Почему ребенок не хочет есть?

Стресс и эмоциональные причины

Одной из причин уменьшения аппетита у ребенка может быть наличие стресса и эмоциональных переживаний. Ребенок может переживать из-за различных причин, таких как смена школы, конфликты с одноклассниками или учителями, проблемы в семье или подверженность к травматическим ситуациям.

Важно обратить внимание на изменения в поведении ребенка. Если он стал более замкнутым, раздражительным или часто плачет, это может быть признаком того, что у него есть стрессовые проблемы. В таких случаях необходимо обратиться к педиатру или психологу, чтобы помочь ребенку справиться с эмоциональными трудностями и восстановить его аппетит

В таких случаях необходимо обратиться к педиатру или психологу, чтобы помочь ребенку справиться с эмоциональными трудностями и восстановить его аппетит.

Также можно попробовать создать спокойную и поддерживающую атмосферу дома. Регулярные беседы со своим ребенком, выражение поддержки и понимания его эмоций могут помочь снять стресс и повысить его интерес к пище. Ребенку может быть полезно заниматься спортом или заниматься хобби, которые помогут ему расслабиться и снять накопившееся напряжение.

Что делают взрослые?

Да чего только не сделаешь, чтобы любимое чадо покушало! Вот, к примеру:

  • Мы гоним ребенка гулять на воздух и выматываем там по полной, чтобы «нагулять аппетит». Часто получаем обратный эффект, потому что малышу перед едой нужно время, чтобы успокоиться;
  • Используем вкусняшки, как вознаграждение (хоть так что-то съест). Так ребенок быстро привыкает к «вкусненькому» и к тому, что нами можно манипулировать (не буду кашу – дадут блинчиков);

По этому вопросу на сайте есть полезна статья: Ребенок ест много сладкого>>>.

Впихиваем еду за мультиком или книжкой (только кроха зазевался – мы ему ложку в рот). Но, при этом, пищеварение малыша не будет работать нормально, ведь сигналов о голоде мозг не получал.

Если ребенок мало ест в 2 года, то мультиками и развлечениями вопрос не решить.

Признайте «разделение ответственности» за кормление и питание

Эллин Саттер, диетолог и семейный психотерапевт, считает: у детей существуют «естественные способности», когда речь идет о еде.  Речь о том, что они сами должны «есть столько, сколько хотят, расти так, как им нужно, и учиться есть пищу, которую едят их родители». Саттер создала труд под названием «Разделение ответственности в кормлении», чтобы поощрить тех, кто дает детям свободу в решении вопросов питания.

Саттер разделяет обязанности по кормлению и питанию для родителей и детей разных возрастов. В младенчестве родитель несет ответственность за то, что ест ребенок. Младенец несет ответственность за то, когда и сколько есть.

Позже родители несут ответственность за то, когда и где ест их ребенок, а ребенок отвечает за то, сколько ест и ест ли он вообще.

Саттер добавляет, что цель ее работы — наладить приятные семейные посиделки вместо «военного положения» во время приемов пищи на кухне. Доктор советует родителям придерживаться ее подхода, и тогда дети научатся есть почти все, что нравится их родителям.

От 0 до 1 года

Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм

Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло. 

Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.

Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.

Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.

Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.

Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание. Со временем младенец научится другим способам коммуникации

Со временем младенец научится другим способам коммуникации.

Не отлучайте новорождённого от рук насильно

Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие. 

Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.

Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.

Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».

А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью

И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы. Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён

Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.

Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей. 

Unsplash / Aswin

Ограничения со стороны родителей

Ограничения со стороны родителей могут быть одной из причин того, почему ребенок стал меньше кушать. Родители иногда могут ограничить доступ к определенным продуктам или порции пищи, думая, что это положительно повлияет на питание ребенка. Однако такое ограничение может вызвать у ребенка стресс и нежелание есть.

Нерациональное ограничение пищи со стороны родителей может привести к тому, что ребенок начнет испытывать голод и желание есть запрещенные продукты. В результате, ребенок может начать есть больше неполезной пищи, такой как конфеты и чипсы, вне приемов пищи.

Ограничения со стороны родителей также могут вызывать чувство неполноценности у ребенка. Если ребенок видит, что его братья или сестры не ограничены в еде, то он может начать считать себя виноватым или неправильным, что может отразиться на его аппетите.

Родители должны помнить, что ограничение пищи не всегда является правильным подходом. Лучше убедиться, что ребенок получает разнообразную и полезную пищу, а также предоставить ему возможность самостоятельно регулировать свое питание, поддерживать регулярные приемы пищи и слушать его сигналы голода и сытости.

Переименуйте привереду в храбреца

«То, что мы называем излишней разборчивостью в питании, на самом деле дает нашим детям другую характеристику: они храбрые», — говорит доктор Дебора Гильбоа, семейный врач и профессор клинической семейной медицины в Медицинской школе Университета Питтсбурга. 

«Я никогда не была храбрецом, потому что я никогда не сталкивалась с едой, которая мне не нравилась. Но дети, которые избирательны в еде, не решаются попробовать что-то новое и имеют короткий список “съедобных” блюд, — эти дети сталкиваются с десятками продуктов, которые им не нравятся. И каждый раз, когда эти дети пытаются попробовать что-то “нежелательное” или новое, они демонстрируют смелость».

Помимо этого, родители должны понимать, что существует биологическая причина, по которой так много детей крайне разборчивы в еде. «Их вкусовые рецепторы работают иначе, чем у взрослых или подростков, — говорит доктор Гильбоа. — Благодаря этому, язык детей более чувствителен к кислым и горьким нотам в продуктах. Это защитный механизм, нужный для того, чтобы разного рода несъедобные и опасные вещи, которые малыш может положить в рот, сразу показались ему отвратительными. Природе нужно, чтобы ребенок был более восприимчив к вкусам ради его же блага, поэтому дети могут выплевывать все “странное” и тяготеют к сладкому».

Ошибки в режиме питания

Один из важных факторов, приводящих к снижению аппетита у ребенка, может быть связан с ошибками в его режиме питания. Нерегулярное питание или слишком долгие перерывы между приемами пищи могут вызывать у ребенка чувство голода или наоборот, снижение аппетита. Создание стабильного режима питания с регулярными приемами пищи поможет поддерживать здоровый аппетит у ребенка.

Другая распространенная ошибка в режиме питания – перекармливание ребенка. Перегрузка пищей может вызвать переполнение желудка и привести к неприятным ощущениям, что может отразиться на аппетите ребенка в последующие приемы пищи

Важно следить за размерами порций и предлагать достаточное количество пищи, но не перекармливать ребенка

Недостаток разнообразия в рационе также может привести к снижению аппетита у ребенка. Однообразное питание может надоедать ребенку и вызывать у него отторжение к еде. Рекомендуется предлагать ребенку разнообразные продукты, представленные в разных вариациях, чтобы разнообразить его рацион и поддерживать интерес к пище.

Что делать, если ребенок не хочет есть: видео доктора Комаровского о детях — малоежках

Это видео не только медицинское видео врача, но и психологическое. Оно не только про еду и про детей, но и про нас — пап и мам, бабушек и дедушек и нашу жизнь и наше отношение к питанию.

Статья про питание детей не зря публикуется на этом ресурсе, посвященном в первую очередь познавательно — речевому развитию ребенка. Решив проблему взаимоотношений с ребенком, налаживания его питания возможно получить значительный положительный сдвиг в общем развитии ребенка. Мы уже видели из истории маленькой девочки, как стресс, связанный с питанием, может привести к временной задержке в речевом развитии ребенка и исчезновению у малыша лепета и лепетных первых слов. Ведь хороший аппетит полноценное усвоение пищи – это не столько набор килограммов и физическое развитие, это и хорошее питание мозга, и эмоциональный комфорт ребенка в общении с мамой. Желаю вашим деткам кушать крепкого здоровья, богатого словарного запаса, понятной и грамотной речи, и конечно же, хорошего аппетита!

Еще о питании детей интересную  и полезную информацию Вы найдете в статьях сайта:

Как научить малыша держать ложку и кушать ложку: это важно знать о развитии ребенка каждой семье. Воспитание самостоятельного ребенка: вредные советы для родителей :), а также таблица развития навыков самообслуживания у малышей по возрастам

Воспитание самостоятельного ребенка: вредные советы для родителей :), а также таблица развития навыков самообслуживания у малышей по возрастам.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”. Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Когда пора беспокоиться

По словам доктора Гильбоа, если родители беспокоятся о недостаточном питании ребенка, они должны проконсультироваться со своим семейным врачом. Врачи используют графики роста и развития, чтобы оценить эти показатели в динамике. Они помогают исключить недостаток набора веса и роста, что уже может являться медицинской проблемой.

Если врач на консультации говорит о задержке в росте или наборе веса, доктор Гильбоа призывает родителей обратиться к медицинскому диетологу с опытом работы в педиатрии. «Прежде чем обратиться к диетологу, проследите, что ваш ребенок ест в течение трех дней, запишите это и принесите такой дневник еды на прием».

Врач также сможет определить, нужно ли провести ребенку дополнительное обследование на предмет нейрофизиологических проблем.

Сколько еды нужно ребенку на самом деле?

Психологи и педиатры советуют взглянуть на сложившуюся ситуацию по-новому. Например, выясните, действительно ли Ваш ребенок слишком мало ест. Согласно статистике среди детей до 7 лет истинных малоежек только 20%.

Маленький ребенок, пока у него не сформировались пищевые привычки, просит есть, только когда голоден. Его аппетитом управляет инстинкт. Если у малыша все хорошо со здоровьем, то он съест ровно столько, сколько нужно его организму, и лишние порции только навредят. Когда он становится старше, то начинает ориентироваться не на потребность организма в пище, а на социально-психологическую обстановку, жизненный опыт, эмоции.

Как определить, сколько реально нужно еды ребенку? Педиатры и психологи советуют руководствоваться простым правилом: малыш обязательно должен съесть столько ложек каждого блюда, сколько ему исполнилось полных лет. Иными словами, двухлетний карапуз обязан съесть не менее двух ложек супа и двух ложек второго на обед. Если ребенок начинает капризничать, договоритесь с ним ориентироваться на это правило. Это сделает прием пищи предсказуемым и более комфортным и для малыша, и для мамы.

В вопросах детского питания мамы часто забывают считать калории, а между тем это очень важно. Если Вы внимательно проанализируете рацион малыша, может оказаться, что он получает намного больше калорий, чем ему требуется

  • В возрасте 6-12 месяцев малышу нужно 800 ккал
  • В 1-3 года требуется 1300 – 1500 ккал
  • В 3-6 лет суточная норма – до 2000 ккал
  • В 6-10 лет – до 2400 ккал.

А теперь проверьте, сколько калорий содержится в детском творожке, фруктах, каше, котлетке и другой еде, которую обычно съедает ребенок. Вполне возможно, что Вы заставляете его есть лишнее, и он отказывается инстинктивно.

Как научить ребенка правильно вести себя за столом

Как преодолеть детские капризы за столом, создать здоровую иерархию в семье, научить ребенка нормам поведения и семейным ритуалам?Уже в 2 – 3 года кроха может начать капризничать, скандалить, уходить из-за стола, где собралась вся семья, без разрешения и игнорировать другие запреты. Как найти общий язык с маленьким бунтарем и научить его правилам поведения?

Выработайте единую позицию. Чтобы изменить эту ситуацию, взрослым, включая бабушку, необходимо договориться о единых требованиях и общем подходе к воспитанию ребенка.
Среди договоренностей должны быть правила поведения за столом

Будут ли малыша кормить отдельно или он ест вместе со всеми? Как реагировать, если он пытается уйти из-за стола?
Важно показать ребенку семейные правила на собственном примере. Можно комбинировать разные подходы: завтрак, обед и полдник — в легком режиме, ужин — все вместе и в общении

В этой ситуации малыш сам захочет посидеть со всеми подольше.
Совместные трапезы со взрослыми — важный ритуал, показывающий малышу его место в семейной иерархии. Ситуация, в которой трехлетний ребенок питается отдельно от всех, — это путь к побегам из-за стола. Малыш привыкает к тому, что у него свой режим и ритуал питания и только от него зависит, когда начать и когда закончить. Но если ребенка включить в круг семьи, ему будет проще обучиться правильному поведению за столом. Особенно если перед ним, как и перед остальными, лежит салфетка и ему разрешают пить из стеклянного стакана, как взрослому.

Плохой аппетит: виды нарушения

Проблемы с аппетитом могут возникнуть на любом этапе развития ребенка. Но родители должны понимать, что подрастающий организм постоянно нуждается в пополнении запасов, а обеспечить его всем необходимым может только полноценное питание. Ведь только за первый год своей жизни здоровый малыш должен утроить свой вес, а его рост увеличивается в два раза. Следующий “скачок” наблюдаются с 5 и до 7 лет, а после 12 наступает период полового созревания. В эти “пиковые” периоды детский организм нуждается в усиленном питании, но без хорошего аппетита невозможно обеспечить его витаминами, минералами и прочими полезными веществами. Систематический дефицит отрицательно скажется на физическом и умственном развитии.

Виды нарушений аппетита:

  • гипорексия – это непосредственно сниженный аппетит;
  • гиперрексия – “богатырский” аппетит;
  • булимия – нерегулируемое желание есть, когда отсутствует контроль за объемом съедаемой пищи;
  • анорексия – самое опасное нарушение, когда ребенок практически полностью отказывается от еды;
  • парарексия – патологическое изменение вкусовых привычек: например, у ребенка внезапно появляется желание съесть кусочек глины или мел.

Каждое из перечисленных расстройств имеет свои причины. Разобраться в них поможет только детский гастроэнтеролог, имеющий многолетний практический опыт.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий