Особенности развития ребенка по месяцам до года и таблица роста и веса, что должен уметь делать

Конституциональные особенности организма и наследственность

Многие родители сравнивают своих детей с их ровесниками. Если другой ребенок того же возраста имеет отличные параметры веса и длины тела, мама и папа начинают беспокоиться. Однако паниковать в данном случае не стоит. Каждый человек имеет индивидуальные конституциональные особенности, которые определяются наследственными факторами. Одни дети имеют худое тело и высокий рост, другие – отличаются плотным телосложением и низким ростом.

Существует три типа конституции:

  • Нормостенический – анатомические особенности приближены к усредненным значениям роста и веса, характерным для данного возраста и пола;
  • Астенический – конечности несколько вытянуты, мускулатура слабо развита, тонкие кости, очень мало подкожного жира. Таким образом, для людей астенического типа характерны высокий рост и небольшая масса тела;
  • Гиперстенический. Мышцы хорошо развиты, рост ниже среднего, вес может превышать средние значения.

Данные особенности передаются детям от родителей. К примеру, если мама и папа имеют низкий рост, то с большой вероятностью тот же показатель у ребенка не будет сильно отличаться от родительского.

Типы конституции человека

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Дети действительно взрослеют очень быстро. Еще вчера, принеся из роддома новорожденного ребенка, вы и не задумывались о том, что уже сегодня по вашей квартире будет бегать маленький годовалый человечек. Конечно, вас волнуют вопросы, правильно ли развивается ваше чадо, вовремя ли приобретает необходимые навыки.

Отслеживая развитие ребенка по месяцам до года и сверяя его с рекомендациями педиатров, неврологов и психологов, вы ничего не упустите и можете вовремя обнаружить и скорректировать возможные отклонения.

Чтобы сохранить в памяти моменты взросления, заведите специальный блокнот, в котором вы будете описывать развитие ребенка по месяцам до 1 года.

Таблица с указанием времени появления того или иного навыка будет интересна не только вам, но и вашему подросшему малышу в будущем.

Первый месяц

Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного>>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть>>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный. На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх

Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать>>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного, которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

Подробнее о том, что должен уметь ребенок в один месяц>>>

А также в моем видеоуроке:

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку.  Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Развитие ребенка в 12 месяцев

И вот он – последний этап первого года – 12 месяцев. Карапуз из хрупкого комочка вырос в невероятно любопытного и независимого человечка. Словарный запас маленький, но это дело времени (годовалые дети произносят до десяти слов). Практически все детки в этом возрасте уже ходят либо сами, либо при поддержке взрослых

Если карапуз упал, необходимо отвлечь его внимание от сложившейся ситуации. Они самостоятельно встают с четверенек на ножки и садятся обратно. Все больше и больше играются с игрушками, но любят такие занятия проводить в компании с взрослыми

Все больше и больше играются с игрушками, но любят такие занятия проводить в компании с взрослыми.

Существует различие в отношении к людям

Карапуз узнает по фотографии знакомых, осторожно едет себя с чужими или незнакомыми людьми. У детей 12 месяцев практически полон рот зубов, (количеств зубов приблизительно 9-10) они с легкостью откусывают твердые продукты. Улучшилось умение использовать кружку и ложку

Во время одевания, по просьбе родных, поднимает ручку или ножку

Улучшилось умение использовать кружку и ложку. Во время одевания, по просьбе родных, поднимает ручку или ножку.

В связи с неуемной энергией, карапузу требуется много питаться, но так как желудок еще маленький, кушать необходимо часто, но небольшими порциями. Купание должно быть в одно и то же время. Кроха обязан усвоить урок: купание – кормление – сон. Прогулки на улице остаются, как и прежде, обязательными.

  • Масса тела прибавляется примерно на 200-300 граммов
  • рост – 1-2 см.

2 месяца: улыбнись мне, мама!

Ещё не очень уверенно, но маленький человек, пытается держать голову. Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.

Пожалуй на животе шире обзор

В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше. В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать. Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.

Степень недоношенности

Степени недоношенности малыша (информация ВОЗ):

  1. степень: ребёнок родился на 35-37 неделе, вес от 2 до 2,5 кг.
  2. степень: ребёнок родился на 32–34 неделе, его вес от 1,5 до 2 кг.
  3. степень: ребёнок родился на 29-31 неделе с весом от 1 до 1,5 кг.
  4. степень: ребёнок появляется до 29 неделе с весом до 1 кг.

Если ваш ребенок родился раньше срока мы рекомендуем узнать больше информации: о особенностях его развития, уходе за недоношенными детьми, о возможных проблемах и их коррекции. В этом вам поможет книга известного детского врача с 30-летнем опытом работы и 35-летним опытом научных исследований в неонатологии — Ола Заугстад «Недоношенный ребенок. Если ребенок родился раньше».

Как развивать годовалого ребёнка

Годовалый малыш будет гармонично развиваться, если проводить с ним такие полезные занятия:

  • Музыкальные разминки. Можно танцевать под любимую ритмичную музыку. Также полезно пение песен.
  • Игры с игрушками: сортерами, бизибордами, неваляшками, пирамидками, развивающими мягкими игрушками с разными фактурами.
  • Игры с предметами быта: небьющейся посудой, шнурками и веревками, безопасными баночками с крышками.
  • Чтение. Выбирайте яркие детские книги, читайте их и показывайте малышу иллюстрации.
  • Развитие мелкой моторики. Можно лепить из соленого теста или безвредного детского пластилина, играть в песочнице с песком или заниматься со специальным кинетическим песком.
  • Подвижные игры и гимнастика. Каждое утро можно проводить зарядку, полезны и разминки среди дня. Выбирайте простые движения (наклоны, приседания), демонстрируйте их малышу и помогайте правильно повторять.
  • Игры с мячом, с разными каталками и толокарами.

Таблица развития от 0 и по месяцам до 1 года

Существуют некие средние физические и эмоциональные показатели активности ребенка до одного года. Опираясь на эти параметры, папа и мама могут понять, не отстает и не опережает ли кроха в развитие своих сверстников.

Возраст (месяц)Навыки
1

Глаза ребенка могут следить за погремушкой, которая движется по вертикали. У крохи есть реакция на громкие звуки.

2Присутствует хватательный рефлекс, малыш может двигать ножками и ручками как попеременно, так и одновременно. Глаза ребенка могут уследить за предметом, движущимся по вертикали.
3Малыш начинает агукать. Узнает родителей. Поднимает голову, при этом лежит на животике. Ручками исследует личико.
4В положении на животике приподнимает голову и вытягивает на ручках. Может слегка покачиваться.
5Играет с «любимой» игрушкой, может придерживать бутылочку или грудь во время кормления. Узнает маму и папу. В этом возрасте появляются первые зубки.
6Первые попытки ползти по-пластунски. Переворачивается хорошо. Знает свое имя. Повторяет звуки и гласные за взрослыми. Пытается сесть
7Сидит уверенно. Делает первые попытки вставать. Знает близких людей. Произносит несколько слогов.
8Может переложить погремушку из ручки в ручку. Поднимает игрушку, которая упала. Может сам кушать еду, держа в руках кусочек.
9Может сидеть. Тянет и ползет к интересующим его предметам.
10Узнает близких и может неохотно идти к чужим на руки. Уже может играть в «ку-ку» и прятки. Появляется интерес к мелким предметам.
11Может сам сесть, хорошо ползает, может ползти назад. Выражает свое недовольство, когда что-то у него забирают
12Малыш может произносить слоги, подражает интонации родителей.

Хорошо ползет, ходит, держась за что-то, пытается ходить самостоятельно.

Развитие ребенка по месяцам до 1 года – что должен уметь

Счастливым родителям, у которых родился сын или дочь, нужно быть готовыми к тому, что каждый месяц малыш будет меняться. И это касается не только его внешних изменений, но и внутренних психических состояний. У него будут появляться новые умения, усовершенствуются органы чувств, в дальнейшем, разительные перемены касаются формирования характера, привычек, собственной модели поведения.

Как не пропустить значительные этапы становления маленькой личности, сделать адаптацию младенца более комфортной и поддержать его здоровье? В этом поможет календарь развития ребенка по месяцам до года, используя который родители всегда будут знать, отстает малыш или опережает своих сверстников

В целом, вы в курсе, как растет новорожденный бутуз, что же, постараемся более детально охарактеризовать особенности каждого месяца, прожитого малышом от начала рождения, возможно, вы узнаете нечто интересное и важное

Требования к купанию и прогулкам

Важно помнить: крохе противопоказаны резкие перепады температуры. При купании рекомендуется:

  • обеспечить температуру в помещении 24-25 градусов Цельсия;
  • налить в ванночку воды температурой 36-37 градусов Цельсия;
  • положить в воду ребенка, обернутого в тонкую пеленку;
  • в воде пеленку развернуть и выкупать кроху;
  • вынуть малютку из ванночки и укутать в подогретое до 36 градусов мягкое полотенце.

Процедура должна занимать 7-10 минут.

При прогулках рекомендуется учитывать климатические условия и вес малютки:

  • температура +25 градусов, нет ветра и дождя, вес крохи 2 кг и больше — гулять разрешается 15 минут;
  • весной и осенью при тихой, безветренной погоде можно вывести на улицу малютку старше 1,5 месяца, имеющего вес 2,5 кг и выше;
  • зимой допустимо гулять при температуре выше -10 градусов, отсутствии ветра и снега с крохой весом более 3 кг.

Продолжительность пребывания на свежем воздухе следует постепенно увеличивать.

Развитие ребенка в 6 месяцев

На шестом месяце своей жизни карапуз начинает пытаться ползать на четвереньках. Это значительное умение, так как этот навык не только развивает мышечный тонус, но и благоприятно влияет на умственное развитие, увеличивает кругозор. Кроха все охотнее переворачивается со спинки на животик и наоборот, сначала при поддержке родных, а после и сам. Умеет самостоятельно брать игрушку из рук мамы или папы.

К полугоду малыш становится очень шустрым. Он с удовольствием лопочет, активно «разговаривает» с окружающими на своем языке, даже можно уже услышать различного рода звуки, похожие отдаленно на «мама», «папа», «баба», «дай» и подобное. Свое неудовольствие кроха проявляет активным маханием головой из стороны в сторону

Ребенку очень важно внимание, поэтому необходимы игры, массаж, разговоры. Уход остается прежним. Сон у шестимесячного ребенка составляет приблизительно 14 часов в сутки

Сон у шестимесячного ребенка составляет приблизительно 14 часов в сутки.

  • Питание координально меняется, так как вводится прикорм.
  • Прибавляют малыши в среднем 300-350 граммов
  • подрастают на 3-4 см.

Третий месяц

Трехмесячный малыш активен, жизнерадостен и нуждается в постоянном общении. Рефлексы постепенно угасают, за исключением сосательного и двигательного, которые нужны для развития. Более осознанной становится деятельность детей.

Анатомо-физиологическое развитие

Малыш продолжает расти, у него увеличивается объём грудной клетки и окружности головы, формируются потовые железы, поэтому водные процедуры в это время должны быть регулярными. Слюнные железы ребенка ещё не развиты полностью, поэтому, не надо, слишком часто, протирать ему ротик, так как сухие слизистые оболочки подвержены травмам.

оли в животике ещё причиняют детям страдания, в этой ситуации помогает тёплая пелёнка и массаж лёгкими круговыми движениями. Улучшается управление пальчиками.

Моторика и психическое состояние

Благодаря развитию зрительной функции, младенцы могут некоторое время следить за движущимся предметом, различают основные цвета, более отчётливо могут рассматривать игрушки и лица. Благодаря совершенствованию координации, дети способны хватать предметы, держать их, тянуть на себя.

Постепенно в гулении прослеживается появление отдельных букв. Трёхмесячные дети эмоционально реагируют на приближение к ним знакомых людей и родственников, сучат ножками и ручками, улыбаются.

Основные моменты в развитии

Для третьего месяца характерны следующие изменения: • совершенствование речи; • быстрая реакция на различные звуки и свет; • умение перевернуться со спины на правый и левый бок; • изучение собственных ножек; • расправление кулачков.

Некоторые младенцы уже умеют смеяться, держать головку, иногда наблюдается раннее появление молочных зубов.

Развитие ребенка в 3 месяца связано с ростом умственных способностей, вследствие этого они всё активнее познают мир вокруг себя.

Режим дня

Сон.

В возрасте 18 месяцев ребенок спит меньше, чем это было ранее – примерно, 14 часов в сутки. Основная часть отведенного времени (10-11 часов) приходится на ночной сон, а остальные часы ребенок спит днем. Как правило, дневной сон остается только один, но некоторые крохи все еще ложатся на отдых днем дважды.

Прогулки.

На прогулки рекомендуется выходить несколько раз в день, хотя бы не менее одного. Если погода позволяет, можно гулять столько, сколько захочется ребенку и родителям, в особо ветреную или дождливую погоду лучше остаться дома.

Питание.

Питание выходит на пятиразовый режим. Ребенку не рекомендуется голодать более четырех часов, приемы пищи должны быть примерно в одно и то же время. Если ребенок еще не отлучен от груди, сейчас самое время заняться этим процессов. В рационе ребенка появляются новые продукты, питание становится более разнообразным, но от вредных продуктов все еще стоит воздержаться.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, или вы отучаете его от груди, отдельное внимание нужно уделить смеси, она должна отвечать потребностям ребенка. Отличным вариантом является питание на козьем молоке Кабрита 4. Смесь имеет сбалансированный состав и предназначена для детей от 18 месяцев

Кроме того, в линейке «Кабрита» есть пюре, которое также станет отличным вариантом для разнообразия питания малыша

Смесь имеет сбалансированный состав и предназначена для детей от 18 месяцев. Кроме того, в линейке «Кабрита» есть пюре, которое также станет отличным вариантом для разнообразия питания малыша.

Развитие ребенка в 1 месяц

Первый месяц развития ребенка очень важен, и одновременно прост и сложен. С одной стороны, большую часть суток малыш спит и просыпается только, чтобы покушать. С другой – маме нужно время, чтобы изменить и подстроить под младенца свое время, быт, да и себя саму, пожалуй. Организм новорожденного очень чувствителен

В этот период карапузу необходимо внимание со стороны родителей. Главное желание – телесный контакт с мамой

Мышцы у крохи еще очень слабые, если внимательно присмотреться, можно периодически наблюдать подергивание мышц. Но все это вполне нормально и допустимо, а потому причин для переживаний нет.

Внимание! Очень важно запомнить, что новорожденного нельзя класть строго на спинку, допускается только лишь на бок. Спит ребенок около 18 часов в сутки. Малыш требует постоянного и тщательного ухода

Необходимо соблюдать простые правила гигиены для поддержания кожи в чистом и сухом состоянии. Для закаливания организма крохе полезен свежий воздух, но все же начинать прогулки следует понемногу, с каждым разом увеличивая время пребывания на улице. Опытные родители рекомендуют начинать «прогулки» с балкона, вынося тепло одетого по погоде малыша на балкон на 5 минут, каждый 2-3 дня добавляя по 5 минут времени. Когда время такой прогулки достигнет часа, можно выходить гулять по настоящему, но тоже не слишком долго в первый раз

Малыш требует постоянного и тщательного ухода. Необходимо соблюдать простые правила гигиены для поддержания кожи в чистом и сухом состоянии. Для закаливания организма крохе полезен свежий воздух, но все же начинать прогулки следует понемногу, с каждым разом увеличивая время пребывания на улице. Опытные родители рекомендуют начинать «прогулки» с балкона, вынося тепло одетого по погоде малыша на балкон на 5 минут, каждый 2-3 дня добавляя по 5 минут времени. Когда время такой прогулки достигнет часа, можно выходить гулять по настоящему, но тоже не слишком долго в первый раз

Спит ребенок около 18 часов в сутки. Малыш требует постоянного и тщательного ухода. Необходимо соблюдать простые правила гигиены для поддержания кожи в чистом и сухом состоянии. Для закаливания организма крохе полезен свежий воздух, но все же начинать прогулки следует понемногу, с каждым разом увеличивая время пребывания на улице. Опытные родители рекомендуют начинать «прогулки» с балкона, вынося тепло одетого по погоде малыша на балкон на 5 минут, каждый 2-3 дня добавляя по 5 минут времени. Когда время такой прогулки достигнет часа, можно выходить гулять по настоящему, но тоже не слишком долго в первый раз.

Движения месячного ребенка хаотичны, может сосредотачивать свой взор, наблюдается первая улыбочка. К концу первого месяца, карапуз, лежа на животике, начинает пытаться приподнимать головку. Чтобы укрепить мышцы шеи и спинки, рекомендуется выкладывать кроху на животик перед каждым кормлением, разве что, исключая ночное.

  • Прибавка массы тела: в среднем на 600 граммов
  • рост увеличивается примерно на 3 см.
  • Режим кормления: по требованию.

Развитие навыков ребенка по месяцам

Чтобы в будущем контролировать психомоторное и психологическое развитие младенца, придется изучить помесячное улучшение навыков малыша.

Первый месяц

Время от рождения до месяца многие врачи называют адаптационным, так как малыш постепенно привыкает к новому для него окружающему миру. В первые тридцать дней жизни у новорожденного быстро увеличивается масса тела, а также развиваются основные органы. В этот период жизни детки большинство времени спят и просыпаются только, чтобы покушать.

Второй месяц

Начиная со второго месяца жизни, детки дольше бодрствуют и становятся более активными. Они активно взаимодействуют с родителями и начинают дергать ногами или ручками при их появлении. У младенца развивается зрение, благодаря которому он начинает рассматривать лица и предметы, которые его окружают.

Также у младенцев проявляются такие эмоции, как грусть, раздражительность, злость и радость. Вес двухмесячного ребеночка увеличивается на 500-600 грамм.

Третий месяц

Важным в развитии младенца считается третий месяц, так как с такого возраста начинают укрепляться мышцы. Трехмесячные детки начинают самостоятельно удерживать головку и немного поворачивать ее. Также они постепенно познают собственное тело. Сначала они изучают свои ручки и ножки, затем начинают ощупывать лицо.

Четвертый месяц

В четырехмесячном возрасте ускоряется развитие слуха и зрения. Также малыши пытаются ползать и самостоятельно передвигаться. Если положить грудничка на животик, он будет ногами отталкиваться от поверхности, чтобы ползти.

В этом возрасте малыши становятся более капризными, и из-за этого они чаще плачут или кричат. Для успокоения педиатры рекомендуют использовать классические музыкальные произведения.

Пятый месяц

У пятимесячного грудничка активизируется развитие опорно-двигательной системы. Он часто переворачивается и меняет положение во сне. Поэтому родителям надо периодически следить за ребеночком, чтобы он случайно не выпал из кроватки. В этом возрасте они свободно ползают и перемещаются по комнате. Пятимесячным детям характерна эмоциональная неустойчивость, из-за которой у них часто меняется настроение.

Шестой месяц

Многих интересует, как развивается полугодовалый ребенок, так как в этом возрасте они практически ежедневно демонстрируют новые навыки. К шести месяцам мышцы деток укрепляются, благодаря чему они лучше контролируют свое тело. Это позволяет им дольше ползать и даже вставать на ноги, держась за опору.

Седьмой месяц

У детей семимесячного возраста укрепляются все приобретенные навыки. Они активно взаимодействуют с предметами, уверенно сидят, удерживают спинку и пытаются сделать первые шаги. Семимесячные младенцы часто пытаются все попробовать на вкус, и поэтому родителям придется позаботиться о том, чтобы на полу не было опасных предметов.

Восьмой месяц

Восьмимесячные детки очень подвижные, и поэтому нельзя их надолго оставлять одних. Большую часть дня они перемещаются по комнате или играют с игрушками. С восьми месяцев эмоциональная связь грудничков с мамой усиливается. Детки расстраиваются и начинают плакать, если мама надолго отходит от них. Также они начинают капризничать, когда находятся в незнакомых местах.

Девятый месяц

С девяти месяцев совершенствуются навыки моторики. Детки лучше контролируют движения рук и пальчиков. Однако основным навыком, который появляется у большинства малышей в этом возрасте, считается хождение около опор. Малыши меньше времени уделяют ползанью и чаще стараются встать на ноги. Родителям стоит помогать им с этим и поддерживать во время хождения, чтобы малыш не упал.

Десятый месяц

Десятимесячные детки становятся более самостоятельными, так как они могут ходить без посторонней помощи. Также в этом возрасте у них получается брать в руки сразу по 2-3 предмета и взаимодействовать с ними. Некоторые малыши начинают копировать поведение своих родителей, а также их мимику.

Одиннадцатый месяц

К этому возрасту дети осваивают большинство основных навыков. Они уверенно управляют своим телом и даже пытаются самостоятельно кушать и надевать одежду. Некоторые произносят осознанные слова и небольшие фразы. В среднем, словарный запас одиннадцатимесячного ребенка состоит из 10-15 слов.

Двенадцатый месяц

К году детки завершают изучать предметы, которые находятся вокруг них. Они понимают, как правильно их использовать и для чего они нужны. Малыши практически перестают сидеть и больше времени передвигаются на ногах.

Темпы развития детей

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

От полугода до 9 месяцев

7 МЕСЯЦЕВ

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно ползать на четвереньках?

8 МЕСЯЦЕВ

Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: календарь скачков в процессе развития ребенка). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что уже умеет ребенок в 8 месяцев?

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх – подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

9 МЕСЯЦЕВ

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности – коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.

Физические особенности

МесяцДвиженияНавыки
7Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность.Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает.Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает.Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

Нервно-психическое развитие

Месяц
Эмоции
Речь
Интеллект
7
Старается быть в центре внимания

Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками.
Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др.
Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8
Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет.
Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др.
Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия

Ребенок все изучает и исследует.
9
Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность.
В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.)
Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий