Ценно желание, а не качество работы
Не ругайте малыша, если он выразил желание, а потом отказался и бросил занятие, не доделав. В таком возрасте дети ещё не умеют долго концентрироваться на чём-то одном.
Похвалите его за ту часть работы, которую он выполнил. Когда малышу исполнится лет 6–7, вы сможете составить для него список ежедневных обязанностей и вешать для памяти на холодильник. Выполнив одно из них, он сможет сам с чувством выполненного долга убрать стикер или вычеркнуть строчку в записке.
Пока дети не подрастут, не поручайте им сложных самостоятельных заданий. Позже вы должны назначать время, к которому должна быть сделана, например, уборка: к 12.00 в субботу. Если ребёнок так и не позаботился о чистоте своей комнаты, можно в качестве штрафа отменить какую-либо покупку или, например, поход в цирк.
5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел
Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»
Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.
Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.
Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.
Как научить ребенка самостоятельности?
Бывает, что родители констатируют у своего ребенка недостаток самостоятельности и спохватываются слишком поздно
Важно начинать приучение к самостоятельности задолго до поступления в школу
, когда малыш стремится к самостоятельности и пробует свои силенки. Тогда ему крайне интересен мир взрослых вещей, и приучение к труду происходит самопроизвольно
В школе начинать такую работу немного поздно, но, как говорит известная поговорка: «Лучше позже, чем никогда».
Основной стимул для того, кто трудится
– справедливая оценка его труда. Поощрение, похвала, слова о том, что без Тани (Коли, Вани, Ирины) было бы не справиться, — лучший стимул. Не стоит манипулировать обещанием денег в качестве оплаты за детский труд, ведь тогда пришлось бы платить всем членам семьи.
Труд предваряется обсуждением того, что нужно сделать
Важно обсудить все нюансы предстоящего дела, чтобы ребенок избежал разочарования от некачественно выполненного дела. Лишь после того, как новое дело освоено, стоит приступать к следующему поручению
Для забывчивых детей стоит повесить в детской комнате список дел, на помощь в выполнении которых надеются родители.
В первые дни выполнения поручений ребенок может что-то сделать неверно, испортить вещь. Ни в коем случае не стоит критиковать его за это, лучше подскажите, как избежать ошибок в будущем. Дети обязательно должны понять, как определить, что работа сделана хорошо, уяснить для себя критерии этого.
Не нужно требовать высокой отдачи, если у детей повысилась нагрузка в школе, например, в конце учебного года. Пусть временно кто-то возьмет на себя часть домашней работы. Немного позже ребенок это обязательно оценит.
Психолог Гранкина Дарья пишет:
«В действительности, каждый ребёнок хочет самостоятельности и независимости от родителей лет с трёх. И ни в коем случае не стоит эти пробы пресекать. Например, дети могут бесконечно долго одеваться или чистить зубы так, что вся ванная в пасте, или мыть посуду, а она потом вся в пене. Но зато они хотят это делать им это интересно, это элемент игры. Ну чтож, надо запастись терпением и молча, а лучше с одобрением, за этим наблюдать. Потом лучше самим перемыть или доубирать
Это очень важно, ведь дети должны понять, что в труде и самостоятельности есть радость
Более того, обязанность родителей, это научить труду и самостоятельности своих детей. Лучше начать с того, что научить ценить чужой труд. Еда в школе кем-то приготовлена и ей нельзя баловаться, по чистым полам нельзя ходить без сменной обуви, книги нельзя рвать и рисовать в них и т.д., этому всему надо учить. В ребёнке, и даже подростке, все воспитуемо. Так надо этим воспользоваться. Иначе мы получим ленивых и инфантильных молодых людей. А лень, увы, начальник всех бед и пороков.
Ум ребёнка очень деятелен, и если он не занят добрым и хорошим, то занят плохим, это неизбежность. Не понимая зачем и как нужно честно трудиться, такие дети потом будут воровать, попрошайничать и всячески хитрить. Говоря о реакции родителей, она должна быть позитивной и без насмешки. Если ребёнок вынес мусор или протер пыль, то необходимо его похвалить, без пафосных слов, но отметить это событие ласковым словом.
Потому, пока ребёнок ещё способен слушать и слышать взрослых, необходимо научить его элементарным вещам: заправить утром постель, убрать за собой игрушки или учебники, доесть все в тарелке и потом вымыть ее, а лучше и за мамой с папой. В общем, самому себя обслуживать. Приучив ребёнка к домашнему труду, вы можете считать, что дали ему жизненные навыки и он уже не пропадёт в этом мире».
Подготовка к самостоятельной жизни и ответственности за себя
Обучение подростков ответственности за выполнение домашних обязанностей играет важную роль в их подготовке к самостоятельной жизни. Когда ребенок начинает помогать по дому, он также учится планировать свое время и выполнять задачи по очередности. Эти навыки и привычки помогут им в будущем, когда они будут жить отдельно от своих родителей и самостоятельно управлять своими делами.
Выполнение домашних обязанностей также помогает подросткам развивать чувство ответственности за себя и за свое окружение. Когда они заботятся о чистоте и порядке в доме, они осознают свою роль в создании комфортной и гармоничной обстановки для всех членов семьи. Это помогает им осознать, что они несут ответственность за свои действия и их влияние на окружающих.
Польза для подростков | Польза для родителей |
---|---|
Развитие навыков планирования и управления временем | Снижение нагрузки на родителей |
Участие в создании комфортной атмосферы в доме | Разгрузка от повседневных обязанностей |
Осознание ответственности за свои действия и их последствия | Подготовка подростка к самостоятельной жизни |
Что может делать по дому ребенок младшего школьного возраста?
Нужно или нет нагружать школьников домашними делами? У них множество занятий по освоению школьной программы, дополнительная нагрузка – , занятия по интересам. Пусть ребенок в полной мере ощутит счастливое детство. Так думают родители, убежденные, что их дети вполне могут расти на всем готовом, лишь бы он успевал хорошо учиться и не имел проблем в коллективе.
Естественно, что дети, не имеющие посильных обязанностей по дому на пороге школьного возраста, не станут активно браться за домашние дела. К этому их следовало приучать в 2-4 года, причем делать это мягко и ненавязчиво
. Тогда бы многое делать и с удовольствием вкладывал свой труд в семейное благополучие.
Что могут делать по дому 7-летние дети:
- Убирать пыль при помощи пылесоса.
- Поливать цветы дома и на клумбе.
- Готовить простые блюда.
- Собирать свой портфель.
- Помогать маме развешивать белье после стирки.
- Выпалывать сорняки на грядке.
- Подметать двор.
- Выносить мусор.
- Разогревать пищу в микроволновой печи.
- Прогуливать и кормить небольшую собаку.
- Прибирать вещи, наводить порядок в комнате.
- Оставлять после купания и посещения туалета чистоту в этих помещениях.
- Гладить простые по крою вещи.
- Самостоятельно готовиться ко сну и собираться утром в школу.
- Чистить свой велосипед от грязи, производить мелкий ремонт двухколесного друга.
- Прибираться в шкафу с посудой и кухонными принадлежностями.
- Накрывать на стол перед обедом, подавать негорячие блюда, хлеб, салат, бутерброды, убирать за собой и членами семьи после еды.
Что под силу 8-летнему ребенку:
- Содержание в порядке письменного стола, шкафа с книгами и другими вещами.
- Приготовление для себя ванны.
- Смена постельного и нательного белья.
- Умение чинить свою одежду, простой ремонт.
- Формировать свой образ в одежде по собственному желанию.
- Помогать отцу во время ремонта, выполняя несложные поручения.
- Собирать урожай на приусадебном участке.
- Кормить и выгуливать домашних животных.
- Протирать пыль и пылесосить мебель и напольные покрытия.
Что умеет 9-летний школьник:
- Готовить простые блюда, следуя рецепту.
- Красить ровную поверхность.
- Наносить побелку на деревья в саду.
- Запекать на огне картошку или сосиски.
- Присматривать за младшими детьми (с 2 лет), уметь переодеть их и накормить.
- Чистить клетки домашних питомцев.
- Заправлять подушку в наволочку и одеяло в пододеяльник.
- Рыхлить неширокую грядку граблями, пропалывать ее от сорняков.
- Сажать семена цветов и овощей по заданной схеме.
- Заправлять свою постель.
Какие дела можно доверить 10-летнему ребенку:
- Готовить несложную выпечку, пользуясь рецептом.
- Готовить простые блюда на всю семью, рассчитав нужное количество продуктов.
- Наводить порядок в собственной комнате и во всем доме, складывая вещи в отведенное для них место.
- Вместе с родителями планировать еженедельные покупки.
- Помогать отцу при чистке салона автомобиля.
- Накрывать на стол.
- Готовить ванну для младшего ребенка, помогать маме с купанием.
- Уметь включать и выключать бытовые приборы, засыпать порошок в стиральную машину.
- Видеть, где матери или отцу требуется помощь, подключаться без напоминаний.
- Помогать при уходе за овощами на приусадебном участке, за цветами возле дома и на подоконнике.
- Участвовать в генеральной уборке помещений дома или квартиры.
обширного списка
Важно предлагать только те дела, с которыми ребенок справится наверняка. Главное – не забывать о дозированной похвале, которая может стать мощным стимулом для участия в делах
Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому
Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»
Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет.
Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.
Станьте наблюдателем.
Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.
Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому
Или, наоборот, способен на большее.
Пресекайте шантаж.
Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.
Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.
Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»:
«Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.
Не стесняйтесь обратиться за помощью.
Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.
Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.
7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок
Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.
Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.
Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.
Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»
Баланс между обязанностями и самореализацией подростков
Однако в то же время необходимо найти баланс между выполнением обязанностей и самореализацией подростков. Причиной этой необходимости является то, что подростковый возраст — это период активного поиска своего места в мире, и они нуждаются в возможности развивать и осуществлять свои собственные интересы и увлечения.
Семейные обязанности не должны загромождать жизнь подростка до такой степени, что он не имеет времени и свободы для занятия любимыми делами, такими как участие в спортивных мероприятиях, художественном творчестве или волонтерской деятельности. Подростки должны иметь возможность развивать свои таланты и навыки, и поэтому родители должны поддерживать их в их стремлениях, а также учитывать их интересы и предпочтения.
Более того, самореализация подростка может способствовать развитию их личности и формированию будущей карьеры. Позволив подросткам работать над своими проектами и преследовать свои цели, родители помогают им определить свои интересы и страсти, а также развивают у них навыки руководства и управления своим временем. Это может послужить надежной основой для их будущей профессиональной жизни.
Однако необходимо обратить внимание на то, чтобы самореализация подростков не превратилась в безответственность и игнорирование семейных обязанностей. Родители должны помочь им осознать и понять, что выполнение семейных обязанностей является неотъемлемой частью участия в семейной жизни и ответственности перед другими членами семьи
Баланс между обязанностями и самореализацией подростков — это сложное искусство, которое может потребовать большого терпения и внимания со стороны родителей. Однако, наличие такого баланса позволяет подросткам развиваться во всех сферах своей жизни, быть ответственными и самостоятельными, а также преследовать свои мечты и личные цели.
7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок
Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.
Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.
Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.
Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»
Как это организовать
Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы – босс.
Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.
У многих на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогает, направляя детей, и не нужно им ни о чем напоминать. Они могут в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Да, это не совсем идеальная схема, но расписание определенно помогает.
У каждого человека наступает такой момент в жизни, когда приходит время воспитывать ребёнка. Многие молодые родители находятся в растерянности от того, что не знают, как правильно воспитывать своего малыша. Наверное, одной из самых главных задач родителей является правильное распределение обязанностей и занятий каждого из членов семьи, а особенно «младшего поколения».
Почему дети должны помогать родителям по дому
Участие в домашних заботах является важной частью воспитания и дальнейшей социализации. Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет
Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:
Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет. Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:
- повысить собственную значимость и уверенность в собственных силах;
- обучиться конкретным навыкам;
- развивать социальный статус и коммуникативные навыки.
Я думаю, бабушка одновременно пользовалась осознанными воспитательными приемами и (даже больше) действовала интуитивно. Смысл не в том, чтобы «правильно» воздействовать на ребенка, а в том, чтобы выстраивать с ним естественные отношения, при которых он повторяет, следует за взрослым, выполняя домашние дела.
Приведенные ниже рекомендации обобщают мой личный опыт, опыт наблюдения за детьми, их родителями и опыт психологов, наработки которых мне действительно пригодились. Если вы думаете, как приучить ребенка помогать по дому, они должны вам помочь.
7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок
Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.
Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.
Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.
Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»
А если родители на пенсии продолжают работать?
Нуждающимся в помощи считается родитель, материальное положение которого недостаточно для удовлетворения его жизненных потребностей с учетом его возраста, состояния здоровья и иных обстоятельств (приобретение необходимых продуктов питания, одежды, лекарственных препаратов, оплата жилого помещения и коммунальных услуг и т.п.). Факт нуждаемости определяет суд, в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 56).
Почему-то считается, что у людей после пятидесяти жизнь заканчивается. Что им уже ничего для себя не надо, поэтому можно все отдать детям. Я так не думаю. Наоборот, когда дети подросли, самое время пожить для себя. Вы и так всю жизнь на детей горбатились, теперь пусть сами о себе позаботятся. У меня у самого двое детей. Как институт закончили, я им помогать перестал. Они, конечно, периодически ко мне наведываются с просьбой о деньгах, но я принципиально не даю. С какой стати? Мне деньги тоже не лишние. Я лучше с женой съезжу куда-нибудь или телевизор новый куплю, или еще что-нибудь. И так я для своих детей много сделал. Всю жизнь кормил их, образование им дал. Теперь считаю, что мой родительский долг выполнен и я, наконец-то, могу пожить в свое удовольствие.
Почему важно привлекать подростков к семейным обязанностям
Вовлечение подростков в выполнение семейных обязанностей играет важную роль в их развитии и подготовке к будущей жизни. Во-первых, помогать по дому учит подростков терпению, ответственности и самостоятельности. Когда они выполняют различные задачи, такие как уборка, готовка еды или уход за младшими, они развивают навыки планирования, организации и приобретают опыт взаимодействия со своими родственниками.
Во-вторых, семейные обязанности учат подростков ценности сотрудничества и взаимопомощи. Когда у каждого члена семьи возникает обязанность и требуется вклад и усилия от каждого, подростки понимают, что их вклад имеет значение и что они могут внести вклад в благополучие всей семьи. Это помогает создать единство и солидарность среди членов семьи и укрепляет связи между ними.
В-третьих, выполнение семейных обязанностей обучает подростков ценности ответственности и последовательности. Когда подростки осознают, что они несут ответственность за выполнение определенных задач, они развивают такие важные навыки, как пунктуальность, надежность и организованность. Эти навыки будут необходимы им не только внутри семьи, но и в их будущей карьере и повседневной жизни.
Кроме того, участие в семейных обязанностях помогает подросткам развить чувство уважения и признательности к своим родителям. Когда они видят, как много работы и усилий вкладывают родители в управление семьей и заботу о них, они начинают ценить и уважать их больше. Это способствует созданию более гармоничных и здоровых семейных отношений.
В целом, привлечение подростков к выполнению семейных обязанностей — это не только способ справиться с повседневными задачами, но и важный шаг в их развитии и подготовке к взрослой жизни. Они учатся ценить вклад и усилия, развивать важные навыки и укреплять связи внутри семьи. Это дает им фундамент, который им может пригодиться в будущем и способствует созданию общего благополучия семьи.
Почему подростки не хотят помогать по дому?
На вопрос «почему?» ответить легче легкого: потому что у них есть более интересные дела!
Друзья (онлайн и офлайн), любовь, игры, соцсети…
Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом. И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире
доступными для них средствами
Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно. А попытка «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса
Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов,
Попытка развернуть ребенка на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «Вернись в свою скорлупу и убери там!
», или маму-волчицу: «Сложи косточки в один угол и подмети пол хвостом!»
Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их и меньше , что они натворят что-то во вред себе.
Как организовать помощь детей по дому
Вовлечение детей в помощь по дому не только помогает родителям справиться с бытовыми задачами, но и способствует развитию ответственности, самостоятельности и умения работать в команде. Ниже приведены несколько полезных советов по организации помощи детей по дому.
1. Рабочий график
Установите совместный рабочий график, включающий в себя ежедневные и недельные задачи. Например, утром дети могут заниматься уборкой своей комнаты, а вечером – помощью в приготовлении ужина. Определите, какие задачи должны выполняться каждый день, а какие – с определенной периодичностью.
2. Распределение обязанностей
Разделите обязанности между детьми в зависимости от их возраста и способностей
Обратите внимание на равномерное распределение задач – каждый ребенок должен быть задействован в помощи по дому. Старшим детям можно доверить ответственность за покупку продуктов вместе с родителями, а младшим поручить простые задачи, такие как уборка игрушек или полив цветов
3. Система поощрения
Создайте систему поощрения, чтобы стимулировать детей к активному участию в помощи по дому. Например, можно ввести награды за выполнение задач вовремя или за особо хорошее исполнение. Это может быть как простое слово похвалы, так и небольшой подарок.
4. Обучение навыкам
Помогите детям освоить необходимые навыки для выполнения задач по дому. Передавайте им свой опыт и объясняйте, как правильно делать то или иное действие. Например, научите их готовить простые блюда или убираться в своей комнате.
5. Пример со стороны родителей
Важно помнить, что помощь по дому не должна превращаться в нагрузку или лишнюю обязанность для детей. Старайтесь сделать этот процесс интересным и игровым, чтобы дети с удовольствием участвовали в выполнении задач
Благодаря организации помощи детей по дому вы не только упростите свою жизнь, но и воспитаете ответственных и самостоятельных личностей.
Чего нельзя делать?
При воспитании бытовых навыков избегать следует:
- Принуждения, грубости и злости на детей – говорите о своих чувствах, о том, что вам важна помощь. Но не кричите!
- Ограничения самостоятельности ребенка;
- Не одобряющей реакции в ответ на выполненную работу;
- Плохого собственного примера;
- Поручения детям самой неприятной и скучной работы;
- Упреков и обвинений;
- Повышения голоса;
- Игнорирования желаний и потребностей ребенка;
- Невыполнения данных ребенку обещаний и нарушения договоренностей;
- Чрезмерного подчеркивания своей родительской власти.
Крайне не рекомендуется строить воспитание на финансовой почве. Оплачивая работу по хозяйству, родители стремятся вырастить человека-вымогателя. Также, хозяйственные дела не должны быть и наказанием за проступки.
5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел
Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»
Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.
Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.
Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.
У ребенка останутся воспоминания
Редактор “Нью-Йорк Таймс” Кей Джи Делл’Антониа охотно вспоминает тот день, когда машина ее подруги соскользнула с оледеневшей подъездной дорожки в сугроб. Взрослых эта неприятность расстроила и даже рассердила, но шестеро или семеро имевшихся под рукой детей обрадовались возможности прийти на помощь и вытащить машину обратно на дорогу.
Они тут же сорганизовались, притащили наполнитель для кошачьего лотка, чтобы насыпать его под колеса для лучшего сцепления, схватились за лопаты, на ходу придумывали всякого рода рычаги и пандусы, по которым автомобиль смог бы выехать на более устойчивый грунт.
Кей Джи поныне дивится оптимизму и энтузиазму, с какими дети взялись за безнадежную с виду проблему. Они как будто ждали кризиса, возможности показать, какие они изобретательные и полезные. Они перепробовали множество способов вытащить машину, терпели одну неудачу за другой, но у них тут же появлялась новая идея.
Для Кей Джи эта история осталась одной из любимых “зимних сказок”, а когда я попыталась расспросить про тот день ее сына, он расплылся в улыбке и пустился рассказывать о замечательном приключении.