Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.
Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.
Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.
Юридическая сторона вопроса
В России не прецедентное право, да и закона, регулирующего возраст, с которого можно оставлять детей одних дома, нет. Судебное преследование грозит родителям только в одном случае: если ребенку был причинен вред. Согласно статье 61 Семейного Кодекса РФ, родитель полностью отвечает за ребенка до достижения им совершеннолетия (18 лет). Если родитель оставил ребенка без присмотра, ему может грозить административная ответственность по ст. 5.35. КРФоАП: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних». В некоторых случаях родитель может быть привлечен к суду и по статье 125 Уголовного Кодекса РФ «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние».
Таким образом, в задачи современного родителя в первую очередь входит благополучие ребенка — даже если самого его нет рядом. Как сделать так, чтобы ребенок не причинил себе вреда, и сохранить квартиру в целости? Как при этом — хотя бы даже случайно — не травмировать его психику?
Один дома — как понять, что ребенок готов?
- Он спокойно обходится без мамы от получаса до 2-3 часов и даже более.
- Он не боится играть в комнате при закрытой двери, не страдает клаустрофобией и не боится темноты.
- Он умеет пользоваться средствами связи (телефон, «мобильник», скайп и пр.).
- Он сможет набрать ваш номер (или папин) и сообщить о проблеме.
- Он знает, что такое «нельзя» и «можно», «хорошо» и «плохо». Что фрукты нужно мыть, к окнам подходить опасно, двери чужим не открывают, а розетки — источник тока.
- Он способен налить себе воды и взять из холодильника йогурт, молоко, колбасу для бутерброда и пр.
- Он уже достаточно ответственный, чтобы убирать разбросанные игрушки, чашку ставить в раковину, ложиться спать вовремя, мыть руки перед едой и пр. Вам уже не приходится контролировать такие мелочи.
- Он не впадет в истерику (или обиду), если вы оставите его на час-два.
- Он знает, что полиция приезжает, если позвонить на «02», скорая — на «03», а пожарная — «01».
- Он способен позвонить соседям в случае какой-либо опасности или проблемы.
- Он понимает — почему мама должна ненадолго оставить его в одиночестве.
- Он не против стать на пару часов взрослым и самостоятельным.
Каждый положительный ответ — это «плюс балл» к уровню самостоятельности вашего чада. Если вы набрали 12 баллов, мы можем вас поздравить — ваш ребенок уже достаточно большой, чтобы провести без вас пару часов.
Однозначно нельзя оставлять малыша одного дома, если вы ответили отрицательно на большинство вопросов теста.
Как его подготовить?
На первый раз будет достаточно 10-15-ти минут вашего отсутствия. Этого хватит, чтобы, например, сбегать за молоком (и большой конфетой для вашего смелого чада).
Период своего отсутствия увеличивайте постепенно. Нельзя сразу сбегать на полдня — сначала 15 минут, потом 20, потом полчаса и т.д.
Ребенка младше 8-ми лет не рекомендуется оставлять более чем на час-полтора. Малыш может просто заскучать, и не факт, что найденное им занятие вас обрадует. Заранее подумайте, чем вы займете ребенка.
Ваш ребенок должен четко понимать — куда вы уходите, с какой целью оставляете его одного и в какое время вернетесь. Вы обязаны быть пунктуальными — нельзя опаздывать ни на минуту. Во-первых, ребенок может решить, что опаздывать и не держать слово — это норма. Во-вторых, он может запаниковать, ведь у детей 7-9 лет крайне велик страх, что с родителями может что-то случиться.
Вернувшись, поинтересуйтесь, чем он занимался. Не нужно сразу бросаться к плите или стирке — сначала ребенок! Узнайте, чем был занят, не было ли ему страшно, не звонил ли кто. И обязательно похвалите его за то, что смог провести пару часов без мамы. Совсем как взрослый.
Не ругайтесь, если он успел немного нахулиганить. Ведь пустая квартира без мамы в полном его распоряжении — это настоящий «кладезь» приключений.
Обязательно (и всегда) компенсируйте малышу то время, которое вы у него «отняли» своим отсутствием
Да, вам надо работать (заниматься делами), но ребенку важнее ваше внимание. Он никогда не поймет, что вам нужно «зарабатывать денюжку», если после долгого отсутствия вы не проведете с ним время, не поиграете, не сходите на прогулку и пр.
Как подготовить ребенка к пребыванию дома без взрослых
Современные дети вынуждены часто оставаться одни дома. Родителям приходится много работать, к тому же у них имеются свои сугубо взрослые дела. А бабушки с дедушками живут далеко. Однако ребенок в такие моменты не чувствует себя брошенным. Он знает, что у него есть заботящиеся мама и папа, которые, скорее всего, ради этой заботы и оставляют его на какое-то время одиноким хозяином в доме. И, тем не менее, нельзя просто взять и оставить ребенка на полдня одного.
Приучайте ребенка к самостоятельности постепенно. Первое время можно ограничиться десятью минутами. Этого времени хватит для посещения ближайшего магазина. Далее отсутствие мамочки постепенно увеличивается до 20, после до 30 минут. Нельзя, чтобы до 8-летнего возраста дети оставались одни более чем на 1,5-2 часа
Важно, чтобы ребенок понимал причину, по которой он остается один дома. Всегда сообщайте, во сколько будете дома и не опаздывайте ни на минуту
Ребенок может запаниковать, особенно если ему меньше 10 лет. В период с 7 до 9 лет детки очень боятся, что с их родителями может что-то случиться. Обязательно оставьте ребенку телефон, заранее убедившись, что он заряжен, и звоните ему каждые полчаса. Если у него еще нет мобильного, снабдите его им и запрограммируйте «горячие клавиши» на номера обоих родителей и близких родственников, чтобы в случае необходимости он мог позвонить кому-нибудь из взрослых, нажав на одну цифру. Вернувшись, поинтересуйтесь у ребенка, чем он занимался, не было ли ему страшно. Не ругайтесь, если малыш успел немного нахулиганить. Поведение детей, остающихся в пустой квартире, всегда выходит за границы дозволенного мамой. Причина тому – обычное любопытство. Помните, в квартире ребенка подстерегает множество опасностей. Перед выходом из дома убедитесь, что убрали подальше все лекарства, острые предметы, спички и зажигалки, перекрыли газ и т. д. Весьма вероятно, что любопытный малыш внимательно осмотрит весь дом. Поэтому желательно подальше убрать любые вещи, которые представляют ценность (украшения и важные документы) или по поводу которых вы бы не хотели объясняться с детьми (например, презервативы).
Даже если ребенок у вас послушный, самостоятельный и не пугливый, даже любит немного похозяйничать дома один, он вряд ли достаточно организован в свои 8-10 лет, чтобы первым делом поесть и выучить уроки, а потом уже заняться играми или чем-то другим, что более легко и интересно. Поэтому контролировать его все-таки придется, но делать это нужно не навязчиво.
Инструкция по безопасности для мам:
- Ребенок должен в-точности знать свой адрес, ФИО родителей, соседей, бабушки с дедушкой.
- Дополнительно все номера для связи следует написать на стикерах (на спец/доске) и вбить в память телефона, который естественно нужно зарядить перед уходом.
- Также следует написать (и вбить в память телефона) все номера экстренных служб помощи — скорая помощь, полиция, пожарные, МЧС, служба газа.
- При хороших отношениях с соседями можно договориться с ними — периодически проверять ребенка (по телефону или напрямую). Оставьте им комплект ключей на «всякий пожарный».
- Если есть возможность — установите видеокамеру с трансляцией-онлайн. Так вы сможете приглядывать за чадом прямо с телефона. Конечно, «подглядывать нехорошо», но безопасность ребенка важнее. Пока вы не убедитесь, что он уже достаточно самостоятельный, этот метод поможет избежать многих проблем.
- Оставьте ребенку все возможные средства связи — стационарный телефон и «мобильник». По возможности — скайп (если дитя умеет им пользоваться, и ему разрешено пользование ноутбуком).
- Если вы оставляете ребенку ноутбук — заранее обеспечьте безопасность чада в интернете. Установите детский браузер или спец/программу (прим. — род/контроль), защищающую ребенка от вредного контента.
- Вместе с чадом нарисуйте (и обсудите!) плакаты-памятки о наиболее опасных участках и предметах в квартире — газ включать нельзя, открывать двери нельзя, залезать на подоконники нельзя, спички — не игрушки, лекарства опасны, и пр. Повесьте их на видное место.
- Звоните ребенку каждые 20-30 минут. Он должен знать, что мама про него не забыла. И научите отвечать на чужие звонки. Объясните, что категорически нельзя никому сообщать, что «взрослых нет дома», свой адрес и прочие детали. Даже, если тетя «на том конце» говорит, что она — мамина подруга.
- Напомните малышу, что лучше положить трубку, перезвонить маме и сообщить ей о странном звонке.
- Двери никому открывать нельзя — это малыш должен усвоить на 100%. Но этого мало. Не забудьте объяснить, как действовать и у кого просить помощи в экстремальной ситуации. Например, если кто-то настойчиво стучится в дверь или даже пытается ее взломать.
- Не перегружайте чадо инструкциями — он все равно их не запомнит. Продумайте, что запрещать ребенку, а что запрещать нельзя. Нарисуйте таблички и развесьте их в нужных местах. Над розетками, рядом с газовой плитой, на входной двери и пр.
- Предусмотрите каждую мелочь. Окна должны быть тщательно закрыты (лучше, если установлены стеклопакеты со спец/замками на ручках), все хрупкие и опасные предметы убраны максимально далеко, лекарства (ножи, лезвия, бытовая химия, спички) спрятаны, газ перекрыт, розетки закрыты заглушками, провода убраны за плинтуса и пр. Выполните все правила безопасности для детей дома!
- Объясните, почему нельзя выходить из квартиры. Идеальный вариант — дополнительный замок, при котором дверь изнутри открыть будет нельзя.
- Если дитя еще не умеет пользоваться микроволновкой (про газ и речи не идет — его лучше просто не включать), оставьте для него продукты, которые не нужно подогревать и готовить. Хлопья с молоком, йогурты с печеньем и пр. Чай оставьте ребенку в термосе. Также можно приобрести специальный термос для обеда — если малыш проголодается, он просто откроет термос и положит себе теплый обед в тарелку.
- Если ваши «срочные дела» находятся недалеко от дома, можно использовать рации с определ/радиусом действия. Этот способ связи обязательно понравится малышу, а вам будет спокойнее.
Когда слишком рано для свободы
Формальными признаками психологического неблагополучия ребенка является появление страхов и растерянности, при этом у него падает инициатива. Это происходит, когда оказывается, что ему слишком рано предоставлять свободу, его психика еще не созрела. Ребенок начинает жаться к маме: «Я туда не пойду, я туда не хочу!».
Надо дать ребенку время, советует Руфина Кашапова, чтобы он привык к свободе, чтобы у него был благополучный телесный опыт освоения нового пространства рядом с родителем. Желательно, чтобы мама была возле, но не контролировала. Когда такой опыт благополучного освоения мира имеется, можно все дальше и дальше отступать за спину ребенка. Он должен чувствовать, что родители есть, но не препятствует свободному движению вперед.
С психологической точки зрения, ребенок готов оставаться один к 6 годам. Попробуйте сначала оставить его на полчаса, может быть, даже на 15 минут, отойдя в магазин за хлебом. Затем можно постоянно увеличивать этот период, а потом обсуждать с ребенком, каково ему было, когда мамы не было рядом. Это проговаривание необходимо, ведь мама только так может получить представление о том, каково было ребенку, а сам он может и не сказать этого вслух. Не потому, что это тайна, а потому, что ему не пришло в голову, он уже отвлекся на что-то другое.
Второй важный момент проговаривания — ребенок размещает свое беспокойство, отдает его маме. Причем мама в любом случае должна предоставить поддержку: «Ты молодец, справился» — даже если ребенок был зажат от ужаса, сидел в углу, — он молодец. «Тебе было немного страшно, но посмотри, — говорите вы ребенку, — ты в порядке, жив и здоров, дом цел, значит, ты справился».
Кроме того, родитель должен адаптировать ребенка к разным бытовым вещам. Надо дать ему возможность постепенно осваивать бытовые приборы. У каждого ребенка это получается в свое время: у кого-то с 2-х, у кого-то с 4-х лет.
Подведем итог: родителю нужно не бояться давать ребенку осваивать бытовое пространство и постепенно увеличивать время его свободы. При этом у ребенка всегда должно быть ощущение того, что родитель у него «за спиной», защищает.
Две главные причины страхов у детей
Это не опечатка, действительно, базовых причин детских страхов только две
Глубокое понимание этих причин очень важно для того, чтобы не слушать бессмысленных или откровенно вредных советов, а также для того, чтобы родители сами могли помочь своему ребенку избавиться от любых необоснованных страхов
Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают — самое время обратиться к системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Итак, главные причины детских страхов:
- Нарушение чувства безопасности и защищенности у ребенка.
- Наличие у ребенка зрительного вектора.
Ребенок боится оставаться один, если не уверен в надежности родителей
Представьте: вы — маленькое и беззащитное существо и вся ваша жизнь зависит от одного великана, который может заботиться о вас, защищать вас от опасностей, приказывать другим великанам, чтобы они тоже заботились и не обижали вас. А может и забыть о вас или, наоборот, начать кричать, ругаться и пугать вас. Или ваш великан, может быть, сам слабый и неуверенный, боится всего на свете, а особенно других великанов. Сможет ли он защитить вас? Как вы будете чувствовать себя в этом случае?
Чувство безопасности и защищенности — база для развития любого ребенка. Более подробно об этом основополагающем концепте читайте в статье.
Если ребенок в 3-4 года боится оставаться один — может быть, он не уверен в том, что мама обязательно вернется? Может быть, вы покидали его слишком надолго или оставляли с незнакомыми людьми? Такое случается, когда малыш попадает в больницу, например, а мать к нему не пускают. Или когда сама мама неожиданно попадает в больницу или уезжает в роддом за новым ребеночком, а малыш оказывается совершенно не подготовленным к этому и чувствует себя брошенным.
Если мама и папа ругаются и выясняют отношения при ребенке, особенно когда звучат смыслы «Уходи и не возвращайся!» или «Уйду и не вернусь!», то у ребенка просыпается неосознанный, непроговариваемый страх потерять семью . Он боится оставаться дома один, потому что опасается, что кто-то из родителей, особенно мама, может уйти навсегда и не вернуться.
Если мама воспитывает ребенка одна, если она замучена, разрывается между работой и домом, не уверена в себе и своем завтрашнем дне, ребенку автоматически и неосознанно передается эта неуверенность, он теряет чувство защищенности и безопасности. В зависимости от векторов ребенка это может выражаться по-разному, например тем, что он боится оставаться один. И чем меньше ребенок, тем больше состояние матери влияет на него.
Или, возможно, в ваше отсутствие приходил пьяный сосед, кричал, угрожал, барабанил в дверь и тем самым вызвал ужас у вашего малыша. И теперь он так напуган, что боится даже вам рассказать о случившемся. Такое бывает, когда ребенок не уверен, что вы гарантированно сможете защитить его от обидчика.
Если ваш ребенок боится оставаться один, хорошенько подумайте, какие у него есть основания не доверять вам?
Как понять, что ребенок готов принять ответственность за самого себя
Будьте объективны, отвечая себе на вопрос, готов ли ваш ребенок оставаться время от времени один дома. Одни дети в 6 лет способны разогреть себе обед и готовы самостоятельно проехать пару остановок на автобусе, другие еще в 10 лет боятся темноты, поэтому спят, крепко обхватив мамину руку.
Возраст – лишь один из факторов, который нужно брать во внимание, принимая решение оставлять ребенка без присмотра или нет. Родители должны учитывать уровень организованности своего малыша, особенности его характера, степень эмоциональности и любознательности
Ниже дан список вопросов, ответив на которые, будет проще понять: ребенок уже достаточно большой и сможет пару часов провести без взрослых или он еще не в состоянии позаботиться о себе сам.
Что нужно выяснить:
- не боится ли ребенок темноты и не пугается ли он неожиданных звуков;
- в состоянии ли он обходиться без мамы в течение получаса и более (ребенок знает, чем себя можно развлечь, когда взрослые заняты);
- способен ли он самостоятельно наливать себе воду, брать из холодильника еду и разогревать ее хотя бы в микроволновке;
- умеет ли ребенок пользоваться телефоном, открывать и закрывать двери;
- выработались ли у него навыки безопасного поведения (он знает, что нельзя открывать окна, совать посторонние предметы в розетки и т. д.);
- понимает ли он, почему мама вынуждена его оставлять ненадолго одного, и, главное, не против ли он быть таким самостоятельным.
Перед тем как оставить ребенка одного дома, пусть даже ненадолго, следует поинтересоваться, что он сам думает по этому поводу. Одни дети любят, когда квартира остается в их полном распоряжении, другие сидят и дрожат, пока домой не вернется кто-нибудь из взрослых.
Если дома предстоит оставаться двум и более детям, подумайте, умеют ли они решать спорные вопросы мирным путем. Как часто они ссорятся? Переходят ли эти ссоры в драки? Если взрослым часто приходится вмешиваться в детские игры, возможно, следует подумать о том, чтобы братья и сестры проводили время после школы в разных местах.
Важно: есть детки, которые боятся не столько находиться дома одни, сколько брать ответственность за самих себя. Оставаясь без присмотра, они превращаются в сторожевых собак: начинают прислушиваться к каждому шороху и бояться, сами не зная чего
Как правило, такие соглашаются оставаться одни, но делают это крайне неохотно.
Чем занять детей, которые остаются одни дома
Помните: ваш ребенок должен быть занят! Если ему станет скучно, он найдет себе занятие самостоятельно, и им может оказаться, например, помощь маме с глажкой белья, поиск запрещенных предметов или еще чего похуже.
Поэтому заранее подумайте — чем занять чадо.
Речь пойдет о детях 7-9 лет (деток помладше оставлять одних просто нельзя, а дети после 10-12-ти лет уже вполне способны занять себя сами).
- Скачайте ребенку его любимые мультики и установите их последовательный показ (вдруг, малыш не умеет пользоваться пультом или потерял его).
- Дайте ему задание, например, нарисовать несколько красивых больших рисунков для домашней «выставки» к папиному приходу. А заодно — красиво расставить игрушки в комнате, построить замок из конструктора, украсить дом-коробку для кота (заранее обклейте ее белой бумагой) или нарисовать эскизы тех игрушек, что вы вместе сошьете после вашего возвращения.
- Если вы позволяете ребенку сидеть за ноутбуком, установите для него полезные и интересные программы (желательно, развивающие) — за компьютером время летит незаметно, и чадо просто не заметит вашего отсутствия.
- Предложите ребенку поиграть в «пиратов». Пусть он спрячет свою игрушку (клад) и нарисует для вас особую пиратскую карту. После возвращения найдите «сокровища» под звонкий хохот ребенка.
- Оставьте ребенку журналы с раскрасками, кроссвордами, комиксами и пр.
- Если где-нибудь на полке лежит пачка ненужных глянцевых журналов, можно предложить малышу сделать коллаж. Задайте тему, выдайте лист ватмана, клей и ножницы.
- Купите набор для моделирования. Мальчишек хлебом не корми — дай что-нибудь склеить (самолеты, танки и пр.). Можно приобрести подобный набор, состоящий из объемных пазлов (для него клей не нужен, если вдруг вы боитесь, что кошку приклеят к ковру). Девочке можно взять набор для создания замка принцессы (фермы и пр.) или набор для создания одежды бумажной кукле.
Планируйте занятия для чада, исходя из ЕГО интересов, а не своих требований. Иногда лучше отойти от принципов, если на кону безопасность вашего ребенка.
Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами
Нам очень важно знать Ваше мнение!
Действовать постепенно
Руфина Кашапова, практический психолог, основатель «Натуральной школы», считает: готовить ребенка к тому, что когда-нибудь мамы и папы не будет рядом, надо постепенно. Первая сепарация происходит в 9 месяцев, следующий этап — от 2 до 4 лет, затем — к 5-6 годам. Задача родителя — помочь ребенку пройти все эти стадии благополучно. Это значит, что, с одной стороны, надо приветствовать отделение ребенка, а с другой, — не навязывать.
«Ребенку нельзя предоставлять слишком много самостоятельности, иначе он может просто потеряться в этой свободе, почувствовать себя одиноким и заброшенным, ему будет страшно. Но нельзя и противостоять формированию самостоятельности, чтобы ребенок не боролся, не возмущался. У родителей должно быть ощущение меры: сколько самостоятельности предоставлять, начиная с самого первого этапа, когда младенец учится ползать, что-то открывать, искать. И каждый раз мера находится заново
Этот баланс выстраивается только в контакте с ребенком, здесь важно, чувствует ли родитель благополучие своего чада, хорошо ему или нет»
Самые необходимые правила
Перечислим основные моменты, которые должны запомнить родители и которые нужно объяснить детям.
Правило 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме должен соблюдаться не только для красоты, но и для безопасности. Если ребенок маленький, лучше ему вовсе не брать такие предметы, когда он один.
Правило 2. «Никогда не тяни за электрический провод руками. Не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них».
Правило 3. «Не пробуй никакие лекарства: они невкусные и, скорее всего, ядовитые».
Правило 4. «Не трогай никаких упаковок с бытовой химией, ею можно отравиться».
Отдельный блок правил связан с поведением во время утечки газа. Надо донести до ребенка мысль о том, что газ очень опасен. Оптимально, конечно, на время вашего отсутствия перекрыть газовый вентиль, однако ребенок все равно должен знать, что делать в случае, если он учует запах газа.
Правило 1. Срочно скажи о запахе взрослым.
Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.
Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.
Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04.
Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.
Также следует ознакомить подрастающего человека с правилами поведения во время пожара. Число детей, погибших при пожарах, никогда не было в России маленьким, однако, по статистике, представленной в ноябре 2018 года, в прошлом году эта цифра выросла почти на 20%.
Возраст, в котором дети могут оставаться одни дома
Взрослые стараются не оставлять детей до 12 лет дома без присмотра. Из-за повышенной тревожности своих родителей большинство мальчиков и девочек либо коротают вторую половину дня на продленке, либо проводят время с бабушкой или дедушкой, либо сразу после школы посещают секции и кружки. В результате вырастает поколение, не умеющее себя организовать. А между тем возраст до 12 лет – именно тот период, когда ребенка можно научить распоряжаться собственным временем. Далее наступает подростковый возраст, вступая в который, дети становятся менее контролируемыми, так как «разучиваются» слушать родителей.
С точки зрения психологов, детей можно оставлять одних дома с 7 лет. Разумеется, при условии, что ребенок организован, внимателен и не охвачен страхами. Начинать следует с небольших 15-минутных промежутков, постепенно увеличивая время своего отсутствия.
Важно: родители обязательно должны учитывать психологическое состояние школьника и быть уверенными в том, что он будет следовать необходимым рекомендациям
Хищные бытовые приборы
О технике безопасности детей дома рассказал Евгений Лапочкин, поисковик и старший по обучению поискового отряда «Лиза Алерт», технический директор в центре формирования навыков безопасности «РИКОН».
«Лиза Алерт» проводит тренинги для детей, обучая, что ребенку на улице нельзя ни с кем уходить, даже если это кто-то знакомый, где-то страдает кошечка или собачка и так далее
Любой взрослый может оказать себе помощь сам, не привлекая ребенка, — вот что важно донести до своих детей. Эти правила касаются и нахождения детей одних дома
Основная опасность здесь, с технической точки зрения, это плиты, газовые баллоны, зажигалки. Надо рассказывать об этом детям, объяснять им, может быть, даже показывать ролики о пожарах. На втором месте стоит электричество, потому что в розетки пихается все, что может туда влезть. На третьем месте — вода. Открыть кран и налить тонну воды на пол запросто может любой ребенок.
Существует чисто техническое решение этих проблем — это системы класса «умный дом», которые фиксируют все возможные утечки: воды, газа и пр. Можно подключить и камеры, и сигнализации, чтобы контролировать все, что происходит дома дистанционно, по мобильному гаджету. Так родителю будет гораздо спокойнее.
Но тут возникает вопрос: кто будет реагировать. Вот на полу появилась вода, а ребенок не может впустить незнакомых, потому что взрослому человеку помощь от ребенка не потребуется, — мы об этом постоянно говорим, это основа безопасности. То есть позвонить в дверь должен кто-то знакомый, например, бабушка из подъезда, соседка, подруга. Но вы должны этому человеку доверять.
Пугать ребенка, рассказывая ему об опасностях, уточняет Евгений Лапочкин, — нельзя, иначе ребенок вам потом это «вернет». Можно что-то объяснять словами, но дети совершенно иначе мыслят, слова для них — только слова. Должно задействоваться образное мышление и практика, то есть поговорили — и давай пойдем в лес, в парк на специально оборудованную площадку, я дам тебе зажечь костер. А дома это делать не надо по таким-то причинам. Только тогда слова будут работать. Прятать спички и зажигалки бесполезно, — заключает Евгений.
Как проконтролировать жизнь детей во второй половине дня
Неизвестно почему, но факт остается фактом: ребенок не умеет «чувствовать» время и не всегда способен определить, когда он голоден или замерз. Приходя из школы, он предается восхитительному ничегонеделанию, изредка прерываемому попытками сделать уроки.
Постарайтесь приучить ребенка жить по плану: «Вот ты приходишь из школы, в твоем распоряжении есть 5 часов. Смотри: сначала ты обедаешь и немного отдыхаешь, потом делаешь уроки и выполняешь обязанности по дому, все оставшееся время – в твоем распоряжении».
На выполнение заданных на дом упражнений и поручений родителей у ребенка должно уходить около 50% времени, 40% – занимать отдых, согласованный с родителями, 10% – оставаться на свободное время, когда школьник сам выбирает, чем ему заняться.
Обратите внимание: отдых и свободное время – разные вещи. Во втором случае речь идет о занятиях, позволяющих «забыть» про одно дело и перейти к выполнению другого
Даже если вы не оставите в расписании времени для безделья, оно все равно появится, только при этом вы будете нервничать, что ребенок никак не усядется за уроки.
Имейте в виду, что поначалу школьник будет выполнять лишь десятую часть из запланированного, а значит, его обязанности по дому должны быть небольшими. И еще: без стимула могут заниматься делом только высокоорганизованные от рождения дети! Ребенку должно быть выгодно помогать взрослым по дому и делать уроки до прихода родителей. Поэтому придумайте какое-нибудь поощрение за выполнение детских обязанностей.
Наверняка многие родители возразят: «Мы каждый день делаем уроки до глубокой ночи, а здесь речь идет еще о каких-то домашних обязанностях». Если на выполнение упражнений, заданных на дом, уходит больше двух часов, это может свидетельствовать о том, что ребенок устал, испытывает стресс (часто дети тратят на выполнение простых упражнений много времени, так как волнуются, что не успеют выполнить все задания), не может сосредоточиться из-за постороннего шума либо же не овладел образовательным материалом.
Иногда родители жалуются, что ребенок не обедает и ходит в школьной форме до самого вечера. С этим придется смириться. Дети не считают уход за одеждой своей обязанностью, поэтому просто забывают переодеться – это раз. Пока ребенок не осознает, что питаться всухомятку вредно, он не будет нормально обедать – это два. Сколько среди взрослых тех, кто вспомнит, как в детстве они разогревали суп, а потом выливали его, чтобы мама думала, что они нормально поели? К сожалению, чрезмерный контроль провоцирует вранье.
Важно: дистанционно контролировать ребенка, как правило, не получается. Телефонные разговоры на повышенных тонах приводят к непониманию между родителями и детьми: взрослые раздражаются, а школьники привыкают к тому, что на них кричат, и перестают слушать, что им говорят
Звонить оставшемуся одному дома чаду, конечно же, целесообразно: с целью уточнить, все ли дома в порядке, напомнить о чем-то. Однако не пытайтесь по телефону заставить сына или дочь делать что-0то из того, что он категорически отказывается делать.
Вечером, придя домой, обязательно поговорите с детьми и проверьте, как они провели день, справились ли с уроками и вашими поручениями. Если результат вам понравится, поощрите ребенка, и он будет стараться повторить свой успех.
Обязательным элементом поведения родителя является компенсация отнятого у малыша времени. Самая частая причина разногласий между детьми, остающимися одни дома, и родителями заключается в том, что последние, приходя домой с полной головой проблем, не уделяют первым достаточного внимания.
Не вините себя в том, что обстоятельства заставляют вас оставлять ребенка одного дома. Главное, чтобы он не чувствовал себя брошенным. На самом деле существуют разные способы поддержания контакта с детьми: от прогулок и звонков до записок и оставления чего-нибудь вкусненького на столе.
Никто из взрослых не может контролировать своего ребенка круглосуточно. Рано или поздно придет время, когда он начнет оставаться дома один. Как приучить ребенка к самостоятельности, вы теперь знаете. Не торопите события, и ваше чадо научиться правильно организовывать свое время.
Вместо итога
Резюмируя, составим пошаговый план, как подготовить ребенка (и себя) к такому важному этапу сепарации, как «один дома»
- Подготовьте ребенка к тому, что ему предстоит побыть одному. Здесь поможет проигрывание сценария, когда, обнимая ребенка и глядя ему в глаза, вы проговариваете, что будет происходить в тот или иной момент. Перед тем как уйти, оставьте малышу какой-то знак, чтобы вы любите его, «поцелуй в ладошке». Это может быть ваше фото или рисунок.
- Заранее подготовьте ребенка к столкновению с бытовым миром дома: огнем, газом, водой, техникой, ножами и вилками. Здесь должны действовать простые и доступные правила. Должны быть и запреты, например, в нашем доме дети не зажигают плиту, хотя она как раз «умная» и перекрывает поток газа, если огонь не загорелся.
- На стене рядом с дверью или на любом видном месте напишите ваш телефон, номера мужа, бабушек, соседки, а также номер 112. Научите ребенка пользоваться быстрым доступом на стационарном телефоне, чтобы в случае крайней необходимости малыш мог до кого-то дозвониться. Научите его не открывать дверь чужим. В этом могут помочь тренинги, организуемые «Лизой Алерт», а также книги Людмилы Петрановской из серии «Что делать, если».
- По возвращении поговорите с ребенком о том, что он чувствовал, пока вас не было, контейнируйте его страх и неуверенность, похвалите его.