Шаблонные стереотипы, которые мешают жить молодой маме

Эволюция свободы выбора

Растущее поколение в России сталкивается с сохраняющимися стереотипами и дискриминацией по половому признаку. В традиционной культуре, основанной на патриархате, девочкам всегда говорят, что они будущие матери. Однако, с течением времени российское общество переживает изменения, и права девочек становятся все более признаваемыми.

Стремление к равенству и свободе выбора влияет на формирование новых норм и ценностей. Молодое поколение воспринимает себя в роли равных участников общества и не желает ограничиваться только материнством. Девочки начинают амбициозно стремиться к образованию, профессиональному росту и самореализации в разных сферах деятельности.

Медиа и образовательные программы играют важную роль в эволюции свободы выбора. Они способствуют изменению старых норм и представлений, предлагая новые модели поведения и жизненные стили. Гендерные роли перестают быть статичными и задаются самими индивидуумами.

Однако, многие девочки по-прежнему сталкиваются с ограничениями и стереотипами, согласно которым их единственная цель – создание семьи и воспитание детей. Дискриминация на основе пола препятствует полноценному развитию и самореализации женщин в российском обществе.

ПроблемаРешение
СтереотипыОбразовательные программы, направленные на преодоление гендерных стереотипов, и создание положительных ролевых моделей
ДискриминацияВнедрение законодательства, защищающего права женщин и обеспечивающего равные возможности на рынке труда
КультураПривлечение общественного внимания к проблемам гендерного неравенства и патриархальных норм

Свобода выбора подразумевает возможность каждому индивидууму принимать собственное решение о своей жизни, включая выбор профессии, партнера и семейной роли. Несмотря на стереотипы и неравномерность в реализации прав девочек и женщин, эволюция свободы выбора в России продолжается.

Виды социальных групп

Известно, что на формирование стереотипов оказывают влияние виды социальных групп. Представители того или иного сообщества социума имеют свои приверженности и понятия. Остановимся на этом подробнее. Социологи выделяют большие, малые, контактные (или первичные) и дистанционные (или вторичные) виды социальных групп.

  1. Большие группы состоят из крупных сообществ, имеющих место в мировом масштабе. Например, группы, скомплектованные по социальным, профессиональным, этническим, возрастным признакам. Принадлежность к той или иной группе формируется посредством взаимодействия с организациями, выступающими за их права. Например, профессиональный союз, национальное сообщество, студенческий клуб и т.д. 
  2. Малые группы – друзья, соседи, семья, учебный класс, курс. Взаимодействие происходит на уровне личностных и эмоциональных контактов. Бывают специально и стихийно созданные малые группы, разделяемые по признакам совместной деятельности, личностной и социальной значимости.
  3. Контактные (или первичные) группы составляют близкие люди, имеющие устойчивые личные связи: отношения между членами семьи, близкими друзьями, одноклассниками.
  4. Дистанционные (или вторичные) группы составляют люди, которые имеют формальные или временные отношения друг с другом – коллеги, знакомые, связанные рабочими делами.

Портрет сторонниц мизогинии

Данные количественного исследования позволили измерить уровень мизогинии среди женщин (высокие показатели — примерно у сотни  опрошенных), нарисовать портрет «критиков женщин» и выявить типы мизогинии.

У женщин, склонных к мизогинии,были: опыт материнства, должность подчиненной, негативное отношение к исполнению женщинами «мужских» ролей, опыт романтических отношений и восприятие мужа как главы семьи.

Факторами усвоенной мизогинии стали: неприятие своего тела, восприятие привлекательности как гарантии успеха, представления о второстепенности интеллекта и карьеры для женщин, разделение деятельности на «мужскую» и «женскую» (были и более конкретные установки: мужчинам — управление и лидерство, женщинам — дом и дети) и мысль о «несамостоятельности» женщин.

На основе разных комбинаций этих установок можно выделить шесть типов проявления усвоенной мизогинии.

«Бьёт – значит любит»

По словам Анфисы Беловой, слова «бьёт» и «любит» – взаимоисключающие. Это классическое оправдание насилия. Фраза означает, что женщина должна терпеть плохое отношение и, более того, радоваться, ведь это бурное проявление чувств: «Но человек, который любит и уважает другого, не захочет и не сможет его ударить. Поэтому в отношениях, в которых есть насилие, любви быть не может».

А Дарья Серенко и Софья Сно говорят о том, что для девочек (в отличие от мальчиков) ситуации защиты не моделируются. Это различие может привести к тому, что девочки оказываются хуже подготовленными к самозащите в случае нападения.

Ставьте перед собой амбициозные цели

Как-то я проводил собеседование на должность менеджера проекта. Когда я спросил у соискательницы, сколько она хочет зарабатывать через полгода, она ответила: «Миллион долларов в год». Я слегка удивился, зачем человеку, который решил заработать миллион долларов в год, идти ко мне в компанию, где такая возможность менеджеру проекта вряд ли представится. Тем не менее я уточнил, сколько она заработала за прошлый год. «Практически ничего», — сказала она. Оказалось, сумма была меньше 10 000 долларов. «А за последние два месяца?» — спросил я. В ответ я услышал: «Тоже ничего».

Амбициозные цели, которых вы не можете достигнуть, вредят вам гораздо сильнее, чем их отсутствие!

«А вот у соседки дочка самая умная и не обижает маму»

Многие родители считают, что подобными фразами они мотивируют ребёнка совершенствоваться, потому что так срабатывает дух соперничества. На деле же это обесценивает и оказывает обратный эффект. Ребёнок усваивает, что родители не принимают его, что кто-то лучше, а он, соответственно, хуже, – это обижает и наносит удар по самооценке.

«Дети и взрослые, с которыми я работала, говорили, что после таких фраз у них пропадало всякое желание делать что-то и стараться. И даже будучи взрослым, сложно бороться с укоренившейся мыслью, что кто-то другой всегда лучше и успешнее», – говорит Анфиса.

Эксперт сообщества «Монтессори.Дети» объясняет, что обесценивание не поможет стать лучше. Если сказать: «Вася такой молодец, помогает маме, не то что ты!» – то мы косвенно сообщим ребёнку, что он плохой. Вместо этого можно попробовать сравнить ребенка с ним же, но в прошлом: «Ты не умел ходить и читать, но научился. Значит, сможешь сделать практически всё, что захочешь».

Популярные вопросы

Самый типичный вопрос, который мне задают: «Это все Ваши?» Странный вопрос. Но еще более странно для меня прозвучал однажды вопрос врача-мужчины: «Все от одного мужа?» Он был крайне удивлен, услышав мой утвердительный ответ.

Вторым по популярности, пожалуй, будет «Как же Вы с ними справляетесь? Тяжело, наверное?..». Это женский вопрос. Уж кто-кто, а женщины точно знают, что это, ой, как нелегко!

«Еще планируете?» – с искренним любопытством спрашивают соседи, знакомые и незнакомые. А то и вообще не спрашивают, а просто поздравляют с пополнением. Курьезных ситуаций хватает…

Изредка могут поинтересоваться: «Вы, наверное, верующая?» Думают, что раз рожает – значит, не может сделать аборта, т. к. «вера не позволяет». И, конечно же, жалеют: «Вот, ведь как… Не повезло…»

Вы всегда должны быть переполненными любовью к своим детям.

У нас в голове прочно закрепилась такая идеальная картинка, что: а) родители мгновенно начинают чувствовать особенную связь со своими новорожденными детьми, и б) дети вызывают у родителей одни только позитивные эмоции. Но ни то, ни другое не является абсолютным стандартом. Мамы и папы всегда любят своих детей, но иногда малыши ведут себя так, что можно сойти с ума. (Это начинается с первых дней их жизни и чем дальше, тем становится только хуже). Это наша природа — раздражаться и разочаровываться в своих детях. Ведь дети — это такие же люди, как и мы, со своими недостатками, мнением, характером, привычками. Не корите себя за то, что время от времени злитесь на своих детей. Мы все так делаем.

Типы стереотипов

Можно выделить несколько видов:

  • Хорошее и плохое. Стереотипное мышление такого типа еще называют полярным, черно-белым. При его проявлениях человек бескомпромиссно разделят всё на плохое и хорошее.
  • Негативные прогнозы. Такие проявления называют катастрофизацией мышления. Заглядывая в будущее, человек видит только негатив.
  • Неудачи в приоритете. Позитивные события остаются без внимания, тогда как неудачи выходят на первый план.
  • Крепкая вера в стереотипы. Наблюдается искреннее доверие обобщенным шаблонам.
  • Навешивание ярлыков. Здесь речь идет об определенных группах людей, когда их наделяют ярлыками.
  • Минимум позитива. Человек воспринимает всё настолько негативно, что не может испытывать радость при позитивном событии.
  • Первое впечатление всегда верное. Уверенность в умении читать мысли не позволяет понять, что очень часто первое впечатление может быть обманчивым.
  • Чрезмерное обобщение. Когда-то получив негативный опыт в какой-либо ситуации, человек убежден, что в следующий раз в подобных ситуациях будет также.
  • Обвинение себя. В этом случае человек уверен, что именно он — причина негативных проявлений со стороны окружающих, в любых событиях.
  • Правила есть правила. Человек уверен, что все должны действовать по определенному шаблону.
  • Туннельное мышление. Даже если есть плюсы, воспринимаются только минусы.

Виды стереотипов

Стереотипы бывают: негативные, позитивные, нейтральные, чрезмерно упрощенные, приблизительные, чрезмерно обобщенные, точные. В психологии различают такие виды.

Этностереотипы

Шаблонные представления о собственном или чужих народах. Чаще всего вредят позитивному общению между народами, ведя к отрицательным последствиям. Когда предубеждения становятся нормой, то появляется основание для дискриминации, крайнего национализма, терроризма, расизма. Любой человек имеет типичные стереотипы о жителе другого государства.

В глазах большинства:

  • типичный китаец: невысокий, болтливый, обожающий рис;
  • типичный американец: самоуверенный, улыбчивый, обожающий бургеры;
  • типичный француз: пижон, любвеобильный романтик, гурман;
  • типичный англичанин: чопорный, завтракающий овсянкой, сдержанный.

Подобных стереотипов множество. Мы потешаемся с анекдотов про армянское радио, чукчей, хохлов, москалей. Мы шутим о медлительности эстонцев, жадности евреев. Анекдоты, строящиеся на стереотипах, кому-то могут показаться оскорбительными, но серьезной угрозы не несут. И все же этнические стереотипы сравнимы с шорами, сужающими кругозор и вредящие нам самим. Они мешают по достоинству оценить культуру другой страны, найти хороших друзей-иностранцев и многое другое.

Индивидуальные

Касаются отдельной личности. Подразумевается мнение отдельного индивида, которое может в некой степени совпадать с социальными стереотипами или полностью противоречить ним. Они формируются на индивидуально-личностном уровне. Также их называют социально-психологическими.

Социальные

Социальные стереотипы редко отличаются точностью – чаще они ложные, и выполняют реакционную функцию, искажая познания людей и внося разлад в межличностные взаимоотношения. При этом они играют большую роль в оценке мира.

Женские гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы начинаются, например, при появлении ребенка. Как только мы узнаем, что это девочка, мы сразу же начинаем украшать розовым детскую комнатку, заполняем ее бабочками и куклами барби. Мы считаем, что наша дочь будет типичной «девчушкой» и заполняем ее шкаф платьицами, коробками игрушек и чайным набором, для чаепития с куклами. Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что делают из своего ребенка типичную «Прекрасную Леди». Мы учим ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях, это самые большие и наиболее распространенные стереотипы по отношению к женщинам.

Вы когда-нибудь наблюдали, как маленькая девочка играет дома? Даже в возрасте пяти-шести лет, она хорошо понимает, что ее задача будет сидеть дома и нянчится с ребенком, ее муж должен ходить на работу, и к его возвращению должен быть готов обед, все как у людей. Это еще один стереотип, женщины остаются дома, а мужчины ходят на работу. Хотя есть миллионы гендерных стереотипов о женщинах, это, безусловно, старейший и наиболее обсуждаемый феминистками. Вот некоторые другие представления:

  • женщины должны иметь «чистые рабочие места», например, секретари, учителя и библиотекари;
  • женщины — медсестры и врачи;
  • женщины не так сильны, как мужчины;
  • женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
  • женщины не должны получать хорошего образования;
  • женщины не занимаются спортом;
  • женщины не являются политиками;
  • женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства;
  • женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
  • женщины должны готовить и делать работу по дому;
  • женщины несут ответственность за воспитание детей;
  • женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей или других стереотипно мужских задач;
  • женщины, предназначены для того что бы быть «принцессами закованными в замке» либо просто быть в роли жертвы, но никогда не как героини;
  • женщины должны выглядеть красиво;
  • женщины любят петь и танцевать;
  • женщины не играют в видеоигры;
  • женщины флиртуют;
  • женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.

Происхождение стереотипов

Стереотипы о женщинах, включая и предположение о том, что они обязательно станут матерями, имеют глубокие корни в культуре и обществе.

Один из ключевых факторов — это патриархальная система, которая преобладала в большей части истории многих стран, включая Россию. В патриархате мужчины обладали большей властью и контролем, а женщины ожидались занять роль домохозяек и матерей.

Дискриминация также играла роль в формировании стереотипов. Веками женщины сталкивались с ограничениями в доступе к образованию, карьерному росту и принятии ключевых решений. Это создавало впечатление о том, что их единственное предназначение — быть матерями.

Нормы общества также оказывали влияние на стереотипы. Веками семьи ожидались от женщин, что они будут продолжать род больше, чем мужчины. В таких условиях, деторождение стало одним из основных атрибутов женственности и преемственности.

Однако, с появлением растущего поколения, которое стремится к равенству полов во всех сферах жизни, такие стереотипы становятся все менее актуальными. Сегодня все больше девочек стремятся к образованию и профессиональной реализации, открытым обществом, где им предоставляются равные возможности. Они понимают, что выбор имеет больше значений, чем быть только матерью, и могут следовать своим собственным мечтам и целям.

Примеры устаревших стереотипов

Стереотип
Альтернатива

Женщина обязана благополучно замуж выйти
Женщина имеет право выбора в отношении брака и семьи

Женщина основная забота должна быть о детях
Женщина может заниматься карьерой и вести активную жизнь, не отказываясь от материнства

Женщине необходимо выглядеть идеально
Женщина может самостоятельно решать, как выглядеть и поддерживать свое здоровье и внешность

Это только начало, и, по мере развития общества, стереотипы будут продолжать меняться и эволюционировать

Важно продвигать равенство женщин и мужчин, чтобы каждый человек, вне зависимости от пола, имел возможность выбирать свой собственный путь и реализовывать свои мечты

Маменькин сынок. Папина дочка

Из опыта семейной психотерапии это худший вид вмешательства. Чаще встречается вариант, когда мама фактически конкурирует с девушкой. В таком случае, оставаясь его доверенным лицом, вместо того, чтобы побуждать сына строить свои собственные отношения с девушкой … она видит его подругу в качестве угрозы. Встречаются матери, которые кажутся способными заползти в постель к молодой паре и оттеснить девушку в своих заботах о благополучии сына. 

Подобная чрезмерная вовлеченность и чрезмерная привязанность встречаются и между женщинами и их отцами. Результатом становится странный опыт сравнения, непонимания и недостаточно обоснованной критики, который в конечном итоге разрушает отношения.

Это может казаться смешным, но такая привязанность между выросшими детьми и их родителями вредит как первым, так и вторым. У выросших детей на этом фоне возникают сложности в сексуальных отношениях, трудно гармонично сформировать собственную семью, и, в дополнение, это негативно сказывается на их способности самостоятельно обустраивать свою жизнь. Для родителей в такой ситуации возникает риск постоянного метания между подтверждением своей нужности для ребенка и отверженностью. Такие эмоциональные качели вредят их психическому, а затем и физическому здоровью.

Поэтому здоровая сепарация от родителей должна быть своевременной. Во взрослом возрасте пройти ее бывает достаточно трудно и часто требуется помощь опытного психолога.

Дамы угнетают себе подобных

«Годами поддерживаемый и социально санкционируемый образ многофункциональной женщины сегодня перевоплотился и дополнился», — подчеркивают исследователи.

Завершение советской эпохи, казалось бы, дало женщинам возможность в полной мере ощутить свою женственность. Строгие обязательства контракта «советской работающей матери» несколько ослабились. В то же время, консерватизм общества сохраняется. Он «создает из свободы выбора женских идентичностей еще одну дополняющую советский контракт установку — «быть красивой»», пишут Савинская и Захарова.

Эти сложные социальные требования к «слабому полу» и создают плодородную почву для развития мизогинии. «Женщины, как и мужчины, принижают ценность других женщин, которые не следуют стереотипным образцам поведения», — заключают исследователи.IQ

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Ольга Савинская, доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

Елизавета Захарова, магистрант факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

Автор текста:

Соболевская Ольга Вадимовна,

3 июля, 2017 г.

Социология

гендерные исследования

эмансипация

Подпишись на IQ.HSE

Родительская модель любви и отношений

Родители формируют будущие любовные романы своих детей с рождения. То, как вы росли в детстве, и окружающая среда, в которой вы развивались, влияют на то, как вы воспринимаете, ощущаете и отдаете любовь.

С одной стороны, мы узнаем про любовь от наших родителей, с другой — это часть власти, которую получают родители. Двигаемся ли мы к модели любви, которую переняли от наших родителей или отодвигаемся от нее, это всегда их модель, от которой мы вынуждены отталкиваться.

Пример влияния родительской модели на любовные отношения детей во взрослом возрасте

В каком-то случае мать внушала своей дочери, что в ее жизни у нее всегда должен быть мужчина. И это заставляло ее постоянно находиться в отношениях, даже если они не были здоровыми. В другой семье молодая женщина была избалована подарками от своего отца в детстве и всегда ожидала, что ее партнеры будут так же выражать свою любовь. Конечно, поскольку партнер не был к этому готов, это почти разрушило их отношения.

Итак, смысл состоит в том, что, хотя вы не можете изменить то, как ваши родители повлияли на вас, когда вы были ребенком, помня об этом, вы можете решать, как вы будете действовать, будучи взрослым, чтобы поддерживать здоровые, прочные отношения. 

ТОП-30 стереотипов о женщинах

Твердо
уверен, что изучил слабый пол от и до и прекрасно разбираешься в женской
психологии? Как бы не так! Ты удивишься, но добрая половина мифов о женщинах
давным-давно развенчана и вполне обосновано. Поэтому самое время поговорить о
наиболее распространенных женских стереотипах, в которые не стоит верить.

  • Девушки уступают мужчинам в силе. В физической – однозначно, в эмоциональной – нет.
  • Слабый пол более подвержен страхам. Отчасти данный стереотип имеет свое логическое объяснение. Но на практике часто оказывается, что «не бояться» и просто «не показывать страх» – разные вещи.
  • Все женщины обожают маленьких детей. А вот и неправда! Своих собственных – да, чужих – по ситуации.
  • Питают особые чувства к розовым оттенкам. Укоренившийся стереотип, который в корне неверен.
  • Продолжительность жизни женщин превышает продолжительность жизни мужчин. Согласно последним статистическим данным в среднем эти значения уравнялись.
  • Все девушки – фанаты чистоты. Нет! И среди представительниц слабого пола есть фанатки хаоса и беспорядка.
  • Не блещут остроумием. Скорее, не желают раскрывать все карты мужчинам.
  • Не страдают карьеризмом. Среди женщин достаточно много руководителей крупных компаний, которые прошли ступеньку за ступенькой по карьерной лестнице.
  • Женщин в разы больше, чем мужчин. На сегодняшний день количество новорожденных мальчиков в несколько раз превышает девочек.
  • Девушки менее выносливы. Так может показаться лишь на первый взгляд.
  • Прирожденные сладкоежки. Поверь, и среди представительниц слабого пола есть те, кто всегда предпочтет сочный стейк сладкому пирогу.

  • Чаще мужчин страдают арахнофобией. Исследования подтвердили, что данные о женских страхах сильно преувеличены.
  • Гораздо меньше мужчин думают о сексе. Не меньше, а иногда даже больше! Просто не говорят об этом вслух.
  • Предпочитают намеки прямым выражениям. Девушки не всегда готовы тонко намекать. Иногда они, не стесняясь в выражениях, говорят о наболевшем прямым текстом.
  • Ищут состоятельного мужа. Скорее, перспективного. А это – разные вещи, не так ли?
  • Грезят о пышной свадьбе. Дорогущем платье и кольце с огромным бриллиантом… Но по факту большинство представительниц слабого пола не против заскочить в ЗАГС по пути на работу. В джинсах.
  • Женщины – более эмоциональны. Не всегда и далеко не с каждым мужчиной.
  • Они – прекрасные хозяйки по умолчанию. Конечно. За исключением того факта, что около 30% из них совершенно не умеют готовить.

  • Вызывающий наряд – верный признак легкодоступности. Навязанный мужчинами стереотип, в который им удобно верить. На самом деле, здесь скорее отсутствие вкуса, нежели желание сиюминутно отдаться первому встречному.
  • Совершенно не умеют управлять автомобилем. Ровно, как и половина мужчин. Вот только об этом почему-то не принято говорить вслух.
  • Все девушки обожают сплетничать. Распространенное заблуждение, которому не стоит верить. Нет, не все. Далеко не все!
  • Не в силах устоять перед «плохим парнем». Хорошие девочки любят «плохишей», но вполне способны совладать с эмоциями и устоять перед соблазном. Ведь в качестве спутника жизни женщина всегда предпочтет надежного и хорошего парня.
  • У девушек атрофировано чувство юмора. Если девушка не смеется над твоими глупыми шутками, то это вовсе не повод усомниться в наличии у нее чувства юмора.

Не умеют дружить. И умеют, и дружат. Годами.
Пунктуальность – не их конек. Принято считать, что всем девушкам свойственно опаздывать

Но согласись, слегка припоздниться на романтическую встречу и опоздать на важное собеседование – не одно и то же. Постоянно сидят на строжайшей диете

Нет, скорее создают видимость того, что придерживаются правильного питания. Но ты ведь никому не расскажешь?
Могут болтать нон-стоп. Только представь, и девушки устают от бесконечных бесед и могут целый (!!!) день провести в тишине.
Девушки реже изменяют. Скорее, реже признаются в изменах.
Не торопятся признавать свою вину. Далеко не каждая девушка винит во всех смертных грехах кого угодно, только не себя. Многие из них вполне откровенно могут признать свои ошибки и даже попросить прощения.

Безоговорочно верят в гороскопы. Нет, безусловно, каждая девушка нет-нет, да и проверит ваши знаки на совместимость. То ли от скуки, то ли от неуверенности в себе. Вопрос лишь в том, насколько серьезно она отнесется к данной забаве и доверит ли каким-то звездам вершить свою судьбу.

4 особенности стереотипного мышления

У. Липман, который ввел этот термин в 1922 году, выделил 4 особенности стереотипного мышления:

  1. Такой подход значительно облегчает восприятие реальности и максимально упрощает ее. Соответственно, стереотипное утверждение всегда имеет краткую формулировку. Например: “все мужчины – козлы”, “все женщины – дуры”, “побои – это любовь”, “если будешь меньше есть, то быстро похудеешь” и т.д. То есть стереотип – это, как правило, короткое, емкое предложение;
  2. Стереотип – это всегда чей-то опыт, передаваемый от старшего поколения к младшему. Мы узнаем “правду о мире” от бабушек и дедушек, родителей и других значимых взрослых, участвующих в нашем воспитании. Ребенок “проглатывает” эту информацию и позже начинает относиться к ней как к части своей личности.В психологии это явление называется “проглатывание интроекта”. Часто бывает так, что человек “проглатывает”, но “не переваривает” убеждение, а потом его начинает “рвать”.Например, мать всю жизнь твердит своей дочери, что нужно выйти замуж раз и навсегда. Последняя счастливо соединяет свою судьбу с мужчиной, но через некоторое время понимает, что любовь прошла и она больше не хочет жить с мужем. В это время стереотип советует ей терпеть и выбросить мысль о разводе из головы. Женщина устает, страдает, ненавидит мужа, себя и детей, возможно, заболевает от нервов…..Но стоит ей осознать, что идея о единственно возможном браке не ее собственная, а была вложена в голову заботливой матерью, как жизнь сразу изменится и заиграет новыми красками. Она немедленно разведется, освободив себя и всю свою семью от этого испытания;
  3. Непоколебимость – люди слепо верят в стереотипы, часто игнорируя логику и законы физики. Если женщина убеждена, что “все, что мужчинам от нее нужно, – это секс”, то даже влюбленный в нее импотент, который только читает стихи и дарит ей цветы, не изменит ее мнения. Скорее всего, она будет думать, что отсутствие сексуального желания с его стороны связано с тем, что он просто не любит ее;
  4. В большинстве случаев стереотип – это ложное убеждение, поэтому этот термин обычно имеет негативный оттенок.“Вы мыслите стереотипами!” – это фраза, которая указывает оппоненту на то, что его взгляд на ситуацию устарел и нуждается в пересмотре.

Стереотипы существуют буквально во всех сферах жизни. Они настолько укоренились в человеческой личности, что иногда очень трудно отделить одно от другого. Когда мышление, полное стереотипов, начинает доставлять человеку дискомфорт, стоит обратиться к психологу, который поможет отделить “зерна от плевел”.


В какой-то степени стереотипы не позволяют обществу и людям развиваться дальше

История понятия «стереотип».

Слово стереотип произошло от двух греческих слов: «твердый» и «удар». В переводе значит «след от удара» или «твердый отпечаток». Впервые было использовано в 1796 году в типографском деле, где стереотипом называли монолитную печатную форму или клише, с помощью которой можно было печатать страницу целиком. В метафорическом смысле стереотип – это зафиксированный вариант чего-либо, сложившийся стандарт.

В 1922 году американский писатель, журналист Уолтер Липпман (1889-1974) ввел термин «социальный стереотип» – эмоционально окрашенный, устойчивый образ группы, который переносится на всех ее представителей. В такой модели беспорядочный, многообразный мир представляется четким и разделенным на категории. Такое своеобразное «расчленение» общества – это защитный механизм, без которого людям было трудно сосуществовать.

У. Липпман описал четыре свойства шаблонного мышления:

  • Упрощение реальности. Предубеждения описывают окружающий мир двумя-тремя словами (например: все мужики – козлы/ все бабы – стервы).
  • Ложное утверждение. У каждого народа или нации есть исторически сложившиеся шаблоны относительно чужой культуры, представителей других народов. Например, англичан многие представляют аристократичными снобами, а индусов – худыми йогами в позе лотоса. Но англичанин или индус не обязан соответствовать нашим представлениям о нем.
  • Воплощение чужого жизненного опыта. Когда мы взрослеем, мы впитываем чужие стереотипы, не подвергая их переосмыслению, критике.
  • Неизменность. Предубеждения сильнее реальности. Если женщина убеждена, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок», она будет кормить каждого знакомого. И если встретит равнодушного к еде мужчину, решит, что это был единственный в мире мужчина, который не любит поесть.

Позже благодаря работам американского философа Хилари Патнэма (1926-2016) стереотип активно изучается в лингвистике. Патнэм развивал гипотезу разделения языкового труда, согласно которой в каждом трудовом коллективе формируются термины, определения и языковые обороты, понятные только членам этой группы. Например, на своем особом языке говорят программисты, врачи, юристы. Причем они используют не только терминологию, но и свои профессиональные анекдоты, шутки.

Стереотипизация многопланова. Она проявляется в разных сферах деятельности человека и изучается многими науками: социологией, политологией, культурологией, этнографией, психологией, лингвистикой, когнитивистикой. Жесткие шаблоны мышления порождают предрассудки к людям с особыми потребностями, с разным цветом кожи, к представителям сексуальных меньшинств или религиозных конфессий. Они активно обсуждаются и осуждаются в обществе. С предубеждениями воюют феминистки, политические и общественные деятели, международные организации ООН и ЮНЕСКО.

Но существуют шаблоны восприятия, которые являются частью нас самих. Они срастаются с нами настолько, что мы даже не догадываемся об их существовании. Бороться со своими стереотипами приходится самостоятельно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий