чтобы были выполнены его желания. Подобные манипуляции в будущем усилятся, если их не пресечь в этом возрасте.
Такое случается, если в более раннем возрасте капризы заканчивались нужным для него результатом. Родители просто не знали, как на это реагировать, поэтому давали любимому чаду желаемое.
Следует перестать это делать и не идти у него на поводу, продолжая придерживаться собственной точки зрения.
Капризы малышей до года
Для того, чтобы вникать в суть дела, необходимо понять психологические особенности малышей до первого года жизни. И тут необходимо начинать с самого начала, чтобы вся картина была ясной.
- Кризис новорожденности – один из самых важных этапов в жизни ребенка, является данный кризис, который проявляется со дня рождения до 2 месяцев. Этот кризис является нормой, и основной его признак — это потеря веса младенца.
- Младенческий возраст – это второй важный этап в жизни малыша, который длится от 2 месяца до 1 года. Это тот период, когда кроха общается благодаря своим эмоциям. И во время этого этапа родители должны много времени проводить и уделять общению с малышом. Несмотря на то, что этот этап сам разделяется на разные этапы, все же основной нуждой малыша тут остается связь и общение с родителями. Когда ребенок много плачет, все время издает звуки – это верный признак того, что он хочет общаться. Данный кризис проходит с появлением речи у ребенка.
Это 2 основных кризиса, которые встречаются у ребенка до 1 года жизни. Теперь посмотрим, нужно ли беспокоиться и придать серьезность детским капризам, которые появились до 1 года.
Когда ребёнок капризничает, что он чувствует?
Давайте посмотрим, что с ребёнком происходит в тот момент, когда он начинает «ныть» и «капризничать» (как это мы, взрослые, называем). На самом деле в этот момент его что-то очень сильно беспокоит или он о чём-то переживает.
Что ребёнок в этот момент может чувствовать?
Он может обижаться, сердиться, расстраиваться, ему может быть больно, скучно, обидно, неинтересно, жарко, холодно, он может хотеть вашего внимание, кушать, спать, пить, а может быть, он просто устал. Смотрите, как много может быть различных причин у ребенка для того, чтобы делать то, что мы называем «ныть» и «капризничать». Смотрите, как много может быть различных причин у ребенка для того, чтобы делать то, что мы называем «ныть» и «капризничать»
Смотрите, как много может быть различных причин у ребенка для того, чтобы делать то, что мы называем «ныть» и «капризничать».
Как мы обычно реагируем, когда ребёнок капризничает?
Часто, когда ребёнок начинает капризничать, можно услышать, как взрослые приказывают ему: «Не ной!», «Хватит ныть!», «Убери это нытьё!», «Замолчи»! «Закрой свой рот!» «Не могу больше слышать твоё нытьё» и т.д.
Как вы думаете, помогают ли эти фразы успокоиться ребёнку? Или, наоборот, ещё больше расстраивают его?
Фраза «Не ной» не нацелена на то, чтобы услышать и понять ребенка, дать ему ощущение того, что мы его понимаем. Она нацелена только лишь на то, чтобы он прекратил делать то, что сейчас делает, потому что нам это не нравится и неудобно. Как будто бы ребёнок – это солдатик, который по команде должен мгновенно подчиняться нашим словам и моментально поменять своё эмоциональное состояние.
Справедливости ради давайте признаемся: даже нам, взрослым, сложно управлять своими чувствами и эмоциями. Мы не можем по команде прекратить испытывать то или иное чувство. Что уж говорить о маленьком ребёнке!
Фразы «Не ной», «Хватит», «Прекрати ныть» и тому подобные оказывают на ребёнка совершенно обратный эффект. Ребёнок становится ещё более капризным, начинает громче плакать, требовать, грубить, вырываться и т.д.
Как справиться с капризным чадом?
Чтобы справиться с такими ситуациями необходимо знать несколько хитростей:
Похвала
Рекомендуется хвалить его, чаще обращать внимание на достижения, успехи. Это даст ощущение, что его любят, он важен и окружен заботой. Это даст возможность понять, что хорошее поведение и успехи поощряются, появится больше стараний
Неподобающее поведение останется в прошлом
Это даст возможность понять, что хорошее поведение и успехи поощряются, появится больше стараний. Неподобающее поведение останется в прошлом.
Радость. Общаться надо с радостью, чтобы он понимал, что общение с ним приводит к позитивным эмоциям. Если взрослые будут общаться с ним уставшими и недовольными, он подумает, что надоел, его не любят.
Физический контакт. Малыши любят, когда родители их обнимают, гладят по спине или голове. Физический контакт помогает установить более тесную связь и выстроить более доверительные отношения.
Игры. Чтобы справиться с капризами и стать другом, надо периодически вести себя, как его ровесник. В процессе игр нужно дурачиться, не бояться показаться смешным. Малыш поймет, что его близкие люди совсем не грозные и страшные, а веселые и добрые. Тогда капризы пропадут, он научится вести себя нужным образом.
Данные методы помогут установить связь, справиться с капризами.
Психологи рекомендуют применять их регулярно, чтобы малыш быстрее раскрылся, перестал замыкаться в себе, стал открытым для общения с близкими.
Фото капризных детей
Также рекомендуем просмотреть:
- Как научить ребенка читать
- Зарядка для детей
- Истерика у ребенка
- Как научить ребенка ползать
- Как научить ребенка рисовать
- Сказки для детей
- Гендерное воспитание дошкольников
- Самооценка ребенка
- Как воспитывать девочку
- Самостоятельность ребенка
- Что нельзя говорить ребенку
- Ребенок не хочет учиться
- Развитие ребенка по месяцам
- Детская ложь
- Как привить любовь к чтению у детей
- Как воспитывать мальчика
- Во что поиграть с ребенком
- Как научить ребенка писать
- Как уложить ребенка спать
- Сказкотерапия
- Задержка речи у ребенка
- Как развить память у ребенка
- Как подготовить ребенка к школе
- Ребенок просыпается ночью
- Как приучить ребенка к горшку
- Как отучить ребенка от соски
- Как наказать ребенка
- Нервный ребенок
- Развитие моторики у детей
- Детская ревность
Кое-что напоследок
Но в то же время нельзя переусердствовать. Если вы все время будете строги к ребенку, то он закроется от вас навсегда.
Для того, чтобы ваш ребенок был спокойнее нужно больше времени проводить на прогулке. К тому же для них важным является составление и соблюдение режима. К тому же не забудьте, что если в семье будет неспокойная атмосфера, то это не может не сказаться на ребенке.
Если ваш ребенок делает что-то новое, или же что-то хорошее, то нужно хвалить его за это. Показывайте малышу, что он важен для вас. Пусть он увидит, что вы внимательны к нему и к его успехам. И скоро вы увидите, как изменяется поведение вашего малыша и каким он становится спокойным, добрым и главное, без капризов.
Почему все время капризничает ребенок трех-пяти лет?
В возрасте трех-пяти лет психика ребенка перестраивается, он больше понимает, глубже становятся эмоции, что часто приводит к конфликтам ребенка с окружающими и даже с самим собой. Покладистый и добрый ребенок вдруг внезапно становится агрессивным, если его заставляют подчиниться родительской воле, он не реагирует на запреты и пытается их оспорить.
Ребенок трех-пяти лет капризничает, если:
он привык к повышенной заботе о себе, и теперь ему недостает общения; хочет привлечь к себе внимание или получить желаемое; протестует против чрезмерной опеки и реагирует капризами на запреты; пытается доказать свою самостоятельность и право на принятие решений; конфликтует сам с собой (не выспался, устал, недисциплинирован и поэтому что-то не смог, не успел). В этом возрасте родители часто удивляются, почему дети капризничают с мамой или другими близкими родственниками, а с посторонними людьми ведут себя миролюбиво и вежливо. Например, в детском саду ложатся спать в тихий час и хорошо едят, хотя дома их не заставишь без слез взять в руки ложку или пойти в кровать
Например, в детском саду ложатся спать в тихий час и хорошо едят, хотя дома их не заставишь без слез взять в руки ложку или пойти в кровать
В этом возрасте родители часто удивляются, почему дети капризничают с мамой или другими близкими родственниками, а с посторонними людьми ведут себя миролюбиво и вежливо. Например, в детском саду ложатся спать в тихий час и хорошо едят, хотя дома их не заставишь без слез взять в руки ложку или пойти в кровать.
Во время кризисных периодов для детей особенно важна последовательность и дисциплина, которые часто соблюдаются в детском саду, но не выдерживаются дома. Исключив проблемы со здоровьем и установив границы в общении с ребенком, продумав режим дня и уверенно объясняя понятия «хорошо» и «плохо», вы вместе преодолеете кризисные периоды и переживете капризы ребенка.
Профилактика
Для того чтобы ваш ребенок вырос послушным и уравновешенным, необходимо начать воспитание с одного года. Важными правилами являются:
Умение ребенка контролировать свои эмоции и поведение. Он должен уметь отличать свои положительные поступки от негативных, а также осознавать значение слов «нельзя» и «нет». Восприятие своего ребенка как отдельной личности. Следует давать ему возможность ошибаться, чтобы он учился на своих просчетах и приобретал жизненный опыт. Давать ему свободу выбора и действий для того, чтобы он смог самостоятельно нести ответственность за содеянное. Фильтровать окружение и ограничивать социальные связи с людьми, которые воздействуют негативно на его поведение. Следить за тем, какие страницы он посещает в интернете. Не делать его центром вселенной
Важно объяснить, что не только его интересы и желания важны. Донести, что и интересы окружающих необходимо учитывать наравне со своими. Воспитывать по системе поощрения и наказания (не физического)
Воспитывать по системе поощрения и наказания (не физического)
Когда ребенок делает что-либо хорошее — поощрять его, когда плохое — наказывать и объяснять, за что именно он наказан и как правильно поступать в сложившейся ситуации. Не подавать ребенку дурной пример, ведь больше всего он копирует поведение своих родителей. Правила семьи и запреты нужно доносить до ребенка доступным методом. Правила не должны быть слишком требовательными и жесткими. Разговаривать с ним каждый день, узнавать о его переживаниях и проблемах, спрашивать, как у него дела и что нового в школе Зачастую бывает так, что родители не слышат своих детей, когда им это необходимо
Уделять достаточное количество времени своему ребенку, проявлять к нему внимание и любовь
Но важно сохранить его собственное личное пространство
Профилактика истерик
Вот то, что поможет ребёнку быть более спокойным:
Распорядок дня, режим. Сон, еда, прогулки, игры – всему своё время. Это позволяет малышу чувствовать себя в безопасности.
Твёрдость со стороны родителей. Если истерики не влияют на решения родителей, они вскоре прекратятся ввиду их бесполезности.
Нет – излишней строгости. Есть ли в запрете необходимость? Не нужно запрещать просто ради принципа. Иначе ребёнку будет казаться, что всё, что ему нравится – нельзя. И тогда будет бунт.
Подготовка к изменениям. У ребёнка первый день в саду? Готовьте его заранее, как и к любым другим стрессовым ситуациям. Так ему будет легче их пережить.
Определённая свобода выбора
Если ребёнок уже требует автономности, пусть выбирает! Например, между кашей и хлопьями, это научит его принимать решения и отвечать за них.
Внимание и забота. Старайтесь быть в курсе всех переживаний малыша с самого раннего возраста, общайтесь с ним, уделяйте ему время, проявляйте любовь, и у него не будет необходимости в истериках. Но не впадайте в гиперопеку!
Но не впадайте в гиперопеку!
Итак, истерики у дошкольников – явление нормальное, но требующее много терпения и твёрдости. Если вы не в силах справиться с ситуацией, не пускайте ситуацию на самотёк: обратитесь к детскому психологу!
Как нужно реагировать на истерику
При возникновении истерики у ребенка в 4 года от родителей требуется правильная реакция
В первую очередь, важно правильно определить тип истерики. В зависимости от этого требуется от родителей соответствующее поведение
Первичная истерика
Подобные вопли по своей сути является проявлением эмоций с целью получения желаемого. У родителей есть только два пути действий, как успокоить ребенка при истерике:
- Отдать ребенку то, что он желает. Это покажет ему, что подобным способом он сможет забрать желанное всегда.
- Грамотно проигнорировать истерическое состояние, чтобы манипулятор понял, что его спектакль не имеет никакого действия.
К подобным истерическим спектаклям следует относиться очень спокойно, важно сохранять хладнокровие. Если истерики выводят вас из себя, смотрите семинар Мама, не кричи!>>>, где получите алгоритм как сохранять спокойствие, когда ребенок не слушается
Если истерики выводят вас из себя, смотрите семинар Мама, не кричи!>>>, где получите алгоритм как сохранять спокойствие, когда ребенок не слушается.
На заметку! Если один раз удовлетворить желание, требование которого проявляется криками и воплями, то он всегда будут прибегать именно к такому методу.
В подобной ситуации очень важно объяснить ребенку спокойным тоном, что по объективным причинам его просьба не может быть выполнена. Доводы должны быть весомыми и вескими
Можно действовать по такому алгоритму:
- Дать понять, что вы услышали желание ребенка.
- Резонно и ясно объяснить, почему его желание не может быть выполнено, доводы для ребенка должны быть убедительными.
- Высказать недовольство поведением малыша и объяснить, что оно просто недопустимо.
- В заключение следует пойти на компромисс – пообещать выполнить его желание, когда это станет возможно.
Настоящая истерика высшего уровня
При подобном состоянии ругать ребенка или вызвать у него чувство стыда за поведение недопустимо, а точнее просто бесполезно
Важно быстро успокоить ребенка, чтобы он в состоянии эффекта не нанес себе и окружающим вред
Важно! Просто недопустимо игнорировать подобное состояние, например, оставлять малыша одного или закрывать в комнате. Так как в этом случае слова не принесут желанного эффекта, родители должны знать, как остановить истерику у ребенка в 4 года
Так как в этом случае слова не принесут желанного эффекта, родители должны знать, как остановить истерику у ребенка в 4 года.
В первую очередь, важно обеспечить тактильный контакт, а именно взять его на руки, обнять.
На ушко можно шептать нежные слова, заверяя, что нет опасности и все уже хорошо.
При возможности следует убрать малыша из того места, где случился приступ.
После того, как будет достигнута основная цель – снят приступ, можно приступать к аккуратному выяснению причины приступа
Истерика без причины у ребенка в 4 года бывает редко, важно понять, почему малыш ведет себя неадекватно. Это не должны быть упреки с целью пристыдить или наругать
Важно понять, почему кроха оказалась в подобном состоянии и сделать все, чтобы оно не повторилось.