Как не бояться говорить «нет»?
«Если я чем-то недовольна, то не осмеливаюсь об этом сказать, потому что боюсь обидеть собеседника. Как мне быть?». Элоиза, 13 лет
Почему со мной это происходит?
Скорее всего, твои родители с раннего детства учили тебя не обижать других, и теперь тебе кажется, что сказать «нет!» — это плохо. И вот у тебя возникает противоречие между тем, чего ты хочешь, и тем, что ты делаешь. Даже когда тебе что-то не нравится, ты все равно на это соглашаешься, только чтобы не обидеть другого. Говоря «да», ты испытываешь мгновенное облегчение, считая, что бережешь чувства близкого человека. Но через какое-то время это «да» станет обходиться тебе дороже, потому что придется делать много вещей, которых делать не хочется. А значит, расчет был неверный.
Что делать?
Очень важно научиться говорить «нет», это умение всегда пригодится тебе в жизни (в том числе в профессиональной). С каждым разом говорить «нет» будет все проще. — Источник
— Источник
С каждым разом говорить «нет» будет все проще. — Источник.
Если Элоиза не решается заявить, что она категорически недовольна или совершенно не согласна с чем-то, она может сказать, что придерживается другого мнения. Например, так: «Я бы предпочла, чтобы мы сделали вот это, а не это, потому что…».
Попросить время на раздумье — еще один хороший способ не отвечать сразу и показать, что ответ «нет» возможен (а значит, надо быть к нему готовым!).
Как бороться со страхом смерти у взрослых
Чем старше мы становимся, тем чаще нас посещает мысль о том, что родители стареют и могут умереть в любой момент. Ситуацию усугубляют детские страхи. Нужно принять этот факт, вы переживаете и будете переживать из-за гибели близких людей.
Не нужно пытаться подавить беспокойство, это приводит к обратным результатам. Чем больше вы запрещаете себе думать о смерти, тем больше начинаете об этом думать.
Как не бояться смерти родителей? Дадим вам несколько советов, которые помогут вам справиться с негативными эмоциями:
Найдите причину беспокойства. Составьте список проблем, напишите на бумаге все, что вызывает беспокойство. Это позволит контролировать негативные мысли, они не будут двигаться по бесконечным спиралям.
Вспомните о своих прошлых потерях. Часто чувство треовоги за здоровье близких усиливается из-за боязни, что человек не сможет пережить эту утрату. Но если провести анализ, можно понять, что потери в жизни случаются часто. И чаще всего людям удается достойно пережить этот этап. Выпишите все, что было ценно для вас, в потом вы это потеряли. Это может быть переезд лучшего друга, расставание с любимым человеком
Важно вспомнить, что вы делали для преодоления тоски от чувства потери.
Освойте медитативные техники, которые помогут оставаться в моменте «здесь и сейчас». Людям свойственно терять много сил и энергии на заботы о будущем, которое сложно контролировать
И анализе прошлого, которое нельзя изменить. Нужно четко понимать, за что именно сейчас вы благодарны жизни и родителям. Сконцентрироваться на этом.
Проговариваете свои страхи. Негативные эмоции разрушают человека изнутри, повышается риск развития психосоматических заболеваний. Не бойтесь обсудить свои переживания с близкими людьми или друзьями.
Если самостоятельно не получается справиться проблемой, можно обратиться к психотерапевту. Специалист выслушает, поможет определить корни страхов, подскажет эффективные техники для их проработки
На сеансах психотерапии врач уделяет внимание выработке рационального мышления. Важные установки:
- смерть — естественная часть жизненного цикла;
- я не могу все контролировать, но я смогу совладать с трудностями;
- я разумно контролирую то, что мне подвластно;
- постоянно испытывая страх потери матери или отца, я пропускаю жизнь;
- я должен жить полноценно, реализовывать задуманное.
Эти тезисы нужно повторять ежедневно, и постепенно страх ослабнет, станет рациональным.
Важно! Зацикливание на негативных переживаниях приводит к развитию танатофобии — страх смерти. Для устранения фобии потребуется длительная психотерапия и лечение противотревожными препаратами.
Последствия ссор при ребенке.
Плохое поведение. При виде конфликта между родителями ребенок испытывает бурю негативных эмоций, таких как страх, гнев, тревогу. И пока маленький человечек не знает способов, чтобы с ними справляться. Он может показать, что страдает, только с помощью криков, капризов, упрямства или непослушания
Одним словом, он пытается любым доступным ему способом привлечь внимание родителей, чтобы они помогли ему справиться с эмоциональной бурей внутри. Поэтому, если вы устали бороться с плохим поведением ребенка, необходимо посмотреть со стороны на собственное общение с партнером и с окружающими
Снижение иммунитета
Каждая ссора родителей для ребенка является стрессом, а стресс неизменно влияет на здоровье любого, даже взрослого человека. Если ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации, иммунитет организма снижается и возникают болезни, которые принято называть психосоматическими. Поэтому зачастую в конфликтных семьях дети постоянно болеют.
Психические расстройства. Под влиянием стресса страдает, конечно, и психика малыша. Крайними проявлениями могут стать страхи, ночные кошмары, заикание, энурез (недержание мочи), нервные тики или даже психические заболевания. При этом последствия могут наступать не сразу, а спустя годы. Либо они могут быть просто вовремя не замечены родителями, увлеченными «междоусобными войнами».
Манипулятивное поведение. Некоторые родители, поссорившись на глазах у ребенка, ощущают свою вину перед ним. Пытаясь искупить ее, они дарят подарки, снимают запреты или покупают сладости. Такое поведение ведет к появлению маленького манипулятора в семье: он понимает, что может попросить все, что хочет, после ссоры родителей.
Личный пример поведения в конфликте. Как известно, дети обучаются с помощью подражания своим родителям. Постоянно наблюдая ругающихся родителей, ребенок может усвоить агрессивные модели поведения в конфликтных ситуациях. Особенно остро это может проявиться в подростковом возрасте, когда негативные эмоции подстегиваются гормональными всплесками. И, как бы вы ни убеждали его, что надо уважать друг друга и жить мирно, он будет транслировать то, что вы делали, а не то, что говорили. Стремитесь разрешать конфликты конструктивно, спокойно и с уважением друг к другу. Тогда ваш малыш тоже научится этому, даже если не сразу.
Трудности в собственной будущей семье. Подражание родителям переносится и в будущее детей. Если ребенок регулярно наблюдал семейные конфликты, именно такая «форма общения» для него становится нормальной. И других, более конструктивных инструментов для создания теплых семейных отношений у него просто не будет. Желаете ли вы своему малышу такой семьи в будущем?
Виды
Существует большое количество классификаций детских страхов.
Природные и социальные
Природные (основанные на инстинкте самосохранения):
- смерти — собственной, родителей;
- замкнутого пространства;
- темноты, глубины, высоты;
- животных, чудовищ, насекомых;
- стихий: воды, огня;
- крови, врачей, уколов;
- громких звуков.
Социальные:
- одиночества;
- наказания;
- осуждения;
- быть не собой;
- опоздания;
- насмешек.
Сверхценные, навязчивые, бредовые
Сверхценные / воображаемые
Самые распространённые. Основная причина — безудержная фантазия, способная разрастаться до неимоверных размеров. Это боязнь темноты, смерти родителей, когда ребёнок сам себя убеждает, что во мраке водятся чудовища. Или боится, что мама опаздывает с работы, потому что умерла.
Навязчивые / реальные
Порождаются конкретными жизненными ситуациями, которые могут стать психотравмирующими. Если ребёнок на несколько часов застрял в лифте, у него надолго сохранятся пережитые в тот момент эмоции. Если не помочь ему избавиться от них, может развиться клаустрофобия.
Бредовые
Наименее изученные детские страхи, причины которых не ясны. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок боится собственного дедушку, или воробья, или других элементарных вещей и явлений. Чтобы разобраться в механизме их появления, психотерапевт может посоветовать гипноз.
Ситуативные и личностные
Ситуативные:
- обусловлены конкретной опасной ситуацией — аварией, падением с высоты, смертью родителей;
- становятся психотравмирующей ситуацией, которая сказывается на всей дальнейшей жизни;
- легко перерастают в фобии.
Личностные:
- обусловлены индивидуальными особенностями детской психики, характера;
- причины — стеснительность, неуверенность, замкнутость;
- проявляются чаще всего в новом коллективе, непривычной обстановке;
- со временем могут развиться в аутизм и социальную дезадаптацию;
- взращивают внутренние комплексы и низкую самооценку.
Острые и хронические
Острые:
- возникают в определённой ситуации;
- часто имеют кратковременный характер;
- при поддержке родителей или работе с психологом быстро уходят без последствий.
Хронические:
- развиваются из острых при отсутствии необходимой поддержки со стороны взрослых;
- могут быть обусловлены предрасположенностью к тревожности;
- требуют психотерапевтического вмешательства;
- являются фобиями.
Фобии
Чаще всего у детей диагностируются страхи:
- аблютофобия — умывания и купания;
- агорафобия — открытого пространства;
- акрофобия — высоты;
- акустикофобия — громких звуков;
- алгофобия — боли;
- арахнофобия — пауков;
- ахлуофобия — темноты;
- бронтофобия — грома;
- гемофобия — крови;
- гипнофобия — сна;
- кераунофобия — молний;
- кинофобия — собак;
- клаустрофобия — замкнутого пространства;
- пирофобия — огня;
- рабдофобия — наказания;
- ятрофобия — врачей и многие другие.
Ночные страхи
Выделяются в отдельную группу как наиболее частые и опасные. Представляют собой парасомнии — поведенческие нарушения в различных фазах сна. Обусловлены незрелостью ЦНС, что объясняет частоту диагностируемых случаев у детей по сравнению со взрослыми. Проявляются в виде:
- ночных кошмаров;
- снохождений;
- сноговорения;
- сонного паралича;
- бруксизма.
Самый рискованный возраст — от 3 до 12 лет. Причём мальчики страдают чаще. Какие проявления характерны:
- пробуждение от собственных движений и криков во сне;
- учащённое сердцебиение;
- сбитое дыхание;
- гиперемия, гипергидроз;
- расширение зрачков;
- крик, плач;
- отсутствие реакции на окружающих.
Такое состояние может длиться от нескольких секунд до часа. Возможные причины:
- наследственность;
- отсутствие режима сна;
- новая обстановка (в гостях, при переезде);
- приём психотропных препаратов и даже мультивитаминных комплексов;
- черепно-мозговая травма;
- лихорадка;
- перевозбуждение перед сном;
- стрессовая ситуация днём;
- полный мочевой пузырь;
- психическое и/или физическое переутомление.
Чтобы ночные детские страхи не переросли в патологию, важно вовремя обратиться за помощью к психотерапевту
Детско-родительские страхи
Родители часто удивляются, когда наблюдают у ребенка страх. У них самих таких страхов нет:
- они не боятся людей и общительны
- не боятся врачей и уколов
- не боятся собак
- отлично держатся на воде
Но проблемы ребенка тонко отражают те области, которые мы (педагоги, родители) можем в себе не замечать. Требуются дополнительные усилия, чтобы оценить свое поведение и изменить его ради спокойствия и адекватного развития ребенка. Такие ситуации я объединяю в четыре группы:
- Слияние: «Твой страх — мой страх»
- Трансляция родительского переживания ребенку: «Смотри, как я волнуюсь!»
- Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»
- Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль
Как узнать, чего боится ребенок на самом деле
Первый шаг, который должны сделать родители, это выяснить, чего именно боится ребенок. Делать это нужно сразу, когда он говорит, что ему страшно. Вопросы должны задаваться в спокойной атмосфере, располагающей к доверию. Спросите его, чего он боится. На ответ «оставаться одному» задайте вопрос «что может случиться, пока ты дома один?». Ребенок, если доверяет взрослым, будет говорить о своих фантазиях, потому что в таком возрасте они занимают большую часть его жизни и могут являться причиной фобий. Ответы могут быть приблизительно следующие: «в квартиру могут забраться грабители», «может случиться пожар или землетрясение». Следующий вопрос родителей, позволяющий понять суть страха, должен быть очень аккуратным: «и что тогда, произойдет (если вдруг в квартиру заберутся воры, или случится несчастный случай)?». Ребенок может сказать «меня убьют» или «я погибну».
Страх смерти в данном случае — является главной причиной боязни, и работать нужно будет именно с ним, чтобы вернуть ребенку нормальное эмоциональное состояние. Патологическая форма такого страха требует психологической помощи. Однако в этом случае родители также могут помочь детям, правильно закончив начатую беседу. Они могут сказать: «пойдем, посмотрим, какие прочные у нас замки на дверях (две двери, кодовый замок, охрана в доме и так далее)». Это хорошо срабатывает с детьми, которые фантазируя про грабителей, совершенно игнорировали способы квартирной защиты. Когда родители им ее показывают, они могут успокоиться и больше не бояться.
Спешим на помощь трусишкам
Что предпринять, чтобы как можно быстрее перешагнуть этот боязливый этап и свести на нет детский страх темноты? Ведь мы с вами понимаем, что отмахнуться от этой проблемы не удастся и надеяться на то, что страхи сами пройдут, — большое заблуждение.
Самый простой выход из положения – советы психолога. На то они и медики, чтобы научиться самим и научить нас, как справляться в таких ситуациях. Доверительные беседы позволяют найти причину, из-за которой бывает страшно. Но что-то ведь можно сделать и самостоятельно, без помощи врачей!
- Придадут уверенности и добавят капельку смелости ночник и не плотно закрытая дверь. «Я всё слышу, что происходит в твоей комнате» — такие родительские слова станут незаменимой соломинкой в борьбе со страхом. Постоянное ощущение поддержки взрослых постепенно сведёт на нет детские опасения.
- Зачем ребёнку зарубежные мультики про монстров и привидения? Почему бы не включить отечественного Чебурашку или Леопольда? Согласна, что герои со странными головами, одноногие и однорукие могут быть добрейшей души, но они обязательно натолкнут на мысль в детской голове: «Если есть добрые, значит, бывают и злые, и они обязательно ко мне придут, как только выключится свет!» А стремление родителей справиться со странными существами при помощи заговоров и волшебных брызгалок добавят масла в огонь: «Раз мама сражается с ветряной мельницей, значит, она существует!»
- Разговор ветра за окном, который неустанно брякает соседской форточкой, бормотание телевизора за стенкой, сменяющееся разными рекламными криками, скрип дверей в подъезде от сквозняка – как много причин, чтобы ежесекундно прислушиваться и представлять перед глазами жуткие картинки! Пора эти устрашающие звуки «перекричать». Включите музыку! Шум морского прибоя, пение птичек, колыбельные песни и просто аудиосказки заставят детские ушки слышать только приятные звуки.
- Вы пробовали поиграть с темнотой? Здесь проверяется поговорка: клин клином вышибают. В каждой квартире есть места, куда можно ненадолго зайти, но свет не включать. Ну, например, сходите вместе с ребёнком помыть руки, но без света, найдите в полутьме нужный учебник или ручку. А ещё можно поиграть в прятки и жмурки, построить из стульев шалаш и забравшись туда порассказывать анекдотов и похрустеть печенькой. Кроме того, тёмная комната – хорошее место для фонариков-зайчиков, которые будут прыгать по разным предметам. В общем, задача простая – сделать темноту своим другом, ведь друзей не боятся, им доверяют!
- Как выглядит детский страх? Нарисуйте его и разбавьте забавными детальками. Пусть на голове у чудовища появится бантик, а у злой собаки волосы завьются в кудряшки, тело монстра покроется сердечками, а у Бабки-ёжки растянется во всё лицо улыбка. И тогда из грозных героев они превратятся в забавных чудаков, которых и бояться-то не стоит.
Ну и наконец, самое главное – это позитивная домашняя обстановка. Обнимашки и целовашки на ночь, хорошее настроение родителей – это залог спокойной детской души, в которой нет места страхам.
Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)
А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.
Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:
- «Не лезь к тому мальчику — ударит»
- «Куда ты пошел — упадешь»
- «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
- «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»
Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.
Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:
- говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
- говорите не более 15–30 секунд; в крайнем случае — 5–15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
- предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»
Выполнить эти рекомендации не всегда просто. Но если вы заметили, что уже ребенок старается вас утешить, значит вы перестарались с переживаниями, пора остановиться и вспомнить о позитивных моментах.
Если ничего не помогает
Если вышеперечисленные методы не помогают вам успокоиться, а на долгую терапию у психолога просто нет времени, следует прибегнуть к более серьезным средствам.
Сильные успокоительные | Эти средства могут применяться как при обычном лечении, так и при протезировании, которое не требует обезболивания. Обычно пациентам дают Феназепам и Триоксазин. Первый снимает тревогу и быстро расслабляет, а второй успокаивает нервную систему без расслабления мышц. Принимать препараты можно только по назначению врача |
Введение человека в состояние легкой расслабленности, полусна. Седация снижает чквствительность, но человек при этом наблюдает за процедурой, не чувствуя боли и тревоги. Часто после такого лечения человеку легче приходить к стоматологу |
Если Вы испытаваете сильный страх именно перед стоматологом, но не боитесь наркоза – это лучший вариант. В состоянии сна человек максимально расслаблен, не чувствует страха и боли. Вы просто заснете – и проснетесь с уже здоровыми зубами |
Детский страх потери близких
У детей после 3-х лет мысль о возможной смерти мамы или папы вызывает ужас, с которым маленькому человеку сложно справиться . Дитя боится потерять своих родителей, поскольку понимает, что это будет значить для него. Обычно такое осознание приходит после 5 лет.
Чтобы помочь ребенку справиться с тревогой, нужно не замалчивать эту деликатную тему, не игнорировать вопросы ребенка.
По данным Министерства образования, в России только 3 ребенка из тысячи теряют родителей из-за смерти.
Как разговаривать с ребенком о смерти:
- Если ребенок маленький, добавьте в беседу немного выдумки. Можно рассказать, что умершие отправляются на небо или на облако, оттуда наблюдают за нами.
- После двух лет у ребенка уже есть понятие « постоянство объекта». Ребенок уже понимает, что если что-то упало и исчезло с поля зрения, то объект не перестает существовать. На этом понятии можно объяснить концепцию смерти — если кто-то нас покинул, его дух есть в другом месте.
- Постепенно давать ребенку новую информацию, обсуждать с ним философские темы. Но избегать чрезмерно трагических объяснений.
- Чаще всего вопросы о здоровье задают подростки. Не стоит отмахиваться от них или реагировать слишком бурно. Нужно просто поговорить по душам, объяснить, что с ним и с вами все в порядке.
Важно! Нужно научить ребенка, что можно быть с кем-то рядом, даже если этот кто-то рядом отсутствует. Необходимо постепенно приучать детей к мысли о смерти.
Как бороться с детскими страхами: советы психологов
Универсального ответа на вопрос о том, как помочь ребенку преодолеть страх, конечно, не существует. Для начала попробуйте выяснить, что могло стать причиной возникновения страха. Малыш увидел страшный сон? Испугался, услышав сказку о Бабе-Яге? Будьте терпеливы и деликатны:
Не высмеивайте страхи малыша и не обсуждайте их с посторонними людьми.
Откажитесь от запугивания как метода воспитания.
Постарайтесь поговорить с ребенком о его страхах в спокойной и дружелюбной манере. Обсудите с ним, что может уменьшить страх? Толчком к такому разговору может стать, например, детская книга на похожую тему.
Относитесь бережнее к психике малыша, оградите его от страшных фильмов, историй и новостей.
Подайте личный пример. Не секрет, что маленькие дети часто копируют поведение родителей
Поэтому взрослым важно преодолеть собственную тревожность и разобраться с фобиями.
Последствия тревоги родителя
Рациональная тревога нужна человеку для выживания и не вредит здоровью. Однако хроническая иррациональная тревожность повышает риск возникновения депрессии, вегетативно-сосудистых заболеваний, вызывает проблемы с пищеварительной системой и кожей. Отрицательные эмоции разрушают жизнь взрослого и воздействуют на его окружение — в первую очередь на ребёнка.
Ребёнок может стать тревожным. Дети очень эмпатичны: они считывают эмоции взрослых по мимике и жестам. Малыш тревожного родителя перенимает модель поведения и постоянно находится в необоснованном страхе. Это может привести к тому, что он будет медленнее развиваться. Когда у ребёнка крепкие доверительные отношения с родителями и он спокоен, малыш может с уверенностью исследовать окружающую среду.
У ребёнка будет ощущение, что он постоянно в опасности
В тревожных семьях малыш растёт с установкой «Осторожно! Вокруг одни опасности». Такой посыл тормозит любопытство ребёнка — базовую необходимость для развития
Если ребёнку мешают изучать мир, может возникнуть задержка в развитии.
Проблемы с социализацией. Гиперопека тревожных родителей не позволяет ребёнку проявлять самостоятельность. Постоянное попечение со стороны взрослого становится объектом насмешек: всем известно выражение «маменькин сынок». Таким детям тяжело общаться со сверстниками: их часто буллят.
<<Форма демодоступа>>
Все ли в порядке с моим ребенком?
Второй вид родительского страха более сложен – это опасение, что ребенок будет каким-то не таким. В первую очередь, это, конечно, относится к здоровью ребенка, как физическому, так и психическому.
К сожалению, существует множество отклонений, которые по независящим от нас причинам могут наблюдаться у ребенка – это и расстройства аутистического спектра, и умственная отсталость, и расстройства личности, дефекты речи и пр. Мысль о том, что наш ребенок может быть «ненормальным», приводит нас в ужас. Такой страх совершенно понятен.
Как и в первом случае, проявлением такого поведения может стать избыточный контроль, опека. Разумеется, определенная степень такого контроля полезна для того, чтобы выявить особенности развития на ранних этапах. Чем раньше происходит медико-психологическое вмешательство, тем больше вероятность компенсации недостатков психической сферы. Однако избыток контроля может также привести к негативным результатам. Найти оптимальную границу очень непросто, учитывая все особенности как родителей, так и детей: кто-то более тревожен, кто-то более спокоен и т.д. Нам приходится жить с осознанием вероятности кошмарных вещей, и иногда от этих мыслей просто невозможно избавиться. Отчасти этим вопросом занимаются семейные консультанты, помогая отыскать в сознании родителя чувство спокойствия.
Порой мы не понимаем своих детей. Почему им что-то интересно, а что-то нет? Иногда мы не согласны с их увлечениями. А бывает так, что они нас пугают. Детям может нравиться заниматься травмоопасными видами спорта, и большинство родителей ценит это, но было бы странно при этом не чувствовать страх за свое дитя. Такой страх может относиться не только к здоровью ребенка, но и к его будущему. Любящие взрослые, желая сыну или дочери успехов, с тревогой смотрят на его оценки, на непонимание некоторых сложных предметов, на отсутствие тяги к знаниям.
С таким страхом справиться непросто, и часто он приводит к конфликтам в семье. Ребенок в силу своего возраста категорично требует полной свободы, злится; родители опечалены, у них могут включаться разные защитные механизмы, и дистанция только растет. В таких ситуациях сложно не винить себя, не опустить руки. Но мы должны понимать, что дети имеют много своих личностных и возрастных особенностей, не всегда понятных и приятных нам, взрослым. И в наших силах принять эти особенности, сладить с ними и даже направить их развитие в положительное русло. Безусловно, это бывает трудно, особенно с подростками, но именно для этого существуют специалисты-психологи: они могут чуть шире взглянуть на ситуацию, увидеть сущность проблемы и организовать контакт родителей с детьми так, чтобы они пришли к взаимопониманию.
Страхи-помощники
Во взрослом возрасте мы все знаем, чего нужно бояться, а что не требует особого внимания. Этого не скажешь о детях: у них нет ни опыта, ни знаний об окружающем мире, да и справляться с эмоциями они пока не умеют. И в дополнение обладают таким необычным свойством, как магическое мышление. Это значит, что ребенок с высокой готовностью принимает необычные и чудесные явления, а также верит в свои способности влиять на окружающий мир мыслями, чувствами, желаниями.
Поэтому в норме страхи часто посещают детей, и проявляется это иногда интенсивно: в виде плача, упрямства, замирания. Но сегодня один страх, завтра другой. Обычно они длятся недолго (один-три месяца) и проходят сами собой. «Нормальные» страхи мало зависят от поведения родителей и отражают нормальное развитие психики. Сюда входят различные боязни, реальные и не очень:
- укусит собака
- мама навсегда оставит в садике
- утащит чудовище
- кто-то нападет из темноты
- врач сделает больно
- украдут грабители
Все ли в порядке с моим ребенком?
Второй вид родительского страха более сложен – это опасение, что ребенок будет каким-то не таким. В первую очередь, это, конечно, относится к здоровью ребенка, как физическому, так и психическому.
К сожалению, существует множество отклонений, которые по независящим от нас причинам могут наблюдаться у ребенка – это и расстройства аутистического спектра, и умственная отсталость, и расстройства личности, дефекты речи и пр. Мысль о том, что наш ребенок может быть «ненормальным», приводит нас в ужас. Такой страх совершенно понятен.
Как и в первом случае, проявлением такого поведения может стать избыточный контроль, опека. Разумеется, определенная степень такого контроля полезна для того, чтобы выявить особенности развития на ранних этапах. Чем раньше происходит медико-психологическое вмешательство, тем больше вероятность компенсации недостатков психической сферы. Однако избыток контроля может также привести к негативным результатам. Найти оптимальную границу очень непросто, учитывая все особенности как родителей, так и детей: кто-то более тревожен, кто-то более спокоен и т.д. Нам приходится жить с осознанием вероятности кошмарных вещей, и иногда от этих мыслей просто невозможно избавиться. Отчасти этим вопросом занимаются семейные консультанты, помогая отыскать в сознании родителя чувство спокойствия.
Порой мы не понимаем своих детей. Почему им что-то интересно, а что-то нет? Иногда мы не согласны с их увлечениями. А бывает так, что они нас пугают. Детям может нравиться заниматься травмоопасными видами спорта, и большинство родителей ценит это, но было бы странно при этом не чувствовать страх за свое дитя. Такой страх может относиться не только к здоровью ребенка, но и к его будущему. Любящие взрослые, желая сыну или дочери успехов, с тревогой смотрят на его оценки, на непонимание некоторых сложных предметов, на отсутствие тяги к знаниям.
С таким страхом справиться непросто, и часто он приводит к конфликтам в семье. Ребенок в силу своего возраста категорично требует полной свободы, злится; родители опечалены, у них могут включаться разные защитные механизмы, и дистанция только растет. В таких ситуациях сложно не винить себя, не опустить руки. Но мы должны понимать, что дети имеют много своих личностных и возрастных особенностей, не всегда понятных и приятных нам, взрослым. И в наших силах принять эти особенности, сладить с ними и даже направить их развитие в положительное русло. Безусловно, это бывает трудно, особенно с подростками, но именно для этого существуют специалисты-психологи: они могут чуть шире взглянуть на ситуацию, увидеть сущность проблемы и организовать контакт родителей с детьми так, чтобы они пришли к взаимопониманию.