Что делать на пляже?
Когда ваш кроха играет на берегу, вы наверняка очень сожалеете о том, что он лишает себя удовольствия плескаться в воде, как это делают другие дети.
Чтобы помочь своему малышу, нужно как можно точнее понять, чего именно он боится.
Совет 1: не форсируйте события, если малыш не готов
Ваши действия могут только усилить его страх и подорвут его доверие к вам.Совет 2: не пытайтесь рьяно доказать малышу, что он не понимает важности для организма взаимодействия с водой, избегайте научных объяснений. Не настаивайте на том, что он лишает себя удовольствия
Подобные аргументы трудно понять ребенку, находящемуся в страхе.Совет 3: не обсуждайте в присутствии малыша его страхи с другими членами семьи и вашими знакомыми. Ребенок почувствует стыд. А мы уже знаем, что ребенку легче бояться, чем стыдиться. Если вы будете говорить, что бояться глупо и в купании нет ничего страшного, ругать и ставить в пример других детей, которые бесстрашно плавают, ваш кроха может почувствовать, что его не принимают, что другие лучше, чем он. Станет неуверенным.
Может закрепиться и в результате негативного опыта: ребенок один раз получил испуг во время купания (поперхнулся, вода попала в уши или глаза, вызвав слишком неприятные ощущения). Такой страх может быть связан с нехваткой воздуха. Иногда дети боятся чудовища, живущего на дне морском. Таких персонажей можно встретить во многих сказках и мультфильмах. Дети очень впечатлительны, и страшные рассказы о воде и тех, кто в ней обитает, могут посеять зерно страха. Плохое настроение, неудобный песок и колкие камни также могут стать весомым аргументом в отсутствии желания идти в воду.
Искусство маленьких шагов
Для того чтобы ваш малыш увлекся плаванием и с удовольствием наслаждался прелестями летнего сезона, вам предстоит запастись терпением и освоить «искусство маленьких шагов». «Семимильные скороходы» в этом путешествии не пригодятся
Двигаться по пути преодоления страха необходимо неторопливо и осторожно
Если опасения относительно воды связаны с нехваткой воздуха и ребенок боится захлебнуться, начинайте приучать его не бояться, когда брызги попадают на лицо:
Поиграйте немного в «брызгалки», орошая лицо крохи мелкими каплями воды. Создавайте их пальцами рук.
Научите малыша задерживать дыхание.
Начните умываться под обильной струей воды, проговаривая меры безопасности (закрыть глазки, нос, задержать дыхание).
Играйте с водой, из кружки лейте воду на голову малышу, а когда он будет участвовать в игре с удовольствием, смените кружку на душ.
Приучайте малыша в ванне опускать голову под воду (чтобы смыть пену и мыло).
Когда вы почувствуете, что малыш перестал бояться, выходите на «большую воду».
Великолепно, если ребенок научился рано держаться на воде и освоил азы плавания (лучше, чтобы свои первые уроки он получил в бассейне у профессионала). Не страшно, если ваш кроха не умеет этого делать
Учить малыша плаванию, обращая внимание на его технику, лучше начинать после шести лет. До этого возраста ребенку будет комфортнее играть и баловаться в воде, продолжая использовать нарукавники или жилет.
Все же бывают случаи, когда у детей возникает патологический страх воды и справиться с ним родителям самостоятельно не удается.
Если вы попробовали все известные способы, в том числе и описанные выше, а ваш ребенок продолжает бояться, стоит обратиться к специалисту
Квалифицированный психолог поможет преодолеть страх ребенка перед водой.
Хорошего отдыха и приятных воспоминаний вам и вашему малышу.
От детского страха к взрослой фобии
Проявляя свой страх перед водой, малыш не осознает истинную природу данного чувства, он просто боится. Отправной точкой может быть что угодно — новое место, непривычная обстановка, неумение плавать, ассоциации из страшных мультиков или книг, плохое настроение, прохладная вода, неприятные камни или песок и прочее.
В сложившейся ситуации все наши родительские попытки приобщить ребенка к водной среде «экспресс методом» взвинчивают ощущение страха до высшей точки, а многократные повторения фиксируют его ассоциацию воды со страхом
Положение усугубляется в том случае, когда источником негативных переживаний становится мама, которая воспринимается ребенком как гарант ощущения защищенности и безопасности — весьма важного чувства для адекватного развития всех психологических свойств малыша. Потеря этого чувства для любого ребенка становится глубоким стрессом
Ребенок не только не преодолеет свою боязнь воды, но и утвердится в мысли, что купание — это страшно и неприятно, ведь его заставляют.
Фиксация в страхе по любой причине дает остановку в развитии вектора. Страх — это тоже эмоция, хоть и примитивная, а значит, это тоже наполнение зрительного вектора, пусть и на самом нижнем и элементарном уровне. Научаясь реализовывать свои потребности в эмоциях посредством страха, ребенок пробует пугаться снова и снова, ведь это просто, ведь он это уже умеет. В дальнейшем со временем он подрастет и сам будет входить в воду, но уже не для удовольствия от купания, а для испытания острых ощущений, из желания пощекотать себе нервы и тем наполнить зрительный вектор невысокого уровня развития.
Подобные эксперименты чреваты тем, что внезапная паника в глубоком месте может стать серьезным риском для жизни, так как именно паническое состояние чаще всего является причиной вдыхания воды и, как результат, самых печальных последствий.
Возможно, описанная ситуация и представляет собой крайне негативный, хоть и вполне реальный сценарий, при том, что его достаточно просто можно избежать, применяя системное воспитание и развивая потенциал ребенка на все 100 %, но она наглядно иллюстрирует механизмы фиксации ребенка в страхе и возможные последствия.
По большому счету так ли важно для нас, чтобы ребенок умел плавать и любил купаться? Может быть, наше родительское жгучее желание приобщить малыша к водным процедурам продиктовано не столько заботой о нем самом, сколько нашими личными амбициями, реализацией собственных потребностей, желанием похвастаться отпрыском или боязнью выделяться среди других родителей пугливым малышом?
Задумайтесь, как вы будете чувствовать себя, когда через десяток-другой лет именно ваш сын не побоится броситься на помощь утопающему и спасти человеческую жизнь? Один из сотни отдыхающих на людном пляже и десятков молодых и сильных мужчин?
Корректор Наталья Коновалова
Чудовища в воде
Страх водоемов, страх плаванья, страх глубины, страх потерять опору под ногами — все чувства имеют один общий корень — страх смерти.
Все люди в той или иной степени могут опасаться за свою жизнь, но только людям со зрительным вектором присущ страх смерти как глубинное, древнее и интенсивное ощущение, иногда перерастающее в фобии. Страх смерти, находящий свое воплощение в боязни воды, высоты, замкнутых пространств, темноты, змей, пауков, мышей и прочего, может значительно влиять на качество жизни своего обладателя, толкая его на определенные действия или лишая возможности полноценно реализовать себя в социуме.
Маленький ребенок, имеющий зрительный вектор, только пробует развивать свои врожденные психологические свойства, и состояние, когда он в страхе, не является поводом для принятия кардинальных мер родителями, а всего лишь одним из вариантов проявления определенных свойств психики.
Страх в любом его воплощении — это отправная точка развития зрительного вектора, которое можно (и нужно!) продолжить вплоть до высшей точки — способности к действенному состраданию, сопереживанию другому человеку, ощущению любви ко всему человечеству, в котором совершенно нет места страху.
Развитие векторальных свойств происходит до окончания периода пубертата, то есть до 12–15 лет. После этого идет реализация данных свойств на том уровне, до которого они успели развиться в детстве. Процесс реализации продолжается в течение всей жизни человека и может быть как полноценным воплощением всех врожденных свойств вектора, дающим такое же полное и мощное чувство удовлетворения, так и неуклюжими попытками слегка реализоваться, чтобы просто снять напряжение и заполнить растущие пустоты внутри.
Поэтому системный подход в воспитании зрительного ребенка играет крайне важную роль в развитии психологических свойств малыша, а значит, и всего жизненного сценария будущей личности.
Для воспитания зрительного малыша важными моментами являются крепкая эмоциональная связь с мамой, возможность в любой момент проявить свои эмоции, будь то восторг или печаль, полное отсутствие каких-либо пугающих моментов (страшные сказки, домашние «воспитательные» пугалки, игры в темноте с пуганиями, злые или жестокие мультики или компьютерные игры и тому подобное), формирование в ребенке чувства сострадания с постепенным переходом от заботы о куклах, растениях, животных к сопереживанию людям, которые нуждаются в помощи — больным, одиноким, бездомным.
Таким образом ребенок учится смещать эмоциональный фокус с себя любимого на другого человека, пробует получать удовлетворение от эмоциональной связи с другим, от отдачи эмоций и сострадания, от любви к ближнему и всему человечеству. Это позволяет ему уже во взрослой жизни находить такой вариант реализации врожденных психологических свойств, который дает наиболее полноценное ощущение радости и удовлетворения собственной деятельностью и жизнью в целом.
Новорожденный не любит купаться. Так бывает?
Кроха, который все девять месяцев провел у мамы в животике в водной среде, по определению должен любить плескаться в ванне. Зная это, родители с особой тщательностью готовятся к первому купанию: наполняют ванночку, заваривают травы, бережно складывают пушистое полотенце. И вот наступает волнительный момент, и оказывается, что новорожденный ребенок боится купаться. Почему? Все просто: ему вселили страх взрослые, ведь природной боязни воды у малыша просто нет. Это поправимо, не расстраивайтесь. Давайте вместе составим план действий и попробуем приобщить кроху к водным процедурам.
Спокойствие превыше всего. Не столько новорожденный боится купаться в ванной, сколько мама страшится этого. Волнение взрослых передается крохе. Первое купание лучше устраивать в паре с кем-то опытным: мамой или сестрой, которая уже имела опыт общения с младенцами.
Вода. Большое значение имеет атмосфера купания. Если вода слишком горячая, или наоборот, прохладная, младенцу может не понравиться процедура. Оптимальная температура для купания малыша – 37°С – часто указана на водном термометре.
Правильное погружение. Часто новорожденному не нравится купаться, потому что у малыша сложились негативные ассоциации с этим процессом. Первое купание – это знакомство с большой водой. Необходимо бережно погружать тельце малютки в ванну, опуская сначала ножки, ручки, а уже после этого и спинку. Если кроху взять и сразу же окунуть в воду целиком, то легко можно заработать испуг.
Контакт с малышом. Купая младенца, разговаривайте с ним. Рассказывайте, что вы делаете, сочиняйте стишки про купание, забавляйте кроху потешками. Даже если новорожденный и не понимает смысла слов, ему будет важно слышать спокойные интонации родного голоса и знать, что мама рядом.
Скажите «нет» дискомфорту. Во время купания малыша думайте о комфорте своего солнышка. Не допускайте, чтобы на личико ребенка резко попадала вода или пена, не включайте воду в кране, когда малыш находится в ванне, не используйте жесткие мочалки. Все это может напугать кроху, а мама будет потом удивляться, почему новорожденный боится купаться.
Если вам кажется, что организация водных процедур малыша просто идеальна, и при этом видите, что ребенок противится купанию, постарайтесь свести негативные впечатления к нулю. Делайте крохе расслабляющий массаж, попробуйте сменить саму ванночку, экспериментируйте с температурой воды, купите малышу игрушки для купания. Во время проведения гигиенических процедур включайте спокойную музыку. Главное – верьте в то, что вы поборите страх, и малыш будет наслаждаться купанием.
Если новорожденный не любит купаться, не навязывайте ему свою любовь к водным процедурам. Ваше солнышко пусть маленький, но человек со своими эмоциями и желаниями. Любите карапуза и прислушивайтесь к его потребностям. ?
babadu.ru
Мой сыночек стал бояться купаться, когда моем попку все нормально, но как только стоит раздеть и окунуть в воду начинает так сильно плакать, аж закатывается. потом ели успокаиваться. До девяти месяцев купались нормально, но потом сын заболел (простуда) и мы дней 10 не купали (было прохладно), и все, после этого купание стало чем то страшным .
Подскажите, как приучить ребенка не бояться купания.
а может, он боится снова заболеть? лекарства, врачи, уколы?
на такой туманный вопрос нет ответа. ребенок не «боится купаться», а боится чего-то конкретного! (всегда!)
Перешли временно на купание в тазике. Ванну предварительно прогревала — наливала горячей воды на некоторое время и потом сливала её, на дно пустой тёплой ванны ставила таз с водой, раскладывала вокруг игрухи интересные, пластиковые чашки, чтобы расплёскивать воду. Сыл играл в ванне, возился в тазике с водой, игрушки купал, я ему в это время поливала на спинку воду из небольшой чашки. Потом начала подливать воду и в саму ванну, понемногу. Потом тазик убрала
У нас тоже ! Только не боится,а не любит!!!!!!!!!!!! А это разные вещи и поэтому мы стараемся мочить лицо и нырять по несколько раз за купание!!! после первого раза возмущается,но как только поймёт что никто не собирается идти на поводу успокаивается и начинает веселится!!!!!!!! Они даже грудные страшные манипуляторы! Вот например они шапки все не любят одевать.мы же не исключаем одевание шапки.и не говорим что детки шапок боятся!!!
Кто-то умный посоветовал купить козырек для купания в Мазекее, я так и сделала, пару раз поплакали — привыкли. Проблемы не стало. До сих пор с ним моемся.
Летом забыли с собой взять на дачу — целое ЧП было. Дочь все лето не мыла голову , спасались только тем, что она постоянно купалась в озере и голова промывалась.
www.kid.ru
—
Откуда этот страх?
Страх воды, страх плавания — это частое явление, связанное со страхом смерти. Как правило, они могут появляться в 3–4-летнем возрасте. Это возраст «расцвета» детских страхов. По мере взросления у большинства детей любой из них проходит сам по себе. Причины страхов ребенка нередко неочевидны, и распознать их бывает тяжело.
Очень стойкие страхи зарождаются еще в младенчестве. Кто-то из родителей может неосознанно передать маленькому ребенку недоверие к стихии, которой сам опасается.
А может быть и наоборот: бесстрашный и слишком энергичный родитель, уверенный, что поступает правильно, желая научить ребенка преодолевать трудности, бросает малыша в воду. Кроха пугается. Такие глубокие страхи сами не исчезнут, и для того, чтобы помочь ребенку, потребуются усилия и терпение.
У страха может быть пренатальное происхождение: гипоксия во время беременности, прокалывание околоплодного пузыря (амниотомия) во время родов.
Чаще ситуация не выглядит так драматично и существует множество других, более очевидных причин, по которым малыш начинает бояться воды.
К примеру, мальчик четырех лет впервые оказался на пляже. Мама, уверенная в том, что процессу общения со стихией не должно что-либо препятствовать, решительно сняла малышу трусики, оставив его нагишом. Другие дети, находившиеся рядом, были экипированы в пляжные костюмы. Малыш оказался единственным «нудистом» среди веселой детворы. Он чувствовал себя неуютно. Расслабиться и получать удовольствие ребенку мешал стыд из-за несоответствия тому, как выглядят остальные. Справиться с этим чувством ребенку тяжело. Поэтому он предпочитает бояться. Другие маленькие дети могут чувствовать себя неуклюжими, толстыми или, наоборот, худыми.
Часто детей-дошкольников пугает не сама вода, а ее количество, температура, скорость течения, шум, который она издает. Дома кроха резвится в ванне и с удовольствием принимает душ, но, оказавшись на берегу моря, пугается и наотрез отказывается приближаться к большой воде. Случается, что нежелание «дружить» с водой у детей появляется после перенесенной болезни.
Что делать, если ребенок школьного возраста боится воды?
Родители дошкольников и школьников часто обращаются за помощью к психологам при обучении плаванию. Встречаются сложные ситуации: в ванной малыш чувствует себя прекрасно, а заходить в бассейн боится. Специалисты единодушны в мнении: плавание полезно, но если дети не хотят в бассейн, не начинайте занятия до 6 лет. Уже после шести лет будущего пловца можно попробовать уговорить
Если не получилось сразу, действуете осторожно. Ходите с малышом в аквапарк, заходите вместе в воду. Иногда срабатывает применение подводной маски в ванной
После этого страх погружения в воду пропадает. Главное – не переусердствуйте. Есть несколько важных рекомендаций от детских психологов, постарайтесь их придерживаться:
Иногда срабатывает применение подводной маски в ванной. После этого страх погружения в воду пропадает. Главное – не переусердствуйте. Есть несколько важных рекомендаций от детских психологов, постарайтесь их придерживаться:
никогда нельзя заставлять ребенка силой заходить в воду;
заносить плачущего малыша в бассейн против его воли тоже не следует;
категорически нельзя бросать детей в воду, не слушайте идиотов, которые рассуждают, если захочет жить – выплывет. После такого бездумного поступка ваш ребенок потеряет веру в родителей и обретет стойкую водобоязнь на всю жизнь;
не смейтесь над страхом сына или дочери;
если вы сомневаетесь в их успехах, не показывайте этого, верьте в своих детей и любите их такими, какие они есть;
не ставьте в пример сверстников, которые уже научились плавать. Вы просто снизите самооценку своего малыша.
Если ребенок стал бояться воды в сознательном возрасте, постарайтесь найти причину возникновения такой фобии. Преодолеть водобоязнь детям любого возраста помогут специалисты. Доверьте свои проблемы нашим сотрудникам. У нас работают дипломированные психологи, окончившие МГУ им М.В. Ломоносова. Записаться на консультацию в психологический центр «Инсайт» можно по телефону или на сайте.
Не из отряда «водоплавающих»?
Ребенка, который боится воды, можно встретить в любой день на любом пляже мира. Его не нужно искать. Он сам сообщит о своем присутствии громким криком и плачем в ответ на усилия взрослых приблизить его к воде.
Есть в моей памяти мальчик лет трех, тихо и мирно собиравший ракушки. Отстаивать возможность оставаться на берегу ему приходилось плачем, криком и даже силой. Когда его систематически привлекали к «семейным заплывам», взрослые использовали все возможные способы. Применяли все, что было под рукой: надувной матрац, детский надувной круг, нарукавники и подушку, спину отца, шею мамы, руку старшей сестры.
Начиналась и заканчивалась процедура приобщения к любителям водных игр с «презентации» всех, кто находился в воде. Мальчик оставался непоколебим. Вечером он виновато наблюдал за тем, как мама обрабатывает поцарапанную детскими ноготками папину спину, а папа плотно бинтует посиневший вывихнутый большой палец на правой маминой руке. Впрочем, на палец мальчуган взирал с благодарностью. Ведь именно этот палец послужил «стоп-краном», который помог ему быстро завершить заплыв на большом надувном матраце.
Попробуем разобраться, почему же одни дети не боятся воды и даже наслаждаются плаванием, а другие — впадают в панику, истерику, испытывают ужас. Почему же дети боятся воды? В чем причина? И что делать взрослым, чтобы помочь ребенку преодолеть этот страх?
Страх большой воды
Опишу знакомую всем картинку. Лето, солнце, берег реки (моря, озера, бассейна). Все замечательно… И вдруг истошный детский крик: «А-а-а-а!» Это добрые взрослые пытаются причинить счастье своему малышу – затащить его в воду. Пожалуйста, не делайте этого, любящие мамы и папы. Запаситесь надувным бассейном, ведерком для воды, пасочками и другими полезными детскими пляжными принадлежностями. Ребенка к воде, к новой обстановке приучают постепенно: привыкнуть к новым тактильным ощущениям от ветерка, песочка, камешков.
Пусть первое «море» малыша будет маленькое надувное. Вместе с ребенком наполняйте ведерком бассейн, не заставляйте ребенка заходить на такую глубину, которая вам кажется не страшной. Всему свое время. Когда ребенок будет готов, он сам потащит вас в воду, а пока наслаждайтесь тем, что он постоянно на виду, а вы не должна стоять на берегу в позе «под козырек», не спуская с ребенка глаз.
При страхе перед водоемами
Применяя каждый из способов, сохраняйте спокойствие. Говорите мягким голосом.
- Позвольте малышу поиграть в песке.
- Замените все увещевания и уговоры на совместные действия.
- Предложите ребенку набрать воды в ведерко, тазик. Соорудите бассейн из песка. Наполните его водой. Постройте песочный замок, крепость (для этого необходим мокрый песок). Такое занятие позволит ребенку ощутить опору, стабилизироваться.
- Предложите малышу вместе приносить воду, зачерпывая ее ведерком.
- Когда ребенок привыкнет заходить в воду, чтобы набрать ее в ведерко, побродите с малышом вдоль берега. Побегайте от волны, «ловите» приходящие волны, наступайте на морскую пену.
- Поливайте друг друга из лейки на берегу.
- Устройте с ребенком поиски сокровищ или изучение подводного мира. Для таких игр понадобятся очки для плавания. Любая игра увлечет карапуза, отодвинув страх на задний план.
- Когда малыш справится с этим, предложите ему совместное плавание. Возьмите ребенка на руки и ведите себя максимально спокойно. Дети чувствуют тревогу родителей и начинают тревожиться в ответ. Не держите его слишком сильно, чтобы он не почувствовал опасности.
Невротический страх воды
Существует ряд терминов для обозначения всей палитры проявлений страха водной стихии: аблютофобия – боязнь любого контакта с водой, батофобия – страх глубокой воды, лимнофобия — боязнь большой воды, талассофобия – купания в море. Страхи, как видим, разные, но все – крайне неприятные. И с ними взрослым – к врачу, у детей – могут пройти.
Страх воды может быть связан не только с возрастным кризисом, а с тем периодом, когда ребенок еще был в утробе матери. Гипоксия, обвитие пуповиной, прокол плодного пузыря, долгий безводный период – это те факторы, которые могут способствовать проявлению этого и других страхов
На первом году жизни ребенка важно, чтобы процедура купания была максимально приятной для него. Пусть малыша купает самый спокойный взрослый человек
И часто это не мама.
Если страх воды не проходит больше 3 недель, появились другие «страшилки», хорошо бы обратится к специалисту, которому вы доверяете. Часто консультации внимательного педиатра оказывается достаточно.
Возрастная боязнь воды
Какое-то время можно мыть ребенка не в ванной, а в тазике, подливая воду той температуры, которая приятна детской коже
Помним о разнице тактильных ощущений у взрослого и ребенка.
Игра переключает внимание, снижает напряжение. Сделайте настоящий флот для «моря» в ванной
Пусть Ваш ребенок управляет своей флотилией из пробочных или пластмассовых корабликов сам. На кораблики можно дуть — продолжительный выдох снимает напряжение, успокаивает, а заодно и развивается речевое дыхание.
Можно доставать «сокровища» со дна ванной: красивые «драгоценности», шарики, маленькие игрушки и пр. Не забывайте при этом о мерах безопасности: вы должны быть уверены, что ребенок не потащит все это в рот. Если не сомневаетесь, играйте в игру «Зоркий сокол».
Если малыш не хочет купаться один – подключайте братьев — сестер, кого-то из родителей. Для вашего ребенка совместная игра в воде с папой или мамой может стать одним из лучших воспоминаний детства. Устройте «банный день» для игрушек. Потешки, забавки, мыльные пузыри – вам в помощь.
- Стал бояться мытья головы? Наденьте малышу удобные очки или маску для плавания. Сделайте специальный козырек, который не даст мыльной воде попасть в глазки.
- Вместе придумайте сказку-историю о мальчике или девочке, который вдруг «забоялся» воды. Например: «Жил-был замечательный мальчик, который очень любил купаться (и перечисляете все развлечения вашего малыша в ванной в то время, когда страх воды к нему еще не «прицепился»). Но вот однажды он не захотел купаться… Как ты думаешь, что с ним случилось?..» Если вы будете спокойны и доброжелательны, то можете услышать «отгадку» от ребенка и понять причину его поведения. Но так бывает не всегда. Поэтому продолжаете рассказ. «И вот решил мальчик опять подружиться с водичкой… Как ты думаешь, что он сделал?» И на этом этапе можно получить «отгадку».
- Еще вашими друзьями будут леечки, водяные пистолетики, водяные «бомбочки» из резиновых шариков и тысячи приятных и разнообразных занятий с водой.