“Ты мать или нет, не слышишь, у тебя ребенок плачет…”

Как успокоить маму, если она плачет?

Поддержать плачущую маму надо следующим образом:

Не поддавайтесь эмоциям и не плачьте вместе с ней. Особенно это касается дочерей, которые при виде маминых слез сами расстраиваются и тоже пускают слезу. Если мама увидит, что своим поведением испортила настроение дочери, то огорчится еще больше;

Обнимите ее. Так мама почувствует, чтобы вы сопереживаете ей и хотите помочь. Если у нее нет в руках носового платка, то подайте его;

Говорите спокойным и негромким голосом. Даже если мама в слезах повышает голос, не нужно делать это в ответ

Расстроенному человеку важно слышать спокойную интонацию, чтобы быстрее успокоиться;

Узнайте причину. Вряд ли мама станет плакать на пустом месте

Надо сказать следующее: «Расскажи мне, что случилось?»;

Терпеливо ждите ответа. В расстроенных чувствах мама не сразу расскажет о своей проблеме. Возможно, эмоциональное потрясение случилось совсем недавно и ей надо как следует выплеснуть нахлынувшие чувства;

Слушайте ее и не перебивайте. Мама может говорить сбивчиво, «прыгать» с одной мысли на другую и повторять один момент из рассказа несколько раз подряд. Здесь главное уловить общий смысл проблемы и не бросаться сразу давать советы;

Далее деликатно подбирайте слова поддержки. Тут все зависит от проблемы. Если она решаема, то предложите маме вместе подумать над тем, как же все исправить. Например, если она поссорилась с кем-то на работе, то скажите: «Жаль, что все так вышло. Но та сотрудница наверняка не хотела тебя обидеть. Может быть, не стоит завтра с ней сразу спорить, а просто игнорировать и ждать, пока конфликтная ситуация забудется?»;

Говорите маме, что она поступила правильно или же проявила хорошие черты своего характера. К примеру, если в том же споре с коллегой она решила не отвечать на ее оскорбления, то стоит отметить: «Все правильно, что ты не поддалась на провокации. Ты выглядела намного достойнее ее и не стала опускаться до ее уровня». Если же мама рьяно спорила с коллегой, то в этом тоже можно найти положительные моменты: «Конечно, тут любой бы вышел из себя! Молодец, что смело отстаивала свою точку зрения! Пусть теперь она знает, что ты серьезный оппонент!»;
В конце скажите, что если она вскоре захочет снова поговорить, то вы всегда готовы выслушать ее;

Проявите заботу. Например, предложите ей чай или помойте за нее посуду. Эти приятные мелочи дадут маме понять, что рядом с ней любящие и заботливые люди.

«Чужое горе становится твоим»

Семья вернулась в Москву. Перед родителями встал больной вопрос: лечить ребенка или облегчать его страдания? Этот непростой разговор начал муж, он предложил больше не мучить сына химиотерапией и перейти к паллиативным средствам.  Валерия и сама давно понимала, что пора остановиться. Но их решения не поддержали дедушки и бабушки Роберта.

— Химиотерапию продолжаем до сих пор, чтобы опухоль не росла. Пока длится курс, она подсыхает, когда вливания прекращают — опять растет. Есть признаки, которые об этом сигнализируют: учащаются судороги, подпрыгивает уровень натрия, а от него появляются отеки, Роберт набирает вес, распухает.

Иногда у семьи ни за какие деньги не получалось доставать препараты — их попросту нигде не было.

Тогда помогали соседи по больничному коридору: «У нас еще шесть ампул, мы дадим вам одну. Надеемся, что через месяц лекарство появится, и тогда вы нам вернете». Иногда советовали обратиться к тем родителям, чьи дети недавно умерли. Валерия звонила и в телефонной трубке слышала бесцветный голос: «Да, берите. Денег не надо».

— Для меня самое тяжелое даже не то, что онкология обнаружилась у моего ребенка. Каждую неделю ты приезжаешь в больницу и видишь новых малышей, новое горе… С этим я до сих пор не смирилась, — шепчет Валерия, а слезы скатываются по ее щекам и капают в чашку с кофе, который уже давно остыл. — Вот смотрите, покупаешь кофе, да? Он стоит 99 рублей. Каждый раз ты платишь и сама себе говоришь: «Ты ведь могла эти деньги отдать соседке Варе, потому ей на еду не хватает». До такой степени переворачивается мир… Ты начинаешь вешать на себя обязанность заботиться о других детях, прокручиваешь в голове чужие судьбы. Их горе становится твоим. Ты винишь себя, погружаешься в состояние, когда кажется, что всем должна. И вроде бы головой понимаешь, что всем не поможешь. А сердцем все равно — нет…. Избавиться от чувства вины невероятно трудно.

Больше не вернуть

  1. Прости, что раньше у тебя болело сердце. Теперь навечно у меня болит душа.
  2. Пусть нас всех как можно дольше сопровождают объятья любимой мамы.
  3. Хорошо, когда мама – лучшая подруга. Но теперь, когда она ушла, мне больше не с кем и дружить.
  4. Говорят, что время лечит. Но не все случаи подвластны этому лекарству.
  5. Я не могу понять, что ты уходишь, я не могу принять, что ты уже не здесь.
  6. Мне больно, потому что больше не смогу почувствовать того уюта, который ты умела создавать.
  7. Даже если рая не существует, мамы всё равно превращаются в ангелов.
  8. Намного проще верить, что мы просто живём на расстоянии.
  9. А, знаешь, когда плохо, я по привычке всё ещё набираю твой номер телефона.
  10. Взгляни на меня, мам, последний раз взгляни. Не уходи, ты видишь, как я плачу!
  11. Ты – ангел, ты – сокровище, ты – сила. И ты не можешь так вот просто уходить…

Откуда берутся злые родители

Когда мы с мужем поняли, что ор и рукоприкладство не работают, мы стали искать другие способы восстановления мирной обстановки в семье.

Скажу сразу: все наладилось очень быстро, когда мы поняли главную причину—счастливые, отдохнувшие, реализованные родители не срываются на ор и тем более на шлепки. Поэтому начать надо с главного.

Никакая психология не поможет, если ваше физическое состояние близко к критическому. Вы можете сколько угодно работать с лучшими психологами страны, но если вы сильно устаете и мало спите — вы так или иначе будете срываться на крик и рукоприкладство.

Если мы регулярно не досыпаем — в кровь вбрасывается много гормона стресса кортизола. Этот гормон делает нас агрессивными и раздражительными. И он сильнее любых психологических примочек.

«Это так правильно, жаль я не понимала это¬го несколько месяцев назад. Истощение было сильное, каждодневная рвота. Даже не знала, что так можно уставать! Дети с мужем, конечно, первые под удар попадали, и я честно старалась себя контролировать, а потом начинала реветь целыми днями! Любимый муж увез отдыхать без детей! По детям скучаю, но привезу им лучшую мать».

«Меня иногда уже дочь спрашивает: „Мама, а ты выспалась?“. Ну потому что я часто говорю, что не выспалась, поэтому злая».

«Ты совсем как отец (мать)»

Безусловно, эта фраза иллюстрирует отношения папы с мамой, их недовольство своей совместной жизнью, которое они вымещают на ребенке. То есть супруги напрямую не выясняют отношения, но через свое чадо говорят друг другу какие-то гадости. И все эти гадости остаются в ребенке. Если мама говорит: «Ты такой же упрямый, как твой папаша». Получается, что папа – плохой человек, с которым невозможно договориться. А теперь подумаем, захочет ли мальчик быть таким мужчиной, ведь он упрямый и нехороший? Когда мы проецируем свои плохие отношения на детей, то им приходится жить с этим. С другой стороны, в этой фразе он может услышать подтекст, что «с девочками лучше, чем с мальчиками». Родители используют эту манипуляцию, если есть борьба за ребенка и ему надо выбрать сторону либо папы, либо мамы.

«Мама, посмотрите телевизор»

Отношение к пациентам в Цюрихе Валерию удивило. В клинике предложили анкету: какие игрушки любит ваш ребенок? что вам привезти? что он ест, что ему нравится? в какой цвет покрасить стены в палате? Каждый день с родителями больных беседовал психолог.

«В вопросах психологической поддержки онкобольных мы отстали лет на 40»

— У нас психологов-онкологов очень мало, мы должны их сами искать, а они бесценны, потому что ставят тебя на ноги, когда ты на этих ногах уже не стоишь. В России они нужны особенно: занавешенные окна в больницах, полумрак, плачущие мамы или бабушки… Мужчин в онкологическом отделении я почти не видела, они не выдерживают.

В Цюрихе Валерии пытались показать, что жизнь продолжается. Ее уверяли: «Вы делаете все, что можете». Утро начиналось с обхода лечащего врача и священника, который просто поддерживает родителей.

— И он встречает меня с радостью: «Дочь моя! — Валерия с улыбкой широко раскидывает руки, изображая приветствие. — Вы же другой конфессии, да? А знаете, здесь, через два квартала, есть православная церковь. Я узнал для вас, что службы проходят в девять утра. Хотите, познакомлю с русским сообществом, чтобы не одолевала скука?»

В клинике объясняли, что отдыхать, пока ребенок находится на лечении, — нормально.

Фраза: «Я с вашим сыном посижу, идите в гостиницу, телевизор посмотрите», — казалась Валерии непривычной.

Она недоумевала, когда другие родители оставляли своих детей и действительно уходили развлечься. Теперь, через много лет, она видит в этом рациональное зерно: ты ничем не поможешь ребенку, если день и ночь будешь сидеть в больнице.

«Я делала не то, чего от меня ждали. Сначала это всех умиляло, потом начало бесить»

Часто под токсичностью мы подразумеваем равнодушие и холодность. Однако токсичной может быть и мама, окружающая ребенка гиперзаботой. Это поняла на своем опыте 19-летняя журналистка Хатима Мутаева. Ей кажется, что на сложные отношения с мамой повлияли два фактора: нормы и традиции Дагестана, где она выросла, и череда непростых событий в семье. 

В год и пять месяцев Хатима пережила клиническую смерть. До этого в больнице скончалась её старшая сестра. А когда Хатиме исполнилось 9 лет, умер её отец. В итоге мама стала излишне опекать Хатиму. Хатима не была сложным подростком: не повышала голос, училась на отлично, не устраивала истерик. Тем не менее девушка чувствует, что мама в ней разочарована. 

— Я с самого детства не делала того, чего от меня все ждали. Всегда говорила, что не хочу замуж, не хочу детей, хочу уехать из Дагестана, чтобы выучиться и примерно в 25 уже быть с Оскаром и Пулитцеровской премией. Сначала это всех умиляло, потом начало бесить. К моим 12 годам мама стала периодически задаваться вопросом, за что ей такая дочь и почему я не могу быть нормальной. 

При этом для Дагестана, по словам Хатимы, её мама «максимально либеральная». Например, когда Хатиме было 15, после долгих месяцев уговоров мама поехала вместе с ней на концерт в Санкт-Петербург, после чего «получила кучу неодобрительных высказываний от родственников». 

В 17 лет Хатима закончила в школу и осуществила свою мечту: уехала из Дагестана. Когда девушка поступила на факультет журналистики в Москву, её ждал сюрприз: она узнала, что мама приняла решение переехать вслед за дочерью в Москву и жить вместе с ней.

Истерика и нервный срыв

Когда уже не остается места для того, чтобы копить обиды, случается нервный срыв. Представьте, что в душе каждого ребенка есть некая чаша, в которой накапливается невысказанная горечь. И вот, когда малыша обижают в очередной раз, он взрывается криком, дерется или падает на пол, в ярости колотя руками и ногами. Все наши попытки образумить его, успокоить или привести в чувство оказываются бесполезными. Мы не понимаем, почему ребенок так себя ведет, и не знаем, что делать. Обида, которая была нанесена ребенку при нас, которую мы видели, не может, на наш взгляд, служить оправданием такой сильной эмоциональной реакции. В данном случае истерический припадок является высвобождением накопившихся обид, которых мы не видели.

Истерика действует нам на нервы. Нас охватывает беспокойство, мы раздражаемся или приходим в замешательство. Когда “чаша терпения” ребенка переполнена, он теряет над собой контроль. Вряд ли в этом случае удастся быстро успокоить малыша, поэтому нам лучше сосредоточиться на том, чтобы успокоиться самим. Дети зависят от взрослых, которые являются для них, образно говоря, островком безопасности. Малыш, находящийся в неадекватном состоянии, нуждается в том, чтобы взрослый оставался спокойным и удерживал его, не позволяя ударить кого-нибудь или как-то иначе обидеть, пока скопившаяся боль не выльется наружу.

Эмоции не бывают правильными или неправильными. Мы принимаем всякие эмоции. Но допустимо не всякое поведение. Есть приемлемые и неприемлемые способы выражения чувств. Мы позволяем Билли выплеснуть гнев, но только не колотить при этом Томми игрушечным грузовиком.

Но у каждого такого приступа есть и светлая сторона. Освобождение от душевной боли расчищает путь для восстановления взаимосвязи. Вероятно, каждый родитель наблюдал нечто подобное “радуге после грозы”. Как только ребенок освободится от груза переживаний, к нему возвращается его естественное детское очарование. И он становится спокойным, веселым, нежным и дружелюбным.

Крест одиночества

Любимые и любящие родители не умирают – они просто отправляются на небеса. Статус «мамы больше нет» немного облегчит страдания и позволит выразить глубокое признание матери.

  1. Я Бога попрошу… нет, не вернуть тебя. Ты заслужила рай небесный. Лишь пусть он скажет о любви моей. Огромной, безграничной, нежной…
  2. Хоть ты ушла давно, мне кажется, что слышу твой голос среди трав и средь полей. Он шепчет, чтобы быть ко мне чуть ближе.
  3. Родные мамины глаза… Смотрите в них, пока они не стали лишь воспоминаньем.
  4. Я вроде взрослый, но недавно понял, что совсем не готов к жизни в этом мире без милой мамы.
  5. Всё проходит в этом мире. И я знаю, боль утраты уйдёт вместе со мной.
  6. Есть события, в которые просто не можешь поверить, есть люди, которых просто не хочешь отпускать.
  7. Мне не хватает, мама, твоих рук, что справиться могли с любой задачей. Что обнимали крепко в сложный час.
  8. Я так хочу услышать мой любимый запах. И руки твои снова целовать…
  9. Ты запомнилась мне такой лучистой и солнечной. Доброй, весёлой и немного сердитой. Меня греют воспоминания, и от этого я улыбаюсь.
  10. Спасибо миру за такую маму! Как жаль, что мне её никак уж не вернуть.
  11. Теперь я жалею за все те дни, что забывала позвонить. Теперь я многое бы отдала хотя бы за один такой звонок.

Чего делать не следует?

Если мама чем-то расстроена, то лучше не делать следующих вещей:

  • Нагружать ее домашними делами;
  • Уходить из дома. Прогулки с друзьями и посиделки в кафе могут подождать. Даже если мама начала успокаиваться, не стоит оставлять ее одну какое-то время;
  • Вступать в спор. Из-за плохого настроения мама может «сорваться» и повысить голос из-за любой мелочи. Войдите в ее положение и постарайтесь не ругаться;
  • Сообщать плохие новости. Исключение составляют лишь случаи, когда новость связана с чем-то серьезным и не требующим отлагательства;
  • Навязывать свои советы. Можно лишь предложить свой вариант решения проблемы. Но если мама настойчиво говорит, что сама разберется в ситуации, то лучше не настаивать.

Контакты со специалистами

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.

Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.

Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.

«Зачем мне твои статьи? Я хотела нормальную дочь»

Хатима рассказывает: раньше она чувствовала себя виноватой перед матерью «примерно постоянно». 

— Я часто пыталась стать «нормальной»: одеваться, как просила мама, не выходить в лишний раз из дома и всё такое, — говорит девушка. — Сейчас понимаю, что моей вины ни в чём нет, поэтому стараюсь максимально получить от жизни всё, чего хочу.

Мама всё-таки переехала за Хатимой в Москву. Вслед за ней переехали братья Хатимы. Сейчас они живут вместе. В доме действуют строгие правила. 

— У меня есть комендантский час — 11 ночи, — который лучше не нарушать. Мне раньше казалось, что это ок, но, живя в Москве и найдя друзей, я поняла, что это совсем не здорово. Из-за комендантского часа я часто не могу ни с кем увидеться, ухожу всегда раньше всех, периодически вообще отменяю планы, и всё это влияет на мою социальную жизнь, — рассказывает Хатима. — Есть, конечно же, и другие пункты: маме не очень нравится, когда я общаюсь с мальчиками, даже если это просто мои одногруппники.

Хатима делится с матерью подробностями своей жизни и рассказывает о друзьях. Но мама всё равно часто злится, что не знакома ни с кем из близких подруг дочери, и жалуется, что ничего не знает про жизнь девушки. 

— На деле она просто этого не слышит. Регулярно случается, что я что-то рассказываю, потом оказывается, что она не помнит и объясняет это тем, что ей же не всё интересно и иногда она пропускает мои слова мимо ушей. Иногда мне кажется, что она гордится какими-то моими материалами, достижениями, но чаще всего я просто слышу что-то вроде: «Зачем мне твои статьи, я нормальную дочь хотела». 

В марте прошлого года в жизни Хатимы наступил сложный период. Из-за правил, установленных матерью, девушка многое не могла себе позволить: например, ходить к друзьям и на разные мероприятия. 

— Мама в марте на неделю улетела домой, я жила с подругами, с одной из них поссорилась, а вдобавок ко всему меня мучали кошмары, при которых с мамой обязательно что-то случится во время полёта, — рассказывает Хатима. 

В итоге Хатима решила пойти к психотерапевту. Она сходила на приём один раз. Девушка услышала то, о чём до этого не задумалась: она поняла, что все её проблемы и сложности в общении так или иначе связаны с ситуацией в семье. 

— После этого я сама заметила, что даже посторонние проблемы в итоге приводят к ситуации с семьёй. Передо мной встал вопрос: либо всё продолжается так, как есть, либо я, скорее всего, ухожу из дома. Из-за этого я стала переживать ещё сильнее и больше не ходила к этому психотерапевту. 

Как «неудобному» ребёнку выстроить границы

Признать проблему. Исследовать историю отношений с мамой. Понять, что вины ребёнка в поведении матери нет

Важно осознать, что дело не в вас, а в тех проблемах, с которыми мама столкнулась в материнстве.  Найти  „дефициты“ — то есть всё то, чего вам не хватало в отношениях с мамой и что вы жаждете получить от других людей. Затем надо постараться дать себе это самостоятельно. Например, если вы хотите одобрения и похвалы, нужно научиться хвалить самого себя.  Научиться слушать и слышать свои чувства и потребности

Надо спросить себя: „Правда ли я с согласна с тем, что происходит в отношениях с мамой? Правда ли я этого хочу? Или я хочу казаться хорошей и быть нужной?“ Начать выстраивать личные границы: понять, где ваша территория, куда вы не хотите пускать посторонних, в том числе и маму. Важно научиться отделять своё мнение от мнения матери, наполненного её травмами и проекциями. 

Например, если вы хотите одобрения и похвалы, нужно научиться хвалить самого себя.  Научиться слушать и слышать свои чувства и потребности. Надо спросить себя: „Правда ли я с согласна с тем, что происходит в отношениях с мамой? Правда ли я этого хочу? Или я хочу казаться хорошей и быть нужной?“ Начать выстраивать личные границы: понять, где ваша территория, куда вы не хотите пускать посторонних, в том числе и маму

Важно научиться отделять своё мнение от мнения матери, наполненного её травмами и проекциями. 

«Он меня забыл…»

В Цюрихе Роберт провел четыре месяца. Ему сделали операцию, удалив опухоль только наполовину: по-другому нельзя — ее пронизывают нервные окончания. Врачи наблюдали за динамикой, корректировали курс химиотерапии, но астроцитома по-прежнему росла. Лечить мальчика дальше медики отказались: «Мы бессильны. Забирайте ребенка». Но куда его забрать? Домой? Мальчику больно, ему нужен морфин, нужны противосудорожные препараты — те, в которых нуждался Роберт, были разрешены в России совсем недавно, а тогда считались нелегальными.

Семья не смирилась, сына перевезли в Бостон, где он перенес вторую операцию. Врачи снова вырезали 50% опухоли, но теперь химию удалось подобрать так, что она тормозила увеличение астроцитомы! Однако мальчик уже ничего не видел и ел через зонд, его мышцы атрофировались, ведь в течение двух лет он не вставал.

Не переставать жить

— У него парез: одна ручка хорошо работает, вторая — хуже, одна половина лица улыбается, вторая — нет. При операции повредились глазные нервы, и теперь один глаз смотрит влево, другой — вправо, один — вверх, другой — вниз…

Врачи посоветовали перевезти Роберта в Чикаго: там есть специальные центры, где помогают восстановить некоторые двигательные функции. Например, заново учат самостоятельно держать спинку. Валерия была в Москве: муж настоял, чтобы она уехала, а сам летал из России в Америку, параллельно успевая работать.

— Это качели, ты постоянно ревешь: сыну хуже, сыну лучше, ты то плачешь, то радуешься, — с трудом рассказывает Валерия. — Роберт меня забыл… Я приезжаю в Штаты, а он не понимает, кто я. Когда ему больно, он зовет «мама-мама», но с мамой меня не ассоциирует. Он ничего не видит, реагирует на звуки. У него, например, была любимая медсестра, которую узнавал по смеху, а была нелюбимая.

«Ты моя курочка, обезьянка, поросеночек»

Как только не называют своих детей любящие родители. Все это приводит к обезличиванию ребенка, его как бы нет, а есть какая-то игрушка, с которой можно делать все, что душе угодно. В начале своей жизни ваш сын или дочь любое сказанное слово будут воспринимать некритично, они будут доверять вам. Скажете ребенку, что он дурак, вместо «тебе нужна помощь, давай я объясню», и ребенок примет это. Приведу пример: мама в воспитательном порыве сказала сыну, что он трус. В итоге при знакомстве мальчик представлялся так: «Меня зовут Ваня Иванов, я трус». Когда вы слышите подобное – это должно быть стимулом, чтобы подумать над тем, как вы общаетесь с собственным чадом. Имя человека – это его презентация миру. В некоторых семьях получается, что оно задвигается и придумывается масса веселых названий для ребенка, а зря! Имя всегда должно быть на первом плане, это то, как человек будет впоследствии ощущать себя в этом мире, насколько он будет целостен. Если вы чаще называете дочку или сына курочкой или чертиком, то вы как бы откусываете от его имени (от его личности) кусочки.

2 января

Я решила поставить вопрос ребром: как разделить обязанности по отношению к нашему ребенку, должен ли отец принимать участие в воспитании малыша. Муж сначала попытался оправдываться: «Я целый день на работе, мне нужно хорошо высыпаться, а ты остаешься дома, можешь и днем прилечь». Я предложила ему хотя бы один выходной провести с ребенком без меня, он согласился на несколько часов. Когда я пришла от подруги домой, все было спокойно: малыш спал вместе с папой на разобранном диване, вокруг лежали использованные памперсы, немытые бутылочки с остатками смеси, разбросанные погремушки.

Когда муж проснулся, то сказал, что теперь понял, как мне трудно и за ребенком ухаживать, и квартиру содержать в порядке, и обеды-ужины готовить. Мы договорились по ночам вставать к Илье по очереди, правда, я все равно не могу спать, когда мой ребенок плачет, но мне приятно, что Сергей принимает участие в уходе за нашим общим сыночком.

Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?

Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы

Для него очень важно читать по губам

Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса. Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами

Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить

Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.

Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий