Развитие ребенка в 5 месяцев. Положение «лежа на животе»
Положите малыша на животик. Развитие ребенка в 5 месяцев ярко выражается в том, что он отказывается от опоры на предплечья и предпочитает, лежа, качаться на животе. При этом его головка, грудь и ручки (как правило, согнутые со слегка приоткрытыми ладонями) поднимаются вверх, а ножки симметрично выполняют толкательно-разгибательные движения. Заметим, что у некоторых малышей такую реакцию можно наблюдать в течение совсем короткого промежутка времени (всего 2-3 недели).
Покажите лежащему на животе ребенку какую-нибудь красивую игрушку, подержите ее на уровне его глаз, а потом переместите по наклонно идущей линии вверх и назад, за головку к спинке ребенка. Такой эксперимент часто приводит к пассивному опрокидыванию малыша на спину, так как, пытаясь уследить за игрушкой, он повернет голову и может потерять равновесие.
Занятия с ребёнком
Те действия, что должен уметь ребёнок в 5 месяцев, можно и нужно развивать. Родителям полезно знать, как это сделать.
Если вы хотите развивать малыша буквально с пелёнок, ознакомьтесь с психологической статьёй, в которой рассмотрены самые распространённые и популярные методики раннего развития детей.
Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам
Переход тела в вертикальное положение требует определённой подготовки. Для этого следует регулярно делать массаж и гимнастику. Массажные движения при этом можно разнообразить. Использовать не только поглаживания, растирания и вибрацию, но и поколачивание кончиками пальцев, пощипывание и элементы легкого разминания.
Для укрепления спинки младенца хороши занятия на фитболе. Малыш, лёжа на животе, будет стараться выпрямить ноги и направить руки вперед, напоминая своей позой самолетик. Из положения лёжа на спине удобно присаживать малыша, держа его за ладошки. Эти простые упражнения помогут укрепить мышцы спины и пресса.
В этом плане также полезны водные процедуры, сопровождающиеся занятиями на тонизирование мышц (грудничковое плавание).
Развитие мелкой моторики
Воздействие на определённые точки ладонной поверхности кисти помогает ребёнку осознать, прочувствовать свои ощущения и работу мышц кисти. Помогут в этом пальчиковые игры, перекатывание массажного шарика, сенсорные коробки.
Наполняя подобную коробку, обязательно следите за тем, чтобы там не оказались слишком мелкие или хрупкие вещи, которые ребёнок может сломать или проглотить.
Общение и тактильный контакт
Потребность в постоянном близком контакте красной нитью проходит через жизнь младенца. Благодаря ему удовлетворяется потребность малыша в защите, формируется базовое доверие к миру.
Постоянно звучащая речь, пояснения касательно окружающих вещей и явлений помогают понять ребёнку их суть, пополняют словарный запас. Хоть и далеко не все звучащие слова понятны для пятимесячной крохи.
Но, пытаясь подражать речи родителей, малыш тем самым делает большой вклад в её становлении.
Песни, звуки музыки
Орган слуха малыша уже может различать ритм. А наложенные на этот ритм слова будут более понятны, чем обычная речь. Слыша музыку, ребёнок будет стараться двигаться в её такт. Слушая колыбельную в исполнении мамы, вскорости будет «подмурлыкивать», стараясь попасть в ноты.
Разнообразить звуковые впечатления ещё можно с помощью колокольчиков. Их можно привязать к ручке, ножке. Двигаясь, ребёнок будет прислушиваться, искать источник звука, интересоваться своими частями тела, разглядывать, трогать их и даже тянуть в рот.
Знакомство с книгой
В первую очередь – с картинками. Крохе будет интересно рассматривать красочные изображения. Особенно интересны в этом плане животные. Заодно, услышав простые «му», «гав», «мяу» и «кар», малыш будет пытаться повторить эти простые слоги, чем пополнит свой словарный запас.
Развитие ребенка в 5 месяцев
Пятый месяц жизни ребенка проходить в ярких красках эмоционального развития. Появляется выраженная реакция на общения со взрослыми. Кроха подарит ответную улыбку на нежный голос, но заплачет, услышав громкий строгий голос. Попытки перевернуться на живот становятся успешными. При гулении появляются согласные звуки: ма, па, ла. Горловые звуки похожи на пение. Пытается подражать, агукая в ответ.
Как развивать
5 месячный ребенок начинает активно исследовать окружающие предметы. У малыша появляется интерес к игрушкам для психического развития и моторики. Развивающие игры с младенцем должны быть направлены на изучение формы, цвета и звука. Среди игрушек появляются фавориты. Самыми любимыми станут:
- мобиль (музыкальная карусель);
- неваляшка;
- молоток с пищалкой;
- разные по цвету и звучанию погремушки.
Музыкальная карусель, подвешенная над кроваткой, перестает быть предметом пассивного наблюдения. При попытках дотянуться, схватить движущуюся фигуру, улучшается координация движений. Любимая игра — бросать на пол погремушки.
Развитие недоношенных детей
Для недоношенного младенца, который отстает в физическом развитии, пятимесячный возраст становится переломным. Начинается процесс «выравнивания». Показатели веса и роста приближаются к норме. К пяти с половиной месяцам, недоношенный ребенок должен уметь:
- хорошо держать голову;
- находить взглядом источник звука;
- активно двигаться;
- гулеть и агукать;
- отвечать на улыбку.
Особенности развития носят субъективный характер. Отставая в одном, перегонит сверстников в другом.
Комаровский о развитии пятимесячных детей
Доктор Комаровский, комментируя пользу занятий физкультурой, массажа, посещения бассейна с детьми этого возраста сказал, что развитие малыша зависит от психофизиологического состояния мамы. Дайте ей выспаться, помогите сделать домашние дела. И тогда она подарит любовь и тепло, которую не заменит ни одна игрушка или дорогая процедура.
Физическое развитие
Главным считается физическое развитие младенца, от которого зависят его рост и вес.
Сколько должен весить ребенок в пять месяцев
Вес пятимесячного ребеночка практически полностью зависит от его дневного рациона. В этом возрасте деток кормят не только молочком, но и другими продуктами питания. Врачи советуют включать в ежедневный рацион питания немного овощей с фруктами. Также можно подкармливать деток овощными пюре и свежим фруктовым соком. Чтобы ускорить набор веса, придется готовить больше блюд из злаковых культур. Однако перед этим надо убедиться в том, что у малыша нет аллергии на такие продукты.
Если рацион питания будет составлен правильно, вес малыша будет составлять 7-8 килограмм. При неправильном питании масса тела равна 5-6 килограммам.
Таблица роста
Чтобы разобраться с тем, какого роста могут быть дети в пять месяцев, придется ознакомиться с таблицей.
Рост, см | Низкий | Средний | Высокий |
Девочки | 60-62 | 63-65 | 66-68 |
Мальчики | 62-64 | 64-68 | 68-70 |
Ознакомившись с показателями в таблице, можно сделать вывод, что средний рост полугодовалых малышей составляет 66 см. При этом рост у мальчиков немного больше, чем у девочек такого же возраста. Однако на рост влияют не только отличия по половому признаку, но и другие факторы. К ним относят наследственность и особенности питания. Детки, которые кушают много молочных продуктов, растут намного быстрее. Это связано с тем, что в молочных смесях высокая питательная ценность.
Как играть с ребёнком в 5 месяцев?
Малыш начинает приветствовать игры с мамой. Если раньше ему достаточно было только погремушки, то теперь без диалога она ему просто неинтересна.
В возрасте пяти месяцем предпочтительны игры со звуками: расскажите малышу, как говорят животные или птички, читайте ему больше книжек и потешек, разучивайте новые слоги.
Подарите малышу зеркальце, а лучше повесьте его над коляской или игровым ковриком. Он с удовольствием будет рассматривать себя, улыбаться и пытаться разговаривать со своим отражением.
Запаситесь большим количеством развивающих кубиков и текстильных книжек с разными шнуровками, пуговичками и замочками. Так вы поможете малышу быстрее освоиться с собственными пальчиками и поспособствуете развитию мелкой моторики.
Правильные игрушки для малыша в 5 месяцев
- Браслеты на ножки, носочки с колокольчиками или погремушками.
- Мяч с колокольчиком.
- Неваляшка.
- Заводная музыкальная игрушка (музыкальная шкатулка).
- Кукла би-ба-бо.
- Пальчиковые краски.
- Пятимесячный ребенок больше интересуется игрушками, чем людьми.
- Он может играть, сосредоточившись на определенном объекте и маме нужно не мешать его действиям. Можно находиться поблизости и наблюдать за ним, не вмешиваясь в процесс игры и быть готовой предложить другую игру, когда малыш насытится игрушкой.
- Все игры хорошо проводить на полу, предварительно постеленном толстым одеялом или матрасом для обеспечения наилучшего простора в движениях и кругозора.
- Ребенок учится на своем пути отодвигать препятствия.
- Стараемся давать игрушки, трудные для захвата (крупные, с неудобными для пальцев краями), чтобы малыш мог приспособиться к ним, развить моторику и координацию движений.
- Если пятимесячный ребенок теряет с поля зрения игрушку, он не предпринимает ничего, чтобы поискать и найти ее: просто забывает и переключается на другой объект. Это нормально (до 7 месяцев).
Есть ли разница в развитии мальчиков и девочек?
Разница в развитии мальчиков и девочек прослеживается с самого рождения. Представители сильного пола появляются на свет с большей массой и длиной тела. Физически мальчики 5 месяцев более развиты. У них крепче мышцы. Они более активны. Острота слуха у мальчиков до 5-месячного возраста выше, чем у девочек.
При этом представительницы слабого пола являются более чувствительными к шуму. Тактильные ощущения у девочек развиты лучше.
Телесный дискомфорт они переживают острее. При этом девочки более ласковы и отзывчивы на поцелуи и объятия, чем мальчики. Для игр представительницам женского пола достаточно ограниченного пространства. Мальчикам же требуется больше площади для развлечений.
У девочек сильнее развивается левое полушарие головного мозга. Поэтому они лучше концентрируются на определенных предметах и являются более коммуникабельными. У мальчиков лучше развито правое полушарие. Благодаря этому они быстрее ориентируются в пространстве, у них хорошо развиты двигательные функции. Умения и навыки детей разных полов немного отличаются. Основные моменты приведены в таблице ниже.
Критерий сравнительного анализа | Что умеет ребенок в 5 месяцев, мальчик | Что умеет делать ребенок в 5 месяцев, девочка |
Умения и навыки физического характера | Многие ребята уже умеют сидеть у опоры. Они достаточно подвижны. | Некоторые малышки в этом возрасте совершают первые попытки сидеть. Но девочек не рекомендуется присаживать раньше 6-7-месячного возраста. Это обусловлено слабостью их мускулатуры и костей. Раннее присаживание может пагубно повлиять на органы малого таза. |
Речевые способности | Общаются мальчики путем гуления. | Произношение первых слогов. Гуление плавно переходит в лепетание. Кроха пытается имитировать речь взрослых. |
Форма общения | Мальчики предпочитают объятия. | Малышкам очень нравится слушать голос матери. |
Развивать ребенка, как мальчика, так и девочку надо всесторонне – помогать овладевать навыками и умениями через игру.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
Понимание того, что должен уметь 5 месячный малыш, означает лишь усреднённые сведения о способностях детей в этом возрасте, и всё же необходимо хотя бы приблизительное соответствие этим данным, которые составлялись специалистами этой области для лучшей ориентации родителей в отношении их деток.
В начале шестого месяца малыши достигают определённых успехов. В отношении их двигательной активности это следующие умения:
Дети уже неплохо владеют свои ручками, движения их стали более согласованными, благодаря развитию мышц и возрастающей остроте зрения. Теперь они могут долго держать в обеих руках игрушку, внимательно изучая её со всех сторон.
Младенец успешно переворачивается с животика на спинку, он может делать это несколько раз подряд, выбирая для себя необходимый ракурс для изучения окружающей обстановки (о том как научить ребенка переворачиваться с живота на спину читайте здесь). Он старается передвигаться на животике, перекатываясь и суча ножками, при этом переставляет вперёд ручки и подтягивает тело. Так дитя начинает осваивать новый для себя способ передвижения – ползанье.
Наряду с этим, многие детишки, делая попытки ползать, уже стараются садиться, но спинка их остаётся согнутой и долго в этом положении их оставлять нельзя
Вообще, желание сидеть самостоятельно у пятимесячных крох проявляется всё чаще, но важно контролировать процесс освоения и поддерживать ребёнка.
Конечно, мамам и папам очень хочется, чтобы их ребёнок быстрее научился ползать и сидеть, и пытаются сажать малыша у себя на руках, на стульчике для кормления и в коляске. Но делать этого не следует, так как слишком подвижный и гибкий детский позвоночник ещё не достаточно окреп и может не выдержать таких нагрузок.
Не менее важно знать, что должен уметь ребенок в 5 месяцев в эмоциональном плане, непосредственно связанном с речевой функцией:
- Многие пятимесячные детки уже могут произносить слоги, а оставшись одни, рассуждать и разговаривать сами с собой. На людях они, обычно, оживлены, хорошо понимают обращённую к ним ласковую речь, активно жестикулируют и дёргают ножками, показывая своё хорошее настроение и радость. В основном, малыши гулят, но уже с разными интонациями, копируя родительскую манеру говорить.
- С посторонними людьми младенцы ведут себя беспокойно, нервно, могут прятаться за маму. Уже в этом возрасте у детей появляются и негативные эмоции, если их обидели, забрали интересный предмет, раньше времени уложили спать. Строгий тон мамы также может вызвать недовольное ворчание и даже плач, кроме того, дети не любят, когда им отказывают во внимании.
Благодаря совершенствованию зрения и осязания, малыши способны различать цвета, форму и особенности материала, из которого сделан предмет, а из-за усиления памяти, уже имеют свои любимые игрушки, предпочитая их всем другим.
Живой интерес родителей к тому, что надо уметь в 5 месяцев девочке, можно понять, ведь разнополые дети, действительно, отличаются по многим характеристикам. Из-за разного склада ума, обусловленного особенностями развития мозга, дети обладают неодинаковым поведением, им нравятся разные вещи, и по-разному работают их органы чувств. Что касается возраста, в 5 месяцев девочки становятся более подвижными и активными, чем мальчики.
Если у вас мальчик, уметь в 5 месяцев он будет всё, что и девочка, но некоторое различие в особенностях развития детей всё же есть – зубки у младенцев мужского пола прорезываются позже, и процесс этот у них протекает более болезненно и тяжело.
Рекомендации по уходу и развитию
Правильное развитие и уход за мальчиком 5 месяцев являются залогом его нормального становления в физическом и эмоциональном плане. Дети в этом возрасте отличаются повышенной активностью.
Важно направлять их энергию в нужное русло. Малыш бодрствует днем около 1-2 часов. В то время рекомендуется проводить обучающие занятия
Многие родители интересуются тем, как организовать развитие и уход за малышом
В то время рекомендуется проводить обучающие занятия. Многие родители интересуются тем, как организовать развитие и уход за малышом.
Специалисты дают такие советы по уходу за пятимесячными детьми:
- не укутывать малыша. Рекомендуется чаще оставлять его голым (при условии, что в комнате оптимальная температура и влажность). Это предотвратит появление потницы;
- использовать одежду и постельное белье с мягкими швами;
- менять памперс каждые три часа. После смены подгузника мальчика следует подмывать;
- ежедневно купать ребенка. Мыло при этом надо использовать не чаще двух раз в 7 дней. Водные процедуры лучше делать перед сном;
- утром после пробуждения умывать лицо малыша, протирать глаза;
- нос и уши следует чистить по море физиологической необходимости.
Полезно играть с малышом в ладушки
Занятия с малышом стоит проводить в виде игры. Полезно развивать его мелкую моторику. Для этого хорошо подходят пальчиковые игры: например, «Ладушки», «Сорока-ворона». Такие занятия не только улучшают ловкость рук, но и развивают интеллект, воображение, способствуют нормальному становлению речи.
Развивающие занятия для мальчиков в 5 месяцев:
Название игры | Суть игры | Польза игры |
Прятки | Взрослому следует спрятать лицо за куском материала, а потом убрать ткань и с восклицанием сказать «ку-ку». Когда ребенок уловит суть игры, тогда можно поменяться с ним ролями | развивает мышление |
Покажи части тела, предметы | Маме следует называть свои части тела, показывая их при этом. Далее нужно спросить у мальчика, где у него глаза, ножки, нос, руки. Также можно показывать и называть предметы | учит соотносить части тела и предметы с их названиями |
Футбол | Надо положить перед ногами мальчика надувной мяч. Малыш будет осознанно отталкивать его | укрепляет мышцы живота и ног |
Поймай игрушку | Требуется разместить перед малышом яркую игрушку и предложить ему поймать ее. Когда ребенок потянется за предметом, нужно немного его отодвинуть, и снова предложить догнать игрушку. В конце надо дать мальчику поймать интересующий его предмет | повышает двигательную активность, учит ползанию |
Волшебные мешочки | Необходимо взять тканевые мешочки и заполнить их разной крупой. Поочередно давать такие изделия в руки ребенку. Он будет их мять и прислушиваться к шуршанию зерен | развивает мелкую моторику, тактильные ощущения |
Для развития слуха и формирования пассивного лексикона полезно рассказывать малышу стишки, слушать с ним детские песни.
Важно приобрести для мальчика развивающие игрушки, помогут овладеть новыми навыками и умениями:
- игрушки с неровной поверхностью;
- предметы с зеркальными элементами;
- музыкальные игрушки;
- мобиль;
- шуршащая книжка;
- слингобусы;
- инерционные и обычные машинки;
- неваляшка;
- погремушки.
Также полезно купить грудничку развивающий коврик.
Игрушки для малыша 5 месяцев
По мнению педиатров, пятимесячному малышу необходимы прорезыватели разных форм и размеров, сделанные на основе резины или силикона (так как в этом возрасте уже активно начинают пробиваться зубки), мячи, а также комбинированные игрушки, на основу которых нанизаны небольшие шарики, предметы.
Игрушки должны быть яркими и безопасными
Материалы игрушек могут иметь разную текстуру: гладкую, шершавую, мягкую и твёрдую. Лучше, если игрушки будут издавать различные звуки, малыши в этом возрасте любят всё громкое и необычное. Ребёнок уже понимает, как извлечь из погремушки звук. Игрушка должна привлекательно выглядеть. Главное — это безопасность, так как малыши будут сразу пробовать вещь «на вкус».
Чем может пригодиться развивающий коврик
Такие коврики очень популярны у родителей — они яркие, удобные, с наборами разноцветных игрушек, наполненных различными музыкальными штучками: «пищалками», «шуршалками», «звенелками» и так далее. На таком коврике удобно учить малыша ползать. Стоимость таких ковриков не самая низкая, но он может прослужить долго, хорошо подвергается стирке и мойке, а игрушки можно периодически менять на новые.
Коврики могут быть с бортиками, это важно, если малыш переворачивается с животика на спинку и обратно
Развитие ребенка в 5 месяцев. Взаимодействие с внешним миром.
Следующую реакцию нужно проверять в абсолютной тишине. Выберите для этого подходящее место и время
В комнате не должно быть других людей, кроме того, постарайтесь убрать из поля зрения малыша предметы, способные отвлечь его внимание. Положите ребенка на спину, а сами встаньте у него в голове
Подождите, когда он успокоится, перестанет двигаться, и пошуршите бумагой у правого уха малыша, но так, чтобы он не мог этого видеть. Затем пошуршите у его левого уха. Ребенок в 5 месяцев поворачивает голову в ту сторону, откуда исходит шуршание, и ищет глазами источник звука. Такая реакция должна наблюдаться с обеих сторон. Если что-то не получилось, повторите эксперимент несколько раз.
Отхождение от норм
Все детки индивидуальны и могут не вписываться в общепринятые нормы. Но есть навыки, отсутствие которых в этом возрасте должно насторожить маму:
- Плохо держит головку.
- Не может совершать перевороты.
- Совсем не говорит.
- Не тянется к ярким предметам.
- Не проходит тест на слух.
- Не узнаёт родных людей.
- Не реагирует на своё имя.
- Не улыбается и не проявляет никаких эмоций.
Если у вашего ребёнка есть один или несколько признаков из этого списка, стоит обратиться к детскому доктору. Только опытный специалист сможет распознать причины и понять это отклонение или ваш малыш просто не спешит обретать новые умения.
Скоро поползу
О нормальном развитии двигательного аппарата и готовности к ползанию может свидетельствовать часто принимаемая поза с поджатыми ножками и желание приподняться на руках.
А еще вы заметили, что малыш сам переворачивается на животик и пытается активно передвигаться, как гусеничка, но чаще при этом движется не вперед, а назад или даже в сторону.
Что ж, пришло время учиться ползать. И, поверьте, это очень важный навык для грудничка! Помогите его освоить!
Положите яркую игрушку чуть поодаль от малыша. Глядя на нее, он начнет понимать, что между ним и предметом есть расстояние, которое нужно преодолеть. А, значит, чтобы добраться до игрушки, кроха вынужден делать попытки ползти. Подставляйте под его ножки ладонь, от которой он сможет отталкиваться и совершенствовать такой нужный ему навык, способствующий
- плавной подготовке тела к переходу в вертикальное положение и ходьбе;
- частичному решению проблем, связанных с родовыми травмами;
- взаимодействию обеих полушарий мозга и формированию огромного количества нейронных связей;
- координации действий правой и левой сторон тела;
- укреплению мышечного корсета и сердечно-сосудистой системы;
- правильному формированию скелета, в том числе изгибов позвоночника;
- улучшению обменных процессов;
- развитию зрения, вестибулярного аппарата, мелкой моторики рук;
- закладыванию предпосылок для развития логического мышления;
- самостоятельности, целеустремленности, выносливости;
- лучшей ориентации в пространстве…
Помощь в освоении навыка может оказать и изобретенный американским врачом Гленом Доманом еще в 60-х годах прошлого века трек для ползания, представляющий из себя гладкий и в меру мягкий желоб с низкими бортиками, от которых ребенок отталкивается и начинает ползти. Трек может быть полезен как для здоровых детей, так и для детей с повреждениями мозга и отставанием в развитии, поскольку ползание способствует восстановлению многих функций организма. В первое время, для более легкого скольжения по треку, можно сделать небольшой наклон вниз с помощью специальной подставки или подручных средств. Увеличение двигательной активности при этом, лежание на животе будут способствовать отхождению газов естественным путём, уменьшая проблемы с животиком.
https://youtube.com/watch?v=sCOFP6R0_wc%3F
https://youtube.com/watch?v=mH54o-dB0NM%3F
https://youtube.com/watch?v=aJmKofXQDOU%3F
Подмечено, что дети, начавшие рано ползать, в будущем лучше учатся в школе, обладают более крепким иммунитетом… Постарайтесь не пропустить этот этап развития, мотивируйте малыша к движению…
Ползание очень важно для ребенка, более того, оно помогает вовремя выявить проблемы, которые поддаются коррекции в этом нежном возрасте. Если ребенок не хочет ползать или ползает, с вашей точки зрения, не так как надо, важно обратиться за консультацией к педиатру и неврологу. Если ребенок не хочет ползать или ползает, с вашей точки зрения, не так как надо, важно обратиться за консультацией к педиатру и неврологу
Если ребенок не хочет ползать или ползает, с вашей точки зрения, не так как надо, важно обратиться за консультацией к педиатру и неврологу
Малыш осваивает новые движения
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему опробовать новые позы и новые виды активности.
В этом возрасте кроха поднимает головку и плечи из положения «лежа на спине».
Вам может показаться, что малыш пытается сесть, однако это не так. Садиться ребенок начнет позже, и будет делать это из положения «стоя на четвереньках».
Узнайте, когда ребенок начинает сидеть?>>>
В пять месяцев можно ненадолго сажать малыша, только не с прямой спиной, а под углом 45°-60°. Усаживайте его в специальное кресло с уклоном c учетом особенностей присаживания мальчиков и девочек. Опора на подушку вредна для позвоночника, так как мягкая поверхность не поддерживает спину.
- Малыш уже уверенно поднимается на предплечья, лежа на животе. Ваш малыш осваивает новую позу: опирается на выпрямленные ручки. В этом возрасте зрение развито уже очень хорошо, и из этого положения малыш с удовольствием оглядывает всю комнату.
- Начинается развитие навыка ползанья – в положении лежа на животе, кроха пытается подтолкнуть свое тело вперед. В пять месяцев наиболее активные детки уже ползают по-пластунски. Подробнее о том когда ребенок начинает ползать?>>>
Как вы можете помочь малышу ползать?
- Кладите интересные игрушки в некотором отдалении от малыша. Только если кроха не сможет добраться до них, дайте их ему сами, чтобы не расстраивался;
- Снимите с малыша носочки, если позволяет температура в помещении. Так он быстрее поймет, что нужно отталкиваться пальчиками;
- Поиграйте с малышом: когда он лежит на спине, положите свои руки ему на стопы и подведите колени к животу. Ребенок оттолкнет вас ножками. Тут нужно картинно раскинуть руки, как будто крошка толкнул очень сильно, и похвалить детку. Эта игра тренирует мышцы, нужные для ползанья.
Детки уже хорошо переворачиваются; некоторые умеют перемещаться перекатами.
Важно! Не оставляйте малыша одного на диване или кровати. Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике
Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее
Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее
Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике. Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее.
Психомоторное развитие ребенка в пять месяцев идет в тесной связке с игрой. Малыши хорошо определяют расстояние до игрушки, могут ее захватить хоть правой, хоть левой рукой, переложить из руки в руку. Полезно будет поиграть с крошкой в пальчиковые игры: «белобока-сорока», «мы делили апельсин» и т. д.
На фоне освоения новых навыков могут начаться проблемы со сном. Ребенок может отказывать от дневного сна, плакать при засыпании или засыпать очень долго. Ночной сон тоже может стать более чутким и тревожным. Ребенок может хныкать, беспокоиться, вертеться и не уходить в глубокий сон. Это — возрастные нарушения сна, вызванные новыми навыками.
Чтобы помочь малышу крепко и сладко спать, посмотрите интернет-курс «Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний» >>>
Помогаем ребёнку развиваться
Как можно больше проводите время с ребёнком, а также играйте с ним в разные игры, в частности в «ку-ку», «ладушки», «сороку-ворону».
Соблюдайте следующие рекомендации:
- Хотя бы перед сном читайте малышу сказки, стихи.
- Создавайте диалог с ребёнком, используйте при этом звуки и слоги, которые чаще всего произносит ваш ребёнок.
- Показывайте ребёнку зеркало, пусть он себя рассматривает и даже говорит с собой.
- Учите ребёнка словам, которые произносят животные: «мяу», «му» и т.д.
- Можно пришить на носочки маленькие колокольчики, ребёнку будет весело дёргать ножками и слышать звон.
- Совершайте, как можно чаще, тактильные действия, пусть ребёнок чувствует ваши прикосновения. Называйте малыша ласковыми именами, а также части его тела.
- Приобретайте для крохи разные наборы для развития понимания цветов, формы, типов поверхности.
- Все предметы, которые попадают в поле зрения ребёнка, называйте своими именами, пусть привыкает.
Рекомендуем к прочтению:
- Режим дня ребенка в 5 месяцев;
- Питание ребенка в 5 месяцев;
- Какие игрушки нужны ребенку в 5 месяцев.
Ваш малыш уже такой взрослый, ещё чуть-чуть и он научится сидеть, у него появится первый зубик, вы начнёте вводить новые продукты в меню ребёнка. Но и сейчас он уже многого достиг, впервые назвал вас «мамой» или «папой». С каждым днём с ним всё интереснее играть, карапуз уже намного больше проявляет своё настроение и свои эмоции.
Вот так и пролетело уже пять месяцев жизни вашей крохи. А впереди ещё ждёт всё самое интересное.
Достижения ребенка к 9 месяцам
В этом возрасте ребенок имеет следующие достижения в сенсорно-двигательной сфере:
- хлопает в ладоши;
- берет большие предметы двумя руками и рассматривает их;
- удерживает маленькие предметы одной рукой;
- встает на ноги, воспользовавшись помощью взрослого.
Интеллектуальные способности включают в себя следующие действия:
- помнит вчерашнюю игру;
- повторяет слова из двух слогов;
- понимает взрослого;
- делает попытки при помощи жестикуляции объяснить свои действия и желания;
- реагирует на просьбы.
Ребенок пытается освоить речь. Если хотите, чтобы сын говорил правильно, общайтесь с ним медленно и четко, не коверкая слов.
Физическое развитие
На 9 месяце ребенок начинает ползать, лежа на животе и, вытягивая тело вперед, совершая боковые движения. Он может сидеть, опираясь на две или одну руку, пытаясь свободной дотянуться до игрушки. В это время дети уверенно стоят при поддержке мамы или папы. Они берут предметы большим и указательным пальцами, осваивая щипковый захват, поэтому следует удалить все мелкие предметы, чтобы они не попали в рот.
Дети готовятся к прямохождению, поэтому большое внимание нужно уделять физической активности, направленной на укрепление костного аппарата. Их все меньше привлекают мамины руки, они с удовольствием ползают и передвигаются по полу, удовлетворяя любопытство, рассматривая различные предметы
Дети меньше прибавляют в весе, т
к. много двигаются. При использовании ходунков они могут передвигаться, приседать и прыгать в среднем около 10 минут
Дети меньше прибавляют в весе, т. к. много двигаются. При использовании ходунков они могут передвигаться, приседать и прыгать в среднем около 10 минут.
В этом возрасте дети демонстрируют крепкую «хватку». Взяв палец или игрушку, они не собираются их отпускать до тех пор, пока не потеряют интерес. К этому времени у детей появляется 4-6 зубов. Для физического развития важны:
- ежедневная зарядка и массаж;
- тренировки кисти и мелкой моторики;
- ползание;
- занятия плаванием;
- активные прогулки.
Во время гуляния на улице дочь или сын должны меньше находиться в коляске. Позволяйте им понюхать цветок, потрогать лист, покопаться в песочнице, знакомиться с окружающим миром и исследовать его. Все это научит самостоятельности и разовьет любопытство.
Эмоциональное и психическое развитие
Дети внимательно наблюдают за действиями мамы и папы. Если раньше их привлекали знакомые лица, то теперь они увлеченно изучают их движения. Они начинают подражать им: надевать на голову платок, пытаться пить из чашки, складывать вещи в сумку. Они с удовольствием играют в «прятки». Внимательно наблюдают за тем, когда мама прячется за креслом или диваном и весело реагируют, когда она выглядывает.
Реакция на незнакомых людей индивидуальна для каждого. Одни с удовольствием общаются, другие пугаются и прячутся за маму. Следует предупреждать детей о приходе посторонних людей, и со временем младшие члены семьи поймут, что гости не представляют никакой опасности. Дети реагируют на интонацию взрослого и сами пытаются «играть» голосом, меняя громкий лепет на тихий.
Родители часто задаются вопросом, во что поиграть с девятимесячным ребенком, т. к. любимой забавой становится бросание игрушки на пол. Детей привлекают игры по своим правилам. Сидя на коленях взрослого, они бросают игрушку вниз и ждут, пока ее поднимут, чтобы повторить свои действия.
Ребенок знает свое имя, умеет при помощи жестикуляции выразить свои желания, реагирует на простые просьбы. Он пытается принимать участие в несложных действиях:
- вытягивает руки во время переодевания;
- может стянуть шапку;
- держит чашку двумя руками;
- уверенно держит ложку, но ест, в основном, при помощи рук.
Эмоциональные реакции становятся более яркими. Дети проявляют бурную радость, громко смеются, демонстрируют гнев. В этом возрасте ребенок не может играть самостоятельно, ему нужен партнер. Для детей 9 месяцев важны развивающие игры. Они должны быть направлены на развитие физических навыков и логического мышления.
Речь
Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок к развитию речи. В этом возрасте дети произносят сочетания звуков: «па-па-па», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Они не просто лепечут, а демонстрируют собственную речевую деятельность. Дети становятся сообразительными, хорошо понимают речь взрослых.