Как справляться с детской агрессией
- Установить четкий запрет на агрессивное поведение и систематическое напоминание ребенку об этом: «У нас есть табу», «Так не принято».
- Научить ребенка проявлять агрессию приемлемым способом: похлопать в ладошки, побить кулачками, «слова-обзывалки» (например, ругаемся названиями овощей или фруктов, животными).
- Сдерживать агрессивные проявления ребенка непосредственно перед их появлением. Т.е. вы видите, как ребенок занес руку – остановите его, окликните его.
Эффективно справиться с детской агрессией помогут правильные игры и упражнения. В видео варианты «правильных» игр в детском саду, выполнять как с воспитателями, так и дома с родителями:
Физические активные игры выплескивают накопившуюся агрессию и энергию в не обидных и не опасных формах, да и настроение прибавят всем. Хотя бы раз в день детям необходимо хорошенько покричать, побегать и попрыгать, особенно на свежем воздухе. После прогулки дети будут довольные, откроется аппетит и крепкий сон в тихий час будет обеспечен.
«Обзывалки» приятными словами, фруктами или овощами, таким образом формируя у ребенка чувство юмора и фантазию.
Курение
С настоящим курением редко приходится иметь дело, чаще «сигаретами» выступают веточки или бычки, подобранные на улице. Вот последнее особенно опасно.
Чем вредно: ребенок может заболеть. Игра в курение еще не говорит о том, что подручные средства с годами обязательно трансформируются в настоящие сигареты (хотя это тоже нужно учесть), а вот заразиться чем-то от подобранных бычков можно.
Как бороться: рассказать о рисках, болезнях. Напомните ребенку случай из его жизни (если было что-то подходящее). Например, напомните о том, как болел животик недавно, или как рвало при ротавирусной инфекции. Скажите, что из-за новой привычки может случиться то же самое.
О вреде курения тоже важно сказать и подчеркнуть, что для вашей семьи это неприемлемо. Не забывайте о личном примере
Как привлечь воспитателя к ответственности?
Ответственность педагога — На основании ФЗ-273 «Об образовании в РФ» воспитатель несет ответственность:
- за жизнь и здоровье детей;
- за создание благоприятных условий, которые не могут угрожать детям ;
- за соблюдение прав ребенка,
Воспитателя могут привлечь к ответственности за следующее:
- сокрытие несчастных случаев, произошедших в течение дня;
- бездействие при несчастных случаях;
- за халатность и уклонение от своих обязанностей;
- за несоблюдение норм безопасности и разглашение секретных сведений о воспитанниках.
В пп.2 п.6. ст.28 и ст.51 ФЗ «Об образовании в РФ» уточняется, что весь груз ответственности за несчастные случаи несут должностные лица: воспитатели и администрация детского сада. Ответственность за жизнь ребенка воспитатель начинает нести с момента передачи ребенка в его руки.
- Если мама довела ребенка только до двери сада, то все, что случится с ним по пути в группу, – ответственность родителя.
- Воспитатель обязан находиться на своем рабочем месте и не может оставлять детей без присмотра.
- Если воспитатель отлучается, то дети передаются под ответственность администрации и заведующей.
Нянечка ответственности за детей не несет. Правила работы детских садов. Пять основных изменений с сентября 2020 года Читать Родительский чат. Как себя вести, чтобы это было полезно и не отнимало время Подробнее Права, ответственность и обязанности ребенка в России.
Почему нельзя кричать на ребенка?
67509 7 минут Опубликовано: 16 марта 2021 Все родители согласятся, что кричать на ребенка нельзя, но бывают случаи, когда сложно сдержать эмоции. Тем не менее, родителям следует запастись терпением и научиться брать себя в руки в момент, когда ребенок не слушается. Ваш крик не принесет ему пользы, только вызовет негативную реакцию и последствия.
- Поэтому лучше сделайте глубокий вдох — выдох, вспомните, что испытает ребенок, если вы на него накричите, а затем объясните ему спокойным тоном, почему так делать нельзя.
- В нашей статье мы расскажем о вреде крика для психики ребенка.
- А кандидат педагогических наук, учитель – логопед высшей категории Ольга Николаевна Грачева даст несколько важных советов, как найти подход к ребенку.
Как ребенок реагирует на крик? Последствия крика родителей очень опасны для детей: Крик родителей заставляет ребенка уйти в себя, закрыться, стать глухим к любому обращению взрослых. Крик мамы или папы только усиливает гнев и раздражительность ребенка.
И он, и родители начинают злиться, в итоге всем сложно остановиться. А результатом может стать сломленная психика ребенка, неуравновешенность, и в дальнейшем ему будет очень сложно находить общий язык со взрослыми. Крик может настолько испугать ребенка, что он начнет заикаться. Повышение голоса действует на ребенка иначе, чем на взрослого.
Крики родителей, вызывающий у ребенка чувство страха, заставляет его прятать проявление эмоций. В результате чего во взрослой жизни это может спровоцировать резкую агрессию и неоправданную жестокость. Если родители будут кричать на ребенка, то он перестанет им доверять, особенно это страшно в подростковом возрасте.
Это очень серьезное психическое отклонение. Родителям нельзя кричать на детей и в их присутствии, поскольку они впитывают их манеру поведения. Ребенок, когда вырастет, будет также вести себя с родителями и другими людьми. Физиологическая реакция организма на крик Во время крика вы и ребенок сердитесь, у вас повышается уровень гемоглобина и адреналина. Затем вы вместе испытываете расстройство и усталость. В этом момент у вас резко понижается гемоглобин и адреналин, желудок вырабатывает разъедающий сок, происходит спазм капилляров, нарушаются обменные процессы. Фактически, вас избили, поскольку в кровь поступили точно такие же вещества, как при избиении.
Ругательства
Матерные или любые грубые, оскорбительные слова.
Чем вредно: проблемами во взаимоотношениях с людьми, ограниченным словарным запасом, проблемами в речевом развитии.
Как бороться:
- Выразить свое недовольство: «Мне неприятно слышать это слово. Оно грубое и некрасивое».
- Не поддерживать ребенка в употреблении ругательств. Некоторые родители смеются над этим, записывают смешные случаи на видео – не надо так. Все это воспринимается ребенком как поощрение и выступает в роли позитивного подкрепления для формирования привычки.
- Подкреплять слова личным примером: «Ты слышал, чтобы я или папа употребляли это слово? Нет, потому что оно обидное / грубое / некрасивое».
Что делать если ребенок всех бьёт?
В долгосрочной перспективе это приводит к тому, что мальчики гораздо хуже девочек могут выражать свои эмоции вербально, а со злостью и фрустрацией привыкают справляться с помощью насилия. Рассказываем, как это работает. Психолог Анна Корниенко обратилась к теме детской агрессии, когда ее маленький сын стал бить других детей лопаткой по голове в песочнице.
Она растерялась и принялась искать ответ на вопрос, почему ее обычно спокойный и добрый ребенок так резко изменился. «Нас воспитывали так: злиться нельзя, раздражаться нельзя, надо вести себя спокойно, — говорит Анна. — У нас, выращенных таким образом, в голове есть только инструкция „прекрати».
- Когда ребенок начинает кричать или драться, это вылетает из родителей на автомате.
- Я начала искать альтернативы — и нашла решение в теории Гордона Ньюфелда: мы становимся агрессивными, когда чем-то задеты.
- С тех пор я стала тщательно разбирать и проговаривать с сыном, чем он расстроен.
- Внимательно наблюдала, когда он устает, меняла режим дня.
Постепенно он научился понимать свое состояние и реагировать мягче. Сейчас ему 14 лет, и он очень уравновешенный и спокойный мальчик». Сейчас Анна Корниенко называет себя психологом-агрессологом. Она написала книгу «Детская агрессия» и создала проект, в котором команда специалистов помогает семьям решить проблему агрессии.
- Но отношение к агрессивному поведению в нашем обществе до сих пор остается неоднозначным.
- Если ребенок обзывается, толкается или бьет других, ожидаемой реакцией родителей и педагогов будет осуждение и назидание: ребенка нужно отругать и запретить себя так вести.
- Запрет кажется самым простым и быстрым способом справиться с детской агрессией, но он только добавляет ребенку фрустрации.
«Агрессия шире, чем просто действие: в ней есть энергия дерзновения, витальная сила, которая помогает достигать того, чего мы хотим, — говорит Анна Корниенко. — Без нее мы становимся пассивными, ведомыми. Родители часто пресекают не только агрессивные действия, но и агрессивные импульсы ребенка, то есть его внутренние потребности.
Можно ли воспитателю кричать на ребенка?
Ответы на вопрос: Не имеет права воспитатель кричать на детей и ставить их в угол. Это не педагогично. За это воспитателя могут и уволить.
Какую ответственность несет Воспитатель?
Воспитатель несет ответственность за сохранность жизни и здоровья ребенка. Это прописано как в его должностных инструкциях, так и в инструкциях по охране жизни и здоровья детей. После происшествия в дошкольном образовательном учреждении создается комиссия по расследованию несчастного случая.
- Заполняется АКТ о несчастном случае.
- С воспитателей берется объяснительная, в которой он подробно описывает все события поминутно.
- Если требуется, что опрашивают и детей, т.к.
- Они являются очевидцами.
- Если выясняется, что воспитатель был занят своими делами и не соблюдал инструкцию, то может быть и уголовная ответственность.
Но это в основном по требованию родителей. Если же родители, понимают что вина воспитателя не очень большая и они не подают заявление в суд, то воспитателя наказывают либо материально, либо могут уволить (все зависит от ситуации). Если же родители подали заявление в прокуратуру, то расследование уже ведут их сотрудники.
- И суд определяет степень ответственности воспитателя.
- Но я хочу вам сказать, как работник детского сада, что если в дошкольном образовательном учреждении происходит травма, наказывают не только воспитателя, но и заместителя заведующей по воспитательно-методической работе, и заведующего детского сада и других сотрудников, которые хоть какое-то дело имеют к этой травме (захвоз, дворник и другие).
Вам помог ответ? Да Нет
«Плакса, вакса, гуталин, проглотил горелый блин»
Вербальная детская агрессия — дразнилки, обзывалки, доносы, бойкоты, ситуации, когда ребёнка «подставляют» другие дети — всё это актуально для коллектива, где возраст детей — от 3 лет. И это совсем не говорит о том, что «жертва» действительно какая-то не такая, ведь дети могут устроить травлю по самым разным причинам: от скуки, от напряжения внутри коллектива, от того, что «потенциальная жертва» не похожа на них, потому что это новенький или худой, толстый, в очках, другой национальности, без сотового телефона — всего не предугадаешь. Обычно психологи советуют родителям объяснять ребёнку, что:
- У каждого есть свои недостатки во внешности, но это не мешает человеку вырасти успешным и счастливым. Очень помогает в таких случаях просмотр фотографий знаменитых и великих людей: сотни из них тоже были толстыми или худыми, носили очки, да и национальность у всех — совершенно разная. А стали знаменитыми и успешными.
- Нужно отключать эмоции, меньше реагировать и давать отпор. Не кулаками, а фразами. Варианты таких беспроигрышных фраз: «Скучно… Придумайте что-нибудь новенькое», «Я так рад, что вам весело», «Да я знаю, что тебе нравится так говорить» — даны в книге Людмилы Петрановской «Что делать, если…».
- Любить ребёнка. Ничто не вселяет уверенность малышу так, как любовь родителей.
Юлия Вячеславовна Бальшем, педагог-психолог, ДОУ № 17 г. Ивантеевка МО:
— Обычно дети начинают дразнить после 3 лет, но осознанно обзывают к 5-6 годам. Причины — не только подражание взрослым, но и привлечение к себе внимания или самоутверждение, проявление бунта. Дети таким образом могут выплёскивать агрессию, могут обзываться из зависти, из-за неприязни, для самозащиты и т.д. В любом случае это говорит о том, что у ребёнка далеко не всё благополучно.
Как можно исправить ситуацию в коллективе? Мы в детском саду играем с детьми в игру «Обзывалки» — «обзываем» друг друга по кругу, например, овощами: «Ты, Маша, редиска!», «А ты, Петя, капустка!» Дети хохочут, негативная энергия переводится в позитивное русло. Потом обычно говорим друг другу комплименты: «Ты, Оля, роза!» и т.д. Эта игра помогает снять вербальную детскую агрессию, выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Чтобы ваш ребёнок не стал вербальным агрессором, важно дома следить за собой, за своей речью, помнить о том, что дети — наше зеркало. Часто взрослые не замечают, как проявляют нетерпимость к особенностям других людей, используют в своей речи бранные слова
Им может казаться, что ребёнок не слышит или ещё не понимает, о чём идёт речь, а между тем тот всё схватывает на лету и затем демонстрирует в детском коллективе. Учите ребёнка быть терпеливым к особенностям других людей, читайте сказки, там много народной мудрости. Особенно полезны терапевтические сказки.
Кризис «Я сам»
Это кризис возраста у ребенка «Я сам». Родителям нужно предоставить малышу больше свободы в тех вопросах, где он уже компетентен; в тех ситуациях, которые безопасны. Тем самым вы вернете спокойствие в дом.
А запугивая ребенка «злым дядькой», «бабой Ягой», получаем обратную реакцию у ребенка – агрессию. Какие-то дети будут бояться и подчиняться, а другие – выдавать агрессию. Ведь агрессия – это обратная сторона страха.
На агрессивные выпады ребенка лучше дать спокойный и твердый отпор: «Так говорить плохо», «Так делать нельзя».
Есть ли позитивные моменты у агрессивности? Да, это:
- защита своей целостности и территории;
- выход негативных эмоций и снятие напряжения;
- отстаивает свои интересы и личное пространство;
- целеустремленность;
- показать окружающим, что может за себя постоять, «дать отпор».
Здесь есть отличия между мальчиками и девочками в проявлении агрессии. Так, мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, девочки – более высокие уровни косвенной и вербальной агрессии (т.е. словами).
В целом мужскому полу больше приписывают склонность к физической агрессии, а женщинам – косвенная агрессия (не напрямую, а через что-то, через кого-то, не сейчас, через какие-то действия), психологическое давление.
Средства массовой информации оказывают значительное влияние на проявление агрессии со стороны личности, в т.ч. и ребенка. Рассмотрим механизм формирования агрессивного поведения человека, по этапам:
- Чрезмерное увлечение телепередачами/компьютерными играми. Это рождает агрессивные фантазии.
- Далее происходит отождествление с себя с персонажем агрессивного плана.
- Решение проблем и влияние на людей. Здесь человек усваивает агрессивный способ решения любой проблемы + как можно повлиять на людей.
- Использование агрессии для решения проблем межличностных отношений.
- Усиление агрессии, т.к. удалось добиться своего путем применения агрессии.
- Формируются агрессивные привычки.
- Это выливается в неразвитые социальные умения. Ребенок все больше начинает погружаться в мир телевизора/компьютера, где он уже усвоил агрессивный способ решения своих проблем. Он добивается решения проблем в межличностных отношениях с помощью кулаков.
- Фрустрация.
- Чрезмерный просмотр агрессии по ТВ, жестокие компьютерные игры.
В то же время нельзя, чтобы ребенок постоянно пребывал в таком «милом», «благодушном» мире. Тогда у него формируется куча страхов.
Агрессивное поведение у маленьких детей очень часто связано с семейной атмосферой. В семье может допускаться агрессия как по отношению к ребенку, так и между взрослыми членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится и в дошкольное учреждение.
Что делать если ребенок обижает других детей?
1. Поговорите с ним о травле — Лучше сделать это до инцидента — профилактически. Расскажите ребёнку, что насилие недопустимо, нельзя обижать и задирать других детей ни за что, и что если кто-то обижает и задирает его, нужно сразу рассказать об этом вам.
Если же инцидент произошёл, постарайтесь достучаться до ребёнка, объяснить ему, какое влияние его действия оказывают на других.
Скажите, например: «Ты бы хотел, чтобы так поступили с тобой?» или «Как думаешь, что почувствовал этот ребёнок?».
Важно не обвинять ребёнка с порога, не осуждать его — так он просто закроется.
Обязательно выслушайте его версию событий, постарайтесь понять, почему он или она оказались в такой ситуации.
Со мной никто не дружит…
Быть изгоем в коллективе значит тоже подвергнуться детской травле. Ведь это настоящая трагедия для ребёнка, а для родителей — проблема. Так и хочется защитить своего ребенка, помочь ему, оградить от одиночества
В этом случае важно:
Собрать информацию об обстановке в группе. Это можно сделать, поговорив с самим малышом, с воспитателем, с другими родителями.
Проиграть конфликт дома. Это можно сделать с помощью кукольного театра. Разыграйте домашний спектакль и научите кроху подбирать нужные слова и правильно действовать.
Давайте малышу больше общаться. Ходите в гости с ребёнком, приглашайте домой его сверстников
Малышу очень важно научиться общаться.
Юлия Вячеславовна Бальшем:
— Если с ребёнком не хотят играть, возможно, проблема в ребёнке. Если в разных коллективах возникают схожие проблемы, родители замечают, что малышу сложно контактировать с детьми, то следует обратиться к психологу. Часто дети не умеют общаться, у них не развиты социально-коммуникативные навыки. Причины разные — застенчивый ребёнок, агрессивный, внешне отличается от других, избалованный, проблемы с речью, проблемы в семье и т.д.
Недавно был случай: мальчик в подготовительной группе категорически не хотел ходить в сад. Плакал, упирался (его недавно перевели в новую группу). Оказалось, что никто не хочет с ним играть. Причины следующие — он ждал инициативы от других ребят, сам себя никак не проявлял, постоянно был хмурым и грустным, пассивным. Дети сначала подходили с предложением дружить, а потом перестали. Была проведена групповая и индивидуальная работа, и постепенно всё наладилось.
Возможно, воспитатель не может сформировать дружескую атмосферу в группе. Воспитатель обычно выступает арбитром в коллективе, следит за недопустимым поведением. Все дети ждут реакции воспитателя
Важно, чтобы воспитатели пресекали фразы «Мы с тобой не играем», «Я с тобой не дружу», не поощряли ябедничество
Конечно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании, например, интроверты. Тут нужно разбираться вместе со взрослыми в каждом индивидуальном случае.
Можно ли воспитателям наказывать детей?
Ответ прост, каким бы непослушным не был ребенок, какие бы «плохие» поступки он не совершал, воспитатель не имеет права наказывать его физически, а так же применять методы, унижающие достоинство ребенка, ущемляющие его права. В этом случае воспитатель должен воздействовать на малыша через родителей.
Что не имеет право делать воспитатель в детском саду?
Документы, регламентирующие деятельность воспитателя: — должностная инструкция и трудовой договор, В них закреплены обязанности работника; устав образовательного учреждения является сводом правил деятельности учреждения; Федеральный закон « Об образовании » ; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога также отражают обязанности воспитателей; требования СанПиН 2.4.3648-20 закрепляют санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения ; кодекс профессиональной этики педагогических работников содержит принципы и правила поведения работников. Ответственность за детей вне детского сада несут родители. Воспитатель не может контролировать каждого ребёнка от дома до ворот детского сада и наоборот, поэтому это — сфера родительского внимания. В таблице рассмотрим, какие ещё могут возникнуть ситуации и их последствия.
«Поцелуй меня!»
Ещё один вид детской травли — телесные приставания. Зажать в углу, показать интимные места, поцеловать — всё это также бывают у дошколят. Сами дети испытывают при этом растерянность, шок и могут даже не признаться взрослым. А если признаются, то и сами взрослые в сильном эмоциональном стрессе могут наломать дров: отреагировать криком и руганью, устроить скандал и даже забрать ребёнка из детского коллектива.
Юлия Вячеславовна Бальшем:
— Интерес к половым органам у дошкольников высокий, особенно у детей 3-4,5 лет. Если произошло подобное, родители, не заостряйте ситуацию в глазах ребёнка, переводите все в шутку, сглаживайте ситуацию (для пострадавшего ребёнка).
Если в группе есть ребёнок, который пристаёт к другим детям, воспитатель должен мягко, но настойчиво отваживать его от подобных действий, не зацикливая на этом. Он должен разговаривать с родителями, не оставлять детей без присмотра в туалете и в спальне. Обычно проходит полгода, и интерес пропадает, как, впрочем, и воспоминания об этом.
А ситуаций телесных приставаний очень даже много. Бывает, когда миленькая девочка из благополучной семьи не может уснуть без мастурбации. Или когда ребёнок пяти лет раздевается в спальне и имитирует секс. Был случай, когда один мальчик намеренно систематически писал на других мальчиков
Для предотвращения таких ситуаций очень важно контролировать доступную ребёнку информацию по телевизору и в интернете. Сейчас идёт тотальное развращение детей
По мнению психологов, каждый ребёнок сегодня подвергается так называемому «неконтактному» насилию при просмотре откровенных сцен в фильмах, идущих в телевизионный прайм-тайм, да и просто при просмотре низкопробных юмористических программ.
Итак, моббинг и буллинг — сегодня понятия, распространенные в детском обществе. Но в наших руках, родителей, педагогов, помочь малышам справиться с этими проблемами и победить детскую травлю.
Эксперты:
Юлия Вячеславовна Бальшем
Плохие манеры
Не чистить зубы и не мыть руки, плеваться, вытирать рот футболкой – все, что в настоящее время считается «крутым» или забавным среди детсадовцев.
Чем вредно: превратится в устойчивую привычку, перерастет в неряшливость как черту характера.
Как бороться: объяснять ребенку, что это некрасиво, в вашей семье так не принято. Говорите, что вам неприятно находиться рядом с ребенком, когда он так ведет себя. Но! Не стыдите дошкольника, не называйте его неряхой. Подробнее о том, как привить ребенку навыки личной гигиены →
Большинство таких «трендов» проходят сами собой – нужно набраться терпения.
Что делать если ребенок говорит что его бьет воспитатель?
Ребенка бьют в детсаду. Что делать в первую очередь: пойти к руководству или заявить в полицию? — Как только вы узнали, что воспитатель поднял руку на ребенка, нужно обратиться в администрацию детского сада, чтобы там провели внутреннюю проверку. Требуйте увольнения воспитателя.
Как правильно наказывать ребенка в 3 года?
Как наказывать ребенка в 2-3 года — Лучший вариант наказания — делать тайм-аут, передышку. Особенно эффективен в кризисный период, когда малыш не слышит, не видит вас. Тайм-аут помогает, когда ребенок теряет контроль над собой и своим телом и может причинить вред себе и окружающим.
Ябедничество
Для ребенка это вариант самоутверждения и средство в борьбе за внимание педагога (авторитета). Сдавая с потрохами другого ребенка, он говорит: «А я лучше него
Я хороший».
Чем вредно: формированием привычки самоутверждаться за счет других людей, добиваться успеха не за счет своих достижений, а за счет неудач окружающих.
Как бороться: каждый раз объяснять ребенку, что нужно следить за своими поступками и отвечать только за них.
Однако здесь важно не запугивать и не стыдить ребенка – есть ситуации, о которых необходимо рассказывать взрослым, помните об этом и объясните ребенку разницу