Правда ли, что в СССР воспитывать детей было легче

Беспрекословное послушание старших

Позвольте ребенку учиться на своих ошибках и не бояться оступиться

В СССР учили детей, что они должны уважать всех взрослых и безоговорочно выполнять их распоряжения и указы. Никто не спрашивал мнения ребенка, так как это было, мягко скажем, не в почете. Относиться с уважением к людям преклонного возраста полезно научиться и современным детям. Но и логика типа «я дурак – ты начальник» не вписывается в наш мир и его восприятие. Все люди делают ошибки независимо от их возраста, статуса и занимаемой должности. Родители, которые признают, что ошибались и открыто говорят об этом своему ребенку, помогут ему стать сильным, независимым и успешным человеком.

Дети могут (и должны!) пачкаться, играть с грязью и «пулькаться» в лужах

Страшный сон мамы-домохозяйки: сын или дочь бегают по лужам, размазывают в песочнице грязь или по локоть пачкаются, помогая дяде-дворнику. Я сама постоянно становлюсь свидетельницей тому, как мамочки на детской площадке истерически кричат своим чадам: «Петя! Быстро уйди из лужи!», «Маша! Попробуй еще раз взять в руки мокрый песок!».

Тем не менее только с грязью, в грязи или рядом с ней проходит важнейший этап психического развития ребенка! Эта стадия обычно длится у ребенка от одного до трех лет, и в это время важно давать ему возможность топать и прыгать по лужам и размазывать набухшую от дождя землю. Не прожитая как следует, эта стадия отпечатывается на всю жизнь различными достаточно неприятными «особенностями» характера

Кстати, в некоторых видах терапии психологи сознательно погружают клиента в такой регресс

Пачкание в мокром песке или переживание ощущений валяния в грязи дает очень много ресурсов

Кстати, в некоторых видах терапии психологи сознательно погружают клиента в такой регресс. Пачкание в мокром песке или переживание ощущений валяния в грязи дает очень много ресурсов.

Рогатки

Кто помнит самодельные рогатки? Они были двух видов: классические и шпоночные. Классические вырезались из толстой ветки орешника с развилкой, покупался широкий серый жгут в аптеке, доставался кусочек кожи (можно было втихомолку вырезать дома из дорожной сумки и свалить на сестру) и все скреплялось медной проволокой или синей изолентой.  Заряжалась такая рогатка гладкой галькой, которую часто привозили во дворы вместе с песком, или незрелыми ягодами типа рябины, сливы или вишни, которая вдоволь росла за домом. Иной раз мощности выстрела камнем хватало, чтобы вдребезги разбить бутылку из-под шампанского с трех метров. Такая рогатка ценилась по причине того, что не у каждого хватало умений и средств на ее создание. Её можно было поменять на другие ценные вещи типа вкладышей от Turbo, CinCin и Final90. 

Гуляя и от нечего делать, можно было смастерить рогатку попроще — шпоночную. Для этого на свалке нужно было отыскать толстый алюминиевый провод в оплётке и найти жгутик. С последним проблем не было — легко добывался из резинки трусов. Чем новее трусы — тем лучше жгутик. Стреляла такая рогатка шпонками — согнутыми в подкову кусочками медной или алюминиевой проволоки. Вреда она особого не наносила, но голубей и кошек пошугать было ок. Иногда эта рогатка становилась последним аргументом в дворовых потасовках — по ляжке прижигала она здорово! В основном стреляли просто в воздух, наслаждаясь звуком летящей шпонки. Такая рогатка собиралась на один день и вечером, как правило, сливалась товарищу за «погонять на велике». 

Соблюдение режима

В воспитании советских детей большое внимание уделялось распорядку дня с самого раннего возраста. Они считали, что все процессы в жизни ребенка должны проходить строго по часам — еда, сон, учеба и отдых

В СССР медицинские работники ходили от двери к двери, чтобы проверить вес младенцев. В стране, где все строго регламентировано в соответствии с нормами, существовали правила и в этой сфере жизни граждан.

В яслях, детских садах и школах соблюдались правила, а родители должны были организовать домашнюю жизнь своих детей в соответствии с обычаями, утвержденными медицинскими и образовательными органами. В частности, раздача угощений детям между приемами пищи считалась серьезным правонарушением.

Быть самостоятельными

В большинстве советских семей ребёнок, который дорос до школы (то есть 6–7 лет), мог самостоятельно передвигаться по своему району, на целый день оставаться дома (пока родители на работе). Он без проблем мог разогреть себе обед (впрочем, мог съесть его и холодным), некоторые даже умели приготовить простые блюда, например, яичницу или кашу. Родители могли послать малыша в магазин за хлебом и молоком.

Сегодня же за оставление несовершеннолетнего ребёнка без присмотра предусмотрена административная и даже уголовная ответственность. Сами дети гораздо более инфантильные и беспомощные, чем их советские ровесники.

Советские дети рано обретали самостоятельность

Самостоятельность в советское время выражалась и в уходе за собой, самообслуживании. Так, советские малыши в детском саду уже в 4–5 лет отлично завязывали шнурки, чего не умеют даже многие современные младшие школьники (а зачем, если есть обувь на липучках?).

Мой девятилетний сын ходит в бассейн и рассказывает, как там многие папы после тренировки моют его ровесников в душе, затем вытирают полотенцем и полностью одевают.

Бережно относиться к вещам

Советские ребятишки в большинстве своём имели немного игрушек и к каждой относились бережно. Ведь в стране был дефицит всех товаров, и приобретение каждой новой вещи было праздником. То же самое касалось и детской одежды, обуви, книг.

У детей было немного игрушек, каждая была любимой, к ней бережно относились

Сегодня же у детей куча игрушек, нарядов, при этом мало кто ценит свои вещи. Даже если у семьи небольшой достаток, малышу стараются ни в чём не отказывать, чтобы он не был хуже всех в садике или школе. В результате мальчик ломает новую машину уже через два дня после её покупки, а девочка отрывает кукле голову.

Порох «Семидырка»

Добывали мы его неподалеку от Заволжской свалки, что в районе Красного Яра, возле очистных. Доблестные военные с арсенала скидывали под открытое небо эти желтенькие штучки, которые мы и собирали. А однажды нам во двор завезли песок. Не просто песок, а с трубчатым порохом. Конечно, концентрация его была небольшой, но при желании можно было за 15 минут набрать горсточку пороха. Видимо, камазист решил не заморачиваться с песком и черпанул его в районе свалки. Поэтому ходить на свалку за добрый десяток километров нам уже не надо было — арсенал появился прямо под окнами.  Что мы с ним делали? Да много чего: заворачивали в фольгу и клали на другие «семидырки», поджигали, и порох в фольге превращался в ракету. Просто жгли, делали фитили для взрывпакетов и так далее. 

Дети могут устраивать истерики

Как бы мы их ни боялись! Мы, взрослые, панически страшимся оказаться в такой ситуации: ребенок бьется в истерике, а прохожие оборачиваются и неизвестно что про себя думают. На самом деле истерика — это тот же самый способ справиться с эмоциями. Надо уважать его и не пытаться что-нибудь обязательно с этим сделать. Моя дочь, которой сейчас 10 лет, уже может после истерики (не такой, какая у нее была в 3 года, конечно) совершенно спокойно сказать: «Ну, просто настроение такое». Раньше за время, пока она рыдала и почти билась головой о стену, я много что успевала про себя подумать. О том, какая я мать, и о том, какая мне досталась дочь. Сейчас я умею «не разрушаться», пережидая ее чувства. Я просто говорю, что я рядом и всегда готова с ней говорить после того, как она успокоится. Потому что в эмоциях разговаривать бесполезно. А знание, что взрослый рядом, не пугается истерики и не считает после этого ребенка плохим — бесценно. Истерики пройдут, а это знание уйдет с маленьким человеком во взрослую жизнь.

Ребенка надо воспитывать так, чтобы из него вырос человек

В СССР каждого ребенка стремились вырастить человеком 

Одним из постулатов СССР, да и традицией, было вырастить из ребенка «человека». Под этим подразумевалось отсутствие проявления с его стороны самостоятельности до определенного возраста. В современном мире этот принцип не соответствует устоям и пониманию становления общества.

Такой подход к современным детям приведет к неприспособленности жизни

Если такие методы использовать по отношению к нынешнему ребенку, он вырастет абсолютно неприспособленным к дальнейшей взрослой жизни. К тому же, у него останется обида на своих родителей за детство, в котором все время учили, не считаясь ни с его желаниями, ни с мнением. Психологи утверждают, что даже малыши уже являются личностями, причем, с самого рождения. Неуважение его мнения, взглядов приведет к тому, что он станет зависимым от чужого мнения и во взрослой, самостоятельной жизни. А это ни к чему хорошему не приведет.

Были ли дети в СССР умнее, чем современные

Судить о том, были ли дети умнее, достаточно сложно. Вероятнее всего, современные ученики школ не глупее своих одногодок времен СССР — они просто другие. Поменялись приоритеты и вектор внимания общества, моральные ценности и интересы.

ЧИТАЙТЕ ТОЖЕ: Предсказания на 2021 год от Фатимы Хадуевой и других известных экстрасенсов

Школьники в СССР старались что-то мастерить, благодаря чему развивалась мелкая моторика и, соответственно, активно работал мозг. Они поглощали новую информацию из книг и комиксов, так как других развлечений толком не имели.

Дети советского времени жили в состоянии постоянного соревнования со своими сверстниками. Мотивация была огромной: самые быстрые, смелые, ловкие и умные никогда не оставались без внимания общества.

Современные дети имеют гораздо больше возможностей для получения знаний. Технический прогресс позволяет им путешествовать, не выходя из своего дома. Узнать можно все и обо всем.

При этом многие школьники технические приспособления используют только для поиска развлечений, а не для саморазвития. И именно этот факт особенно беспокоит взрослых, детство которых прошло в иных реалиях.

Порох “Семидырка”

Добывали мы его неподалеку от Заволжской свалки, что в районе Красного Яра, возле очистных. Доблестные военные с арсенала скидывали под открытое небо эти желтенькие штучки, которые мы и собирали. А однажды нам во двор завезли песок. Не просто песок, а с трубчатым порохом. Конечно, концентрация его была небольшой, но при желании можно было за 15 минут набрать горсточку пороха. Видимо, камазист решил не заморачиваться с песком и черпанул его в районе свалки. Поэтому ходить на свалку за добрый десяток километров нам уже не надо было — арсенал появился прямо под окнами.  Что мы с ним делали? Да много чего: заворачивали в фольгу и клали на другие “семидырки”, поджигали, и порох в фольге превращался в ракету. Просто жгли, делали фитили для взрывпакетов и так далее. 

Правило 3: Избегать запретов

Часто родители жалуются, что ребенок будто бы специально все делает наоборот. Дело в том, что человеческое подсознание отвергает частицу «не», поэтому родители даже не обращают внимания на то, что сами провоцируют малыша.

В специальной литературе о воспитании ребенка дошкольного возраста можно найти советы, как правильно разговаривать с ребенком, чтобы он быстрее понял слова взрослого. Например, вместо «не кричи» лучше сказать «говори спокойно», а вместо «не беги» – «иди спокойно».

Маленьких детей можно просто постараться отвлечь от какой-то запретной ситуации. Долговременная память у малышей еще недостаточно развита, поэтому они быстро отвлекаются и могут больше не вспомнить об этой ситуации.

Ремень и подзатыльник – основные инструменты воспитания

Всыпать ремня ребенку в СССР считалось нормой 

Во времена Советского Союза наказание «ремнем» за мельчайшую провинность являлось нормой. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх.

Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму. В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду. Факт доказан множеством исследований.

Ликбез, или стране требуются рабочие руки

В 1920-ом году, была образована чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Советские власти очень любили использовать аббревиатуры и сокращения, отчего в народе начали использовать выражение “ликбез”, которое и поныне продолжает жить.

Занятиях по ликвидации безграмотности

Около 50-ти миллионов человек, в возрасте от 8-ми до 50-ти лет должны были обучиться грамоте, письму и чтению. Продолжилось активное реформирование школ. Чувствовалась острая нехватка помещений. Лишь в середине 20-х годов количество учащихся достигло предвоенного уровня, при том, что количество школ достигало немного больше 80-ти процентов от довоенного уровня. Основную массу учащихся составляли беспризорники, которые представляли собой массовое явление в советском обществе.

Была введена система начальной четырехлетней школы, а также основной семилетней школы. В стране происходили разнообразные социальные изменения. Это требовало повышения грамотности. Попросту говоря, стране требовались рабочие руки.

Полностью отойдя от системы разнообразия учебных заведений, советские власти ввели единую унифицированную общеобразовательную школу. Это имело свои плюсы, давая возможность большинству населения обучиться грамотности, но и имело обратную сторону. Специализация в конкретных областях знаний очень сильно упала. Чувствовались последствия войны и интеллектуальной миграции, что выливалось в отсутствии подготовленного преподавательского состава. В новой системе обучения, специалистам узкого профиля просто не было где взяться.

Выпускное фото из советской школы

В 30-х годах, с началом индустриализации это особенно чувствовалось. Практически все большие промышленные проекты того времени разрабатывались иностранными инженерами, приглашенными в СССР.

Разрушенные инженерные школы приходилось создавать с нуля. Не было и заводов по производству сельскохозяйственной техники. Все это закупалось за границей. Таким образом, в это время, из-за очень низкого уровня советской образовательной системы, приходилось тратить практически всю валютную выручку на оплату иностранных специалистов и закупку техники.

Система образования и воспитания

В советскую систему образования и воспитания входили ясли, детский сад и школа. Каждое из учреждений претерпевало немало изменений. Что-то осталось неизменным и в сегодняшней России. Советская система образования и воспитания имеет свои плюсы и минусы. Чтобы сделать правильные выводы на будущее, нужно знать, как воспитывали детей в СССР. Кто-то ругает советскую систему, другие — вспоминают с умилением, но равнодушных нет.

Ясли и детский сад

Ясли существовали еще в дореволюционной России, но их было всего 19. Крупный расцвет ясельных групп пришелся на эпоху Советского Союза. Подобные дошкольные учреждения принимали детей от 2 месяцев до 3 лет, поскольку женщина должна была работать. Ясли входили в государственную систему здравоохранения.

Там осуществлялись:

  • присмотр за детьми;
  • работа по охране здоровья;
  • мероприятия по физическому и психическому развитию детей;
  • учебная деятельность.

Ясли имели 4 возрастные группы:

  • груднички до 9 месяцев;
  • ползунки от 9 до 14 месяцев;
  • средняя от 14 до 24 месяцев;
  • старшая от 2 до 3 лет.

С 1959 года в СССР формируются единые дошкольные учреждения — ясли-сады. Перед поступлением в детский сад ребенок проходил врачей и медицинское обследование. В учреждении находился медицинский работник, следящий за здоровьем детей. Детский сад классически подразделялся на семь групп: три ясельные и четыре детсадовские.

Последние делились по возрастному принципу:

  • младшая 3–4 года;
  • средняя 4–5 лет;
  • старшая 5–6 лет;
  • подготовительная 6–7 лет.

Режим и учебная деятельность зависели от возраста. Министерством образования была разработана программа занятий:

  • музыка;
  • рисование;
  • лепка;
  • математика;
  • конструирование;
  • аппликация;
  • знакомство с окружающим миром;
  • физическая подготовка.

Особенностью работы детских садов было то, что все они существовали за счет государства. Мебель, игрушки, книги закупались и обновлялись регулярно. Родители лишь частично компенсировали оплату питания в зависимости от доходов семьи. Малообеспеченные и многодетные семьи освобождались от оплаты.

Как перевоспитать избалованного ребенка

Наконец-то мы можем ответить на главный вопрос этой статьи

Важно следовать всем рекомендациям и действовать комплексно, и постарайтесь делать все плавно и постепенно. Отнеситесь к этому делу серьезно, не бросайте попытки перевоспитать ребенка на полпути, проявите твердость характера. Будьте уравновешены и справедливы, спокойны и терпеливы, не кричите на ребенка

Если малыш уже сильно разбалован и привык к своему состоянию, понадобится гораздо больше времени, чем в случае с детьми «испорченными» совсем недавно под влиянием определенных обстоятельств (например, как у меня)

Если малыш уже сильно разбалован и привык к своему состоянию, понадобится гораздо больше времени, чем в случае с детьми «испорченными» совсем недавно под влиянием определенных обстоятельств (например, как у меня).

  • Излагайте свои мысли и просьбы четко и ясно, понятным ребенку языком. Это должны быть именно просьбы, ни в коем случае не приказы. Аргументируйте свое решение, пусть оно и не нравится. В вашей речи должна чувствоваться твердость и непреклонность. Дайте малышу понять, что ваше решение окончательное и больше не подлежит обсуждению;
  • Дисциплинируйте ребенка. Составьте примерный распорядок дня, расписав время для подъема, принятия пищи, занятий, прогулок, развлечений и отбоя. Следуйте режиму ежедневно и поговорите об этом с ребенком. Поясните ему, какую пользу он получит, если станет соблюдать распорядок дня. Если он будет возражать, проявите твердость;
  • Будьте последовательны в своих действиях и поступках. Если дали обещание ребенку, обязательно его выполните, если наказали его либо что-то запретили – стойте на своем, пока не разрешится проблема;
  • Придумайте определенные обязанности по дому для малыша – насыпать корм собаке, заправлять кровать, вытирать пыль. Однако учитывайте возраст и развитие;
  • Если избалованность проявилась в общественном месте (к примеру, в магазине ребенок закатил истерику, требуя какую-то игрушку), сдержитесь и не кричите на малыша, не шлепайте по попе. Просто уведите его в тихое место и объясните спокойно, почему вы не купите то, что он просит. Если истерика не заканчивается, постарайтесь сохранять спокойствие, не реагируйте на провокацию, уйдите. Не нужно потакать ребенку, иначе он быстро сообразит, что родителями можно манипулировать. Оставайтесь непоколебимы. Дома проведите строгую и серьезную беседу, пригрозите, что в следующий раз не возьмете чадо с собой в магазин;
  • Учитывайте, что именно привело к нежелательному поведению. Ребенок становится избалованным по разным причинам, они могут быть очень индивидуальными. Вначале выясните, что спровоцировало проблему в вашем случае, а потом уже начинайте перевоспитание.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что дети – лучшее, что случается в жизни родителей. Не всегда все идет гладко, порой мы упускаем момент, когда малыш становится неуправляемым. Но все зависит от нас, взрослых. В любое время можно исправить ситуацию, взяв ее под свой контроль. Однако не забывайте, что ребенок – это индивидуальность с собственным характером, ломать который все же не стоит.

Читаем также:

  • Что делать, если ребёнок вас не слушается?
  • Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого
  • Как воспитывать детей: кнутом или пряником?
  • 10 советов как перестать кричать на своих детей
  • 10 секретов воспитания послушного ребенка: как научить детей уважать и слышать родителей

Особенности семейного быта

Советская семья рассматривалась как ячейка социалистического общества. Общественные организации могли бесцеремонно вмешиваться в личную жизнь. Женщина работала наравне с мужчиной. Едва родившись, ребенок попадал в ясли. Именно в тот период были организованы общественные столовые, прачечные — только бы не отвлекать женщину от строительства коммунизма.

Только после смерти Сталина значительно изменилось отношение к семье в лучшую сторону:

  • матерям разрешалось уходить в декретный отпуск с 8 месяцев;
  • разрешалось находиться с малышом до 1 года;
  • стали выплачивать пособия по беременности и родам;
  • строили новые детские сады и школы.

В Советском союзе царила эпоха дефицита товаров. Приобрести необходимые предметы быта было неслыханным счастьем. Мебель, бытовая техника, посуда, игрушки, продукты питания — все доставалось великим трудом. Но все товары отличались отменным качеством.

Автомобиль считался роскошью. Очереди на получение транспортного средства отстаивали годами. Зато большинство предприятий выдавало своим сотрудникам бесплатное жилье.

Как правило, советские дети очень много читали, выполняя завет Ленина «учиться, учиться и еще раз учиться». Детская литература находилась на высочайшем уровне — Носов, Чуковский, Драгунский, Успенский, Маршак, Барто — список можно продолжать до бесконечности.

Не бояться боли

Гуляя на улице, советские ребята сдирали себе коленки, локти. При этом никто не придавал этому особого значения: к ранке летом просто прикладывали подорожник, и веселье продолжалось.

Советские дети всё время падали, сдирали коленки, локти, при этом продолжали весело играть

Современные же дети в этом плане изнежены: малейшая царапина становится трагедией. Её бегут показывать маме, которая охает и ахает, начинает утешать своё плачущее чадо.

Знакомая медсестра, работавшая в детском летнем лагере, рассказывала, что дети ежедневно к ней шли толпами. С широко раскрытыми глазами они показывали на ту же царапину, комариный укус и пр., просили обработать «рану» зелёнкой и прочими препаратами.

Опрятность и аккуратность

Психологи считают, что для ребенка естественна та среда, в которой он живет. Если вокруг малыша грязно, вещи разбросаны, а в раковине гора немытой посуды, то научить его, например, аккуратно складывать одежду, практически не возможно. Малыш просто будет воспринимать это как нечто чужеродное. «Аккуратность — качество личности, включающее любовь к чистоте и порядку, тщательность, точность в делах, внешнюю опрятность, исполнительность и организованность. Аккуратность чаще прививается с детства: когда родители сами следят за порядком, то и дети чаще к порядку привыкают», — поясняет доктор психологических наук Николай Козлов.

В СССР всех детей приучали к порядку с детсада: складывать вещи аккуратно, хранить их в шкафчике, заправлять постель, убирать игрушки. Воспитатели призывали ребенка и его родителей следить за внешним видом, приходить в чистой одежде, выглядеть опрятно. Считается, что оптимальный возраст, когда малыша можно приучать к опрятности и аккуратности — три года.

Психологи заметили, что опрятные люди чаще добиваются успеха, умеют грамотно организовать свой день и в целом более довольны жизнью. Аккуратность, усвоенная с детства, помогает добиться значительных успехов в учебе, а главное, развивает позитивные личностные качества. Поэтому к обучению детей убирать игрушки и складывать вещи взрослым стоит относиться серьезнее — это может повлиять на характер ребенка и его будущее.

Привить любовь к труду

Советские дети считались полноценными членами семьи, которые должны уметь разогреть обед, помыть за собой посуду или подмести в коридоре. Любовь к труду прививалась с раннего детства. Подрастая, ребенок становился вполне самостоятельным человеком, который мог приглядеть за младшими братьями или сестрами не хуже взрослых.

Нынешние отпрыски воспитываются чрезмерно изнеженными. Мамы и папы оберегают их от любой трудовой деятельности, считая, что ребенок еще успеет подготовиться к самостоятельной жизни. Однако в итоге вырастает ленивый и инфантильный человек, который не помогает по дому ни родителям, ни второй половинке.

Дети могут быть эгоистами

Помните столп советского воспитания: «Нельзя быть эгоистом и думать только о себе»? Действительно, в 20 лет нельзя. А в 2-3-4, и даже в 5 лет — еще можно.

Ребенок не рождается со встроенной программой уважения чужих прав, признания чужих границ и чужой ценности. Как раз первое, что ему нужно освоить, — это собственную ценность, которая определяется тем, насколько он сам уважаем со всеми своими желаниями и потребностями. А они у ребенка всегда эгоистичные.

Детки еще не умеют принимать в расчет чужие психические реальности. Моя дочь научилась понимать, что мама может испытывать боль, огорчаться или страдать, немного раньше, чем пошла в школу. Даже распознавая невербальные сигналы о чужих чувствах, ребенок плохо их толкует. И это не всегда отражается на том, чтобы соразмерить свои эгоистичные потребности с чужими. По моему скромному мнению, чтобы стать альтруистом и любить весь мир, надо пройти возрастную стадию безусловного детского эгоизма. Иначе во взрослой жизни мы так и не научаемся ставить себя и свои интересы на первое место. И раз за разом попадаем в истощающие нас потребительские отношения. Или пытаемся всю жизнь отказываться от своих желаний в угоду тому, чтобы нас любили.

Это не значит, что мы должны потакать детям во всех безрассудных желаниях. Это значит, что мы уважаем то, о чем говорит и просит наш ребенок. Мы слышим это. Обсуждаем. Придаем ценность. И по возможности идем навстречу. Я часто вижу, как родители говорят «нет» на многие просьбы ребенка. И непонятно, почему «нет». Я не могу найти никакого логического объяснения. Но тут включается еще один страх советских родителей: «Избалуешь ребенка — он сядет тебе на голову!». На самом деле после такого воспитания вырастают не баловни, а ущербные взрослые люди со склонностью к созависимости и нарушенными границами.

С каждым годом моего материнства я все больше ухожу от того, что вынесла из своего советского детства. Но самое главное — я все ближе подхожу к своему внутреннему ребенку, который в свое время был бы очень рад получить такое понимание, поддержку и принятие своих неотъемлемых прав на грязь, эгоизм, неуемные эмоции и смелое познание мира. И знаете, кто меня этому учит? Конечно, мои собственные дети! Вместе с ними я получила еще один шанс прожить детство заново и обрести больше целостности, возвращая к счастью маленькую часть меня самой. Я уверена, что только дети могут научить нас истинам, которые мы забыли когда-то, выбрав навсегда стать взрослыми. Давайте учиться у детей! Это в наших общих интересах…

Коллективная ответственность

Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами.

В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970‑х годах прошлого века. В изданной им книге «Два мира детства: Дети в США и СССР» есть рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе.

Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое

Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена

Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена.

Ремень и подзатыльник – основные инструменты воспитания

Всыпать ремня ребенку в СССР считалось нормой 

Во времена Советского Союза наказание «ремнем» за мельчайшую провинность являлось нормой. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх.

Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму. В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду. Факт доказан множеством исследований.

Чем отличаются современные школьники от советских

Негативно на развитии общества сказывается важная сфера развития школьников — социализация. Советские дети с ранних лет учились общаться со сверстниками или старшим поколением. Они сталкивались с трудностями и преодолевали их, находили друзей и врагов, учились контактировать с теми и другими.

Современный ребенок имеет возможность отдалиться от общества, уйти в себя или оставаться только в том кругу, в котором чувствует себя максимально комфортно. Гаджеты заменили детям живое общение, и именно это больше всего беспокоит психологов.

Неумение людьми строить здоровые отношения в будущем может повлиять на изменение отношения общества к институту семьи. Прежние моральные ценности в 21 веке уходят в небытие, уступая место другим приоритетам. И многое из современного непонятно представителям старшего поколения.

Особенности семейного быта

Советская семья рассматривалась как ячейка социалистического общества. Общественные организации могли бесцеремонно вмешиваться в личную жизнь. Женщина работала наравне с мужчиной. Едва родившись, ребенок попадал в ясли. Именно в тот период были организованы общественные столовые, прачечные — только бы не отвлекать женщину от строительства коммунизма.

Только после смерти Сталина значительно изменилось отношение к семье в лучшую сторону:

  • матерям разрешалось уходить в декретный отпуск с 8 месяцев;
  • разрешалось находиться с малышом до 1 года;
  • стали выплачивать пособия по беременности и родам;
  • строили новые детские сады и школы.

В Советском союзе царила эпоха дефицита товаров. Приобрести необходимые предметы быта было неслыханным счастьем. Мебель, бытовая техника, посуда, игрушки, продукты питания — все доставалось великим трудом. Но все товары отличались отменным качеством.

Автомобиль считался роскошью. Очереди на получение транспортного средства отстаивали годами. Зато большинство предприятий выдавало своим сотрудникам бесплатное жилье.

Как правило, советские дети очень много читали, выполняя завет Ленина «учиться, учиться и еще раз учиться». Детская литература находилась на высочайшем уровне — Носов, Чуковский, Драгунский, Успенский, Маршак, Барто — список можно продолжать до бесконечности.

Правило 7: Поощрять самостоятельность

Первые навыки к самостоятельной жизни появляются при условии, что воспитание детей в семье строится на основе распределения обязанностей. Если ребенок в 2,5 года пытается застегнуть пуговицу, говоря маме «я сам», не надо нервничать и делать это за него, даже если вы опаздываете на работу.

С пуговиц, шнурков, кнопок начинается путь к самостоятельности. Чем больше ребенок будет делать сам, тем более независимым от родителей будет становиться в процессе взросления. Тем легче он войдет в самостоятельную взрослую жизнь, не страдая инфантильностью и не ожидая помощи от родителей до самой пенсии.

Сегодня многие мамы читают специальную литературу и относятся ответственно к воспитанию детей. Это очень ценно, потому что любая нормальная мама хочет воспитать, в первую очередь, счастливого порядочного человека. И это вполне возможно, если воспользоваться умными советами специалистов с учетом индивидуального характера, желаний и стремлений ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий