Мой ребенок жадина: что делать? Бороться или смириться? Причины детской жадности

Сначала ребёнок отказывается делиться игрушками потому что маленький

Для начала важно уметь отличать нормальное поведение малыша от того, что может показаться жадностью. Младенец живёт в мире желаний. И поначалу скорее они владеют им, чем он их испытывает

Один из самых первых этапов развития психики состоит как раз в том, чтобы научиться выделять свои желания среди моря других впечатлений. Затем — правильно их определять и как-то реагировать на собственные чувства, ощущения, потребности

И поначалу скорее они владеют им, чем он их испытывает. Один из самых первых этапов развития психики состоит как раз в том, чтобы научиться выделять свои желания среди моря других впечатлений. Затем — правильно их определять и как-то реагировать на собственные чувства, ощущения, потребности

Младенец живёт в мире желаний. И поначалу скорее они владеют им, чем он их испытывает. Один из самых первых этапов развития психики состоит как раз в том, чтобы научиться выделять свои желания среди моря других впечатлений. Затем — правильно их определять и как-то реагировать на собственные чувства, ощущения, потребности.

Как только малыш научится передвигаться в пространстве, усилится его интерес к конкретным предметам и действиям с ними

Это познание мира важно для развития, и в малыша заложен великий зов исследовать всё вокруг

Инстинкт подсказывает: родители знают, как быть взрослыми людьми, так что они сами и всё, что имеет к ним отношение, приковывает внимание. Малыш старается завладеть вашими вещами. Но они для него не столько вещи, сколько головоломка — решу и стану как мама и папа

И если он увлечённо решает эту задачку, своими детскими способами развивая себя, то чувствует, что занят важным делом

Но они для него не столько вещи, сколько головоломка — решу и стану как мама и папа. И если он увлечённо решает эту задачку, своими детскими способами развивая себя, то чувствует, что занят важным делом.

Как любой человек, поглощённый самым значительным, он не любит, когда ему мешают. Если попытаетесь забрать у малыша любимую вещь, которая ему сейчас очень нужна (чтобы вдумчиво облизать ботинок со всех сторон, например), вы, вероятнее всего, поймёте, что ему не хочется отдавать её вам. Он честно добыл экспонат для опытов, и вот взрослые опять мешают, пытаясь научить ребёнка делиться игрушками и не жадничать. Сложно сохранять доброжелательность в такой ситуации. Если экспроприация будет повторяться по сто раз на дню, это кому угодно может подпортить характер.

Что делать родителям

В период становления личности крохи будьте на его стороне. Это его игрушка? Значит, пусть играет с ней. Придёт время — и вы научите его щедрости, объясните, когда и чем можно и нужно делиться, а какие вещи лучше оставлять себе.

Старайтесь не брать на прогулку, в гости или в садик те вещи, которые малышу очень дороги, и которыми он пока не способен поделиться с другими. А чужим детям, которые посягают на имущество вашего ребёнка, объясните, что это вещь вашего крохи, она необходима ему и он не готов пока что делиться. Также скажите своему малышу, чтобы он сам не посягал на чужие вещи.

Не переживайте, если период жадности немного затянется. Максимум к трём-четырём годам малышу самому станет интересно играть с другими детьми общими игрушками, в совместные игры. И таким образом возникнет естественное желание делиться.

Если вы видите, что играя с другими детьми, ваши сын или дочь по-прежнему прячут свои игрушки от других, придумайте малышам такую игру, в которой для развития сценария понадобится именно эта игрушка.

Как отучить ребенка жадничать?

Можно увидеть, как взрослые люди пытаются разрешить конфликтные ситуации между детьми. Если ребенок не отдает игрушку, его настойчиво уговаривают это сделать. А если уговоры не помогают, насильно выдирают игрушку из рук маленького хозяина, чтобы отдать ее чужому малышу. Такое обращение с ребенком недопустимо!

Чего еще делать нельзя?

Нельзя отчитывать малыша, особенно в присутствии других, называя его плохим ребенком. Достоинство маленького человечка нужно уважать.

Не допускайте, чтобы окружающие ставили клеймо на вашем ребенке, называя его жадиной. Кроха обучается правилам поведения и постигает основы общения с себе подобными. Ему нужны ваша поддержка и понимание. Когда родители позволяют чужим тетям и дядям обзывать малыша, ему больно и одиноко.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, подчеркивая, как отвратительно он выглядит на их фоне. Такие сопоставления могут вызвать у малыша комплекс неполноценности.
Травматические методы не подходят. На исправление нежелательной черты требуется время и терпение. Нужно постепенно обучать малыша щедрости и бескорыстию, пониманию того, какие ценности важнее — вещи или люди.

Искореняем проявления детской жадности правильно

Отправляясь на прогулку, возьмите с собой не одно ведерко, а два. Не один совочек, и не один мячик. Есть вероятность, что малыш охотно поделится игрушками с другими ребятами.

Когда дети начинают спорить из-за игрушки, предложите им сделать обмен. Пусть Таня, чтобы покатать кукольную коляску, даст Кате поиграть своим плюшевым мишкой. Если хотя бы один из малышей возражает, не настаивайте.

Играя в песочнице со своим ребенком, подключайте других детей. Если они одним совком, по очереди, выроют ямку, это научит их передавать вещь из рук в руки — делиться.

Назревает конфликт? Постарайтесь переключить внимание малыша. Предложите покачаться на качелях, скатиться с горки, покормить голубей

Придумывайте дома игры, в которых куклы или животные проявляют щедрость друг к другу.

Выбирайте для чтения книги, а для просмотра мультфильмы, в которых готовность делиться рассматривается как положительное качество, а жадность — как отрицательное.

Подавайте хороший пример щедрости, когда проявляете гостеприимство или делаете подарки родным и друзьям. Речь не идет о примере в денежном эквиваленте

Ребенку важно понять, что оказывать внимание другим, делиться, дарить — это приятно

Понятие и разновидности жадности

По определению, жадность ребенка — это отказ малыша по своей воле отдавать «собственность» и другие ценные для него вещи, даже тогда, когда они ему не нужны, или если нужно отдать их на время. Специалисты в области детской психологии отмечают, что жадность начинает проявлять себя в возрасте полутора лет. До этого времени думать о том, как побороть жадность, не то что бессмысленно, но и безосновательно. Далее можно выделить несколько этапов формирования личности, что влияет на нежелание делиться:

  1. Полтора — два года. В этом возрасте малютка еще не понимает, где его, а где чужое, но уже появляются определенные предпочтения. То есть у карапуза уже есть любимая игрушка, которую он не хочет отдавать другим людям. В это время даже самый дружелюбный малыш может поменяться до неузнаваемости. Но такое поведение не должно пугать родителей, по мнению психологов, оно укладывается в понятие нормы.
  2. Два — три года. В этом возрасте начинается формирование «эго». В связи с этим карапуз начинает выставлять границы зоны личного пространства. Но у его ровесников происходит то же самое. При этом их границы часто заходят на чужую территорию. В связи с этим возникают конфликтные ситуации. Здесь также нет ничего страшного, ведь это одна из форм познания мира, когда малыши учатся взаимодействовать между собой.
  3. После трех лет. В этом возрасте ребенок уже практически все понимает, в том числе и принадлежность вещей. Поэтому, если кто-то захочет взять их, крохе это может не понравиться. После трех лет уже можно провести разъяснительную беседу по поводу того, что нужно делиться. Но ругать или наказывать за нежелание отдавать свою «любимку» не стоит.
  4. Пять — семь лет. Это уже период полной осознанности и ответственности за свое поведение. Если же шестилетка не хочет делиться игрушками, ребенок, жадный на еду, не пускает на свою территорию, то это уже повод родителем пересмотреть подход к воспитанию. Если вовремя не скорректировать поведение малыша, то из милого шалуна вырастит заядлый эгоист, дело с которым никто иметь не захочет.

Менять подходы воспитания необходимо, если в возрасте после пяти лет чадо не хочет давать свои игрушки друзьям и продолжает активно (иногда даже агрессивно) защищать свое пространство. Если мама с папой не поставят его «на путь истинный», то друзей скоро у такого жадины не станет.

15 приемов воспитания щедрости

1. Не называйте ребенка «жадиной». Тем самым вы внушаете малышу, что он именно такой. Лучше внушать обратное: что щедрый, что хочет поделиться, в крайнем случае, что скоро обязательно захочет. Верьте в это сами.

2. Жадность — это плохо, как, впрочем, и неумение уважать свою и чужую собственность. Предлагайте делиться, но не заставляйте. Позвольте сыну или дочке самому принять решение. Право выбора должно остаться за ребенком, потому что игрушка — его вещь. Личная. Кроме того, щедрость из-под палки перестает быть щедростью, ведь это понятие подразумевает желание, потребность поделиться.

3. Один из самых действенных способов разрешить сложную ситуацию — научить меняться.

4. Сделайте акцент на том, как хорошо и, главное, выгодно быть щедрым (для любого, кто склонен к накопительству и скупости, это самый весомый аргумент). Например, объясните, а лучше сразу продемонстрируйте, как может быть весело играть вместе, обмениваясь игрушками. Причем, как бы вам ни хотелось посидеть на лавочке, понаблюдать за тихой детской игрой, сначала в игру придется включиться и вам. Во-первых, дети этого возраста играют не вместе, а «рядом», ваша же задача — организовать интересную, захватывающую совместную игру. Игра должна быть такой, чтобы малыши отвлеклись от дележа игрушек и выяснения отношений. Во-вторых, вполне возможно, что сначала передавать игрушки не прямо друг другу, а через взрослого детям будет проще.

Причины детской жадности

Как только вы начинаете замечать первые проявления жадности, нужно разобраться в природе ее возникновения.

Существует несколько основных причин:

Дефицит внимания.

Как правило, так происходит у родителей, которые очень много работают

Родители пытаются заменить внимание многочисленными подарками. Ценность подарков в восприятии ребёнка возрастает, и он начинает жадничать

Избыток внимания.

Все родители очень любят своего ребёнка, но позволяя и прощая ему абсолютно все, мама и папа воспитывают маленького манипулятора

Важно соблюсти баланс

Страх одиночества.

В раннем возрасте для малыша игрушки заменяют друзей. Ребёнок боится остаться один, поэтому делиться своими друзьями ему ни с кем не хочется.

Ревность.

Как правило, ребёнок ревнует родителей к братьям и сестрам, особенно младшим. И если они получают больше внимания, он начинает проявлять недовольство, переходящее в агрессию, и, как следствие, жадность.

Бережливость.

Ребёнок очень переживает за свои вещи, боится, что кто-то сломает или испортит его игрушки. Как следствие – не хочет их никому давать.

Почему появляется жадность

Воспитание — это индивидуальный процесс, и универсальных советов здесь быть не может. Но жадность в психологии не зависит от характера, пола или возраста малыша. Ее причины всегда одинаковые:

  1. Нехватка внимания и тепла. Если родители постоянно заняты и не проявляют достаточно любви к своему ребенку, то, с большой долей вероятности, у них вырастет жадина.
  2. Ревность. Появление младшего ребенка в семье требует от родителей много времени и внимания. Старшему это может не понравиться, у него появится агрессия и жадность. В результате он не захочет делиться со своей сестрой или братом игрушками. Но здесь речь идет об обиде на взрослых.
  3. Слишком много любви. Обилие подарков и дорогих сюрпризов разбалует малыша. В итоге он будет думать, что все ему что-то должны. Если карапуз захочет какую-нибудь игрушку, ему ничто не помешает ее забрать.
  4. Отсутствие доверия. Симпатия и антипатия — это неосознанное проявление чувств, которым подвержены даже самые маленькие люди. Поэтому кому-то кроха без проблем даст свою любимую игрушку, а с другим не захочет делиться даже чем-то ненужным.
  5. Бережливость. Есть те дети, которым очень важна каждая игрушка, они переживают за ее сохранность, поэтому не хотят никому давать, ведь чужой ребенок может ее сломать. В таком поведении зачастую виноваты сами родители, которые упрекают малыша поломанными игрушками и грозятся больше ничего не покупать.

Проще всего жадность предотвратить путем разговоров. Однако, если эта «беда» не обошла семью стороной, не стоит переживать, ведь есть методы, как ее побороть.

Причины детской жадности:

Чтобы понять, почему ребенок жадничает, следует разобраться в причинах:

Малыш испытывает некоторую нехватку родительской заботы и внимания

Часто такая ситуация встречается в семьях, где родители очень много работают и им не всегда хватает времени, чтобы поиграть с ребенком. И чтобы компенсировать недостаток внимания, родители покупают игрушки. В последствии ребенок начинает их ассоциировать с мамой и папой, а делиться такой дорогой вещью для него тяжело.

Малыш ревнует к младшим детям

Конечно, маленькие детки требуют повешенного внимания и заботы, а старшим кажется, что их стали меньше любить

Чтобы не вызвать агрессию по отношению к младшим детям, важно объяснить ребенку, что это вовсе не так, что вы по-прежнему его любите, и что скоро этот сложный период пройдет

Избыточная родительская забота и опека

Родителям хочется, чтобы у ребенка было все, но в этом деле нужно знать меру. Исполняя все желания ребенка, родители сами себе создают проблемы в будущем воспитании.

Ребенок нерешительный и застенчивый

Некоторым детям тяжело пойти на контакт со сверстниками, и лучшими друзьями становятся игрушки, с которыми он чувствует себя комфортно и, соответственно, не хочет никому отдавать своих «друзей».

Малыш боится сломать или испортить игрушки

Некоторые родители, когда дарят ребенку игрушку, делают акцент на высокую стоимость, после чего ребенок сам боится в нее играть, а дать другим детям тем более.

Как формировать у детей позитивные ценности и отношение к деньгам

Формирование у детей позитивных ценностей и отношения к деньгам является важной задачей для родителей. Ведь правильное понимание ребенком ценности денег поможет ему в будущем достигать финансовой независимости и управлять своими финансами с умом. Одним из ключевых способов формирования позитивных ценностей у детей является обучение им финансовой грамотности

Родители могут регулярно проводить беседы с детьми о деньгах, объяснять им, как они зарабатываются и как распоряжаться ими умно

Одним из ключевых способов формирования позитивных ценностей у детей является обучение им финансовой грамотности. Родители могут регулярно проводить беседы с детьми о деньгах, объяснять им, как они зарабатываются и как распоряжаться ими умно.

Для формирования позитивного отношения к деньгам родители могут использовать игровые ситуации, в которых детям приходится принимать решения о расходовании фиктивных денежных сумм. Такие игры помогут детям усвоить основы финансового планирования и принятия рациональных решений.

Также важно учить детей быть благодарными за то, что они имеют. Родители могут регулярно напоминать детям о том, что деньги не являются самоцелью, а всего лишь средством для достижения жизненных целей. В итоге, формирование позитивных ценностей и отношение к деньгам у детей требует усилий со стороны родителей

Но направленные действия по обучению финансовой грамотности и развитию правильного отношения к деньгам помогут детям стать ответственными и финансово грамотными взрослыми

В итоге, формирование позитивных ценностей и отношение к деньгам у детей требует усилий со стороны родителей. Но направленные действия по обучению финансовой грамотности и развитию правильного отношения к деньгам помогут детям стать ответственными и финансово грамотными взрослыми.

“Что ты заладил “мое” да “мое”?!”

Постепенно у малыша формируется представление, что есть что, что есть чье. В какой-либо период жизни (у кого-то пара недель или месяцев, а у кого и год) он особенно часто делает акцент на своей собственности: “Это моя мама, это мой папа, это моя футболка, это моя машина, это мои ботинки”. Он твердит “мой”, “мое”, “моя”, и очень на этом настаивает, пока не скажешь “Да, это твоё!”. Стоит же возразить что-то против — обижается до слез. Ребенку нужно получить подтверждение, быть морально подкрепленным и уверенным, что эти вещи его. Для него это важная опора

Для малыша крайне важно разделить вещи на свои, брата, папины, мамины, чужие. Родителям в таком случае стоит не отмахиваться, а несколько раз объяснять, что к чему

У каждого члена семьи есть свои личные вещи (например, полотенце, расческа, зубная щетка, косметика у мамы), этими вещами нельзя другим пользоваться. Во-вторых, есть и своя одежда, которой пользоваться тоже не стоит, да и не получится, мама не наденет дочкины туфельки или папины джинсы. В третьих, есть вещи, которые можно брать, но только с разрешения хозяина (кукол сестры, велосипед соседского мальчика на площадке). В-четвертых, есть вещи, которыми пользуется вся семья (стол, стулья, посуда, одеяло). Ребенок узнает, где его собственность, а где чужая. Уважая свою, он приучится уважать чужую

Когда пытливое дитя удостоверится, что таков общий порядок, он примет это как должное, приучится брать чужие вещи с согласия хозяина, перестанет акцентировать внимание на личностной принадлежности вещей

Причины детской жадности:

Чтобы понять, почему ребенок жадничает, следует разобраться в причинах:

Малыш испытывает некоторую нехватку родительской заботы и внимания

Часто такая ситуация встречается в семьях, где родители очень много работают и им не всегда хватает времени, чтобы поиграть с ребенком. И чтобы компенсировать недостаток внимания, родители покупают игрушки. В последствии ребенок начинает их ассоциировать с мамой и папой, а делиться такой дорогой вещью для него тяжело.

Малыш ревнует к младшим детям

Конечно, маленькие детки требуют повешенного внимания и заботы, а старшим кажется, что их стали меньше любить

Чтобы не вызвать агрессию по отношению к младшим детям, важно объяснить ребенку, что это вовсе не так, что вы по-прежнему его любите, и что скоро этот сложный период пройдет

Избыточная родительская забота и опека

Родителям хочется, чтобы у ребенка было все, но в этом деле нужно знать меру. Исполняя все желания ребенка, родители сами себе создают проблемы в будущем воспитании.

Ребенок нерешительный и застенчивый

Некоторым детям тяжело пойти на контакт со сверстниками, и лучшими друзьями становятся игрушки, с которыми он чувствует себя комфортно и, соответственно, не хочет никому отдавать своих «друзей».

Малыш боится сломать или испортить игрушки

Некоторые родители, когда дарят ребенку игрушку, делают акцент на высокую стоимость, после чего ребенок сам боится в нее играть, а дать другим детям тем более.

Этапы социализации ребенка

  • 1,5-2 года. В данном возрасте даже самый дружелюбный ребенок начинает меняться. Для него нет пока четкого разграничения на мое и чужое. Однако уже появляется любимая игрушка, которой он далеко не всегда готов поделиться с близкими людьми даже на время. Пугаться этого факта не стоит, потому что психологи считают такое поведение карапуза абсолютной нормой для его возрастной категории.
  • 2-3 года. В этот период у ребенка начинает активно формироваться собственное «Я». На фоне таких изменений дети могут захотеть четко ограничить зону личного пространства. В данном случае не обходится без конфликтов с ровесниками, которые активно пытаются в нее внедриться. Повода для тревоги также пока не существует, потому что таким образом малыш познает окружающий мир и свое место в нем.
  • Старше 3 лет. Ребенок уже четко понимает, какие вещи принадлежат исключительно ему. Следовательно, любое посягательство на них со стороны посторонних людей он может воспринимать в штыки. Наказывать его за это не стоит, но профилактическая работа в этом случае однозначно не помешает.
  • 5-7 лет. Если в этом возрасте дети продолжают активно защищать свою территорию и отказываются делиться игрушками, то родителям однозначно стоит пересмотреть свою модель воспитания. Иначе из их милого шалуна вырастет эгоист, обреченный на одиночество.

Как научить ребенка делиться

Во-первых, необходимо быть терпеливым и постепенно воспитывать щедрость у своего ребенка

Для этого важно:

Демонстрировать на собственном примере. Не смотря на то, что мы можем рассказывать детям, как нужно вести себя, если мы сами не следуем своим собственным правилам, то они скорее всего не научатся правильному поведению.
Не удовлетворять все его капризы. Если соседский ребенок играет игрушкой, которая нравится вашему ребенку, не стоит сразу бежать в магазин и покупать такую же. Лучше научить его обмениваться своими игрушками на те, которые он хочет получить. Таким образом, ребенок будет понимать, что он может получить чужую игрушку, просто отдав свою взамен.
Больше общаться с ребенком, объяснять, почему нужно делиться и какая от этого польза. Почему польза? Потому что у детей, так же как и у взрослых, есть эгоистическая составляющая в их характере, и без ее удовлетворения не получится найти компромисс.
Помнить, что проблема не решится сама по себе. Если жадность станет привычкой, то отучить ребенка будет намного сложнее, чем вовремя вмешаться.
Уважать пространство ребенка. На определенном этапе проявление жадности является естественной реакцией

Важно показывать ребенку, что его мнение учитывается и его личное пространство уважается.
Брать с собой не только одну любимую игрушку, когда идете на прогулку, а несколько, чтобы можно было дать поиграть кому-то без сожаления.
Всегда поощрять и хвалить, когда ребенок делится. Поддерживать его инициативу делиться игрушками, едой или чем-то еще.
Не позволять ребенку прятать свои игрушки и играть чужими.

Также можно подарить ребенку часы, научить его понимать показатели времени и предложить ему дать поиграть своими игрушками на определенное время во время прогулки, а он сам будет устанавливать границы и следить за выполнением условий.

Малыши до трех лет

Малыши, еще не достигшие трехлетнего возраста, кажутся взрослым еще такими несмышлеными. Но, на самом деле, они уже очень многое понимают и стараются манипулировать окружающими. Не объяснять в этом возрасте ребенку понятия «чужое» и «свое» — большая ошибка. Детская жадность этого возраста не воспринимается как нечто серьезное, ведь все понимают — ребенок маленький, ему ничего не объяснишь. Что из этого получается? На детской площадке или в яслях малыш, не знающий разделения на «чужое» и «свое», будет отбирать игрушки у тех, кто слабее. А в случае неудачи — плакать и кричать. Приведет это к тому, что дети будут отказываться играть с таким малышом. В 2-2,5 года ребенок уже способен четко сформулировать свое требование: «Не буду с ним играть, он отбирает игрушки!» Такие ситуации говорят о том, что при воспитании детей говорить с маленьким ребенком о детской жадности необходимо. Но как? Вот несколько правил:

  • не принуждайте ребенка делиться — если дома вы говорили, что машинка — это его игрушка, а на улице требуете, чтобы ребенок поделился с приятелями, он просто запутается, а, кроме того, будет думать, что делиться — это очень неприятно; поэтому если ребенок не хочет дать свою игрушку другому, не заставляйте и не обзывайте его «жадиной»;
  • всегда делитесь в семье «вкуснятинкой», независимо от того, что каждый взрослый может, например, взять мандарин, пусть кто-то возьмет один мандарин и поделится со всеми, такая семейная традиция быстро привьется малышу — он не станет есть конфету в одиночестве, а обязательно предложит ее и окружающим;
  • не берите на улицу и в детский сад те игрушки, которые малыш особенно любит и с которыми ни за что не захочет поделиться;
  • объясняйте малышу, что если он хочет поиграть в чужие игрушки, можно предложить на время поиграть в свою;
  • всегда проговаривайте ребенку возникшие в детском коллективе спорные ситуации, например: «У тебя такая красивая игрушка. Она твоя. А Ваня так хочет в нее немножко поиграть. Ведь у него нет такой игрушки. Если хочешь, можешь дать ему свою игрушку ненадолго, а сам поиграть в его игрушки. А потом он обязательно вернет тебе твою машинку» и т.д.

Некоторые ошибки родителей и то, чего не стоит делать, если вы хотите, чтобы ребенок перестал жадничать

Не принуждайте малыша отдать игрушки, если он не хочет и сопротивляется. Не вырывайте силой игрушки у ребенка, таким поведением вы даете понять, что так разрешено вести себя. В итоге вы столкнетесь с еще одной проблемой: малыш тоже силой станет у других детей отбирать игрушки, что гораздо неприятнее, чем привычная детская жадность.

Не нужно старшего заставлять отдавать младшему игрушки. Младший всегда хочет то, что у старшего в руках

Не принимайте ничью сторону в детском конфликте (если конфликтуют ваши дети). Один из них может это воспринять как предательство и подумать, что его меньше любят. Это вызовет продолжение конфликта и появление агрессии между детьми в дальнейшем.

Не дразните и не обзывайте ребенка жадиной или врединой. Не говорите ему, что он плохой ребенок — он хороший, но в данной ситуации вел себя неправильно.

Не кричите на кроху, чаще дети не понимают, что у них хотят на время взять игрушки и только поиграть. Объясните ребенку так, чтобы он понял: ему вернут игрушки, поиграют и отдадут. Объясните, что если он перестанет жадничать, другие детки тоже дадут игрушки, если он поделится, то и с ним тоже поделятся.

Если вы заставите ребенка отдать игрушку, ссора накалится еще сильнее. Иногда, если спор между детьми набирает обороты, лучше их отвлечь на время, и когда они успокоятся, объяснить, как можно легко разрешить конфликт.

Некоторым родителям стыдно, когда крохи отказываются делиться и начинают сильно капризничать. Поймите ребенка и спокойно реагируйте на поведение малыша.

Не бойтесь отдавать!

С жадностью нужно начинать бороться как можно раньше. Поначалу она может проявляться совсем незаметно. Сколько людей страдают накопительством, скольким из нас тяжело расстаться с вещами, всё кажется — а вдруг они ещё пригодятся, ещё послужат! Бывает ещё, что человек не считает себя жадным, потому что без жалости тратит деньги на себя, на потребности своей семьи, а вот перевести пару сотен гривен в какой-нибудь благотворительный фонд всё время что-то мешает. В этом случае к жадности подключается лень. Жадность, как и другие грехи, не приходит одна.

Я иногда читаю Ивана Ильина. В одном из трактатов он пишет, что нужно научиться расставаться с вещами, которые дороги, потому что в могилу их не заберёшь. Не бойтесь отдавать!

Каждый человек, если он христианин, должен задумываться о смысле всех материальных благ. Авраам Линкольн сказал однажды, что мы на земле имеем право переживать лишь о том, за что готовы понести ответ в вечности. Глубокие слова, правда? Так что же мы заберём в вечность?

Святые отцы о борьбе с жадностью

Твёрдо решиться служить Господу: «Если воздействует на тебя сребролюбие, твердо отвечай ему верным словом: „написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи“ (Мф. 4:10)» (прп. Исидор Пелусиот).

Доверять Ему: «Неверующий в Божественное Промышление опирается на богатство своею надеждой. Такой, хотя слышит слова Господа, что „удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие“ (Мф. 19:24), ни во что вменяя Царство Небесное и Вечное, вожделеет к земному и преходящему богатству. Даже если этого богатства еще и нет в руках, тем самым, что его вожделеют, оно приносит величайший вред» (свт. Григорий Палама).

Всегда подавать милостыню: «Знаю многих, которые постятся, молятся, воздыхают, являют всякого рода не безубыточное благочестие, но не дают ни монеты нуждающимся. Какая же для них польза от прочих добродетелей? Их не примет Царствие Божие» (свт. Василий Великий).

Не разбираться, кто и для чего просит у тебя: «Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу. Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Делать противоположное тому, чего требует жадность: «Делай совершенно противное тому, чего она просит: напала скупость, — скорей будь щедр» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Учиться с достоинством терять: «Не бойся оскудения ни в чем, ибо прежде ты не имел ничего — теперь же имеешь и если не имеешь — будешь иметь» (свт. Димитрий Ростовский).

Благодарить Бога за то, что имеешь: «Не гонись за многим, но будь благодарен за малое. Ибо все, что здесь добудешь и что приобретешь, останется на земле» (свт. Димитрий Ростовский).

Чаще вспоминать о смертном часе: «Не сопровождает человека имущество его в час смерти, отходит и исчезает при дверях гроба» (прп. Ефрем Сирин).

Любовь к стяжанию не свойственна нашей душе, поэтому с ней легче бороться, чем с остальными страстями: «Другие страсти насаждены в человеческой природе как бы врожденные, они имеют в нас начала… А страсть сребролюбия извне навязывается душе, оттого легче можно пред остеречься и отвергнуть её» (прп. Иоанн Кассиан Римлянин).

Не копить денег даже для милостыни: «Не говори, что собираешь деньги ради нуждающихся, ибо и две лепты вдовицы купили Царство Небесное» (прп. Иоанн Лествичник).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий