Укладывание младенцев спать: секреты от Трейси Хогг

Как правильно укладывать спать младенца

ТЕХНИКА KARITANE после 4 месяцев

1. Поймайте первые признаки усталости.

2. 5-10 минут спокойных занятий.

3. Уложите малыша в кровать в предпочтительную позу.

4. Недолго поглаживайте (похлопывайте, слегка покачивайте одной рукой — выберите для себя что-то одно) и, напевая колыбельную или звук «шшш-шш-шшш», выйдите из комнаты.

5. Если ребенок расплакался когда вы ушли— дайте ему поплакать в течение 1-3 минуты.

6. Вернитесь в комнату и успокойте ребенка (похлопывания, покачивания кровати, пение колыбельной) в течение 3 минут.

7. Снова выйдете из комнаты на 3 минуты. Если вам кажется, что это слишком долго, увеличивайте время вне комнаты с 1 — до 3 минут.

Некоторым малышам, чтобы не просыпаться, помогает негромкий монотонный звук в комнате — это может быть увлажнитель, радио, играющее тихо, колыбельные, любая спокойная и расслабляющая музыка.

8. Повторите пункт 6.

9. Повторите пункт 7. В зависимости от возраста ребенка и от того, как вы и ваш партнер чувствуете себя во время плача ребенка, время вашего отсутствия постепенно увеличиваться по 1 минуте. 

В возрасте 4-6 месяцев рекомендуется не покидать комнату дольше, чем на 5 минут

В возрасте 7-9 месяцев7 минут.

Шаги 4-9 можно продолжать делать не дольше 45 минут. Если ваш малыш по истечении 45 минут не успокоился и/или не заснул, выйдите с ним на прогулку, сделайте ему мягкий массаж или расслабляющую ванну. Это должно занять не больше 30 минут. Затем повторите все действия сначала. 

Прислушайтесь к характеру плача вашего малыша и решайте по ситуации — как скоро войти в комнату и повторить шаг 6. Если ребенка плачет настолько сильно, что вы не можете его успокоить — возьмите его на руки и утешьте привычным способом (кроме кормления). Старайтесь не допускать, чтобы ребенок уснул у вас на руках; как только ребенка успокоиться — положите его обратно в кроватку и повторяйте всю процедуру сначала.

Мифы о детском сне

Если ребенка вымотать днем и не укладывать на дневной сон, он будет лучше спать ночью. Не будет, потому что ему будут мешать стресс из-за нарушенного режима и перевозбуждение. Дети до 4 – 5 лет обязательно должны спать днем, потому что в это время у них восстанавливается нервная система. Чем ребенок старше, тем меньше времени он спит днем.

Соска — вред. Соска может помогать и вредить. Если ребенок привык засыпать на груди, можно дать соску, но убрать, как только заснет. Иначе ребенок проснется на короткий сон и начнет искать соску. Если соски не будет на месте, начнет плакать. В этом случае надо оставлять 2 – 3 соски в кроватке, чтобы ребенок в момент пробуждения сам взял соску и стал спать дальше. Когда родители убирают соску сразу, у ребенка не остается ассоциации соски с засыпанием.

Мамы переводят детей на самостоятельное засыпание исключительно потому, что не хотят ими заниматься. Это не так: самостоятельно засыпание — это не вопрос родительского удобства, а естественный процесс

Самое важное время, которое надо проводить с ребенком — это день. Чем больше ребенок находится днем с родителями, общается с ними, гуляет, тем спокойнее он засыпает

Ребенок за день напитывается любовью и вниманием настолько, что для засыпания ночью ему нужны только кровать и любимая игрушка

На самостоятельное засыпание можно переводить с рождения. До полугода ребенка нельзя переводить на самостоятельное засыпание. В первые месяцы жизни лучше быть с ребенком постоянно, чтобы у него не возникало чувство тревожности. С седьмого месяца можно пробовать разные методы засыпания. Ребенок сам подскажет, что ему нравится больше и по какой системе он будет спать.

Счастье есть
Иногда счастье — это уложить ребенка спать без долгих уговоров и слез, а иногда — купить квартиру, в которой у него будет своя комната.
Посмотреть квартиры Самолета

Как мы до этого «докатились» ?

«Максимка у меня парень веселый, очень активный, любит покричать и похулиганить в свои 7 месяцев

С рождения я понимала, как важно научить моего ребенка засыпать самостоятельно, так как просыпался он по ночам очень часто, далеко не всегда засыпал на груди, поэтому практически с первых дней жизни я его не качала, укладывала в детскую кроватку, немного шишикала и оставляла засыпать

Все было отлично, но в одну прекрасную ночь (месяца в 3) он не стал засыпать ни сам, ни с моей рукой и я, совсем измученная часами убаюкиваний, взяла его к себе в кровать. Заснул он мгновенно. Прочитав 100 преимуществ совместного сна и рассказы подруг про то, как это здорово, мы стали спать вместе. Не всегда конечно, был период, когда я болела и сильно кашляла по ночам, он спал в своей кроватке. На дневные сны мы, по совету моей мамы, укладывались в кроватку запеленованные и укаченные, хотя ему на тот момент было уже 5 месяцев. Все было замечательно и я была довольной и выспавшейся.

НО! проблемы начались, когда у него пошла сумасшедшая активность после 7 месяцев, спать его уложить было практически нереально никак! Пока он был маленький, я находила время работать днем, теперь это стало невозможным, днем он стал спать по 30 минут. Я хотела укладывать его пораньше и работать 3-4 часа ночью, но он так же просыпался каждые 30 минут, пока я не шла спать сама и не забирала его в свою кровать. Я была измотана, нервы на пределе, не высыпалась, пол ночи ловила за ногу, чтобы не уполз с кровати. Пиком была ночь, когда он покусал мне грудь, просыпался раз 15, пинал ногами, лазил по мне и т.д. Такого совместного сна я уже не выдержала! »

Источники

  • Dharel D., Singhal N., Wood C., Cieslak Z., Bacchini F., Shah PS., Ye XY., Alshaikh B. Rates and Determinants of Mother’s Own Milk Feeding in Infants Born Very Preterm. // J Pediatr — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33901519
  • Berkman RA., Wright AH., Khan I., Sivaganesan A. Perioperative Modifications to the Open TLIF Provide Comparable Short-term Outcomes to the MIS-TLIF. // Clin Spine Surg — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33901034
  • Shiroiwa T., Hagiwara Y., Taira N., Kawahara T., Konomura K., Iwamoto T., Noto S., Fukuda T., Shimozuma K. Randomized Controlled Trial of Paper-Based at a Hospital versus Continual Electronic Patient-Reported Outcomes at Home for Metastatic Cancer Patients: Does Electronic Measurement at Home Detect Patients’ Health Status in Greater Detail? // Med Decis Making — 2021 — Vol — NNULL — p.272989X211010171; PMID:33899589
  • Francis AA., Wall JEM., Stone A., Dewane MP., Dyke A., Gregg SC. The Impact of Interdisciplinary Care on Cost Reduction in a Geriatric Trauma Population. // J Emerg Trauma Shock — 2021 — Vol13 — N4 — p.286-295; PMID:33897146
  • Dawson J., Liu CY., Francisco GE., Cramer SC., Wolf SL., Dixit A., Alexander J., Ali R., Brown BL., Feng W., DeMark L., Hochberg LR., Kautz SA., Majid A., O’Dell MW., Pierce D., Prudente CN., Redgrave J., Turner DL., Engineer ND., Kimberley TJ. Vagus nerve stimulation paired with rehabilitation for upper limb motor function after ischaemic stroke (VNS-REHAB): a randomised, blinded, pivotal, device trial. // Lancet — 2021 — Vol397 — N10284 — p.1545-1553; PMID:33894832
  • Seyoum K., Tekalegn Y., Teferu Z., Quisido BJE. Determinants of Prelacteal Feeding Practices in Ethiopia: Unmatched Case-Control Study Based on the 2016 Ethiopian Demographic and Health Survey Data. // Midwifery — 2021 — Vol99 — NNULL — p.103009; PMID:33892350
  • Tielli A., Jullien V., Pull L., Bouchaud O., Siriez JY. Unintentional artenimol-piperaquine overdose in two children occurring without evidence of subsequent cardiotoxicity. // Int J Antimicrob Agents — 2021 — Vol — NNULL — p.106347; PMID:33892107
  • Gracner T., Agarwal M., Murali KP., Stone PW., Larson EL., Furuya EY., Harrison JM., Dick AW. Association of Infection-Related Hospitalization With Cognitive Impairment Among Nursing Home Residents. // JAMA Netw Open — 2021 — Vol4 — N4 — p.e217528; PMID:33890988
  • Tarfa RA., Morris J., Melder KL., McCoy JL., Tobey ABJ. Readmissions and mortality in pediatric tracheostomy patients: Are we doing enough? // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2021 — Vol145 — NNULL — p.110704; PMID:33882340
  • Bachanas P., Alwano MG., Lebelonyane R., Block L., Behel S., Raizes E., Ussery G., Wang H., Ussery F., Pretorius Holme M., Sexton C., Pals S., Lasry A., Del Castillo L., Hader S., Lockman S., Bock N., Moore J. Finding, treating and retaining persons with HIV in a high HIV prevalence and high treatment coverage country: Results from the Botswana Combination Prevention Project. // PLoS One — 2021 — Vol16 — N4 — p.e0250211; PMID:33882092

Оба подхода не работают?

Возможно, вы уже примкнули к одному или к другому лагерю. Если какой-то из этих двух методов подходит вам и вашему ребенку, отвечает вашему образу жизни, не сомневайтесь, продолжайте в том же духе.

Но дело в том, что мне нередко звонят люди, уже испытавшие оба эти подхода. Обычно события развиваются следующим образом. Один из родителей сначала отдает предпочтение идее совместного сна с ребенком и убеждает своего партнера или партнершу, что это самое лучшее. В конце концов, в этом и впрямь есть нечто романтичное — некий возврат «к истокам». Да и ночные кормления перестают быть проблемой.

Полная энтузиазма пара решает вообще не покупать детскую кроватку. Но проходит несколько месяцев — подчас довольно много, — и идиллия заканчивается. Если мама и папа очень боятся придавить ребенка, то могут сами лишиться сна из-за постоянных опасений, а у кого-то развивается болезненная чувствительность к малейшему звуку, изданному малышом во сне.

Младенец может просыпаться часто — каждые два часа — и требовать внимания. И если одних малышей достаточно погладить или прижать к себе покрепче, чтобы они снова уснули, то другие считают: самое время поиграть. Если оба родителя не были на 100% убеждены в правильности избранного метода, в том из них, кто поддался уговорам другого, начинает расти внутреннее сопротивление. Тут-то этот родитель и хватается за «ферберский» метод.

Пара решает, что малышке пора обзавестись собственным спальным местом, и покупает кроватку. С точки зрения малышки, это переворот, крах привычного мира: «Вот мои мама и папа, они несколько месяцев клали меня спать вместе с собой, укачивали, гулили, не жалели сил, чтобы сделать меня счастливой, и вдруг — бабах! Меня отвергли, выселили в другую комнату, где все чужое и пугающее! Я не сравниваю себя с узницей и не боюсь темноты, потому что мой младенческий ум не знает таких понятий, но меня мучает вопрос: „Куда все подевались? Где родные теплые тела, которые всегда были рядом?“ И я плачу — по-другому я не могу спросить: „Где вы?“. И они наконец-то появляются. Меня поглаживают, просят быть умницей и спать. Но никто не научил меня засыпать самостоятельно. Я ведь еще младенец!».

На мой взгляд, радикальные методы подходят не всем детям. Очевидно, они не подошли детям, родители которых обращаются ко мне за помощью. Сама я предпочитаю с самого начала придерживаться того, что считаю золотой серединой. Я называю свой метод «разумный подход ко сну».

ТЕХНИКА KARITANE после 4 месяцев

1. Поймайте первые признаки усталости.

2. 5-10 минут спокойных занятий.

3. Уложите малыша в кровать в предпочтительную позу.

4. Недолго поглаживайте (похлопывайте, слегка покачивайте одной рукой — выберите для себя что-то одно) и, напевая колыбельную или звук «шшш-шш-шшш», выйдите из комнаты.

5. Если ребенок расплакался когда вы ушли— дайте ему поплакать в течение 1-3 минуты.

6. Вернитесь в комнату и успокойте ребенка (похлопывания, покачивания кровати, пение колыбельной) в течение 3 минут.

7. Снова выйдете из комнаты на 3 минуты. Если вам кажется, что это слишком долго, увеличивайте время вне комнаты с 1 — до 3 минут.

Некоторым малышам, чтобы не просыпаться, помогает негромкий монотонный звук в комнате — это может быть увлажнитель, радио, играющее тихо, колыбельные, любая спокойная и расслабляющая музыка.

8. Повторите пункт 6.

9. Повторите пункт 7. В зависимости от возраста ребенка и от того, как вы и ваш партнер чувствуете себя во время плача ребенка, время вашего отсутствия постепенно увеличиваться по 1 минуте. 

В возрасте 4-6 месяцев рекомендуется не покидать комнату дольше, чем на 5 минут

В возрасте 7-9 месяцев7 минут.

Шаги 4-9 можно продолжать делать не дольше 45 минут. Если ваш малыш по истечении 45 минут не успокоился и/или не заснул, выйдите с ним на прогулку, сделайте ему мягкий массаж или расслабляющую ванну. Это должно занять не больше 30 минут. Затем повторите все действия сначала. 

Прислушайтесь к характеру плача вашего малыша и решайте по ситуации — как скоро войти в комнату и повторить шаг 6. Если ребенка плачет настолько сильно, что вы не можете его успокоить — возьмите его на руки и утешьте привычным способом (кроме кормления). Старайтесь не допускать, чтобы ребенок уснул у вас на руках; как только ребенка успокоиться — положите его обратно в кроватку и повторяйте всю процедуру сначала.

Какие у нас успехи

По методу Трейси Хогг научила Максима засыпать самостоятельно в кроватке и без слез, но с моим присутствием в комнате. Теперь учусь сама спать без Максима, это оказывается очень тяжело! Было даже такое, что вообще всю ночь не могла заснуть без него, а он довольный сопел в своей кроватке. На прошлой неделе пережили очередной скачок роста, когда уложить его было нереально никаким методом, просыпался по 10 раз за ночь…и такое бывает. Просто сейчас я знаю, что он прекрасно умеет засыпать и спать самостоятельно, если он этого не делает, значит его что-то беспокоит и мне на время стоит забыть про правила. 

22/02/2017 новое! Максиму сейчас 1 год и 7 месяцев. Я благодарна методу Трейси Хогг, по которому он научился спать в своей кроватке. Как обстоят дела сейчас: на ночь мы укладываемся после всех ритуалов, четко проговариваем, что сейчас время сна. Макса ставлю в его кроватку, которая стоит возле моей постели, он сам ложится и закрывает глазки. Я ложусь рядом (никуда не ухожу!) на свою кровать, пою ему пару песенок по настроению, поглаживаю по головке или по спинке и он засыпает, а я иду работать. Для нас с ним это идеальный вариант, я обожаю моменты когда перед сном мы обмениваемся нежностями и после моих колыбельных он сладко засыпает. Бывают моменты, когда мне не хочется ничего петь или Максим начинает хулиганить, тогда я просто тихо лежу рядом с закрытыми глазами. 

Техника засыпания по Элизабет Пэнтли

Главное здесь – изменение ассоциаций со сном. Например, если малыш привык укладываться только в обнимку с твоей рукой или на руках, замени этот ритуал на любимую игрушку, платок с твоим запахом, пустышку и т.д. Элизабет также советует не бросаться ночью к кроватке чада по первому писку или шороху.

Читай также: Как быстро уложить ребенка спать? Оригинальный способ от мамы-тренера по йоге

Сначала убедись, что ребенок нуждается именно в тебе – притворись спящей, не реагируй на кряхтения и переворачивания чада (подробнее можно прочитать в книге Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез»).

Что рекомендует Комаровский?

Известный педиатр советует укладывать малыша в одно и то же время, при этом не пренебрегая дневным сном. Попробуй раннее укладывание: дело в том, что в промежуток с 19-00 до 20-30 в организме ребенка наблюдается наибольшая концентрация мелатонина, который способствует быстрому и беспроблемному засыпанию. Важный момент: Евгений Олегович настаивает на том, чтобы у крохи была отдельная кроватка.  

Способ укладывания по Ферберу

Методы этого американского профессора в свое время вызвали целый шквал критики в обществе. Однако главным было достижение желаемого результата, поэтому многие родители просто смирились с некоторой жесткостью способов укладывания на сон. Суть СЗ по Ферберу – научить малыша опираться на собственные силы. Ты искупала ребенка, покормила его, кладешь в кроватку – и уходишь. Малыш, конечно, будет протестовать – тогда тебе придется возвращаться обратно, поглаживать его по спинке, тихонько шипеть и напевать песенки. Но ни в коем случае нельзя вынимать кроху из кроватки!

Читай также: Совместный сон с ребенком: все «за» и «против»

При этом заходить в комнату нужно, только если ребенок громко кричит: если же он просто тихонько хнычет и попискивает, лучше оставаться за пределами помещения. Профессор Фербер уверен, что его метод срабатывает: младенец учится засыпать один. А вот многие психологи считают, что такое самостоятельное засыпание – прямой путь к невротическим реакциям, повышенной тревожности и даже трудностям с коммуникацией в будущем. У маленького человека снижается базовое доверие к людям – в самом деле, о каком доверии может идти речь, если на плач малыша никто не откликался?..

Методика самостоятельно засыпания малыша Трейси Хогг

Основа ее методики – ритуалы на сон. Например, искупать ребенка, задернуть в комнате шторы, сесть в кресло, положить малыша на подушку для кормления, покормить его, спеть песенку, уложить в кроватку. Здесь главное – предсказуемость и повторяемость, чтобы ребенок понимал: раз его несут на подушку и поют песенку, а в комнате темно, то наступила ночь и нужно спать. Подробнее – в книге Трейси «Секреты высыпающейся мамы».

Елена Свирская

Четвертная причина, которая иногда может усложнять засыпание ребенка, — это отсутствие навыка самостоятельного засыпания

Бывает, что ребенок не умеет засыпать сам, а может делать это, например, только при кормлении грудью или укачивании. Иногда из-за этого родители оказываются в ловушке, если старый способ, по ряду причин, перестал работать, а засыпать сам ребенок не умеет. В этом случае есть смысл задуматься об обучении ребенка самостоятельному засыпанию, особенно если он часто просыпается ночью или утром появились сверхранние подъемы.

Я рассказала вам значительную часть приемов из арсенала сомнолога, однако все дети и семьи разные, а одна и та же проблема у разных малышей может решаться разными способами. Если общие советы не помогли, обращайтесь за квалифицированной помощью!

На этом наш сегодняшний подкаст заканчивается. Я и вся команда Хаггис желаем вам и вашему малышу крепкого сна и самых приятных сновидений! До встречи в следующих выпусках!

Методика «Обнял–положил» Трейси Хогг

Подходит для родителей, которые не могут остаться безучастными и предпочитают поддерживать малыша во время освоения нового навыка всеми доступными способами. Это самая постепенная и длительная методика, которая требует физических и моральных усилий со стороны родителей. Ведь малыша приходится доставать из кроватки для успокоения множество раз за укладывание. Однако метод достаточно эффективный при правильных действиях со стороны родителя. 

Методика «Обнял–положил» Трейси Хогг заключается в достаточно медленном отказе от прежней ассоциации на сон, когда мама работает над ослаблением этой ассоциации, снижая для начала амплитуду качания. Далее ребенка кладут в кроватку, но при его негодовании снова берут на руки, успокаивают и вновь кладут обратно. Ребенок может часто проситься на руки, и повторять действия нужно будет много раз. Для получения первых результатов может потребоваться неделя и более, но при этом дает возможность контролировать негодования ребенка.

Действуют ли эти методики при засыпании ребенка?

Стоит учесть, что подготовка ребенка к самостоятельному засыпанию — достаточно важный этап. Ведь обретение любого навыка сопряжено с расходованием внутренних ресурсов организма. Потому и к обучению самостоятельного засыпания ребёнок должен быть подготовлен. В таком случае гигиена сна налажена, режим отточен и определенные ритуалы внедрены.

К сожалению, ни одна из методик не гарантирует отсутствие слёз, но при корректных и правильных действиях родителей прогресс обязательно будет. Родители должны быть полны решимости последовательно действовать в рамках методики, изучить и соблюдать все её детали, а самое главное — знать, зачем это нужно делать.  

Было бы ошибочно утверждать, что самостоятельное засыпание ребёнка — это то, что необходимо каждой семье. Малыш может спать в разных условиях, и традиции народов мира это подтверждают. Если семью устраивает определенная методика засыпания ребёнка — можно ее придерживаться. Некоторые родители применяют тот или иной способ самостоятельного засыпания в угоду моде. Мы же рекомендуем придерживаться правильной и действующей методики для своего малыша.

Что делать, если ребенок не хочет спать

Это любопытный вопрос. Ребенок не хочет спать в разных ситуациях и по разным причинам. Разберемся во всех по порядку.

Ребенок не хочет спать днем

Все привыкли, что для малышни дневной сон – суровая необходимость. Это не всегда так. Если малыш рано засыпает и поздно встает, есть вероятность, что всю норму сна он выполняет за ночь и дневной сон для него не обязательный. Другое дело, когда ребенок зевает, трет глазки, а уснуть в обед никак не может. Причин не так уж много:

  • Мешает дневной свет. Завесьте шторы в детской, многим деткам в обед помогает заснуть полумрак.
  • Мешает повышенный шумовой фон. Днем кричат дети на улице, громко работает телевизор, на кухне что-то булькает и шкварчит – ребенок может не спать по причине большого количества посторонних звуков. Попробуйте организовать тишину, хотя бы в детской.
  • Спертый воздух в помещении. Обычно днем дети хорошо спят на улице. Если погода позволяет – собирайтесь и идите на прогулку. От равномерного покачивания коляски, смены температуры и свежего воздуха малыш быстро уснет и будет спать довольно крепко.

Ребенок не хочет спать ночью

Если вы придерживаетесь распорядка, правильно и хорошо кушаете, соблюдаете вечерние ритуалы, а малыш все равно раскапризничался и не может заснуть – скорее всего, ему что-то мешает:

  • Перенапряжение. Когда у малыша был не в меру активный день как в физическом, так и в эмоциональном плане, ребенок не сможет заснуть, пока разбушевавшаяся нервная система не успокоится. Поможет добавление в ванночку лавандового масла, слабый чай из ромашки и мяты, порция молока с цветочным мёдом.
  • Дискомфорт. Если у вас грудничок – ему вполне может мешать замявшаяся пеленка или перекосившийся подгузник. Деткам постарше могут натирать швы пижамы, колоть перышко из подушки, мешать бугры на матрасе. Устраните все возможные неудобства.
  • Боли. Деток помладше могут мучить банальные колики, у старших деток тоже иногда болит живот или голова. С 4 месяцев малышу может не давать спать прорезывание зубов. Когда ребенок нездоров, у него температура, горлышко болит или носик заложен, он тоже будет засыпать с трудом. Тут нужно обратиться к доктору, который назначит лечение и посоветует препараты, облегчающие симптомы, а значит, способствующие засыпанию.
  • Психоэмоциональные проблемы. Малышня в 2-3 года видит первые ночные кошмары. Ребенок может изо всех сил бороться со сном из-за страха увидеть страшное сновидение. Помогают беседы, хорошие истории и маленький плюшевый друг, который защитит от ночных ужасов.
  • Нервные расстройства. В редких случаях, проблемы с ночным сном обусловлены нервными нарушениями. Тут поможет только квалифицированный специалист.

Как отучить кроху от укачиваний без скандала?

Таймер

Метод предназначен для детей от девяти месяцев. Многие мамы мечтают отучить ребёнка от кормлений перед сном. Как это сделать? Сначала малыша кормят, как обычно, мама заводит будильник на 10 минут, показывает его ребёнку и говорит: «Как только он зазвенит, молоко закончится». И делает так, как сказала. Малыш сначала будет плакать минут 40 и требовать еду, но мама должна быть непреклонна. Пусть уговаривает лечь спать, читает книжки и поет песенки. Как только ребёнок успокоится, надо положить его в кровать. Через какое-то время таймер переключается на меньшее количество минут. Таким образом малыш постепенно совсем откажется есть перед дневным сном, а потом и перед ночным.

Какие у нас успехи

По методу Трейси Хогг научила Максима засыпать самостоятельно в кроватке и без слез, но с моим присутствием в комнате. Теперь учусь сама спать без Максима, это оказывается очень тяжело! Было даже такое, что вообще всю ночь не могла заснуть без него, а он довольный сопел в своей кроватке. На прошлой неделе пережили очередной скачок роста, когда уложить его было нереально никаким методом, просыпался по 10 раз за ночь…и такое бывает. Просто сейчас я знаю, что он прекрасно умеет засыпать и спать самостоятельно, если он этого не делает, значит его что-то беспокоит и мне на время стоит забыть про правила. 

22/02/2017 новое! Максиму сейчас 1 год и 7 месяцев. Я благодарна методу Трейси Хогг, по которому он научился спать в своей кроватке. Как обстоят дела сейчас: на ночь мы укладываемся после всех ритуалов, четко проговариваем, что сейчас время сна. Макса ставлю в его кроватку, которая стоит возле моей постели, он сам ложится и закрывает глазки. Я ложусь рядом (никуда не ухожу!) на свою кровать, пою ему пару песенок по настроению, поглаживаю по головке или по спинке и он засыпает, а я иду работать. Для нас с ним это идеальный вариант, я обожаю моменты когда перед сном мы обмениваемся нежностями и после моих колыбельных он сладко засыпает. Бывают моменты, когда мне не хочется ничего петь или Максим начинает хулиганить, тогда я просто тихо лежу рядом с закрытыми глазами. 

Как же научить ребенка засыпать самостоятельно без слез?

И вновь в первую очередь вам понадобится РИТУАЛ (см. выше), благодаря которому ребенок будет знать, что после выполнения определенных действий, уже больше ничего не последует: никаких многократных «попить» и «пописать», никаких игр – только спать. После выполнения ритуала, ребенок уже хорошо подготовлен ко сну, и теперь, чтобы научить его засыпать самостоятельно остается немногое – постепенно заменить самое последнее действие в ритуале на нечто новое, не требующее вашего участия.

Например, ранее малыш засыпал во время поглаживания по спинке, попробуйте теперь, немного погладив малыша, сказать, что вам нужно успеть сделать еще кое-какие дела, поэтому вы сейчас выйдете из комнаты, а ему нужно попробовать заснуть самому. Если ребенок будет звать вас (а скорее всего так и будет), обязательно приходите к нему. При этом старайтесь постепенно увеличивать время вашего отсутствия, объясняйте, что вы теперь не можете так долго его укладывать, он стал уже большой, и у вас появились новые дела. Конечно, первое время вам придется после некоторого отсутствия в комнате возвращаться и завершать укладывание старым методом, но настанет день и ребенок поймет, что вполне может заснуть сам.

Переучивание должно происходить спокойно, без излишнего давления. Если вы чувствуете слишком сильное сопротивление со стороны ребенка, то, скорее всего, он просто не готов к самостоятельному засыпанию. И если вы будете продолжать давить на него, то почувствуете, что он наоборот только сильнее стал «цепляться» за вас. В таком случае стоит отложить на некоторое время попытки уйти. Спустя некоторое время вернитесь к ним.

Я пробовала научить Таисию засыпать самостоятельно еще до того, как ей исполнилось 2 года, однако мои попытки воспринимались ею негативно: она хоть, казалось, и понимала мои слова о том, что она уже большая и теперь может засыпать по-новому, но, как ни старалась, самостоятельно она не могла пролежать больше минуты, мое отсутствие ее очень расстраивало. Я чувствовала, что каждый мой уход стал восприниматься ею все более остро. И потому отложила свои попытки до лучших времен, продолжая лежать с дочкой до тех пор, пока она не заснет. Когда Тасе исполнилось 2 года, я вновь решила попытать счастье, и вот тут процесс пошел уже совершенно по-другому. Тая более сознательно отнеслась к тому, что пришло время засыпать самостоятельно. Мы установили правило: после вечернего ритуала один раз приходит мама и один раз папа, а дальше Тася спит со своей любимой Машенькой. К тому времени дочь уже понимала, что , против них не попрешь, их должны соблюдать все.

Да, кстати, какой-нибудь плюшевый любимец здорово помогает в вопросах самостоятельного засыпания. Обязательно купите малышу специальную игрушку для сна, объясните, что теперь она будет засыпать вместе с ним. Так ребенок будет чувствовать, что он не один.

Я считаю, что не нужно торопиться с приучением ребенка к самостоятельному сну, всему свое время. Более всего маленький ребенок нуждается в тепле, любви и ласке. Если ему требуется, чтобы вы были с ним рядом, засыпать в обнимку с вами, разве можно ему в этом отказывать? Что может быть прекраснее этих минут вместе?

Метод PU/PD (Взять на руки/ Положить в кроватку) Трейси Хогг

Об этом методе я прочитала в книге “Секреты высыпающейся мамы” Трейси Хогг.Философия: 

  • Выполняем все ритуалы перед сном (купание, кормление, сказки, тихая музыка, колыбельные и т.д.), спокойно говорим ребенку, что пришло время отдохнуть, восстановить силы и поспать (объясняйте ваши действия вне зависимости от того, сколько ребенку месяц или год), целуем, кладем в кроватку. 
  • Если ребенок начинает хныкать(поскуливать, подхныкивать, постанывать, подвывать)- кладем на него руку и ритмично шшшшкаем, поглаживаем по спинке, похлопываем, покачиваем, слегка «придавливаем» особо активных (что-то одно!), избегая визуального контакта. 
  • Как только начинает успокаиваться – убираем звук шшшш, похлопывания, руку оставляем (т.е. мы немного успокоили и даем ребенку возможность дальше успокоиться самому), через несколько секунд и руку убираем. Самое главное, научить ребенка успокаиваться самостоятельно и засыпать, а не укачивать рукой или колыбельной, это то же самое что и на руках.
  • Если сильно плачет(громко со слезами, рыдает, истерит, извивается) – берем на руки, утешаем, сразу после того как успокоился, кладем обратно в кроватку. 
  • Если у вашего малыша к моменту обучения уже много зависимостей (засыпал только с мамой, засыпал на груди, на руках), возможно, вам придется и 20 и 100 раз взять на руки и положить обратно и займет это процедура час-два, будьте к этому готовы. После трех таких дней результат будет очень заметен, поверьте. Таким же способом укладываем и на дневной сон.

Зачем нужен режим

Самое важное — режим. Если вы решили, что ребенок будет засыпать в 21:00, значит, это время нужно соблюдать, что бы ни происходило: бабушка в гости приехала, соседка зашла поболтать, муж вернулся из командировки. Время сна для ребенка должно быть неизменно, а ритуал перед сном должен быть одним и тем же

Время сна для ребенка должно быть неизменно, а ритуал перед сном должен быть одним и тем же.

Детям очень важна предсказуемость. Каждый день за два часа до сна должны повторяться одни и те же действия, включая детские походы попить и в туалет, после того как ребенок уже в кровати: 

  • 19:00 — выключать телевизор и убирать гаджеты, выключать основной свет и оставлять лампу, сбавлять тон голоса, играть в спокойные игры;
  • 19:30 — идти в ванную или в душ. После купания расслабляющий массаж с маслами, обязательно переодеть ребенка в приятную, мягкую пижаму;
  • 20:00 — еда;
  • после еды — укачивать: например, петь колыбельные, читать сказки, всё зависит от возраста.

Детям с полугода лучше проговаривать план действий, рассказывать, что ждет их завтра. Так дети успокаиваются и не боятся спать, потому что знают: завтра точно будут новый день и новые игры. Если это малыш до двух лет, то слова для него могут быть примерно такими: «Сейчас мы идем чистить зубы, я тебя помою, потом ты покушаешь и пойдешь спать в свою кроватку. А утром я сварю тебе вкусную кашу и мы пойдем гулять в парк». 

С двух лет уже можно перекладывать часть ответственности на ребенка: «Сейчас идем в душ, я помогу тебе почистить зубы, искупаю тебя, пока я готовлю тебе покушать, возьми игрушку, с которой ты будешь спать, и выбери книжку, которую хотел бы послушать перед сном. Утром мы пойдем в сад, где ты сможешь поиграть с друзьями, а вечером поплаваем в бассейне». 

Комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветрить, закрыть шторы и включить ночник. Если у малыша нет отдельной комнаты, это должно быть пространство в квартире, где он играет и спит, где лежат его игрушки, которые он сам разложил — место, где для него всё предсказуемо.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий