Почему ребенок жадничает – основные причины
Таким образом, говорить собственно о жадности можно лишь по отношению к детям старше 5-летнего возраста. Психологи выделяют несколько причин того, почему дети жадничают.
Давайте рассмотрим их подробнее.
- Дефицит родительского внимания. Жадины-говядины часто вырастают в тех семьях, где мамы и папы заняты работой, а недостаток ласки компенсируют подарками. Малыш не готов делиться этими вещами, которые ему очень дороги, с другими людьми.
- Избалованность. Ставя малыша на своеобразный пьедестал, сдувая с него пылинки, родите взращивают маленького деспота. Он не только не отдаёт купленные ему игрушки, не делится ими, но и требует всё новых и новы подарков.
- Родительский пример. Дети, как известно, берут пример с родителей. Если взрослые члены семьи считают каждую копейку (и речь идёт не об экономности), не хотят делиться со своими близкими, то ребёнок, с большой долей вероятности, переймёт подобный образ жизни.
- Неправильные установки. Взрослые сами учат малыша жадничать. Например, требуют оставить новую машинку дома, иначе на детской площадке её сломают. Или запугивают: «Ещё раз разбросаешь детали конструктора, отнесу его другому ребёнку». Маленький человечек воспринимает эти слова всерьёз.
- Стрессовые ситуации. Дети – консерваторы, и любое изменение обстановки является для них стрессом. Например, ребёнок пошёл в садик, или у него родился братик/сестрёнка. В результате он категорически не желает делиться своими вещами, которые являются для него союзниками, олицетворением приятных мгновений прошлого.
Жадничать могут дети, растущие в неблагополучных семьях. Они быстро понимают цену любой вещи, поэтому расстаться с ней не готовы не при каких обстоятельствах.
Как действовать родителям
Отучить ребенка от жадности замечаниями и криками невозможно. Ваша дочка или сын еще не понимает, почему мама буквально требует поделиться с кем-то чужим игрушкой, а сама не поступает также — запрещает брать свою косметику, одежду, телефон и т.д.
Поставьте себя на место сына или дочери — вы же не даете соседу покататься на вашей машине, не даете чужой тете поносить свою шубу, а почему ваша кроха должна отдавать свои игрушки кому-то? Уважайте его нежелание делиться, но разъясняйте ситуацию и контролируйте его поведение. Будьте мудрыми и терпеливыми.
Вы можете научить ребенка не жадничать, если будете следовать нашим советам:
- Всегда поощряйте желание чада поделиться игрушкой. Говорите спасибо, что вы очень рады и вам приятно. Если другой малыш, с которым ваш кроха поделился, не говорит — озвучьте за него своими словами.
- Учите ребенка спрашивать разрешение перед тем, как взять чужое. Если кто-то в ответ не готов поделиться, предложите обмен на что-то. Вы можете сами говорить это него, если он еще маленький.
- Покажите чаду на собственном примере, что делиться с другими приятно, и это должно быть от души и по собственной инициативе. Отдавать что-то свое в угоду другим детям или взрослым не надо.
- Относитесь с уважением к принятому решению — делиться или нет. Если он не готов отдать что-то свое — не стоит настаивать и тем более отбирать силой.
- Работайте над собой и своим психологическим состоянием, если вам неловко, когда ваш сын или дочь отказывает другому и не хочет меняться. Это ваша задача — реагировать корректно, а не испытывать стыд перед другими родителями.
- Смотрите с детьми поучительные мультфильмы, читайте книжки и обсуждайте поступки героев.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог • Стаж 17 лет
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вопреки вашим усилиям, жадность у ребенка не уменьшилась, а вы чувствуете тревогу и беспокойство. Наши психологи помогут вам разобраться с собственными чувствами, расскажут, как найти подход к маленькому человеку и воспитать его с правильными ценностями.
Две стороны медали
Надо делиться!
До недавних пор ни у кого не возникало сомнений в том, что детей можно и нужно приучать делиться всем от конфетки до игрушек. С вашего позволения, назовем это явление продвижением детского коммунизма в малышовые массы. Нет ничего своего, все общее. Всем нужно делиться с ближними.
Казалось бы, что плохого? В детях развивается доброта и щедрость, равнодушие к материальным ценностям. Пока вы присматриваете за ребенком, все это замечательно. Но загляните чуть дальше.
Мы живем не в то время, когда все вокруг добрые и замечательные. Вы приучили своего ребенка делиться всем. Но как вы сами отреагируете, если с первой же самостоятельной прогулки ребенок вернется без смартфона или дорогостоящей игрушки? Просто потому, что вы научили его делиться. И он по вашему учению отдал свои вещи соседскому мальчику, который очень хотел такие же. Что делать? Бежать разыскивать родителей того мальчика? Наверно, так и придется сделать. Комфортная ситуация?
Если заглянуть еще дальше, послушным человеком, безропотно выполняющим любые просьбы, легче всего манипулировать. Хотите, чтобы вашего ребенка бесконечно использовали все подряд, начиная с вас? Продолжайте воспитывать покорность. Учите делиться всем.
Еще один негативный момент “детского коммунизма” — банальная гигиена. Вряд ли те мамы, с которыми вы едва знакомы, расскажут вам о том, чем в конкретную минуту болеет их ребенок. Они же не хотят, чтобы все родители на площадке косо смотрели на них и запретили своим детям играть с их чадами. Зато ваш ребенок легко может подцепить различные инфекции, играя с чужими игрушками. Не будем бесконечно долго спорить о том, что так и должно быть. Позиция, что ребенок должен переболеть всем подряд в детстве, чтобы выработать иммунитет, имеет место быть. Но с уверенностью можно сказать одно: ни один родитель не хочет, чтобы их ребенок болел чем бы то ни было.
Все шишки в лесу мои!
Основная причина, по которой родители стараются приучить ребенка делиться всем и со всеми, желание предотвратить развитие жадности. Никто не хочет, чтобы их сына или дочку считали жадинами. Жадин не любит никто. С детьми-жадинами не играют другие дети, родителей детей-жадин осуждают другие родители.
Другие дети не играют потому, что ваш ребенок не удовлетворил их потребности. А почему ваш ребенок должен решать чужие проблемы в ущерб своих желаний? Есть границы, личное пространство, личные вещи. Яркий пример из взрослой жизни: папа не любит, когда мама лезет в его телефон. Мотив действий мамы иной, нежели у ребенка, но ситуация схожа. Телефон — личная вещь, которой папа не обязан делиться только потому, что мама так захотела.
Аналогично с мнением других родителей
Вам важно что? Мнение посторонних людей или комфорт вашего ребенка? Если чей-то родитель обвиняет вашего ребенка (читать — вас, вы же ответственны) в жадности и плохом воспитании, попросите ключи от машины или квартиры. Вы же поиграете и отдадите
Сколько найдется не жадных и хорошо воспитанных?
Сколько найдется не жадных и хорошо воспитанных?
Жадность у детей
Очень часто случаются ситуации, когда маленький ребенок отбирает игрушки у других детей. Практически все маленькие дети все окружающие их вещи считают своими, им очень тяжело представить, что они могут принадлежать какому-то другому ребенку
Именно поэтому так важно с самого раннего детства научить своего ребенка отличать «свои» вещи от «чужих»
В возрасте до двух лет ребенок считает, что весь окружающий мир должен принадлежать только ему одному, как и все окружающие его предметы. Но уже после двух лет ребенок «чужими» и «своими». Но это может случиться только в том случае, если родители относятся к своему ребенку с пониманием.
Когда ребенок начинает говорить, что определенная вещь принадлежит только ему, таким образом, он старается показать всем окружающим, что она ему очень дорога. Ребенок не желает кого-то обидеть, а только очертить четкую грань между своим миром и всеми остальными людьми. Поэтому если вы, хоть немного, знакомы с детской психологией, вы никогда не назовете своего ребенка жадиной.
В это же время у каждого ребенка начинает формироваться способность говорить другим людям слово «нет». Если родители настаивают и делают это очень строго, чтобы ребенок делился с окружающими своими любимыми вещами, то в будущем он может вырасти слабохарактерным человеком, которым очень просто управлять и манипулировать.Но жадность у ребенка может носить и негативный характер. Поэтому чтобы родителям точно понять, нужно ли бить тревогу или же все в полном порядке, нужно постараться со всеми возможными причинами возникновения жадности.
Самая главная причина возникновения жадности у ребенка – это полное отсутствие проявления любви со стороны родителей ребенка. Подобные явления обычно наблюдаются в неблагополучных, неполных семьях или в детских домах. В данной ситуации каждый подарок от родителей кажется детям самым ценным и дорогим на этом свете, вот поэтому он старается как можно больше его оберегать и поэтому он никому его не дает. В этом случае следует научиться правильно себя вести как можно больше корректно бороться с подобным недостатком, при этом нужно постараться не ранить чувства ребенка.
Также жадность может быть главным проявлением ревности ребенка. В том случае, когда в семье рождается второй малыш, в результате чего старший ребенок думает, что мама теперь любит его гораздо меньше, чем младшего, поскольку все свое время она проводит с маленьким ребенком. Таким образом, ребенок показывает свое негативное отношение, к самому младшему малышу отказываясь делиться с ним своими игрушками и другими вещами.
Достаточно часто дети стараются быть главными практически во всем, стараясь доминировать во всех сферах жизни. По своей натуре такие дети прирожденные лидеры, таким образом, показывая это всем окружающим, и присваивают себе разные вещи. Ставя интересы окружающих детей гораздо ниже своих, ребенок не желает с ними делиться какими-либо предметами, считая, что они попросту не достойны их. Помимо жадности такой ребенок может закатывать регулярные скандалы и истерики.
За жадностью ребенка может скрываться и его бережливость. Он не дает свои игрушки другим детям не потому, что он очень жадный, а просто боится за то, что его игрушки могут сломать или испортить. Обычно такие дети очень аккуратны со всеми своими вещами и дают их только тем детям, которым они могут доверять.
Кроме того излишняя застенчивость ребенка может приводить его к жадности. Если ребенок пока не научился знакомиться с другими детьми или же у него не получается играть с ними, он замыкается в себе и всегда находится в стороне от всех остальных детей. В этом случае игрушки становятся его лучшими друзьями и поэтому ему очень тяжело расставятся с ними.
В таких случаях никогда не ругайте своего ребенка за его жадность. Ведь нужно поощрять его право на собственность и не заставляйте своего ребенка отдавать вещи другим детям, если он не хочет этого. Постарайтесь все время говорить своему ребенку, какой он щедрый и добрый, и как бы было хорошо, если бы ненадолго он поделился своим мишкой или куклой с другим ребенком.
Можно показать ребенку правильный пример. Давайте при нем другим людям какие-то свои вещи, таким образом, ваше чадо должно понять, что такое поведение является самым корректным. Никогда не называйте своего ребенка жадиной, поскольку вы еще больше будете стимулировать развитие этого, а также остальных негативных качеств.
Причины детской жадности
Жадные дети после 5 лет требуют особого внимания со стороны взрослых. Но не стоит считать, что если ребенок жадничает, то это не самое лучшее качество станет одной из черт его характера. Взрослые легко путают подобное детское состояние с другими причинами.
Избирательное проявление жадности
В один момент добрый и щедрый малыш вдруг отказывается угостить конфетой незнакомого дядю. Этим человеком, вызвавшим подобные эмоции, также может оказаться кто-либо из родственников. Вероятно, этот человек просто не нравится ребенку или чем-то обидел его накануне, а тут появился шанс показать характер. В подобной ситуации следует проявить правильную реакцию.
Бывает, что следствием подобного поведения является плохое настроение или усталость. В такие моменты лучше не усугублять состояние, а подождать пока малыш успокоится.
Нехватка внимания
В ситуации, когда родители много работают или просто мало уделяют внимания, но пытаются компенсировать нехватку общения игрушками, малыш со временем заменяет недостающие эмоции чем-то другим. Игрушки становятся утешением, предметом любви. Естественно, что он будет нервничать, когда кто-то захочет поиграть ими. Такое поведение требует не наказания, а особого отношения. Следует пересмотреть свое поведение в первую очередь самим родителям и наладить связь с ребенком.
Желание лидерства
Это своеобразная манера самореализации малыша, который желает выделиться из толпы и привлечь к себе внимание любой ценой. Как правильно сделать это, он не понимает, поэтому и возникает такая ситуация. Он с малого возраста предпочитает быть первым во всем, и самый лучший способ — выделиться тем, чего нет у других детей
Когда его просят поделиться игрушкой, он чувствует, что ему завидуют, дать свою игрушку другому отказывается и ощущает себя в этот момент эмоционально возвышеннее других
Он с малого возраста предпочитает быть первым во всем, и самый лучший способ — выделиться тем, чего нет у других детей. Когда его просят поделиться игрушкой, он чувствует, что ему завидуют, дать свою игрушку другому отказывается и ощущает себя в этот момент эмоционально возвышеннее других.
В подобной ситуации оптимально будет помочь малышу направить свои лидерские задатки в правильное русло. Следует давать ему задания, за выполнение которых обязательно хвалить, удовлетворяя этим его потребность в признании.
Ревность
С появлением в семье еще одного малыша обычно приступов жадности поначалу не наблюдается. Прогрессировать процесс начинает с того момента, когда братишка или сестренка подрастет. В подобном случае следует понимать причину поведения и проявлять меры относительно ревности. Это поможет нивелировать скупость.
Желание торговаться
Когда на просьбу поделиться ребенок говорит, что он согласен, но взамен ему следует вернуть в двойном размере, родителей скупого малыша это не просто шокирует, но и неприятно удивляет. Данная ситуация требует от взрослых терпения и понимания того, что ребенок не осознает степени их досады. Следовательно, необходимо объяснить правильный принцип поведения и не допускать рыночных отношений с близкими людьми.
Привязанность к вещам
Когда малыш проявляет интерес к накопительству (собирает марки, календари) у него проявляется излишнее привыкание к вещам, и формируется такая черта характера, как педантизм. Не все дети такого типа в перспективе окажутся прижимистыми. При правильном воспитании жадность трансформируется в бережливость.
Застенчивость
Отсутствие налаженного контакта в общении с другими детьми со стороны также выглядит как жадность. Малыш наблюдает за другими, обняв любимую вещь, и чувствует себя спокойнее. Тут следует понимать, что игрушка в данной ситуации — единственный дружелюбный объект для ребенка. Потому на просьбу дать поиграть он ответит отказом.
Не жадный, а недостаточно взрослый интеллектуально
Вот человек перерос младенчество, вкусил прелести отрицания, и явно интересуется детьми. Ура, пусть уже дружно играют вместе, научатся делиться игрушками друг с другом. Мы сейчас им покажем, как надо меняться, и будет у нас дружное веселье. Но чаще всего что-то идёт не так.
Почему стратегия с обменом — не самая лучшая идея для раннего возраста? Маленькие дети эгоцентричны. Это не недостаток, а этап развития, ничего общего не имеющий с эгоизмом. У них просто не получается пока понять мир в его сложности — эта задача остаётся на будущее, для старшего возраста.
Чтобы встать на точку зрения другого, надо сначала хоть немного начать осознавать свою. Убедиться, что другие ведут себя как-то не так, как если бы они были нами же. Это постепенно наводит на мысль, что у других людей может быть другой опыт. Они могут знать, чего не знаем мы, и не знать того, что известно нам. Что другие могут хотеть чего-то кроме исполнения наших прихотей.
Не учите детей меняться игрушками до того, как они готовы понять суть обмена: увидеть ситуацию со стороны другого и предложить удовлетворить потребность другого своими ресурсами в обмен на использование его вещи для своей потребности
Когда ребёнку с его мышлением и личностью на этапе эгоцентризма предлагают поделиться своей вещью в обмен на желанную чужую игрушку, он не видит это с точки зрения другого. Не видит, что у другого есть его воля, и если моя вещь сильно ему интересна, я могу дать её и потребовать взамен принадлежащую ему. Они это видят со своей колокольни: я дал что-то своё товарищу, и мне разрешили взять его игрушку. Значит, когда хочешь получить чужое, нужно сделать жертвоприношение — отдать уже взамен что-то своё.
Как в древности было: хочешь хорошую погоду — сожги часть прошлого урожая, чтобы накормить хлебным дымом небо, а оно тебе за это даст дождя для нового посева. А если это не сработало, надо пойти навалять жрецу за не соблюдение договора. Как будто предполагается, что небо должно хотеть есть, и что дым ему годится, хотя кто его спрашивал.
Дети, которых учили меняться, поступают похоже. Они начинают настойчиво предлагать свою вещь за право безнаказанно отобрать понравившееся. Никакого учёта интереса другого не происходит — это слишком сложно для малыша. Он пытается купить чужую вещь по правилам, которые вроде как срабатывали, пока по ним играли взрослые. Но невидимый учёт намерений других не происходит, дети копируют буквально лишь внешнюю часть обмена. И сердятся, если приём не работает.
Как воспитывать щедрость
Дети копируют манеру поведения родителей. Привить им щедрость, доброту, отзывчивость можно только личным примером.
Вместе с ребенком подкармливайте бездомных животных, отдавайте ненужную одежду и вещи в приюты или центры помощи.
Вместе с ребенком делайте поделки-подарки для бабушек и других родных. Пусть малыш почувствует, как приятно дарить. Собираясь в гости, прихватывайте с собой небольшие презенты.
Психологи рекомендуют еще несколько способов, как научить ребенка делиться.
Уделяйте ему достаточно внимания, выслушивайте, играйте, будьте искренны. Ребенок должен чувствовать, что дорог вам. Помните, любовь не заменят игрушки и угощение.
- Не балуйте малыша, не делайте из него смысл своей жизни. Не превращайте карапуза в тирана, которому все дозволено.
- Читайте стишки и сказки, смотрите мультфильмы о щедрости. Обсуждайте увиденное, услышанное, позвольте ребенку порассуждать.
- Рассказывайте, что делится это приятно и весело, что можно и нужно обмениваться игрушками.
Хвалите за проявление доброты и щедрости, говорите, что гордитесь его поведением.
Чего делать не стоит
Не хотите, чтобы у ребенка развилась патологическая жадность, и во взрослой жизни он напоминал диккенсовского Скруджа – прислушайтесь к советам психологов.
Уважайте личные границы и чувства собственности дочери или сына независимо от возраста. Не раздавайте его даже ненужные игрушки без разрешения. В обратном случае ребенок усвоит, что он не имеет право на личные вещи. А во взрослом возрасте он превратится либо в скрягу, либо в бессребреника. Не принуждайте двух, трехлетнего карапуза делиться. Это лишь вызовет у него обиду и злость. Во взрослом возрасте это приведет к патологической жадности, подсознательному страху потери. Не принижайте старшего ребенка, не называйте его жадиной, если он не делится с младшим братом или сестрой. Это вызовет ревность и зависть. А во взрослой жизни подобное воспитание выльется в чувство патологическое чувство ущемленности и нездоровой конкуренции. Обходитесь без нравоучений в стиле никто с жадиной не дружит
Подобные высказывания вырабатывают у малыша установку – я никому просто так не нужен, чтобы получить внимание, нужно отдать что-то. Во взрослой жизни это выльется в стремление угождать всем, отказу от собственных потребностей, неумению выстраивать здоровые отношения с людьми
Даже если ваш малыш действительно жадничает, не отчитывайте его прилюдно и не устраивайте «показательную порку».
Практические рекомендации
Перед прогулкой обсудите с ребенком, что он хочет взять с собой, готов ли он этим делиться. Если нет, лучше оставить игрушки дома. Перед приходом гостей с детьми выберите то, чем ребенок разрешит играть гостям
«Особо ценные» вещи спрячьте
Если между детьми разгорается конфликт, попробуйте переключить их внимание. Предложите совместную игру с предметом раздора
Позволяйте ребенку не делиться и защищать свои личные вещи
А восклицающим о жадности вашего малыша, предложите отдать вам на время свой телефон или сумку. Учите карапуза спрашивать разрешение у владельца игрушки. Если ребенок стесняется, спросите за него. Объясните, что вещь малыш отдает на время и ее ему обязательно вернут. Обсуждайте с ребенком его чувства (злость). Поясняйте, что это нормально.
Основные причины жадности у детей: так почему ребенок – жадина?
Чтобы «вылечить» жадность, нужно понять – откуда она появилась. Специалисты выделяют несколько основных причин:
- Ребенку не хватает родительской любви, внимания, тепла. Чаще всего маленький жадина растет в семьях, где проявлением любви является очередной подарок от слишком занятых родителей. Малыш, тоскуя по вниманию мамы с папой, воспринимает их подарки как особо ценные, и в этом случае жадность становится естественным (но неправильным!) следствием ситуации.
- Ревность к братьям (сестричкам). Чаще всего – к младшим. Если брату (сестре) достается больше внимания и родительской ласки, то ребенок автоматически выражает свою обиду проявлениями жадности и агрессивности по отношению к брату (сестре).
- Избыток внимания и родительской любви. Конечно, родительской любви много не бывает, но позволяя ребенку все (с пеленок), и удовлетворяя каждый его каприз, мама в итоге воспитывает маленького тирана. И даже если резко прекратить потакать его капризам – это не изменит ситуацию. Ребенок просто не поймет – почему раньше можно было все, а теперь – ничего?
- Застенчивость, нерешительность. Единственные друзья скованного в общении малыша – это его игрушки. С ними ребенок чувствует себя в безопасности. Поэтому и делиться ими малыш, конечно, не хочет.
- Излишняя бережливость. Это тот самый случай, когда малыш настолько переживает за сохранность и целостность дорогих ему игрушек, что никому не позволяет в них играть.
И еще о детской жадности
Парадоксально, но внимание взрослых обычно направлено на малыша, не дающего свои игрушки другому. Именно о нем говорят, что ребенок жадничает
Малыш, который плачет от того, что не смог заполучить чужую вещь, остается в тени и считается стороной обиженной.
Ребенку нужно объяснять, что есть чужая собственность и нельзя брать вещи другого человека без спроса. Когда малыш это уяснит, он перестанет обижаться, не получив приглянувшуюся игрушку своего соседа по песочнице. А значит сможет избавиться от второго вида жадности.
Психология отношений — самая сложная область в жизни человека. С помощью взрослых кроха обязательно освоит эту науку, только нужно дать ему время.
Напоследок предлагаю вам улыбнуться, просмотрев видеоролик, как маленькая Маша утверждает, что она — жадина!
О ценности вещи для ребенка
Часто взрослые просто заставляют малыша отдать свою игрушку другому ребенку из соображений вежливости и даже ругают за малейшее проявление жадности, обосновывая это тем, что «жадничать нельзя», «нужно делиться с другими», «ты все равно сейчас не играешь с этой машинкой»). Для крохи такое объяснение является пустым звуком, он просто не понимает, почему он должен отдать кому-то свою вещь, даже если сам он не пользуется ей в данный момент.
Чтобы понять чувства ребенка, нужно увидеть разницу между системами ценностей взрослых и детей. Взрослый человек понимает, что даже если с лопаткой, которую ребенок одолжит сверстнику, что-то случится, в этом не будет ничего страшного — можно тут же купить новую. Но для малыша его лопатка и, например, мобильный телефон могут обладать одинаковой ценностью. Всегда ли мы, взрослые, готовы поделиться своим гаджетом с незнакомым человеком? Понимание того, какими вещами можно с легкостью поделиться, а какие нужно уметь отстаивать (например, хрупкие или очень ценные личные вещи, которые легко потерять), приходит к ребенку с опытом
Важно привить малышу уважение к чужой собственности (нельзя брать чужое без разрешения) и научить защищать свои личные границы приемлемыми способами
Что делать, если разгорелся конфликт?
Если ребёнок жадина, то конфликтов не избежать
Поэтому родителям важно научиться находить выход из любой ситуации и делать это максимально бережно ко всем участникам ссоры
Правила поведения при конфликте:
1. Только спокойствиеВсегда оставайтесь спокойными, даже если ваш малыш силой отнял игрушку у другого карапуза или сам пострадал от рук захватчика. Нельзя ругать, стыдить и называть жадиной кого-либо.
2. Никакого насилияНе отнимайте у своего ребёнка игрушку силой, чтобы дать другому малышу. Вы не должны быть хорошими и удобными для других людей, поэтому не нужно и малыша приучать к такой жизненной позиции.
3. Если маленькие дети ссорятся, взрослым лучше вмешаться. Однако не стоит вступать в конфликт друг с другом, иначе банальная ситуация перерастёт в настоящую вражду.
4. Если ваш малыш решил не делиться какой-то определённой игрушкой, поговорите с ним. Возможно, он согласится дать обиженному ребёнку другую вещь, которая пока лежит без дела.
5. Попробуйте придумать игру, в которой будут задействованы все дети. Лучше всего с передачей какого-либо предмета, например, мяча по кругу. Это поможет сгладить конфликт и безболезненно отдавать игрушку на время.
Детские психологи утверждают, что обычно период жадности заканчивается к трём годам. В 3-5 лет дети уже понимают, что делиться игрушками выгодно, потому что это дает право играть всем вместе. Так потребность в общении перевешивает чувство жадности. Поэтому родителям стоит запастись терпением, не нервничать, спокойно и разумно корректировать поведение малыша. Помните, ваш ребёнок не жадный, просто ещё не умеет быть щедрым, но в ваших силах его этому научить.
Айкьюша и команда
Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме
Начните заниматься прямо сейчас
Начать заниматься
Родительские хитрости
Почему делиться приятно? – Это нужно растолковывать большинству детей, ведь рано или поздно каждый ребенок демонстрирует чувство собственности. Это естественное явление, которое проходит, если не вызвано определенными причинами: скажем, ревностью к младшим или повышенной потребностью во внимании. В первом случае, бороться нужно не с жадностью, а с проявлениями ревности, особенно, если дети – родственники.
Временами родители сами тормозят развитие щедрости у ребенка, безоглядно жертвуя своими интересами. Конечно, приятно отдать свою конфетку любимому чаду, притворившись, что вы не любите сладкое. Но проблема в том, что вам действительно ничего не жалко, а вот ребенок воспринимает это как должное и не понимает, что мама на самом деле тоже сладкоежка, просто нарочно отказывается в его пользу.
Показывать щедрость лучше собственным примером: все в семье делите поровну, не забывая оставить лакомство и папе, если он задерживается на работе или отнести бабушке, которая живет неподалеку.
Отношения с другими детьми. Бывает и так, что развитию жадности способствуют сами родители: «Ты почему не следишь за своими игрушками? – сейчас придет другой мальчик и их заберет». Возможно, никто и не покушался на любимую машинку или куклу ребенка, но теперь у него в голове прочно засядет утверждение, что с игрушек нельзя спускать глаз и уж тем более нельзя давать их потрогать чужим.
Не называйте своего ребенка «жадиной» или «ты плохой мальчик, с тобой не будут играть другие дети». Услышать такое из уст мамы или папы неприятно и взрослому человеку, что уж говорить о крохе, у которого моральные устои еще не сформированы. Нередко дети с радостью объявляют «Да, я жадный, я не дам свой паровозик!».
Не скупитесь на похвалы, почаще рассказывайте крохе, какой он хороший и щедрый, и что дать машинку подержать другу – это совсем не страшно
Очень важно, чтобы поделиться – это было решение ребенка, ведь куда проще решить скандал, забрав у него игрушку и дав другому. Только этим вы продемонстрируете чужому ребенку, какая вы щедрая мама, а вот свое собственное чадо затаит обиду. Лучше начать с уговоров, а если малыш поддается, обязательно его хвалите, чтобы ему захотелось попробовать еще раз и получить новую порцию ласки
Предложите крохе альтернативу: ты дашь мальчику свою лопатку, а он тебе мячик, а потом вы снова поменяетесь
Лучше начать с уговоров, а если малыш поддается, обязательно его хвалите, чтобы ему захотелось попробовать еще раз и получить новую порцию ласки. Предложите крохе альтернативу: ты дашь мальчику свою лопатку, а он тебе мячик, а потом вы снова поменяетесь.
Поощряйте стремление ребенка играть с другими детьми – так он быстрее поймет, что вместе куда интереснее, чем в одиночестве. Все конфликтные ситуации старайтесь решать миром, будьте авторитетом для крохи, который всегда разъяснит ему, что верно и что неверно. Если уж какая-то игрушка очень дорога сердцу ребенка, лучше оставить ее дома и не брать в детский сад или во двор. Либо сразу подготавливайте карапуза к мысли, что придется поделиться и с другими. В некоторых ситуациях учить малыша слову «нет» тоже нужно: если он сам будет уметь отказывать в нужное время, то и в свой адрес это слово будет воспринимать вполне адекватно.
Будет здорово, если ваш ребенок с детства будет знать, что дарить подарки не менее приятно, чем получать. Если вы идете в гости, попросите ребенка подарить тете, дяде или другому малышу подарок. Кроха поймет на собственном опыте, что это приятно. Приучайте ребенка к щедрости и дома: давайте ему 2 конфетки, 2 яблока, чтобы у него была возможность поделиться. Отдавать последнюю вкусняшку не любит никто.
Шанс на «выздоровление» от вредной привычки
Чтобы ребенок быстрее научился относиться к личным вещам не жадничая, родителям необходимо создавать в семье комфортную атмосферу: делиться друг с другом фруктами или конфетами, воспитывать в малыше понимание того, что жадность может лишить его друзей. Но здесь есть грань, переступив которую малыш может начать раздавать личные вещи без шанса на их возврат.
Дети всегда подражают родителям. Поэтому показывайте ребенку на площадке, как надо просить для игры понравившуюся вещь, а затем благодарить за это. Ведь если мама ведет себя спокойно и вежливо, то и малыш станет перенимать эту модель поведения и забудет о жадности.
Порой за жадностью скрывается жажда лидерства. Это свойство присуще детям, которых взрослые баловали и потакали всем их прихотям. В таких семьях дети вырастают уверенными в том, что их желания – самые главные.
Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Морально-нравственные качества формируются у детей уже в школьном возрасте, а в дошкольном существует принятие или непринятие взрослыми той или иной формы поведения ребенка. Доминирующим является позитивное подкрепление поведения ребенка: хвалите его за «правильные» поступки, прижимайте к себе и всячески одобряйте его достижения.
Известно, что ребенок с особым вниманием относится к новым предметам и игрушкам. Наигравшись, освоив игрушку, он с удовольствием ей делится и меняется на другую. Трудно поделиться новой и такой желанной игрушкой
Поэтому не берите ее в гости или на прогулку, лучше взять пару тех, которыми легко поделиться и на время поменяться с другими детьми
Трудно поделиться новой и такой желанной игрушкой. Поэтому не берите ее в гости или на прогулку, лучше взять пару тех, которыми легко поделиться и на время поменяться с другими детьми.
Если ребенок взял чужую игрушку и не желает ее отдавать, отвлеките его, мягко попросите отдать чужую вещь или договоритесь, как и когда вы вернете чужую игрушку. И помните главное: ребенок не жадный, он просто еще не научился быть щедрым, но с помощью родителей все сможет и всему научится».
В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com