Особенности суицидального поведения детей и подростков
Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.
Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.
Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни.
Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:
- изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
- чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.
Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков
Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь
Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.
Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:
- недостаток сна или повышенная сонливость;
- нарушение аппетита;
- признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
- усиление чувства тревоги, печальное настроение;
- признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
- неряшливый внешний вид;
- усиление жалоб на физическое недомогание;
- склонность к быстрой перемене настроения;
- отдаление от семьи и друзей;
- излишний риск в поступках;
- выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
- открытые заявления: “Ненавижу жизнь”; “Не могу больше этого выносить”; “Жить не хочется”; “Никому я не нужен”.
Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.
Лечение суицидального поведения
Лечение суицидального поведения у подростков зависит от этапов поведения: суицидальной тенденции, суицидальных действий и постсуицидального кризиса.
Так, на этапе предсуицидального состояния необходимо применение медикаментозного лечения и когнитивных методов. При помощи логического обоснования и рационализации ошибочные суждения подростка ставятся под сомнение. Лечение направлено на то, чтобы остановить негативные мысли
Немаловажное значение имеет взаимодействие ребенка с родителями, его способность правильно реагировать на окружающие события и эмоциональность.
Острая фаза сопровождается попыткой совершения самоубийства, поэтому помощь должна быть незамедлительной. Это госпитализация с последующим строгим контролем приема препаратов, которые психиатр подбирает с учетом поставленного диагноза
Крайне важна психотерапевтическая поддержка, особенно, в первые дни, когда ребенок эмоционально нестабилен и способен принимать помощь. Важно наладить с ним контакт и установить доверительные связи. После психоэмоциональной разгрузки и обсуждения случившегося ребенок будет готов к групповым занятиям, которые будут стимулировать его социальную активность.
В третье фазе – постсуицидальной, подросток нуждается в амбулаторном лечении. Контроль над ребенком осуществляют уже родные пациента, основной задачей которых является предупреждение очередной попытки самоубийства. Как правило, психиатры используют метод «подписания договора» – устанавливают ребенку срок, в течение которого он обязуется не совершать попыток суицида. Вместе с тем назначаются лекарственные препараты, групповые и индивидуальные сеансы.
Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных
+7 (495)
121-48-31
Как не упустить суицидальное поведение у подростка?
Психическое здоровье человека является одной из основных ценностей личности и общества в целом. Именно этот показатель определяет физическое и социальное благополучие человека. Детско-подростковый возраст сопровождается радикальными комплексными изменениями тела и психики.
В формировании отклонений нервно-психического развития важны не только предшествующие негативные факторы, такие как токсикоз матери во время беременности, недоношенность, родовые травмы, действие токсических веществ. Значительное влияние оказывают условия микроклимата, отношения в близком окружении ребёнка.
Неблагополучие в семье, алкоголизация родителей, плохие взаимоотношения между членами семьи приводят не только к психическим расстройствам ребёнка, но и к асоциальному поведению и суициду. Суицид детей страшен по своей сути, порой совершенно непредсказуем.
Немного терминологии
- Суицидом называют лишение себя жизни тем или иным методом.
- Суицидальные мысли – это мысли о способе ухода из мира, о реакции окружающих людей, о болезненности самого процесса лишения себя жизни.
- Суицидальные замыслы отличаются от суицидальных мыслей тем, что человек начинает продумывать детали планируемого суицида: где, каким способом, с наличием свидетелей или оставив предсмертную записку и т.д. Это первый этап перед моментом подготовки к суициду.
- Парасуицид – некая инсценировка лишения себя жизни, осуществляется напоказ, при свидетелях. Основной его смысл не уход из жизни как таковой, а получение желаемого: внимания, жалости, исполнения требований.
- Расширенный суицид характеризуется не только лишением себя жизни, но и убийством окружающих людей.
- Завершённый случай суицида – суицидальное поведение, завершившееся смертельным исходом.
Грустная статистика
Как это ни печально, Россия находится в лидерах в мире по уровню самоубийств среди детей и подростков. Показатели более чем в 3 раза выше, чем в других странах. За последние десятилетия пики суицидальной активности наблюдались в 1990 – х годах, затем в 2002 г. Уровень среди подростков в среднем остаётся высоким – около 21 на 100 000 человек.
Стоит отметить, что юноши чаще совершали суицид, чем девушки: 33 и 8 на 100 000 человек соответственно. За последние 5-6 лет суицидальная активность держится на одном уровне.
Различается количественный показатель суицидов относительно регионов Российской Федерации. Самое большое число самоубийств среди подростков регистрируется в Чукотском автономном округе – 255 на 100 000 населения. Самый низкий этот показатель в Чечне — до 2,3 на 100 000 населения. Таким образом, южные регионы и области страны характеризуются более низкой смертностью от суицидов, чем северные районы (Чукотка, Бурятия, Алтай, Якутия, Тыва, Хакасия, Иркутск, Камчатка, Калмыкия).
Несмотря на такие высокие показатели частоты суицидов, даже эта статистика не способна в полной мере отразить реальную картину самоубийств. Колоссальное количество людей, совершивших суицид, остаётся за гранями отчётности психиатрической службы.
Это происходит в связи с различными причинами, такими как отрицание родственниками случившегося, проблемами со страховыми компаниями и т.д.
Первые «звоночки»
Распознать и предотвратить самоубийство не так просто, ведь далеко не каждый человек, планирующий суицид, сообщает о своих намерениях окружающим.
Суицидальный риск в разы увеличивается при присутствии в психическом состоянии депрессивных расстройств.
Первыми явными признаками возможного наступления суицида у детей и подростков является депрессивное состояние.
Основные моменты, на которые стоит обращать внимание:
- сниженное настроение;
- потеря аппетита;
- апатия;
- нарушение сна (кошмарные сновидения, поверхностный, тревожный и чуткий сон, бессонница или повышенная сонливость);
- мысли и высказывания о нежелании жить;
- снижение школьной успеваемости;
- ограничение общения с друзьями и знакомыми;
- слезливость,;
- отказ от посещения учёбы и секций.
Что делать, если вы думаете, что ваш близкий хочет покончить с собой?
Между мыслями и серьёзными попытками лежит целая пропасть, до действий так никогда может и не дойти. Однако если вам кажется, что ваш близкий хочет покончить с собой, то вот несколько советов:
Поговорите с человеком прямо. Задавайте простые вопросы, узнайте причины его поведения, настроения. Разговор должен быть построен дружеский, искренний и добрый, без нравоучений и обвинений. Задавайте вопросы откровенно, без наводящих и каверзных предложений.
Нельзя недооценивать ситуацию. Если вам кажется, будто кто-то неспособен на самоубийство — это неправда. Решиться может любой человек, в самое неожиданное время. Поэтому угрозы покончить жизнь самоубийством, пусть даже самые призрачные пускать на самотёк нельзя.
Относитесь серьёзно к причинам суицида. Даже если причина, по которой человек больше не хочет жить вам кажется смешной и нелепой, это не значит, что для него это не вопрос жизни и смерти. Если вы не поддержите собеседника, а начнёте его поучать — скорее с вами больше не поделятся сокровенными мыслями. Поэтому старайтесь заверить, что вы все понимаете, но уверены, что в этой ситуации можно найти выход. Не спорьте, а предлагайте свою помощь.
Занимайте позицию активного слушателя. Люди с суицидальными мыслями часто страдают от сильного чувства одиночества, отчуждения. Они очень остро нуждаются в обсуждении больных для себя тем: своей боли, горя, отчаяния. Предоставьте возможность выговориться. Слушайте, вникайте, постарайтесь определить истинные мотивы поведения.
Никогда не спорьте и не учите. Если начать объяснять последствия его смерти в виде расстроенных родственников или позора на всю деревню, в ответ можно получить ещё большую подавленность, обиду и даже агрессию человека. Выиграть спор у вас вряд ли получится, а вот потерять человека запросто.
Утешать надо правильно. В этом случае противопоказаны варианты: “Нашёл из-за чего умирать. Мне бы твои проблемы”; “Да ладно тебе, всё пройдёт и наладится”; “Всё будет хорошо”. Все эти высказывания не имеют ничего общего с утешением, наоборот, усугубляют чувство собственной беспомощности и ненужности.
Предложите ценные и конструктивные советы, если можете. Подумайте вместе, как можно решить данную ситуацию, предложите конкретные действия. Возможно есть знакомые, которые помогут или есть опыт решения таких проблем.
Вселяйте надежду честно и убедительно. Поговорив о конкретной печали, вы можете внушить близкому, что трудные периоды временны, а жизнь вернуть не получится. Укрепляйте силу и возможности страдающего, приводите блестящие примеры его побед в прошлом, расскажите свой похожий опыт и как вы с ним справились, если он готов и хочет вас выслушать. Надежда — это вера в жизнь, в доброе, во всё хорошее, что было и будет.
Никогда не оставляйте человека один на один с суицидальными мыслями. Проводите как можно больше времени с ним, попросите друзей или знакомых с ним посидеть.
Обращайтесь к специалистам. При всём искреннем желании помочь, человек, вряд ли, сможет вылечить близкого от депрессии или суицидальных мыслей. Для такого уровня проблемы необходим психотерапевт и психиатр. Не бойтесь, не стесняйтесь обращаться за помощью. Суицидальную угрозу недооценивать нельзя. В наше время существуют не только частные, но и государственные клиники, которые могут оказать психологическую помощь. Используйте все возможные ресурсы, ведь “на кону” жизнь человека.
Оберегайте, дарите любовь и заботу. Даже если страшная трагедия миновала, ваш близкий успокоился и как будто забыл про смерть, вы забыть это не имеете права. Окружайте его заботой, продолжайте наблюдать за поведением. По статистике половина суицидентов совершают повторные попытки лишить себя жизни спустя три месяца. Поэтому нужно быть начеку.
Суицидальное поведение
Суицидальное поведение включает широкий спектр проявлений: от мыслей о самоубийстве, высказывания соответствующих намерений до конкретных попыток покончить с собой.
Особых примет, по которым можно наверняка определить, что подросток входит в группу риска, нет. Но есть признаки, на основании которых это можно заподозрить:
Чем больше признаков проявляется одновременно, тем выше вероятность страшного исхода.
Мифы о суицидальном поведении:
Дети до переходного возраста не совершают суицид. На самом деле суицидальное поведение может проявиться примерно с девяти лет.
В суицидах подростков (не) виноваты родители. За самоубийством всегда стоит несколько факторов, которые влияют одновременно. И поведение родителей — не на последнем месте.
Это только разговоры. Заговаривая о смерти, подросток «кричит» о помощи, он пытается установить контакт с близкими и мечтает, чтобы его уберегли от опасного шага.
Подростки, покончившие с собой, психически больны. У большинства самоубийц нет психиатрических диагнозов. Под влиянием негативных эмоций нарушаются некоторые составляющие психической деятельности: страдает коммуникация — подросток не способен попросить о помощи, формируется «тоннельное мышление» — кризис захватывает настолько, что остаются только переживания
Но это не болезнь.
Суицидальное поведение для подростков — вариант нормы. Для подросткового возраста характерны размышления на темы жизни и смерти, поиск смысла существования, но никак не желание умереть.
Разговоры о суициде провоцируют его
Важно понимать, в какой форме они проходят. Начинать разговоры на эту тему взрослым, тем более на классных часах и школьных мероприятиях, не стоит
Но если подросток сам бросает фразы типа «скоро вы меня не увидите», с ним нужно поговорить как можно скорее.
Как реагировать взрослым
В первую очередь, необходимо доверительно поговорить. Беседу лучше вести один на один, смотреть в глаза, не делать записей, не отвлекаться на посторонние дела.
- Говорить спокойно и открыто. Начать разговор можно, отталкиваясь от собственных наблюдений и имеющейся информации: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?».
- Прояснить ситуацию и ее причины. Избегать прямых вопросов из серии «Ты думаешь о суициде?». Сформулировать правильнее: «Когда ты сильно грустишь, бывает ли, что не хочется жить?», «Когда наступает кризис, людям приходят мысли о смерти — с тобой так случалось?». В конце беседы можно пересказать рассказ подростка и уточнить: «Правильно ли я понял (а), что…?».
- Оценить серьезность суицидальных высказываний. Это конкретный план или просто рассуждения? В некоторых случаях очевидна манипуляция, но бдительность терять нельзя. Нет гарантий, что провокация не перейдет в какой-то момент в истинные намерения.
- Объяснить опасность таких мыслей и действий. Причем независимо от серьезности причин.
- Выразить поддержку и здравую обеспокоенность. Посыл должен быть такой: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, но потом это состояние проходит. Ты всегда можешь на нас рассчитывать».
- Мотивировать на обращение за помощью. В том числе — к психологу или психиатру. Пусть ребенок вспомнит, как он справлялся с трудностями раньше, представит, что бы сказал другу, окажись он на его месте. Не стоит навязывать подростку готовые шаблоны, выводы должен делать он сам.
Разберемся в терминологии
- Суицидом называют осознанное лишение себя жизни, которое заканчивается летальным исходом. В смысле психологии суицида лежит реакция на аффект, ликвидация эмоционального напряжения и избавление от тяжелой психологической ситуации, в которую попал человек. Лица, которые пытаются прибегнуть к суициду испытывают сильнейшую душевную боль и пребывают в стрессовом состоянии, не находят выхода из неблагоприятной ситуации кроме самоубийства.
- Суицидальное поведение есть проявление суицидальной активности, то есть у человека имеют место мысли и намерения, попытки шантажа и угрозы, а также покушения на свою жизнь. Поведение будущих самоубийц, то есть суицидальное наблюдается и в норме, и при психопатиях.
- Суицидентом называют человека, который либо совершил попытку суицида, либо демонстрирует готовность к нему (суицидальные наклонности).
Демонстративное поведение
При данном виде в поведении подростка находится сильное желание привлечь к себе и своим проблемам внимание, показать, как ему сложно справиться с жизненными проблемами и сложными ситуациями. Это своеобразный крик о помощи
В случае демонстративного суицидального поведения попытки покончить с жизнью совершаются не для того, чтобы действительно добиться летального исхода. Это цель вызвать испуг у окружающих, попытка заставить их думать над его проблемами и «понять» людей их несправедливое отношение к ребенку. Примеры демонстрации суицидального поведения: неглубокие и неопасные порезы вен, прием неядовитыми препаратами, инсценировка самоповешения.
Аффективное поведение
В основе аффективного суицидального поведения лежат яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет. Такие эмоции всегда негативные и крайне выражены: обида, гнев. Примеры аффективного поведения: попытки повешения и отравление сильнодействующими лекарствами и токсичными веществами.
Истинное поведение или выраженное стремление к смерти
Подросток тщательно и продуманно готовится к самоубийству, заранее составляет план действий, а все попытки строятся так, чтобы они действительно закончились гибелью суицидента. Как правило, при данном виде суицидального поведения дети оставляют предсмертные записки, в которых либо «все всем прощают» либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование. Примеры истинного суицидального поведения: повешение и прыжок с высоты.
Признаки готовящегося суицида
Признаки суицидального поведения у подростков могут включать в себя эмоциональные, поведенческие нарушения. В некоторых случаях подготовку к самоубийству выявить по внешним признакам не удаётся.
Суициды условно можно разделить на несколько групп:
- скрытые: жажда риска, опасные увлечения, самоповреждения;
- истинные: с желанием умереть;
- демонстративные: шантаж смертью для получения желаемого.
Нужно отметить, что истинные суицидальные действия редко спонтанны. Почти все подростки каким-либо образом подают сигналы о надвигающейся катастрофе, которые остаются незамеченными.
Депрессивные состояния
Основные симптомы, присущие депрессии, имеют такие же проявления и у детей: стойкое снижение фона настроения в течение 2 недель и более, снижение психической и физической активности. Внешне это проявляется снижением успеваемости в школе, трудностью усвоения нового материала и воспроизведения уже изученного.
Ребёнку не хочется общаться и веселиться, заниматься любимым видом деятельности, ходить в школу. Нарушается аппетит и сон. Возможны высказывания об отсутствии желания жить и о своей никчёмности.
Поведенческие признаки
В некоторых случаях может наблюдаться демонстративно-шантажное поведение. Ребёнок выдвигает свои требования и угрожает суицидом взрослым, если эти требования не будут удовлетворены.
Эмоциональные нарушения
В подростковом возрасте могут возникать перепады настроения от депрессивного до приподнятого. Жизнь может казаться совершенно никчёмной и приносить серьёзные страдания подрастающему человеку.
2 Подростки
У подростков уровень попыток подобных действий наиболее высокий, а число завершенных самоубийств находится на 3-м месте среди остальных возрастных групп. С каждым годом количество суицидов среди юношей и девушек стремительно возрастает. Около 80% людей сообщают близким и родным о намерении уйти из жизни.
Основная причина суицида у детей – это низкая самооценка и отсутствие любви к себе. У подростков он часто спровоцирован проблемами в семье, колледже или школе, расставанием с другом или подругой, насилием, употреблением алкоголя или наркотиков. Несовершеннолетние могут покончить с жизнью из-за несчастной любви, плохих оценок в учебном заведении или болезни.
В состоянии отчаяния подросток осознает неизбежность смерти и считает суицид единственным выходом из сложившейся ситуации. Некоторые дети выбирают защитную позицию и с помощью самоубийства “наказывают” родителей. Если ребенок не любит себя, не ценит жизнь, его постоянно преследуют чувства покинутости, обиды и беспомощности, он прибегает к подобным мерам. Основными причинами подросткового суицида являются:
- Конфликты с окружающими, особенно с родителями.
- Сильная обида.
- Чувство одиночества, боязнь наказания и постоянное недовольство собой.
- Проблемы со здоровьем.
- Наличие депрессий и биполярных расстройств.
- Пережитое насилие.
В зависимости от причин выделяют несколько целей самоубийства. К ним относятся:
- Привлечение внимания.
- Манипуляция кем-либо.
- Прекращение физической боли.
- Получение заботы и помощи от близких.
Признаки, указывающие на готовность к суициду
Ребенок страдает нарушениями сна и бессонницей. Он становится апатичен и тяжел на подъем: его не заманишь даже в любимые места, от отказывается от развлекательных поездок и прогулок с друзьями. Ребенок становится неуверенным в себе, у него сильно падает самооценка, он считает себя самым худшим и самым уродливым. Падение уверенности порой мастерски маскируется под дерзостью и хамским поведением, нарочитой бравадой. Частые перепады настроения мучают и близких, и подростка – он либо молчит и проводит время в бездействии, либо раздражен и агрессивен, срывается на близких, участвует в жестоких драках.
Причины суицидального поведения
Причины для суицидального поведения могут быть различными и уходить своими корнями глубоко в детство, или скрытое до поры до времени ментальное заболевание. А могут лежать на поверхности.
Семейные
Часто попытка суицида является реакцией на сложную ситуацию в семье:
- когда оба или один из родителей употребляют алкоголь
- если ребенок подвергается систематическому физическому, сексуализированному или эмоциональному насилию
- когда мнения и желания подростка игнорируются
- если самостоятельность тинейджера ущемляется
Биологические
К суицидальным мыслям может привести нехватка серотонина – так называемого гормона счастья. Этот нейромедиатор играет ключевую роль в регуляции настроения человека, его циклов сна и бодрствования. Причиной суицида может стать психотравма, высокий уровень стресса, повышенная усталость.
Медицинские
Поводом для самоубийства становятся различные соматические заболевания, приносящие боль и страдания, которые невыносимо терпеть. Врожденные или приобретенные уродства.
Конфликты и страхи
Причиной подросткового суицидального поведения становятся конфликты и страх наказания после совершенного противоправного действия или простой ошибки:
- в профессиональной или учебной сфере
- в детском коллективе: буллинг или травля
- самобичевание за ошибку или неблаговидный поступок
Психологические
Подростковый суицид – это всегда крик о помощи, который был не услышан близкими
Ребенок пытается привлечь внимание к своему страданию. При этом подросток не всегда понимает, насколько реальна смерть
Часто она представляется ему в виде долгого сна или отдыха от невзгод. Через суицид молодой человек пытается наказать обидчиков – например, объект неразделенной любви. «Пусть он теперь поплачет», – думает подросток перед непоправимым поступком, и тайно надеется, что сможет увидеть страдания обидчиков на своих похоронах.
Причины суицидального поведения
Множество факторов влияет на желание человека покончить с собой. Их можно разделить на 5 групп.
1. Личные взаимоотношения:
- детские психологические и физические травмы;
- жестокое или равнодушное отношение родителей;
- воспитание в неполной семье;
- случаи суицидов среди близких;
- проживание вместе с алкоголиками, наркоманами, тяжелыми больными;
- непонимание со стороны близких, конфликты в семье;
- развод и расставание с любимым;
- развод родителей;
- смерть близкого;
- измена партнера;
- несчастная или неразделенная любовь;
- половая несостоятельность;
- непринятие собственной сексуальной ориентации или пола;
- пережитое сексуальное насилие.
2. Социальное взаимодействие:
- проблемы и травля в коллективе;
- избыточные нагрузки на работе и учебе;
- невозможность наладить контакт с окружающими;
- влияние со стороны групп и лиц, восхваляющих смерть;
- вынужденная социальная изоляция.
3. Антисоциальное поведение:
- боязнь уголовной ответственности;
- попытка избежать позора из-за совершенного поступка;
- стремление к самонаказанию.
4. Материально-бытовые трудности:
- потеря работы;
- потеря денег;
- низкий материальный достаток в семье;
- проживание в неблагоприятных бытовых условиях.
5. Физическое состояние:
- хронические боли;
- неизлечимые патологии;
- особенности внешности;
- психические заболевания.
Существует множество других причин суицидального поведения. Совокупность нескольких факторов увеличивает риск возникновения желания покончить с собой.
Какое поведение считается суицидальным
Большинство попыток самоубийств у взрослых являются следствием серьезных психических расстройств — глубокой депрессии, шизофрении, биполярного расстройства, деменции, психопатии и других психических патологий
У подростков попытки суицида чаще всего бывают спровоцированы желанием привлечь к себе внимание. Независимо от того, что заставило человека задуматься о суициде, стремление наложить на себя руки происходит не сразу: им всегда предшествует определенный период времени, в который поведение человека из обычного становится суицидальным.. Суицидальное поведение отличается следующими признаками:
Суицидальное поведение отличается следующими признаками:
- Несвойственная ранее усталость, вялость, безразличие или внезапное спокойствие.
- Хронические нарушения сна, бессонница, потеря аппетита, психологические проблемы.
- Тревожность, агрессия, страх, нарушение психологического равновесия.
- Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
- Разговоры о суицидах и о смерти, повышенный интерес к случаям суицида, посещение сайтов с описаниями самоубийств.
- Употребление алкоголя или наркотиков.
- Приобретение средств, которыми можно совершить суицид (огнестрельного оружия, медикаментов и т.п.).
- Предыдущие или недавние попытки совершения суицида.
- Случаи суицида в семье или в близком окружении.
- Наследственная предрасположенность к депрессии или психическим расстройствам.