Приблизительный распорядок дня дошкольника
7.00—8.30 — Прием детей
8.10 — Зарядка
8.30 — Завтрак
9.00-10.00 — Занятия
10.30-11.30 — Прогулка
12.00 — Обед
12.30-15.00 — Дневной сон
15.30 — Полдник
16.00-17.00 — Занятия
17.00 — Прогулка
18:00 — Ужин
19.00 — Уход детей домой
Как видно из расписания, по рекомендациям СанПиН для воспитанника детского сада предусмотрено четырехразовое питание, с интервалом 4 часа между приемами пищи, также есть две прогулки, одна из которых во второй половине дня (время которых может сокращаться ввиду погодных условий), кроме того, обязателен дневной сон, и, конечно же, есть время для занятий и игр.
Стоит отметить, что в распорядке дня каждой группы в детском саду есть небольшие различия, которые учитывают возрастные особенности детей.
Например, если длительность занятия в младшей группе детского сада составляет всего 10 минут, то дошкольники старшей и подготовительной группы занимаются по 20-30 минут, что приближено к школьным занятиям. То же самое относится и к подготовительным моментам и сборам — ребятам постарше нужно меньше времени, чтобы одеться к прогулке, или помыть руки перед обедом.
Далее мы рассмотрим несколько важных пунктов из распорядка дня в детском саду подробнее.
Распорядок дня школьника: школа и дом
Когда ребенок идет в первый класс, его жизнь меняется кардинально. Именно сейчас те навыки и полезные привычки, которые уже выработались благодаря вашей усердной работе, станут очень важными и полезными. Ребенок, который уже привык ложиться и вставать примерно в одно и то же время, будет полным сил, желания и энергии, и хорошо проведет время в школе.
Оптимальный режим дня для школьника:
подъем за один час до выхода из дома. Научите малыша вставать сразу, не привыкайте к маленьким поблажкам «еще пять минуток», это плохо сказывается на самочувствии ребенка;
все утренние процедуры проводятся быстро, полуавтоматически: умывание, зарядка, чистим зубы, одеваемся, готовимся позавтракать;
завтрак должен занимать минимум 15-20 минут, учтите это при планировании дня;
выходить в школу нужно примерно в одно время, чтобы успеть на урок.
После занятий многие дети остаются в школе на группу продленного дня. Если же ваш малыш идет домой, обязательно позаботьтесь о полноценном обеде сразу по приходу ребенка. Только после этого можно планировать активные занятия, игры, кружки или секции.
До 17 часов ребенок может отдыхать, заниматься своими делами, или делать уроки. Не нужно заставлять малыша сразу садиться делать домашнее задание, пусть отдохнет. Но откладывать это дольше, чем к 18 часам вечера
Это важно не только с точки зрения самодисциплины, но и с точки зрения здоровья ребенка
Около восьми вечера малыш должен поужинать, и не позже 21.30 готовиться ко сну. Хороший, полноценный и здоровый сон – залог правильного и гармоничного развития ребенка в этот непростой период его жизни.
1,5-3 года: распорядок как у больших
В этом возрасте дети переходят на два сна: ночной и дневной
Важное новшество: ребенка пора будить по утрам. Возраст начала пробуждения по часам определяется индивидуально
Важно, чтобы к садику малыш привык просыпаться так, чтобы успеть закончить все утренние дела, одеться и вовремя попасть в группу (завтрак – уже забота воспитателей).
Важный нюанс: в 1,5-2 года малыш боится потерять маму или другого значимого взрослого. Отсюда могут возникнуть проблемы с дневным сном: это расставание, которому ребенок противится. Способ один: уделять ребенку больше внимания, лежать рядом, пока он засыпает. Чтобы легче прошла адаптация в саду, заранее узнайте расписание в группе и где-то за полгода до первого похода в сад начинайте кормить ребенка и укладывать на дневной сон примерно в то же время. Сдвигать время нужно постепенно и естественно, за счет усиления или ослабления других видов активности. Если этого не сделать, ребенок, придя в сад, столкнется со слишком большим количеством требований и ограничений.
Здоровый сон ребёнка — основа режима
Родители знают, что активность и настроение малыша в течение дня во многом зависят от того, выспался ли он, поэтому сон — по-прежнему основа для нормального физического, эмоционального и психического становления ребёнка. Все дети индивидуальны и развиваются в своём темпе, однако педиатры установили примерные нормы продолжительности отдыха, на которые может ориентироваться каждая мама.
При соблюдении распорядка дня кроха привыкает отправляться в кроватку в одно и то же время, легче укладывается, крепче спит. Если режим сбит (гости, поездки, поход в поликлинику, болезнь), ребёнок засыпает днём в «неправильное» время, а ночью бодро играет рядом с уставшими родителями или же часто просыпается и плачет.
Для полноценного развития ребёнку необходим хороший сон
Для крепкого сна важно соблюдать основные правила:
- укладывайте ребёнка примерно в одно и то же время;
- день должен быть наполнен активными играми с достаточной физической нагрузкой и прогулками, вечер — спокойным, с чтением или рисованием;
- место для отдыха должно быть привлекательным;
- если малыш спит в отдельной кроватке, не стоит сажать его туда для игр — кроватка должна ассоциироваться со сном;
- воздух в комнате, где спит ребёнок, должен быть прохладным и влажным, одежда малыша — тёплой;
- купание и массаж вечером помогут ребёнку расслабиться;
- полезно создавать ритуалы (действия, которые повторяются каждый день), например, купание — чтение — колыбельные песни — сон.
Сколько раз в день нужно укладывать малыша спать
До двух лет дети могут спать и один, и два раза в день. Есть мамы, которые говорят, что их кроха после года совсем отказался от дневного отдыха, и никаким способом его невозможно уговорить отправиться в кроватку в светлое время суток. Но по мнению специалистов, в норме дневной сон ребёнку необходим.
В вопросе относительно того, сколько раз годовалый малыш должен спать днём, родителям следует ориентироваться на его самочувствие и активность. Если кроху трудно уложить в кроватку дважды или он беспокойно ведёт себя ночью, стоит попробовать укладывать его только один раз, но уже не утром, а после обеда. А в эти утренние часы можно пойти погулять.
Определите готовность малыша жить по заданному распорядку дня
Когда Ваше чадо только появляется на свет, все системы и процессы его организма еще недостаточно зрелые. Необходимо время на их созревание, на адаптацию к ритмам окружающего мира прежде, чем малыш будет готов к формированию определенного распорядка дня. Такой этап занимает около 4-х месяцев. Главная задача мамы в этот момент – не мешать, а внимательно прислушиваться к сигналам, которые подает ребенок. Наверняка вы уже понимаете, когда малыш голоден, когда ему холодно или жарко, когда он хочет на ручки или спать. Наблюдайте за ним, чтобы распознать, как работают биоритмы и понять, как спланировать его сон и бодрствование.
Полезно завести дневник, в который можно записывать по часам информацию о поведении ребенка, его активности и продолжительности отдыха. Такой подход поможет Вам правильно проанализировать события и понять зависимость поведения малыша и качества снов от его структуры дня.
Обращайте внимание, в какое время происходят сны. Когда Ваш ребенок спит дольше, а когда его сон короче? В какое время он засыпает более охотно, а когда сопротивляется? Повторяется ли это время изо дня в день? Сохраняется ли время бодрствования постоянным? Отмечайте те события, которые повторяются ежедневно примерно в одно и то же время
Через несколько дней ведения такого дневника Вы поймете, насколько ваш ребенок готов жить по режиму.
Частота кормлений
Здоровые доношенные месячные младенцы должны кушать 6-7 раз в сутки с перерывами между кормлениями, соответственно, в 3,5-3 часа
Причём, очень важно, чтобы ребёнок высасывал достаточное количество грудного молока или смеси
Если со смесями всё понятно — каждый производитель на упаковке, обычно, указывает и способы приготовления, и нормы потребления — то с грудным вскармливанием, в этом плане, дело обстоит сложнее.
Как узнать, хватает ли грудничку маминого молока для полноценного роста и развития крохи? Проверить это можно несколькими способами.
Признаки полноценного питания младенца
- Ребёнок активен и доволен в промежутках между кормлениями. И эти промежутки — не менее 2,5-3 часов. Сон его крепок и спокоен.
- Кожа у карапуза упругая, розового цвета.
- Стул у малыша бывает, самое малое, 2-3 раза в сутки. А мочится он, минимум, 15-16 раз, а то и намного больше.
- Карапуз нормально растёт (за первый месяц его рост увеличивается на 3 см) и прибавляет в весе (около 600 г).
- Длительность каждого кормления должна составлять 15-20 минут. А в первые недели после рождения крохи – до получаса.
- Если у вас имеются сомнения, достаточно ли грудного молока высасывает ребёнок за один приём пищи, проведите несколько контрольных взвешиваний малыша до кормлений и после.
Стул ребёнка в 1 месяц
- При грудном вскармливании испражнения у малыша мягкие, кашицеобразные. Имеют желтовато-золотистый цвет и кисловатый запах. Их количество у грудничка, обычно, совпадает с количеством кормлений. Причём, большинство малышей какает, чаще всего, почти сразу же (или в течение 20-30 минут) после еды.
- Если ребёнок находится на искусственном вскармливании, стул его имеет острый неприятный запах и коричневатый цвет. Он более вязкий. И какает малыш намного меньше. Всего 2-3 раза в сутки. Это объясняется тем, что смеси, хоть они по своему составу и приближены к материнскому молоку, перевариваются в кишечнике крохи несколько дольше.
Что касается мочеиспускания новорождённых, то здесь родителям лучше основательно запастись одноразовыми подгузниками и быть готовыми к тому, что их карапуз будет писать до 25 раз на дню.
Здесь нужно обратить ваше внимание на один нюанс. В первые 2-4 дня после своего рождения малыш мочится всего 2-4 раза в сутки
И ничего страшного в том нет. Это физиологическая норма. Ибо идёт приспособление мочеиспускательной системы ребёнка к новым условиям её функционирования.
Не пугайтесь, также, если на подгузнике крохи вы заметите пятна, похожие на следы от ржавой воды. Такое явление тоже считается нормальным (это выделяются соли-ураты). И проходит оно на 5-6 день жизни новорождённого.
Как правильно составить режим сна и кормления?
Раньше существовало множество мнений касательного того, как правильно составить режим сна и кормления новорожденного. Вокруг этой темы велись споры. Сегодня же удалось найти золотую середину. Педиатры предлагают распорядок дня, который в одинаковой мере будет устраивать новорожденного и родителей.
Специалисты советуют принимать во внимание:
- биологические часы ребенка;
- оптимальное время, продолжительность и частоту сна, активности и кормления, которые соответствуют возрасту;
- интересы, темперамент, активность младенца;
- состояние здоровья малыша;
- на каком типе кормления находится новорожденный (искусственном или грудном);
- занятость родителей.
При составлении режима сна и кормления для новорожденного, следует принимать во внимание такие рекомендации педиатров:
- давать искусственникам еду около 6-7 раз в дневные и 1-2 раза в ночные часы. Детей, питающихся грудным молоком, кормить каждые 2-3 часа;
- прикладывать ребенка к груди по требованию;
- обеспечивать суточную продолжительность сна около 18-20 часов;
- оптимальное время для бодрствования должно составлять 4-6 часов в день.
По мере взросления потребность во сне и частоте кормлений уменьшается. В полугодовалом возрасте ребенок нуждается в 14,5-часовом отдыхе. А в год малышу достаточно спать 13,5 часов.
Сон ребенка
- крохе до 5 лет необходимо спать больше 12 часов в сутки;
- малышу чуть старше: от 5 до 6 уже подойдет сон от 11 часов;
- дошкольник обязательно должен спать днем один раз до 6 лет.
Особенность сна ребенка определяется всем, что его окружает. Звуки, обстановка дома, воспитание. Ряд детей необходимость идти спать воспринимают с неохотой, иногда с агрессией. Малыш не знает и ни понимает, что регулярное недосыпание часто является причиной его плохого самочувствия, отсутствия настроения, частых капризах и крайне негативно отражается на здоровье в целом. Что ярко отражается не только на состоянии нервной системы, но и в ослаблении иммунитета всего организма в целом.
Ложимся спать и встаем вовремя
- Часто малыш хочет завершить то, чем он занимался (игру, рисование и т.д). Поэтому заранее (за 10-15 минут) скажите ребёнку о том, что скоро нужно ложиться спать. А когда этот момент наступит, отведите ребенка в кровать, не поддавайтесь уговорам поиграть еще немного или слезам о том, что он не дорисовал картину.
- Постепенно переключить ребенка от игры ко сну поможет правило о том, что малыш должен сам переодеваться. Готовить (расстилать) кровать ко сну, укладывать любимую игрушку под одеяло.
- Самый лучший способ побудить малыша запрыгнуть быстро в кровать и приготовится ко сну — это ритуал с чтением книги на ночь в обнимку с мамой или папой.
- Лучше всего, если после пробуждения ребёнок сразу встает. Но не забывайте при необходимости оставить минут пять или десять на переход малыша от сна к бодрствованию, ведь некоторым нужно время, чтобы проснуться.
- Затем пусть малыш самостоятельно оденется. В течение всего дошкольного времени у детей следует закреплять привычку одеваться самостоятельно, умываться и причёсываться после сна.
Мы уже писали о том, как уложить ребенка на дневной сон быстро и без нервов. Эта статья может быть вам полезна.
Купание и закаливание
Купание малыша является неотъемлемой частью режима дня. Следует проводить эту процедуру перед сном. Если малыш плохо спит, то в ванночку можно добавить череду или ромашку – эта трава оказывает успокаивающие действие.
Купая малыша, стоит придерживаться нескольких основных правил:
- Температура воды должна быть в пределах от 36 до 37,5 градусов. Для ее измерения требуется приобрести специальный водный термометр.
- Общая продолжительность процедуры не должна превышать 20 минут.
- Нельзя мыть ребенка при повышенной температуре тела. Воздержаться от принятия ванны стоит и в дни проведения прививок.
- После процедуры рекомендуется обработать кожу смягчающим маслом или кремом.
Педиатры рекомендуют в возрасте от 1,5 до 3 лет вводить в дневной режим процедуру закаливания. Она необходима для укрепления иммунитета малыша, нервной и дыхательной системы и для улучшения его самочувствия. Процедура подразделяется на нескольких основных этапов:
- требуется налить в емкость воду температурой 35 градусов;
- в ней необходимо тщательно смочить пеленку или полотенце;
- теперь следует аккуратно обтереть ребенку ручки, ножки, грудь и спинку.
Пять дней требуется придерживаться одного температурного режима. Постепенно можно снижать температуру на 1 градус – до тех пор, пока отметка на термометре не достигнет показателя 24 градуса.
Причины нарушения режима у детей
Каким бы ни был распорядок дня, ребенок, скорее всего, внесет в него коррективы. Даже если вам кажется, что вы уже перестроились и привыкли, порой могут наблюдаться сбои. Как правило, это происходит во время болезни или всплесков роста. Иногда малыш может перепутать послеобеденную дремоту со сном, и вы уже ничего с этим не поделаете.
Мы рассказываем о сне в специальном материале, а пока — основные правила.
Что может помешать режиму сна:
- Обретение новых навыков — ползание, перевороты, ходьба, вставание на ножки, пополнение словарного запаса; в этот период малышу может понадобиться больше еды и отдыха, возможны частые пробуждения ночью;
- Сокращение грудного вскармливания по необходимости;
- Отказ от груди (обычно в возрасте 9 – 18 месяцев);
- Прорезывание зубов (дневные сны становятся короче, ребенок спит беспокойнее);
- Болезнь, психологический или физический дискомфорт;
- Уменьшение потребности во сне;
- Нехватка впечатлений (поиск новых возможностей взаимодействия с окружающим миром);
- Недостаточная двигательная активность;
- Смена часового пояса, длинные перелеты и поездки.
Что такое режим дня ребенка и для чего он нужен
Режим дня — системное распределение времени для сна и бодрствования, приема пищи, отдыха, гигиенических процедур, оздоровительных упражнений, занятий.
Человеческому организму свойственна ритмичность, поэтому соблюдение распорядка благоприятно влияет на его жизнедеятельность. Когда подходит время, все органы и системы готовы к предстоящему действию. Если ребенок ложится спать по режиму, то быстро засыпает и полностью восстанавливает жизненную энергию. Когда ест по определенным часам, пища лучше переваривается и усваивается.
Физиологически режим связан с формированием условных рефлексов. Они могут оставаться в качестве привычек на всю жизнь.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Аргументы за и против соблюдения распорядка дня
Правильно организованный распорядок с учетом возрастных особенностей детей помогает:
- поддерживать гармоничное физическое и нервно-психическое здоровье;
- успешно выполнять разнообразные виды деятельности;
- укреплять иммунитет и повышать сопротивляемость организма болезням;
- создавать бодрое, уравновешенное настроение;
- сохранять интерес к учебной и творческой деятельности, так как предупреждает преждевременное утомление;
- развивать самодисциплину и организованность.
Необходимость соблюдать режим подтверждается физиологическими особенностями организма.
Несмотря на очевидную пользу, против режима приводят аргументы:
- не подходит для самых маленьких детей, трудновыполним в старшем возрасте;
- ребенок действует интуитивно, следуя внутренним потребностям организма;
- идея режима устарела, так как является пережитком советского прошлого (по аналогии с пеленанием новорожденных);
- строгий распорядок приучает жить по стандарту и ограничивает творческие проявления и самостоятельность детей.
Режим дня малыша – работа родителей
Если с кормлением всё более менее понятно (кормить надо, перекармливать нельзя), с развивающими играми тоже полный порядок (в центры раннего развития малолетний народ начинает ходить лет с полутора), то нередко опускаются такие важные компоненты, как полноценный сон и физическая активность на свежем воздухе. А именно эти два аспекта обеспечивают прочный фундамент для развития и здоровья ребёнка.
Для обеспечения ребёнка адекватной физической нагрузкой родителю необходимо:
- запланировать время;
- преодолеть страх перед погодой и простудными заболеваниями и стараться гулять с ребёнком при любых климатических условиях (исключение — мороз минус 15 (минус 20 для детей старше 5 лет) и ветер свыше 15 м/с);
- подобрать одежду, которая будет одновременно защищать от погодных явлений и обеспечивать возможность активно двигаться ребёнку.
Для обеспечения полноценного отдыха нервной системе ребёнка (заодно и родительской) нужно:
- не дожидаться пока ребёнок самостоятельно ляжет в постель (усталость у детей нередко проявляется перевозбуждением, что приводит к двигательной и эмоциональной расторможенности), а мягко подготовить ребёнка к отдыху, учитывая необходимое по возрасту время для бодрствования. Для этого можно вводить так называемые ритуалы (определённые последовательные действия, спокойные игры, чтение книг, купание, пение);
- исключить активные виды игр, гаджеты перед сном;
- обеспечивать адекватную физическую активность в течение дня, чтобы ребёнок и не переутомился, и устал;
- стараться, чтобы отход ко сну и подъём утром не слишком отличались в входные и будние дни;
- стараться не пропускать дневной сон;
- избегать фонового включения телевизора в течение дня
- ограничение времени пользования компьютером и телевизором до 15 минут в день детям от 3 лет.
Примерный режим дня для ребенка 3–4 лет
7.00 – 7.20 – спокойный подъем, одевание. Если придерживаться режима постоянно, проблем с подъемом не возникнет.
7.20 – 8.00 – утренняя гимнастика, гигиенические процедуры под руководством взрослого. Постепенно развивается умение у дошкольника самостоятельно себя обслуживать.
8.00 – 8.30 – завтрак. Формируется принцип правильного питания. Ребенку следует предлагать «здоровую пищу»: кашу, молочные продукты.
8.30 – 9.10 – развивающие игры, организованные мамой, бабушкой или няней: развитие звукопроизношения, заучивание стихотворений, освоение цветовой гаммы, обучение счету, развитие произвольного внимания.
9.10 – 10.00 – деятельность по желанию малыша: игры с игрушками, просмотр мультфильма, рисование, чтение сказки с мамой.
10.00 – 12.00 – прогулка на свежем воздухе. Малыш знакомится с окружающим миром.
12.00 – 13.00 – гигиенические процедуры после прогулки. Обед.
13.00 – 15.00 – дневной сон.
15.00 – 15.30 – постепенное пробуждение, водные процедуры.
15.30 – 16.00 – полдник. Можно предложить ребенку стакан молока или сока, булочку или печенье.
16.00 –18.00 – игры дома или на свежем воздухе.
18.00 – 18.30 – ужин.
18.30 – 20.00 – совместная деятельность с родителями (спокойные игры, рисование, лепка, конструктор).
20.00 – 21.00 – подготовка ко сну. Ребенок собирает игрушки, проводит гигиенические процедуры под руководством взрослых (чистит зубы, принимает душ), слушает колыбельную или сказку.
21.00 – 7.00 – ночной сон.
Мнение эксперта
Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок – это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня – основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге – утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени
Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план
Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».Фото – фотобанк Лори
Видео по теме
Доктор Комаровский о режиме дня детей и его необходимости:
Таким образом, дневной режим предусматривает четкий распорядок действий в течение суток – чередование сна и бодрствования. Педиатры и психологи советуют практически с рождения приучать ребенка к жизни по определенному плану. При составлении графика, необходимо учитывать биологический ритм малыша, тип его кормления, индивидуальные особенности организма.
Сразу мало у кого из родителей, выходит приучить ребенка к режиму, но отчаиваться не стоит. Нужно проявлять настойчивость. Распорядок дня упорядочивает жизнь семьи, позволяет родителям высыпаться, а младенцу – нормально развиваться.
Питание годовалого ребенка
После достижения ребенком возраста 1 года посадите его на специальный стульчик за общий стол (подробнее в статье: питание ребенка после года: меню). Он будет с удовольствием пробовать те же самые блюда, которые едят взрослые: борщи, супы, каши, отварную рыбу и курицу, паровые тефтельки, тушеные или вареные овощи, сваренное всмятку яичко, нежный творожок, запеканку.
Рацион питания ребеночка старше 12 месяцев должен отличаться от взрослого рациона отсутствием острых, жирных, жареных и копченых блюд, колбас, цитрусовых. Лучше пока не давать ему сладостей, мучных изделий промышленного производства, шоколада. В конфетах и пирожных содержится большое количество сахара и искусственных жиров, которые чрезвычайно вредны для маленького организма. Гораздо более полезно ставить на стол фруктовые пюре, ягоды, соки.
Влияние режима дня на здоровье детей и их воспитание
Каждый организм имеет свой биологический ритм и подчинен смене дня и ночи. Поэтому периоды бодрствования сменяются часами для сна. Полноценный сон содействует:
- Восстановлению всех систем организма.
- Переработке и сохранению полученной информации.
- Активации Т-лимфоцитов, которые восстанавливают иммунитет.
Норма продолжительности дневного и ночного сна зависит от возраста ребенка. Частое недосыпание приводит к нарушению работы ЦНС, а значит к капризам и плохому настроению.
Часто дети отказываются идти спать, так как хотят еще поиграть, почитать, посмотреть телевизор и т.д. Если ребенок привык ложиться в определенное время, то ему не придет в голову капризничать, чтобы не отправляться в кровать.
Во время бодрствования дети взаимодействуют с окружающей средой. Этот процесс сопровождается активной деятельностью коры больших полушарий и подкорковых отделов головного мозга. Когда ребенок выполняет определенную деятельность, у него задействованы только отдельные участки коры головного мозга (КГМ). Остальные «отдыхают».
При смене занятия зона возбудимости перемещается на другой участок. Таким образом, чередование разных видов деятельности предотвращает истощение нервной системы и обеспечивает высокую работоспособность и бодрость в течение всего дня.
В течение суток повышенная работоспособность сменяется на часы упадка сил и энергии. Знание этих периодов помогает эффективно спланировать время для занятий и отдыха. Наивысшая активность КГМ наблюдается у детей утром в 8.00-12.00 и вечером в 16.00-18.00. Это время надо отвести для интеллектуальной деятельности.
Наилучшим видом активного отдыха считается прогулка на свежем воздухе. Она содействует:
- Повышению оксигенации крови.
- Восполнению ультрафиолетовой недостаточности.
- Закаливанию организма.
- Увеличению двигательной активности.
Отсутствие прогулок в распорядке дня может привести к дефициту витамина Д в организме, ухудшению мозговой деятельности, нарушению сна и гиподинамии.
Кроме этого, режим дает возможность детям в естественном темпе выполнять различные действия. Ребенка не нужно уговаривать идти чистить зубы, подгонять за обедом или во время сборов на улицу. Все происходит вовремя и без конфликтов.