Рефлексы новорожденных детей: безусловные, условные, врожденные

Слабые или нет совсем

У некоторых новорожденных они очень слабые, проявляются не отчетливо или включаются чуть позже. Виной тому могут быть родовые травмы, некоторые болезни и т. д. У недоношенных детей и малышей, переживших легкую асфиксию, слабо проявляются оральные и спинальные реакции.

А вот если их нет вообще, то крохе необходимо немедленно оказать реанимационную помощь, которая проводится только специалистами. Отсутствие реакций может говорить о самом неприятном — от внутриутробных пороков и тяжелых родовых травм до сильной асфиксии или удушении пуповиной. Чем быстрее будет устранена проблема, тем менее неприятными будут последствия. Правда, детский организм очень гибкий, резервы, которыми его наградила природа, огромны. Поэтому в большинстве случаев все обходится хорошо, и организм быстро восстанавливается.

Рефлекс ходьбы (шаговый)

Двигательные функции ребенка закладываются задолго до его рождения, уже в утробе матери. Внутриутробное движение рук и ног приводит к тому, что в момент рождения ребенок начинает двигаться.

Мышечное и структурное развитие, достигнутое в утробе, вкупе с нервным контролем позволяют младенцу осуществлять движения сразу при появлении на свет.

В первые часы после рождения у ребенка наблюдаются: шагательный, хватательный, плавательный рефлексы, рефлекс ползания и др. Задатки пренатального внутриутробного движения плавно переходят в постнатальное (после появления ребенка на свет).

У новорожденного отсутствуют движения, направленные на сохранение определенной позы. У него преобладает тонус мышц-сгибателей. В состоянии покоя пальцы его обычно сжаты в кулачки, а ноги подтянуты к животу. Отдельные движения конечностей отрывисты и резки.

При соприкосновении стопы с твердой поверхностью ребенок начинает выполнять медленные примитивные движения, напоминающие ходьбу.

Безусловные физиологические рефлексы новорожденного редуцируются в течение нескольких месяцев, что необходимо для правильного развития. Например, развитие моторных навыков кисти невозможно без угасания хватательного рефлекса. Прогностическая ценность отклонений, обнаруживаемых при оценке безусловных рефлексов, весьма невелика.

При опоре на стопы во время легкого наклона тела кпереди ребенок делает шаговые движения.

Шаговый рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни. Оценка рефлекса автоматической ходьбы очень важна для врача, так как помогает выявить место поражения нервной системы и ее степень.

У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных — прим.

biofile.ru). Иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голени и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1-1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астезия-абазия. Только к концу 1-го года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии.

Зачем малышу пустышка

В некоторых ситуациях пустышка бывает очень полезной. Не стоит принимать никаких принципиальных решений еще до рождения малыша. Реальность может сильно изменить ваши планы.

Сосательный рефлекс

Ребенок появляется на свет с рядом врожденных рефлексов, один из них — сосательный. На практике это означает, что младенец сосет не только, когда хочет есть, но и когда нужно успокоиться. Также сосательный рефлекс бывает разным по силе. Малыш с ярко выраженным сосательным рефлексом будет проводить у маминой груди много времени. Будет видно, что потребность в пище он уже удовлетворил, а в сосании — нет. Такие детки готовы сосать свои пальчики или угол одеяла.

Пустышка в данном случае будет наилучшим выходом из ситуации. Современные производители предлагают нам пустышки, максимально имитирующие женский сосок и не препятствующие нормальному развитию нёба, прикуса и речи. Исследования показывают, что сосание пальчика приводит к деформации ротовой полости, поэтому лучше дать пустышку.

Связь с мамой

Не всегда по объективным причинам мама может находиться рядом с малышом. Кормящая грудью женщина, уезжая их дому, сцеженное грудное молоко ребенку оставит, а вот свою нежность, тепло и ощущение безопасности — нет. Если в такой ситуации ребенок захочет сосать пустышку, не стоит ему отказывать. Мама для него — целый мир и ее отсутствие может быть психологически очень болезненным.

Активность

Природой разработан интересный механизм — у сосущего ребенка в центральной нервной системе запускаются процессы обширного торможения (малыш успокаивается). Изначально это побуждает женщину как можно чаще прикладывать свое чадо к груди для стимуляции лактации и формирования глубокой психологической связи между мамой и ребеночком. Взаимосвязь очевидна: сосущий ребенок — спокойный ребенок. Если малыш нервничает, можно дать ему пустышку, но на непродолжительное время. Все время сосать не слишком полезно, ведь двигательная активность снижается, кроха недостаточно двигается и хуже развивается.

Искусственное вскармливание

Ребеночку, которого кормят смесями, пустышка понадобится для удовлетворения сосательного рефлекса и психологического комфорта. Тут потребность физиологическая. Если не дать малышу-«искусственнику» пустышку, он будет сосать пальчики, уголки пеленки, части игрушек и все, что окажется поблизости.

Виды рефлексов у малыша

До 28 дней новорожденные обладают исключительно безусловными видами рефлексов, которые обеспечивают процесс их приспособления к миру. У грудничка выделяют около 15 разновидностей безусловных реакций. По некоторым из них в момент рождения врачи оценивают состояние младенца. Малыш в этот период не умеет держать под контролем собственное тело и движения, так как мозг не способен еще выполнять подобные функции.

Оральные

Оральные рефлексы дают возможность малышам обеспечить себя питанием, именно они отвечают за правильный процесс сосания. Группа состоит из нескольких видов, каждый из них имеет свое предназначение.

Выделяют:

  • сосательный;
  • глотательный;
  • хоботковый;
  • искательный;
  • Бабкина.

Некоторыми из способностей могут наблюдаться уже у плода и визуализироваться при проведении УЗИ. Например, при обследовании матери можно видеть, как ребенок прикладывает пальчик ко рту и осуществляет сосательные движения. Подобная способность присутствует у младенцев с самого рождения, когда при попадании постороннего предмета в ротовую полость он обхватывает его губами и язычком, начинает интенсивное сосание.

Спинальные

Спинальные реакции представляют собой непроизвольные движения младенца, совершаемые телом, руками или ногами в ответ на воздействие внешнего раздражителя. К такой категории относится:

  • хватательный;
  • защитный;
  • подошвенный;
  • Бабинского и ряд других.

Подобные умения обеспечивают малышу безопасность и защищают его.

Позотонические

Позотонические виды реакций младенцев связаны с навыками удерживать голову, позу сидения и правильно стоять. Благодаря таким способностям малыш имеет возможность правильно распределять различные степени нагрузки на мышечные волокна, которая возникает и зависит от характера положения тела.

До определенного времени младенцы не боятся высоты

фото: free-largeimages.com

Этот страх, уверяют педиатры, появляется у детей только после того, как они научатся ползать. Дело в том, что у младенцев в раннем возрасте недостаточно информации об опасностях окружающего мира. Когда дети начинают действовать более-менее независимо (предпринимать самостоятельные попытки к изучению мира/кроватки/комнаты), их мозг учится собирать данные периферического зрения и регулировать баланс своих действий. И как только опыт будет собран достаточный, малыш перестанет воспринимать мир как предсказуемый, когда он где-то лежит и не боится. Тогда и появится страх высоты.

Причины отсутствия реакции

Нулевой рефлекс или его понижение нередко бывает ответом на травму соответственных участков шейного отдела или самого ствола головного мозга. Появление асимметричных движений может говорить о травмах ключичной косточки, плечевого сустава или о врожденном параличе в результате повреждения. Наличие заболеваний полушарий головного мозга, к примеру, отеки или кровоизлияния, длительное время не позволяют рефлексу ослабеть, их можно обнаружить у новорожденных после полугода. Они проявляются внезапно, в моменты тревоги, когда с ребенком осуществляют какие-либо манипуляции.

Отсутствующие или сильно сниженные врожденные рефлексы у грудничка обычно обозначают нарушение деятельности мозга в данный момент, и считаются элементом комплексного синдрома угнетения. При продолжительном дефиците автоматизма или его притуплении, следует проконсультироваться с доктором, чтобы он назначил лечение. У недоношенных детей автоматическая реакция пробуждается с опозданием или проявляется слабо

Восстановлению рефлекса способствуют внимание и забота, профессиональная терапия и качественный рацион

Частичный рефлекс Моро, при котором руки младенца едва заметно разводятся, встречается в случае повышения давления. Внутричерепные травмы сопровождаются нулевым рефлексом на протяжении нескольких первых дней. Любой из этих случаев требует выявления уровня автоматизма. Низкий, долго неугасающий порог, обычно бывает у младенцев с пораженной ЦНС. Случайно проявляющийся рефлекс Моро у них можно заметить только эпизодически.

Если обнаружены несоответствия со стандартным рефлексом Моро, надо проконсультироваться с врачом. Повторный осмотр зависит от вероятных повреждений, на это может потребоваться большой срок, иногда до месяца. За эти дни обычно исключают подозрительные диагнозы и проводят лечение, к примеру, массаж, снимающий повышенное мышечное напряжение.

Довольно наглядно рефлекс видно у спящих младенцев, напуганных различными источниками шума: домашними животными, проехавшим за открытым окном автомобилем, внезапным движением взрослого, держащего малыша на руках. Это не вредно для него, но иногда вызывает длительное хныканье. Абсолютно застраховаться от проявления автоматизма не удастся, но нужно не создавать лишнего шума и не делать порывистых жестов. Родительский голос в контакте с грудничком должен быть сдержанным и ласковым. Нормой считают появление реакции на слабое раздражение, причем на громкий звук ребенок не обращает внимания.

Нежелательно родителям локализовать этот процесс. Проявление безусловных рефлексов подготавливают родившихся детей к сбалансированной настоящей жизни.

Степень выражения безусловных рефлексов у новорожденных варьируется в зависимости от типа нервной деятельности, физиологического состояния, поэтому, когда рефлекс не получается вызвать или вызов затруднен, процедуру следует повторять неоднократно с небольшими перерывами. Неудача с вызовом повторной реакции будет свидетельствовать о его угнетении. Если реакция чересчур живая, вызывается даже после самого слабого раздражения, можно сделать заключение о ее патологическом усилении.

Рефлекс Моро относится к полимодальным. Его метод вызова продиктован отнесенностью к реакциям вздрагивания и пробуждения, поэтому он считается достаточно сложным поведенческим действием младенца. Может появляться на слуховые раздражения типа шума, на осязательные и вестибулярные, к примеру, похлопывания по пеленальному столику, а также на передвижения тела малыша.

Оценивая здоровье грудничка, усиленный интерес следует привлекать к проявлению безусловных рефлексов, которые позволяют сделать вывод, правильно ли идет развитие новорожденного или необходимо провести более глубокое обследование. Рефлекс Моро у новорожденных, является одним из самых необходимых врожденных рефлексов.

Александра является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.

Слабые рефлексы, или когда нужно бить тревогу

Каждый новорожденный развивается в своем темпе и со своими особенностями. И проверять, и оценивать его врожденные реакции может только специалист. Ведь часто их проявление изменяется даже на протяжении дня. К примеру, автоматизмы, связанные с питанием, затихают, когда ребенок сытый, и активизируются, когда он снова почувствует голод.

Бывают ситуации, когда врожденные реакции не очень явно проявляются или включаются с опозданием. Причиной этого могут стать осложнения при родах (преждевременные роды, родовые кровотечения, обвитие пуповиной, отслойка плаценты и пр.), болезни, или же непереносимость некоторых лекарств. Особенно подвержены слабым проявлениям автоматизмов недоношенные и ослабленные дети. В таком случае, развитие ребенка происходит под пристальным медицинским контролем до нормализации состояния.

Гораздо серьезнее ситуация, когда врожденные реакции отсутствуют вовсе – это повод немедленной реанимации и осмотра у специалистов. Это угрожающее жизни новорожденного состояние, которое может быть вызвано множеством причин от гипоксии во время беременности до врожденных пороков развития. Каковы бы ни были причины, не стоит недооценивать возможности детского организма. Во многих случаях он успешно реабилитируется, и ребенок вырастает вполне здоровым.

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ногиК концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. v него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцнрованны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс появляется у малыша еще до рождения. Иногда во время УЗИ можно увидеть, как малыш сосет большой палец, еще находясь в животе у мамы.

После рождения, как только ваш сосок окажется во рту у ребенка, ребенок начнет сосать автоматически. Если кормить новорожденного смесью или сцеженным грудным молоком из бутылочки, этот рефлекс возникает в ответ на соску бутылочки.

На самом деле сосание — очень непростой навык для новорожденного. И хотя сосательный рефлекс врожденный, некоторым малышам не удается сразу научиться правильно сосать грудь. Но со временем они осваивают это мастерство.

Кризис новорожденного

Любой ребёнок в момент рождения преодолевает этот кризис, который связан с кардинальным изменением обстановки и лавиной новых небывалых впечатлений. Присутствие матери помогает ему пережить этот кризис, поэтому её потеря или ранняя разлука с ней могут вызвать перетекание кризиса новорожденного в синдром госпитализма, вызывающему апатичность, вялость, потерю веса, постоянный слабый плач. Если же контакт с матерью у малыша постоянный и тесный, то уже к третьей неделе он останавливает взгляд на её глазах, а к концу первого месяца, увидев её или заслышав родной голос, улыбается. Улыбку у крохи довольно рано может вызвать и состояние сытости или купание, однако, улыбка от чьего-то присутствия вырабатывается примерно к концу первого месяца, на чём период новорожденности заканчивается.

Особенности торможения условных рефлексов у детей

Торможение — антипод возбуждения. До сих пор речь шла лишь о процессе возбуждения, посредством которого клетки головного мозга управляют рефлексами, реакциями, действиями. Процесс торможения выполняет задачу «задерживания», затормаживания тех реакций, совершать которые в данных условиях нецелесообразно или невыгодно.

Важность этой основной функции тормозного процесса очевидна. Рассмотрим случай так называемого внешнего торможения, или, иначе, безусловного, так как оно, подобно безусловным рефлексам, присуще нервной системе животного и человека от рождения

Этот вид торможения состоит в прекращении текущей деятельности при наличии каких-нибудь новых, необычных или сильных раздражителей.

Плачущий ребенок тотчас забывает о слезах, если ему показать новую игрушку,— здесь действует тормозной процесс, который возникает вокруг нового очага возбуждения и затормаживает все другие. Тот же процесс происходит в центральной нервной системе и тогда, когда мы отвлекаемся от какого-нибудь занятия— при сильных звуках или иных раздражителях. Это часто мешает нам работать. Но с биологической точки зрения подобное отвлечение выгодно организму. Ведь в таких случаях головной мозг переключается на новое раздражение для того, чтобы исследовать его, оценить, подготовиться к возможному изменению обстановки. А для этого нужно отвлечься от прежней деятельности.

Столь же целесообразен и полезен для организма основной вид торможения — внутреннее или условное. Условным оно называется потому, что оно, как и условные рефлексы, не врожденное, а вырабатывается при определенных условиях в процессе жизни. Этот вид торможения выполняет различные функции. Одна из них заключается в том, чтобы помочь организму дифференцировать, отделить значимые, подкрепляемые сигналы от незначимых.

Нужно подкреплять тот раздражитель, на который мы хотим выработать рефлекс, и не подкреплять все остальные

Если мы, действуя очень осторожно, дадим ребенку возможность убедиться в том, что шапка и шуба не царапаются, то он перестанет их бояться, и это произойдет в силу развившегося дифференцировочного торможения

Обучение, как и всякий другой сложный навык, требует участия торможения. Тем более велика роль этого процесса на последующих этапах жизни подрастающего и взрослого организма. Можно, пожалуй, сказать, что развитие нервной системы есть прежде всего развитие процесса торможения.

Сон — это то же торможение, или Почему утро вечера мудренее?

Нет необходимости говорить о том, какое важное значение имеют все проявления тормозного процесса для нормальной работы нашей нервной системы. Возьмем, к примеру, сон

По Павлову, сон — это торможение, которое сначала возникает в небольшой группе нервных клеток и, постепенно распространяясь на другие все более отдаленные клетки, в конце концов захватывает их все.

Наш обычный каждодневный сон — результат такого торможения. В течение дня работает множество клеток нашего головного мозга. В тех из них, которые подверглись наибольшему утомлению, в определенный момент возникает торможение, охраняющее нервную клетку от переутомления и истощения. Этот процесс торможения с одних клеток переходит на другие, и человек засыпает.

Во время сна нервные клетки мозга восстанавливают свои ресурсы, и на утро человек просыпается отдохнувшим, готовым к работе. Таким образом, торможение выполняет важнейшую охранительную и восстановительную роль. Начиная с первых моментов жизни, оно участвует в работе нервной системы, действуя в неразрывной связи со своей противоположностью — процессом возбуждения.

Ходьба, которой ребенок учится к концу 1-го года жизни,— хороший пример взаимодействия возбуждения и торможения. Она представляет собой цепь условных рефлексов, сливающихся в едином акте строго согласованной деятельности различных мышц тела, В то время как происходит смена напряжения и расслабления мышц ног и туловища, в центральной нервной системе, управляющей этой мускульной деятельностью, чередуются и переплетаются, как в мозаичном узоре, процессы возбуждения и торможения; их взаимодействие и дает в итоге акт высокого двигательного согласования — ходьбу. Взрослому человеку ходьба кажется совершенно автоматическим актом (раньше ее считали даже цепью безусловных рефлексов). Однако на самом деле ходьбе напо

Что считается нормой

В ходе проведения теста нормальной считается следующая реакция у грудничка:

  • испуг, плач младенца;
  • учащенное сердцебиение, усиленное дыхание;
  • выброс адреналина в кровь.

Это норма, так как данные проявления свидетельствуют, что центральная нервная система (ЦНС) правильно и быстро реагирует. Рефлекс Моро у новорожденного можно наблюдать и в обычной жизни, например, при громких звуках на улице, звонке в дверь, иногда ребенок может вздрагивать во сне.

При всей так называемой «норме» исследования, следует понимать, что в момент вздрагивания и разведения ручек происходит сильный испуг, малыш будто пытается ухватиться за маму или кого-то близкого, чувствуя опасность.

Поэтому было бы неправильно показывать «фокусы» со своим чадом друзьям и знакомым, то и дело вызывая проявления рефлекса в целях развлечения. Скорее, наоборот, необходимо постараться свести к минимуму возможные причины испуга, устранить раздражающие факторы, которые могут негативно сказаться на психике ребенка. В то же время, не нужно чрезмерно переживать, если вы замечаете, что при резких звуках кроха разводит ручки и начинает плакать.

Виды рефлексов у новорожденных детей

Медицинские специалисты насчитывают 16 основных безусловных рефлексов новорожденного ребенка. Выделяются оральные, то есть поддерживающие сосательную функцию, спинальные, представляющие собой непроизвольные движения туловища и конечностей, и позотонические, обеспечивающие правильное распределение нагрузки на мышцы, врожденные реакции.

Оральные рефлексы

Сосательный рефлекс – способность младенца производить губами и ртом сосание. Причем реакция возникает, когда в детскую ротовую полость проникает не только мамина грудь, но и любой предмет. Если, например, всунуть малышу в ротик палец, то он крепко стиснет его язычком и губками, примется старательно сосать. Этот рефлекс исчезает довольно поздно, в отдельных случаях держится до пяти лет.
Глотательный рефлекс – умение заглатывать пищу, попадающую в рот. Эта автоматическая реакция организма сохраняется на всю жизнь.
Хоботковый рефлекс – вытягивание губ в виде трубочки при непроизвольном сокращении круглой ротовой мышцы. Такой неосознанный ответ появляется при легком прикосновении к верхней губе ребенка. Он важен для правильного совершения сосательных движений, пропадает примерно через три месяца после рождения.
Искательный рефлекс – поиск малышом маминой груди. Если легонько дотронуться до края ротика, то кроха сразу повернет головку в сторону раздражителя, а его губки раскроются. Эта реакция исчезает в четыре месяца.
Рефлекс Бабкина – поиск младенцем материнской груди при прикосновении к его ладоням

Если осторожно надавить на бугорки возле больших пальчиков, то ребенок автоматически откроет ротик и откинет головку, пытаясь найти источник пищи. Эта непроизвольная реакция обычно пропадает уже в два месяца.

Спинальные рефлексы

  • Хватательный рефлекс – сжатие в руках и крепкое удерживание какого-либо предмета. Если новорожденному ребенку в ладонь вложить, например, указательный палец, то он обхватит его и не отпустит. Исчезает эта неосознанная реакция в четыре месяца.
  • Подошвенный рефлекс – сгибание пальчиков ног. При легком надавливании на ступню над второй и третьей плюсной малыш автоматически поджимает все пальцы.
  • Защитный рефлекс – способность ребенка, уложенного на животик, поворачивать головку вбок. Так младенец получает возможность нормально дышать при любом положении тела. Реакция пропадает, когда кроха обучается самостоятельно держать голову.
  • Рефлекс опоры – умение упираться всей ступней в какую-либо поверхность. Когда ребенок находится на весу, например, на руках у мамы, то его ножки согнуты в коленках и поджаты к животу. Если же малыш прикасается стопами к поверхности, то сразу же выпрямляет ноги. Такой непроизвольный ответ организма сохраняется долго, почти до года.
  • Рефлекс ходьбы – имитация шагов. Если младенца, выпрямившегося и упершегося ступнями в горизонтальную поверхность, немного наклонить вперед, то он сделает два или три шага. Сначала кроха ходит неуверенно, путается, спотыкается, но через полтора месяца обычно уже умеет двигаться правильно.
  • Рефлекс ползанья (рефлекс Бауэра) – совершение хаотичных движений, лежа на животе. Новорожденный ребенок, перевернутый со спины на животик, выгибается в разные стороны, шевелит руками и ногами. Реакция исчезает в четыре месяца, когда малыш обучается продвигаться вперед, отталкиваясь задними конечностями от опоры.
  • Рефлекс Бабинского – распрямление и веерообразное разведение пальчиков ног при легком поглаживании ступней от пяток к носочкам.
  • Рефлекс Моро – реагирование на испуг. Если громко хлопнуть ладонями и вскрикнуть рядом с младенцем, то он автоматически выпрямит ножки, раскинет ручки, разожмет пальчики, но затем быстро успокоится и вернется в нормальное положение. Синдром Моро исчезает, как только малыш достигает пятимесячного возраста.
  • Рефлекс Галанта – выгибание спинки при поглаживании тела вдоль позвоночника.
  • Рефлекс Ландау — ребенку необходимо придать положение пловца, для этого его следует поднять малыша, его лицо должно смотреть вниз. В этот момент ребенок поднимет голову, выпрямит спину (возможно даже немного выгнет), разведет и разогнет руки и ноги.

Позотонические рефлексы

  1. Ассиметричный шейный тонический автоматизм (рефлекс Магнуса-Клейна). Если новорожденному ребенку, лежащему на спине, повернуть вбок голову, то с этой же стороны ручка и ножка выпрямятся, а с другой стороны – согнутся. Эта непроизвольная реакция пропадает в два месяца.
  2. Симметричный шейный тонический автоматизм. Когда младенец запрокидывает головку, то его ручки и ножки выпрямляются, а когда наклоняет – то сгибаются.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий