Взрослые — образец подражания
Прививать манеры ребенку нужно как можно раньше, главным образом сначала личным примером. Полученные знания обуславливают жизненный успех, образование, карьеру, способность окружающих понять, услышать его. Правильное воспитание, как гласит этикет для детей, открывает любые двери
Воспитанный малыш притягивает внимание, окружающие воспринимают вежливого ребенка более благосклонно, балуют вниманием, дарят улыбки. Обладающий нужными знаниями карапуз усвоит понятия совести, нравственности, ответственности, морали гораздо раньше. Взрослые часто навязывают скучные нравоучения, заумные беседы, касающиеся этой темы
Способ чреват развитием комплекса неполноценности. Малыши охотнее просто копируют манеры понравившихся им взрослых, перенимая их привычки, модель поведения
Взрослые часто навязывают скучные нравоучения, заумные беседы, касающиеся этой темы. Способ чреват развитием комплекса неполноценности. Малыши охотнее просто копируют манеры понравившихся им взрослых, перенимая их привычки, модель поведения.
Правильнее всего проводить занятия в форме игры. Родители могут помочь разыграть небольшой спектакль, показав правильную модель поведения. Ребенок пускай выступит гостеприимным хозяином, куклы — гостями. Ваше чадо должно понять, насколько значимо уважительное отношение ко всему окружающему миру. Именно этот фактор является базой остальным правилам поведения. Можно обратиться в детский центр развития в Минске, где преподаватели в коллективной игре научат правилам этикета детей.
Детей необходимо научить правильному поведению среди людей. Невоспитанным выглядит ребенок, ковыряющийся под ногтями, кричащий, топающий ногами
Иногда карапуз ведет себя очень шумно, перебивает, постоянно болтает, недоброжелательно отвечает — заострите его внимание на неправильном поведении, постарайтесь придерживаться спокойного тона
Как меняются методы по мере роста ребенка?
Как легко и быстро научить этикету детей?
Каждый специалист скажет, что лучшим приемом обучения дошколят является игра, как основной вид деятельности в этом возрасте. Навыки этикета могут прекрасно формироваться в игровой форме. Для этого используются любые виды игр: сюжетные, дидактические, подвижные
Важно, чтобы они решали задачу ознакомления ребятишек с нормами этикета и правилами поведения за столом
Сюжетные игры
Такие виды игр всегда привлекают дошколят, так как своими сюжетами отображают ситуации повседневной жизни детей. Их можно организовать в любых условиях: на даче, во время прогулки, дома. Главное, сюжетные игрушки должны быть в достаточном количестве в игровом уголке ребенка: игрушечная посуда, кукольная мебель, кукольные персонажи.
“Накормим куклу”
Популярные сюжетные игры по типу “Накормим игрушку” нравятся детям всех возрастов и легко проводятся в домашних условиях. Для подобных игровых действий используются самые обычные игрушки, которые есть у каждого ребенка: кукольная (или детская) мебель, посуда (игрушечная или пластиковая), любимая игрушка ребенка (куклы, мишки, зайки). Взрослый предлагает малышу сюжеты: “Давай устроим нашим куклам праздничный обед”, “Сегодня у мишки день рождения, давай пригласим на чаепитие его друзей”. По всем правилам сервировки накрывается стол: скатерть, столовые приборы, тарелочки, вазочка с цветами, салфетки. Все принадлежности раскладываются малышом под руководством взрослого, который исправляет ошибки и рассказывает, как правильно раскладывать столовые приборы (вилка – слева от тарелки, нож – справа), какие тарелки нужны для первого блюда, второго, для десерта. Затем приходят “гости”, ребенок рассаживает всех за столом и угощает. Взрослый может взять на себя роль какого-либо гостя (зайчика) и действовать за него, чтобы разнообразить сюжет, вносить разные ситуации: забывает, для чего нужна вилка, тянется за конфеткой через весь стол, широко расставляет локти на столе и мешает другим персонажам.
“Путешествие”
Распространенная игра в детском саду, которую легко организовать в домашних условиях, привлекая к участию всех домашних. Такое развлечение не только помогает решить задачу формирования этикета, но и разнообразить семейный досуг, сблизить взрослых и детей. Для игровых действий устраивается поезд из стульчиков, стоящих в ряд. Можно подготовить билеты с номерами мест, что поможет повторить знания о цифрах. Затем игроки рассаживаются по местам, и “поезд” отправляется в путь. Ведущий (взрослый) рассказывает, что путешественники видят по дороге (можно прикрепить к стенам картинки с пейзажами, составить “Эйфелевую башню” из кубиков, зоопарк из экзотических животных: обезьянок, тигров, попугаев). На одной из остановок путешественники могут отправиться в кафе, чтобы перекусить. Здесь основная роль принадлежит ребенку, который сервирует столы для обеда.
“Магазин посуды”
Взрослый вместе с ребенком обустраивает “магазин”, в котором продается разнообразная посуда (можно использовать игрушечную или пластиковую посуду). Можно предложить разыграть сюжеты: “Скоро праздник, нужно купить новую посуду и столовые приборы для гостей”, “Маленькие мишки-шалунишки разбили столовую посуду, нужно помочь им купить посуду для обеда”.
Идем в кафе
Дошкольник может не знать каким ножом резать мясо или рыбу, главное – соблюдение общих правил этикета за столом.
Все понимают, что правила хорошего тона вещь необходимая. Это относится и к правилам поведения за столом.Изучив представленную информацию, вы легко обучите малыша всем тонкостям поведения во время еды. Единственное, помните, главное в процессе обучения — регулярность и личный пример. Тогда ваш ребенок легко усвоит все правила, а игра в чаепитие закрепит его знания. К школьному возрасту дети должны быть ознакомлены со всеми основным правилам поведения за столом.
Какими бы воспитанными, правильными и спокойными ни казались дети, иногда они способны превратить любое обыденное мероприятие в настоящий балаган. Обычный семейный ужин редко становится исключением. Из-за неконтролируемого младенческого азарта, непонимания правил поведения, отсутствия чувства границ и адекватной оценки происходящего и без того уставшим родителям нередко приходится отмывать остатки приготовленных блюд со стен, пола и мебели.
И если подобные шалости годовалого малыша можно посчитать нормой, то по мере взросления справляться с эмоциями, глядя на залитый борщом гарнитур или размазанную по коту кашу, становится сложнее. Разумеется, игры с едой рано или поздно перерастает каждый. Со временем невинные младенческие шалости трансформируются в тотальное отсутствие культуры поведения за столом. Ребенок, не наученный правильно вести себя, привыкает жевать с открытым ртом, активно жестикулировать и громко разговаривать во время еды, не говоря уже о банальном несоблюдении этикета.
Но рано или поздно подрастающее чадо сталкивается с жесткими правилами социума. Попадая на общественное мероприятие, не обученный манерам ребенок ставит себя и своих родных в крайне неудобное положение. Наблюдая подобные действа, взрослые, как правило, склонны выходить из себя
Однако мамам важно понимать, что ребенок не может по умолчанию знать правила поведения за столом. Поэтому их задача — вовремя научить его и объяснить, как нужно вести себя во время еды
Не стоит ждать от маленького непоседы безукоризненного послушания и беспрекословного выполнения всех правил. Родители должны быть готовыми к тому, что научить ребенка этикету не получится за один вечер. На это может уйти несколько лет. Однако при правильном подходе воспитать в чаде этот важный социальный навык довольно просто.
5 правил этикета за столом
Начинать знакомство детей со столовым этикетом нужно с малого. Для этого сперва нужно рассказать им о 5 правилах этикета за столом.
Правило первое. Салфетка обязательно должна лежать на коленках. Она обязательно пригодится, чтобы вытирать губы и пальцы. Если вдруг она упадет, поднимать ее нельзя. Следует взять новую. Когда прием пищи будет закончен, салфетку нужно положить возле тарелки.
Правило второе. Нож нужно держать в правой руке, а вилку в левой. Перекладывать приборы нельзя. Исключение — если нужно съесть рассыпчатое блюдо.
Правило третье. Руками можно есть курицу, мясо на ребрышках и любые хрустящие продукты.
Правило четвертое. Нельзя тянуться за блюдом через весь стол. За помощью можно обратиться к соседу по столу.
Правило пятое. После того, как прием пищи закончится, приборы нужно оставить на специальной сервировочной тарелке или в своей тарелке.
Правила этикета за столом и приема пищи
Когда ребенок узнал о том, как вести себя столом и как выглядят столовые приборы, можно познакомиться с правилами этикета за столом и приемом пищи.
Основное нарушение — чавкать во время еды. Это характерно для детей. Следует научить чадо, что есть нужно с закрытым ртом, постепенно пережевывая и не издавая звуков.
Если в блюде попались косточки, то нельзя брать их руками и класть сразу на тарелку. Сперва нужно переложить их на ложку, а потом уже переложить на край тарелки.
К табу — правилам относится и использование зубочисток за столом. Если мешает кусочек пищи, то нужно встать из — за стола и пройти в ванную комнату. Уже там следует использовать их по назначению.
Правила этикета за столом для школьников
Никто не любит, когда за столом чавкают. Поэтому, прежде чем ребенок пойдет в школу, надо обязательно отучить его от этой вредной привычки. Для начала, родители и старшие должны подавать собственный пример. Но частенько, привычка чавкать идет в купе с привычкой разговаривать во время еды — с набитым ртом. А за совместным завтраком/обедом/ужином ребенок просто не может не высказать все свои мысли и переживания. В этом случае, нужно объяснять, раз за разом, пока ребенок не запомнит — говорить нужно только после того как вся пища прожевана и проглочена.
Незадолго перед школой, можно учить детей пользоваться ножом во время еды. Чаще всего это нововведение проходит на ура, бывает даже, что так дети начинают есть те блюда, которые не ели раньше. Но не надо забывать объяснить им «технику безопасности» при использовании этого столового прибора.
Не лишним будет научить его как действовать в нестандартных ситуациях, например, при попадании косточки или камушка в еде — не надо пальцами вытаскивать их изо рта, а аккуратно выплюнуть ее на ложку или вилку и положить на салфетку или край тарелки.
Если ребенок школьного возраста все еще предпочитает тянуться через стол за понравившимся блюдом, а не просить, следует сменить тактику. Нужно его чаще просить что-либо передать — это либо разовьет привычку просить или застыдит его, но оба варианта приведут к одному результату.
Детский столовый этикет — основы
Итак, начнем изучение детского столового этикета с базовых основ. Помни, что правила приличия должны соблюдаться детьми всегда и везде. Если дома ребенку разрешают, к примеру, повышать голос на старших, разбрасывать по столу непонравившуюся еду и капризничать в полный рост, то наивно будет ожидать, что в гостях он станет вежливым ангелочком, аккуратного орудующим ножом и вилкой. Кроме того, дети всегда следуют примеру своих родителей, поэтому и взрослым тоже стоит следить за своими манерами.
Правило №1: Будь примером для ребенка
Какие манеры видит твой ребенок, глядя на тебя? Ты привык есть всегда в кругу семьи, сидя за красиво сервированным столом, аккуратно пользоваться полным набором столовых приборов, всегда держать осанку и быть максимально вежливым с окружающими? Или же все совсем не так?
Если взрослые каждый вечер буксируют тарелки со своим ужином к компьютеру или телевизору, увлеченно хрустят печеньем над клавиатурой и сидят, согнувшись буквой «зю», то не стоит ждать от ребенка манер принца крови. Он будет точно так же таскать еду по всему дому, сутулиться, обплевывать собеседника, разговаривая с набитым ртом, и делать еще много того, чего в его поведении ты бы видеть совсем не хотел.
Искоренить любые некрасивые привычки, конечно, можно. Но это не так уж и просто. Поэтому намного легче не допустить их появления, чем потом долго и упорно работать над ошибками.
Правило №2: С чего начать прививать ребенку хорошие манеры
Для начала согласуй с остальными членами семьи новые правила. Например, договоритесь по возможности всегда завтракать, обедать и ужинать вместе — сидя за одним столом. Если упорядочить все приемы пищи по какой-либо причине невозможно, то можно завести привычку устраивать «правильный» обед в кругу семьи один или несколько раз в неделю, например, в выходной день.
Не лишним будет позаботиться и о правильной сервировке стола: скатерти, сервировочные салфетки под тарелками, наличие всех необходимых столовых приборов и правильное их расположение. Также желательно, чтобы вся столовая посуда и приборы были одинаковыми, а не разномастными, но, если ребенок совсем маленький, то вполне допустимо использовать для сервировки его обедов отдельный детский комплект.
Обрати внимание: Детские комплекты посуды, кстати, бывают очень симпатичными и могут включать в себя полный набор столовых приборов, в том числе и безопасный нож. Например, в набор Tramontina Le Petit входит комплект из маленьких ложки, вилки и ножа, изготовленных из высококачественной нержавеющей стали точно под детскую ручку
Показать малышу, как правильно пользоваться столовыми приборами и аккуратно есть, легко можно на своем примере — подкрепляй такой демонстрацией каждое правило, которое ты ему объясняешь. И, главное, обязательно хвали ребенка каждый раз, когда он хорошо ведет себя за столом.
Правило №2: Разумные поощрения за хорошее поведение
Если ребенку тяжело усвоить правила хорошего поведения за столом, то в такой ситуации может помочь система вознаграждений, адаптированная под его возраст, вкусы и интересы. Например, маленькие дети с большим удовольствием будут стараться за небольшую, но приятную награду, которую они получат сразу же после выполнения «задания». Это может быть любимый ребенком десерт или дополнительное время игры в приставку после ужина — в таком случае правильное действие практически мгновенно подкрепляется желанной наградой.
С детьми постарше хорошо срабатывает более отсроченное, но весомое вознаграждение, к примеру, долгожданная поездка в парк развлечений, какая-то конкретная игрушка или гаджет. Чтобы получить такой бонус, естественно, ребенку нужно будет придерживаться определенных правил не один, и даже далеко не два вечера, но цель для него будет оправдывать средства.
Обрати внимание: Очень важно сохранять позитивную эмоциональную окраску такого обучения, поэтому ни в коем случае не стоит вводить никакие системы штрафов и наказаний — обучение ребенка хорошим манерам должно быть для него игрой с приятным призом, а не рутинной отбываловкой со страхом наказания за ошибку. В этом случае неполучение награды за невыполненные задания просто будет не очень приятной, но абсолютно честной закономерностью «мое поведение и его последствия»
Стоит ли торопиться?
Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.
Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.
Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.
Чтобы ребёнок не баловался с продуктами и столовыми принадлежностями, необходимо отвести для игровой деятельности отдельное время: купить пластилиновую массу, безопасные краски для пальчиков. Это позволит реализовать естественное стремление малышей к игре.
Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время
А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать
Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).
Дошкольники
Дошкольники могут быть привередливыми и медлительными в еде и склонны к истерикам. Но у дошкольника обычно больше внимания, чем у малыша, и он может лучше следовать инструкциям. Лучший способ привить воспитателям хорошие манеры за столом – это научить их практиковаться
Важно объяснить дошкольникам, чего от них ждут за столом. Хвалите и поощряйте их, когда они ведут себя хорошо, и дайте им понять, когда они склонны ускользать
Возможно, вам придется терпеливо напоминать им несколько раз.
Не навешивайте ярлыки на ребенка, когда он ведет себя небрежно или ошибается за столом. Вместо этого предложите ему практическое решение или совет. Например, если ваш ребенок роняет еду на одежду во время еды, просто дайте ему салфетку и объясните ему, как ее использовать.
Чему вы можете научить
Вы можете научить дошкольников:
- Правильно сядьте за стол, не корчась, не извиваясь и не блуждая.
- Терпеливо ждать, пока все сядут за стол и соберутся, прежде чем приступить к еде.
- Как правильно пользоваться салфеткой, как положить ее на колени перед едой, как вытирать рот и т. Д.
- Откусывать маленькими кусочками и есть с закрытым ртом и не разговаривать, пока он набрал рот.
- Использовать вежливые слова, такие как «пожалуйста» и «спасибо», при общении с людьми за столом.
Чего можно ожидать
От дошкольника можно ожидать:
- Он может испортить еду
- Он может забыть о хороших манерах, сидя за столом.
Приучаем ребенка к столовым приборам
Деткам до 3-х лет желательно давать только ложку, чтобы они сначала научились управляться с предметом без острых краев. Конечно, совсем крохотные малыши вряд ли поймут, почему нельзя переворачивать тарелку или почему обмазывать кошку кашей плохо, но если ребенок начинает играться, значит, он не голоден, а соответственно тарелку можно забирать. Уже к 1,5 годам дети за столом начинают правильно кушать ложкой, самостоятельно держат чашку и могут поднести её ко рту, не пролив ни капли.
После 3-х лет приучайте ребенка к вилке, но обязательно следите за ним, не оставляйте со столь опасным предметом наедине. Когда ребенку исполнится 5 лет, ему можно объяснять этикет за столом для детей, показывая еще один прибор – нож. Можно приобрести настоящий сервировочный набор для малыша с красивыми ручками – в них точно будет нож, но он не будет острым, поскольку специально сделан для ребенка. Малыш должен запомнить главное правило – если используешь нож, то его нужно держать в правой руке, а вилку в левой.
Если нож не требуется, то вилку держат в правой руке. Расскажите малышу, что мясо обязательно нужно кушать, разрезая на части ножом, при этом на собственном примере покажите ребенку, как это делается: вилка должна стоять к тарелке под наклоном, а не перпендикулярно, чтобы в случае её соскальзывания все содержимое тарелки не высыпалось на вас или на пол. Не нужно разрезать кусок мяса сразу на мелкие части – лучше отрезать маленькие кусочки по мере того, как они съедаются, потому что, если разрежете сразу, то оно быстро остынет и станет уже не таким вкусным (обязательно помогайте ребенку разрезать пищу, если у него не получается).
Обучение этикету
Этикет поведения детей в общественных местах. Этикет поведения детей в театре
Сегодня у родителей есть возможность «выводить ребенка в свет» — посещать с ним общественные места:
- детские игровые комнаты
- парки развлечений
- зоопарки
- театры
- музеи
- выставки
Глядя на такую картинку, ребенок должен сказать, как можно и как нельзя вести себя в театре.
Чтобы подобное времяпрепровождение не обернулось кошмаром из-за ужасного поведения ребенка, родители должны объяснить ему, что можно, а что нельзя.
Так, в театре:
- Приходить на представление нужно вовремя. Появление в зрительном зале после третьего звонка – это неуважение к актерам и дискомфорт для других зрителей
- Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе
- Перед представлением нужно сходить в туалет, чтобы потом не пришлось идти туда во время представления
- Если до своего места приходится добираться через кресла, на которых сидят люди, идти надо к ним лицом
- Если кому-то нужно пройти на свое место мимо ребенка, он должен привстать и пропустить того человека
- Занимать нужно исключительно то место, которое указано в билете
- Во время спектакля кушать и пить нельзя, это можно сделать в буфете в перерыв
- Во время спектакля нельзя разговаривать
- В очереди в туалет, буфет или гардероб нельзя толкаться
Советы родителям для успешного обучения
Правила поведения детей за столом, которые вы будете им рассказывать не должны быть только теорией. На вашем личном примере во время семейного принятия пищи малыши должны видеть, что вы ведете себя так, как говорите.
Если вы учите благодарить за еду, а сами этого не делаете, не ждите, что дети вас превзойдут. Обучение малышей строится на их желании подражать взрослым, поэтому ваше поведение за столом скажет им намного больше, чем все ваши слова.
Для обучения правилам поведения за столом для детей есть много интересных игр и мультфильмов. Используйте эту возможность. Не забывайте, что малыши познают мир во время игры.
Правила поведения за столом вне дома
Зачем нам нужны правила за столом
Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку?
» – педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное
Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей
Рассмотрим некоторые из них:
- Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
- Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
- Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
- Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
- Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.
Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так. Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего
. Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?
Основные правила поведения за столом для детей
Все правила столового этикета следует разделить на 2 большие группы: что можно делать за столом и что категорически под запретом. Давайте подробнее посмотрим на каждую.
Что можно и нужно делать?
- Перед едой мы всегда моем руки, поэтому детей также надо приучить к этому основному правилу. Конечно, сначала мама помогает малышу вымыть руки, но уже с 2-3 лет он справляется сам. Поначалу родителям придется часто напоминать об этом, но потом это скучное правило войдет уже в привычку.
- Кушать нужно только за столом. Купите специальный стульчик малышу, так он станет полноценным участником каждой семейной трапезы. Более взрослые дети уже полноправные участники трапезы.
- Перед едой правильно будет пожелать собравшимся приятного аппетита, а после еды поблагодарить маму или хозяйку за вкусную еду.
- Малыш должен быть аккуратным во время еды. На детей 1-3 лет лучше надевать слюнявчик. В старшем возрасте нужно приучать детей к салфетке.
- Если ребенок хочет пить, то перед тем, как взять стакан, он должен вытереть губы салфеткой. Так на бокале не останется жирных следов.
- Кушать нужно спокойно, никуда не спешить.
- Если захотелось чихнуть, то следует отвернуться от стола и прикрыть рот рукой. Также после этого нужно извиниться.
- Говорить за столом можно, только после того ребенок прожевал и проглотил еду.
- Если нужное блюдо находится далеко от ребенка, он должен попросить передать ему блюдо и поблагодарить.
Что должно быть под запретом?
Нельзя баловаться, громко разговаривать, шуметь и размахивать руками.
Не допустимо играть с едой, бросать ее или размазывать по тарелке.
Не нужно набивать рот едой.
Чтобы вытереть рот, нужно использовать салфетку, а не рукав или скатерть.
Брать пищу у соседа нельзя.
Также не допускается облизывать пальцы.
На сегодняшний день локти на столе — это уже не преступление, на это мало обращают внимание. Но научить не задевать ими соседей все-таки нужно.