Учим фрукты и ягоды (Карточки Домана)

Основные принципы и правила обучения

Воспитывать особенного ребенка, эффективно обучать его непросто. Родителям пригодятся следующие советы по организации занятий:

  1. Не ждите, что время расставит все на свои места. При обнаружении первых признаков нарушений умственного, интеллектуального развития у новорожденных начинайте решать проблему. Чем раньше ввести в ежедневное расписание малыша развивающие занятия, тем выше будет результат.
  2. Занимайтесь систематически, регулярно. Не бросайте использование метода Домана при первых разочарованиях.
  3. Продолжайте урок, пока кроха хочет заниматься. Проявление негативизма — сигнал к перерыву.
  4. Доверяйте своему ребенку. Уважайте его интересы, желания. Не стоит действовать методом тирании, заставлять заниматься силой. Действуйте хитростью, мягко.
  5. Верьте в успех.
  6. Радуйтесь проявлению инициативы. Хвалите кроху, даже за мелкие достижения.
  7. Создавайте подходящую обстановку для обучения особенного ребенка.
  8. Готовьтесь к урокам заранее. Не начинайте скачивание, распечатку карточек и таблиц в спешке. Продумайте расписание занятий на несколько недель вперед.
  9. Не зацикливайтесь на уже пройденном материале. Чаще предлагайте новую информацию. О пройденном говорите кратко.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Популярные книги автора

Глен Доман — автор нескольких бестселлеров для взрослых членов семьи, педагогов школ и детских садов. В каждой книге утверждается, что все дети рождаются гениями, а рычаг для открытия способностей маленького вундеркинда в руках у родителей. В своих трудах известный американский нейрофизиолог Глен Доман дает простые и действенные советы по раннему развитию малышей в условиях образовательных центров, дома

Советуем обратить внимание на следующие издания

Гармоничное развитие ребенка

Глен Доман поставил перед собой цель: показать родителям, что их дети способны на большее

В играх с новорожденными, по мнению известного новатора, особое внимание стоит уделять физическому развитию. Запрет на двигательные эксперименты приводит к задержкам в интеллектуальной сфере. В книге масса полезной информации о том, как без угрозы для здоровья малыша и нервной системы мамы помочь новорожденному развиваться гармонично, опережая физически и интеллектуально сверстников

В книге масса полезной информации о том, как без угрозы для здоровья малыша и нервной системы мамы помочь новорожденному развиваться гармонично, опережая физически и интеллектуально сверстников

С помощью говорилок можно положительно влиять на развитие речи

В книге масса полезной информации о том, как без угрозы для здоровья малыша и нервной системы мамы помочь новорожденному развиваться гармонично, опережая физически и интеллектуально сверстников. С помощью говорилок можно положительно влиять на развитие речи.

Как научить вашего ребенка читать, или Тихая нежная революция

Эта книга Домана была выпущена на родине автора в 1964 году. На русском языке ее впервые издали в 2004-м. В качестве предисловия автор написал небольшую лекцию для родителей о повреждениях детского мозга различной этиологии. Описал, как чувствует себя ребенок, какие средства должны выбрать родители для оказания помощи новорожденному.

Далее Доман подробно рассказывает о своем методе обучения чтению грудничков. Книга будет полезна всем родителям, даже если вы не собираетесь заниматься по авторской методике со своим малышом с пеленок.

Насколько умен ваш малыш (или Ваш ребёнок — гений)

«Первые несколько лет жизни — критичное время для приобретения важных навыков для выживания. Если упустить его, ваш ребенок не подготовится к сложностям, перипетиям взрослого периода». Так считает Глен Доман и соавторы его книги «Насколько умен ваш малыш?». Этот публицистический труд предназначен для любопытных, неравнодушных и активных родителей, старающихся разобраться, все ли хорошо с их малышом, правильно ли он развивается. Используя карточки-бормоталки, можно более успешно развивать речь. Они способствуют правильному произношению звуков и позволяют быстрее научиться говорить.

Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга

Эта брошюра предназначена абсолютно для всех семей с детьми

Неважно, здоров ваш малыш или нет, ее нужно прочитать всем родителям. Глен Доман просто, доступно объясняет, что такое повреждения мозга, как их избежать и исправить. Никакой медицинской терминологии, сложных опытов, результатов экспертиз

Никакой медицинской терминологии, сложных опытов, результатов экспертиз

После прочтения книги американского нейрофизиолога Глена Домана Вы сможете посмотреть на своего малыша другими глазами, эффективно и системно работать над устранением даже самых сложных дефектов развития у ребенка

Никакой медицинской терминологии, сложных опытов, результатов экспертиз. После прочтения книги американского нейрофизиолога Глена Домана Вы сможете посмотреть на своего малыша другими глазами, эффективно и системно работать над устранением даже самых сложных дефектов развития у ребенка.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические, на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету (KoroBoom, My-shop)

и карточки для обучения чтению (KoroBoom, My-shop).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту «Вундеркинд с пеленок». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ. При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Задания на тему «Фрукты»

Используя дидактические карточки, можно организовывать множество образовательных и развивающих игр и занятий. Представляем несколько интересных вариантов. При желании и возможности педагоги могут придумывать увлекательные задания самостоятельно, варьировать уже имеющиеся.

Что пропало?

Воспитатель раскладывает карточки. Воспитанники внимательно рассматривают изображения, стараются их запомнить. Можно для лучшего запоминания в процессе раскладывания рассказать о каждом фрукте стишок. Затем дети крепко зажмуриваются, отворачиваются, чтобы не подглядеть, а педагог убирает одну карточку. Открыв глаза, дети должны сказать, какой плод исчез.

Что лишнее?

Для этой игры необходимо дополнительно подготовить карточки с овощами. Педагог раскладывает изображения фруктов, среди них вставляет картинку какого-нибудь овоща. Ребята должны внимательно рассмотреть карточки, указать на лишний плод, вспомнить его название.

Поиграем в поваров

В начале этой игры педагог напоминает воспитанникам, что фрукты содержат много витаминов, из них получаются вкусные и полезные домашние заготовки и напитки. Далее воспитатель предлагает детям поработать поварами, раскладывает перед ними карточки, просит выбрать фрукты, из которых они приготовили бы компот, сок, варенье. Желательно, чтобы дошкольники в процессе выбора четко проговаривали название пищи. Например: варенье из сливы — сливовое варенье, сок из апельсина — апельсиновый сок, компот из яблок — яблочный компот.

Разложи по цвету

Эта дидактическая игра организуется в форме лото, для нее нужно дополнительно сделать 3 игровых поля, разделенных на квадраты соответствующего карточкам размера. Задача ребят — разделить фрукты по окраске. В первое поле дети должны положить плоды красного цвета, во второе — желтого, а в третье — зеленого.

Найди по описанию

Педагог, разложив карточки перед воспитанниками, начинает описывать какой-либо фрукт. А дети должны угадать плод по описанию, указать на соответствующую карточку. Например: «Сочный, мягкий, круглый, оранжевый с красным бочком, с ворсистой шкуркой». Ребенок, догадавшийся, что это персик, опускает пальчик на соответствующую карточку.

Опиши по картинке

Дети играют по очереди. Педагог для каждого ребенка выбирает фрукт. Дошкольник, глядя на картинку, должен описать плод, причем желательно не только его внешний вид, но и вкусовые качества.

Фруктовое соседство

Воспитатель раскладывает картинки в несколько ровных рядов. Затем обращается к каждому воспитаннику по очереди, просит назвать соседей определенного фрукта. Например, он называет яблоко. Дети выискивают среди картинок плод, затем говорят, что находится справа, слева, сверху, снизу.

Что готовят из этого фрукта?

Педагог просит воспитанника выбрать карточку. Можно даже усложнить задание, перевернуть карточки, чтобы выбор был наугад. Пусть дошкольник назовет как можно больше блюд и видов продукции, изготавливаемых из этого плода. Например, выбран абрикос. Из него делают абрикосовое варенье, абрикосовый джем, абрикосовый компот, абрикосовые карамельки, абрикосовый мармелад.

Растет ли фрукт у нас?

Это занятие знакомит дошкольников с определением «экзотический». Это понятие нужно четко объяснить детям. Когда ребята усвоят информацию, можно предложить им разделить карточки: в одну стопку положить картинки фруктов, выращиваемых в наших широтах, в другую — произрастающих в тропических климатических условиях.

Нарисуй любимый фрукт

Для выполнения этого творческого занятия каждый ребенок должен выбрать любимый фрукт. Изобразить его он должен узнаваемым, с прорисовыванием характерных признаков. В конце работы ребята оценивают результат друг друга, пытаются узнать изображенный плод.

Немного об авторе

Глен Доман — врач-нейрофизиолог, родился в 1920 году в Филадельфии, США. Стал известен миру разработкой методики раннего развития детей. Но начинал свой путь Доман с изучения детского мозга в Университете Пенсильвании. Там получил ученую степень по физиотерапии и предполагал продолжать научную деятельность, но помешала Вторая мировая война. Молодой перспективный врач Глен Доман ушел добровольцем в пехотные войска США, решив возобновить изыскания в нейрофизиологии после окончания войны.

Возвращение к медицинской практике Глен Доман начал с разработки курса реабилитации детей с повреждениями головного мозга, ЦНС — с ДЦП, синдромом Дауна, аутичным поведением. И заметил, что между уровнем физического и интеллектуального развития прямая взаимосвязь. Больным детям предлагались следующие задания: взмахи руками, ногами, ползание.

Вслед за активацией работы мышц происходил прогресс в работе мозга. Таким образом, устранялась первопричина детских дефектов, а не ее следствие.

Далее для малышей с особенностями развития разрабатывалась программа по стимуляции зрительной, слуховой, тактильной активности. Уроки распределялись в течение суток, были очень насыщенными и продолжительными. Курс реабилитации длился много месяцев. В результате большинство больных детей показывали хорошие результаты в умственной и физической сфере развития.

В 1955 году вместе с коллегами-нейрофизиологами основал Институт развития человеческого потенциала. Базой исследований стала новейшая для своего времени методика Домана. В 1960 году была написана статья о результатах работы группы нейрофизиологов по реабилитации детей с параличами, отставанием в психическом и интеллектуальном развитии по авторской методике, а также в целом о деятельности института. Результаты поразили общественность.

Через несколько лет Доман решил апробировать свои педагогические и медицинские разработки на здоровых детях. Малыши занимались по той же реабилитационной программе и показали следующие результаты:

  • Читали в раннем дошкольном возрасте.
  • Считали до сотен и тысяч.
  • Были очень эрудированными, обладали обширными знаниями по географии, биологии, математике, зоологии.
  • Эффективно повышали уровень физического развития.

После публикации описания авторской методики в научных журналах, выпуска книг Глена Домана, методикой раннего развития заинтересовались не только педагоги, врачи, но и родители.

Самыми популярными в России и США стали следующие дидактические технологии:

  1. Как научить ребенка читать.
  2. Как научить дошкольника считать.
  3. Как дать энциклопедические знания в раннем возрасте.

Занятия по любому из перечисленных блоков по методике Глена Домана строятся на демонстрации карточек с картинками, точками, словами. Методика проста. Специальных знаний, навыков в педагогической работе от родителей не требуется. Достаточно уделять урокам много времени, сил, быть заинтересованными в результате и не ждать успехов слишком быстро.

Развитие памяти с помощью карточек Домана

Для развития памяти используется так называемый «Бит интеллекта». Это техника, при которой карточки демонстрируются кратковременно, четко называя то, что изображено, иногда можно называть короткий факт о данном изображении.

Казалось бы, как возможно вообще что-то запомнить за такой короткий период? На самом деле основная суть методики — это развитие скорости реакции мозга малыша. Поэтому первые несколько занятий ребенок действительно может не совсем понимать, что вообще происходит. Но с каждым новым занятием скорость реакции будет развиваться, как и фотопамять.

Обучающие карточки для такого изучения существуют разных категорий, но наиболее популярные для самых маленьких — это общие знания (основные предметы быта), животные и птицы, геометрия и математика.

Карточки Домана для обучения чтению

Доманом был предложен очень необычный способ обучения чтению. Как считал американский врач-физиотерапевт, ребенок в 10-12 месяцев уже готов к данной задаче. А чтобы освоить буквы и слоги, ребенок только должен ознакомиться с основными законами чтения.

Обучение чтению по его методике проходит в такой последовательности: взрослый показывает малышу карточки со словами, при этом на карточках обязательно должен быть именно крупный красный шрифт, так как он больше привлекает внимание детей. Рекомендуется придерживаться таких правил:. Рекомендуется придерживаться таких правил:

Рекомендуется придерживаться таких правил:

Следует подбирать слова по основным тематикам, не забывайте про возраст малыша и его потребностях

Обратите внимание на реакцию ребенка, на то, с какой скоростью он пополняет свой словарный запас. Начинать лучше с существительных. Между занятиями сделать перерывы не менее 40-60 минут

Между занятиями сделать перерывы не менее 40-60 минут.

Согласно статистическим данным, дети, которые обучались по данной программе, действительно, начинают читать гораздо быстрее.

Скачать и распечатать карточки Домана для обучения чтению: карточки Домана для начального обучения чтениюС помощью этих карточек можно составлять с малышом предложения.

Карточки Домана для обучения счету

Для детей арифметика — это слишком сложно из-за отсутствия абстрактного восприятия. Поэтому все демонстрации должны быть в буквальном смысле — подробное объяснение и наглядный пример цифр.

Обучение счету происходит по идентичной вышеописанной схеме, только используются специальные карточки с разным количеством нарисованных на белом фоне точек.

Показываются карточки в течение 15 секунд, лучше проводить занятие с 5 карточками, трижды в сутки, постепенно увеличивая количество материала. Лучше убирать одну карточку, заменяя ее на новую, после того как малыш уже усвоит материал.

Основная суть теории — в дальнейшем ребенок сможет быстро устно считать, сразу представляя при этом количество точек, а не саму цифру. Поэтому обучение цифрам будет в дальнейшем гораздо легче и проще для ребенка.

Скачать и распечатать карточки Домана для обучению счета можно ниже. Карточки представлены в двух вариантах: классическом и с пуговицами.

Карточки Домана для изучения окружающего мира

Смотреть карточки Домана можно не только для общего развития. Существует методика для физического развития ребенка, так как по мнению американского врача-физиотерапевта, именно физическое развитие оказывает косвенное влияние на интеллектуальное. И эта теория на сегодняшний день полностью подтверждена. Мелкая моторика, координация движений — это все имеет отношение к умению и возможность распознавания букв, цифр и так далее.

Некоторые педагоги и детские психологи рекомендуют также развесить разноцветные карточки с изображениями по дому, чтобы ребенок, продвигаясь, продолжал изучение

Это очень хороший способ привлечь внимание малыша к обучению, даже в тех случаях, когда малыш категорически не хочет заниматься.. Чтобы максимально расширить словарный запас ребенка, необходимо использовать максимальное количество доступных тематик карточек:. Чтобы максимально расширить словарный запас ребенка, необходимо использовать максимальное количество доступных тематик карточек:

Чтобы максимально расширить словарный запас ребенка, необходимо использовать максимальное количество доступных тематик карточек:

  • литература;

  • математика;

  • языковые знания;

  • биология;

  • география;

  • история;

  • искусство и музыка.

Начинайте с более простых тематик, которые являются обязательными и необходимыми в таком возрасте. Это животные, бытовые предметы, птицы, рыбы, обыденные вещи. А после уже расширяйте его интеллектуальные рамки на более обширные тематики.

Скачать карточки Домана на разные темы окружающего мира можно здесь:

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов:

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать .

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий