Ребенок не хочет одеваться

Зачем нам детский сад: 7 причин

Когда есть выбор, оставить ребенка с бабушками или отдать в сад, родители начинают задумываться, что будет лучше для малыша. С одной стороны, в саду дети больше болеют, подвергаются влиянию со стороны невоспитанных сверстников. С другой стороны, именно в саду ребенок учится правильно вести себя в социуме, потому сад детям все-таки нужен.

Семь причин посещать детское дошкольное учреждение:

  1. Социальная адаптация. Именно в саду малыш впервые сталкивается с социальными нормами поведения и учится себя правильно вести в социуме. Здесь у него больше чем дома возможностей наблюдать, анализировать и делать выводы.
  2. Умение себя вести в коллективе. Всегда можно по поведению отличить ребенка, который до школы посещал сад. В саду дети приобретают нужные поведенческие навыки и в школе им проще влиться в коллектив.
  3. Приобретение знаний и опыта. Сидя дома у ребенка меньше способов получения информации, в саду же дети обмениваются знаниями, а также в процессе игры закрепляют полученную от воспитателя информацию.
  4. Развитие личностных качеств. Сидя дома малыш перенимает некоторые черты характера родителей и бабушек, а в общении со сверстниками у него четче проявляются индивидуальные черты характера.
  5. Самостоятельность. Детям, посещавшим дошкольное учреждение, легче пережить адаптационный период в школе.
  6. Приобретение иммунитета. Часто болевшие в саду дети, в школе уже практически не пропускают занятий, в отличие от тех, кто сидел дома.
  7. Обучение дисциплине. Это пригодится на протяжении всей жизни — как в школе и институте, так и на роботе.

Кроме того, отдавая ребенка в сад, у родителей появляется возможность отдохнуть от круговерти бытовых хлопот и заняться самореализацией.

Советы психолога

В первую очередь психологи советуют не применять физических наказаний по отношению к ребенку. Во-первых, родители, которые используют такие методы, в какой-то момент начинают перебарщивать. Во-вторых, непослушание – это естественное явление, а не прихоть конкретного человека. Поэтому в период “кризиса” лучше проявить больше любви и заботы, а не рукоприкладства, вызывающего у ребенка непонимание и обиду.

Также психологи советуют подавать информацию в развлекательной манере. Из воспитания лучше сделать игру, а не пытку. Поставьте себя на место ребенка: вы игнорируете ту информацию, которая вам не интересна. Вы не стараетесь к ней прислушаться и уж тем более ее запомнить. Так почему ребенок должен это делать? В воспитательный процесс нужно вводить больше игр и объяснений, пусть даже и сказочных. Такой подход даст лучший результат.

Как решить проблему, когда ребенок 4-х лет не хочет одеваться и обуваться?

Такая ситуация может стать настоящей головной болью для многих родителей. Однако, существует несколько простых способов, которые помогут справиться с этой проблемой.

1. Начните с подготовки.

Заранее подготовьте все, что нужно для одевания и обувания ребенка. Разложите одежду и обувь, чтобы ребенок мог быстро и легко найти нужное. Также не забудьте организовать удобное место для переодевания.

2. Предоставьте выбор.

Предложите ребенку выбрать наряд или обувь, которые он бы хотел надеть. Это поможет ему почувствовать себя независимым и самостоятельным.

3. Играйте вместе.

Сделайте процесс одевания и обувания игрой. Используйте разные предметы и аксессуары, чтобы сделать эту процедуру более интересной и увлекательной для ребенка.

4. Будьте терпеливы и поощряйте ребенка.

Дайте ребенку время на выбор одежды и обуви, а также на самостоятельное одевание и обувание. Поощряйте его старания и успехи, чтобы он чувствовал себя увереннее и мотивированнее.

Следуя этим простым советам, вы сможете избежать многих проблем при одевании и обувании ребенка 4-х лет.

Что не нужно делать, приучая ребенка одеваться самостоятельно

К сожалению, многие родители считают, что если ребенок не умеет одеваться самостоятельно в 4 года или даже в 5 лет, то в этом виноваты кто угодно, но только не они. Но ведь именно их ошибки в воспитании привели к такому результату! И никакой вины воспитателей тут нет. Ведь если малыш пошел в садик в два-три года или в пять, и еще не умеет самостоятельно одеть колготки и куртку – это вина родителей. Вот только некоторые типичные ошибки мам и пап, которые приводят к детской несамостоятельности.

  • Никогда не торопите ребенка и позвольте ему одеваться самостоятельно. Вечно спешащие родители начинают натягивать одежду на малыша, лишая его возможности одеться самому. Постарайтесь распределить время таким образом, чтобы собираться в сад или на прогулку не торопясь.
  • Не критикуйте ребенка за неправильно надетую одежду или не заправленную в штанишки рубаху. Не забывайте, что он только еще учится одеваться, да и моторика у него еще не развита до конца. Лишь одобрение и поддержка родителей помогут малышу не потерять желание одеваться самостоятельно.
  • Частенько ребенок бывает просто не в настроении и начинает капризничать и отказываться одеваться сам. Или слезы появляются у него, когда он не справляется с застежкой. Чтобы не трепать себе нервы, многие мамы предпочитают не тратить время на уговоры и разговоры, а просто одеть чадо сами. Но это неправильно! Ведь таким образом они растят слабовольного и несамостоятельного ребенка, который не сможет потом преодолеть более трудных препятствий.
  • Иногда причиной неумения одеваться в старшем дошкольном возрасте бывает неудобная одежда. Начиная обучение, стоит продумать гардероб ребенка. На начальном этапе не стоит покупать одежду и обувь со сложными застежками и шнурками, свитера и водолазки с тугой горловиной, рубашки с мелкими пуговицами, платья с застежками на спине, куртки на тугих кнопках или с крючками. Не покупайте одежду, которую будет трудно натянуть, лучше брать на полразмера или даже на размер больше. Чем проще ребенку будет одеть одежду, тем с большим удовольствием он будет это проделывать.
  • Старайтесь покупать одежду из натуральных тканей. «Кусачие» свитера, шапки и шарфы, платья и рубашки с грубыми швами, синтетические плавочки – все это вызывает дискомфорт и аллергию. Ребенок будет просто отказываться надевать такие вещи.

И еще один нюанс, о котором частенько забывают родители. Чтобы приучить ребенка одеваться самостоятельно, воспитывайте в нем аккуратность и бережное отношение к одежде. Научите его правильно ее снимать и складывать так, чтобы она не помялась и ее легко было надеть, не запутавшись, где у нее перед, а где зад, где лицевая сторона, а где изнанка. При правильном подходе (без нервов и криков) и при раннем приучении в игровой форме легко будет научить ребенка одеваться самостоятельно.

Что делать, если ребенок не хочет одеваться: советы психолога

Чтобы у детей появилось желание самостоятельно одеваться, детские психологи рекомендуют использовать методику «Изменение цели». Она помогает снять напряжение вокруг самого процесса одевания

Важно придумать верную мотивацию, то есть не предлагать «Давай одеваться»

Лучше придумать цель предстоящего выхода из дома и предложить ребенку возможность выбора:

  1. «Мы пойдем в парк или погуляем на детской площадке?»
  2. «Ты возьмешь мяч или самокат?»
  3. «Наденешь сапоги или теплые ботинки? Красный свитер или синий?»
  4. «Во что ты будешь играть сегодня на прогулке?»
  5. «Мы купим сок или мороженое сразу же или когда будем возвращаться домой?»

Важно:  Перед ребенком не ставится цель «одеваться», ему предлагается альтернатива – «что одеть» или «зачем нужно одеться». Когда перед детьми ставится такая интересная цель, и можно выразить свое желание, сделать выбор, становится интересен сам процесс ее достижения, то есть одевание, хочется закончить его поскорее.

Для обучения самостоятельному одеванию существуют особые хитрости и секреты

Мальчиков и девочек нужно познакомить с техникой простого и результативного надевания каждой вещи

Для обучения самостоятельному одеванию существуют особые хитрости и секреты. Мальчиков и девочек нужно познакомить с техникой простого и результативного надевания каждой вещи.

Последовательность этого процесса должна быть каждый раз одна и та же, причем ее повторяют в четкой последовательности.

Нужно, начиная с 2-3 летнего возраста, знакомить детей с деталями одежды: швы у колготок, пятка, носок, резинка, рукава, воротник, подол, карманы

Одежду рассматривают заранее, еще до прогулки, обращая внимание детей на значимые детали. Во время того, как взрослый раздевает или одевает малыша, он употребляет эти термины.

Важно определить для себя, что будет пока делать взрослые, а чему родители начнут обучать малыша

Невозможно сразу же научиться всем способам одевания

Важно определить для себя, что будет пока делать взрослые, а чему родители начнут обучать малыша. Невозможно сразу же научиться всем способам одевания. Например, сначала трусики, пижамные штанишки, а затем маечку, колготки, сандалии и далее по нарастающей сложности

Переходить от вещи к вещи нужно лишь после овладения умениями надевать предыдущий предмет гардероба

Например, сначала трусики, пижамные штанишки, а затем маечку, колготки, сандалии и далее по нарастающей сложности. Переходить от вещи к вещи нужно лишь после овладения умениями надевать предыдущий предмет гардероба.

Важно:  ребенка нужно как можно чаще хвалить даже за минимальные достижения. Чтобы сделать процесс обучения легким, его разбивают на простые и понятные малышу шаги.

Применив немного изобретательности, используя верную мотивацию и приемы, легко выполнимые детьми любого возраста, можно заметно облегчить обучение самостоятельному одеванию

Применив немного изобретательности, используя верную мотивацию и приемы, легко выполнимые детьми любого возраста, можно заметно облегчить обучение самостоятельному одеванию.

Обучаемся навыкам одевания в игре

Многие родители наверняка замечали, что уже в восемь-девять месяцев кроха с интересом начинает стягивать с себя носочки и пытается надеть себе на голову шапочку. Иногда этот процесс превращается для него в целую забаву – мама надевает на него носки – он их снимает и смотрит довольный в ожидании, когда же их ему опять наденут. С шапочкой та же история – стоит маме ее снять с его головы, как кроха с радостью напяливает ее на себя снова. И чем эта игра не повод начать обучение самостоятельному одеванию?

Первый этап – учимся снимать одежду

Есть детки, которые уже к полутора годам легко снимают с себя некоторые предметы гардероба – носки, шапочку (без завязок), штанишки, трусики и даже маечки. При попытке мамы догнать дитя и надеть на него все это обратно, оно весело улепетывает. Конечно же, снять всегда проще, чем надеть, но ведь это и есть первый этап, когда ребенок, приходя с прогулки, уже в силах сам снять с себя некоторые вещи. Вот и вмените ему это в обязанность. Но не торопливым «давай скорее», а в соревновательной форме – «давай кто первый».

Второй этап – учимся управляться с застежками

Сейчас в магазинах продают много разных игрушек и тренажеров для развития мелкой моторики. Коврики с замочками, молниями, пуговками, шнурочками, крючочками – самое «то», чтобы учить малыша застегиванию застежек на одежде. Если не нашли ничего подходящего в магазине – сделайте такой тренажер сами.

После игры в «раздевание» эти игры для мелкой моторики будут вторым этапом в обучении. Обычно к году пальчики малыша уже становятся более послушными, и поэтому развивать их в это время такими вот тренировками будет очень даже уместно. Вот увидите, к двум годам (если заниматься не меньше трех-четырех раз в неделю) кроха будет легко справляться с липучками, кнопочками и молниями. Некоторые особо талантливые осваивают даже пуговки.

Третий этап обучения в игре – это одевание

В куклы должны играть не только девочки, но и мальчики. Ведь именно на куклах очень легко научиться одеваться. Начните с раздевания. С этим заданием кроха справится быстро. Потом попросите ребенка одеть куклу самостоятельно. Помогите ему, покажите, как это легко сделать, подбадривайте и хвалите малыша, если у него все получается, и не смейтесь, если что-то в процессе у него пошло не так. Со временем эта игра увлечет малыша.

Собираясь на прогулку в очередной раз, попробуйте схитрить и одеть какую-нибудь вещь на малыша неправильно. Например, штанишки начните надевать ему на руки, а потом на его удивительный возглас скажите, что совсем забыли, как это делать правильно и попросите его напомнить и показать. Эта игра обязательно понравится крохе и он с удовольствием в нее втянется, а втянувшись, и сам не заметит, как стал одеваться самостоятельно. Правда, маме придется помогать ребенку на первых порах натягивать рубашку, платье и свитер, но согласитесь – и это уже прогресс.

С какого возраста следует приучать детей к аккуратности внешнего вида

Приучать детей быть аккуратными имеет смысл после трёх лет. Однако и в этом возрасте действовать следует последовательно и грамотно. Психологи рекомендуют родителям поступать таким образом:

в первую очередь обращать внимание на свой внешний вид. Дети во многом копируют взрослых. Если мама и папа выглядят аккуратно, то и ребёнок будет к этому стремиться;
не ругать ребёнка за неаккуратность, а тактично и спокойно беседовать с малышом

Криками и угрозами донести до ребёнка нужную информацию невозможно;
хвалить малышей, если они делают даже небольшие успехи и стараются быть аккуратными

Если мама и папа выглядят аккуратно, то и ребёнок будет к этому стремиться;
не ругать ребёнка за неаккуратность, а тактично и спокойно беседовать с малышом. Криками и угрозами донести до ребёнка нужную информацию невозможно;
хвалить малышей, если они делают даже небольшие успехи и стараются быть аккуратными.

Требовать от маленького ребёнка не пачкаться — бессмысленное занятие, которое вряд ли закончится успешно. Родителям следует набраться терпения и приучать детей к аккуратности внешнего вида последовательно и постепенно.

Каких ошибок следует избегать

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, хотя ему уже скоро исполнится 5 или 6 лет, то нужно ругать не его, а себя. Да-да, именно родители, а не дети чаще всего виноваты в запаздывании развития навыком самообслуживания.

Рассмотрим типичные ошибки, которые нередко совершают мамы и папы.

  1. «Иначе опоздаем». Обычная ситуация: мама в спешке бегает по комнате, хватает одежду и ребёнка в охапку, одевает его сама и быстро спешит в сад и на работу. Как результат – малыш попросту не имеет времени, чтобы нормально, без лишней суеты, своими ручками натянуть на себя брюки и кофту. Естественно, что после этого у него пропадает желание одеваться и раздеваться самостоятельно.
  2. «Ты неаккуратен». Иногда мам-аккуратисток сильно раздражает, что их дети одеваются слишком небрежно. То рубаха у него торчит из-за пояса, то колготки натянуты «в складочку», то шнурки завязаны некрасиво. В общем, придираться можно бесконечно, поскольку у малышей моторика развита слабо, так что аккуратности на первых этапах можно и не дождаться. Нужна постоянная тренировка.
  3. «Слишком много нервов». Многие дети в процессе одевания начинают капризничать и упрямиться. А это лишние нервы, раздражение, которого хватает и на работе. Поэтому мамы и папы просто всё делают сами, несмотря на желание ребёнка к самостоятельности. Капризы же возникают по двум причинам: либо малыш недоволен спешкой, либо он не в состоянии справиться со сложными застёжками и пуговицами.

Итак, это основные причины того, почему ребенок не любит одеваться. Также следует упомянуть о кризисном этапе 2-4 лет, когда дети могут протестовать против любой просьбы родителей. Мама просит одеться? Малыш назло ей бросает одежду на пол, топает ножками. Этот этап нужно пережить, параллельно используя стремление ребёнка к самостоятельности в своих целях.

С какого возраста дети должны одеваться самостоятельно?

Некоторые малыши превращают процесс одевания в бесконечную игру, кто-то категорически отказывается хоть что-то на себя надеть без длительных уговоров и препирательств. Решая, как приучить ребенка к тому, чтобы он пытался одеваться сам, родители должны знать его возможности. Было бы странно требовать от 2-3 летнего крохи, чтобы он самостоятельно надел и зашнуровал ботинки. А видеть беспомощного 6-7 летнего мальчишку, не умеющего заправить рубашку в брюки, не менее странно. На что способны дети в каждой возрастной группе, обучаясь одеванию?

ВозрастЧто он может сделать сам?
1,5-2 года
  • Снять шапочку, шорты, легкие брючки, юбку
  • rongСтянуть за пятку носочки
  • Снять обувь, расстегнутую родителями
2 -2,5 года
  • Расстегнуть и застегнуть застежку-«молнию», «липучки»
  • Снять брюки и расстегнутую взрослыми кофточку
  • Снять шапочку
  • Просунуть ноги в носки, колготки, брюки, которые держат перед ним
  • Снять верхнюю одежду, если ее предварительно расстегнули
  • Просунуть  руку в рукава верхней одежды, свитера, платья, подаваемых родителями
  • Надеть трусики
  • Подтянуть спустившиеся колготки
2,5 – 3 года
  • Надеть шапку, накинуть шарф
  • Застегнуть крупные пуговки, застежки на сандалиях
  • Снять платье или футболку
  • Не путать правый и левый сандалик, сапог, ботинок, замечать путаницу и исправлять ее
  • Замечать изнанку и лицевую сторону одежды
  • Надеть колготки и брюки
3,5 – 4 года
  • Развязать поясок от платья, завязанный сзади
  • Застегнуть застежки и пряжки на платье, куртке
  • Заправить рубашку в брюки
  • Аккуратно сложить или повесить свою одежду
  • Оценить свой внешний вид, смотрясь в зеркало, исправить обнаруженные недостатки
5-6 лет
6-7 лет

Все эти умения можно привить малышу, если терпеливо обучать его, следуя верной тактике и учитывая особенности психики.

Как быть, если ребенок приходит в родительскую постель среди ночи?

В первую очередь нельзя за это ругать, и уж тем более наказывать. Спокойно объясните малышу, где он должен спать, отведите за ручку и полежите с ним немного, затем уходите. Так он привыкнет спать без взрослых.

Процесс отучения не быстрый. Самое главное не давать слабину — ни при каких условиях, ни в качестве исключения нельзя разрешать спать с мамой и папой.

Причина нежелания спать в одиночку может быть вызвана и чрезмерной тревожностью, тогда родителям нужно создать благоприятную обстановку, где нет страхов и опасностей для ребенка.

Часто дети приходят в постель к родителям после рождения второго ребенка — так они компенсируют дефицит внимания в течение дня. 

Родителям стоит незамедлительно реагировать на изменение поведения детей, будь то ночные истерики, вялость или потеря аппетита. Зачастую дети не могут объяснить, что именно их беспокоит, но с помощью своего настроения они показывают мамам и папам, хорошо им в этот момент или плохо.

Большую роль в процессе засыпания и спокойного сна играет также правильное питание.

Если ребенка накормить на ночь тяжелой пищей, то могут присниться кошмары, и он проснется от страха. Спасаться он побежит к маме и папе. Если такое будет происходить несколько раз, то у ребенка сформируется устойчивый страх ночи и сна. А надо просто не перекармливать на ночь.

Также вечером не стоит давать ребенку сладости, ведь это стимулирует нервную систему и возбуждает. Чтобы израсходовать энергию, полученную из конфет или кусочка торта, ребенку нужно будет вести себя активно, уснуть ему будет крайне трудно. Если вы его пытаетесь уложить, а он капризничает, то очередная сладость, предложенная в награду, не успокоит, а еще больше заведет нервную систему и физиологию.

Незадолго до сна можно дать ребенку чай из трав или какао. Последний напиток успокаивает благодаря наличию в составе магния, снижает возбуждение и расслабляет мышцы. Дождитесь, когда малыш сходит в туалет, специально оставив на это время, и он сам быстро заснет.

Еще один важный момент, который нужно учитывать: старайтесь чаще контактировать с ребенком. Бывает так, что ребенку не хватает именно этого днем, тогда ночью он пытается дополучить недостаток телесного контакта. Гладьте малыша по голове, по спине — это поможет ему быть в гармонии и с вами, и со своим телом.

Установление рутин в решении проблемы с одеванием и обуванием ребенка в 4 года

Дети нуждаются в стабильности и предсказуемости для того, чтобы чувствовать себя уверенно и безопасно. Установление рутин — это один из способов помочь ребенку чувствовать себя в комфорте, когда он одевается и обувается. Заранее подготовьте ребенка к процессу: объясните, что вы будете одеваться на улицу или в школу, говорите о том, как вы будете одеваться и в чем. Это поможет ребенку лучше понимать, чего ожидать и что происходит.

Еще один способ установить рутину — это разработать семейный распорядок дня. Включите время на одевание и обувание в этот распорядок и старайтесь придерживаться его. Ребенок будет чувствовать себя более комфортно, если знает, когда ожидать эти процессы, и он сможет готовиться заранее. К тому же, соблюдение распорядка дня поможет вашему ребенку организовать свой день и уменьшить стресс и беспорядок.

  • Объясните ребенку, что одежду нужно надевать, чтобы быть в безопасности на улице.
  • Дайте ребенку возможность выбирать, что он будет одевать. Это поможет ему чувствовать себя более уверенно и независимо.
  • Старайтесь начать процесс одевания и обувания с наступлением определенной точки во времени. Например, сразу же после завтрака или перед выходом из дома.

Как помочь ребенку развить самостоятельность?

Как мы обычно учим ребенка какому-то новому действию? Один-два-три раза рассказали-показали и надеемся, что ребенок усвоит. При этом мы часто забываем, что процесс обучения устроен намного сложнее и повторять его нужно много-много раз. Ведь кроме того, чтобы сказать и показать, нужно еще проверить и поправить. И делать это каждый раз, как только понадобится, не ожидая, что ребенок уловит с первой попытки

Кроме того, во всем этом процессе важно сохранить самое главное — интерес ребенка и его желание учиться, что становится уж совсем непростой задачей, учитывая монотонность и примитивность ее для родителя

Чтобы облегчить эту задачу себе и ребенку, воспользуйтесь таким алгоритмом обучения: 

  1. Поставьте ребенку задачу. Простыми словами озвучьте ребенку инструкцию, что ему нужно сделать: “Пожалуйста, надень штанишки”. Для самых маленьких эту задачу можно обыграть: “Где твои штанички? Вот! Молодец! Как мы их сейчас снимем? Вот так!” При этом родитель сопровождает свои слова активными действиями, чуть опережая ответ ребенка.

  2. При необходимости разбейте задачу на этапы: “Возьми штанишки и посмотри, где у них перед? Надень штанину на одну ножку, потом на вторую. Затем встань на ножки и натяни штаны на попу”.

  3. Мотивируйте. Расскажите ребенку, какие выгоды ждут его, если он выполнит задачу: “Сейчас ты быстренько оденешься, мы сходим в магазин, а на обратном пути зайдем на площадку, и ты сможешь кататься целый час!” Если мысли о будущем вызывают только протест, тогда мотивировать стоит по-другому: “Ого! Как быстро ты справился! Ничего себе, я даже за тобой не успеваю!”

  4. Помогите ребенку начать. Подскажите, что нужно сделать в первую очередь, а при необходимости физически помогите ему: дайте в руки одежду и проконтролируйте, чтобы ребенок начал одеваться. “Возьми, пожалуйста, эти штанишки (даете их в руки ребенку) и надень их”. Если ребенок колеблется, сделайте вашу интонацию ниже и тверже, подойдите ближе, повторите увереннее и громче, оказывая телесные подсказки. Однако не путайте настойчивость и нетерпеливое или раздраженное давление. Представьте, что вы хороший тренер, задача которого разжечь азарт и уверенность в ребенке, а не уставший учитель, который видит в детях вредин и неудачников.

  5. Похвалите ребенка. По мере одевания, когда ребенок берет сложные для него рубежи в процессе одевания, подбадривайте его похвалой. Проговаривайте, в чем именно он большой молодец.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий