Методы диагностики и лечения
У детей диагностирование невроза возможно только при помощи врачей. Если у вашего ребенка есть подозрение на эмоциональные нарушения, вам следует обратиться к педиатру, который, при необходимости, порекомендует вам специалиста. Для грудных детей обычно не назначают специальные препараты, за исключением редких случаев, когда малыш не может спать и плохо кушает из-за сильного нервного возбуждения
Также важно настроить режим и использовать успокаивающие травы при купании, например, лаванду или хмель. Вы можете сшить небольшую подушечку, положить в нее различные травы с успокаивающим действием и положить ее в кроватку
Важно также увеличить контакт с ребенком и, по возможности, сохранить грудное вскармливание. Регулярно проводите время на свежем воздухе. Невроз – это хитрое расстройство, и его последствия могут быть довольно неприятными. Рекомендуется следить за ребенком и своевременно реагировать на различные нарушения, чтобы избежать проблем в будущем.
Симптомы
Поражение ЦНС новорожденного проходит три периода развития:
- Острый, который происходит в первый месяц после рождения.
- Ранний – на 2-3 месяце жизни.
- Поздний – у доношенных детей на 4-12 месяце, у недоношенных – в возрасте 4-24 месяцев.
- Исход заболевания.
Для острого периода характерны общемозговые симптомы:
- снижение двигательной активности, нарушенный тонус мышц, слабость врожденных рефлексов;
- повышенная нервная возбудимость;
- вздрагивание младенца, дрожание подбородка;
- частый плач без причины, плохой сон.
В раннем периоде отмечается ярко выраженное очаговое повреждение ЦНС. Можно наблюдать такие признаки:
- нарушение двигательной активности, слабый мышечный тонус, парезы, паралич, спазмы;
- скопление жидкости в головном мозге, повышенное внутричерепное давление. Это заметно по выступающему родничку, увеличенной голове. Такие дети очень капризные, беспокойные, у них подрагивают глазные яблоки, и они часто срыгивают.
- кожа приобретает мраморный окрас, нарушается сердечный и дыхательный ритм, появляются расстройства пищеварения.
В позднем периоде все вышеперечисленные симптомы понемногу угасают. Все функции и тонус конечностей приходит в нормальное состояние. Время, в течение которого организм полностью восстановится, зависит от степени поражения нервной системы.
Исход заболевания у каждого протекает по-разному. Некоторые дети имеют психоневрологические проблемы, а другие полностью выздоравливают.
Диагностика
Диагностика неврологических нарушений в детском возрасте уже давно вышла на высокий уровень. В случае с детьми, не достигшими года, главным мероприятием является УЗИ головного мозга — нейросонография. Помимо этого, специалистами применяются следующие методы:
- Доплерография. Визуализация деятельности сосудов головы и шеи. Необходима для выявления нарушений поступления крови в головной мозг.
- ЭхоЭГ. Необходима для регистрации электрической активности головного мозга. Является единственным способом зарегистрировать проявления эпилепсии.
- КТ и МРТ. Главным достоинством данного метода является возможность получить полную картину вещества головного мозга. Из недостатков можно выделить то, что для проведения данных обследований обычно требуется использование наркоза.
Полезная информация
Практически вся неврология у детей может быть заподозрена при визуальном осмотре, еще до проведения инструментальных исследований.
У детей более старшего возраста можно проверить координацию и различные когнитивные функции. К примеру, в первый год жизни врач должен проверить у ребенка следующие рефлексы:
- автоматической ходьбы;
- сосательный;
- хватательный;
- Бабинского;
- Моро;
- поисковый;
- плавательный;
- Бабкина.
При отсутствии у ребенка раннего возраста вышеуказанных рефлексов врач может заподозрить наличие неврологических нарушений и направить ребенка на дальнейшее обследование. В некоторых случаях, для уточнения причин развития патологии может понадобиться проведение общего или биохимического анализа крови. Таким образом, комплексное обследование позволяет на ранних стадиях обнаружить заболевание и начать соответствующее лечение.
О наличии перинатальной патологии ЦНС у ребенка можно судить еще во время его внутриутробного развития. Помимо сбора анамнеза, используются и такие методы, как нейросорнография, рентген черепа и позвоночника, КТ и МРТ.
Очень важно поставить правильный диагноз и отличать поражение ЦНС от пороков развития, неправильного метаболизма, генетических заболеваний. От этого зависят методы и способы лечения. Терапия при поражении ЦНС зависит от его стадии
В большинстве случаев используются лекарственные препараты, которые улучшают кровоток и кровоснабжение головного мозга. Также используются ноотропные препараты, витамины, противосудорожные лекарства
Терапия при поражении ЦНС зависит от его стадии. В большинстве случаев используются лекарственные препараты, которые улучшают кровоток и кровоснабжение головного мозга. Также используются ноотропные препараты, витамины, противосудорожные лекарства.
В каждом конкретном случае подбирается свой метод лечения, который определяется врачом и зависит от стадии, степени и периода болезни. Медикаментозное лечение у грудничков осуществляется в стационаре. После исчезновения симптомов патологии, начинается восстановление правильной работы ЦНС. Обычно это происходит уже в домашних условиях.
Дети, у которых поражена центральная нервная система, нуждаются в таких мероприятиях, как:
- Лечебный массаж. Лучше всего, если он будет происходить в водной среде. Такие процедуры помогают полностью расслабить тело ребенка и достичь большего эффекта.
- Электрофорез.
- Комплекс упражнений, которые позволяют установить правильные связи между рефлексами и исправить имеющиеся нарушения.
- Физиопроцедуры для стимулирования и правильного развития органов чувств. Это может быть музыкотерапия, светотерапия и прочее.
Определение угла косоглазия
При формировании амблиопии на фоне косоглазия врач определяет угол косоглазия по Гиршбергу. Для этого ребенка просят посмотреть на офтальмоскоп, после чего врач фиксирует световые отблески. В норме блик проектируется на середине зрачка, но при косоглазии – на краю зрачка, в его пределах или за его пределами, что и определяет угол отклонения.
Определение характера зрительной фиксации — важнейшая диагностическая процедура при любой форме амблиопии, так как от зрительной фиксации зависит схема лечения.
Пройдите полное обследование зрения в глазной клинике «Леге Артис»
Пора исправить зрение!
Запись на прием по телефону:
8(804) 333-02-14
Оптимизация окружающей среды для поддержки развития детей с неврологическими диагнозами
Окружающая среда играет важную роль в развитии детей с неврологическими диагнозами. Специфические потребности этих детей требуют особого внимания к созданию подходящей и безопасной среды, которая способствует их развитию и облегчает справление с возникающими трудностями.
Одной из главных задач оптимизации окружающей среды является создание поддерживающего и стимулирующего пространства для игры и обучения. Такие помещения должны быть безопасными, удобными и настраиваемыми под индивидуальные потребности каждого ребенка. Мебель и предметы интерьера должны быть такими, чтобы дети могли легко достигать и использовать их, а также избегать потенциальных опасностей.
Помещения для игры и обучения должны быть хорошо освещены и обеспечивать достаточную вентиляцию. Это помогает снизить уровень стресса у детей и создать комфортные условия для их развития
Важно также предоставить возможность для физической активности и двигательных упражнений, для этого можно использовать специальные устройства и игровые площадки
СредаРекомендации
Предметы интерьера | Избегайте острых углов и опасных материалов. Обеспечьте доступность и безопасность предметов. |
Освещение | Обеспечьте хорошее освещение помещения. Используйте натуральный свет и дополнительные источники освещения. |
Вентиляция | Обеспечьте достаточную вентиляцию помещения. Убедитесь, что воздух в помещении свежий и чистый. |
Физическая активность | Предоставьте возможность для физической активности и двигательных упражнений. Используйте специальные устройства и игровые площадки. |
Оптимизация окружающей среды также включает в себя использование специализированных инструментов и технологий, которые могут помочь детям справиться с их особыми потребностями. Например, различные коммуникационные устройства и программы могут быть использованы для облегчения общения и обучения.
Все эти меры по оптимизации окружающей среды должны быть применены в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Родители и специалисты должны работать вместе, чтобы создать наиболее подходящую и поддерживающую среду для каждого ребенка с неврологическим диагнозом, чтобы помочь им развиваться и достигать своего потенциала.
Детский невролог – когда нужна консультация?
Детский невролог – это врач-специалист по диагностике и лечению заболеваний нервной системы, который занимается осмотром детей с рождения и до 18 лет. При этом ребенок, обратившийся на прием к детскому неврологу, может не предъявлять никаких жалоб и быть практически здоровым – при проведении профилактических осмотров.
Однако основная масса детей попадает на консультацию к детскому доктору неврологу в связи с наличием различных заболеваний центральной или периферической нервной системы, а также функциональных нарушений, возникающих в процессе роста и развития ребенка.
Детский невролог чаще всего осматривает детей с жалобами на беспокойство и повышенную возбудимость, головные боли и нарушения сна, ухудшение памяти и нарушение концентрации внимания, при задержке двигательного и психоречевого развития, заикании и тиках, ночном энурезе, повторных обмороках и судорожных припадках, последствиях травм и нейроинфекций и т.д. и т.п.
Периодичность плановых профосмотров детей детским неврологом
Как часто необходимо обращаться к детскому неврологу для проведения профилактического планового осмотра?
Особенно важны консультации доктора в первые три года жизни ребенка, ведь в этот период проявляются признаки многих врожденных и приобретенных заболеваний нервной системы. Своевременное выявление болезни поможет провести эффективное лечение недуга на ранней стадии и в большинстве случаев обеспечить полное выздоровление.
- Осмотр детским неврологом при отсутствии какой-либо патологии обязателен для детей в возрасте от 1 до 3 месяцев, затем перед оформлением в детский сад (обычно в 2-3 года), затем – в школу (в 5-6 лет) и в подростковом возрасте (в 14-15 лет для юношей, в 15-16, 17-18 лет).
- Если ребенок наблюдается врачом педиатром в связи с повышенным риском развития заболеваний центральной нервной системы, консультация детского невролога необходима в 1, 3 и 6 месяцев на первом году жизни ребенка, а затем – по индивидуальному плану диспансерного наблюдения
- Детский невропатолог должен периодически осматривать также детей с заболеваниями других органов и систем организма (сердца и сосудов, зрения и слуха, эндокринными нарушениями и т.д.). Консультации проводятся в соответствии с медицинскими показаниями и планом наблюдения данного конкретного ребенка
Когда нужна внеплановая (срочная) консультация детского невролога?
- При появлении судорог туловища и конечностей (судорожный синдром может сопровождаться потерей сознания, возникать на фоне детской инфекции, простуды при нормальной или повышенной температуре тела),
- Внезапно появляющиеся без видимой причины вздрагивания, «замирания» на несколько секунд,
- Повторяющиеся аффективно-респираторные приступы, когда ребенок при плаче «закатывается» (начинает синеть носогубный треугольник, при этом может наступить кратковременная остановка дыхания)
- Сильные приступообразные головные боли, сопровождающиеся тошнотой и рвотой
- Внезапное появление выраженной слабости в руке или ноге, перекашивание лица
- Потеря сознания вследствие травмы головы
- Выраженные боли в спине, появившиеся после физической нагрузки и не проходящие после отдыха в течение нескольких часов-суток
Какие заболевания выявляет и лечит детский невролог?
- Последствия поражения нервной системы плода в период внутриутробного развития, неврологические нарушения вследствие родовых травм
- Детский церебральный паралич (ДЦП)
- Гидроцефалия
- Инфекционные поражения ЦНС (менингиты, энцефалиты)
- Судорожный синдром, эпилепсия
- Опухоли нервной системы (астроцитомы, глиомы, аденомы гипофиза, невриномы и др.)
- Наследственные нервно-мышечные (мышечные дистрофии, миастения и др.), нейроэндокринные заболевания, системные дегенерации нервной системы
- Задержка моторного, психического, речевого развития ребенка в первые годы жизни
- Невротические расстройства в раннем детском возрасте (раздражительность, гиперактивность, синдром дефицита внимания, бессонница и др.)
- Тики, гиперкинезы, заикание, неорганический ночной энурез и энкопрез
- Мигрень
- Нарушения мозгового кровообращения
- Черепно-мозговые травмы, травматические повреждения спинного мозга, нервных стволов конечностей
- Заболевания периферической нервной системы (невропатии, цервикалгии, люмбалгии, люмбоишиалгии и т.п.)
Куда обратиться на прием к детскому неврологу?
Записаться на консультацию к врачу детскому неврологу можно в детской поликлинике (больнице) по месту жительства, а также в специализированных неврологических центрах и частных медцентрах.
Детские неврологические заболевания: список и описание
Основными причинами, провоцирующими неврологический стресс или срыв, признаны:
- психологические травмы;
- некомфортная и агрессивная среда, в которой находится ребенок;
- неконтролируемые физические и умственные нагрузки;
- невозможность справится с сильными эмоциями (страх, обида).
Неразвитая нервная система ребенка не успевает своевременно отреагировать на различные стрессовые ситуации, поэтому дети не могут быстро адаптироваться к сложным жизненным условиям. Согласно данным медицинской статистики, список детских неврологических заболеваний неуклонно растет. Самых беззащитных жителей земного шара поражают такие болезни, как:
- Энурез или недержание урины. Очень часто встречается у маленьких мальчиков и проявляется в ослаблении контроля в ночное время. Причинами такого состояния детские неврологи называют: стрессы, постоянные наказания ребенка.
- Различные неврозы, которые занимают лидирующее место среди всех нарушений неврологического характера: боязнь высоты, темноты, одиночества и другие;
- заикание. Чаще всего встречается у мальчиков. Причина — это сильное потрясение в виде испуга или травмы, т. е. то, с чем ребенок не смог справиться самостоятельно и произошел сбой в речевом процессе.
- Тики. Различают моторные, они выражаются в подергивании, моргании или пожимании плечами; вокальные — хмыканье, покашливание; ритуальные — повторяются все действия, выполняемые в определенной последовательности; генерализованные, которые объединяют несколько видов. Причина тиков кроется в внимания, а также чрезмерной опеке, стрессе.
- Расстройства сна невротического характера. Предпосылками развития этого состояния считаются регулярные переутомления в дополнительных секциях, в школе и хронический стресс.
- Головные боли. Наличие этого симптома свидетельствует о присутствии патологического процесса неврологической направленности в организме ребенка.
- Синдром дефицита внимания. Особенно часто проявляется во время обучения в школе и дальше может перейти во взрослую жизнь. Проявления синдрома — это тревожность, агрессивность, негативизм, эмоциональная лабильность.
Список и описание неврологических заболеваний в детском возрасте можно продолжать бесконечно. С целью эффективности лечения патологий нервной системы следует своевременно обращаться за медицинской помощью. Частично помогут избежать этих нарушений нахождение общего языка с ребенком, поддержка и вера в его собственные силы, снисходительность и терпение, психологически благоприятный климат в семье. Главное в таких ситуациях — не искать виноватых, а совместно со специалистами (неврологами, психологами) найти правильный выход, думая в первую очередь о подрастающем поколении.
Анатомо-физиологические особенности недоношенных
- Незрелость коры головного мозга и относительная незрелость подкорковых образований перивентрикулярной области и ствола головного мозга;
- Более низкий обмен веществ (метаболизм) мозга;
- Наличие герминативного матрикса, который в большей степени подвержен изменениям после рождения.
- Низкий тонус вен и затрудненный венозный отток от структур головного мозга;
- Не совершенствование регуляции, в том числе и ауторегулярции мозгового кровотока.
- Большая часть (около 75%) перинатальных осложнений возникает в первые 48-72 часа после рождения ребенка.
Факторы риска
- Низкая оценка по шкале Апгар — 0-1 балл;
- Тяжелый РДС (респираторный дистресс синдром новорожденного);
- Апноэ (остановка дыхания);
- Потребность ребенка в жестких параметрах ИВЛ (искусственной вентиляции легких);
- Гипокарбия;
- Врожденный порок сердца;
- Наличие гемодинамически значимого функционирующего артериального протока (ГЗФАП);
- Гиповолемия;
- Системная гипотензия;
- Генерализованная внутриутробная инфекция;
- Сепсис;
- Крайняя незрелость — масса тела менее 1500 грамм.
Патофизиологические механизмы возникновения неврологических расстройств
Дефицит кислорода приводит к ацидозу, возникает дефицит АТФ (специальный фермент). В ответ на это происходит выброс возбуждающих аминокислот, что приводит к изменению проницаемости клеточных мембран. Это в свою очередь приводит к цитотоксическому отеку и гибели клеток головного мозга.
Также повреждения могут развиться в результате кровоизлияния из поврежденных сосудов головного мозга.
Морфологические особенности перинатальных поражений головного мозга
- Перивентрикулярная ишемия;
- Перивентрикулярная лейкомаляция;
- Внутрижелудочковые кровоизлияния (ВЖК).
Особенности неврологических синдромов у недоношенных детей
- Длительный синдром угнетения ЦНС (центральной нервной системы);
- Преобладание общемозговых расстройств над очаговыми;
- Преобладание вегетативных реакций;
- Наличие атипичных судорог;
- Гиперсекреторная (сообщающаяся) гидроцефалия в остром периоде тяжелых ВЖК;
- Преобладание нормтензивной гидроцефалии в восстановительном периоде гипоксически-ишемическеской энцефалопатии;
- Длительная мышечная гипотония (период мнимого благополучия 2-4 месяца) с трансформацией в особые формы гипертонуса (ДЦП).
Диагностика
- Нейросонография (НСГ);
- Доплерография;
- Компьютерная томография, МРТ;
- Ликвородиагностика.
Лечение в остром периоде (первые 7 дней жизни)
Фармакологическое окно — первые 24-48 часов.
Охранительный режим — правило 3-х Т (Тепло, Темно, Тихо).
Лабораторный мониторинг — регулярная проверка газов крови, гемоглобина, гематокрита, глюкозы;
Обеспечение адекватной вентиляции легких;
Поддержания системной и мозговой гемодинамики;
Профилактика ВЖК (внутрижелудочковых кровоизлияний);
Профилактика и лечение судорог;
Профилактика и лечение отека головного мозга.
Медикаментозное лечение
В зависимости от симптомов и показаний для лечения неврологических расстройств применяют следующие препараты:
Магнезия 25%; кальция глюконат 10%; фенобарбитал, реланиум, сукцинат 1,5%, реамберин (в первые 5 суток жизни).
Церебропротекторы назначают не ранее 4-х суток жизни. Это такие препараты как:
Пирацетам, пантогам, глицин, кортексин, церебролизин, актовегин и другие.
Лечение подбирается индивидуально, в зависимости от тяжести состояния, наличия или отсутствия осложнений и сопутствующей патологии.
Опубликовано 28.12.2016 в категории Болезни
Лечение новорожденных
Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечение, тем больше шансов на полное восстановление ребенка. К общему курсу терапии относят: медикаментозную терапию, физиотерапию, массаж, лечебную физкультуру. В каждом периоде заболевания назначается индивидуальная схема проведения реабилитационных мероприятий, которая зависит от возраста пациента, тяжести поражения и длительности болезни.
Лечение острой стадии ППЦНС
Терапия острой стадии должна проводиться в стационарных условиях. Новорожденных малышей при наличии ППЦНС после родильного дома госпитализируют в специализированные медицинские учреждения. Лечение направлено на устранение превалирующего синдрома.
Повышение внутричерепного давления
Терапия направлена на нормализацию продукции и оттока ликвора в головном мозге. Применяют Диакарб, который улучшает отток ликвора и снижает его продукцию. В тяжелых случаях, когда консервативная терапия бессильна, нарастает гидроцефалия (расширение желудочков мозга и ликворных пространств), применяются методы хирургической коррекции (вентрикуло-перитонеальное шунтирование и др.).
Двигательные расстройства
Схема терапии выстраивается в зависимости от степени их выраженности. При мышечной гипотонии лечение направлено на увеличение мышечного тонуса, применяют Дибазол или Галантамин (воздействуют на ЦНС)
Применять эти лекарства нужно с осторожностью – чтобы не вызвать спастическую реакцию
При гипертонусе необходимо расслабить спазмированные мышцы, для чего используют Мидокалм или Баклофен. Кроме медикаментозной терапии применяются физиотерапевтические методы, массаж и ЛФК.
Синдром повышенной нервной возбудимости
В настоящее время нет четко определенной тактики терапии таких детей. Часть неврологов предпочитает назначать такие тяжелые препараты, как Фенобарбитал, Сонапакс, Диазепам. Широко применяется фитотерапия (растительные чаи, отвары). При задержке психического развития используются ноотропы для улучшения мозгового кровообращения. Проводятся развивающие занятия с логопедом, психологом в специальных группах.
В восстановительном периоде особое внимание уделяется физическому и психическому развитию ребенка. Регулярные курсы лечебного и общеукрепляющего массажа, комплексы лечебной физкультуры, направленные на общее развитие и наиболее проблемные участки поражения
Необходимо развитие мелкой моторики и психической деятельности. Занятия с психологом и логопедом помогут ребенку адаптироваться в социальной среде. При необходимости лечащий врач назначает поддерживающую медикаментозную терапию.
Виды неврологических заболеваний
Многовековый опыт наблюдения за людьми, а также бурное развитие медицины в последние десятилетия позволили специалистам в области неврологии составить подробную классификацию неврологических нарушений. Общепринято выделять следующих их подгруппы:
- По времени формирования патологии:
- врожденные – различные аномалии строения структур нервной системы либо сбои в их функционировании;
- приобретенные – развитие болезней происходит после появления малыша на свет.
- По локализации патологического очага:
- внутричерепные – поражение структур непосредственно головного мозга;
- внечерепные – негативному воздействию подверглись спинной мозг либо же отдаленные части черепно-мозговых волокон.
- По стадии патологического процесса:
- острые неврологические болезни – от момента развития до появления развернутой картины патологии прошло несколько часов/суток;
- хронические заболевания – с чередованием эпизодов обострения и стихания симптоматики.
- По этиологическому фактору:
- сосудистые – ухудшение самочувствия людей обусловлено поражением сосудов, которые питают нервные клетки;
- инфекционные – возникают после проникновения в нервные ткани болезнетворных микроорганизмов;
- травматические – возникают при повреждении обширных участков головного мозга;
- опухолевые – сбои функционирования нервной системы происходят при формировании доброкачественных/злокачественных новообразований;
- метаболические – заболевания, при которых будут нарушены метаболические процессы в клетках, оказывают свое влияние на деятельность нервов.
В ряде случаев провести правильную дифференциальную диагностику в неврологии не удается, и врачи назначают лечение лишь с учетом наблюдаемой у больного симптоматики.
Консультация детского невролога (невропатолога) — какие проблемы решает детский невролог
В наш век стрессов и скоростей многие взрослые люди, особенно жители крупных городов, периодически ощущают те или иные симптомы неблагополучия со стороны нервной системы. Это головная боль и утомляемость, нарушения сна, раздражительность, снижение внимания и работоспособности.
Многие из нас привыкли к этим ощущениям и не обращаются к врачам, некоторые напротив встревожены и регулярно посещают специалистов неврологов.
Но в том или ином случае большинство из заболеваний нервной системы, которыми наши пациенты страдают во взрослом возрасте, берут свое начало из детства.
На его состояние оказывают влияние: стрессовые состояния, а также заболевания его мамы. Поэтому, все негативные воздействия ребенок получает еще находясь в утробе. Следующий важнейший этап, через который ребенку необходимо пройти в определенный момент развития — это сложнейший процесс родов.
Природа предусмотрела специальные защитные механизмы, оберегающие ребенка в этот период. С помощью них ребенок нужным образом группируется, проходя через родовые пути, делает свой первый вдох, и только полностью родившись на свет, может закричать, совершать сосательные движения.
Различные структуры головного и спинного мозга, ответственны за формирование специальных врожденных безусловных рефлексов новорожденных. По мере взросления ребенка на первом году жизни эти рефлексы постепенно исчезают.
Такими причинами могут быть различные заболевания матери во время беременности, а так же курение, прием алкоголя, некоторых видов лекарственных средств, скрытые внутриутробные инфекции, наследственные причины и преждевременные или чрезмерно долгие роды.
Кроме того, все младенцы, родившиеся на свет путем оперативных родов (кесарево сечение), также нуждаются в наблюдении детского невролога на протяжении первых трех лет жизни.
По современным стандартам осмотр детского невролога обязателен при диспансерном наблюдении всех групп детей первого года жизни. Чтобы быть спокойным за развитие малыша в первый год его жизни, родителям желательно посетить детского невролога, как минимум 3 раза — в возрасте 1 месяц, в 6 месяцев и в 1 год.
Кроме того, консультации невролога зачастую нужны для решения вопроса о начале и графике проведения профилактической вакцинации ребенка.
Следующий «критический» период, в который Вам и Вашему ребенку может понадобится консультация специалиста-невролога, это возраст 3 лет. К этому моменту многие дети начинают или готовятся посещать детские дошкольные учреждения.
В этот возрастной период у многих детей появляются страхи, нарушения сна, а так же в этом возрасте, у некоторых детей могут возникать различные невротические состояния.
Анализ жалоб при обращении к детскому неврологу ясно показывает, что проблема головной боли у детей также значительно «помолодела». Зачастую дети еще не могут подробно описать свои ощущения, однако при этом они уже переживают весь комплекс симптомов, который характерен для головной боли у взрослых людей.
Длительное скрытое течение болевого синдрома у детей может сказаться на их развитии, такие дети начинают избегать шумных игр со сверстниками, испытывают эмоциональные проблемы. Если у родителей возникает подозрение, что их ребенок страдает головной болью, консультация невролога в этом случае необходима.
К возрасту 4-5 лет часто на первый план выходят поведенческие проблемы, нарушения речевого развития и координации. В этом случае детский невролог работает в тесном контакте с педагогами, логопедами, детскими психологами, специалистами по развитию движения.
Лечение данного состояния требует совместной работы педиатра, уролога, невролога, а также активного участия родителей и самого ребенка в процессе лечения.
В школьном возрасте, помимо проблем с обучением, вновь актуальными становятся трудности адаптации к возрастающим нагрузкам, эмоционально-волевые нарушения, зачастую могут возникать нарушения сна, тики, заикания и другие невротические расстройства. Вовремя начатое лечение может позволить ребенку избежать травмирующих ситуаций в школьном коллективе, зачастую приводящим к смене школы или надомному обучению.
В подростковом возрасте в период бурного роста и гормональных «перестроек» организма, могут обостряться хронические состояния, связанные с вегетативной нервной системой (головные боли, головокружения, предобморочные состояния, повышенная утомляемость). В этот период подрастающий пациент особенно нуждается в пристальном внимании специалистов — подросткового врача-педиатра, невролога.
Пусть наши дети растут здоровыми и счастливыми!