Антиавторитарный стиль воспитания: революционный подход к родительству
В антиавторитарном стиле воспитания родители придерживаются иного подхода. Они считают, что дети имеют право на свободу и самостоятельность. Главная идея этого стиля заключается в том, что ребенок должен развиваться и принимать решения самостоятельно, без чрезмерного вмешательства со стороны родителей.
При антиавторитарном стиле воспитания родители стараются создать равноправные отношения с ребенком. Они стремятся к тому, чтобы дети чувствовали себя свободными, выражали свое мнение и участвовали в принятии семейных решений. Вместо того, чтобы навязывать свою волю, родители стараются быть поддерживающими и понимающими.
Один из ключевых аспектов антиавторитарного стиля воспитания — поощрение и поддержка индивидуальности ребенка. Вместо того, чтобы ставить ограничения и ожидания, родители поощряют развитие уникальных интересов и талантов ребенка. Они поддерживают его самовыражение и помогают ему находить свое место в мире.
Антиавторитарный стиль воспитания может быть применен в различных сферах жизни ребенка, включая образование, игру и принятие решений
Важно понимать, что этот подход не подходит для всех семей и может иметь свои ограничения. Каждая семья должна выбрать подход, который наилучшим образом соответствует ее ценностям и потребностям
Невмешивающийся родитель
- свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка
- предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные чувства
- мало рассказывает, как нужно себя вести
- не помогает ребенку справиться с эмоциями
- все разрешает; не устанавливает ограничений
- не помогает детям решать проблемы
- не учит детей способам решения проблем
- считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как пережить
- считает, что управление негативными эмоциями построено по законам физики; высвободите эмоции — и работа сделана
Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.
Такие родители полны сочувствия и дают детям знать, что мама и папа понимают, с чем им приходится сталкиваться. Мы называем таких родителей невмешивающимися.
Проблема невмешивающихся родителей в том, что нередко они бывают плохо подготовленными или не считают нужным учить детей управлять отрицательными эмоциями. Они проводят политику невмешательства в чувства детей, а гнев и печаль считают способами спустить пар. Их кредо: позвольте ребенку выразить эмоции, и ваша работа как родителя закончена.
Невмешивающиеся родители плохо знают, как помочь детям извлекать уроки из эмоциональных переживаний. Они не учат детей решать проблемы, и многие из них не умеют устанавливать границы. Невмешивающиеся родители разрешают все, в том числе выражать эмоции недопустимыми способами и/или без каких-либо ограничений.
Например, если гнев ребенка перерастает в агрессию, и он причиняет окружающим боль словами или действиями, или если опечаленный ребенок безутешно плачет, не зная, как себя успокоить и утешить. Подобные способы выражения негативных эмоций могут быть приемлемыми для родителей, но не для маленьких детей, имеющих гораздо меньший жизненный опыт.
Падение в черную дыру болезненных эмоций, от которых они не умеют спасаться, может очень сильно их напугать.
Какое влияние оказывают такие родители на своих детей?
К сожалению, не положительное. Они не учат их управлять своими эмоциями, а значит, их дети не знают, как успокоить свои бушующие чувства. В результате им труднее концентрироваться и осваивать новые навыки, у них ниже успеваемость в школе. Кроме того, им труднее воспринимать социальные сигналы, а значит, создавать и поддерживать дружеские отношения.
Своим сочувственным отношением невмешивающиеся родители хотят обеспечить своим детям счастливое будущее, но в силу того, что они не способны научить их справляться с трудными эмоциями, их дети попадают почти в то же положение, что и дети неодобряющих и отвергающих родителей, — им не хватает эмоционального интеллекта и они оказываются неприспособленными к будущей жизни.
Как выбрать наиболее эффективный стиль воспитания
Воспитание детей является одной из самых важных задач родителей. Но как выбрать наиболее эффективный стиль воспитания, чтобы помочь своему ребенку развиться и стать успешным взрослым? Исследования показывают, что разные стили воспитания имеют различные последствия для развития детей.
Один из основных стилей воспитания — авторитарный. В этом случае родитель устанавливает строгие правила и ожидает, что ребенок будет их следовать безусловно. Однако такой стиль может привести к низкой самооценке и недостатку самостоятельности у ребенка.
Другой стиль — пермиссивный, когда родитель ставит ребенка на первое место и позволяет ему делать все, что хочет. Однако подобное воспитание может привести к проблемам с поведением и дисциплиной, так как ребенок не научится уважать правила и границы.
Наиболее эффективный стиль воспитания — демократический, когда родитель активно включается в жизнь ребенка, но при этом учитывает его индивидуальные потребности и мнения. В таком случае ребенок развивает самостоятельность, уверенность в себе и умение принимать решения.
Чтобы выбрать наиболее эффективный стиль воспитания, родители должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и его развитие
Важно установить баланс между строгостью и поддержкой, чтобы помочь ребенку стать успешным и счастливым взрослым
Типы семейного воспитания
В настоящее время существует четыре типа семейного воспитания:
1. Авторитетный стиль
Здесь воспитание ребёнка базируется на атмосфере тепла, доверительности, уважения в семье. Контроль в этом типе стратегии существует и немалый, но он направлен на сепаратное развитие детей. Родители поощряют ребёнка, показывают ему, что готовы менять шкалу требований по мере его развития и взросления. Правила в таких семьях устанавливаются с учётом интересов и потребностей детей. Ребёнка учат адаптироваться в социуме, быть гибким, самостоятельно принимать решения, но при этом мягко направляют и всеми способами показывают, что взрослые вовлечены в жизнь отпрыска.
Дети, выросшие в таких семьях, в целом более успешны, им легко даётся учёба, они хорошо ладят с людьми, становятся лидерами, поступают в вузы, добиваются высоких результатов в работе, реже других поддаются дурному влиянию.
2. Авторитарный стиль
Для этой стратегии воспитания характерен контроль над ребёнком на фоне высоких требований, жёстких приказов и неизменных запретов. При этом родители не утруждают себя приведениями аргументов и комментированием своих директив. Они просто отдают приказы и ждут их неукоснительного исполнения. В таких семьях дети управляемы и послушны. Итогом таких требований, по мнению взрослых, должна стать социальная адаптация и успех детей. В этом типе воспитания родители могут вести себя по-разному. При радикальном семейном тоталитаризме взрослые контролируют все уровни и сферы жизни своих детей. При облегчённой версии домашнего авторитарного режима родители не злоупотребляют своей властью, но ждут от детей игры по установленным правилам.
Этот стиль воспитания имеет вполне ожидаемые последствия: дети из таких семей, достигая возраста, при котором ослабевает контроль родителей, демонстрируют снижение успеваемости в вузах. Им сложно принимать решения самостоятельно, трудно делать выбор. Как правило всё это происходит на фоне низкой самооценки.
3. Либеральный стиль
Этот стиль семейного воспитания характерен для продвинутых, современных, нетребовательных, но ответственных родителей. В таких семьях нет жёсткого контроля над детьми, приветствуется самостоятельность и свобода выбора. Родители-либералы легко прощают своим детям проступки, стараются свести к минимуму любые конфликты. При этом одни родители предпочитают вести с детьми диалог, а вторые стараются свести контакт с ребёнком к минимуму.
При отсутствии директивы из таких семей выходят дети со средней успеваемостью в учёбе, без признаков невроза, с высокой самооценкой и отличными навыками адаптации в социуме.
4. Индифферентный стиль
При этом стиле семейного воспитания уровень вовлечённости родителей в жизнь детей самый минимальный. В таких семьях наблюдается отсутствие тёплого контакта между членами семьи, минимальный контроль, слабая защита ребёнка, равнодушие и безразличие к его нуждам и интересам. Психологи называют этот стиль воспитания самым губительным для детской психики. Взрослые в таких семьях безответственны и не выдвигают требований к ребёнку.
Как известно, равнодушие страшнее ненависти, поэтому индифферентный тип воспитания даже опаснее авторитарно-директивного. Ребёнок из такой семьи чувствует себя ненужным, учится хуже своих сверстников, чаще других оказывается зависимым от алкоголя и наркотиков и более остальных предрасположен к неврозу и депрессии.
Развитие не должно стать для ребёнка тяжкой повинностью. Пожалуй, родителям стоит отбросить свой эгоцентризм, присмотреться к своему ребёнку, дать ему право и возможность самому найти собственные интересы, прожить свою жизнь. Лучшее, что могут дать любящие мама и папа — самостоятельность, которой невозможно добиться принуждением. Задача родителей состоит не в том, чтобы загнать ребёнка в рамки, а в том, чтобы научить его жить и принимать решения: стойко и мудро переносить поражения, добиваться поставленных целей, отбрасывать лишнее и выбирать то, что интересно и правильно
«Мать — фарфоровая кукла»
Фото @therapy4the.soul
«Мать — фарфоровая кукла» любит своего ребёнка, но мгновенно теряет контроль, как только он проявляет сильные эмоции: страх, панику или агрессию.
Она не умеет контейнировать эмоциональные проблемы ребёнка, то есть помогать ему анализировать и проживать свои эмоции.
Матери такого типа используют следующие стратегии для взаимодействия со своим ребёнком:
- Катастрофизация – ссадина на коленке становится настоящей угрозой для жизни.
- Уход – во время детской истерики мать уходит в себя и ни на что не реагирует до тех пор, пока ребёнок не успокоится.
- Регресс – когда ребёнок огорчён, мать сама играет роль малыша: обижается и ждёт, что другие её утешат.
- Попрекание – мать упрекает ребёнка за сильные эмоции («Перестань плакать, у меня от твоих слёз болит голова»).
- Гнев – мать наказывает ребёнка за «неправильные» эмоции («Раскричался – иди в угол»).
Если ребёнок ещё маленький, мать готова делегировать его воспитание кому-то другому, например, бабушке, чтобы снять с себя любую ответственность.
Такая мать – сама ещё ребёнок, инфантильный и психологически незрелый. Она часто находится в позиции жертвы:
- обижается;
- жалуется;
- требует заботы и внимания;
- легко впадает в истерику.
От своего ребёнка «мать — фарфоровая кукла» ждёт поддержки и опоры. Её дети рано взрослеют и начинают заботиться о нестабильной матери. Они бывают агрессивными и могут часто уходить в себя.
Что делать?
«Матери — фарфоровой кукле» нужна личная терапия
Ей важно научиться брать ответственность за свои поступки, потому что ребёнок не видит в ней опору и поддержку
Когда мать слишком эмоционально реагирует на всё, что происходит в жизни ребёнка, он и сам становится таким же. Он растёт и испытывает разные чувства, в том числе негативные.
Задача матери – научить своего ребёнка с ними справляться. Не паниковать из-за каждого пустяка, а наоборот, – включать трезвую голову и помогать ребёнку экологично проживать свои эмоции, будь то страх или обида.
Невмешательствующая матерь
Невмешательствующая матерь — это тип матери, который не навязывает свое мнение и не вмешивается во все дела своего ребенка. Она дает свободу ребенку принимать собственные решения и самостоятельно решать свои проблемы.
Невмешательствующая матерь умеет создавать атмосферу доверия и поддержки с ребенком, позволяя ему самостоятельно искать решения проблем и извлекать уроки из своих ошибок. Она поощряет и поддерживает ребенка в его интересах и достижениях, не забывая выделить время для общения и обсуждения важных вопросов.
Невмешательствующая матерь может похвалить и показать свою гордость, когда ребенок справляется с трудностями или достигает поставленных целей. Она старается быть примером для ребенка, помогая ему развиваться и становиться самостоятельным и независимым.
Холодный стиль воспитания: как его распознать и избежать
Распознать холодный стиль воспитания можно по следующим признакам:
- Отсутствие эмоциональной связи между родителями и ребенком.
- Недостаток физического контакта, такого как объятия, поцелуи и прикосновения.
- Игнорирование эмоций и потребностей ребенка.
- Отсутствие поддержки со стороны родителей.
- Неспособность родителей выразить свои эмоции и чувства.
Холодный стиль воспитания может иметь негативное влияние на развитие ребенка. Он может привести к эмоциональной отчужденности, низкой самооценке, повышенной агрессии и проблемам в общении с другими людьми
Поэтому важно избегать такого стиля воспитания и заменить его более подходящими и эмоционально богатыми методами взаимодействия с ребенком
Для избежания холодного стиля воспитания можно:
- Устанавливать эмоциональную связь с ребенком, выражать ему любовь и заботу.
- Посвящать время ребенку, играть с ним и участвовать в его жизни.
- Слушать ребенка, проявлять интерес к его эмоциям и потребностям.
- Оказывать поддержку и поощрение ребенку в его достижениях.
- Выражать свои эмоции и чувства, быть открытыми и искренними с ребенком.
Избегая холодного стиля воспитания и заменяя его более эмоционально богатыми методами, родители могут помочь ребенку развиваться эмоционально и социально, а также укрепить связь с ним.
Типы мам
Первый тип мам — властная мама.
Такая мама всегда знает что, где и как лучше для ее ребенка. Она распланировала жизнь своего малыша еще до его рождения и строго следует своему плану. Подобная мама прочитала кучу книжек по развитию ребенка, составила свой верный план, и следует ему неукоснительно. Если сказано в книге, что кормить младенца через каждые три часа, то она будет выдерживать режим до последней минутки. Написано — обнимать маленького человечка не меньше 10 раз в день, то и это будет выполнено. При этом мама может вообще не испытывать никаких эмоций при выполнении этих предписаний, что в будущем негативно сказывается на ее отношениях с ребенком.
Второй тип мам — мама- ребенок.
Такая мама остается вечным ребенком. Она не в состоянии отвечать за свои поступки, обижается постоянно, капризничает. Она сама не считает себя взрослой, не говоря уже об окружающих. Ей присуща постоянная тревога, боязнь сделать что-либо не так и стать при этом виноватой. Эта мама все время зависит от мнения окружающих ее людей. И хотя такая мама может любить сильно своего ребенка, она боится своими действиями причинить ему вред и поэтому может редко брать его на руки. Малышу такой мамы тоже дастается очень мало любви и внимания.
Третий тип мам — мама-неожиданность.
С такой мамой ребенок находится как на качелях. Её поведение зависит от эмоций, которые преобладают, от настроения. Она не учитывает интересы ребенка, не подстраивается под него. Её мнение меняется практически каждую минуту относительно того, что полезно и необходимо малышу. Ребенку очень трудно настроиться на мамину волну, понять ее. В поведении такой мамы отсутствует предсказуемость.
Четвертый тип мам — идеальная мама.
Подобный тип мам считает, что все вокруг нее должно быть идеальным. Она всем демонстрирует совего ребенка, как трофей, кубок, медаль. Такая мама считает, что малыш всегда должен быть идеально чистым, идеально причесанным, обладать идеальным здоровьем и тому подобное идеальное. Он всегда во всем будет первым среди детей его года. Он первый научился сидеть, говорить, ходить на горшок и далее по списку. Однако она может не замечать проблемы, появившееся у ребенка. Ведь у идеала не может быть проблем.
Пятый тип мам — мама- раба.
Такая мама считает своего ребенка небожителем, спустившимся с небес. Она превращается в его рабу, выполняя каждый каприз, замечая любое движение руки или интонацию. Её жизнь подчинена служению ребенку. С момента его появления остальные члены семьи отходят на второй план или совсем перестают для нее существовать. Несмотря на такое обожание и заботу у нее отсутсвует ясная и четкая цель воспитательного процесса. Мама потакает всем капризам и желаниям своего ребенка. При этом малыш вырастает человеком эгоистичным и совсем не приспособленным к жизни.
Шестой тип мам — мама-спокойствие.
Такая мама считается идеалом мамы. Она чуткая заботливая, в меру строгая. Всегда знает как помочь своему ребенку, как правильно развивать его качества, таланты. Рядом с подобной мамой ребенок развивается правильно не только на физическом уровне, но и на психологическом.
Конечно, это не полный список типов мам. Его можно продолжать до бесконечности. Каждая мама в описанных выше типажах может найти что-то и от своего поведения. Однако любой маме стоит задуматься — насколько комфортно ребенку рядом с ней. Если ответ нет, то следует приложить усилия, пересмотреть свое поведение и методы воспитания. Ведь нашим детям нужна чуткая, нежная , любящая мама. Мама, которая поможет и поддержит, подскажет, но не будет при этом настаивать на своем мнении или придерживаться научных взглядов, отрицательно сказывающихся на ее ребенке, не будет закатывать истерики или терзаться различными выдумками о болезнях и несчастьях.
А вы нашли себя в приведенном списке? Если в моем списке нет подходящего типажа, то предлагаю пройти тест и определить его — тест №1, тест№2, тест№3.
Буду рада комментариям и размышлениям.
Невмешивающийся родитель
Невмешивающийся родитель, это своего рода противоположность неодобряющим и отвергающим родителям. Он свободно принимает эмоциональные проявления детей и позволяет им реагировать, как им хочется в абсолютно всех ситуациях. Такой тип родителей не выстраивает ограничений в эмоциональных проявлениях, он просто до безобразия участлив. Пожалеть ребенка ему проще простого, а вот объяснять, к чему может привести какая-либо ситуация, он не станет. Малышу в такой семье все разрешено, он делает все на свое усмотрение, но не умеет самого главного – искать выход из проблемы. По его мнению, негативные эмоции надо просто выплеснуть и жить дальше – без анализа и решения трудностей.
Советы для невмешивающегося родителя
Скорее всего, ваш ребенок – это эмоциональная буря, и все, что вызывает в малыше эмоции, для него на первом месте. Задача родителей – не позволять отрицательным чувствам ребенка переходить в физические проявления – крушить, бить, делать кому-то больно из-за этих эмоций. Заметив, что ребенок стал истерично бить руками о пол, когда ему не купили игрушку, не давайте переживаниям победить, просто попробуйте обсудить, почему ребенок так расстроен и какие варианты решения есть. Например, скажите, что у вас не хватает денег на игрушку, и вы можете повести себя по-разному: остаться в магазине и плакать, пока не надоест, заняться чем-нибудь более приятным или подумать, от чего в следующий раз стоит отказаться, чтобы остались деньги на игрушку. Так ребенок переключится от переживания к рассуждению, и вам будет проще справиться с истерикой.
Идеальный стиль воспитания: как найти свою уникальную методику
Когда речь заходит о воспитании детей, каждая мать стремится найти свой идеальный стиль воспитания, который будет соответствовать ее ценностям, убеждениям и индивидуальности. Ведь каждый ребенок уникален, и нет универсального рецепта, который бы подошел всем.
Определение своего уникального стиля воспитания требует времени, самоанализа и понимания собственных потребностей и особенностей
Важно помнить, что не существует абсолютно правильного или неправильного стиля воспитания — главное, чтобы он был гармоничным и соответствовал вашей индивидуальности
Для начала стоит проанализировать свои ценности и убеждения
Что для вас самое важное в воспитании детей? Какие ценности хотите передать им? Например, некоторым родителям важно развитие независимости и самостоятельности ребенка, а другие считают, что главное — воспитание дисциплины и порядка
Также стоит учесть свои сильные и слабые стороны. Не стоит стремиться к идеалу и ожидать от себя совершенства
Важно быть честным с собой и принимать собственные слабости, чтобы найти подход, который будет сочетать внимание к потребностям ребенка и возможности родителя
При выборе своей уникальной методики воспитания полезно также брать во внимание свой характер и личностные особенности. Какие методы и подходы соответствуют вашему характеру? Возможно, вы более терпеливы и любите давать свободу ребенку в принятии решений, или же вы предпочитаете строго регламентированное воспитание
Не стоит забывать и о самом ребенке. Каждый ребенок уникален и имеет свои особенности и потребности
Важно прислушиваться к ребенку, наблюдать за его реакциями и адаптировать свою методику воспитания в зависимости от его индивидуальности
В итоге, идеальный стиль воспитания — это гармоничное сочетание ваших ценностей и убеждений, ваших личностных особенностей и потребностей ребенка
Важно быть гибким и готовым меняться, учиться и адаптироваться, чтобы найти свою уникальную методику, которая будет способствовать гармоничному развитию вашего ребенка
«Мать-наседка»
Фото Pexels
«Мать-наседка» уверена, что её ребёнок без неё не справится. Она проявляет гиперопеку, говорит только о нём и не даёт ему сепарироваться ни в раннем возрасте (1-3 года), ни в подростковом периоде.
Такая мать следит за каждым шагом своего ребёнка:
Любая нестандартная ситуация вызывает у неё тревогу. Если ребёнок простудился или стал капризным, она подозревает худшее.
С одной стороны, «мать-наседка» заботится о своём ребёнке и знает, что с ним происходит. С другой стороны, она учит своих детей повсюду видеть опасность, быть мнительными и не доверять миру.
Дети «матерей-наседок» вырастают безынициативными и неуверенными в своих силах, слишком драматично реагируют на все события.
Даже во взрослой жизни они видят в своём партнёре «маму» и пытаются от неё отделиться, или же, наоборот, идеализируют материнскую фигуру, считая её мнение единственно верным.
Ребёнок «матери-наседки» – часто один в семье, и в результате такого воспитания вырастает эгоцентричным и самовлюблённым.
Что делать?
В процессе взросления ребёнок начинает сопротивляться чрезмерному материнскому контролю. Вместо того чтобы возмущаться («Я для него всё делаю, а он этого не ценит») задайте себе вопрос: «Не делаю ли я вместо своего ребёнка то, что он может (и должен) делать сам?»
Нужно помочь ребёнку занять своё место в жизни
Для этого матери важно найти своё место, и принять тот факт, что мир не создан лишь для её ребёнка. На планете живёт ещё почти восемь миллиардов других людей
Факторы, влияющие на выбор стиля воспитания
Выбор стиля воспитания зависит от множества факторов, которые оказывают влияние на родителей. Отношения собственных родителей, семейные ценности и нормы, личный опыт и убеждения — все это важные факторы, которые формируют предпочтения в воспитании.
Один из факторов, влияющих на выбор стиля воспитания, — это культурные и общественные ценности. В разных культурах и обществах существуют различные представления о том, какими должны быть родители и какими должны быть дети. Например, в одной культуре может быть признана нормой строгое воспитание, а в другой — более вольное и демократичное.
Также важным фактором является личный опыт и образование родителей. Родители могут ориентироваться на свой собственный опыт воспитания и внутренние убеждения. Например, если родитель вырос в семье с авторитарными методами воспитания и считает их эффективными, то скорее всего он будет применять их в отношении своих детей.
Также важным фактором является уровень образования и информированности родителей. Более образованные родители могут быть более знакомы с различными методами воспитания и могут осознанно выбирать стиль воспитания, основываясь на передовых научных исследованиях и практиках.
Наконец, важной ролью играет собственная личность родителя. Характеристики личности, такие как стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, терпимость и т
д., могут влиять на выбор и использование определенных стилей воспитания. Например, родители, склонные к конфликтам и неуравновешенности, могут отдавать предпочтение более авторитарному стилю воспитания.
В конечном счете, выбор стиля воспитания является сложным процессом, в котором учитываются множество факторов
Каждая семья выбирает свой собственный путь, и важно помнить, что нет одного «правильного» стиля воспитания — важно найти тот, который будет наиболее эффективным и соответствовать потребностям и ценностям семьи
«Мама-контролер»
Такой тип воспитания часто называют надзирательским или диктаторским, когда собственное мамино «Я» является непререкаемым. Такие мамы воспитывают своих детей, словно они ее подчиненные, не имеющие права на собственную точку зрения.
Плюсов при таком воспитании нет, поскольку дети лишаются самостоятельности в своем развитии, или им приходиться обманывать, изворачиваться так, чтобы это не было заметно.
В таких детях формируются слабые личности, они выбирают пути наименьшего сопротивления, могут вести двойную жизнь. Часто они попадают «не в те компании», употребляют наркотики, и все это может привести к беспорядочному образу жизни.
Тревожная мама
В книге «Хочу и буду» психолога Михаила Лабковского встречается несколько типов так называемых проблемных мам, и «тревожная» — одна из них.
Материнская тревожность — одна из самых серьёзных проблем и по последствиям, возможно, даже страшнее, чем агрессия. Это мать, которая стоит или лежит в конце ледяной горки, широко раскинув руки, с целью поймать ребёнка вместе с санками. У тревожных всё в жизни по часам, питание исключительно правильное и сбалансированное дальше некуда, а при лёгком ветерке или простуде ребёнок закутан, как в стихотворении «Это кто накрыт в кровати одеялами на вате?
Характерные выражения:
- Я боюсь!
- Мама переживает…
- Не трожь!
- Отойди оттуда!
Результат: всем своим поведением мать внушает ребёнку, что мир — это сплошная опасность, жить страшно, люди вокруг только и думают, как навредить. Он вырастает запуганным, недоверчивым, неприспособленным, тепличным цветком. А страх перед жизнью — самый большой тормоз для взросления, развития, личностного роста, да собственно, для самой жизни.
«Наседка»
Этот метод воспитания заключается в постоянной опеке своего ребенка на протяжении всей его жизни. Во многих случаях такие мамы сами недополучили внимания, заботы и любви в детстве, и поэтому стараются восполнить все это своим детям. Часто бывает, что такая чрезмерная опека отрицательно влияет на детей. У них появляются комплексы, часто возникает ощущение, что сами они ничего не могут сделать.
Мать-наседка идеальна для грудных детей, и это является главным и, пожалуй, единственным достоинством такого метода воспитания.
Недостатки этого метода заключаются в том, что ребенку не дают возможность самостоятельно развиваться и взрослеть. В худших случаях, при подобном воспитании вырастают сорокалетние «маменькины» сынки, не способные что-либо сделать самостоятельно, либо старые дамы с неустроенной личной жизнью.
Тип 2. Мама-эксперт
Она знает абсолютно все. И по каждому вопросу у нее есть свое собственное, непоколебимое мнение. Она точно знает, стоит ли вам работать или же сидеть дома с ребенком, какой детский сад выбрать, а также как долго, как часто и даже как правильнее кормить малыша грудью.
Как себя вести
Неопытные «жертвы» мамаши-эксперта пытаются вежливо оправдываться: «Я перестала кормить грудью, так как у меня начался мастит, а малыш оставался голодным после каждого кормления». И в этом их ошибка. Такую маму совершенно не интересует ваше мнение или ваш личный опыт. Для нее существуют только два мнения: свое и неправильное. А от вас ей нужна лишь полная покорность и согласие во всем. Но, как известно, сколько людей (мам, врачей, психологов…), столько и мнений. Научные представления о правильности и неправильности меняются чуть ли не каждый день
И важно не то, что правильно, а то, что подходит именно вам с именно вашим конкретным ребенком. Именно это вам нужно иметь в виду каждый раз, когда такая мама начинает вас критиковать
Иногда ее «всезнайство» (если оно действительно подкреплено эрудицией) может быть полезно. Если же навязывается только ее мнение, «потому что оно верное», оно ничем не лучше и не важнее вашего собственного. А критиковать вас никто не имеет права. Скажите ей, что за советом по этому вопросу вы обратитесь к специалисту, с которого можно будет спросить по всей строгости, а ненаучное и непроверенное мнение вас не интересует.
Смешанный стиль воспитания: как комбинировать различные подходы
Смешанный стиль воспитания предполагает комбинирование различных подходов к воспитанию детей. Этот стиль основан на понимании того, что каждый ребенок уникален, и что может быть эффективным для одного ребенка, может не сработать для другого.
Одной из ключевых идей смешанного стиля воспитания является гибкость и адаптивность. Родители, применяющие этот стиль, готовы адаптировать свои подходы в зависимости от потребностей и особенностей своего ребенка. Они могут комбинировать различные методы и подходы, чтобы найти наилучший способ воспитания своего ребенка.
Смешанный стиль воспитания может включать элементы авторитарного, пермиссивного и демократического подходов. Например, родители могут устанавливать четкие правила и границы, но в то же время быть гибкими и открытыми для обсуждения и компромиссов. Они могут быть строгими в некоторых вопросах, но в то же время давать своему ребенку возможность самостоятельно принимать решения в других ситуациях.
Одним из преимуществ смешанного стиля воспитания является то, что родители могут адаптировать свои подходы в зависимости от возраста и развития ребенка. Например, они могут быть более авторитарными, когда ребенок маленький и требуется больше руководства, а затем переходить к более демократическому подходу, когда ребенок становится старше и развивает навыки самостоятельности.
Однако, следует помнить, что смешанный стиль воспитания требует от родителей гибкости и самоанализа. Они должны быть готовы адаптировать свои подходы, основываясь на потребностях и индивидуальности своего ребенка. Кроме того, они должны быть последовательными и четкими в своих правилах и ожиданиях, чтобы установить четкие границы для своего ребенка.
Выбор смешанного стиля воспитания может быть эффективным для многих семей. Он позволяет родителям комбинировать различные подходы и находить индивидуальный подход к каждому из своих детей. В конечном итоге, главное — это учитывать потребности и особенности каждого ребенка и создавать здоровую и поддерживающую среду для их роста и развития.
«Мама-критик»
В соответствии с этим методом малыш с детства подвергается постоянной критике со стороны мамы. Ему твердят, что он ничего не может, отметки в школе никуда не годятся, у него плохой характер, и ничего нет положительного. В итоге, все зависит от самого ребенка – либо он станет сильной личностью и сможет преодолевать трудности, либо боязнь критики станет для него патологией.
Достоинством подобного метода может быть то, что такие дети, в основном, пытаются стать лучше, добиться успехов, несмотря на критику родителей.
Однако с другой стороны, подверженный постоянной критике родителей, ребенок в будущем может стать черствым и злым, поскольку ему будут неведомы такие качества как теплота и забота. Страх собственной несостоятельности может быть серьезным препятствием в достижении каких-либо целей в жизни.