Лень как экономия энергии
Бывает, ребенок перегружен. Он устает еще в школе, а после школы у него кружки, а после кружков – репетиторы. А перед самым сном еще и «домашка». Как правило, последнее делать уже лень. Точно лень? Или измотанный организм ребенка экономит таким образом энергию для других нужд?
Лень как избегание неудачи
Подобная лень часто связана со страхом, который ребенок таит глубоко в душе. Он вообще может никогда не признаться вам в том, что ему легче не подготовиться совсем и не участвовать, например, в школьном концерте, чем переживать очередную неудачу при выступлении и насмешки одноклассников.
Лень как отказ от неинтересных дел
Такой вид лени еще называют «синдромом мотивационной недостаточности». Хорошая мотивация – это когда зайчик идет за морковкой. Но что если ваш зайчик не хочет грызть ту морковку, которую ему навязывают взрослые? Например, девочка любит стрелять или фехтовать, а ее отдают в музыкальную школу. Тогда, конечно, лень репетировать гаммы, ведь удовольствия от этого никакого.
Лень как защитный механизм
Лень может вступать в игру, когда психика ребенка перегружена актуальными переживаниями или недавним сильным стрессом. Как правило, это уже не лень, а апатия, бессилие. В подростковом возрасте нередко случаются первые депрессивные эпизоды, связанные с психологическими травмами. Но со стороны это выглядит как пребывание ребенка в царстве лени. Помимо нежелания ничего делать, родителей должны насторожить такие симптомы “лени” как нарушение сна, потеря аппетита, плаксивость, попытка избежать любых контактов.
Лень как экономия жизненного ресурса
Иногда маленький человек понимает, что задание ему задали для галочки, и старается отлынивать от его выполнения всеми способами. Он знает, что потратит много времени и сил на то, что никому не нужно. Например, ребенок может перестать делать домашние задания после того, как однажды случайно увидит, что учитель проверяет их халатно.
Лень как признак нарушения циркадных ритмов
Вечером не загонишь – утром не поднять? Ребенок утром вялый и ленивый, а вечером как электровеник? Налицо нарушение природных биоритмов, которые приводят к апатичным состояниям. Простой пересмотр режима сна и отдыха, контроль рациона питания и популяризация в семье здоровых привычек могут изменить ситуацию на корню!
Лень как симптом болезни тела
Иногда лень является спутником некоторых заболеваний, в первую очередь, гормональных. Самая «ленивая» болезнь – это гипотиреоз, снижение функции щитовидной железы. Такая лень будет тотальной и станет распространяться не только на выборочные поручения, а на все дела.
Лень как признак слабой концентрации внимания
Бывают такие типы личности, которые очень быстро переключают свое внимание с одного объекта на другой. Они быстро бросают начатое дело, а возвращаться к его завершению им лень
Это уже вопрос воспитания и самодисциплины. Побороть такую лень можно путем разделения большой задачи на маленькие подзадачи.
Лень как безответственность
Иногда ребенок не несет ответственности за результат своего бездействия. Такое случается, если ответственность можно переложить на кого-то. Например, когда есть значимый взрослый, который пожалеет и молча доделает за ребенка уроки. И завтра ему не придется отвечать за свою слабость.
Запланированная лень
Бывают такие индивиды, которые любят работать в режиме аврала. Им нравится, когда время поджимает и надо сконцентрироваться, исхитриться, извернуться и успеть в последний момент. 3ато потом до нового дедлайна можно расслабляться по полной. Есть такие гениальные лентяи, которые делают все быстро, качественно, креативно. Они вырастают и часто становятся гениальными изобретателями, упрощающими наш быт.
Советы психолога для родителей, которые думают, что у них ленивый ребенок
- Ленивый ребенок: в чем причина?
- Советы родителям, считающим что у них ленивый ребенок
Дело в том, что некоторые родители просто не в состоянии воспитать в своих малышах силу воли, необходимую для того, чтобы выполнять даже простейшие обязанности. Далее вы найдете советы психолога о том, как можно решить эту проблему.
Ленивый ребенок: в чем причина?
Словарное определение прилагательного «ленивый» — праздный, не желающий работать. Так мы называем людей, которые не хотят выполнять свои обязанности. Ведь это подразумевает некие усилия и жертвы с их стороны. Вместо этого они предпочитают заниматься чем-то приятным и увлекательным.
К сожалению, часто родители ведут себя непоследовательно. Если вы не можете добиться от ребенка выполнения элементарных обязанностей, но при этом разрешаете, например, смотреть телевизор — не удивляйтесь, почему у вас растет ленивый ребенок.
Перед тем как вешать ярлык на ребенка, подумайте, всегда ли вы действуете правильно как родитель. Здесь существует 2 крайности:
- Первый тип родителей позволяет детям делать что угодно.
- Второй, напротив, отличается повышенной требовательностью.
Как вы наверняка знаете, любые крайности вредны, следует держаться золотой середины. Наши советы вам в этом помогут.
Понять в чем причина такого поведения
Если вы заметили, что ваш малыш стал лениться больше чем обычно и вас это беспокоит, необходимо установить причину. Запомните, что лень и вялость вовсе не являются синонимами низкого интеллекта. Эти вещи вообще никак не связаны.
Итак, прежде всего необходимо понять причины лени. Они могут быть медицинского характера, а могут быть связаны с семьей или социумом. Только тогда можно приступать непосредственно к исправлению ситуации.
Например, если причина кроется в низкой мотивации, важно говорить ободряющие слова каждый раз, как ребенок доведет хоть какое-то дело до конца. Причем совершенно не важно, порадует ли вас результат
Такой положительный стимул необходим для того, чтобы он с энтузиазмом брался за новые задания и выполнял их.
Коррекция поведения
Если спокойно поразмыслить о причинах появления лени, то скорее всего вы придете к выводу, что сами это позволили. Такой тип поведения является прямым следствием гиперопеки.
Поэтому стоит сменить тактику воспитания. Иначе лень прочно укоренится и ребенок вырастет ленивым взрослым. В идеале стоит поискать соратников в этом нелегком деле, чтобы совместными усилиями найти решение проблемы.
Например, будет полезно обратиться к успешному опыту других семей, почитать литературу на эту тему. В конце концов, обратиться за помощью к семейному психологу.
Стать примером для ребенка
Любой психолог вам скажет, что родители — основная ролевая модель поведения для своих детей. Так что на вас лежит огромная ответственность служить им живым примером правильного поведения. Ведь если вы сами не можете показать, как важна обязательность и дисциплина, то что уж говорить о детях.
Сперва малыши просто будут повторять за вами, а потом у них пробудится собственный интерес к самым разным занятиям и преодолению трудностей. Так, потихоньку, для лени в их жизни просто не останется места.
Поощрять
Если ребенок заслужил награду, он должен ее получить. Небольшой совет: старайтесь, чтобы это были полезные и действительно нужные ему вещи. Иначе ребенок начнет воспринимать вас как источник «легких денег».
В психологии это называется «положительное подкрепление«. Если вы будете последовательны, то рано или поздно даже самый ленивый ребенок четко уяснит: для того чтобы что-то получить, сперва нужно потрудиться.
Установить четкие правила и сроки исполнения заданий
Это действительно очень важно. Если вы хаотично раздаете задания и сами не помните, что поручили сделать, ребенку будет очень легко «отвертеться» от ответственности
Ведь, как мы уже говорили, ленивый ребенок — не значит глупый. Напротив, он пойдет на всевозможные ухищрения, лишь бы заморочить голову родителям и в итоге продолжать ничего не делать.
С другой стороны, часто такие дети начинают пытаться разжалобить родителей, чтобы они все сделали за них
Поэтому важно контролировать сроки выполнения заданий. Другими словами, если вы сказали убрать игрушки до обеда, то никаких оправданий просто не может быть
И, напоследок, стоит еще раз напомнить, что родители полностью ответственны за поведение своих детей. Не существует ленивых детей, есть лишь бесхарактерные непоследовательные родители. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос целеустремленным и трудолюбивым, следует начать с себя!опубликовано econet.ru.
https://youtube.com/watch?v=w8HleYIuVmc
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet
Лень как проявление инфантильности
Но может быть и так, что лень является проявлением инфантильности. Когда ребенок привык получать все от родителей и не имеет навыка достигать целей посредством своих усилий и труда.
Так происходит, если родители не учат его самостоятельности, если любая инициатива и проявление себя со стороны ребенка не поощряются, а наоборот, подавляются. Вместо того, чтобы позволить ребенку быть самостоятельным, родители продолжают делать все за него, брать на себя ответственность и решение его проблем, которые он должен учиться решать сам. Что остается ребенку? Сначала – лениться учиться. Дальше – больше.
Особенно часто такой сценарий взаимоотношения с детьми проявляется со стороны анально-зрительной мамы в состоянии тревожности. Боясь за ребенка, испытывая постоянную тревогу за него, она проявляет гиперопеку, из-за чего у ребенка не развиваются жизненно необходимые навыки адаптации в обществе. То есть мама невольно подталкивает ребенка быть лентяем. А затем сама же задается вопросом – что делать, если ребенок ленится.
Кожная мама тоже может вести себя подобным образом, но уже из побуждений к контролю и ограничению. Так происходит, если ее свойства не имеют достаточной реализации в обществе. И тогда она начинает контролировать ребенка во всем, все ему запрещает, не позволяет ему ступить и шагу, буквально душа его ограничениями.
Почему дети пассивны и ленятся
Результатом для ребенка в обоих случаях будет неспособность брать на себя ответственность, достигать желаемого. Из-за того, что все делают и решают за него, что самому ничего делать нельзя или ненужно, у ребенка бессознательно формируется привычка получать все напрямую от родителей, а далее и от других людей. Сформированная в детстве лень остается с человеком как способ жизни. Он не знает, как можно жить иначе.
Во взрослом возрасте неосознанно он будет искать тех, кто все сделает за него, будет его опекать. Либо останется жить с родителями, продолжая жить беззаботно и не прилагая никаких усилий, лишь ожидая, что все сделают за него. Причем, даже если он будет понимать, что это нехорошо, все равно не сможет ничего сделать, поскольку сформировавшиеся привычки и сценарии действуют бессознательно.
А со стороны это может выглядеть как детская и подростковая лень и нежелание что-то делать в принципе. На самом деле у ребенка просто нет навыка реализации своих желаний своими силами и умения брать на себя ответственность. Вот почему дети ленятся.
Победить лень возможно
Родители могут решить проблему того, что ребенок ленится. Об этом написано более тысячи позитивных отзывов родителями, которые столкнулись с тем, что ребенок ленился учиться, помогать по дому, заниматься в детских кружках:
Редактор Янина Буракова
Корректор Мария Климнюк
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Настоятельные просьбы ответственно относиться к своим поступкам и упреки в лени, как правило, имеют эффект отскакивающего от стены гороха. Специально для Рамблер/Семьи психолог Мария Баулина составила список правил, которые помогут родителям воспитать трудолюбивого ребенка.
Вам не нравится, что ребенок мало двигается и мало чем интересуется? А насколько вы подвижны, насколько вам не все равно, что происходит вокруг – на улице, в парке, в театре, в городе, в мире, в небе?
Ребенок встревает в ваши разговоры, и это вам не нравится? Но, может, он хочет о чем-то вам сказать, заявить о себе, возможно, вы не слышите чего-то важного? И не слишком ли бесцеремонно вы участвуете в его жизни? Установлены ли личные границы у вас и у сына, за которыми человек все решает сам и в советах не нуждается, хоть и может попросить вашего совета, когда сочтет нужным?
С отметками в школе отдельная тема. Я не верю, что ребенку, каким бы продвинутым он не был, могут нравиться абсолютно все предметы. Они могут вообще все не нравиться – при определенном стечении обстоятельств и действующих лиц. И славно, если несколько учебных дисциплин вызывают у человека интерес, тогда, значит, все в порядке.
Как отличить лень от дислексии?
Вполне возможно, что ленивый ученик будет отказываться от выполнения домашнего задания или делать его крайне небрежно, не будет следить за своим почерком и т.д. Но вот точно трудности с освоением навыка чтения нельзя связывать с ленью – а ведь так считает очень много родителей, да и педагогов тоже.
Лень здесь ни при чём
Потому что причина здесь – не лень, а особенности функционирования мозга. Ребёнок не может нормально читать и писать не потому, что ленится, а потому что у нет согласованности в работе полушарий мозга и отсутствует правильная нейродинамика чтения и письма.
Отличить дислексию от лени можно по её симптомам (подробно изложено в этой статье). Здесь лишь отметим, что ничего общего дислексия и лень между собой не имеют. Поэтому, когда родители говорят, что их ребёнок-дислексик умный, только ленится, они тем самым делают ему только хуже.
Обязательно нужна коррекция, которая заключается в изменении работы мозга. Требуется обеспечить доминацию левого полушария мозга, а также сформировать правильную нейродинамику. Именно эти цели и преследует курс коррекции учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Успешный Старт».
Программа коррекции дислексии по методу Татьяны Гогуадзе позволяет не только преодолеть дислексические трудности, но и повысить мотивацию учиться. У детей формируется сила воли, уверенность в своих силах, решаются многие психоэмоциональные проблемы. Поэтому «Успешный Старт» подходит не только детям с дислексией, но и абсолютно всем школьникам, родители которых хотят, чтобы у ребёнка изменилось отношение к учёбе и он перестал лениться.
Секрет кроется как раз в работе мозга: если у ребёнка будет доминировать левое полушарие, он начнёт соблюдать режим дня, выполнять самостоятельно специальные физические упражнения, направленные на активизацию работы мозга, – и ни о какой лени даже не будет идти речи!
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе предлагает комплексные решения по преодолению трудностей с обучением. Мы работаем с дислексиками, детьми с дисграфией, СДВГ и другими трудностями – и для каждого у нас есть рецепт быстрого и эффективного преодоления их проблем.
Малышам скучно не бывает.
Вы сами прекрасно знаете, что они делают, когда делать нечего. И что они чаще всего слышат от взрослых, которым это не-у-доб-но, которым ЛЕНЬ совершить лишние телодвижения, хоть, может быть, именно эти движения им сейчас необходимы для здоровья, бодрости, энергичности? «Перестань!», «сиди тихонько», «здесь не принято бегать» и т.п. – это основа для психологических блоков, из которых развиваются элементарные физические зажимы в теле (а хронический зажим – верная дорожка к хроническим болезням).
Не усмирять малыша, а в каждой ситуации найти альтернативу, возможность подвигаться, порадоваться, узнать и увидеть что-то новое и интересное, похохотать вместе с ним – вот режим наибольшего благоприятствования для любого человека, и растущего, и взрослого.
Но вернемся к нашему «ленивому» мальчику.
В 9 лет не так-то просто изменить уже сформировавшиеся и закрепившиеся привычки. Особенно если учесть, что сложились они не в пустыне, а в лоне родной семьи и ближайшего окружения, в том числе школы.
Природа детской лени
Лень – это естественная составляющая человеческой психики, часть нашей природы, стремление к статичному состоянию. Но ребенок не может быть ленивым, потому что его психика еще формируется и развивается. В нем преобладает влечение к жизни, у него много энергии. Тем не менее, мы видим, что ребенок ленится и ничего не желает делать.
Точнее, это мы, взрослые, воспринимаем его поведение как детскую лень, но, на самом деле, причина кроется совсем в другом.
Когда мы делаем заключение, что ребенок ленится? Когда ребенок отказывается выполнять наши требования: посещать кружок, который нам кажется нужным, немедленно оставлять свои занятия и переключаться на занятие тем, что нам представляется более важным, и так далее. Ребенок протестует, он не согласен и предпочитает ничего не делать.
А мы считаем, что наш ребенок ленится, не разобравшись в причинах.
Разные дети – разные причины лени
Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что дети изначально рождаются с разными психологическими свойствами и наборами желаний. Они могут совпадать по свойствам с родителями, а могут иметь полностью противоположные. Мы оцениваем других через восприятие себя, поэтому обладателя свойств, отличных от наших, неосознанно можем воспринимать неправильным, пытаться его переделать и переучить. Разберем на примерах, почему дети ленятся.
Например, ребенок может быть обладателем кожного вектора, свойства которого – скорость, амбициозность, гибкость, экономность, стремление к материальной выгоде. Фактор новизны приносит ему удовольствие, а сидеть на месте и заниматься скрупулезной, кропотливой работой – для него стресс. Поэтому ребенок будет якобы лениться, не желая посещать кружок по рукоделию, ведь это противоречит его природным желаниям.
Кроме того, такой ребенок изначально не нацелен на обучение. Он не сможет часами неподвижно сидеть над учебниками. Если заставлять, начинает лениться учиться. Поддержание порядка и чистоты в комнате не имеет для него особого значения, поэтому убираться он будет всегда поверхностно. А родителям кажется, что он ленится, и они задаются вопросом – что делать, если ребенок ленится?
Если мама такого ребенка обладает анальным вектором, свойства которого нацелены на качество, а ценностью является обучение, она может с особым рвением заставлять его сидеть на месте, долгое время заниматься одним и тем же делом в стремлении к совершенству. Или добиваться от него поддержания идеальной чистоты.
В результате у кожного ребенка формируется устойчивая установка, что прилагать усилия бесполезно, так как никакого удовольствия это не принесет. Ему приходится делать то, что полностью противоположно его свойствам. При этом он ничего за это не получает. Его стремление – быть быстрее, выше, сильнее, а не доводить дело до детального совершенства. Скорость, а не усидчивость. И очень скоро у него пропадает желание делать что-то, не приносящее никакой выгоды. Уже с детства формируется бессознательный навык лениться учиться или помогать маме, без какой-либо способности преодолевать эту лень.
Почему дети ленятся? Потому что любые усилия ощущаются как бесполезные. А если еще мама постоянно твердит, что он безрукий или бестолковый, ни на что не способен, у кожного ребенка формируется неудачный жизненный сценарий.
Разные свойства детей и родителей
Бывает наоборот: мама обладает кожным вектором, а ребенок – анальным. И когда он делает все медленно, тщательно, стремится сделать все максимально качественно и самым наилучшим образом, скупая на проявление любви мама может просто не хвалить его за приложенные усилия. А ведь именно похвала является стимулом к действию в анальном векторе.
Кроме того, кожная мама может такому ребенку не давать закончить дела, подгонять, торопить, требовать быстрой переключаемости, которая есть у нее самой. Мама будет считать, что ее ребенок ленится. В результате у ребенка пропадает всякий стимул к действию, а в душе назревает тяжелая обида на мать. Формируется состояние ступора, вязкости мышления, патологического упрямства.
И тогда такого ребенка уже очень тяжело заставить что-либо делать, а его жизнь превращается в сплошное сопротивление. Мать будет от него требовать выполнения каких-то действий, станет заставлять его делать уроки, а он будет делать все наоборот – лениться учиться и не выполнять требований.
Или из ощущения протеста не будет делать вообще ничего, что может выглядеть как детская лень. Во взрослом возрасте такой человек может стать патологическим спорщиком, упрямцем, не желающим ничего делать и проявляющим протест к любым просьбам.
Советы родителям
Процесс обучения ленивого ребенка труду не должен выглядеть как принуждение к чему-то необходимому, но не очень приятному
Начало этому важному делу может быть положено через игры и поощрения малыша за каждый его успех
Поручая ребёнку то или иное дело, важно учитывать его физические возможности, наклонности или предпочтения. Если малышу нравится мыть посуду или подметать пол, то не стоит его отговаривать или отмахиваться от него
Лучше подсказать ему, как это правильно делать и со временем он сможет оказывать существенную помощь в быту.
Любой процесс обучения не гарантирует моментальных «дивидендов». Малыш, воспринимающий помощь по дому, как игру, будет постепенно привыкать к порядку. Любовь и навыки к труду сумеют привить только любящие и терпеливые родители. Наградой за это им будет успешная адаптация ребёнка в социуме.
Советы родителям
Процесс обучения ленивого ребенка труду не должен выглядеть как принуждение к чему-то необходимому, но не очень приятному
Начало этому важному делу может быть положено через игры и поощрения малыша за каждый его успех
Поручая ребёнку то или иное дело, важно учитывать его физические возможности, наклонности или предпочтения. Если малышу нравится мыть посуду или подметать пол, то не стоит его отговаривать или отмахиваться от него. Лучше подсказать ему, как это правильно делать и со временем он сможет оказывать существенную помощь в быту
Лучше подсказать ему, как это правильно делать и со временем он сможет оказывать существенную помощь в быту.
Любой процесс обучения не гарантирует моментальных «дивидендов». Малыш, воспринимающий помощь по дому, как игру, будет постепенно привыкать к порядку. Любовь и навыки к труду сумеют привить только любящие и терпеливые родители. Наградой за это им будет успешная адаптация ребёнка в социуме.
Воспитание детей Психология Семья
Истинные причины лени
По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:
- Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
- Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
- Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным дети флегматического темперамента кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба – скучные занятия.
- Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
- Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
- Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.
Что может скрываться за ленью ребенка
Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:
- Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая «медвежью услугу» ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
- Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
- Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.
Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками
Почему важно отличать лень от апатии
Во-первых, апатия является косвенным признаком ряда соматических заболеваний — болезней печени, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ. Чем раньше их выявили и начали лечить, тем выше качество дальнейшей жизни вашего ребенка.
И во-вторых, апатия входит в симптоматику серьезных психических заболеваний, таких как депрессия, шизофрения, органические нарушения мозга.
В подростковом возрасте, когда ребенок эмоционально неустойчив, не всегда легко понять, чем вызваны проблемы в поведении
Важно вовремя распознать тревожные сигналы и обратиться за помощью. В случае лени — поможет психолог
В случае апатии, скорее всего, не обойтись без детского психотерапевта или психиатра (напомню, что это специалисты с медицинским образованием, которые вправе назначать лекарства).
Что делать, если ребенок ленится?
Ленивый ребенок: что делать? Конечно, в каждой конкретной ситуации действенны будут различные меры – родители должны сами понять, что происходит с их ребенком! Сайт sympaty.net подскажет только то, над чем стоит подумать:
- Урегулируйте график ребенка – оставьте ему достаточно свободного времени, не пытайтесь расписать и занять чем-то полезным каждую минуту! Чем младше возраст – тем больше времени для игр и развлечений должно быть! Постарайтесь сами почувствовать ту грань, за которой ребенок начинает утомляться и терять интерес к занятиям!
- Подумайте о мотивации к полезным делам: ею должен быть, в идеале, не «кнут и пряник», а интерес! По возможности говорите ребенку, как интересно делать то-то и то-то, как весело, увлекательно и легко можно чем-то заниматься и т.п.
- Отучая ребенка лениться, постарайтесь сами позитивнее и легче относиться к своим нужным делам и обязанностям! Ребенок все видит и делает выводы!
Надеемся, таким образом проблема детской лени в вашей семье будет решена!
——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!
Что такое лень
Толковый словарь В.И. Даля определяет лень как «отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству». Учёный явно не питал любви к лени и считал её пороком.
Биологи дают более нейтральное определение, называя лень чрезмерной реализацией принципа сохранения жизненной энергии. А историки-антропологи считают лень одной из причин научно-технического прогресса.
С точки зрения психологии, лень — это лишь симптом, а мотивы нежелания действовать лежат глубже. Лень даже подразделяют на несколько видов в зависимости от причины возникновения: недостатка мотивации, психофизиологических особенностей человека, банальной усталости.
Почему ребенок ленится, основные причины
Основные причины лени
Как правило, родители обнаруживают лень у своего ребёнка только, когда тот начинает ходить в школу. До этого малыш бегал, был активным, интересовался всем на свете и постоянно задавал самые разные вопросы. А как только пошёл в школу, то сразу перестал хотеть учиться.
Почему так происходит? Психологи обычно выделяют следующие причины лени у ребёнка:
- отсутствие мотивации. Он просто не понимает, зачем ему нужно учиться;
- стремление избежать неудачи. Если родители постоянно говорят, что у ребёнка что-то не получается, то он перестает верить в собственные силы и свои способности;
- копирование поведения родителей. Ребёнок видит, что сами родители часто ленятся и перенимает их поведение. Ещё один вариант – родители усердно трудятся, мало появляются дома. Такое поведение вызывает неприятие у ребёнка, и он не хочет так же напряженно работать;
- высокая школьная нагрузка, из-за которой возникают стрессы, усталость. Организму не хватает времени на восстановление;
- гиперопека. Родители буквально всё делают за ребёнка. Естественно, что в такой ситуации ему просто ничего другого не остаётся, как лениться;
- дефицит физической активности;
- природная склонность ребёнка к лени, вызванная его темпераментом.
И на эти факторы многие родители списывают нежелание своего ребёнка учиться, наличие у него трудностей с чтением и письмом.
Да, во многих случаях отсутствие мотивации, гиперопека и другие причины лени объясняют нежелание школьника учиться. Но вот объяснить ленью факт того, что ребёнок на протяжении всей начальной школы не может научиться нормально читать и писать, вряд ли получится. И как, например, лень связана с тем, что ребёнок пишет крайне медленно, некрасиво, постоянно совершает т.н. «глупые» ошибки?
Здесь уже точно нельзя говорить о лени, как бы этого не хотелось. По опыту Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, с вероятностью почти в 100% в таких случаях идёт речь о дислексических трудностях.
Почему ребенок ленится: лень как протест
И дети, и взрослые, по-настоящему могут учиться, только когда им интересно.
В противном случае, когда человек заставляет себя что-то жевать и глотать без всякого аппетита ради галочки или иного знака, например, в журнале или дневнике, получается насилие над собой, над своим телом, памятью, умом. Особой пользы от этого нет, а вред имеется: как и от прививки, вырабатываются антитела против насилия – апатия, «лень», невнимательность, небрежность, а то и болезни.
Все ли так безнадежно с получением знаний?
Нет, конечно!
Вам самой интересна школьная программа, по которой учится сын?
Видите ли вы в ней что-то, кроме огромных красных букв НАДО?
Если да – прекрасно, тогда не скромничайте и делитесь своим интересом/интересами с окружающими, сын отлично услышит то, что его зацепит.
Если нет – интересные факты, сведения, гипотезы, фантастические предположения и тайны есть в любой науке. Найдите – и поделитесь! Ищите то, что будет интересно сыну.
Подводим итоги
Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе – достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.
Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!
Выводы
Напоследок повторим основные тезисы, что делать, если ребёнок ленится:
- Прежде чем бороться с ленью, нужно понять причины её возникновения.
- Выявить причины лени у подростка поможет разговор с ребёнком и активное слушание.
- В основе лени младшего школьника чаще всего лежит отсутствие силы воли или усталость. У подростка причины могут быть сложнее, например, недостаток мотивации или страх неудачи.
- Любой метод борьбы с ленью требует регулярности, а результат появляется спустя время.
- Бороться с ленью можно только при наличии родительской поддержки, внимания к ребёнку и доверительного общения с ним.