Буллинг в школе: как защитить ребёнка от травли и издевательств

Можно ли простить обидчиков во взрослом возрасте

Фото: pexels.com/ru-ru/@fauxels

Детские обиды не прощают, их прорабатывают: отыгрывают, разряжают эмоцию через психологические техники. Обиду рисуют, раскрашивают, увеличивают, уменьшают, усиливают. Смотрят, какие вторничные выгоды были у человека с помощью этой обиды.

И когда во взрослом возрасте мы разговариваем про обидчиков, мы рассматриваем ситуацию целиком: горюем, плачем, рвем бумагу, – как-то проживаем ту эмоцию, ситуацию из прошлого. Но нужно смотреть всю семейную систему целиком и систему отношений в обществе: откуда пошла эта ситуация, чего не хватило человеку, чтобы он тогда мог за себя постоять, и как сейчас это скомпенсировано во взрослом возрасте. А если не скомпенсировано, то как это можно исправить.

Что делать, если ваш ребенок – буллер

Родители узнали от кого-то, что их чадо третирует одноклассника. Информация печальная, но делать что-то надо.

Начать с того, чтобы ближе познакомиться с ситуацией в классе, выяснить у других детей, как и что произошло.

Обвинения в недостойном поведении, унижения и наказание произведут обратный эффект: юный буллер станет лишь более тщательно маскироваться, а агрессия, гнев, злость и другие негативные эмоции никуда не уйдут.

Беседа с виновником должна проходить взвешенно и спокойно

Важно вывести его на анализ поведения, узнать, что он сам думает о сложившейся ситуации, а также четко объяснить, насколько недопустимо такое решение проблемы

Идеально, если родители воспримут происходящее с их ребенком как сигнал неблагополучия: ребенок несчастлив, ему плохо. Нужно срочно разобраться, что толкнуло ребенка на травлю другого человека, и постараться исправить ситуацию.

Возможно, юный агрессор ощущает себя в семье заброшенным, второстепенным и таким образом утверждается в классе за счет других.

Отвлечь от недостойного занятия ребенка можно, отдав его в какую-то спортивную или художественную секцию. Туда, где он почувствует свою успешность и поймет, что интересен единомышленникам не как «крутой перец», а своей надежностью, способностями, умением работать в команде.

Как бороться с буллингом в школе?

Буллинг является проблемой, которая остро стоит в подростковой и школьной жизни. Усугубляется она тем, что жертвы зачастую замалчивают факт издевательства. Хуже, когда родители знают о произошедшем и не предпринимают попыток помочь ребенку выйти из этого состояния.

Да, ребенок должен постараться справиться с обидчиком сам. Но родители должны поддержать и дать понять «Чтобы не случилось, мы рядом». Когда подросток чувствует поддержку, справиться с проблемами ему намного легче.

Буллинг – это постоянные нападки. Чтобы ребенок мог их остановить, нужно придерживаться следующих правил:

  • Понимать, что проблема есть и ее нужно решать.
  • Обратиться за помощью к человеку, которому доверяешь.
  • Не обращать внимания на нападки булля. Агрессор ждет от вас реакции на свои поступки. Нет реакции – значит он уйдет искать ее дальше.
  • Не давайте себя в обиду. Научитесь давать сдачи. На физическую силу нужно ответить тем же.
  • Найдите группу поддержки – совместными усилиями проще бороться с проблемой.
  • Полюбите себя – нельзя даваться себя в обиду.
  • Поработайте над своей самоуверенностью.
  • Научитесь противостоять манипуляциям.
  • Подумайте, из-за чего началась травля? Вы можете это исправить? Нет? Значит примите себя таким. И не стоит винить себя за несовершенства. Если агрессор это не принимает – это его проблемы, а не ваши.
  • Подумайте о смене коллектива. Примите это как заботу о себе, а не попытку к бегству.

Для решения проблемы необходимо знать причину возникновения буллинга в школе среди подростков. Порой помощь психолога нужна всем участникам конфликта – не пренебрегайте общением со специалистами.

Буллинг в школе со стороны учителя

Профессиональное выгорание – термин, знакомый многим взрослым людям. Учителя — не исключение. Помимо этого, низкий уровень квалификации или личный фактор могут негативно сказываться на отношении с конкретными учениками.

Про буллинг в школе со стороны учителя говорить не принято. В понимании многих родителей, учитель – это надежный человек, который ведет детей к знаниям, оберегает их и дает им только лучшее. Информация о том, что преподаватель нахамил, ударил учебником или поставил двойку по нелепой причине, часто воспринимается родителями нейтрально.

Оскорбление ученика при всем классе, занижение оценок, необъяснимые поступки, разговоры на повышенных тонах, незаслуженные наказания – все эти действия могут восприниматься как буллинг со стороны учителя.

Некоторые учителя позволяют себе придумывать прозвища ученикам и оглашать их на весь класс. Кинуть тетрадь в лицо или ударить указкой – такое поведение недопустимо со стороны учителя.

«Иванова, хватит уже руку тянуть, мы все устали от твоих постоянных комментариев, зазнайка» или «Какой же ты непутевый и дурной ребенок!». К сожалению, такие учителя встречаются в современных школах.

Родители должны прислушиваться к жалобам своего ребенка и чаще интересоваться о том, как обстоят дела не только с одноклассниками, но и с учителями. При возникновении конфликтных ситуаций обратитесь к директору школ и постарайтесь выяснить причины такого поведения по отношению к вашему ребенку.

Предпосылки буллинга

Другое дело, когда ученик младших классов подвергается издевательствам со стороны старшеклассников. Здесь может быть задействовано разнообразное количество способов давления на ребёнка, начиная от запугивания и угроз, заканчивая избиением. Этот вид травли называется – буллинг в школьной среде. Причины его возникновения, зачастую, схожие с травлей в классе, однако, могут отличаться.

Одной из причин буллинга в школьной среде становится наличие у жертвы материальной ценности, которая недоступна другим (крутой телефон либо наличие большого количества денег). В таком случае он может подвергаться рэкету.

Если ребёнок является представителем другой расы или национальности, то именно расовые различия влияют на форму конфликта. Но в русских школах наиболее явной причиной давления является сексуальная ориентация. Представители сексуальных меньшинств в школьной среде подвергаются более жёсткому воздействию со стороны обидчиков.

Среди причин буллинга выделяют несколько особенно распространённых – успехи в учёбе и физическую слабость. В первом случае ситуация травли возникает из зависти к ученику. Она может перерасти из психологического давления в полное отстранение от жизни класса, то есть социальную изоляцию.

Физическая слабость – основная причина травли в школе. Отсутствие физической возможности дать отпор нападающему накладывает некоторый ярлык на такого человека. Он становится мишенью для постоянных издевательств. Это происходит даже не потому, что он слаб, а из-за психологического комплекса «жертвы». Другие дети, заметив это, быстро начинают пользоваться беззащитностью ребёнка и всячески его ущемляют.

Таком образом становится понятно, что травля в детском коллективе – явление распространённое, причин у него много. Только тогда, когда удаётся установить эти причины, можно приступать к оказанию помощи.

Что такое буллинг?

️ Встретившись с систематической травлей своего ребёнка, родители задаются вопросом: буллинг – что это такое? По сути, это издевательства над слабым, особо впечатлительным ребёнком, которые систематически делают другие, более сильные дети. Чаще всего такой вид агрессии представляет собой именно групповые нападения. В них лидер группы проводит негативную оценку действий либо характера преследуемого, осуществляет по отношению к нему физическое либо психологическое насилие.

️ Этот вид преследования отличается от конфликта, так как жертва обычно гораздо слабее, а потому адекватный ответ проявить в отношении обидчика не может. Другие члены группы могут участие в травле не принимать, а просто быть свидетелями позора и унижений.

Основными признаками буллинга являются:

  • Систематическое повторение;
  • Неравенство сил или власти между нападающим и жертвой, причём на стороне агрессора;
  • Намеренная травля со стороны сильного.
  • Самым распространённым местом, в котором ребёнок может быть подвергнут физическому или эмоциональному насилию, является школа.

Давайте разберёмся, что такое буллинг в школе. 40% школьников, по статистике, занимались буллингом, причём 20% из них делали это не один раз. Школа – это место скопления огромного количества детей, разных по мировоззрению, воспитанию и социальной позиции: кто-то богаче, а кто-то беднее.

Также стоит учитывать, что во время учебного процесса в таком учреждении сосредоточены разные возрастные группы. Поэтому в таких условиях распространено явление рэкета по отношению к детям от 6 до 11 лет со стороны старшеклассников.

Ещё одним видом насилия могут быть словесные издёвки. Причиной такого издевательства могут быть:

1. Острая эмоциональная реакция на слова.

2. Неуверенность в своих силах и возможностях.

3. Психологическая замкнутость.

4. Наличие у жертвы явного или выдуманного проступка по отношению к обидчику, за который он не признал своей вины.

Последняя причина наиболее распространена среди детей, так как оскорбить их чувства можно практически любыми действиями. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что школьный буллинг – это психологическая травля жертвы.

Дети очень восприимчивы к словесным оскорблениям, так как они ещё ранимы и воспринимают любые слова, отправленные в их адрес, близко к сердцу. Это может стать причиной глубокой замкнутости, а в особо сложных случаях даже привести к депрессии.

Признания ребят, которых травили в школе

Главной проблемой при травле ребёнка в школе является тот факт, что он может это скрывать от своих родителей. В этом случае компетентную помощь ему получить будет очень сложно. Однако, даже если ребёнок расскажет о случившемся, реакция родителей может навредить. Это происходит тогда, когда обеспокоенные родители не могут разобраться в причинах конфликта и не понимают, как помочь своему чаду разобраться с его проблемами самостоятельно.

Самым частым примером некомпетентной помощи родителей является личные разбирательства с обидчиками. В таком случае травля не только может не прекратиться, но даже усилится либо перерасти в физическую агрессию в сторону жертвы. Для того чтобы помочь ребёнку в случае проявления к нему травли, необходимо знать, с чем вы столкнулись. В первую очередь нужно разобраться, каких видов бывает буллинг.

Каким образом бороться с буллингом?

Остановка прессинга — первоочередная задача учеников, учителей и родителей. Существует несколько шагов, которые необходимо предпринять, чтобы помочь прекратить буллингв отношениидетей. Вот некоторые наши рекомендации:

Просвещение и профилактические мероприятия в школе и дома. Распространение знаний о буллинге в школе и его последствиях среди подростков — один из шагов к предотвращению развития травли. Необходимо организовывать мероприятия и лекции, чтобы дать детям понять, что такое буллинг и как он может повлиять на них в будущем

Важно обучать детей и подростков, как отличить уважительное поведение от неприемлемого.

Узнав о происхождении буллинга следует его распознать. Будьте внимательны к любым случаям унижения, издевательств или агрессии, проявляемым в отношении других людей, в том числе и к себе

Выявление проблемы — первый шаг к ее решению. Не стоит ее замалчивать, когда нужно рассказать.

Не молчите! Если вы стали свидетелем буллинга, не оставайтесь безучастными. Необходимо поощрять наблюдателей буллинга докладывать об инцидентах. Свидетели могут оказать больше влияние на ситуацию, чем думают. Их стоит убедить в том, что они не ставят под угрозу себя, а помогают другим выйти из сложившейся неправильной ситуации.

Одна из основополагающих задач — обеспечить поддержку и защиту жертве. Направляйте их сообщать о случаях буллинга старшим, в частности, обратиться к психологу. Они должны быть проинформированы о происходящем и принять соответствующие меры. Можете собрать доказательную базу издевательств: испорченные вещи, переписки, синяки и другие явные показатели. Но и без них не бойтесь воспользоваться помощью.

Родители обязаны учить детей устанавливать личные границы и говорить «нет» в случае неприемлемого поведения. Помогать развивать навыки коммуникации, чтобы дети могли четко и ясно выражать свои чувства и потребности. Семья должна обеспечить подросткам безопасное место для разговора и выражения своих чувств. Если в семье с этим не справляются, то прибегните к помощи психолога.

Содействуйте с ранних лет развитию эмпатии у ребенка, чтобы он лучше понимал чувства других. Эмпатия сделает его менее склонными к проявлению агрессивного поведения.

Распространяйте толерантность и доброту. Стремитесь создать безопасную и доброжелательную атмосферу в своем окружении. Будьте дружелюбными, вежливыми и поддерживающими по отношению к другим людям. Содействуйте уважению к разнообразию и учите детей, как разрешать конфликты мирным путем.

Предоставляйте психологическую поддержку не только жертвам буллинга, но и агрессорам, чтобы понять их мотивы и помочь справиться с враждебным поведением.

Родители обязаны вовлекаться в процесс борьбы с буллингом
Они могут сыграть значимую роль в обеспечении безопасной среды для своих детей и обратить внимание на признаки буллинга. То, что не броситься в глаза в школе может вскрыться дома
Следить за изменениями в поведении детей, так как это может быть признаком того, что они стали жертвами травли. Проявляется это по-разному в потери веса, вспышках агрессии, нарушении сна, замкнутости, беспричинных слезах.

Понимание этих факторов может помочь бороться с запугиванием и разрабатывать стратегии по ее предотвращению в образовательных учреждениях. Борьба с буллингом в классах требует совместных усилий со стороны общества, школ, родителей и государственных органов. Чем больше усилий мы приложим для его остановки, тем безопаснее и здоровее будет психика ребенка и наше общество.

Участники буллинга

Агрессор

Человека, который буллит кого-то называют булли (от анг. bully – хулиган, задира, бык). Такой ребенок пытается самоутвердиться за счет своей силы над другим ребенком. Часто это грубые, раздражительные, неуравновешенные и агрессивно настроенные дети. Они жестоки, не проявляют сострадания, кроме того могут манипулировать другими людьми.

Проявление нарциссизма усиливает агрессивное состояние – такие дети считают, что они совершенны, а их способности недооценивают.

Жертва

В роли жертвы чаще всего:

  • Необщительные, замкнутые и неконтактные дети.
  • Слабые, очень худые.
  • Дети, имеющие яркие отличительные особенности (например, веснушки, рыжий цвет волос, лишний вес, хромота.)
  • Дети с особенностями развития (инвалидность, дефекты речи) .
  • Отличники, которых учитель постоянно выделяет и поощряет.
  • Дети, которые часто жалуются взрослым на поведение сверстников
  • Неряшливые или плохоодетые дети.

Однако важно понимать, что жертвой травли может стать самый обычный ребенок из благополучной семьи. Для агрессора причина может найтись всегда, даже если нет видимого повода

Зрители

Зрители или наблюдатели – самая большая группа в конфликте. Они могут испытывать жалость или сострадание к жертве, но зачастую не предпринимают никаких действий для защиты пострадавшего, чтобы не принять всю агрессию на себя.

Однако зрители могут являться двигателем жертвы: массовое неодобрение поступков агрессора способно пресечь такое поведение, или наоборот – разжигать конфликт при одобрении жестоких поступков.

Что делать, если ребёнок стал изгоем в классе

В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Если ребёнку в школе плохо — нужно срочно принять педагогические и юридические меры. Следуйте алгоритму, который рекомендует психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко и юристы портала Травли.Нет.Прочтите устав школы. Там может быть информация, как действовать. Если у школы есть правила для решения таких ситуаций, но правила не исполняются, вы сможете пожаловаться конкретно на это. Напишите письменное заявление на имя директора. Зафиксируйте все факты травли, опишите ситуацию.

Поговорите с педагогом и школьным психологом, если он имеется. Ведите беседу в ключе «у нас сложная ситуация, давайте придумаем, что можно сделать». Не обвиняйте, а предлагайте совместно разобраться в проблеме. Записывайте результаты обсуждения: например, конкретные предложенные шаги и обозначенные сроки.

Предложите создать согласительную комиссию, если таковой нет в школе. По закону разрешено создавать такие комиссии. Туда могут входить родители, администрация школы, сами ученики, специальные медиаторы — третьи лица, которые профессионально занимаются решением конфликтов.

Цель комиссии — провести собрание, чтобы разобрать конфликт и помочь урегулировать ситуацию в классе. Найти медиатора помогают специальные организации, которые занимаются созданием безопасной среды в школах — например, АНО БО «Журавлик». Сообщить о вашем желании привлечь медиатора можно ещё на этапе письменного заявления. Переходите к юридическим методам, если беседы не подействовали. Напишите заявление в Управление образования вашего города или области, Рособрнадзор или Уполномоченному по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники обязаны реагировать на обращения в течение 30 дней. После обращения могут возбудить проверку. Если выяснится, что учителя не способствовали урегулированию конфликта, их ждёт административная ответственность. Если школа не защищает ребёнка, родители также имеют право подать административный иск в суд. Школе грозит денежный штраф за нарушение прав человеческого достоинства и отсутствие защиты от физического насилия

Привлеките внимание общественности. Опубликуйте посты в соцсетях, попросите всех знакомых о репосте, закиньте информацию в группы, обратитесь к некоммерческим организациям, которые занимаются вопросами травли. >Обязательно найдите ребёнку хорошего психолога и будьте рядом на протяжении всего процесса

Это важный пункт — пусть ребёнок почувствует, что с родителями он всегда в безопасности и под защитой. Альтернативный вариант решения проблемы, если вы не хотите оставаться в школе, — перевести ребёнка на домашнее обучение. В России это законно — можно получать то же самое образование на дому. В «Домашней школе Фоксфорда» дети учатся в онлайн-классах, вместе посещают дополнительные курсы и учатся выстраивать дружеские отношения. Если возникнет конфликт, на помощь придут персональные наставники. В нашей онлайн-школе есть психолог — ребёнок всегда может записаться на консультацию и обсудить своё эмоциональное состояние

<<Форма бесплатного курса>>Обязательно найдите ребёнку хорошего психолога и будьте рядом на протяжении всего процесса. Это важный пункт — пусть ребёнок почувствует, что с родителями он всегда в безопасности и под защитой. Альтернативный вариант решения проблемы, если вы не хотите оставаться в школе, — перевести ребёнка на домашнее обучение. В России это законно — можно получать то же самое образование на дому. В «Домашней школе Фоксфорда» дети учатся в онлайн-классах, вместе посещают дополнительные курсы и учатся выстраивать дружеские отношения. Если возникнет конфликт, на помощь придут персональные наставники. В нашей онлайн-школе есть психолог — ребёнок всегда может записаться на консультацию и обсудить своё эмоциональное состояние.

Последствия буллинга в школе

Последствия для жертвы буллинга в школе

Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. На беседу вызываются родители буллера, а школе придется объяснить, как они допустили данную ситуацию.

Последствия для буллера в школе

  1. Неблагоприятное будущее. Примитивные асоциальные способы поведения перестают действовать во взрослом мире, и буллеры оказываются на помойке жизни. В то время, как их жертвы, заучки и ботаны, заканчивают университеты, получают хорошую работу и обеспеченную жизнь, дорога их мучителей заканчивается в тюремной камере. В лучшем случае они прозябают на низкоквалифицированной малооплачиваемой работе и с завистью смотрят на своих бывших школьных товарищей.
  2. Проблемы во взаимоотношениях. Дети, которые умудрялись сочетать буллинг с высоким социальным статусом, становятся диктаторами в семье и сущим наказанием на работе. Это сплетники и интриганы. Они плетут сети более успешным коллегам, подсиживают, ставят подножки и идут к своей цели «по трупам». Многие из них достигают высоких результатов в карьере. Поэтому рано или поздно наживают смертельных врагов, а остальные их недолюбливают и боятся.
  3. Террор в семье. Даже если уже во взрослой жизни они успешны, то окружающим с ними неуютно. Развлекаться чужими несчастьями остается их хобби на всю жизнь. Они не умеют выстраивать теплые отношения с детьми, с любимыми, часто просто копируя поведение своих родителей.

Что такое буллинг?

Буллинг – это агрессивная
травля одного из представителей группы другим её представителем, имеющая
постоянный характер.

Буллинг может проявляться как в
физической, так и психологической форме, а также обретать как открытый, так и
скрытный характер. Видами травли являются: угрозы, преследование, физическая
агрессия, оскорбление, негативная оценка, постоянное недоверие, порча имущества
и другое.

Обычно организовывается одним
или несколькими буллерами, занимающими лидерские позиции в данной социальной
группе. Также в группе могут быть свидетели – те, кто просто наблюдает со
стороны, не нанося прямого вреда, но и не защищая жертву.

Что (не) делать учителю, если дети травят ученика в классе

Эти 3 вещи учителю не стоит делать категорически

В буллинге в классе есть то, что еще хуже, чем игнорирование, и, как ни странно, эти модели поведения очень распространены в наших школах. 

1) Сводить проблему к формальностям. Участников конфликта заставляют извиниться друг перед другом, помириться, бывает, даже пожать друг другу руки, и делают вид, что это должно помочь. На самом деле, это только злит и еще сильнее провоцирует агрессоров.

2) Отказываться решать проблему самостоятельно. Учитель сразу ведет детей к завучу или директору, показывая свое бессилие — сам-то он ничего сделать не может. Этим он теряет свой авторитет в глазах детей и все его призывы жить дружно становятся бессмысленными.

3) Быть необъективным. Учитель принимает сторону одного из участников конфликта и откровенно защищает его. Ну, не может быть полезным человек, лишенный объективности.

Невозможное возможно — 4 вещи, которые стоит делать учителю

Максимально снизить риск буллинга помогают очень простые, на первый взгляд, вещи. На практике они требуют очень серьезного отношения, последовательной систематической работы. 

1) Помните, что главный лидер в классе — учитель. Он не подавляет лидерские качества детей, просто он настолько интересен, компетентен и великодушен, что дети всегда готовы пойти за ним. Это очень сложная работа. Со стороны может показаться, что это просто человек такой. На самом деле, это титанический труд. 

2) Проводите систематические беседы с детьми. Но не о том, как плохо обижать других (хотя и такие нужны), а о том, какие мы все разные. Этому миру нужны мы разные. Шустрые — те, кто быстро реагирует и легко приспосабливается к новому. Спокойные — те, кто позволяет этому миру сохранять стабильность и равновесие. Каждый со своими особенностями. И мы должны научить детей говорить об этих особенностях, видеть их в себе и в других и принимать людей такими, какие они есть. Такие разговоры не превратятся в формальность, если учитель сам заинтересован в них.

3) Объясняйте ученикам, что не все так однозначно. Детские конфликты — это деление на черное и белое, это самый простой способ восприятия: я — хороший, он — плохой. И задача учителя — усложнить это восприятие, создать условия, в которых придется размышлять и делать выводы. Тогда времени и сил на буллинг в классе просто не останется. 

4) Будьте внимательны. Нужно постоянно контролировать «горячие точки» школы, где, как правило, учителя бывают редко, и агрессорам очень удобно поджидать свою жертву:

  • узкие темные коридоры;
  • подвал;
  • раздевалка;
  • и другие неприметные уголки.

Что делать

Рассмотрим план действий с двух позиций: агрессоры–ученики и агрессоры–учителя.

Агрессоры – ученики

Как защитить ребенка от травли в школе:

Обратитесь к учителю. Работать нужно со всем классом и на уровне взрослых.
Подключите школьного психолога или обратитесь к частному психологу. Предложите ему поучаствовать во встрече конфликтующих сторон.
Если учитель не видит проблемы или отмахивается от нее, то идите дальше. Обратитесь к директору. Если нужно, дойдите до администрации.
Подключите родителей агрессора и родителей других детей. Объясните им, что свидетели буллинга тоже получают психологическую травму.
Если дело дошло до побоев, то снимайте их и пишите заявление. При любом типе буллинга собирайте максимум доказательств. Например, сохраняйте скриншоты переписок, если речь идет об угрозах в Сети.
Научите ребенка давать отпор

Важно объяснить, что о буллинге нельзя молчать. Нужно всегда давать отпор (спокойно и решительно), подключать учителей и родителей. Расскажите о последствиях буллинга, чтобы у ребенка не осталось сомнений.
Поддерживайте ребенка

Никаких «Ты сам виноват», «Хватит их провоцировать», «Не обращай внимания». И ни в коем случае не выставляйте ребенка еще большей жертвой: «Да что ж вы, ироды, с ним делаете».
Не бегите от проблем и не переводите ребенка в другую школу.

Расскажите о последствиях буллинга, чтобы у ребенка не осталось сомнений.
Поддерживайте ребенка. Никаких «Ты сам виноват», «Хватит их провоцировать», «Не обращай внимания». И ни в коем случае не выставляйте ребенка еще большей жертвой: «Да что ж вы, ироды, с ним делаете».
Не бегите от проблем и не переводите ребенка в другую школу.

Все взрослые участники разбирательств должны дать понять детям – то, что они делают не весело. Это преступление. Не пренебрегайте законами, особенно если речь идет о травли подростков.

Агрессоры – учителя

Проблему травли ребенка учителем на себе испытала журналистка и психолог Ольга Золотков. Ей удалось разрешить ситуацию, на основе которой Ольга составила план действий:

  1. Звонить во все колокола. Обратитесь к самому педагогу, завучу или директору школы. Если нужно, дойдите до администрации. Хуже вы уже не сделаете, вашему ребенку и так плохо.
  2. Записывайте каждую мелочь. Собирайте как можно больше доказательств буллинга, тогда вас не смогут обвинить в клевете и предвзятости.
  3. Четко определите, чего хотите добиться: увольнения учителя, смены классного руководителя, публичных извинений. Это позволит не отвлекаться от сути, не реагировать на отговорки.
  4. Договаривайтесь о встречах. Лучше всего если на встречу с педагогом придут оба родителя. Для решения конфликта можно подключить медиатора.
  5. Ни за что и ни при каких обстоятельствах не поддавайтесь эмоциям. Будьте с ребенком единой командой, не позволяйте вас рассорить. Держите ребенка в курсе событий, но избавьте его от негатива и активных разбирательств.
  6. Не надейтесь на поддержку со стороны других родителей, но не отказывайтесь от нее. Идите до конца, максимально придавайте инцидент огласке. Однако помните о том, что остановиться можно в любой момент, если учитель найдет в себе силы и мудрость пойти в сторону компромисса.

Если мирные пути не помогают, остается только одно – подача заявления в полицию и министерство образования

В нем важно подробно и с отсылкой к законам РФ обосновать свои претензии. Основные помощники: Конституция РФ, Закон об образовании и УК РФ

Причины школьной травли

Общеизвестно, что дети – в массе своей существа безжалостные, необремененные высокими моральными принципами. Поэтому нередко травят они одноклассников потому, что могут. Повзрослев, такие агрессоры часто раскаиваются и даже ищут возможность попросить прощения у жертвы. Другие же оправдывают собственное поведение, считая, что угнетаемый сверстник получал «за дело».

Специалисты выделяют два основных фактора, провоцирующих буллинг в школьном коллективе.

  1. Неправильное семейное воспитание. Многие агрессоры либо воспитываются в семьях, где царит «поклонение» грубой силе. Родители убеждены, что ребёнок должен уметь постоять за себя, однако излишне усердствуют в своём стремлении воспитать сильного человека. Другой тип агрессора – дети-лидеры, стремящиеся управлять коллективом по собственным правилам.
  2. Неправильное поведение педагогов. Иногда классные руководители сами провоцируют травлю, выделяя негативные черты в определённом ребёнке. Но чаще учителя просто не замечают начавшихся издевательств по причине занятости или «педагогической слепоты». Налицо попустительство со стороны педагогического коллектива.

Существует версия, что жертвами чаще становятся дети с так называемым виктимным поведением, то есть наиболее подходящие для роли жертвы. Однако это не снимает ответственности с агрессоров. В буллинге виноваты всегда зачинщики, и никогда – жертва.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий