Что делать, если ребёнок в 5 лет не слушается?

Будьте последовательны и едины во мнении

Когда мы думаем о послушании, то считаем его абсолютным благом и признаком благополучия. Но забываем, что требование беспрекословного послушания может однажды привести к снижению самооценки, несамостоятельности и неумению за себя постоять.

Если человеком постоянно управлять, он разучится или не научится вообще принимать решения, отстаивать позицию и распознавать свои собственные желания. В конце концов, такой ребенок постоянно будет пытаться демонстрировать, что он хороший и заслуживает вашу любовь. Редко будет проявлять собственную волю, желания, а значит, не получит навыка принятия решения и ответственности.

Подавленный инстинкт к самостоятельности в подростковом возрасте играет с нами злую шутку. «Он все время лежит на диване и ничего не хочет, — говорят родители подростка. — Что мне делать, помогите?» Или другой вариант, когда во взрослом возрасте мы имеем трудоголика, который не может сказать «нет».

Помогать нужно на раннем этапе, воспитывая в ребенке активное послушание, то есть способность подчиняться авторитету родителей, но при этом уметь распознавать свои чувства и желания.

Настоящее послушание — это выполнение требований родителей, которые ребенок считает справедливыми и необходимыми. Например, в семье установлены определенные правила. Они не просто касаются всех членов семьи, но и всем в равной степени предъявляются.

Папа разрешает бардак в комнате, мультики по пять часов подряд и не есть суп в обед, а мама — запрещает. Так не работает! Единые требования влекут за собой признание необходимости их выполнения. Через это возникает уважение к старшим.

Следите за выполнением предъявляемых требований, ведь если сегодня что-то можно, а завтра уже нельзя, значит, следование правилам — вещь условная и необязательная. Отсюда и совет: будьте последовательны и едины в предъявляемых требованиях к детям.

Методы воспитания непослушных детей: советы психолога

Что делать, если ребенок не слушается? Прежде всего — понять, не пытаетесь ли вы подменить понятия «хорошее поведение» и «поведение, удобное родителю». Дети вообще ужасно «неудобные»: не хотят спокойно сидеть в коляске, с азартом тянут в рот песок, просыпаются среди ночи… И это нормально!

Важно

Важно отличать простое непослушание, связанное с особенностями возраста или несовершенствами воспитания, от поведения, вызванного патологией нервной системы и/или нарушением семейных отношений. Для того, чтобы отличить одно от другого и вовремя принять меры, необходима профессиональная помощь (психологов и медиков).. Мы собрали советы психологов, которые помогут разобраться в том, что можно и чего нельзя делать с непослушным ребенком:

Мы собрали советы психологов, которые помогут разобраться в том, что можно и чего нельзя делать с непослушным ребенком:

Не требуйте от ребенка невозможного. Здоровый маленький ребенок будет шалить, шуметь и разбрасывать игрушки. Школьник не сможет постоянно держать письменный стол в порядке и будет забывать мыть за собой посуду. Подросток станет закрывать дверь в свою комнату и прятать личную переписку от родителей. И все это неправильно считать непослушанием! Порицание и наказания в таких случаях бессильны.

Оптимизируйте количество запретов. Количество ограничений должно быть разумным. Дети, которых слишком строго контролируют, вырастают очень напряженными. Взрослые часто их одергивают: «Не сиди на снегу! Не клади локти на стол!». У таких малышей нет возможности выплеснуть энергию и делать то, что хочется. Они испытывают естественное раздражение, которое накапливается

Ребенок перестает реагировать на слово «нельзя», он специально нарушает запреты, отстаивая таким образом право на активное поведение.

Переключите внимание. Если объяснения не работают, отвлеките малыша от желаемого

Можно переключить его на увлекательную игру, интересный предмет.

Давайте возможность выплеснуть эмоции. Иногда переключить внимание ребенка не получается. Больше того, он начинает плакать, кричать и даже падать на пол, становясь как будто неуправляемым. В таком случае малыш уже не способен остановиться, и нужно переждать «бурю», не призывая его успокоиться. Обнимите ребенка и дайте ему почувствовать себя любимым, когда эта «буря» пройдет.

Говорите с ребенком. Вещи и явления, которые кажутся нам очевидными, могут не являться таковыми для детей. Поэтому нужно объяснять им, что произойдет при нарушении правил поведения, как устроен мир, что угрожает его безопасности и т.д.

Не допускайте перенапряжения нервной системы. Соблюдайте режим дня и питания. Не забывайте, что по рекомендации специалистов, как правило, следует включать три основных и два дополнительных приема пищи. В перекусы можно включить один из вкусных продуктов от детского питания «ФрутоНяня»! Малышей могут порадовать фруктовые пюре, детское печенье и соки, а детей старше года – натуральный фруктовый мармелад, кукурузные палочки или воздушные ФрутоПаффсы.

Будьте гибкими. К примеру, если дети не слушаются, выполняя домашнее задание, сделайте перерыв. Способность контролировать свое поведение напрямую зависит от состояния ребенка. Так что, если он перевозбужден или устал, капризов не избежать.

Подавайте хороший пример. Что нужно делать, если дети не слушаются? Присмотреться к себе! Дети часто копируют поведение родителей, поэтому нельзя требовать от ребенка выполнения правил, если вы сами их игнорируете.

Дети не рождаются послушными или непослушными. Очень многое зависит от того, как их воспитывать.

Часто задаваемые вопросы:

Что делать, если малыш отказывается есть новый продукт?

Чтобы легче справиться с расширением рациона, предлагайте малышу как можно чаще разнообразные (по составу и способу подачи) блюда. Это будет стимулировать пищевой интерес ребенка. Небольшое количество нового продукта также можно подмешать в любимое блюдо малыша или добавить в новый продукт немного грудного молока или привычной для малыша детской молочной смеси.

Как правильно наказывать детей? Нужно ли это делать?

Исследования показывают, что через некоторое время после проступка (иногда даже годы спустя), большинство детей не помнят, что сделали не так. А вот наказание и негативные эмоции, связанные с ним, не забывают! Поэтому самым эффективным наказанием можно назвать наступление естественных последствий. Объясните непослушному ребенку, что, если он отбирает чужие игрушки или кидается песком, придется пойти домой вместо прогулки. Подчеркните, почему нельзя так поступать, сделайте акцент на чувствах

Важно говорить об этом спокойно и только в тех случаях, когда поведение ребенка вредно для него самого или других людей

Причины

По словам психолога, существует несколько причин, которые выводят послушание детей из строя:

Нехватка внимания. Когда ребенку не хватает внимания, он делает все, чтобы это исправить. Хороших намерений с его стороны можно не ждать. Месть

В семьях всякое бывает: большее внимание к сестре или брату, развод родителей, постоянные ссоры между отцом и матерью малыша. Ребенок все больше наполняется негативными эмоциями. Если ему плохо, он делает все, чтобы отомстить родным

Он страдает, значит, вы тоже должны. Самоутверждение. Вам нравится обращение в приказной форме? Нет? Детям тоже. Дитя начинает упрямствовать и перечить. Этим он показывает, что он личность, а не раб. Даже если его решение вовсе не правильное, он имеет свое собственное мнение. Потеря уверенности в себе. Когда у малыша что-то не получается, а в его сторону слышна негативная критика, его самооценка понижается. Он ведь мал еще. Вспомните себя в детстве, у вас все получалось?

Если ему плохо, он делает все, чтобы отомстить родным. Он страдает, значит, вы тоже должны. Самоутверждение. Вам нравится обращение в приказной форме? Нет? Детям тоже. Дитя начинает упрямствовать и перечить. Этим он показывает, что он личность, а не раб. Даже если его решение вовсе не правильное, он имеет свое собственное мнение. Потеря уверенности в себе. Когда у малыша что-то не получается, а в его сторону слышна негативная критика, его самооценка понижается. Он ведь мал еще. Вспомните себя в детстве, у вас все получалось?

Ребенок не слушается 2 года. Как воспитывать непослушного ребенка 2,5 лет? Психолог?

Крик души. Брак терпит крах. Ругаемся из за этого с мужем. Сын не слушается.  В садике воспитатель сказала, что ребенок не слушается.  Когда он со мной, он еще хоть как то меня слышит, потому что по жопе получает от меня. Муж его никогда не наказывает, и он в его обществе становится неуправляем. Я начинаю срываться,   орать. Гулять с ними тоже не хочу.  В садик мне уже стыдно ходить.  Я спросила как он, мне сказали, что сложный ребенок, но есть еще сложнее. Что делать? 

В погоне за овуляцией: фолликулометрия

Оксана Александрова опубликовал(а) статью в Анализы и обследования ,

Фолликулометрия или УЗИ-мониторинг овуляции является хорошим дополнением к остальным способам слежения за овуляцией: измерением базальной температуры, проведением тестов.

BabyPlan.ru ,

Первые признаки беременности. Опросы.

Софья Соколова опубликовал(а) статью в Симптомы беременности ,

Существуют ли надежные признаки беременности, которые указывают на наступившую беременность уже до задержки? Мы провели опросы на нашем форуме. Все часто встречающиеся первые симптомы беременности.

BabyPlan.ru ,

Вобэнзим повышает вероятность зачатия

Ирина Широкова опубликовал(а) статью в Лекарственные препараты, травы, БАДы ,

Вобэнзим. Это – не БАД, а ферментный лекарственный препарат, который состоит из растительных и натуральных энзимов и назначается при лечении воспалительных процессов, а также регулирует иммунную систему.

46 ответов

Массаж гинекологический – эффект фантастический?

Ирина Широкова опубликовал(а) статью в Гинекология ,

Вы слышали о такой медицинской процедуре, как гинекологический массаж? Вполне обыденным считается массировать больные мышцы головы, ног, спины. Казалось бы, вполне логично прибегать к массажу и при “женских” болях, ведь в половых органах также присутствует мышечная ткань.

57 ответов

Чего не стоит делать?

Теперь перечислим основные ошибки родителей и то, как поступать не следует:

  • Не ругайте ребёнка за плохое поведение, будьте терпеливы. Так вы можете вызвать у него чувство отчуждения, и малыш замкнётся в себе.

  • Никакого насилия! Пятилетке в это время очень тяжело, не усугубляйте его состояние.

  • Не критикуйте малыша за его поведение, особенно при посторонних людях. Делая замечание, говорите спокойным тоном и только с глазу на глаз.

  • Не избегайте ребёнка, если он просит у вас поддержки и внимания. “Отойди, мешаешь!”, “Ты ничего не умеешь”, “Тебе нельзя ничего доверить!”, “Руки-крюки” – такие фразы под запретом!

  • Не сравнивайте себя и малыша, подчёркивая свою значимость и опыт.

  • Не показывайте пятилетке разочарование или обиду. Дети в этот период особенно уязвимы и очень боятся потерять любовь родителей.

Известный факт: существуют возрастные кризисы у детей, через которые они проходят по-разному. К пятому дню рождения малыш уже прошёл через несколько, которые были в один и три года. Но даже если ребёнку удалось спокойно их преодолеть, это не значит, что пятилетний рубеж будет так же успешно им покорён. Запаситесь терпением и будьте готовы оказать поддержку малышу тогда, когда это будет необходимо. Помните, за каждым кризисом начинается новый этап взросления, полный новых побед и достижений!

Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

Давление и чрезмерный контроль

Психологическое подавление и жёсткие рамки в воспитании приводит к тому, что родителей просто не слышат. Так способны реагировать даже малыши в 1,5–2,5 года. Посмотрите и послушайте себя со стороны. Возможно вы забыли, что такое просьбы и давно перешли в общении на приказы, которые не обсуждаются. Но у детей есть интересная особенность привыкания к повышенным тонам, и когда от них не требуют беспрекословного подчинения под угрозой наказания, они просто не замечают разницы в настроении и громкие крики взрослых. Для них это норма, пока дело не доходит до наказания.

Строгие родители очень изобретательны в «карательных» мерах. Запрещая любимые мультики, игры и прогулки, или щедро раздавая подзатыльники, они забывают о простом правиле «агрессия порождает агрессию». В случае с маленькими детьми подобные наказания провоцируют бунт. Ребёнка лишают собственного мнения, и он реагирует протестом, делает «назло» и поступает «вопреки».

Еще один неприятный момент. В семьях, где мама и папа ведут себя жёстко и требуют соблюдения дисциплины, дети лишены такой приятной мелочи, как похвала. Если до 5–6 лет не баловать их комплиментами и поощрением, они начинают чувствовать себя ненужными. В будущем такие детки не стремятся стать лучше, боятся сделать что-то не так, вырастают замкнутыми и с кучей комплексов, такими как:

  • безынициативность;
  • заниженная самооценка;
  • мстительность;
  • склонность к обману.

Возрастные особенности

Послушание всегда одинаково, а вот непослушание бывает разным, и его формы во многом зависят от возраста и темперамента. Подросток не будет топать ногами, как двухлетний малыш.  Он найдёт другой способ продемонстрировать нежелание выполнять требования. 

Малыши

В 2-3 года в сознании детей еще не выстроены границы между «я хочу» и «я могу». Отсутствие гармонии и внутренний диссонанс приводят к строптивости, упрямству, своеволию, а иногда и к деспотизму.

Для исправления ситуации можно:

  • сократить число ограничений;

  • позволить проявлять самостоятельность (но в меру);

  • выслушивать детское мнение, не осуждая выбор.

Несмотря на строгую позицию, нужно уметь показывать ребёнку свою любовь. Вы же не бросите его, если он нарушит запрет или требование.

Дошкольники

4-6 лет – довольно спокойный период. Капризы могут иногда случаться из-за болезни, ссор с друзьями, плохой погоды и испорченной прогулки, но они не длятся долго. Сложности может вызвать и чрезмерная мечтательность, которой особенно подвержены пятилетки. 

Чтобы избежать проблем в будущем, рекомендуем:

  • ограничивать время, проведённое за гаджетами;

  • записать дошкольника в развивающую студию, спортивную секцию или кружок;

  • очертить круг домашних обязанностей. 

Не забывайте участвовать в жизни ребенка: устраивать совместные прогулки, вместе играть, выполнять любимые ритуалы и просто дурачиться.

Младшие школьники

Первый класс – это время, когда рушится привычный детский уклад. Ребята пошли в школу, у них появились новые обязанности, полностью изменился режим дня. Такая психологическая ломка сильно ощущается в 7 лет. К восьми годам она теряет интенсивность, а к девяти сходит на нет. Потому и поведение бывает разным: одни играют на публику, паясничают, а другие, наоборот, замыкаются в себе. 

Чтобы пережить непростую ситуацию с минимумом потерь, нужно:

  • помочь первокласснику привыкнуть к новым условиям;

  • не требовать от него слишком многого – посещения нескольких кружков, секций, отличного поведения и отметок, а ещё выполнения домашних обязанностей;

  • не заставлять насильно делать уроки – используйте игру, чтобы заинтересовать новоиспечённого ученика.

Обратите внимание на формирование социальных качеств. Ведь от того, как будут у школьника складываться отношения в обществе, во многом зависит комфорт будущей взрослой жизни. 

Средний школьный возраст

10-12 лет – период испытаний для девочек. Их поведение объясняется нестабильным гормональным фоном, потому вызвать вспышку негодования может любая мелочь, часто не связанная с родителями. Причинами становятся спор или ссора с подругой, безразличие мальчика, лишняя пара килограммов. 

Чтобы сохранить покой в девичьем царстве, попробуйте:

  • быть спокойными и не лезть с вопросами;

  • не накалять обстановку, демонстрируя возмущение или чрезмерную опеку;

  • попытаться понять, что происходит, понаблюдав за дочерью.

Подростки

Основные формы непослушания – игнор требований, в крайних случаях – крики, хлопанье дверью, плач. Если пробелов в воспитании нет, ничего страшного не случится. Срывы, конечно, будут, но не слишком часто. Да и объясняться они будут гормональными всплесками и стечением обстоятельств.

Чтобы урегулировать разгоревшийся скандал, нужно:

  • постараться понять причины поведения подростка;

  • внимательно выслушать его (если в семье царит доверие, он обязательно расскажет о своих чувствах);

  • помочь найти выход из сложившейся ситуации.

Психологи утверждают: смысл запретов и отказов (слов «нельзя» и «нет») дети понимают уже к 2 годам, поэтому не стоит оправдывать непослушание возрастом. Причина этого – ошибки в воспитании и родительские промахи.

Почему наступает кризис в 5 лет у детей

К пяти годам малыш начинает чувствовать себя уже достаточно взрослым и ему хочется получить больше самостоятельности. Это желание и порождает кризис. Он внимательно наблюдает за взрослыми и пытается копировать их поведение, манеру речи и т. д. Ему хочется иметь права и возможности, которые имеют родители и старшие члены семьи.

Но в силу возраста получить их он не может. Конфликт между желаниями и реальными возможностями вызывает разочарование, агрессию и другие негативные реакции.

Ребенок еще не умеет контролировать и правильно выражать свои эмоции. Поэтому у него часто случаются срывы и истерики. Не стоит слишком ругать и наказывать его за такое поведение. Помните, что малыш делает это не назло вам, а потому что пока не умеет иначе. С возрастом он научится сдерживать свои эмоциональные порывы. А пока запаситесь терпением.

К этому возрасту у ребенка появляется способность формировать свое мнение о мире, об окружающих людях и о себе. Он сталкивается с вещами, которые пока не в силах понять. Также он не всегда понимает самого себя, свои мысли и эмоции и не может их правильно выразить. Это приводит к капризам, раздражительности или замкнутости.

У дошкольника активно развивается фантазия и воображение, ему хочется познавать мир и получать новые впечатления. Невозможность реализовать все свои желания негативно сказывается на его поведении. Ребенок становится упрямым, спорит со взрослыми, отказывается подчиняться.

Кризис пяти лет может возникнуть совершенно неожиданно. Его интенсивность и продолжительность зависит от индивидуальных психических особенностей ребенка. У одних он длится не больше пары месяцев, а у других может растянуться на год. У некоторых малышей он протекает практически незаметно.

Запреты для ребенка

Малышу в 3-4 года нужно постоянно напоминать, что дозволено, а что запрещено. В этом возрасте дети только запоминают правила

Поэтому важно озвучивать своеобразные ключевые слова: «нельзя» и «можно». С их помощью дети легче усвоят социальные нормы. Психологи не рекомендуют использовать слово «нельзя» слишком часто

Если ваше чадо, играя осенью в парке, захотел поваляться в листве или побросать листья в стороны, не стоит это запрещать. Чрезмерное количество запретов сковывает ребенка и замедляет его познавательное развитие

Психологи не рекомендуют использовать слово «нельзя» слишком часто. Если ваше чадо, играя осенью в парке, захотел поваляться в листве или побросать листья в стороны, не стоит это запрещать. Чрезмерное количество запретов сковывает ребенка и замедляет его познавательное развитие.

Для малышей 3-4-х лет запреты должны быть безоговорочными, с кратким пояснением:

НЕЛЬЗЯ •убегать от мамы на дорогу – это опасно; • бить животных – им больно; • кусать родителей и сверстников – им больно; • кидать кружки и тарелки на пол – можно пораниться.

Конечно, список запретов не полон, многое зависит от конкретных правил поведения в семье. Только не забывайте согласовывать список требований со всеми домочадцами.

Особенности возраста

Пройдя кризис трёх лет, дети сильно меняются. Уходит их милая и невинная округлость, вытягивается тело. Мальчик или девочка уже достаточно самостоятелен, он может потерпеть или принять какие-то ограничения. С ним легче договориться или объяснить что-либо. Всё ещё маленький, трогательный и ласковый котенок. Возраст с 4 до 7 лет не зря называют нежным.

Изменения затрагивают и эмоционально-нравственную сторону. Головной мозг уже достаточно развит и помогает управлять эмоциями.

Погружённый до этого только в себя, пятилетка предпринимает попытки поставить себя на место другого человека. Сейчас для него по-прежнему самые важные люди – это мама с папой.

Кроха боготворит их, хочет всё время быть рядом, походить на родителей, делать всё, как его взрослые. Дошколёнок осознаёт свою любовь к родителям и хочет быть для них хорошим.

Особенности возраста

  1. Индивидуализм и самостоятельность;

Пятилетние дети – большие индивидуалисты

Им важно самовыражение

Они всячески привлекают к себе внимание

Таковы особенности психического развития в этом возрасте, которые могут приводить к вспышкам детской агрессии.

Например, пятилетке может нравиться самостоятельно подбирать себе одежду. Маме придётся либо спорить с ним по поводу выбранного наряда и искать компромисс, либо соглашаться на его условия.

  1. Потребность в самоутверждении;

Пятилеткам нравится отстаивать свою точку зрения, потому они идут наперекор родителям. Собственные желания для пятилетних детей всегда первостепенны и им ещё сложно сопоставить их с чужими возможностями и потребностями.

Они до последнего будут проверять выставленные родителями границы, капризничать, закатывать истерики

И, вместе с тем, в этом возрасте одобрение взрослых для них крайне важно. Они очень чувствительны и ранимы

  1. Богатая фантазия;

У пятилеток богатое воображение. Они любят фантазировать, придумывать всякие небылицы. Поймав однажды малыша на лжи, нужно спокойно ему объяснить, что этого делать не стоит.

  1. Потребность в заботе;

В пятилетнем возрасте у детей появляется потребность заботиться о ком-то. Часто они просят родителей о братике или сестричке (читайте статью по теме: Как решиться на второго ребенка?>>>), о домашнем питомце.

Если нет возможности выполнить их просьбу, следует подыскать альтернативу.

  • Ребёнок вполне может играть с маленькими племянниками или детьми друзей;
  • Можно кормить с ним птиц на улице или вместе посадить комнатное растение и поручить малышу за ним ухаживать.

Делая из него помощника, мы повышаем детскую самооценку и показываем ребенку, что считаемся с ним, уважаем его.

  1. Быстрая обучаемость;

Полноценное общение с родителями в пятилетнем возрасте быстро приносит свои плоды.

Это период, когда дети усваивают всё на лету, поэтому беседы о том, что такое хорошо, а что такое плохо, как нужно себя вести, а чего делать не следует – будут очень эффективными.

С помощью терапевтических сказок про непослушание тоже можно добиться изменений в поведении ребёнка в лучшую сторону. Сказки помогут ему понять себя и свои эмоции и научат правильному поведению.

Как заставить пятилетнего ребенка слушаться

Разобравшись с тем, почему пятилетний малыш не слушается, следует обязательно постараться, как можно быстрее, изменить ситуацию. То есть, ребенка нужно заставить поступать так, как говорят взрослые, но при этом кричать и наказывать его категорически нельзя. Если вы решили, что причиной непослушания стал недостаток общения с вами, нужно постараться сделать так, чтобы малыш перестал чувствовать себя не нужным.

Даже, если вы очень занятой человек, договоритесь с малышом, что каждый вечер вы будете с ним общаться на любые интересные ему темы или играть хотя бы в течение получаса

Когда вы будете делать это регулярно, то этого уже будет достаточно, чтобы чадо в 5 лет осознало, насколько оно важно для родителей. Следует помнить, что любое данное обещание нужно обязательно выполнять, ведь ребенок в таком возрасте не поймет никаких откладываний общения с родными людьми «на потом» и затаит в душе обиду

Искреннего послушания пятилетнего чада можно добиться только на основе доверительных отношений. Малыш должен понимать, что он может задавать любые вопросы в процессе общения и получать ответы на них, не опасаясь вызвать раздражения. По мнению психологов, восстановить утерянный психологический контакт помогает физический контакт с дитем. Нужно стараться, как можно чаще прикасаться к нему, ведь этим способом можно передать то, что вы очень заинтересованы в нем. К примеру, каждый раз, когда вы просите малыша 5 лет о чем-либо, нужно подойти к нему и приобнять.

Если вы поняли то, что ребенок не слушается, поскольку избалован вниманием всех членов семьи и, таким образом, выражает свой протест, нужно предоставить ему больше свободы. Может быть, нужно чаще делать так, чтобы он выполнял определенные задания в одиночестве и после этого делился результатами выполненной работы с взрослыми

Уместной и очень действенной в таких случаях будет фраза: «Какой ты молодец, что справился сам». Кроме того, нужно давать понять малышу, что он является равноправным членом семьи и к его мнению все готовы прислушаться. По любому поводу нужно, как можно чаще задавать такой вопрос: «Как ты думаешь, как лучше поступить?»

Если протест вашего чада в виде непослушания возник на фоне незаслуженного наказания или невыполненного обещания, то наказывать ребенка или ругать его ни в коем случае нельзя. Даже если заставить его раскаяться, то он затаит обиду в душе, что в скором времени снова приведет к тому, что малыш перестанет слушаться. Более того, таким образом, родители сами подталкивают своего кроху к тому, что он начинает вести двойную жизнь. Чадо будет просто поджидать удобного случая, чтобы снова поступить наперекор, по-своему отомстив за незаслуженную обиду.

Что нужно предпринять в таких случаях, следует решать индивидуально в зависимости от сложившейся ситуации. Безусловно, вряд ли, следует явно просить прощения у крохи за свое поведение, даже если вы были неправы. Пожалуй, оптимальным способом решения проблемы будет такое поведение, которое позволит малышу забыть свои обиды. Можно постараться, почаще просить свое чадо, что-то сделать для вас. И при этом обязательно нужно не забывать его каждый раз благодарить за оказанную услугу. Теплые слова заставят малыша поверить в то, то родители его очень любят, и он быстрее забудет нанесенные ему обиды.

Если возникает конфликт — оставаться в нем взрослым

Если вы уже вступили в конфликт, то старайтесь отслеживать токсичные мысли, которые не пришли бы к вам в спокойном состоянии, — и обезвреживать их: «Да он что, издевается!?», «Каждый раз одно и тоже, сколько можно?»

НетДа

«Ну почему ты такой лентяй! Разве сложно прибрать за собой в комнате?!»

«Я расстроен(-а) из-за того, что ты забыл прибрать в комнате. Что тебе помешало это сделать?»

Научиться этому в состоянии запала не получится — поможет только анализ после конфликта: в какой момент вы вышли из себя? А что было до этого? Помочь отстраниться и более трезво посмотреть на события помогут сухие факты: «Я ждала в машине 8 минут. Сын пришел и хлопнул дверью. Это меня вывело из себя. Я сразу сказала: “Да как так можно опаздывать, почему ты меня так не уважаешь?”» и так далее.

Вот еще несколько полезных установок, которые помогут проживать конфликты проще:

  • негативные эмоции могут помочь ребенку в будущем;
  • иногда вы не родитель, а груша для битья, на которой ребенок просто отрабатывает свои социальные навыки — это не всегда приятно, но может быть ценно для ребенка;
  • вы молодец, потому что даете ребенку выражать свои эмоции и делать это безопасно, и тем самым вы становитесь ближе;
  • вы любите ребенка несмотря ни на что.

Помните, что не каждое взаимодействие должно заканчиваться победой родителей. Намного продуктивнее для всех иметь разные сценарии общения и, в первую очередь, уметь договариваться.

Как реагировать на капризы ребенка

В кризисный период дети становятся очень активными и непоседливыми. Возрастает их любознательность и жажда знаний. Эту физическую и психическую энергию можно направить на развитие.

  • Старайтесь нагружать ребенка физически. Пусть он побольше гуляет, бегает, катается на велосипеде, занимается физкультурой. Можно отдать его в спортивную секцию, на танцы или на плаванье. Физическая активность заберет излишнюю энергию и сократит истерики.
  • Реагируйте на капризы спокойно. Если вы будете идти на поводу у ребенка, уступая слезам и крикам, он начнет манипулировать вами. Если чувствуете, что вот-вот сорветесь и накричите на малыша, выйдите на время из комнаты. Дайте и себе, и ему возможность успокоиться.
  • Не откладывайте наказание. Дети быстро забывают о своих проступках, поэтому отложенные наказания не дадут нужного эффекта. Если ребенок нашкодил, не стоит его наказывать запретом пойти на выходные к бабушке. До выходных он забудет о том, что произошло. Придумайте наказание, которое можно реализовать сразу, например, запретите до завтрашнего дня смотреть телевизор.
  • Установите границы дозволенного и объясните ребенку, что можно и чего нельзя делать и почему. Он должен четко знать порядки, принятые в семье. Старайтесь сами не нарушать эти порядки, иначе воспитательный процесс не будет эффективным. 
  • Проводите больше времени с малышом, чаще играйте с ним. В этот непростой период он особенно нуждается в вашем внимании.
  • Назначьте ребенку какие-нибудь домашние обязанности, которые он должен регулярно выполнять. Это может быть полив цветов, кормление кошки, уборка в детской. Обязательно скажите малышу, что он уже большой и на него можно положиться, как на взрослого.  
  • Просите у ребенка помощи в различных делах (помочь донести пакет с продуктами из магазина, накрыть на стол, вымыть овощи). Обязательно благодарите его за помощь, даже если она незначительна. Это повысит самооценку малыша и его уверенность в себе.
  • Развивайте таланты и способности ребенка. Если ему нравится рисовать, петь или играть в футбол – создайте для этого необходимые условия. Хвалите за успехи и достижения, поддерживайте, когда что-то не получается.

Не придавайте большого значения капризам и непослушанию малыша. Помните, что это временное явление, которое скоро закончится.

Книги, которые вам помогут

По вопросам взаимоотношения детей и взрослых, “правильного” и “неправильного” воспитания написано огромное количество книг, мы хотим поделиться, на наш взгляд, самыми лучшими из них. Настоятельно рекомендуем прочитать – вы не только найдете ответы на свои вопросы, но и получите настоящее удовольствие от чтения, и, бонусом, хорошее настроение и веру, что все точно будет хорошо!

Эта книга ставит под сомнение привычные методы кнута и пряника в воспитании детей и призывает увидеть в ребенке личность, нуждающуюся в безусловной любви. Автор предлагает задуматься о долгосрочных целях воспитания и дает практические рекомендации.
Воспитание сердцем – Альфи Кон

В книге легко и доступно рассказано о роли родителей на пути к взрослению: “Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость, как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?”
Тайная опора – Л.В.Петрановская

Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них.
Если с ребенком трудно – Л.В.Петрановская

На что не стоит реагировать родителям.

Никогда не нужно обращать внимание на реплики и замечания посторонних людей или родных. Во время того, как вы пытаетесь разобраться с вашим бушующим ребенком, вы можете услышать: “Ужасное поведение

Как так можно было допустить это?” или “Ну конечно, ничего удивительного, ты же так балуешь его.”

Во время того, как вы пытаетесь разобраться с вашим бушующим ребенком, вы можете услышать: “Ужасное поведение. Как так можно было допустить это?” или “Ну конечно, ничего удивительного, ты же так балуешь его.”

Помните! Так могут говорить только те люди, которые не только не имеют ни малейшего представления о возрастных изменениях и не интересуются этим. Они не понимают, что это нормально. Либо те люди, у кого нет собственных детей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий