Ребенок меня не слышит: что делать?

Что делать, чтобы вас начали слышать?

На самом деле, в этом нет ничего сложного. От вас потребуется лишь чуть больше включенности в процесс взаимодействия:

  1. Если вы говорите ребенку что-то из разряда: «Не трогай, это острый и опасный нож», а он продолжает попытки достать этот предмет, то нужно подняться, дойти до ребенка и перехватить его ручку.

Твердо скажите: «Нет, это трогать нельзя. Брать нож можно только со мной, потому что он опасен. Я могу дать тебе пластмассовый ножичек».

Важно! Это утомительно, но раз за разом у ребенка формируется понимание, что мама сказала — надо сразу сделать

После года уже не требуется постоянно комментировать все, что происходит вокруг. Для этого есть минуты общения, когда мы листаем книжку или выходим на прогулку, где столько всего нового.
И последняя рекомендация. Прежде чем попросить малыша о чем-то, добейтесь контакта с ним

Чтобы он отвлекся от своей игры и переключил внимание на вас.

Что такое кризис 3 лет

В 3 года ребенок начинает отделять себя от окружающего мира и мамы в частности. У него происходит процесс формирования и развития своего “Я”.

Это ещё называется – сепарацией. Малыш начинает пробовать себя в мире, как самостоятельную единицу: что он может, как его действия могут повлиять на ход того или иного события, насколько весомо его слово.

Задачи кризиса 3 лет

Почему так важно для родителей правильно пережить кризис в 3 года, который характеризуется плохим поведением и непослушанием?

Если вы поможете грамотно справиться своему малышу с этим периодом, тогда можете рассчитывать на то, что в будущем он вырастет:

  1. уверенным в себе;
  2. ответственным;
  3. со способностью говорить “нет”;
  4. с навыком не создавать себе кумира;
  5. со способностью всегда отстаивать свою точку зрения;
  6. с умением уважать границы других людей;
  7. с четким пониманием своих границ, куда допустимо или недопустимо входить тому или иному человеку.

Устраивает вас такая личность вашего малыша в его взрослом возрасте? Тогда давайте разбираться, что делать, если ваш ребенок 3 лет не слушается.

Причины того, почему ребенок не слушается в 3 года

Есть всего  лишь одна основная причина, почему ребенок в 3 года не  слушается – это кризис 3 лет. Именно в 3 года у ребенка начинается новый этап в развитии, чем и характеризуется любой кризис.

Подробнее читайте в статье Кризис 3 лет у ребенка>>>.

Для того, чтобы внедрить что-то новое, нужно обязательно поломать старое. Этот этап поломки и есть причина непослушания ребенка. То есть такое поведение – это своего рода орудие, с помощью которого и совершается переход к новому.

Поэтому первое, что нужно вам запомнить: непослушание вашего ребенка – это нормально и ничего страшного не происходит.

Достаточно одного слова

Вместо того чтобы повторять одно и то же, привлеките внимание ребёнка, а затем скажите всего одно слово, например, «ботинки». Позвольте детям самим додуматься до того, что нужно сделать

Мне нравится этот приём. Вместо того чтобы зудеть, повторяя одно и то же, просто используйте одно слово, а ребёнок сам догадается, что нужно сделать. Отлично подходит для детей, которые не любят, когда ими командуют.

Этот способ также хорош тем, что показывает модель поведения. Однажды сын сказал мне: «Шнурки». Посмотрев вниз, я увидела, что действительно стою на шнурке его ботинка, который он пытается завязать. Такая его реакция намного лучше, чем если бы он закатил глаза и сказал: «Мааам, ты стоишь на шнурке моего ботинка. И как я должен обуваться?!»

Техника привлечения внимания

Самая простая называется ВУК, то есть «взгляд – улыбка – кивок».

Когда ребенок чем-то увлечен, а вам нужно привлечь его внимание, просто подойдите к нему и сделайте что-то, чтобы он перевел взгляд на вас. Улыбнитесь ему, кивните, и он, скорее всего, повторит эти действия. Теперь вы стали центром внимания, можно переходить к словам

Можно сказать, что-то вроде: «Я вижу, что тебе очень интересно играть, но давай через пять минут начнем вместе складывать игрушки, потому что сейчас мы пойдем и поедим вкусный супчик»

Теперь вы стали центром внимания, можно переходить к словам. Можно сказать, что-то вроде: «Я вижу, что тебе очень интересно играть, но давай через пять минут начнем вместе складывать игрушки, потому что сейчас мы пойдем и поедим вкусный супчик».

С большей вероятностью он будет помогать собирать игрушки, ведь он уже в контакте с мамой. Более того, ему не приказывают, а приглашают к сотрудничеству, а за столом его ждет вкусный бонус.

Еще одна важная деталь, заключен договор, что можно поиграть еще 5 минут, после чего приступать к завершению игры. То есть взрослый проявил уважение к занятию ребенка и дал время завершить какую-то логическую часть.

Они вообще могут меня слышать?

И напоследок я оставила свой самый любимый совет:

Они могут меня слышать? Физически – да, а вот в эмоциональном, возрастном и психосоциальном плане?.. Зачастую, изменив стиль общения, слова, которые мы используем, структуру предложения, установив зрительный и тактильный контакт, можно существенно повлиять на ситуацию. Довольно часто мы просим у детей нереальные вещи, так что даже если у них всё в порядке со слухом, на самом деле они не могут нас услышать.

Я попросила автора этого совета привести примеры:

Вместо того чтобы просить двухлетку «оставаться там, где я могу тебя видеть», скажите: «Оставайся там, где ты можешь видеть меня».
Вместо того чтобы спросить о чём-то мимоходом или даже из другой комнаты, сначала позовите ребёнка по имени, дождитесь ответа, подтверждающего, что вас услышали, а потом спрашивайте.
Вместо того чтобы просить подростка не повторять то, что делают его друзья, попросите его руководствоваться разумом, даже когда он делает что-то рискованное.
Вместо того чтобы просить ребёнка с СДВГ и расстройством слуха сидеть спокойно в течение длинной семейной трапезы, попросите его не уходить далеко от стола.
А ещё мы с сыном выработали «кодовую фразу» для тех случаев, когда он не хочет говорить о чём-то или отвечать на мои вопросы

Не получив ответа, вместо того, чтобы раздражаться, я произношу: «Пожалуйста, прими во внимание то, что я сказала, и попытайся понять».. Надеюсь, что вам пригодилась эта подборка советов, и вы примените их в те трудные дни, когда почувствуете, что ребёнок «просто не хочет вас слушать»

Вы не одиноки. Мы здесь, чтобы вас поддержать

Надеюсь, что вам пригодилась эта подборка советов, и вы примените их в те трудные дни, когда почувствуете, что ребёнок «просто не хочет вас слушать». Вы не одиноки. Мы здесь, чтобы вас поддержать.

P. S. И ещё немного:

Подзовите ребёнка к себе, установите зрительный контакт и убедитесь, что вы привлекли всё его внимание. Да, и говорите по одной просьбе за раз

«Подойди к шкафу (1), возьми пальто (2), обувь (3) и иди к туалету (4)». Для взрослого это всё одна просьба… Но для ребёнка это несколько задач!
Встаньте на колени. В буквальном смысле. Если ваше лицо будет на том же уровне, что и лицо вашего ребёнка, то всего за одну минуту вы всё сможете объяснить (что скоро произойдет, чего вы от него ждёте, почему вы просите что-то или почему вы не можете принять его просьбу, и т. д.). Потратив эту минуту, вы сэкономите гораздо больше времени в долгосрочной перспективе. Творит чудеса!
Ещё один совет: не будьте более требовательными к детям, чем к самим себе. Могу ли я надеяться, что трёхлетка будет сдерживать эмоции, следовать правилам, уважать других, если сама этого не умею?
Постоянство – самая большая ошибка, совершаемая людьми, у которых есть правила на все случаи жизни. Ребёнок будет вас постоянно проверять, чтобы убедиться, что ваши правила на самом деле существуют! К тому же, вводить слишком много правил так же плохо, как и не иметь их совсем. Пусть у вас будет несколько важных правил с чёткими границами, будьте последовательными, мягко, с любовью следите за их соблюдением. Для всего, что не касается этих правил, существует фраза «Можно попробовать…»
Можно ничего не говорить словами, но слушайте ребёнка при помощи всех своих чувств. Иногда достаточно просто посмотреть на ребёнка и дать ему это почувствовать, слов не нужно.
Постарайтесь избегать частицы «не» в обращении к ребёнку. Вместо: «Не сиди на столе», скажите: «Можно сесть на стул или на пол». Дети слышат слова действия, а не «не».

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Особенности восприятия ребенка

Нужно обратить внимание на специфику возраста и возрастные особенности восприятия

Если отчаявшаяся мама обращается ко мне за консультацией, то я первым делом обращаю ее внимание на эти моменты, чтобы у нее сформировалась правильная картинка происходящего. Есть несколько моментов, которые дают ключ к пониманию того, почему ребенок действительно вас не слышит:. Есть несколько моментов, которые дают ключ к пониманию того, почему ребенок действительно вас не слышит:

Есть несколько моментов, которые дают ключ к пониманию того, почему ребенок действительно вас не слышит:

Эффект фона.

В течение первого года жизни малыша, мама привыкает работать неким круглосуточным радио, которое постоянно что-то рассказывает, объясняет.

В 6 или 8 месяцев это действительно важно, мама показывает ребенку на объекты и рассказывает, что это и как с этим взаимодействовать. Это самый главный способ познания окружающего мира. Важно! Но подрастающий ребенок уже не нуждается в постоянном комментаторе

Ему скорее нужно направление деятельности

Важно! Но подрастающий ребенок уже не нуждается в постоянном комментаторе. Ему скорее нужно направление деятельности. А если мама выступает постоянным фоном, то и острота восприятия ее слов снижается

А если мама выступает постоянным фоном, то и острота восприятия ее слов снижается.

Мамин авторитет — вполне понятная и достижимая вещь, если соблюдать все правила из интернет-курса Мама-главная: как повысить материнский авторитет и распрощаться с детскими капризами.

Важно продолжать быть рядом, направлять и подсказывать, но речь родителей по отношению к ребенку старше года,  должна быть привязана к занятию и призывать к диалогу, а не быть постоянным монологом. Мама сама учит ребенка, что ее можно не слышать. Мама сама учит ребенка, что ее можно не слышать

Мама сама учит ребенка, что ее можно не слышать.

Конечно, это происходит неосознанно.

Когда вы сидите в другой комнате и видите или слышите, что ребенок лезет на стол, чтобы добыть нож или хрупкую вазу, нужно вставать и пресекать эти действия.

Но чаще всего у мамы это вызывает поток словесных команд, которые ребенок и не думает выполнять, поскольку он сосредоточен на вожделенном предмете.

Важно! Раз за разом малыш привыкает, что он делает то, что ему нужно, а мамины слова доносятся издалека, как шум моря. И снова мы, взрослые создаем условия для развития определенного поведения, за которое потом виним дочку или сына за непослушание. И снова мы, взрослые создаем условия для развития определенного поведения, за которое потом виним дочку или сына за непослушание

И снова мы, взрослые создаем условия для развития определенного поведения, за которое потом виним дочку или сына за непослушание.

Еще один момент, если ребенок чем-то увлечен.

Он собирает мозаику или играет с куклой, а мама начинает издалека говорить ему о том, что пора идти гулять, кушать, ложится спать или еще что-то. Ребенок не реагирует, поскольку он очень увлечен. Но мы снова учим его не реагировать на нас.

Здесь кроется ответ на извечный вопрос к психологу, его задает почти каждая мама. Почему меня ребенок не слышит, а стоит папе сказать что-то обычным, ровным голосом, и он уже реагирует.

Все просто, папа весь день на работе, он меньше общается с ребенком и если говорит, то — по существу. В этом случае его поведение стоит перенять, как пример для подражания.

Подробнее о разнице в воспитании смотрите в интернет-курсе Мама и папа: воспитываем вместе!>>>

Наконец Паша стал понимать, что говорили учителя

– Как решать проблему детей с нарушением обработки слуховой информации и с нарушением фонематического слуха?

– Стивен Порджес, исследователь в области нейронаук, в научной статье говорит о гиперчувствительности к звуку у детей с аутизмом, а также о слуховой терапии для уменьшения звуковой гиперчувствительности у детей с расстройством аутистического спектра. Поскольку гиперчувствительность к звуку есть у детей с нарушениями обработки слуховой информации, то данный метод можно применять и у них.

В основе метода лежат «нейроупражнения» с использованием акустической стимуляции и нервной регуляции мышц среднего уха. Метод использует специфические для понимания речи частоты. По сути, на этом принципе организованы разные слуховые терапии.

Часть из них стремится к «слушанию» высоких частот, потому что именно так происходит тренировка мозга. Так, метод Томатиса основан на использовании прибора, который является идеальной моделью человеческого уха. Сама терапия заключается в микрогимнастике мышц среднего уха (своеобразном тренинге). От напряжения этих мышц в финале будет зависеть работа мозга. Мы как бы учим «ухо=мозг» работать, взаимодействовать, «открываем» ухо для понимания речи. Но прибор многофункционален.

За счет программы, в которой используются разные диски (файлы), тренируется слуховое внимание, его концентрация, слуховая память, фонематический слух, у маленьких детей – усидчивость. Но нужно помнить, что терапия должна проводиться на качественном приборе с использованием аналогового звука

Мы используем аппарат «Бессон» швейцарского производства.

Звуковое воздействие производится с помощью специального устройства – электронного уха. Через наушники ребенок прослушивает определенные диски с записью классической музыки, григорианского пения. Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными. Для развития коры головного мозга необходимо слушать высокие частоты. Происходит зарядка мышц уха и коры головного мозга.

– Есть мнение, что это метод с недоказанной эффективностью.

– Этот метод входит в группу В по уровню доказательной базы – условно одобрены. Наш центр ведет свою статистику. Оценочный анализ разных психических функций свидетельствует о положительных результатах и очень хорошей динамике. А если удается провести аудиотесты, то картина еще более впечатляющая.

Особенно интересно узнать мнение школьников, которые сами могут рассказать о результативности. Так, например, Паша в 14 лет после двух этапов метода Томатиса рассказал мне о том, что стал наконец-то «слышать» голос, до конца понимать то, о чем говорили учителя по истории и английскому. Я спросила, что с их речью было не то. Высоко говорили. То есть Паша плохо воспринимал именно высокие частоты. Знаете, есть такие верещащие женские голоса, вот их трудно слушать. При этом Паша был обычным ребенком, который учился в гимназии на «4» и «5», но прикладывал много усилий в обучении.

Напишите записку, даже если ребёнок ещё не читает

Рядом с плитой приклейте стикер с надписью: «ГОРЯЧО» – вы всегда сможете указать на него и сказать: «Тут написано „горячо“». Что-то записанное оказывает большое влияние на детей.

Этот совет (как и второй) – из книги, изменившей меня как родителя: «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» А. Фабер и Э. Мазлиш. Не нужно завешивать весь дом табличками, но если есть какой-то «камень преткновения», что-то, про что вы вынуждены постоянно напоминать или запрещать, то попробуйте написать записку.

В разных домах я видела таблички: «Не залезать» на столе, «Ходить на цыпочках» в коридоре (потому что соседи жалуются на бегающих детей) и «Хрупкое, обращайтесь бережно» на стеклянном шкафу.

Попробуйте «сотрудничать», а не «заставлять»

Мы всегда руководствуемся той целью, которую хотим достигнуть. Попробуйте сместить фокус разговора так, чтобы все участники получили желаемое.

Совет номер девять – это глобальное изменение, которое всем стоит попробовать применить к своей жизни. Он основан на идее Элфи Кона (автора книг для родителей, – прим. редакции), который предлагает «сотрудничать» со своими детьми, а не «заставлять» их. Это не означает, что дети станут главными, но подход учитывает потребности каждого члена семьи.

Представьте себе, вторая половина дня, дети хотят играть, а мама хочет купить продукты на ужин. Можно использовать шантаж («заставить»), сказав нечто вроде: «Мы пойдём в парк, если вы будете хорошо себя вести в супермаркете». Или же можно немного изменить подход, учесть все желания и составить план вместе («сотрудничать»).

«Мне нужно кое-что купить в магазине, и я знаю, что вы хотите пойти в парк. Что думаете, как мы можем всё успеть?» И дети соглашаются сначала зайти в магазин, а затем направиться в парк. Мы получили тот же результат, но во втором случае дети участвуют в принятии решения и, следовательно, легче идут навстречу, потому что не чувствуют, что ими командуют или хотят подкупить.

Этот метод основан на честности и сотрудничестве, а не на скрытой манипуляции детьми. Конечно, такое изменение не произойдет в одночасье, но зато ваши дети узнают, что они тоже являются ценными членами семьи.

От сердца к сердцу

Спуститесь на уровень ребёнка, попробуйте его понять, почувствуйте его всем телом – увидьте его глаза, услышьте биение сердца, дыхание

Затем, если нужно, спокойно перенаправьте его внимание или поговорите о том, что случилось

Эта идея – сначала установить связь, а затем переключить внимание ребёнка – очень мне нравится!

Мы помогаем ребёнку успокоиться, спускаясь на его уровень, прислушиваясь к нему всем своим телом

Затем, в случае необходимости, переключаем его внимание на что-то другое в зависимости от возраста и причины беспокойства — например, дети устали, голодны, хотят подвигаться и т. д

Витает в облаках, потому что…

Какой смысл вы вкладываете в слова: «Ребенок меня не слушает?» За этими словами может скрываться множество ситуаций. Поэтому не всегда легко найти решение.

Да, бывают случаи, когда ребенок просто игнорирует родителей. Тогда вам помогут семь советов, о которых мы расскажем чуть позже. Но чаще всего речь идет о другой проблеме.

Может, ребенок устал, голоден или плохо себя чувствует? Или у него есть трудности, о которых он постоянно думает, поэтому отключается и не обращает внимания на собеседника? Например, конфликт в школе или предстоящая контрольная? Попробуйте узнать, что происходит на самом деле, чтобы помочь.

Фото: freepik.com

Дайте ребёнку время осмыслить сказанное

Мы думаем, что дети нас не услышали, но если немного подождать (можно посчитать в уме до 10), то станет ясно: они всё поняли. Просто им нужно время, чтобы понять просьбу и переключиться.

Когда я останавливаю себя после того, как что-то попрошу у детей, и мысленно считаю до 10, я каждый раз поражаюсь: всё-таки как много за такой короткий отрезок времени я могла бы произнести поторапливающих фраз! Но когда я досчитываю до 8 или 9, то вижу – дети начинают реагировать. И не нужно никого «пилить» – это потрясающе!

Давать детям немного времени, чтобы обдумать сказанное и переключиться, очень важно, не стоит это недооценивать

3. Чаще говорите «да»

Задумайтесь: как вы обычно отвечаете на 1000 просьб вашего ребенка в течение дня? «Нет», верно?

Когда вас засыпают вопросами, рассуждать некогда. У вас есть готовые ответы: «Нет, не сегодня», «У меня нет на это времени» или просто «Нет». Но когда вы постоянно отвечаете «нет», неудивительно, что и дети перестают прислушиваться к вам.

Чаще говорите «да». Пусть ваши слова удивляют и восхищают вашего ребенка. Тогда и он будет уделять вам больше внимания, когда вы о чем-то попросите. Вместо «Нет, мы не можем пойти в парк» попробуйте сказать: «Парк звучит потрясающе! Пойдем туда в пятницу после школы или в субботу утром?»

Вместо «Нет, сегодня ты не будешь есть мороженое» попробуйте «Мороженое — это вкусно! Хочешь его на десерт в субботу или в воскресенье вечером?»

Конечно, будут возникать ситуации, которые потребуют от вас жесткого «нет». Но чаще отвечая «да», вы поможете ребенку понять, что и его желания важны для вас.

Фото: unsplash

Когда нарушен не слух, а смыслоразличение

– Есть разница между нарушением фонематического слуха и нарушением обработки слуховой информации?

Конечно! Общее только то, что и там, и там присутствует слово «слух». На самом деле у детей с нарушением фонематического слуха речь идет совсем не о нем.

Сначала расскажу про само нарушение «фонематического слуха». Вот мы взяли его в кавычки, потому что в буквальном смысле слух не нарушается, а нарушается смыслоразличение. Фонему буквально ведь мы не можем слышать. Это лингвистическая единица, от нее зависит значение слова в квазиомонимах (это похожие по звучанию слова или в этих словах разный лишь один звук, например, «бочка» – «почка»).

Есть четыре этапа развития: физический слух (наиболее элементарный уровень слуховой функции), неречевой, включая музыкальный (височная кора правого полушария), он дает возможность различать звуки природы и шумы, далее речевой слух – это уровень фонетики (височные поля левого полушария), при его нарушении можно иметь абсолютный слух, но плохо понимать речь (это касается детей с аутизмом и нарушением обработки сенсорной информации), и, наконец, фонематический слух – предназначен для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных. Например, это слова, которые различаются по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, различаются также по признаку «шипящий-свистящий» и дифференциации сонорных (, , ).

Если совсем коротко, то сначала ребенок как бы разворачивает свою физиологию – младенец спит, все разговаривают, а он нас «не слышит», потом, наоборот, появляется на двери записка «Не звонить, спит маленький ребенок», еще позже ребенок начинает различать голоса – вот папа, а это мамочка, потом появляется слух «на речь», то есть это речь – а это не речь, и только когда кора станет еще более зрелой, то начинают формироваться фонематические дифференцировки, вот это и есть сформированный фонематический слух.

– Логопед сможет определить нарушение фонематического слуха у маленьких детей?

– А у маленьких детей нет нарушения фонематического слуха. Он начинает формироваться, когда ребенок, а вернее, его мозг, начинает готовиться к обучению грамоте – после четырех лет. Давайте этот вопрос перенесем в раздел мифов и реальности.

– Расскажите о повышенной чувствительности к звукам при аутизме.

– Несколько ученых пришли к выводу, что у детей с аутизмом мышцы уха имеют более высокую чувствительность к звукам, чем у нейротипичных детей. Некоторые из них даже говорят о том, что оценка порога чувствительности мышц среднего уха к звукам – это биомаркер аутизма.

В среднем ухе находятся две мышцы, которые должны рефлекторно сокращаться в ответ на громкий звук. У детей этот порог повышен и отмечаются трудности с чувствительностью к звукам или проблемы внимания.

Проводилось уже много исследований с использованием наушников, «звуковых вызванных потенциалов» – ЭЭГ и другие, в которых были получены данные о повышенной слуховой чувствительности у некоторых детей с аутизмом.

Исследований достаточно много, многие спорные, для некоторых есть возражение по малой выборке участников эксперимента, но в любом случае уже много информации к размышлению.

Как практик, я могу сказать, что эмпирическим путем можно установить, что многие дети с аутизмом испытывают повышенную чувствительность к звукам, у многих детей отмечается желание закрыть уши, а дети, которые уже умеют говорить, могут рассказывать, что в классе за партой ощущения – как на оживленном перекрестке.

Фото: uholor.ru

Факторы, приводящие к тугоухости

Слух может нарушиться в силу многих факторов. Причинами снижения слуха у детей  могут выступать следующие факторы:

  • перенесённые беременной женщиной инфекционные заболевания во время беременности (корь, краснуха, грипп);
  • генетическая предрасположенность;
  • бесконтрольный приём будущей мамой антибактериальных препаратов и других лекарственных средств, противопоказанных во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • травмы, полученные малышом во время родов;
  • серные пробки, расположенные в слуховом проходе и мешающие нормальному звукопроведению;
  • инородный предмет в ухе: малыши часто неудачно «экспериментируют» со своим телом и засовывают в уши посторонние предметы (части от игрушек, конструкторов, бусины);
  • причиной тугоухости у ребенка может стать инфекционное заболевание, например, отит или ринит; в данном случае у ребенка ухудшается слух временно, как правило, неприятный симптом проходит после полного выздоровления;
  • причиной ослабления слуха может стать черепно-мозговая травма, причем тугоухость может развиться не сразу, а по истечении определённого времени после повреждения;
  • заболевания верхних дыхательных путей (ринит, увеличенные аденоиды);
  • снижением звукового восприятия могут закончиться такие серьёзные инфекционные заболевания как скарлатина или корь;
  • травмы наружного уха, например, при засовывании в него зубочистки или любого другого острого предмета;
  • приём ототоксичных лекарственных препаратов также может закончиться снижением уровня слухового восприятия;
  • громкие звуки могут привести к акустической травме и спровоцировать в свою очередь тугоухость;
  • быстрым снижением слуха может со временем завершиться прослушивание громкой музыки в наушниках.

Малыш, при ограниченном слухе, не всегда сам может понимать, что у него проблема, поэтому родителям необходимо быть очень внимательными и при появлении первых тревожных «звоночков» нужно сразу же провести обследование ребёнка у ЛОР-врача.

Что это за звуки?

Наталья повела дочь к сурдологу, и обследование показало, что Маша ничего не слышит. Вообще. Сначала еще оставалась надежда, что не слышит она хотя бы частично, но нет — дополнительное обследование во сне показало, что у девочки двусторонняя сенсоневральная глухота.

Диагноз Маше поставили в конце года, зимой, и операцию — кохлеарная имплантация (хирургическое восстановление слуха, в ходе которого в улитку внутреннего уха устанавливается специальный прибор) — пришлось отложить. Потому что очередь, а новые закупки имплантов еще не производились. Решили делать операцию в апреле, а там наступила пандемия, и снова все отложилось. В результате только в августе, когда Маше уже было три года, ей провели кохлеарную имплантацию.

— Это очень поздно, — говорит Наталья. — Три года — критический возраст для таких операций.

Маше очень сложно дался этот переход в мир звуков. Прибор настраивали постепенно, и все равно каждый шорох, звонок, гудок заставал ее врасплох. Будто Маша оказалась в другой реальности, и не очень-то дружелюбной. Наталья пытается объяснить это так: «Как будто иностранец попал в другую страну, где все говорят на незнакомом языке, а он ничего не понимает». 

Звякнет микроволновка — Маша настораживается. Зазвенит домофон — удивляется, закипит чайник — стоит в растерянности. Что это за звуки? Откуда они взялись в ее жизни? Как нужно реагировать на них? Наталья пыталась объяснять Маше каждый звук. Подводила к домофону, показывала, как пищат кнопки и откуда раздается шипение чайника. Огромный, долгий процесс открытия мира. Но справиться без профессиональной помощи не смогла бы даже самая терпеливая мама.

Имплант нужно перенастраивать под развитие Машиного слуха, нужно заниматься с логопедом, нужно много-много специалистов, чтобы ребенок, который впервые услышал мир в три года, смог адаптироваться и жить спокойно и радостно. Как и полагается маленькой девочке.

Маша уже начала говорить «ма-ма», «па-па», «ти», «ди».

— Она сначала всех называла «мама», — смеется Наталья. — Наверное, считала, что это слово способно заменить все другие слова.

Теперь нужно переходить к фразам. И еще Маша пока не понимает, как можно применить те звуки, которые узнает: позвать кого-то, показать, если что-то нужно. 

В общем, нужно много заниматься, и без хорошей реабилитации Маше не справиться.

Врачи посоветовали Наталье обратиться в центр «Тоша&Со», который специализируется на работе с детьми с кохлеарными имплантами. Но реабилитация в нем платная.

Наталья просит помощи для Маши. «Это будет счастье, если моя дочь научится слышать и понимать обращенную речь», — говорит она. Подарите им это счастье.

Фонд «Правмир» помогает взрослым и детям, нуждающимся в восстановлении нарушенных или утраченных функций после операций, травм, ДТП, несчастных случаев, инсультов и других заболеваний, пройти реабилитацию. Вы можете помочь не только разово, но и подписавшись на регулярное ежемесячное пожертвование в 100, 300, 500 и более рублей.

Почему ребенок не понимает речь?

Малыши, с нарушением распознавания обращенной речи, своим поведением напоминают детей с диагностированными расстройствами аутистического спектра (РАС). Так как они не понимают обращенную речь, то получается, что они растут как бы в речевом вакууме. Речь у них не развивается вообще, ведь дети учатся говорить, подражая взрослым, а как это делать, если речевые звуки воспринимаются как общий шум.

Это серьезно сказывается на общем развитии ребенка. Страдают эмоциональная и коммуникативная стороны, умственное развитие, поведение. Такие дети обычно гиперактивны, у них часто меняется настроение, они не умеют контролировать эмоции. Все это происходит из-за того, что у них нет даже внутренней речи, хотя она присутствует, например, при моторной алалии.

Нарушение распознавания обращенной речи вызвано речевой слуховой агнозией и сенсорной алалией, обычно эти патологии взаимосвязаны.

Одна мама говорила, что живет как будто среди глухих

– Какие проблемы со слухом могут возникать у детей?

– Буквально со слухом проблемы часто не связаны. Но у 5-7% детей школьного возраста отмечаются нарушения обработки слуховой информации. Они не могут обрабатывать информацию так, как это делают обычные дети – выглядит это так, как будто они нас не слышат или слышат через шумовую толщу, прислушиваются или игнорируют. Иногда ребенку нужно видеть нас, чтобы расшифровать нашу речь.

– А из-за чего так происходит?

Пока ученому сообществу неизвестно, что именно влияет на мозг человека, лишая его возможности различать информацию с помощью органов слуха. Хотя иногда врачи относят проблемы обработки слуховой информации к синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Я не сторонник таких обобщений, но тем не менее стоит говорить и о детях с СДВГ, так как именно у них часто отмечается высокая костная проводимость.

– Как это может мешать ребенку в жизни?

– Любой шум может нарушить привычный ход жизни, событий. Ребенок, сидя в классе, слышит, что происходит в конце длинного коридора, или треск экрана компьютера в соседней комнате. В классе, где учатся тридцать человек, шумят все и всё. Шумят падающие линейки, карандаши, шуршат листы.

Все эти звуки не просто мешают ребенку, а забирают всё его внимание, не дают возможности сосредоточиться. При этом, например, я целый день нахожусь в кабинете, где работает компрессор в аквариуме, который выдувает воздух, – для меня такой шум не является проблемой

Также ребенок с нарушением обработки слуховой информации без визуального подкрепления может не начать работу в классе. Некоторым детям нужно видеть лицо, губы взрослого, тогда только он начнет говорить. Таким детям нужно многократное повторение инструкции, важных моментов урока, при переходе к новому заданию, виду деятельности нужно сделать дополнительный акцент и получить обратную связь, чтобы ребенок услышал вас и понял.

Одна мама мне говорила, что живет как будто среди глухих. У нее два сына и муж. Ей приходится их звать по нескольку раз, повторять просьбы. «Я понимаю, что ребенок слышит меня, если я поймала его взгляд или он повернулся ко мне, когда я его зову», – говорила она мне.

Дети с нарушениями обработки слуховой информации чаще других делают пометки на полях, визуализируют то, что говорит учитель.

Таким детям трудно с учителями, которые как говорящие головы, потому что они редко используют визуальные подсказки, схемы, рисунки, а этим детям они необходимы как воздух. В школах как раз таких учителей, которые любят больше говорить, чем опираться на визуализацию, большинство. Среди учителей больше женщин, которые чаще мало пишут, дают мало схем, мало визуальных подсказок, да еще и говорят высокими тонкими голосами.

– Куда обращаться, если у ребенка подобные проблемы?

Обозначить эти проблемы может грамотный невролог, который подскажет, какое именно обследование нужно сделать ребенку, к какому специалисту обратиться дальше.

Он может направить к специалисту по сенсорной интеграции, логопеду, психологу или нейропсихологу. Возможно, ребенку понадобится отоларинголог или отоларинголог-сурдолог.

Ольга Азова. Фото: Анна Данилова

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий