Что делать, если ребенок 1-1,5 лет боится ходить?
Но вот вашему крохе исполнилось полтора годика, а первых шагов все нет? Что делать в этом случае?
Для начала следует запастись терпением. Это то, что касается рекомендаций для родителей. Ведь им предстоит выяснить причину отказа малыша передвигаться вертикально.
Затем следует сходить на прием к следующим специалистам:
- Педиатру — осмотрит малыша, проверит его общее самочувствие и даст направления к более узким специалистам.
- Хирургу — врач уже более детально осмотрит мышечный корсет, состояние суставов.
- Неврологу — доктор убедиться у психомоторном здоровье крохи, изучит рефлексы и реакции на раздражители, проверит тонус мышц. Специалист вовремя заметит тревожные признаки и составит программу реабилитации. Поэтому стоит показать ребенка невропатологу в 3-4 месяца, чтобы убедиться, что малыш развивается согласна возрастной норме.
- Ортопеду — самый узкий специалист. К нему направляет обычно либо хирург, либо невролог, если есть подозрение, что с мышцами, суставами и костями малыша есть проблемы. Ортопеды называют несколько наиболее распространенных проблем: дисплазия тазобедренного сустава, гипертонус (мышцы постоянно напряжены) и мышечная дистония (тонус мышц одной половины тела отличается от тонуса другой половины).
При дисплазии суставов назначают широкое пеленание, лечебную гимнастику и плавание. При гипертонусе и мышечной дистонии советуют курс массажа, гимнастику и также плавание. Чтобы исключить эти моменты детей обычно направляют на профилактический осмотр ортопеда, также как и невролога, в 3 месяца. Но если вы не попали в назначенный срок, или врач просмотрел симптомы, то это в дальнейшем может спровоцировать проблемы с ходьбой.Поэтому врачи рекомендуют не пренебрегать визитами к специалистам в первый год жизни малыша.
Итак, хождение по врачам окончено, все специалисты дали заключение о полном здоровье ребенка, но чадо ходить все равно отказывается. Чем можно ему помочь?
Отвечают на этот вопрос нейропсихологи:
Не показывать своих переживаний по этому поводу
Видя, что родители нервничают, малыш и сам начинает волноваться, становится еще менее уверенным в себе.
Не ругать, не кричать, не понукать — от давления детки начинают испытывать стресс, что формирует негативное отношение к процессу хождения.
Уделяйте особое внимание физическому развитию малыша. Делайте по утрам зарядку и массаж. Двигательная активность укрепит мышцы, а мамино внимание и забота придадут сил
Вечером можно делать легкий расслабляющий массаж, погладить ножки и спинку, похвалите за успехи и скажите, что завтра будет новый день, наполненный интересными вещами
Двигательная активность укрепит мышцы, а мамино внимание и забота придадут сил. Вечером можно делать легкий расслабляющий массаж, погладить ножки и спинку, похвалите за успехи и скажите, что завтра будет новый день, наполненный интересными вещами
Стимулируйте малыша отрываться от опоры, кладите его любимые игрушки повыше, чтобы ему пришлось встать на ножки.
Играйте с ребенком. Особенно полезны игры с двумя взрослыми. Когда ребенок ходит от мамы к папе, от бабушке к дедушке, взрослые его хвалят, целуют или обнимают. Позитивные эмоции также помогут малышу быстрее освоить такой сложный способ передвижения, как ходьба.
Вот такие рекомендации и советы дают специалисты. И главное, что следует помнить — ваш ребенок — самый лучший, самый умный и красивый. Его стоит поощрять и направлять, но не подталкивать и заставлять. И тогда малыш будет вам благодарен.
Как быстро научить ходить
Часто родители спрашивают педиатров, как быстрее научить ходить ребенка. Те отвечают, что необходимо использовать гимнастику. Есть целый ряд упражнений, выполнение которых займет не более нескольких минут в день, а результат будет отличным. В их числе:
Стойка. Прежде чем научиться делать первые шаги, ребенок должен научиться стоять. Уже в 9 месяцев следует сажать его на корточки спиной к себе, а затем, придерживая под ручками, аккуратно приподнимать, заставляя выпрямить ножки. И так несколько раз. Подсказка: если поставить в это время ритмичную музыку, дело пойдет веселее.
Занятия на фитболе. Круглый мяч способен сослужить хорошую службу. Усаживайте на него ребенка спинкой к себе уже с 6 месяцев, чтобы развивать координацию и учить сохранять равновесие
Также можно укладывать на него кроху, животиком или спинкой, неважно. Главное, делать это постоянно и следить, чтобы действия приносили удовольствие.
Работа с коляской
До сих пор с умилением наблюдаю за детками, которые держась за свою коляску, учатся делать первые шаги. Мама или папа – на подстраховке. Сначала они придерживают кроху под ручки, затем – за одну ручку, а позже – и вовсе дают передвигаться без поддержки. Конечно, последнее – это уже высший пилотаж, но начинать идти к нему никогда не поздно.
Палки. Есть специальные палочки, которые можно приобрести в магазине. В высоту они – до метра и от обычных отличаются отполированной или обитой тканью поверхностью. Малышу их дают в обе руки, поверх его рук укладывают свои. Так и идут вместе, как на ходулях, поддерживая маленького ходока.
Веревка. Ее задача – заставить карапуза переставлять ножки, будто он делает первый шаг. Натягивают веревку посреди комнаты, можно несколькими дорожками между разными предметами мебели. Затем подводят его к ней, подталкивая переступить и так несколько раз. Когда он поймет суть, можно будет двигаться дальше и усложнять задания.
Занятия с обручем. Это вариант для тех, кто умеет стоять, но пока не умеет ходить. Обруч надевают на малыша таким образом, чтобы он взялся за него двумя руками. Потом передвигают, заставляя ребенка делать шаги вместе с ним.
Есть и другие способы обучения ходьбе, без посторонних приспособлений. Причем с них и советуют начинать специалисты, отвечая на вопрос о том, как правильно учить.
Первым делом нужно обучить ходить, придерживаясь за опору. Возможно это лишь в том случае, если карапуз умеет стоять. Его ставят с одной стороны кроватки (она предпочтительнее из-за прутиков в ряд), а сами становятся с другой. Дальше ребенка зовут к себе. Как вариант, можно поманить его игрушкой. Главное, не усердствовать, если начнет плакать, а перенести урок на более благоприятное время.
Теперь задача – научить бросать опору
Здесь важно сначала удерживать маленького исследователя за две ручки, потом можно одну бросать. Последовательность – гарантия успеха
Нельзя рано бросать, иначе ребенок не научиться чувствовать уверенность в себе, без которой ему будет сложнее затем ходить.
Первые шаги можно сделать вдвоем с мамой и папой. Они садятся друг против друга на небольшом расстоянии, а в своеобразный коридор ставят кроху. Один поворачивает его лицом к другому, удерживая под ручками. Другой зовет, выставляя руки характерным образом. Дальше ребенок пытается сделать шаг, когда первый родитель его бросает, а второй просто «создает подстраховку» из рук, но не держит.
Сначала шаги в стиле «от одного к другому» будут еле заметны, а время без контроля со стороны родителей – минимальным. Но если тренироваться ежедневно, оно будет увеличиваться
На этом этапе важно помогать, но не переусердствовать: сейчас одно неправильное движение способно перечеркнуть все. И в первую очередь это касается безопасности
Как научить ребенка ходить: несколько простых советов
Так как же научить ребенка ходить? Совет первый: проявите терпение. Часто встречаются беспокойные мамочки, десяти- или одиннадцатимесячные дети которых еще не ходят без помощи. На детских площадках такие родители без конца причитают по этому поводу и встревоженно расспрашивают других мам и врачей в поликлиниках, как научить ребенка ходить самостоятельно. Так вот, запомните: терпение, терпение и еще раз терпение. Не торопите ребенка и не ругайте его ни в коем случае, если он еще не осмелился сделать шаги без вас. По большому счету, малыши сами знают, когда пойти. Если этого еще не произошло, значит, организм и тело вашего карапуза еще не готовы к таким нагрузкам на опорно-двигательный аппарат.
Совет второй. При обучении ребенка ходьбе старайтесь заинтересовывать его и мотивировать. Малыши очень любознательные создания, и разжечь в них интерес к чему-то необычному и незнакомому довольно просто. Поставьте какой-то новый для ребенка предмет повыше, пусть он старается встать и дотянуться до него. Другой вариант – разместите игрушку в другом конце комнаты, но при этом позаботьтесь о том, чтобы малыш, если он рискнет пойти к ней, всегда мог держаться за опору. Страхуйте его, ведь неудачное и болезненное падение может надолго отбить желание продолжать учиться ходить.
Совет третий. Что еще необходимо знать родителям при поиске ответа на вопрос «как научить ребенка ходить»? Реже пользуйтесь коляской на прогулках, конечно, если вы не собираетесь проходить большие расстояния. На детской площадке ходите с малышом за ручку. Можно использовать специальные детские «вожжи» для грамотной подстраховки. Кроме того, на улице показывайте ребенку других деток, уже умеющих ходить и бегать, и рассказывайте о том, что они делают, описывайте их движения. Поверьте, ваш малыш уже многое понимает. Он даже может попытаться повторить за другим ребенком его действия. Дома старайтесь уменьшить использование ходунков, либо совсем откажитесь от них. Здесь, опять же, все индивидуально, но если вы всерьез задумались над тем, как научить ребенка ходить, ходунки могут вам в этом лишь помешать. Многие дети, привыкшие к их использованию, долго не могут научиться обходиться без них.
Совет четвертый: не забывайте про массаж. Если у вас нет прямых показаний для профессионального массажа, делайте хотя бы самый простой один-два раза в день (утром и вечером после купания). Он помогает разработать мышцы и простимулировать нервные окончания. Это необходимо, если вы переживаете по поводу того, как научить ребенка ходить самостоятельно. Кроме этого, проследите за тем, чтобы дома малыш почаще находился босиком. Если вы беспокоитесь из-за холодного или скользкого пола, приобретите носочки со специальной подошвой, которые также будут помогать стимулировать нервные окончания на стопах ребенка.
Совет пятый. Не стесняйте движения малыша: пусть он ползает, если ему хочется, ходит, держась за кроватку или диван, играет. Не мешайте ему, а лучше – играйте вместе с ним, учите перелазить через подушки или большие мягкие игрушки, помогайте ему забираться и спускаться с дивана. Многие мамы, терзая себя проблемой, как научить ребенка ходить, буквально заставляют его топать, придерживая под ручки. Это неправильно. Подобная помощь может только навредить еще не окрепшим ножкам и спинке малыша.
И главный совет – не зацикливайтесь на том, как научить ребенка ходить. Если малыш здоров, у него нет проблем с мышечным тонусом, и невролог не ставит вам какие-либо неприятные диагнозы, просто успокойтесь и ждите. Следуйте нашим нехитрым рекомендациям, и совсем скоро все обязательно случится.
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на “затылочную” ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.
Как помочь малышу
Если страх карапуза обусловлен боязнью упасть и удариться, то ваша задача оказать ребёнку подстраховку. Но не стоит наседать на малыша и уговаривать его снова пойти. Ребёнок должен самостоятельно принять такое решение, а вы должны вовремя оказаться рядом и оказать ему незаметную помощь. Бывает, что родители ребёнка, а особенно мама, сильно волнуются, что малыш будет падать и может покалечиться. Её волнения передаются ребёнку
Поэтому важно успокоиться и не паниковать. Если малыш лениться и передвигается ползком, то можно пойти таким путём: кладите игрушки, которыми он любит играть на определённую высоту и на видном месте
Тогда ребёнку придётся подняться из своего горизонтального положения, чтоб до них дотянуться
А рано или поздно он осознает, что гораздо проще передвигаться в вертикальном положении. Будьте осторожны с использованием ходунков. Лучше или вовсе исключить их, или минимизировать их использование. Кроме того, что малыш привыкает передвигаться таким способом, происходит задержка в своевременном развитии крупной моторики. Если причиной того, что малыш не ходит, стала неокрепшая мускулатура ребёнка, то нужно повременить, вскоре он всё-таки начнёт ходить. Но лучше поспособствовать этому. Можно делать массаж и проводить с ребёнком гимнастические упражнения. Это позволит укрепить его мышечный корсет и спину. Когда малыш не может ходить без опоры, не стоит его ругать за это и отказывать в своей помощи. Так карапуз ещё сильнее уйдёт в себя и не станет ходить самостоятельно
Важно, чтоб малыш почаще гулял со своими сверстниками, особенно с теми, которые уже начали ходить. Он увидит, что это безопасно, а в скорости и сам захочет попробовать
Будьте готовы к тому, что, возможно, ваш малыш ещё просто не готов встать и пойти, и дело вовсе не в страхах. Поэтому запаситесь терпением. Скоро и ваш карапуз сможет порадовать первыми самостоятельными шагами.
Выяснить причины
Как священник я с такими ситуациями сталкивался не раз и знаю, что обычно они не случайны. Когда начинаю разбираться в том, что же послужило причиной такого поведения ребёнка, нередко выясняется, что в недавнем времени он чего-то или кого-то сильно испугался. Чаще всего негатив вызвало общение с незнакомым человеком. Например, осматривал врач в поликлинике или медсестра делала неприятные процедуры. Малышу было больно, он запомнил эти ощущения — и у него сформировалось понятие, что если кто-то чужой тянется к нему, то это не предвещает ничего хорошего. Он опасается, что сейчас произойдёт что-то плохое — и начинает плакать. Это защитная реакция, и она абсолютно нормальна. Ребёнок пытается защищать свои границы, которые у него уже частично сформировались.
Как помочь ребёнку и научить его ходить без опоры: советы психологов
Сформировать у ребёнка навык самостоятельного хождения поможет правильное поведение родителей. Если малыш вообще не хочет передвигаться без поддержки, а врачи не выявили у него отклонений, не стоит волноваться. Ведь в этом вопросе норма индивидуальна для каждого. Не спешите, не ругайтесь, не заставляйте, а лучше обеспечьте правильное физическое и эмоциональное развитие, попробуйте научить ходить, используя советы психологов.
Подражание и любопытство свойственны детям. Стоит этим воспользоваться. Заинтересуйте карапуза, пусть он захочет встать и пойти, чтобы дотянуться до красивой и яркой игрушки. Ищите возможности чаще бывать с ним в кругу сверстников или более взрослых малышей, которые уже хорошо ходят и даже бегают.
Не лишайте кроху самостоятельности и обеспечьте свободу передвижений. Да, вам спокойнее от того, что он во время прогулки сидит в коляске. Но это только помешает ему научиться ходить.
Не пытайтесь ограничить его от падений и не паникуйте, если это случится. Без ошибок ничему нельзя научиться.
Не злоупотребляйте ходунками. Часто ребёнок просто ленится передвигаться без поддержки, поскольку ему и так удобно: не нужно напрягать мышцы, чтобы подойти и взять то, что хочется.
Как поступить, если малыш вдруг начал бояться ходить
Некоторые дети, сделав первые шаги вовремя, неожиданно начинают испытывать страх перед самостоятельным передвижением
Что же делать родителям в такой ситуации? Психологи советуют не паниковать и не акцентировать внимание ребёнка на проблеме.
Не нужно принуждать его, но можно помочь справиться с боязнью
Главное — успокоиться, не ругать малыша, не показывать ему собственную тревогу, так как это может спровоцировать неуверенность в своих силах.
Важно уделять достаточно времени физическому развитию крохи.
Побуждайте карапуза к ходьбе, заинтересуйте его игрой или чем-то другим, что заставит сделать шаги без поддержки. Старайтесь создать положительное эмоциональное поле вокруг проблемной темы.
Если часто водит малыша на прогулку в компании сверстников, это поможет победить его страх.. Не увлекайтесь такими детскими товарами, как ходунки или вожжи
Некоторые педиатры, в том числе и Евгений Комаровский, считают, что соотношение пользы и вреда при использовании данных гаджетов не всегда оправдано. Кроме того, часто у ребёнка возникает страх перед ходунками: он боится такой неизвестной и большой игрушки или воспринимает её как наказание
Не увлекайтесь такими детскими товарами, как ходунки или вожжи. Некоторые педиатры, в том числе и Евгений Комаровский, считают, что соотношение пользы и вреда при использовании данных гаджетов не всегда оправдано. Кроме того, часто у ребёнка возникает страх перед ходунками: он боится такой неизвестной и большой игрушки или воспринимает её как наказание.
Малыш не ходит в годик: что делать — видео
Не забывайте, что терпение, внимание и поддержка — важные качества родителей. Если умело направлять ребёнка, не заставляя и не раздражаясь, когда что-то не получается, свои первые шаги он сделает с радостью и без боязни. Последнее обновление статьи: 05.04.2018 г
Последнее обновление статьи: 05.04.2018 г.
В определённый момент многие мамы и папы начинают размышлять над тем, как научить ребёнка ходить. Вопрос этот может возникать в том случае, если родителям кажется, что навык хождения по каким-то причинам у их чада задерживается. Однако следует понимать, что у каждого ребёнка это умение возникает в своём возрасте, вот почему, по меньшей мере, неразумно равняться на знакомых малышей.
Детский психолог
Существуют несколько несложных, но эффективных упражнений и методов, которые позволяют укрепить детский позвоночник, развить мышцы нижних конечностей и стимулировать интерес ребёнка к познанию окружающего мира.
Прочитайте в статье детского психолога, какие самые популярные и распространённые можно использовать на первом году жизни ребёнка.
Как родители могут помочь ребенку пойти самостоятельно
Родители – это самые важные в жизни малыша люди, поэтому их помощь и поддержка – неоценимый вклад в освоении новых навыков. Теперь, когда известны основные причины того, почему ребенок боится ходить самостоятельно, можно найти несколько решений этой проблемы:
- Эмоциональный фон крохи наполовину зависит от того, что чувствуют его родители. Если мама боится, что он будет ходить, упадет и ударится, вероятнее всего, что страх неудачи передастся и малышу. Если мама не переживает, а подбадривает при каждом новом шаге, то и он чувствует себя спокойно и уверенно, ходит спокойно.
- Если ребенок боится ходить самостоятельно без руки папы или мамы, не надо его ругать или стыдить. Это порождает новый стресс и новый отказ от самостоятельного хождения. Похвалить, пожалеть, приласкать – и вот он уже сам хочет сделать ответные шаги в сторону родителей.
- Физическое развитие – важный момент в решении обозначенной проблемы. Если с малышом постоянно занимаются, делают массаж, утреннюю зарядку, приветствуют водные процедуры, то и организм развивается и укрепляется быстрее. Если кроха постоянно физически активен, то и страх первых шагов ему не грозит.
- Исследование дома – лучшая активность. Это не значит, что чадо может бить посуду на кухне или копаться в стиральном порошке в ванной. Это означает то, что малыш не должен быть «засунут» в ходунки или посажен в манеж. Конечно, эти приспособления иногда очень выручают молодую маму, но злоупотреблять ими не стоит. Ребенок, привыкший к «ограниченному» пространству манежа или седлу ходунков, не может привыкнуть к большим расстояниям и вне своих привычных «рамок» ему становится очень страшно.
- Если ваш ребенок, которому 1 год, боится ходить самостоятельно, «заразите» его своим примером – покажите дома и на прогулке, как это весело – ходить и бегать.
У каждого ребенка свой срок, когда он сможет легко и уверенно сделать первые шаги. Дождитесь этого времени, не торопите и не сравнивайте малыша с другими.
Советы психологов в данной ситуации
Очень важно при воспитании детей не вестись на капризы ребёнка и не приучать к ношению на руках — это может стать ещё одной причиной для отказа от самостоятельного хождения
Кроме того, профессионалы обращают внимание на следующее:
- не стоит кричать или стыдить малыша, это только усугубит ситуацию и приведёт к стрессу;
- приласкать и быть более нежными и ласковыми с крохой — вот залог успеха, ведь поддержка родителей очень значима для детей;
- обязательно физически развивать маленького человека, так ему будет проще сделать первые шаги без страха;
- необходимо выходить с карапузом на детскую площадку или в любое место, где есть дети. Он будет видеть малышей, которые спокойно и без страха ходят и бегают, и, несомненно, начнёт за ними повторять;
- показать пример и дать простор. Ребёнку, который ограничен манежем или ходунками в маленькой комнате, будет сложнее передвигаться в дальнейшем на большие расстояния. Возьмите кроху и съездите, к примеру, на пляж — там и места много, и ему самому будет интересно самостоятельно оставлять следы ножек на песке.
Набравшись терпения и приложив некоторые усилия, вы будете вознаграждены первыми шагами ребёнка
Важность физического развития детей
- Ребенку нужно много двигаться. Занимайтесь с малышом гимнастикой, ходите на плавание, окружайте его привлекательными стимулами, заставляющими двигаться. Манеж, ходунки, долгие прогулки в коляске в состоянии бодрствования и другие способы ограничить малыша и обеспечить безопасность — все это снижает вашу тревогу, но мешает развитию ребенка.
- Давайте ребенку шанс показать, на что он способен. Чтобы не затягивать с первыми шагами, не берите ребенка на руки, когда хотите перенести его с места на место. Наоборот, поощряйте его попытки передвигаться самостоятельно, вместо того чтобы всегда рассчитывать на вас.
- Учитывайте особенности ребенка. Бывает, что вполне хорошо физически развитые малыши не проявляют достаточно интереса к ходьбе. Конечно, важен темперамент: спокойные дети не спешат сделать первые шаги в отличие от своих более активных сверстников, так же, как и крупные малыши в сравнении с невысокими и стройными ровесниками.
- У ребенка должна быть причина для того, чтобы встать и пойти. Развивайте и поощряйте самостоятельность: вы не всегда будете рядом с ним, пора понемногу учиться добиваться желаемого самому! Попробуйте заинтересовать ребенка чем-то, что находится выше уровня пола. Например, если ребенок играет с игрушками на полу, расположите некоторую их часть на журнальном столике или книжной полке выше уровня пола. Также можно разместить игрушки не в одном месте в детской, а распределить их на уровне глаз ребенка по всему доступному пространству. Это может повысить мотивацию к овладению навыками ходьбы.
- Позвольте ребенку учиться самому. Если мама, папа или старшие родственники пытаются страховать ребенка от падения — например, придерживая его затылок ладонью, — это приводит к нарушению равновесия. Малыш вместо того, чтобы выстраивать ось вертикально, опираясь на ножки, пружиня и раскачиваясь из стороны в сторону, начинает переносить часть веса на ладонь взрослого и заваливаться назад без опоры. Ребенок должен освоить ходьбу сам. Это его работа, помощники тут только помешают.
Сроки появления навыка
Первые шаги ребёнка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.
Нормой принято считать, если малыш пошел в срок от 9 до 16 месяцев.
В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?
- очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует;
- рано. Если ребёнок пошёл в 9 месяцев, то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения;
- поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.
Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.
Если же младенец сильно косолапит, ходит на носочках или изобрёл свой собственный, не совсем адекватный способ передвижения, нужно показать его ортопеду и невропатологу.
Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.