Основные критерии диагностики и 3 способа поддержки детей с синдромом Аспергера

Литература

  1. «Asperger Syndrome» // National Library of Medicine. 
  2. Carina Sahlander, MSc, RPT et al Motor function in adults with Asperger’s disorder: A comparative study // Physiotherapy Theory and Practice – 2008 – Vol. 24, – No. 2 – Pages 73-81
  3.  Social Skills and Behavior in Children with Asperger Syndrome: An Educational Perspective // Asperger’s Association of New England. 
  4. Jaime Craig and Simon Baron-Cohen Creativity and Imagination in Autism and Asperger Syndrome // Journal of Autism and Developmental Disorders – 1999, – Volume 29, – Issue 4 – pp 319-326
  5. Eira Jansson-Verkasalo et al. Deficient auditory processing in children with Asperger Syndrome, as indexed by event-related potentials // Neuroscience Letters – Volume 338 – Issue 3 – 2003 – Pages 197–200
  6. «Asperger Syndrome information page», National Institutes of Health. 
  7. National Autistic Society, UK. 
  8. Autism Society, Maryland, USA. 
  9. Great Ormond Street Hospital for Children NHS Foundation Trust, London.
  10. «Asperger Syndrome», State Government of Victoria, Australia.
  11. «Asperger Syndrome», Kids Health, The Nemours Foundation. 
  12. Asperger – How is it diagnosed?, National Institute of Neurological Disorders and Stroke.

Эволюция симптомов

Синдром Аспергера у детей проявляется еще в раннем возрасте. Расстройство диагностируется чаще у мальчиков. Соотношение случаев синдрома среди мальчиков и девочек соответствует 2:1.

Синдром Аспергера или, как его еще называют, синдром Инопланетянина относят к расстройствам аутистического спектра. Болезнь считают наиболее благоприятной и функциональной его формой и нередко называют высокофункциональным аутизмом.

Однако, несмотря на это, многие аспи, как они сами себя прозвали, очень обижаются, когда их причисляют к аутистам.

Болезнь начинает развиваться еще в младенческом возрасте, но в этот период ее достаточно сложно диагностировать. Это связано с тем, что расстройство проявляет себя через социальные коммуникации, а этому возрасту они еще не свойственны.

Среди косвенных проявлений расстройства в младенчестве можно выделить:

  • проблемы со сном – дети плохо засыпают и спят беспокойно. Сон их поверхностный и чуткий, они реагируют на каждый звук и шорох. Ночью спят мало;
  • чрезмерное спокойствие либо, наоборот, повышенная подвижность;
  • слишком капризны;
  • привередливы в еде;
  • отставание в психомоторном развитии. Ребенок медленно осваивает главные навыки: хождение, приучение к горшку, элементарные игры.

Более явно признаки синдрома проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок идет в сад, начинает более тесно контактировать с другими детьми

Здесь обращает на себя внимание поведение малыша. В группе или на детской площадке можно наблюдать картину, когда все дети играют вместе либо небольшими группами, а один ребенок находится в стороне, обособленно от других. Он не проявляет интереса к другим деткам, не стремится вовлечься в их игры и общение

Такому ребенку трудно взаимодействовать со сверстниками. Даже совместная деятельность с родителями дается им с трудом

Он не проявляет интереса к другим деткам, не стремится вовлечься в их игры и общение. Такому ребенку трудно взаимодействовать со сверстниками. Даже совместная деятельность с родителями дается им с трудом.

У детей с синдромом Аспергера слабо развита жестикуляция и мимика. Если большинство ребятишек старше годовалого возраста в ответ на приветственный взмах рукой взрослого повторяют за ним этот жест, то у маленьких аспи этого не происходит. Им сложно устанавливать контакт глаза в глаза, мимика их очень бедная. Они очень чувствительны к прикосновениям других людей – чужие касания для них неприятны и вызывают негативные эмоции.

Дети-аспи с трудом воспринимают режим в детском саду. Кормить их в определенное время или укладывать спать становится настоящей проблемой. Родителей они отпускают с трудом, плачут и цепляются за них.

Девушка с синдромом Аспергера, будучи взрослой, вспоминает свое пребывание в садике как адскую пытку. Она практически все время сидела на одном месте или смотрела в окно. Ей сложно было понять правила, которым нужно следовать, и это раздражало ее. Если кто-то прикасался к ней, это приводило ее в ужас.

Игры других детей она не понимала. То, над чем смеялись они, у нее не вызывало подобных эмоций. Именно в садике она впервые почувствовала себя инопланетянином. Создавалось впечатление, что ее высадили на незнакомой планете с чужой культурой, обычаями и традициями.

Множественные наборы диагностических критериев

Диагностика АС осложняется использованием нескольких различных инструментов для скрининга. В дополнение к критериям DSM-IV и МКБ-10, другими наборами диагностических критериев для AS являются Szatmari et al. критерии и критерии .

Критерии частичной диагностики синдрома Аспергера, адаптированные из Mattila et al. Пусто = не определено критериями Существенные различия между перечисленными критериями: все подразделы критериев не включены
DSM-IV МКБ-10 Гилберг Сатмари
Языковая задержка Нет Нет Может быть
Задержка когнитивного развития Нет Нет
Задержка навыков самопомощи Нет Нет
Нарушение социального взаимодействия да да да да
– Нарушение невербального общения Может быть Может быть да да
– Неадекватная дружба Может быть Может быть Может быть да
Повторяющееся, стереотипное поведение да да да
– Всепоглощающий интерес Может быть Может быть да
– Рутины или ритуалы Может быть Может быть да
Странная речь да да
Моторная неуклюжесть Может быть да
Отдельные специальные навыки Общие
Клинически значимое нарушение а да
Исключение другого расстройства Да б Да c Нет Да д
a Нарушение социальной, профессиональной или других важных сфер деятельности b Не соответствует критериям другого распространенного расстройства развития или шизофрении c Не связано с повсеместным расстройством развития, шизотипическим расстройством, простой шизофренией, реактивным и расторможенным расстройством привязанности, обсессивным расстройством личности, навязчивым расстройством компульсивное расстройство d Не соответствует критериям аутичного расстройства

По сравнению с критериями DSM-IV и МКБ-10, Szatmari et al. Не упоминают о требованиях к нормальному раннему языку и когнитивному развитию . , тогда как языковая задержка разрешена в критериях Гиллберга и Гиллберга. Szatmari et al. подчеркивают уединение, и и Гилберг, и Сатмари включают в свои критерии «странную речь» и «язык». Хотя Сатмари не упоминает стереотипное поведение, одна из четырех описанных стереотипных функций требуется DSM-IV и ICD-10, а две требуются Гиллбергом и Гиллбергом. Аномальные ответы на сенсорные стимулы не упоминаются ни в одной диагностической схеме, хотя они связаны с АС. Поскольку DSM-IV и ICD-10 исключают речевые и языковые трудности, эти определения исключают некоторые из исходных случаев, описанных Гансом Аспергером. По словам одного исследователя, у большинства людей с СА действительно есть речевые и языковые аномалии, и в недавнем DSM – IV говорится, что «отсутствие клинически значимой задержки речи не означает, что у людей с синдромом Аспергера нет проблем с общением. ‘(Американская психиатрическая ассоциация, 2000, стр. 80) ». Критерии Гиллберга и Гилберга считаются наиболее близкими к оригинальному описанию синдрома Аспергером; агрессия и ненормальная просодия, которые, по словам других авторов, определяли пациентов с синдромом Аспергера, не упоминаются ни в каких критериях.

Диагностические критерии DSM-IV и ICD-10 подвергались критике за то, что они слишком широкие и неадекватные для оценки взрослых, слишком узкие (особенно по отношению к первоначальному описанию людей с СА Гансом Аспергером) и расплывчатые; Результаты большого исследования 2007 года, в котором сравнивались четыре набора критериев, указывают на «огромную потребность в пересмотре диагностических критериев СА». Исследование обнаружило полное совпадение всех наборов диагностических критериев нарушения социального взаимодействия, за исключением четырех случаев, не диагностированных Szatmari et al. критериев из-за его упора на социальное одиночество. Отсутствие совпадения было наиболее сильным в требованиях к языковой задержке и нечетной речи требований Гиллберга и Сатмари относительно DSM-IV и ICD-10, а также в различных требованиях, касающихся общих задержек. Небольшое исследование, проведенное в 2008 г. среди детей, направленных с предварительным диагнозом СА, показало плохое согласие между четырьмя наборами критериев, при этом одно совпадение составило всего 39%. В 2007 году Сатмари и др. предложили новую систему классификации РАС, основанную на семейных признаках, обнаруженных генетической эпидемиологией .

Синдром раннего детского аутизма (РДА) или синдром Каннера

  • Эмоциональная холодность
  • Неспособность управлять своими эмоциями (приступы внезапной агрессии)
  • Стремление к одиночеству
  • Безразличие к близким людям
  • Отсутствие зрительного контакта (не смотрит в глаза)
  • Погружение в мир внутренних переживаний
  • Отсутствие стремления к коммуникации с окружающими
  • Страх новизны
  • Испытывает потребность в своего рода ритуалах и проявляет бурную негативную реакцию на любые изменения (в режиме дня, на перестановку мебели, изменение времени прогулок, приемов пищи и тд.)
  • Привязанность к одной игрушке или ее части
  • Отсутствие жестикуляции при разговоре
  • Ребенок не реагирует на свое имя
  • Не просит о помощи
  • Нарушение психоречевого развития
  • Может на протяжении долгого времени ходить по кругу, раскачиваться на месте или выполнять другие однотипные движения.
  • Примерно у 30% детей наблюдаются эпилептические припадки
  • Нарушения сна и работы ЖКТ
  • Низкий уровень умственного развития (умственная отсталость)

Причины раннего детского аутизма

Этиология и патогенез раннего детского аутизма до конца не изучены. Специалисты в области РДА имеют несколько гипотез:

  • Генетическая гипотеза (подтверждена во второй половине XX века) свидетельствует о наследственной предрасположенности к болезни. Частота рождаемости детей с РАС у родителей с РАС ー около 25 %.
  • Нейродизонтогенетическая гипотеза предполагает, что ранний детский аутизм может быть вызван дефектами развития мозга на начальных онтогенетических этапах. Среди возможных причин: травмы, инфекции у беременных, родовые травмы, нарушение обмена веществ из-за некоторых медикаментов и промышленных токсинов.
  • Нейрохимическая гипотеза рассматривает развитие аутизма с точки зрения нарушения обмена нейромедиаторов.
  • Гипотеза окислительного стресса говорит о необратимых повреждениях клетки в результате окислительного стресса.
  • Аутоиммунная гипотеза изучает ранний детский аутизм как следствие повреждения мозга плода специфическими антителами матери.

Другие вероятные катализаторы развития РАС у детей:

  • , переутомление;
  • воздействие нейротоксинов;
  • отравление организма тяжелыми металлами;
  • сбои обменных процессов, несбалансированное питание;
  • нарушения мозговой деятельности, моторного развития.

В ряде случаев ранний детский аутизм развивается из-за комплекса причин: генетических и внешних.

Выбор профессии

В нашем государстве люди с синдромом Аспергера не считаются тяжелобольными людьми, нуждающимися в особом отношении. Довольно  хорошие умственные способности позволяют пациентам с данной формой расстройства обслуживать и обеспечивать себя самостоятельно. А при обращении за специализированной помощью удается решить некоторые проблемы с социальным взаимодействием.

В истории есть много примеров, когда люди с синдромом Аспергера становились знаменитыми и успешными. Исследователи пришли к выводу, что это расстройство могло быть у Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона, Льюиса Кэрролла, Мари Кюри и даже древнегреческого философа Сократа.

Некоторые источники утверждают, что им страдает известный кинорежиссер Стивен Спилберг. Эти догадки базируются на изучении привычек, образа жизни и особенностей поведения, официальный же диагноз перечисленным выше известным людям поставлен не был. В отличие от них актер Энтони Хопкинс, режиссер Крис Пакхам, мотогонщик Гай Мартин, музыкант Гари Ньюман открыто говорят о своем диагнозе, который был поставлен в разный период жизни.

Если у вас синдром Аспергера, это не означает, что вы лишены воображения, творческих способностей, креативности или амбиций. Если вы хотите добиться чего-то в жизни, то постарайтесь свои «особенности» сделать сильными сторонами личности.

Прежде всего, это касается выбора профессии

Очень важно, чтобы человек с РАС или синдромом Аспергера получил образование именно в той области, которая вызывает у него наибольший интерес. Выбирать специальность необходимо с учетом того, что при данном психическом расстройстве у человека прекрасная долгосрочная память, а с краткосрочной рабочей памятью часто возникают проблемы. Люди с РАС могут успешно реализоваться в таких профессиях:

Люди с РАС могут успешно реализоваться в таких профессиях:

  • визуальные мыслители — люди, не имеющие выдающихся способностей к математике, могут заняться компьютерным программированием, чертежным делом, фотографией или дизайном, различными ремеслами или мелким ремонтом, созданием компьютерных игр. Все эти профессии не требуют от человека быстро обрабатывать большой объем информации при помощи краткосрочной памяти;
  • невизуальные мыслители обладают способностями к оперированию фактами и цифрами, а также имеют музыкальный талант. Такие люди могут быть архивными работниками, журналистами или редакторами, которые работают фрилансерами, настройщиками музыкальных инструментов, библиотекарями, складскими сотрудниками и т.д. Реализовать свои способности они смогут в бухгалтерском деле, телефонном маркетинге или научной работе (физика, математика);
  • люди с низкофункционирующим аутизмом могут работать уборщиками, озеленителями, складскими разнорабочими. Они способны справиться с приготовлением простой пищи в ресторанах быстрого обслуживания, с фабричной сборкой различной продукции, вводом данных и копированием документов при помощи специальной техники.

В то же время людям с синдромом Аспергера следует избегать профессий, которые требуют постоянного использования краткосрочной рабочей памяти. К таким относятся кассиры в магазине, официанты, крупье, стенографисты, администраторы, агенты по продаже авиабилетов, диспетчер и т.д.

Чтобы быть успешными, люди с данным видом расстройства должны приложить немало усилий. Работодатель захочет иметь такого работника только в том случае, если его профессиональные навыки будут очень высокими. Это позволит закрыть глаза на отсутствие социальных навыков.

Такой вид расстройства, как синдром Аспергера, не является смертельным, но он очень сильно осложняет жизнь человека. Тем не менее, люди с РАС могут стать полноценным членами общества, создать семью и завести здоровых детей. Для этого необходимо вовремя выявить проблему и начать курс психотерапии.

Прогноз при синдроме Аспергера в большинстве случаев благоприятный. Пусть от той патологии избавиться полностью нельзя, зато можно научиться жить с этим заболеванием. Справиться с этим самостоятельно у больного вряд ли получится, улучшить качество жизни можно только при помощи опытного психотерапевта, специализирующегося на лечении аутизма и других расстройств этого спектра.

Симптомы или как проявляется заболевание

Ранее считалось, что расстройство невозможно обнаружить до 5-6 лет. Но на сегодняшний день постановка диагноза возможна даже у двухлетних малышей. Родители могут заметить отличие в развитии ребенка до 2,5 лет. Однако окончательный диагноз не ставится раньше 11 лет. Скрининг развития маленького пациента на приеме у педиатра позволит обнаружить симптомы, требующие дальнейшего наблюдения и исследования.

Признак синдрома Аспергера у детей – сложная лексика. Таких пациентов иногда называют «маленькими профессорами». Детям сложно воспринимать образный язык, и они пользуются буквальными значениями каждого слова. Отклонения в социальном взаимодействии зачастую «спят» до того времени, пока ребенок не достигнет того момента, когда этот фактор будет иметь значение. Нарушения в поведении отмечаются, когда дети впервые идут в детсад или иное дошкольное заведение.

Когнитивные навыки ребенка с данным расстройством иногда позволяют им формулировать социальные нормы. Они могут продемонстрировать теоретическое восприятие эмоций других лиц, но сталкиваются с трудностями в осознании текущей ситуации. Лица с синдромом осваивают разговорные навыки без задержек, но использование языка зачастую носит нетипичные черты:

  • стремительные переходы;
  • многословие;
  • буквальные интерпретации и недопонимание определенных нюансов;
  • применение метафор, которые имеют значение только для говорящего;
  • нарушения слухового восприятия;
  • слишком педантичная или формальная речь;
  • отклонения в громкости, интонации или ритме речи.

Заболевание может иметь разные проявления, но обычно оно затрагивает три основные области:

  1. Социальное общение. У пациентов возникают сложности с распознаванием тона собеседника, жестов, мимики. Им проблематично выбрать тему для общения, зачастую больной не понимает, когда стоит завершить беседу. Лица с расстройством не понимают юмора и метафоры. С рождения и в течение всей жизни у человека наблюдается странности в речи. Вербальное взаимоотношение больной не воспринимает, как один из инструментов социальной коммуникации. Они считают, что речь нужна только для передачи необходимой информации.
  2. Социальное взаимодействие. Один из признаков синдром Аспергера – тяга пациентов к общению. Но из-за болезни им сложно устанавливать социальные контакты. Они редко заводят новых знакомых, им проблематично поддерживать близкие отношения с кем-либо. Пациенты не понимают «неписаные» нормы поведения в обществе. Они могут начать разговор на неуместную тему или подойти слишком близко к человеку, нарушая его личное пространство. Поведение больного часто является некорректным, по мнению окружающих.
  3. Социальное воображение. Пациент сталкивается с трудностями, пытаясь представить точку зрения окружающих. При этом личности, страдающие синдромом Аспергера, могут стать прекрасными живописцами или литераторами.

Одно из проявлений синдрома Аспергера – склонность к заданному порядку. Пациент задает собственный режим дня, который делает окружающий для него мир менее странным и сложным. Он работает только в конкретный временной промежуток, задержка в офисе или незапланированное опоздание провоцируют сильнейшую тревожность. На работу или учебу пациенты ходят только по одному маршруту плюс в течение всей жизни придерживаются многих других шаблонов в поведении. 

Повышенный интерес к какому-то занятию или определенной сфере деятельности – еще один симптом синдрома Аспергера. В юном возрасте пациент может увлекаться техникой, наукой, путешествиями. По мере взросления человек сосредотачивает все силы на изучение всего, что так или иначе связано с его увлечением. При наличии серьезной мотивации, пациент может достичь больших высот в выбранной сфере.

У больных с подобной дисфункцией нарушена сенсорика. Чувствительность может быть чрезмерно высокой или патологически низкой. Чаще всего страдает одна система: зрение, обоняние, вкус. Но встречаются и те, у кого нарушены все функции сразу.

Также к признакам синдрома Аспергера у взрослых относят:

  • внимательность к мелочам;
  • непонимание сарказма;
  • сложности при обсуждении своих чувств;
  • сведение к минимуму зрительного контакта;
  • слабое понимание социальных правил;
  • появление дискомфорта, если кто-то подходит слишком близко.

Диагностика

Диагностика синдрома Аспергера представляет трудности. Обследованием пациентов занимаются специалисты по психиатрии, также требуется участие невролога, реже эндокринолога

Важно для начала отграничить сугубо психическое отклонение от симптома органического поражения головного мозга. Проводятся базовые мероприятия: МРТ для визуализации церебральных структур, электроэнцефалография, чтобы оценить электрическую активность головного мозга

Возможен рентген черепа, КТ головного мозга.

https://youtube.com/watch?v=n4c2zmWs5TY%27

В отсутствии структурных изменений имеет смысл проводить диагностику собственно психических расстройств. На это понадобится не один месяц. С ходу диагноз не выставит никто, нужно наблюдение. В детские годы симптомы, хотя и есть, их нередко списывают на особенности характера, процессы взросления. Определить синдром Аспергера на этом этапе невозможно, можно только заподозрить. Потому большая часть случаев остается не выявленной.

Все становится явно в школьные годы, в подростковый период и тем более во взрослом возрасте. Однако мало кто после окончания детства обращается к психиатру с жалобами на проблемы с коммуникацией. Потому, скорее всего, пациентов много больше, чем предполагается и описывается в статистических данных.

Для обнаружения болезни проводится полное психопатологическое исследование:

Устный опрос. По характеру речи, особенностям жестикуляции, невербальным моментам можно определить особенности уже на первичном приеме. Сбор анамнеза. Чем болел, когда

Важно также расспросить о типичных интересах, задать несложные вопросы, не предполагающие одного конкретного ответа. Это позволит оценить характер интеллектуальной активности, особенности интересов, их глубину, способности к аналитическому, абстрактному мышлению

Тест на определение синдрома Аспергера. Стандартный опросник. Не является информативным в достаточной мере, используется в рамках вспомогательных мероприятий.

Важно наблюдать за пациентом в естественных и привычных условиях. Это позволит сделать выводы о поведенческих реакциях

Потому госпитализация в стационар не рекомендуется. Важно динамическое наблюдение, исследование в разные моменты времени. Задача рутинная. Чтобы определить синдром Аспергера потребуется много времени.

Дифференциальная диагностика проводится с шизотипическим расстройством (при нем наблюдаются проблемы с мышлением), шизоидной акцентуацией (грань очень тонкая), социофобией.

Можно ли вылечить синдром Аспергера?

Нет. Это не болезнь.

Нейроотличность — это условный «фильтр» нервной системы, сквозь который люди видят мир иначе. Здесь нечего лечить: многие люди аутистического спектра могут полноценно существовать в обществе.

Если спектр влечёт за собой, например, серьёзные нарушения речи, ребёнку необходима помощь специалиста — нейропсихолога, психиатра, педагога, информированного об особенностях аутистичных людей. Те, чьи стимы вредят самому носителю или окружающим, тоже нуждаются в поддержке психологов или психиатров, чтобы заменить успокаивающие ритуалы на более безопасные.

Далеко не все нейроотличные люди нуждаются в особой помощи. Достаточно принятия и признания их особенностей.

Главное, что можно сделать, — информировать общество и изучать концепцию нейроразнообразия. Она подразумевает, что каждый человек имеет право быть собой в социуме. Никто не должен подстраиваться, молчать и прилагать сверхусилия к бытовым задачам, чтобы заслужить общее одобрение.

Тот же маскинг занимает много ресурсов, которые можно было бы вложить, например, в самореализацию. При этом у каждого есть выбор: стратегия мимикрирования многим подходит, и, если человек осознанно выбирает маскинг ради собственного комфорта, — это тоже нормально.

— Информирование, раскладывание буклетов в школе или университетах, публичные лекции и социальная реклама — это простые шаги, которые могут стать опорой для гармоничного существования нейроотличных людей в обществе.

Если окружающие будут понимать, почему человек не смотрит в глаза при разговоре, не любит объятия и прикосновения, не переносит вкус молока или запах сырого мяса, вопросов и неприятных комментариев будет меньше. И это касается не только аутистического спектра.

Например, у меня недавно диагностировали СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Многие люди живут с ним всю жизнь и ругают себя за то, что вечно забывают ключи, отвлекаются во время работы, не могут сконцентрироваться на учёбе. На деле, чтобы выполнять не интересующие, но социально одобряемые и обязательные задачи, у людей с СДВГ просто уходит кратно больше усилий, чем у нейротипичных.

Я полжизни считала себя ужасно невнимательной, «бракованной» и не поддающейся исправлению. Окружающие часто указывают на мои «ошибки», говорят, что нужно быть собраннее, больше стараться. И конечно, их слова никак не помогают: да, я невнимательная, потому что у меня синдром дефицита внимания. Не лень, не «ребячество», не «блаженность». Это просто особенность нервной системы, и я справляюсь с ней в меру сил. Например, приучила себя проверять всё по четыре раза.

Лучшие специалисты в Санкт-Петербурге с рейтингом 4.5+

Унгурян Николай Иванович

Специализация: Терапевт, Психиатр

Врачебный стаж: с 2019 года
Где ведет прием: Инфекционная клиника ID-Clinic

Записаться

 

Фоменко Анна Николаевна

Специализация: Психотерапевт, Психиатр

Врачебный стаж: с 2013 года
Где ведет прием: МЦ СМ-клиника М. Балканская

Записаться

 

Гончаров Олег Валерьевич

Специализация: Психиатр

Врачебный стаж: с 1985 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки, Клиника НИИ гриппа

Записаться

 

Постников Николай Владимирович

Специализация: Психиатр

Врачебный стаж: с 1992 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки, СМ-Клиника Малая Балканская, МЦ СОГАЗ

Записаться

 

Волкова Ольга Николаевна

Специализация: Психотерапевт, Психиатр

Врачебный стаж: с 2003 года
Где ведет прием: Клиника доктора Пеля, Медицинский центр На Лахтинской

Записаться

 

Суроткин Дмитрий Олегович

Специализация: Психиатр

Врачебный стаж: с 2004 года
Где ведет прием: Клиника доктора Пеля, Медикус на Маршала Блюхера

Записаться

 

Гофман Элина Феликсовна

Специализация: Психиатр

Врачебный стаж: с 2000 года
Где ведет прием: Клиника доктора Пеля

Записаться

Литература

  1. Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона//Приицнп развития в психологии. М., 1978. – С.212-242.
  2. Бейлп Н. Математика в биологии и медицине. М., 1970.
  3. Бодалёв Л.Л., Столиц В.В. Общая психодиагностика. СПб., 2000.
  4. Деглин B.Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. Амстердам, Киев, 1996.
  5. Кузнецова И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определённого пола в юношеском возрасте: Автореф. канд. психол. Наук М., 1987.

Что показывает МРТ головного мозга

На сегодня в медицинских клиниках СПб МРТ головного мозга – это всеми признанный золотой стандарт в исследовании разных заболеваний структур головы. Показаниями для исследования мозга будут:

Читать далее

УЗИ или МРТ головного мозга 

Если у Вас возникает вопрос, МРТ или УЗИ головного мозга – что лучше, то в этой статье мы проведем сравнительный анализ диагностической ценности этих двух видов аппаратных исследований. Чтобы понять все преимущества и недостатки любого диагностического метода, в первую очередь нужно разобраться в принципе его действия.

Читать далее

Симптомы

Неспособность к дружбе. Из-за отсутствия коммуникативных навыков трудности вызывают даже обычные социальные задачи — поддержка разговора, зрительного контакта, участие в групповых действиях. Человек не воспринимает значение жестов, может не понимать подтекст, юмор, сарказм, иронию.

Ещё один симптом – избирательный мутизм. Ребенок или взрослый способен свободно общаться лишь со знакомыми, а в незнакомой компании может развиться немота.

Низкая эмпатия. Страдающим синдромом Аспергера трудно распознавать чувства других людей, они неспособны к сопереживанию, не могут воспринимать происходящее с чужой точки зрения, из-за чего их поведение может быть истолковано неверно. За такими людьми часто закрепляется ярлык черствых, нечувствительных натур.
Человек со временем может изучить принятое социальное поведение, научиться адекватно реагировать на ту или иную ситуацию, но это будет реакция не естественная, а «заученная», подобно теореме или правилу.

Особенности речи. Слишком громкая или монотонная речь со специфической ритмикой, часто – многословие, склонность резко менять тему беседы. Текст такие люди интерпретируют буквально, не различая нюансов, метафор. Плохо воспринимают информацию на слух. Проявляется нарушение и трудностями с управлением эмоциями (смехом, плачем), звуковыми и моторными тиками, эхолалией.

Узкие интересы. Для страдающих синдромом Аспергера характерен узкий круг интересов. Но при этом человек знает о заинтересовавшей его теме все. Данная особенность имеет и положительные стороны – из таких людей получаются высококлассные специалисты в интересующей их области.

Соблюдение ритуалов, повторяющееся поведение. Человек отказывается менять привычки, вносить в ежедневную рутину изменения, стремясь к тому, чтобы и его повседневная жизнь, и внешняя среда оставались неизменными: ходит одними и теми же маршрутами, носит лишь «любимую» одежду, противится необходимости сделать ремонт или перестановку в комнате.
Это вызвано тем, что любые перемены потребуют выработки новых механизмов преодоления, выталкивая из зоны комфорта.

Проблемы с координацией. Неуклюжесть, физическая неловкость, неровная походка, корявый почерк, апраксия, трудности с удержанием равновесия.
Синдром Аспергера схож с аутизмом. Но у больных аутизмом сильнее страдает интеллектуальная сфера, возникает больше трудностей с вербальными коммуникациями.

Кроме того, им свойственно:

  • компульсивное поведение;
  • повторение определенных движений, ритуалов;
  • истерики, склонность к самоповреждению;
  • хлопки, вращение на месте, раскачивание;
  • желание драться, царапаться, копировать чужое поведение, кричать;
  • скрежет зубами, кряхтение.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий