Ребенок плохо себя ведет: что делать

Почему дети не слушаются родителей?

Главные причины непослушания можно условно разделить на две группы:

  • Дело в самом ребенке;
  • Дело во взрослых.

В первом случае непослушание связано с возрастными кризисами и/или незрелостью детской нервной системы. К примеру, маме может казаться, что малыш назло ей пытается прыгнуть в лужу, несмотря на строгий запрет. Однако в силу возраста и психологических особенностей у детей до 6-7 лет желания и любопытство оказываются сильнее требований взрослых. Да и как устоять перед такой заманчивой глубокой лужей и брызгами?! Значение имеет и темперамент ребенка: активные и подвижные дети чаще нарушают правила, потому что им сложнее держать себя в руках.

Мнение специалиста

Чем старше ребёнок, тем лучше он может контролировать свое поведение. Если младшеклассник постоянно нарушает правила и совершенно не умеет сдерживать непосредственные желания, вероятна задержка развития или другие нарушения. Здесь требуется помощь специалистов, медиков и психологов.

Со второй группой причин разобраться не так просто. Взрослые нередко сетуют, что им достался «непослушный» ребенок, тогда как причина кроется в них самих. А точнее, в систематических ошибках воспитания:

Неадекватные требования 

Особенно распространенная ошибка взрослых – считать непослушанием то, что им на самом деле не является. Не стоит преждевременно ожидать от детей ответственного поведения или запрещать им быть активными и любопытными.

Большое количество запретов

Если родители практически на каждом шагу запрещают что-то маленькому ребенку или игнорируют его желания, ему ничего не остается, кроме как нарушать запреты, чтобы добиться желаемого.

Важно

Ребенку нужно давать свободу, соответствующую возрасту и не угрожающую его здоровью и безопасности. В 3 года малыш не может сам выбирать, когда ему ложиться спать, но может решить, какую футболку надеть на улицу.

Непоследовательное поведение

Если взрослые сегодня строго-настрого запрещают что-то, а завтра разрешают, ребенок оказывается растерян, дезориентирован и перестает воспринимать требования.

Вседозволенность

Детям нужны границы! Не стоит задаваться вопросом, почему ребенок не слушается, если взрослые позволяют ему практически любое поведение.

Несогласованность методов воспитания

В семье не должно быть «хороших» и «плохих» полицейских. Если мама что-то запретила, папа не должен этого разрешать. Это правило касается и бабушек с дедушками. Необходимо обсудить с ними главные «можно» и «нельзя».

Недостаток внимания 

Ребенок постарше может не слушаться родителей и нарушать правила, пытаясь привлечь к себе внимание. Это часто говорит о серьезных проблемах в семейных отношениях

Если решить их самостоятельно не получается, можно обратиться к психологу.

Борьба за власть

Типичное поведение ребенка, который борется за власть: спорит, не соглашается ни с чем, настаивает на своем, хочет, чтобы в любом диалоге его слово было последним, не слушается указаний, отказывается выполнять просьбы. Замечания взрослых игнорирует, продолжает плохо себя вести.

Ребенок демонстративно не выполняет свои обязанности

Ребенок, борющийся за власть, часто использует фразы:

  • «Я все равно не буду это делать»;
  • «Вы меня не заставите это делать».

Такое поведение отпрыска вызывает у родителей классические чувства – злость, гнев. Борец за власть легко доводит маму и папу до белого каления. Понимая, что утратили контроль над поведением ребенка, родители раздражаются, злятся.

На хорошее поведение маленьких борцов за власть мотивирует внимание, признание его заслуг, облеченное в словесную форму

Бунтаря важно хвалить за позитивное поведение, не вступать с ним в бесполезные споры, вместо этого предлагать ему варианты выхода из проблемной ситуации

«Молодец, ты все хорошо сделал», «Спасибо, что помог мне», «Что бы я без тебя делала» − фразы, которые важно произносить после каждого положительного поступка. Чтобы грамотно избегать споров, нужно умело повторять по кругу фразы «громоотводы»

Например, на высказывания: «Мне все равно», «Так не честно» спокойно произносить:

  •  «Как грустно»;
  • «Я тебя понимаю»;
  • «Надо же»;
  • «Наверное, так и есть»;
  • «Вполне возможно»;
  • «Печально»;
  • «Я знаю».

Если ребенок методично просит изменить установленные правила, нужно отказать один раз, а потом повторять однотипно: «Ты уже получил ответ на свой вопрос».

Что означает «плохое поведение ребёнка»

Когда ребёнок «плохо» себя ведёт — это сигнал для вас о том, что у него есть какое-то эмоциональное напряжение, не удовлетворены его важные потребности, ему не хватает вашего внимания, у него отсутствуют какие-то знания и умения в конкретной ситуации.

Капризное и плохое поведение ребёнка – это верхушка айсберга, которую мы часто видим

Важно спрашивать себя: «Что сейчас происходит с ребёнком? Чего ему не хватает? Что он на самом деле хочет? В чём проблема?» Эти вопросы помогут вам «взять паузу» и лучше понять своего ребёнка

У ребёнка есть две ключевые потребности: а) во Внимании и б) в Личной Силе. Потребность в личной силе можно писать словами: «Я – значимый и важный, к моему мнению прислушиваются, мне предоставляют право выбора, у меня есть контроль над ситуацией, ко мне относятся с уважением».

Если эти потребности не удовлетворены – ребенок будет искать любые способы их удовлетворить

Например, залезет на стол с ногами (сразу получит Внимание) или будет сильно упрямится (показывая свою Личную Силу)

Как бороться с плохим поведением ребенка

  Психотерапевты объясняют, что с точки зрения поведенческой терапии существует несколько способов сформировать у ребенка правильное поведение:

• первым способом является положительное подкрепление. Его смысл в том, что если поведение приводит к положительному результату, то оно будет повторяться в будущем. Следовательно, необходимо поощрять то поведение, которое родители считают приемлемым. А это значит, что необходимо хвалить ребенка, бурно выражать свою радость, если он сделал то, что нужно;

• вторым способом является имитация. Она заключается в том, что, если чье-либо поведение приводит к нужному результату, наблюдающий со стороны будет его повторять. Особенно хорошо имитация работает с детьми. Поэтому, чтобы научить ребенка чему-либо, покажите ему это на своем примере, прочитайте об этом в сказках, рассказах, обсудите правильность или неправильность поведения героя, расскажите, как нужно было поступить;

• третий способ сформировать у ребенка нужное поведение — это «разбить» целевое поведение на этапы и «наградить» выполнение первого этапа. Когда этот этап закрепится, необходимо перестать поощрять ребенка и возобновить поощрение при выполнении им уже следующего этапа. Продолжать, пока ребенок не начнет проявлять то поведение, которое необходимо. Этот способ хорошо применять для обучения ребенка какому-либо навыку: одеваться, завязывать шнурки, убирать игрушки.

Самые частые причины плохого поведения ребенка

Ежедневно общаясь с детьми, родители и не подозревают, в каких моментах ведут себя неправильно. То, что кажется им привычным и приемлемым, может негативно отразиться на малыше. Человеку кажется, что он воспитывает своих детей должным образом, в то время нанося им вред. После возникает вопрос, почему так происходит?

Дефицит внимания

Считается самой распространенной причиной. Если малыш пытается поговорить с родителями, а они отказываются взаимодействовать, его поведение меняется. Он находит другой способ привлечь старших к собственной персоне — непослушание.

Дети нуждаются в частом контакте с собственными родителями

Потребность во внимании по важности можно сравнить с потребностью в еде и отдыхе

Тотальная опека родителей

Чрезмерная забота со стороны родителей делает его несчастным по жизни. Взрослея, он привыкает, что родители решают за него все проблемы. Вступая во взрослую жизнь, он сталкивается со многими трудностями, которые не может решить самостоятельно.

Это мешает ему контактировать с людьми и добиваться поставленных целей. Нельзя все делать за детей. Необходимо позволять им быть уверенным в принятии собственных решений.

Постоянная критика со стороны взрослых

Когда малыша все время критикуют, он становится неуверенным в себе. Если у него будет что-то не получаться, он даже не будет стараться и все время винить себя за неудачи. Критика со стороны близких людей, неприятности и неудачи рано или поздно сломают человека.

Чрезмерная требовательность

Что бы малыш не сделал, родители всегда требуют от него еще большего. Он очень старается, пытаясь угодить им, забывая о собственных желаниях. От него требуют совершенства, что не по силам каждому человеку.

Что мы называем «плохим поведением» ребёнка

Мы называем «плохим поведением» такое поведение ребёнка, которое нам, родителям, сейчас неудобно и мешает. А на самом деле таким образом ребёнок просто пытается удовлетворить свои потребности.

Дети не всегда могут рассказать о своих желаниях и потребностях прямо (взрослые – и то не всегда могут). Поэтому ребёнок всеми доступными ему способами пытается их удовлетворить. А со стороны для взрослых это может выглядеть как «плохое поведение».

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.

Что значит плохое поведение?

Взрослея, дети встречаются с всё новыми и новыми явлениями жизни, что так или иначе меняет их характер и поведение. Контролировать поступки ребёнка становится в разы сложнее, когда он начинает общаться с другими членами общества, не связанными с семьёй, к которой он привык. Особенно это касается школы: именно там дети проходят наибольшее количество переломных моментов, именно там они знакомятся с жизнью и ее разнообразием, именно там формируется их характер и знание о мире.

Родители часто замечают, что в школу ребёнок уходит хорошим, аккуратным, послушным и только в этом мистическом заведении их сын или дочь превращается в настоящего монстра. Однако чаще всего школа здесь ни при чём.

Есть методы!

Способ №1: попытаться понять, чего хочет ребенок

В какой-то момент, привычно действуя как с маленькой деточкой (подам то, здесь сделаю за тебя, посажу сюда, подведу туда и т. д.), я вдруг отчетливо почувствовала, что меня откровенно разводят, испытывают и проверяют — и результатами НЕДОВОЛЬНЫ — с соответствующими выражениями недовольства. Налицо кризис 2-летнего возраста. Отсюда вывод: прислушивайтесь к своему ребенку! Чего он хочет вместо прогулки (поиграть, поесть, попить, почитать книжку, а потом, может, и погулять)? Попробуйте предлагать все это последовательно, может, что-то и сработает. Эти действия занимают от 5 до 30 минут, зато все останутся довольны.

Способ №2: попытаться не обращать внимания на ребенка

Еще лучше выйти (после предупреждения, конечно, и объяснения причины: «Вот, ты не хочешь с мамой гулять, тогда она уйдет!») — и вы выходите в другую комнату, закрыв дверь. Можно продолжать делать задуманное, то есть собираться на прогулку самой, не обращая внимания на его игры, и, когда вы полностью оденетесь и уже подойдете к двери, ребенок сам поймет, что делать нечего — надо идти с мамой гулять!

Способ №3: попытаться «зеркалить» поведение ребенка, то есть делать то же, что и он

Ребенок разбрасывает вещи? Переступите через свое желание собрать те вещи, которые он разбрасывает, и тоже подключитесь к этому занятию! Может быть, вам понравится и вы поймете своего ребенка, а может, ребенок будет настолько ошарашен вашим поведением, что прекратит устраивать бардак в квартире.

На самом деле очень немногие дети держатся на одних только угрозах и никогда не начинают «бороться за свободу», т. е. нарушать запрет, несмотря на угрозу, и проверять: а что сделает мама, если ее не послушать? Большинство детей начинает это делать (проверять границы) уже в год-полтора. И потом это многократно повторяется в разные периоды. И это совершенно нормально.

Как можно помочь ребёнку?

Помогать ребёнку в процессе взросления можно и нужно. Именно на вашу помощь и поддержку он рассчитывает в первую очередь и именно она может спасти его от многих ошибок и травм.

Объяснить ребёнку, что такое общество и социальные нормы.

Родители за многие годы своей жизни привыкают к тому, что они живут в обществе, правила которого надо соблюдать. Однако многие забывают о том, что ребёнок в этом обществе оказывается в первый раз. До этого его мир состоял из родителей, братьев и сестёр, собаки и кошки – в общем, из самых близких. Взрослея же, он попадает в большой мир людей, который прежде видел лишь издалека. Он не понимает, как работает этот мир, как взаимодействуют между собой люди, какие нормы регулируют взаимодействие людей и зачем эти нормы нужны. Всё это нужно рассказать.

Показать на собственном примере, как нужно себя вести.

Как мы уже сказали, мир ребёнка — это его семья. Для вашего сына или дочери всё, что происходит в вашем доме – это мини-версия реального мира, его крохотная модель. А значит, и пример поведения он будет брать оттуда, и отношение к людям и событиям будет перенимать. Если вы сами не идеальные родители (а идеальных, пожалуй, и нет), развивайтесь и взрослейте вместе со своим ребёнком. Становитесь лучше сами и показывайте ему хороший пример.

Слушать и поддерживать ребёнка.

Каждая ступень взросления – огромный стресс для ребёнка. Он пытается понять, что происходит, разобраться в этом мире и его правилах, адаптироваться, что не всегда хорошо получается. Старайтесь спрашивать ребёнка не только об уроках и оценках, но и об отношениях с одноклассниками и учителями, его радостях и переживаниях, мотивации и отношении к учебе, мечтах и целях. Многие родители забывают, что ребёнок – это не робот, который ходит в школу и получает оценки, а живой человек, который растёт, меняется, проходит через трудности и переживает.

Снизить собственные ожидания и требования по отношению к ребёнку.

Не нужно загружать и без того загруженного ребёнка своими проблемами и установками. Для людей «старой закалки» это может прозвучать странно, но планета не перестанет вращаться, если ваш ребёнок не будет учиться на одни пятёрки. Главное, чтобы ваш сын или дочь нашли интерес в учебе, делали все в удовольствие и научились радоваться жизни и добиваться своих целей. А пятёрки по всем предметам в школе – не самая важная вещь в жизни.

Отстать от ребёнка.

Прозвучит грубо, но, правда, отстаньте от него. Дайте ему жить своей жизнью и самому формировать свои ценности и приоритеты. Позвольте ему самому исследовать мир, справляться с трудностями, выбирать свои цели. Станьте для него помощником и хорошим советником, но не проводником.

Основные проявления вредности у ребенка

Игнорирование любой просьбы взрослых. При этом выражаться оно может как в виде демонстративного молчания, так и посредством закатывания истерики. Даже при невинной просьбе родителей подойти к ним упрямец начинает убегать в противоположную сторону, после чего его приходится ловить.

Умышленное вредительство. Делая взрослым назло, маленький бунтарь может намеренно ломать свои игрушки и портить вещи в доме

Иногда это просто способ достучаться до своих родителей и обратить на себя внимание.

Регулярное повторение слов «не хочу» и «не буду». Используются они как к месту, так и по совершенно непонятной для взрослых причине

Упрямец может даже отказаться от любимого лакомства, потому что принял для себя решение повредничать.

Как сделать чтобы ребенок слушался (как себя вести если ребенок не слушается): 6 простых правил

  1. Выдохнуть и трезво оценить ситуацию, перед тем как накричать и наказать за непослушание. Что именно вам не нравится в поведении ребенка? Он действительно делает что-то опасного для него? Или мешает вам в вашем комфорте и вам не удобно перед окружающими? Если ребенок заслуживает вашего порицания, заранее продумайте что вы ему скажете, как понятным ребенку языком объясните его ошибку.

Поэтому важно успокоиться, взвесить всю тяжесть проступка. Тем самым, возможно, вы не совершите ошибки, не переборщите в наказании

  1. Разговор «глаза в глаза». Присядьте на уровне глаз ребенка. Он не должен чувствовать ваше явное доминирование.
  1. Альтернатива. На каждое «нельзя» должно быть «можно». А еще лучше, если вообще не употреблять запрещающие слова, а сразу предлагать альтернативу. Ну например, вместо фразы «Нельзя бежать через дорогу самому» скажите «Дорогу переходить можно только за руку со взрослыми».
  2. Инструкция, а не приказ. Каждый приказ и требовательный тон нарушает личные границы ребенка. И не удивительно, если реакция ребенка будет воспротивиться и восстать против этого нарушения его границ.

А вот подробно объяснив, что и как можно сделать вместо не желаемого вами, ребенок усвоит и уловит намного больше, чем вы думаете.

  1. Ругайте без имени. Что это значит: ребенок должен любить себя и свое имя. Старайтесь называть по имени ребенка при похвале, а во время порицания можно употребить «солнышко», «зайчик», «сынок».
  2. Никакого шантажа. Ну признайтесь, наверняка говорили: «Будешь себя так вести, я расстроюсь (обижусь)». Это же чистый шантаж. А теперь представим через 10 лет на вашем личном примере ребенок вам заявляет: «Не купишь новый планшет – уйду из дома». Ну как вам?

Стиль воспитания

Все дети по-разному реагируют на те или иные психологические ситуации. И очень многое зависит не от характера, а от приобретенных навыков, которые передаются через стиль воспитания.

Родители могут предъявлять своему чаду различные требования. У кого-то в семье они и вовсе отсутствуют. Но результат воспитания иногда может сильно удивить, когда в определенный момент взрослые начнут замечать, что их девятилетний ребенок стал просто неконтролируемым.

Часто с проблемой непослушания сталкиваются семьи, в которых используется авторитарный стиль воспитания. В основном к такому способу прибегают отцы, но в последнее время психологи часто сталкиваются и с чрезмерным материнским авторитетом в жизни ребенка. При этом происходит слишком сильное давление на неокрепшую детскую психику. Ребенка не воспитывают, а дрессируют. При этом он становится не послушным, а подавленным, без возможности проявлять свою волю. Но однажды такой прессинг все же должен найти выход. И это может выражаться в виде непослушания, истерик, а чаще всего простого игнорирования членов своей семьи.

На www.pamyatnik-d.ru памятники из гранита.

Значительно проще воспитывать свое чадо в демократичном стиле. Это значит, что все вопросы в семье, которые касаются поведения, обучения и иных важных для ребенка моментов, будут связаны не с приказами, а с совещанием. Вот прекрасный метод для налаживания отношений с любым человеком, в любом возрасте. Однако некоторые родители тут дают слабину, что выходит в виде непослушания в будущем. Некоторые дети слишком открыто пользуются хорошим отношением к ним, считая это вседозволенностью. Но исправить такую ситуацию будет достаточно просто, ведь с ребенком, который растет в демократичной среде, всегда можно договориться. Он не будет замыкаться в себе, как те дети, которые воспитывались родителями-авторитетами.

Третий стиль воспитания, который специалисты выделяют в отдельную категорию, носит называние смешанного. Это достаточно спорная ситуация, которая может быть либо идеальным решением, либо полным провалом. В данном случае родители ведут себя вполне демократично, всегда во всем советуются со своим чадом, но при нарушении правил начинают действовать жестко. В таком случае ребенок либо подстраивается под ситуацию и старается всегда вести себя хорошо, либо испытывает судьбу и живет только от одной порки до другой.

Причины плохого поведения в школе

Психолог Ольга Латынцева в беседе с «Ямал-Медиа» напомнила, что ребенок — это зеркало семьи.

Ребенок плохо ведет себя в школе, потому что вы плохо ведете себя дома. Все родители говорят: «Почините моего ребенка», а я всегда говорю: «Посмотрите на себя. Что вы делаете дома? Ругаетесь, деретесь, обзываете друг друга или ребенка? Сколько времени вы выделяете на общение с ребенком?»

Ольга Латынцева

психолог

По словам Латынцевой, в первую очередь родителям надо смотреть на себя. Работают ли они в хорошем месте, читают ли интересные книги, посещают ли с ребенком мероприятия, делают ли вместе с ним то, что он хочет, налажен ли между ними диалог.

Фото: Taylor Flowe/Unsplash

Что делать, если ребенок плохо себя ведет?

В каждой семье возникают проблемы в общении с детьми, и это нормально. В такие моменты не стоит ругать и винить его в плохом поведении. Куда важнее разобраться с ситуаций и выявить причину такого поведения.

Контроль режима сна

Важную роль во время роста и развития малыша играет отдых. Если организм испытывает недостаток сна, это отображается на поведении.

Исследования, проводимые учеными, показали, как только нормализуется сон, поменяется и поведение в лучшую сторону. Между этими двумя понятиями прослеживается четкая связь. Следовательно, поведение может измениться.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

С самого раннего детства родители должны объяснить ребенку отличие этих двух понятий. Причем делается это сразу, не ожидая, что малыш повзрослеет

Характер начинает формироваться с рождения, и важно заложить в сознательность малыша правильную «базу»

В раннем возрасте дети не понимают, что делать хорошо, а что плохо. Если не объяснять им этого на конкретных жизненных примерах, в дальнейшем могут сами пострадать от их поведения.

Похвала для выработки модели поведения

Улучшить поведение маленького члена семьи поможет поддержка со стороны родителей. Если говорить ему, какой он молодец, и восхищаться его стараниями, ребенок станет открытым и будет больше доверять близким. Причем делать это нужно как можно чаще, отрываясь от повседневных дел.

Малыш нуждается в похвале, даже если сделал что-то незначительное. Это его маленькая победа. Хвалить нужно также в том случае, если он старается что-то сделать, а у него не получается. Малыш будет чувствовать, что его ценят, и это станет для него наилучшей мотивацией стараться сделать еще лучше.

Не идти на уступки ребенку

Всем родителям знакома ситуация, когда малыш пребывает в плохом настроении, поскольку не получает того, что требует. Это становится причиной развития истерики.

В таком случае можно поступить одним из двух способов:

  1. Твердо стоять на своем и не сдавать позиций.
  2. Дать ему то, что он просит, пока истерика не набрала силу.

Малыш выпрашивает у родителей что-то, но те не соглашаются. После продолжительного нытья он получает то, что хотел, и его настроение улучшается. Со временем он понимает, что таким образом может выпросить у родителей все.

Правильное поведение взрослых в подобных ситуациях должно быть четким. Чтобы не началась истерика, желание ребенка лучше исполнить. Не менять поведения и стоять на своем при отказе выполнить просьбу. Взрослых не должны волновать крики и плач малыша.

Что делать с плохим поведением ребенка в школе

Уделите ему больше внимания

По словам Дарьи Дугенцовой, в большинстве случаев детям не хватает именно родительской заботы и внимания. Взрослые должны выделять ребенку минимум 40 минут в день на общие дела: без телефонов, компьютеров и других гаджетов. Нужно вместе заниматься тем, что нравится и хочется ребенку. Это могут быть игры, рисование, приготовление еды, просто прогулка.

«Сюда не относится совместное выполнение домашних заданий, просмотр телевизора, или другие дела, которые вы обязаны делать», — уточнила психолог.

Поговорите с учителем

«Иногда ребенку не хватает внимания учителей. В этом случае стоит обратиться к педагогу и попросить его лишний раз поощрить ребенка, давать ему задания, например, вытереть доску или отправить его за журналом. Так ребенок поймет, что он важен», — рассказала Дугенцова.

Фото: pressfoto/Freepik

Научите ребенка правильно выражать эмоции

«Нужно понять причину негатива и исключить его, а также научить ребенка выражать эмоции любым социально приемлемым способом», — сказала Дугенцова.

Например, ребенок может рвать бумагу на мелкие кусочки, пока не успокоится. Надувать и лопать пакет, выпуская агрессию. Разрядить эмоциональное напряжение поможет активная прогулка на детской площадке после школы.

Если рядом нет детской площадки, мы едем вместе в лес и, пусть это звучит странно, кричим на лес. Бегаем, можем пнуть шишку, лишь бы выпустить эти эмоции. Тогда и внутри семьи будет намного лучше, и вы тоже будете успокаиваться, показывать ребенку, что это нормально — кричать на лес. Это прекрасная практика, но люди редко ее выполняют, потому что беспокоятся, что о них подумают. На самом деле все равно, что о вас подумают, просто зайдите поглубже в лес.

Дарья Дугенцова

детский психолог

Еще один вариант — чтение терапевтических сказок. Благодаря им проще всего объяснить, как нужно выражать свои эмоции.

Фото: Imam Muhaimin/Unsplash

Следите за своим поведением

«Родитель должен отследить, какой жизнью он живет и какой пример подает детям. Если мы ведем себя, как необузданные обезьяны, думая, что в школе из ребенка сделают человека, — это ошибка», — сказала Ольга Латынцева.

Можно ли считать непослушание психическим отклонением?

Многие родители, которые тщательно следят не только за физическим, но и за эмоциональным состоянием своих детей, часто начинают переживать, когда отмечают подозрительное поведение. К примеру, в некоторых семьях живут детки, которые могут быть рассеянными, долго собираться, иногда даже игнорировать просьбы взрослых либо просто отказываться от контакта с людьми. Взрослые порой воспринимают такую ситуацию как серьезное отклонение от нормы и верх непослушания.

Но на самом деле все значительно проще. Именно так зачастую ведут себя детки с высоким интеллектом. Им просто скучно вести разговоры с обычными людьми, и они не всегда могут выслушать просьбу взрослого, так как их мозг в этот момент может быть занят решением других важных на их взгляд вопросов. В таком случае у родителей есть только один выход — смириться с гением в семье. Не нужно давить на ребенка, так как это может нарушить его психику и крайне негативно сказаться в будущем.

Чрезмерно послушный ребенок, но с несчастным взглядом является поводом для беспокойства. Это верный признак того, что родители перестарались с воспитательными мерами.

Протест или месть

Типичное поведение дошкольника, школьника, вставшего на путь мести или протеста: в лицо обижает мать, отца, выбирая самые уязвимые места, использует грубые, бранные слова, ревнует, идет на жесткую конфронтацию. Реакция на любое замечание всегда негативная, после чего ведет себя еще хуже. Может уйти из дома, пугать тем, что совершит неприятное родителям действие.

Грубит родителям

Такое поведение вызывает у мамы и папы чувство глубокой обиды, но жалеть им нужно не себя, а сына, дочь

Важно понять, что стало причиной детской мести: стресс, психологическая травма, обида, полученная дома, в школе, детском саду. Девочки и мальчики мстят, если страдают и хотят, чтобы близкие люди тоже страдали

Взрослый должен на время отключиться, успокоиться, отказаться от ответной мести. Не наказывать за грубость, а доказать свою безусловную любовь, принять плохое поведение своего подрастающего чада

Важно выяснить причину протестных реакций, для этого больше разговаривать. В особо тяжелых случаях — обращаться к психологу

Заменить страх на любовь

Наверняка вы знаете пирамиду потребностей Маслоу.

Маслоу говорил, что человеческие потребности имеют определенную приоритетность. Пока не удовлетворишь базовые потребности, ничем другим не можешь заняться. Он говорил, что самое главное для человека — физические потребности (еда, вода, кров, сон). Последние научные исследования доказывают другое. Оказывается, самая главная потребность — надежная привязанность. То есть связь с другими людьми.

Ребенок полностью зависит от родителя. Если связь с родителем крепкая и надежная, значит, все его нужды будут удовлетворены, а именно:

  • Физиологические потребности.
  • Защита и безопасность.
  • Здоровье и лечение.
  • Социальное взаимодействие.
  • Оценка и создание образа «какой я есть».
  • Помощь в развитии и обучении.

Во всех этих ситуациях ребенок нуждается в принятии и заботе

→ Двухлетка истерит на площадке.

→ 5-летний ребенок не может выключить мультик.

→ 10-летний не справляется с уроками.

→ Старший 4-летний брат бьет младшую сестру.

→ Подросток обманывает и грубит.

→ Трехлетка кричит маме: «Я тебя ненавижу».

→ Шестилетний старший требует, чтобы мама его одела.

Дети нуждаются в принятии, заботе, крепких отношениях с вами. Решение ЛЮБОЙ проблемы в поведении начинается с укрепления отношений.

Как мы пытаемся исправить поведение

Если ребенок плохой, нам нужно стараться изменить не ребенка, а отношение с ребенком. Но очень часто традиционное воспитание, когда мы стыдим, наказываем, запрещаем эмоции, угрожаем, что оставим ребенка — все это разрушает связь с нашими детьми.

Если мы используем любовь, то приходит понимание: ребенок ведет себя плохо, потому что ему плохо внутри. Мы ему сочувствуем, заботимся, пытаемся помочь. Когда ребенок внутри себя ощущает заботу и безопасность, он может доверять родителю. Он хочет следовать за нами, хочет нас радовать, хочет быть похожим на нас.

Мы должны понять еще одну вещь. Ребенок больше всего нуждается в любви тогда, когда меньше всего ее заслуживает. Это касается и взрослых тоже.

Что происходит, когда от незрелого ребенка мы требуем зрелости:

→ Это делает вашу любовь условной.

→ Это травмирует его.

→ Это заставляет ребенка защищаться от вас: «Мне все равно, что ты думаешь или хочешь от меня»

→ Это усиливает бунт: «У меня все равно ничего не получится. Зачем пытаться?»

→ Лучше быть успешным хулиганом, чем неуспешным обычным ребенком.

Очень важно опуститься до уровня детей, а не требовать: «Ты — ребенок. Должен стать таким, как я хочу!» Мы должны приблизиться к нашим детям, а не требовать, чтобы они поднялись до наших высот

Мы должны понять, как им донести нашу дисциплину, как у них все устроено, чтобы мы могли им помочь.

Нам нужно снизить ожидания от детей и повысить от себя.

Как можно проявить любовь

Если вы замените страх на любовь, ребенок расслабится в вашей любви и заботе. Вам станет проще влиять на него, вы будете видеть, что ребенок хочет вас слушаться.

Вот как можно проявлять любовь и заботу в сложных ситуациях.

  1. Ребенок долго не засыпает и выходит из своей комнаты → снизить общую тревожность, быть рядом, вечерний ритуал, полежать с ребенком.
  2. Ребенок не может оторваться от гаджетов → наполнить жизнь ребенка своим присутствием, заботой и принятием. Уделять ребенку время. Создать для него жизнь офлайн.
  3. Ребенок обманывает или крадет → сделать дом и себя для ребенка тылом, а не фронтом. Укреплять доверие с помощью принятия. Отказаться от запугивания и наказаний.
  4. Ребенок бьёт маму и обзывается → сострадать ребенку, останавливать агрессию, признавать чувства, переключать, быть рядом, учить правильному поведению.
  5. Ребенок не хочет учить уроки → найти причину такого нежелания и позаботиться о ребенке. Помочь ребенку.
  6. Ребенок отказывается поступать так, как вы говорите → укрепить отношения, чтобы ребенок ХОТЕЛ слушаться вас. Растить привязанность.

Еще пример: ребенок бьется в истерике, потому что ему не купили игрушку. Как в этой ситуации проявить любовь? Смотрите, очень просто. Я понимаю, что ребенок незрелый, с собой не справляется. Это не назло, и мне нужно позаботиться о ребенке. Первое — я извиняюсь перед окружающими: «Вы простите, пожалуйста, что тут такой крик и шум, ну вот у нас пока по-другому не получается». Сесть рядом с ребенком, либо унести его, посочувствовать, помочь ему выплакаться: «Такая хорошая игрушка, ты так ее хотел, но мы ее не купили, поплачь, я с тобой». При этом не надо менять «нет» на «да», иначе это только ухудшит поведение ребенка и не сделает вас сильным родителем.

Курс «Воспитание сердцем» за пять недель поможет пройти извилистый путь — от родительского выгорания и непонимания к принятию и безусловной любви.

Обложка поста: unsplash.com

Возрастные особенности непослушания ребенка

Чтобы разобраться в том, почему дети не слушаются, важно обратить внимание на возрастные особенности их развития

Возраст

Описание

Советы психолога 

2-4 года

Способности ребенка к саморегуляции неразвиты, поведение зависит от ситуации и самочувствия. Требования взрослых имеют меньше значения, чем желания.

Дети активно познают мир и проявляют интерес к общению, тем самым собирая «материал» для развития. Постепенно формируется тяга к самостоятельности.

Не стоит запрещать ребенку делать то, что для него естественно и необходимо. Здоровый двухлетний малыш должен бегать, кричать и хватать руками все подряд! В этой ситуации родителю необходимо создать для малыша безопасную обстановку, быть внимательным, последовательным и терпеливым, постепенно рассказывая об устройстве мира и нормах поведения.

5-7 лет

Способность контролировать свое поведение возрастает, но еще несовершенна

Для дошкольников характерен эгоцентризм, им трудно учитывать потребности других людей. 

Ребенку по-прежнему нужны запреты, но важно, чтобы они были разумными и обоснованными. Родителям необходимо объяснять свои требования понятными словами, с примерами, проявляя последовательность и согласованность

Большую роль играет поддержание постоянного режима дня.

8-12 лет

Ребенок может управлять своим поведением, сдерживать желания, преодолевать затруднения. Требования авторитетных взрослых не вызывают сопротивления. Но детям трудно заставлять себя делать что-то неинтересное или неважное для них. Например, убирать комнату или мыть посуду. Такие требования часто забываются. 

Важно помнить, что требования к ребенку должны соответствовать его возможностям. Конфликты могут возникать из-за чрезмерной нагрузки. 

Взрослым необходимо терпеливо напоминать детям о важных делах и спокойно аргументировать свои требования. Ответственность за некоторые бытовые и школьные обязанности стоит передать самому ребенку.

13-16 лет

Появляется потребность в независимости и желание хранить в тайне от взрослых, некоторые стороны своей жизни. Это нормально и даже желательно. Растут требования со стороны школы, увеличивается нагрузка. Непослушание возникает по принципу защитной реакции против требований, воспринимаемых подростком как ограничение свободы.

Самое главное – сохранить доверительные отношения и авторитет взрослого. Важно обеспечить подростку адекватную самостоятельность и ослабить контроль в тех областях, где ответственность может лежать на самом ребенке.

Как мотивировать детей хорошо себя вести?

Полезная
информация:

С точки зрения возрастной психологии, в поведении ребенка отражаются его индивидуальные особенности и то, в какой обстановке он растет. Постоянное или нарастающее нежелательное поведение – признак неблагополучия и сигнал, что ребенку нужна помощь.

Оценивая поведение детей, мы иногда произносим фразу «ты себя плохо/хорошо ведешь». Однако таким способом невозможно решить проблему.

Лучшая стратегия, если сын или дочка систематически не слушаются, – разобраться в причинах отклонений в поведении. Сделать это можно только в том случае, если родители не предъявляют завышенных требований, а в семье существуют доверительные отношения

Помогут внимание со стороны взрослых, совместные занятия, небольшие поощрения, теплые слова… Проводите как можно больше времени вместе! Заботу о здоровом питании ребенка оставьте детскому питанию «ФрутоНяня».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий