Педагогический прикорм грудного ребенка

Когда ребенок готов к прикорму?

Основное правило — у ребенка должен появиться пищевой интерес, но не раньше, чем в 6 месяцев. До полугода вводить какой-либо прикорм не рекомендуется. Как выглядит детский пищевой интерес? Малыш начинает тянуться к еде. Если вы даете ему вместо еды игрушку или салфетку, он их выбрасывает и требует пищу. Если даже грудное кормление не помогает отвлечь ребенка — значит, пора.

Откуда берется такое ненасытное желание что-то попробовать? В желудочно-кишечном тракте ребенка начинают дозревать ферменты для переваривания пищи. Такой нагрузки, как грудное молоко, им уже мало. Тогда они начинают передавать сигнал в головной мозг — срочно нужна еда! И малыш начинает ее искать и требовать.

Не менее важно, чтобы кроха достиг определенных умений:

  • мог донести еду до рта (рукой или ложкой);
  • помещенную в рот еду мог проглотить или выплюнуть, если она ему не понравилась,
  • гаснет выталкивающий языковый рефлекс, и теперь помещенная в рот пища может пережевываться деснами.

Какова последовательность введения прикорма?

Как вводить педприкорм, если ребенок…

…склонен к аллергии.

Здесь потребуются все резервы материнской интуиции. Редкий врач (бывают приятные исключения) сможет объяснить вам, как прикармливать на фоне диатеза. Известно, что детский организм очень чувствителен, и щечки могут краснеть без видимых поводов. При вводе педприкорма не обращают внимания на покраснение щек. Тревожным сигналом будет мокнущий диатез, коросты, обширная сыпь, а также превращение обычного румянца в багровые пятна. Если щеки всего лишь розовеют – продолжаем вводить педприкорм. Дальше – больше: считается, что педприкорм как раз показан детям с предрасположенностью к аллергиям. Используется метод «приучения к аллергенам», организм приспосабливается к неудобной еде. Например, у ребенка аллергия на грушу. Ему дают компот, сваренный из одной груши на 3 литра воды. Чуть ли не гомеопатия получается: подобное лечим подобным. Если выявилась аллергия на гречку – давайте по 1-2 крупинки гречки. Недостаточно для проявления аллергии, для привыкания – в самый раз. Нельзя запускать реакцию: розовые щечки – нормально, но усугубляющиеся признаки означают, что прикорм надо отменить. 

Как же понять, на что именно появилась аллергия, если ребенку дают самые разные продукты? Ответ выше: «розовая» реакция не считается тревожным сигналом, как и небольшая сухость кожи. Если симптомы остаются прежними – продолжаем процесс. Если симптомы усугубились – перекраиваем рацион, оставляем только продукты с низким аллергенным потенциалом. Если симптомы ухудшились и не проходят в течение двух недель после перехода на строго гипоаллергенную пищу — отменяем прикорм.

…давится кусочками.

У ребенка в 5,5-6 месяцев еще проявляется рефлекс выталкивания языком. Поэтому нужно различать: не может справиться и пытается справиться – или давится. Опыт мам, вводивших педприкорм, показывает, что в подавляющих случаях ребенок сам прекрасно учиться одолевать кусочки, если не кидаться к нему с криками ужаса.

Внимательно следите за процессом поглощения пищи. Вы сумеете отличить трудности пережевывания от попадания куска в дыхательное горло. Если вы видите, что ребенок всего лишь пытается привыкнуть к новой пище – не мешайте ему. Не давайте больших кусков, от которых легко «отмусолить» другой немаленький кусок. Пища (которую можно держать в руке) должна быть твердой или размокающей от слюны. Микродозы от вареных блюд изначально выдаются в количестве «край чайной ложки». В том случае, если малыш давится несколько раз подряд – прикорм сворачивают и выжидают 3-5 дней. Не превышайте дозу. Часто именно стремление мамы подкормить побольше – или удовлетворить желание малыша получить побольше понравившейся еды – ведет к полному рту и невозможности справиться с комком еды.

Если ребенок не может откашляться, поднимите ему руки вверх и слегка наклоните вперед. Лишнюю еду убирайте изо рта пальцем – и предлагайте свежую дозу. И никогда не оставляйте ребенка наедине с едой без присмотра.

…на искусственном вскармливании.

Нежелательно. Основная идея педприкорма – это поддержка детского организма ферментами из грудного молока. Но опыт мам искусственников показывает, что и дети на ИВ прекрасно справляются с педприкормом, только вводить его нужно попозже, чтобы организм был покрепче.

…мало весит.

Как и в случае с аллергией, проблема должна быть конкретизирована. Если ребенок к полугоду удвоил свой вес после рождения, ему можно вводить любой прикорм. Если не удвоил, и потери веса значительны, проблема решается индивидуально с врачом. Детям со сниженным аппетитом педприкорм предпочтительнее, он сразу формирует правильное отношение к еде. Маме в будущем не придется устраивать танцы с бубнами, чтобы ребенок, сидящий в отдельном кресле с индивидуальным пюре, отличным от питания других членов семьи, заинтересовался этой массой.

С какой пищи чего лучше начинать при введении прикорма

Своевременное и поэтапное введение прикорма при грудном вскармливании – залог здоровья и комфорта для младенца. Знакомство с новой пищей предполагает четкое соблюдение выбранной схемы. На сегодняшний день существует 4 варианта знакомства ребенка с новой пищей. ВОЗ признает только один из них.

  1. Фруктовые соки. Начинать прикорм с соков чревато проблемами с желудком в будущем. Кислоты, находящиеся в сладком напитке, могут раздражать слизистую пищеварительного тракта. Недопустимо давать концентрированные неразбавленные соки. Несмотря на то, что производители напитков указывают на упаковке возраст 4+ месяцев, знакомить малыша с таким питанием рекомендуется в более старшем возрасте.
  2. Фрукты. Педиатры допускают начало первого прикорма с фруктовых пюре. Однако родители должны приготовиться к проблемам с аппетитом у ребенка в будущем. Малыши очень сообразительны и быстро понимают, что кушать яблочное пюре гораздо вкуснее, чем гречневую кашу.
  3. Молочная продукция. Творожки и йогурты, выпускаемые популярными производителями, подходят для возраста 6+ месяцев. Однако такие блюда содержат в своем составе коровий белок, на который у некоторых детей случается аллергия.
  4. Овощи и каши. Всемирная организация здравоохранения рекомендует начинать первый прикорм с овощных однокомпонентных пюре. Данная схема подойдет тем детям, которые имеют достаточный или избыточный вес. Начинать прикорм с каш ВОЗ рекомендует в том случае, если ребенок имеет недостаточный вес. Следует выбирать малоаллергенные однокомпонентные каши, которые содержат большое количество полезных веществ и легко усваиваются.

Рекомендации Комаровского и других педиатров

Знакомство со взрослой едой педиатры рекомендуют начинать с кисломолочных продуктов, поскольку они близки по составу к грудному молоку и легче усваиваются пищеварительной системой ребенка. Оптимальный возраст для малыша – 6 месяцев. Показателями готовности грудничка к новому типу питания считаются:

  • масса тела грудничка с момента рождения стала вдвое больше;
  • младенец интересуется родительской пищей, тянется к столу;
  • мама замечает, что кроха часто просит грудь и как будто не наедается;
  • у крохи утратился рефлекс выталкивания твердой пищи изо рта.

Некоторые специалисты имеют мнение, что сигналом готовности к первому прикорму является прорезывание зубов. Однако эта точка зрения воспринимается скептически, поскольку некоторые дети могут родиться уже с одним зубом.

Продолжаем пробовать еду взрослых

Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

Потенциальные трудности

Согласно правилам педагогического прикорма при появлении симптомов аллергии знакомство с продуктом, её вызвавшем, полностью не прекращают. Пища по-прежнему предлагается ребёнку, но только в меньшем количестве или в другом виде. К примеру, если возникла нежелательная реакция на гречку, в следующий раз кроха может съесть одно только зёрнышко этой крупы. Или если не «пошла» груша в чистом виде, мама варит компот из этого фрукта (в пропорции одна груша на три литра воды). Таким образом, доза аллергена является минимальной, а организм постепенно адаптируется к данной пище. Аналогичная тактика используется и при расстройстве пищеварения.

Конечно, если аллергическая реакция очень сильная, то дальнейшее знакомство с продуктом нужно отложить минимум на месяц

Ещё одна возможная проблема — это отказ от еды, когда после довольно успешных проб, хорошего аппетита, карапуз вдруг не хочет есть какой-то один или несколько продуктов. Скорее всего, всё дело в переедании. Нужно просто подождать, пока интерес снова проснётся (до этого пусть ребёнок просто сидит с родителями за столом, возможно, какая-то пища его привлечёт. В это время родители по-прежнему должны сами есть с аппетитом, показывая, как им нравится содержимое их тарелок.

Педагогический прикорм и его плюсы

Решая для себя, что это такое, педагогический прикорм, родители неминуемо придут к мысли, что речь не только о еде, но и о педагогике.

Воспитательным моментом для ребенка станет все, что он сможет наследовать. Речь и о способности держать столовые приборы, кружки, и о правильном пережевывании пищи. Даже о количестве еды, приемлемом в тарелке, или во рту за один раз.

Впитывающее сознание (термин гуманной педагогики) начинает свою работу с рождением ребенка, но сильно угасает после 4 лет. Это одна из причин, почему педприкорм – хорошая идея для правильного воспитания. Ребенок рано осознает, что в пище всегда есть выбор и вся она полезна. У родителей, применяющих такой подход, крайне редко случаются проблемы с питанием ребенка в более зрелом возрасте, а у самого малыша, как следствие, не часто есть проблемы с пищеварительной, кровеносной, эндокринной системой.

Еще одним плюсом является то, что родители привыкают давать ребенку свободу выбора, но при этом понимают, что вариативность этого самого выбора напрямую зависит от родительских усилий. В долгосрочной перспективе такой подход к питанию и воспитанию поспособствует установлению дружеских отношений между детьми и родителями, кроме того, позволит малышу усвоить как норму здоровые подходы к пище.

Ежедневное меню с прикормом (по доктору Комаровскому)

Специально для тех мам, которые хотят максимально точно следовать руководствам специалистов в области педиатрии, известный доктор Комаровский разработал почасовое меню. Оно подойдет как «искусственникам», так и младенцам на грудном вскармливании.

Пользоваться таким планом питания можно начиная с полугодовалого возраста. Меню является примерным, дополнять и изменять его можно согласно своему режиму дня и разрешенным продуктам.

Вот так выглядит схема введения прикорма шестимесячного младенца:

  1. Завтрак (6.00-7.00): кормление грудью или специальной смесью;
  2. Перекус (10.00-11.00): нежирный кефир для детей (150 мл.), творог (30 г.);
  3. Обед (14.00-15.00): кормление грудью или специальной смесью;
  4. Перекус (18.00-19.00) кормление грудью или специальной смесью;
  5. Ужин (22.00-23.00) кормление грудью или специальной смесью.

В возрасте семи месяцев ребенку можно составить следующее меню:

  1. Завтрак (6.00-7.00): кормление грудью или специальной смесью;
  2. Перекус (10.00-11.00): нежирный кефир для детей (150 мл.), творог (30 г.);
  3. Обед (14.00-15.00): кормление грудью или специальной смесью;
  4. Перекус (18.00-19.00) кормление грудью или специальной смесью;
  5. Ужин (22.00-23.00) каша, сваренная на молоке (до 200 г.).

Суточная схема прикорма при грудном вскармливании для восьмимесячного малыша выглядит так:

  1. Завтрак (6.00-7.00): кормление грудью или специальной смесью;
  2. Перекус (10.00-11.00): нежирный кефир для детей (150 мл.), творог (30 г.);
  3. Обед (14.00-15.00): овощное пюре (до 200 г.);
  4. Перекус (18.00-19.00) кормление грудью или специальной смесью;
  5. Ужин (22.00-23.00) каша, сваренная на молоке (до 200 г.).

Младенец от девяти месяцев до года может питаться по такому плану:

  1. Завтрак (6.00-7.00): кормление грудью или специальной смесью;
  2. Перекус (10.00-11.00): нежирный кефир для детей (150 мл.), творог (30 г.);
  3. Обед (14.00-15.00): овощное пюре (до 200 г.);
  4. Перекус (18.00-19.00) кормление грудью или специальной смесью;
  5. Ужин (22.00-23.00) каша, сваренная на молоке (до 200 г.).

Педагогический прикорм по доктору Комаровскому

https://youtube.com/watch?v=9fqZxCXDaRk

Что же думает доктор Комаровский о педагогическом прикорме? Сейчас мнение этого специалиста в цене. В интернете можно найти много роликов с ним по любой детской теме. О прикорме он высказывается так.

До года продолжать кормить ребенка лучше грудью, но обязательно с полугода начинать прикорм. Зубы уже появляются, ребенок готовиться потихоньку есть твердую пищу. Не надо лишать его этого! Однако грудное молоко по-прежнему очень полезно, оно составляет до 50 % питания, но к году отходит на второй план.

До двух лет и далее мать может кормить ребенка грудью, если может и хочет. ВОЗ тут солидарен с доктором. Комаровский утверждает, что после полутора лет материнское молоко из статуса полезного продукта питания для ребенка переходит в статус пищевой добавки, биологически активной, содержащей микроэлементы, но добавки. Это уже не питание в чистом виде. Основной рацион должна составлять другая пища.

Какой же прикорм рекомендует доктор? Педагогический или педиатрический? В его книгах вы все больше найдете схемы классического педиатрического прикорма.

А прикорм педагогический Комаровский называет не более как блажью, развлечением семьи, слишком увлеченной кормлением грудью до естественной инволюции. Он подчеркивает, что ничего против педприкорма не имеет, но не считает его необходимым, хотя и вредным не называет.

Что делать если у ребенка после прикорма запор?

После очередного съеденного продукта у крохи вздутый животик и запор. Вот несколько советов для мамочек.

  1. Погладить животик ладонью – это делается движениями вокруг пупка по часовой стрелке;
  2. Согнутые ножки прижимать к животику, повторять эти движения несколько раз;
  3. Выложить малыша на живот и подержать так 5 мин.

Если после этих действий стул отсутствует, а кроха проявляет беспокойство нужно прибегнуть к медицинским препаратам: слабительным, свечам, клизме.

Как, когда и чем бы вы не начали прикармливать своего малыша, непременно следуйте правилу – вводить продукты следует по очереди и постепенно. Не закармливайте кроху насильно, не отказывайте ему, если он хочет грудь или смесь

Составляя меню для крохи, берите во внимание его пристрастия и все у вас получится

Применяем на практике

Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.
Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.

Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.

Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

  • Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
  • Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Наш опыт

Как это выглядит на практике?

Моя дочка хорошо приняла прикорм в 6 месяцев. Примерно неделю она послушно ела кабачковое пюре. Но затем вдруг стала зажимать рот. Подробнее об этом можете прочитать в статье «Ребенок не ест прикорм». С 9-10 месяцев я смирилась с данной ситуацией, стала давать ей просто играть с кусочками вареных овощей. И к году дочка резко начала кушать. Все и в больших количествах.

У сына все проходило более плавно. Я изначально не пихала ему в рот еду. С 6-7 месяцев давала иногда маленький кусочек какого-то овоща или фрукта. Если видела, что он пришел в восторг — давала еще. Но восторг начал появляться лишь месяцев в 9.

С этого времени карапуз стал стабильно съедать около 6-10 маленьких кусочков груши на завтрак. И столько же овощей на обед и ужин. По объему это вышло бы в 1-2 чайных ложки пюре в каждый прием пищи. Каши также давала по чуть-чуть.

В 11 месяцев порция значительно увеличилась. И здесь я сделала небольшое отступление от классической схемы педагогического прикорма. Стала отдельно варить малышу каши. Просто заметила по ребенку, что каши он ест с самым большим аппетитом, и они лучше всего усваиваются.

На завтрак у нас также остаются фрукты. А на обед и ужин — немного еды из моей тарелки плюс каша. Гречневая, пшенная или овсяная. Варить их не сложно. Я без труда варю раз в 1-2 дня какую-то кашу на воде, и карапуз активно ее ест, однообразие его еще не смущает. Старшая дочка часто тоже начинает налегать на кашу, вдохновляясь примером брата.

Но по-прежнему я ориентируюсь исключительно на аппетит ребенка. Съел две ложки каши — хорошо. Съел восемь — тоже хорошо. Как только малыш перестает набрасываться на еду — прекращаем кормежку. А кашу не выбрасываю: он доест ее через 3-4 часа.

Мое главное правило: перестаем кормить не тогда, когда ребенок категорично закрывает рот и отворачивается. А тогда, когда рот открывается, но уже без большой охоты. И завершение обеда не вызывает никаких отрицательных эмоций.

К слову, оба моих малыша в год весили 10кг. Нормой считается вес от 8,5 до 12кг.

Почему не пюре?

На самом деле, не так важно, кормить грудничка пюре или мягкими кусочками. Главное — не кормить без аппетита. Остальное — мелочи

Остальное — мелочи.

Но кусочки имеют несколько преимуществ:

  • они проще выводятся из организма. А большая часть прикорма у малышей именно выводится;
  • они сразу учат ребенка жевать. Поверьте, в год ваш ребенок, неприученный к кусочкам, будет также давиться. Так почему бы не учить жевать с полугода? Это совершенно реально;
  • не нужно лишний раз доставать блендер.

Я знаю, о чем говорю, потому что старшей дочери до года давала пюре и специальные «детские» каши. Сын никогда не пробовал ничего подобного.

При этом уже в 7-8 месяцев мой сын прекрасно ел обычную гречку, овсянку, пшенку… Если переживаете — можно сварить каши более жидкими. Но зачем покупать перемолотые крупы? Малыш может очень быстро научиться жевать каши, это ведь не сухари и не орехи…

Вернемся к истокам…

К сожалению, наши мамы перестали доверять своему инстинкту, они больше верят авторитету медиков, которые, по их мнению, лучше осведомлены о том, что нужно и полезно для нового члена семьи. Мамы забыли традиции наших бабушек и прабабушек, а ведь те знали, как знакомить малыша с новой для него пищей.

Если представить себе семью лет 200 назад, в которой было человек 10-12, и мать у печи, которая, даже если и захочет, не сможет приготовить что-то отдельное для своего подросшего грудничка. Вот так и приучали детей к новой пище: захотел кроха хлебушка — на, попробуй крошку, схватил из маминой тарелки кусочек капусточки — на здоровье!

Мы пытаемся возродить прежний «дедовский» способ введения прикорма, который был сформирован не за один век, основанный на наблюдении за малышами, многими поколениями матерей. Ныне его называют естественным прикормом и такую тактику знакомства малыша с новой пищей начинают использовать все больше молодых мам.

Отличие ее от традиционной «баночной» состоит в том, что у ребенка поддерживается интерес к еде за общим столом. А это позволит в будущем, после того как крохе исполнится год и больше, родителям быть спокойными за то, что их кроха будет с удовольствием участвовать в семейных трапезах. Ведь он будет уже самостоятельно управляться с ложкой и чашкой, не надо будет волноваться, что ребенок не поел, не придется за ним бегать с уговорами, да разными ухищрениями вталкивать в карапуза какую-то еду.

Техника введения педагогического прикорма

Педагогический прикорм никак не отражается на грудном вскармливании: он является абсолютно параллельным процессом, дополняющим основное питание. Стоит отметить, что в сознании ребенка эти понятия также достаточно четко разделены. Так например, он понимает, что уснуть ему поможет не 50 граммов творожной массы, а сосание маминой груди. А вот увидев вкусный банан, который он обычно наблюдает раз в неделю, малыш конечно же потянется к заманчивому фрукту, а не к маминой груди, к которой у него круглосуточный доступ.

Как правило, весь цикл прикорма занимает около года, в течении которого ребенок должен попробовать ту еду, с которой он будет иметь дело на протяжении всей своей жизни. Малыш знакомиться с продуктами и изучает их:

  • по консистенции и температуре;
  • разнообразие вкусовых качеств, размеров и форм;
  • способы приготовления и употребления;
  • сезонность и прочее.

Важно знать! Если в период прикорма по какой-то причине ребенок не смог попробовать какие-то продукты, то в будущем он может вообще до какого-то возраста отказываться от них или все-таки их есть, но неохотно. Поэтому следует изначально приобщать малыша к той экологической и социальной нише в области питания, к которой принадлежит его семья

Поэтому следует изначально приобщать малыша к той экологической и социальной нише в области питания, к которой принадлежит его семья.

Пища, предлагаемая ребенку, может быть разной консистенции, но специально делать ее пюреобразной не следует. Предприкорм подразумевает знакомство малыша с пищей через микродозы (микропробы) продуктов, что стимулирует его успешно осваивать навыки жевания и глотания уже в первые месяцы введения прикорма

Кроме того, в процессе знакомства с едой ребенок учится самостоятельности, которую важно поощрять:

  • он может сам брать ручками предлагаемые ему кусочки пищи и отправлять их себе в рот;
  • он пытается “орудовать” ложкой;
  • учится держать чашку и пить из нее.

Задача родителей – только следить за тем, чтобы движения ребенка были правильными и при необходимости помочь ему, но ни в коем случае не пытаться его самостоятельно накормить. Этот процесс не должен превращаться в пассивное открывание рта перед очередной ложкой еды, которую предлагает мама.

Ребенок может садиться за обеденный стол для знакомства с пищей вместе с мамой до 5-6 раз в день. За один прием малышу можно давать не более двух-трех микродоз. Одна доза мягкой пищи должна помещаться между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или на кончике чайной ложки.

Микродозы следует давать следующим образом:

  1. Мягкая пища:

    • рассыпчатого вида (макароны, каши, кусочки хлеба, салат и др.) – можно крошки давать ребенку прямо в ротик или же выложить на тарелочку, чтобы малыш пытался захватить их самостоятельно и отправить к “месту назначения”.
    • пюреобразного вида – следует намазать на ложку и вручить ее ребенку.
  2. Твердую пищу (сушка, очищенные фрукты, сухари и пр.) следует предлагать малышу под бдительным присмотром взрослых! Он может брать их или со стола, или из маминых рук. Если ребенок откусил очень большой кусочек, не соизмеримый с его жевательными возможностями, то его следует немедленно удалить изо рта малыша, демонстрируя при этом полное спокойствие и невозмутимый вид.
  3. Питье следует предлагать ребенку в небольшой чашке с широким горлышком не более одной чайной ложки за раз. Однако если ребенок просит добавки – доливаем еще одну чайную ложку жидкости. Малыш должен учиться с раннего возраста брать в ручки чашку и опрокидывать себе в ротик ее содержимое.
  4. Супы и другие первые блюда стоит предлагать несколькими способами:

    • даем малышу исследовать/облизывать ложку, предварительно обмакнув ее в бульоне;
    • вылавливаем содержимое бульона и помогаем малышу донести ложкой его до рта;
    • учим прихлебывать из ложечки.

Важно, чтобы малыш держал ложечку сам, а мама только помогает управлять ручкой! Как правило, самостоятельное зачерпывание ложкой становится доступным большинству детей только после того, как они осваивают самостоятельную ходьбу

Общие правила педагогического прикорма

Специалисты в области педиатрии разработали основные правила, по которым нужно заниматься с малышом для приучения его к взрослой еде:

  • самого малыша не сажают за стол, он питается только с одним из родителей или сразу оба следят за его привыканием;
  • процедура представляет интерес для маленького едока, он не должен быть раздраженным, тем более спокойной должна быть и мама;
  • в качестве знакомства малышу предлагают сразу кусочки пищи, пусть маленькие, но это не должна быть протертая пища или пюре;
  • для знакомства ставят на стол небольшое количество еды;
  • для прививания культуры за столом пищу нужно давать ребенку в руку только из тарелки, ни в коем случае не брать со стола.

Введение прикорма нужно начинать не ранее того времени, как ребенок достигнет 5,5 месяца. Иногда следует дождаться полугода. Вначале следует давать одиночные продукты небольшой щепоткой или отдельные овощи. Только после двухнедельного срока можно начинать давать малышу сразу по два новых продукта. Так как ребенок должен пробовать все из маминой тарелки, то готовить нужно с учетом этого обстоятельства, то есть гарнир должен состоять из цельных зерен, отдельных овощей.

Начало знакомства с рационом

Во время нахождения детей за столом на них не следует обращать особого внимания, не говорить ему как есть маленькие крупицы, не уговаривать есть и не стараться запихнуть пищу силой. В первый день ребенка сажают за стол к маме на колени раз в день, затем количество приемов пищи увеличивают до 5–6 раз в сутки. Особой рекомендации по вводу продуктов нет, дети не находятся за столом, чтобы наесться, они знакомятся с пищей, пробуют и выбирают по вкусу.

На столе могут стоять творог или любая каша, сыр или йогурт. После протянутой детской руки в сторону продукта, мама берет небольшую порцию, которая сможет поместиться между большим и указательным пальцем и кладет ребенку в рот. Величину порции увеличивают каждый день, если ребенок не выплевывает кусочки. Малыш может держать в руке яблоко, бублик, морковь, огурец, пусть сам пытается откусить.

Мама обязательно следит за процессом и если видит, что ребенок откусил большой кусок, пальцами вынимает его изо рта. В случае, если дети не наедаются и просят еще, не нужно давать им одно и то же блюдо, следует предложить другой продукт

Это же касается и жидких продуктов, при питье мама осторожно поддерживает дно чашечки, чтобы ребенок попытался сделать свой первый глоток

Отличным вариантом развития будет то, что к 8 месяцам малыш сможет беспрепятственно и по большей части самостоятельно съедать около 50 г одного вида пищи. В такой период он уже может сидеть на отдельном стульчике и за своим столиком, хотя первоначально все тонкости поведения за столом он узнает на коленях у папы или мамы. Что такое педприкорм, с точки зрения терминологии? Обозначает – «питание, как воспитание», термин впервые введен в обиход перинатальным центром воспитания «Рожана».

Природные корни возникновения процесса

В ранние годы человеческого развития не было искусственных продуктов, и готовить особые блюда для растущих детей не было времени, поэтому отпрысков кормили с общего стола. Со временем питание человека не стало лучше, экология на грани, поэтому педприкорм заключается в подаче натуральных продуктов, а магазинные консервы не для этой цели. Известны случаи, когда дети заболевали от большого числа консервантов в детском питании или получали в подарок аллергические заболевания.

Приученный к перетертым и пресным консервам в виде пюре, малыш со временем осознает, что родители едят другую пищу, которую ему не дают. В садике такие детки не могут полноценно есть, так как желудок и кишечник приучен к мягкой еде, которую даже жевать не нужно. Дети, которым родители не вводили педприкорм, теряют связь с поколением, им не прививается культура принятия пищи.

Виды прикорма новорожденных

Существует 2 разных вида прикорма: педагогический и педиатрический.

Педиатрический

Педиатрический прикорм – это постепенное введение в меню новых продуктов по заранее определенной схеме. Продукты имеют однородную консистенцию и не содержат твердых кусочков. Введение прикорма по этой схеме проводится, начиная с небольших количеств по одной чайной ложке. Постепенно количество еды увеличивается.

Введение прикорма осуществляется, если ребенок:

  • держит головку;
  • сидит практически без поддержки;
  • открывает рот в то время, если к нему подносят ложечку с едой;
  • закрывает рот с ложкой, удерживает в нем еду, а затем глотает ее.

Педагогический

Педагогический прикорм ­– когда ребенок интересуется едой, которую употребляют родители. Это значит, что малышу дают ту еду, которую он просит. Так он понемногу распробует всю еду и привыкнет к общему столу. Но основой питания остается материнское молоко.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий