Почему ребёнок не слушается и что с этим делать?

В данном случае причины могут быть следующими:

  • Вы слишком много разрешаете, и малыш растет практически в «бэби-ленде», где допустимо все, и запреты отсутствуют, как таковые. Вседозволенность, как известно, порождает безнаказанность и, как следствие, серьезные проблемы для обеих сторон.
  • Вчера (в 1,5-2 года) вы все позволяли, а сегодня (в 3-5 лет) резко перестали. Потому что решили, что период «непослушания, как нормы» прошел, и пора вводить новые правила игры. Но ребенок-то уже привык к старым правилам. И если вчера папа хохотал, когда кроха кидался в гостей поп-корном, то почему вдруг сегодня это плохо и некультурно? Дисциплина — это «величина» постоянная. Она начинается с пеленок и продолжается бессменно, только тогда проблемы с непослушанием у родителей отсутствуют.
  • Ребенок плохо себя чувствует. Речь не о временном краткосрочном недомогании, а о некой проблеме постоянного характера. Если все другие причины отпадают, отвезите малыша на обследование — возможно, его что-то беспокоит (зубки, почки, животик, боль в суставах и пр.).
  • Несовпадение правил вне и внутри семьи. Такие противоречия всегда ставят малыша в тупик. Он просто не понимает, почему дома можно, а в садике — нет (или наоборот). Конечно, дезориентация на пользу не пойдет. Приглядитесь к сверстникам ребенка — возможно, причина в них. И поговорите с воспитателем.
  • Ребенок расширяет свой кругозор, свои навыки, знания и таланты. Он просто хочет все попробовать. И бунт — вполне нормальная реакция на запрет. Не пытайтесь быть злым полицейским — учитывайте индивидуальность малыша. Насильно склонить к той модели поведения, которая вам кажется правильной, все равно не получится. Направляйте детскую энергию в нужное русло — так будет легче обуздать чадо.
  • Вы слишком давите своим авторитетом. Дайте ребенку «воздуха» — он же хочет быть самостоятельным! Все равно придется учиться решать свои проблемы самому — пусть начинает сейчас, если хочет.
  • Вас ревнуют. Возможно, у вашего малыша появилась сестричка (братик), и ему просто не хватает вашей ласки и заботы.
  • Ребенок не понимает, чего вы от него хотите. Самая популярная причина. Чтобы ребенок вас услышал и понял, он должен осознать — зачем он должен делать то, что его просит мама. Мотивируйте свои просьбы!
  • Вы слишком мало времени проводите с ребенком. Работа, магазины, дела, а дома хочется отдыха, уютной комедии и кофе с книжкой. Но ребенок этого не понимает. И не хочет ждать, пока вы отдохнете, поработаете, дочитаете книгу. Вы ему нужны постоянно. Старайтесь выкраивать время для малыша даже в моменты полной занятости. Мы все становимся гораздо спокойнее и счастливее, когда чувствуем, что нас любят.

Что делать?

Уважаемые родители, обратите внимание на то, как вы относитесь друг к другу, к детям, к знакомым людям?
Кто презирает авторитет начальства, учителя, воспитателя и т.д., тот не может требовать от своих детей, чтобы они уважали родительский авторитет. Конечно, не всегда правы перечисленные специалисты, тогда пусть вашим компасом будет ваша совесть, что она вам подскажет.
Нельзя опускать руки

Внимательно следите за собой и не подавайте дурной пример.
Право на защиту – основное право ребенка. Пока дети маленькие ограждайте их не только от реальных опасностей, но и от опасной информации. Ребенку для нормального развития совершенно необходимо верить, что мир – хороший и добрый, что злых немного и их все победят, что родители и люди, олицетворяющие власть (МИЛИЦИОНЕРЫ И СОЛДАТЫ) – на стороне добра.
Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений, но они должны быть разумными, родитель не деспот.
Распоряжения должны быть четкими, ясными, краткими. Родители демонстрируют полное согласие между собой в вопросах воспитания, а не так: один дает распоряжение, а другой тут же его отменяет. При детях не спорить по вопросам воспитания! Иначе авторитет родителей начнет колебаться, пошатнется, а потом и упадет.
Не оставлять без наказания проступки, при этом наказание следует сразу, только тогда будет результат. Это не значит ,что ребенка нужно бить, есть много других способов дать почувствовать ему свою неправоту, например лишить любимого занятия и т.д.
Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.
Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, потому что будет притупляться послушание.
Не требовать от детей чего-либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком–либо отношении.
Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения. Маленьким детям нельзя позволять трепать себя за волосы или уши, ударять хотя бы в шутку, и т.п. Недавно ко мне за помощью обратилась мама одного ученика, по проблеме подросткового возраста и вскольз сказала, что и дочь меня не стала воспринимать, ей всего 4 года, но мы с ней подружки и это же нормально? Мой ответ: «Подружкой  и мамой своей дочери одновременно очень хорошо быть в возрасте 13,15,17…. лет, а в 4 года вы ей только – мама, а подружек, я думаю, у нее достаточно и детском саду. Взрослому человеку необходимо понимать к чему может привести такое поведение со стороны родителей, зачем «смущать» мягко говоря психику ребенка?! А кто тогда родители, вопрос у малыша, если мама-подружка?
Исключить в присутствии детей нецензурную брань, а если ребенок услышал где-то или от кого-то плохое слово, не оставайтесь равнодушными – объясните ему насколько это все некрасиво и неприлично. Не надо делать из черного –белое, даже если основная масса людей произносит эти слова. Ваш ребенок должен понимать, что такое хорошо и что такое плохо, для того что бы потом самостоятельно определить с какими людьми он имеет дело и что от них ожидать.
Не курить в присутствии детей, так как на подсознании они понимают, что это для мамы особенно не приемлемо, авторитет также страдает и в подростковом возрасте ваш ребенок может последовать вашему примеру, но главное даже ни в этом, а в том, что секреты свои он не доверит вам по той простой причине, что когда-то он усомнился в правильности вашего поступка, ведь каждому ребенку хочется осознавать ,что его папа и мама самые-самые. И своими переживаниями, тайнами будет делиться совсем с другим человеком, хорошо если человек  хороший, а если нет, то что тогда? Тогда вступает в силу русская пословица: «Маленькие детки- маленькие бедки,а взрослые дети – проблемы большие.» Или  выражение: «Лучше профилактика болезни, чем ее лечение».

А поскольку все это происходит на бессознательном уровне, причем в самом раннем возрасте, то запечатление дефектной модели поведения бывает очень прочным, и впоследствии она воспроизводится автоматически.                  

Нытье

«Еще одна вредная привычка, доводящая взрослых до белого каления – детское нытье», – замечает Анна Бояринцева. По ее словам, ребенок может вести себя таким образом, когда не способен самостоятельно справиться со своими эмоциями. «Нытье – это один из способов их переживать. Причинами нытья могут быть тревога, неуверенность в себе, страх отвержения», – говорит специалист.

Подростковые проблемы

Один из самых проблемных периодов в вопросе взаимопонимания взрослых и детей – подростковый возраст. Клинический психолог детской клиники «Фэнтези» Мария Макухина сравнивает внутреннее состояние тинейджеров с ощущениями бунтующих трехлеток, когда у них происходит яркое противопоставление себя родителям, их правилам, запретам и требованиям.

Что делать?

Хвалите с умом

Основные кирпичики, из которых строится детский образ «я», это слова. Если ребенок постоянно слышит, что абсолютно все делает не так, он начинает считать себя неряхой, неумейкой, тотальным неудачником. У одних развивается повышенная застенчивость, у других, которые побойчее, бунтуют, своевольничают, злятся, вредничают, кривляются, идут вразнос т.е. становятся не управляемыми.Однако без похвалы улучшения не будет.

 Похвала, как ориентир

Родители прививают ребенку определенные ценности, и похвала является  правильным ориентиром, а так как учащихся хвалят в основном за учебу, то получается порочный круг- хвалить-то свое чадо не за что.

А что еще мы ценим в своем ребенке, кроме успеха в учебе, какие качества? Ведь если ценить только ум, сообразительность, стремление к знаниям и делать в воспитании упор лишь на это, то можно вырастить черствого амбициозного эгоиста. Не способствует похвала за учебу развитию многих других качеств, без которых трудно надеяться на успешную социализацию ребенка. Речь идет о миролюбии, об уживчивости в коллективе, чуткости, заботливости, верности.

А как воспитать в мальчике специфические мужские качества или в девочке женские? Иногда детям на уроках психологии я даю задание: написать, как ласково их называют родители. В этот момент я всегда очень сожалею, что своих детей не видят родители, потому что это самое сложное задание для детей, кроме «молодец» и «умница» они не знают что писать и придумать ничего не могут ,так как не слышат ласковых слов, и как сказал один мальчик: «А вы потрудней ничего не могли придумать?»

Уважаемые родители, старайтесь хвалить ребенка разнообразно, за простые человеческие качества и поступки, не ограничиваясь словами «умница» и «молодец», а также  названием зверей в зоопарке, вспомните какие красивые слова у нас есть в русском языке и ваш ребенок, чтобы все чаще и чаще слышать эти замечательные слова и видеть вашу улыбку, будет стараться меняться в лучшую сторону, потому что хвалить – значит любить. А любовь творит чудеса.

Похвала, как костыль

Характеры у всех детей разные. То, что одному ребенку дается легко, другой делает со скрипом. Есть храбрецы, а есть трусишки , добрые и злые, щедрые и прижимистые и т. д. Те качества, которыми ребенок обделен, воспитывать довольно трудно, но возможно. Необходимо хвалить детей особенно за те поступки, которые даются им с большим трудом.

Присутствовать рядом в трудных для него ситуациях и потом близким рассказывать об этом. Например, сын или дочь не хотят делиться чем-то, вы в более жесткой форме настояли, вынудили его поделиться или послушаться, обязательно нужно похвалить ребенка за то что поделился, даже если и под натиском. Это не будет лицемерием, ведь ребенок все равно хоть немного продвинулся по пути преодоления  своих недостатков. Путь этот нелегок, и похвала тут выступает в роли костыля, без которого порой вообще не получается сделать ни шагу. Окрепнет душа – отпадет нужда в этих психологических «костылях».А пока силенок не хватает надо поддерживать, иначе упадет.

Другие статьи раздела:

  • Поговори со мною, мама
  • Готовность к школе: Что мы не понимаем?
  • Как надо вести себя с ребенком, который берет чужое

Вранье

Бывает так, что главной проблемой в отношениях между родителями и их чадом оказывается вранье. Детские обманы на постоянной основе могут серьезно озадачить мам и пап. А если ребенок идет на ложь даже без особой причины, то это и вовсе выведет из себя даже самых уравновешенных взрослых.

Что делать? Детей нельзя ругать и наказывать за ложь, уверена ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО Анна Бояринцева. «Разберитесь в проблеме, проявите понимание, – советует эксперт. – Он не врет назло вам или «чтобы довести» вас – у него есть на это более весомые причины. Дети фантазируют до 3-5 лет (это даже не считается враньем), а в более позднем возрасте обман имеет другие причины: страх наказания, привлечение внимания, защита родителя».

Нехватка внимания

Капризами и непослушанием маленькие дети часто пытаются обратить на себя родительское внимание

«Ребенку важно не просто нахождение рядом мамы или папы, а именно акцентированное внимание с обратной связью, – говорит детский психолог и член Содружества психологов и педагогов раннего развития Марина Бойцова. – Если родитель недостаточно реагирует на «хорошие» проявления ребенка, но при этом легко включается, когда тот ведет себя «плохо», то ребенок быстро усваивает это знание».

– Если родитель недостаточно реагирует на «хорошие» проявления ребенка, но при этом легко включается, когда тот ведет себя «плохо», то ребенок быстро усваивает это знание».

Что делать?

Как вести себя родителям или воспитателю с непослушным ребенком – учимся правильному диалогу

Если вы чувствуете, что руки уже опускаются, с языка вот-вот слетит какая-нибудь ерунда, а ладонь чешется от желания дать тапком по мягкому месту — выдохните, успокойтесь и запоминайте:

Всегда объясняйте — почему «нельзя» и почему «надо». Ребенок должен понимать устанавливаемые вами правила поведения.

Никогда не меняйте эти правила. Если нельзя сегодня и здесь, то нельзя завтра, через год, здесь, там, у бабушки и пр. Контроль над выполнением правил лежит на всех взрослых членах семьи — это обязательно условие. Если вы запретили сладенькое до обеда, то бабушка также должна это правило соблюдать и не кормить внука пирожочками до супа.

Отучайтесь сюсюкать сразу. Это до года можно умиляться его шалостям, сюсюкать и улыбаться капризам. После года — берите дело в свои руки, одетые, в свою очередь, в ежовые рукавицы. Да, будут обиды поначалу. Это нормально. Зато через 2-3 года вы не будете плакать подружке в трубку — «я больше не могу, он меня не слушается!». Обижается? Не жалеем! Слова «Нет» и «Надо» — железные. Не вздумайте улыбнуться, а то будет как в анекдоте — «эй, ребята, да она же шутит!».

Ребенок не желает играть по вашим правилам? Будьте мудрее. Отказался собирать разбросанные кубики — предложите игру на скорость. Кто быстрее соберет — тому молоко с печеньем (естественно, не торопитесь). Не хочет ложиться спать? Заведите привычку — каждый вечер купать его в ароматной водичке с высокой пеной и игрушками. А после — интересную сказку на ночь. И проблема будет решена.

Хвалите чадо за послушание, помощь и выполнение ваших просьб. Чем чаще вы будете его хвалить, тем сильнее он будет стараться вас порадовать

Для детей очень важно, когда родители ими гордятся и радуются их успехам. От этого у детей вырастают «крылья».

Строгий и четкий режим дня

Обязательно! Без режима сна/питания вы никогда ничего не добьетесь.

Прежде чем сказать «нельзя», хорошо подумайте: а, может быть, все-таки можно? Ребенок хочет попрыгать по лужам: почему нельзя, если он в сапожках? Ведь это весело! Вспомните себя ребенком. Или малыш хочет поваляться в сугробе и сделать ангела. Опять же, почему нет? Одевайте малыша по погоде с учетом его желаний, и тогда вместо вашего «нельзя» и криков ребенка, будет радостный смех и бесконечная благодарность. Хочет кидаться камушками? Выставьте в безопасном месте (свободном от прохожих) кегли или банки — пусть кидает и учится меткости. Что можно и что нельзя запрещать ребенку — важные правила для родителей.

Направляйте активность чада. Ищите способы, через которые он сможет выплескивать энергию. Не запрещайте ему рисовать на обоях, отдайте ему целую стену под «раскраски» или наклейте 2-3 белых ватмана — пусть творит. Может, это будущий Дали. Лезет в ваши кастрюльки, мешает готовить? Посадите его за стол, замешайте ему стакан муки с водой — пусть лепит «пельмени».

И, конечно, будьте внимательны к своему карапузу.

Помните, что внимания и понимания хочется в любом возрасте, а в детском — кратно больше.

Основные ошибки родителей в воспитании непослушных детей – начните воспитание с себя!

  • «Ну, тогда я тебя не люблю». Категорическая и грубая ошибка, которую допускать нельзя ни при каких условиях. Игнорируйте его плохие поступки, но не его самого. Не любите его капризы, но не его самого. Малыш должен твердо знать, что мама будет любить его всегда и любым, что она никогда его не разлюбит, никогда не бросит, не предаст и не обманет. Запугиваниями вы поселяете в ребенке страх, что его бросят или разлюбят. Возможно, он будет сидеть совсем глубоко внутри, но однозначно будет влиять на характер, развитие и личность малыша.
  • Не допускайте молчания. Хуже нет для малыша, чем мама, которая его «не замечает». Даже, если это — за дело. Отругайте, накажите, лишите сладкого (и пр.), но не лишайте чадо своего внимания и ласки.
  • «Сам поймет, сам научится». Безусловно малыш должен стать самостоятельным, и ему нужна определенная свобода. Но не перегибайте палку! Предоставленная свобода не должна стать безразличием.
  • Никогда не используйте физическое наказание. Во-первых, вы лишь загоните ребенка в ту «ракушку», из которой он просто не захочет потом вылезать. Во-вторых, он запомнит это на всю жизнь. В-третьих, вы ничего этим не добьетесь. Ну и в-четвертых, к такому виду наказания прибегают только слабые люди, неспособные наладить нормальный контакт с ребенком.
  • Не балуйте чадо. Да, хочется все самое лучшее для него, и хочется все-все разрешать, и пяточки перед сном целовать, и убирать за ним игрушки, и пр. И пусть он кушает, когда захочет, спит с родителями хоть до женитьбы, красит кошек и засыпает рыбок мукой — лишь бы дитю было хорошо. Да? Такой подход неправильный изначально. Вседозволенность приведет к тому, что ребенок просто не будет готов к жизни в социуме. И если вы не жалеете себя (а вам, ох, как достанется в этом случае, и довольно скоро), то пожалейте детей, с которыми вашему ребенку придется учиться. И самого ребенка, которому будет крайне трудно общаться с ребятами, воспитанными кардинально по-другому.
  • Не запихивайте малыша в секции и кружки, к которым у него не лежит душа. Если вы мечтали, чтобы он играл на флейте, это не значит, что он тоже мечтает о флейте. Скорее всего, он хочет играть в футбол, конструировать, рисовать и пр. Руководствуйтесь желаниями ребенка, а не своими мечтами. Например,  узнайте, как выбрать спорт для ребенка по его характеру и темпераменту.
  • А как же быть с поцелуями? Если ребенок нуждается в ваших объятьях и поцелуях, то не отказывайте ему в них. Часто бывает, что ребенок сам льнет, обнимает, просится на руки и в открытую просит «обнимашек». Это значит, вашему чаду не хватает ласки. Но если дитя против, то навязывать свою любовь не следует.
  • Не вымещайте свою злость на малыше. Ваши проблемы не должны касаться ребенка. А ваше «можно» не должно зависеть от вашего плохого настроения.
  • «Мне некогда». Даже, если ваш день плотно расписан по минутам, это не повод, чтобы ребенок искал «окошко» в вашем расписании и записывался на прием. Ищите время для своего малыша! Полчаса, 20 минут, но посвященных только ему — любимому, родному человечку, которому вас очень не хватает.
  • Не используйте подкуп, пытаясь заставить ребенка что-то сделать. Учитесь договариваться без взяток. Иначе потом без них ребенок вообще ничего не будет делать. Взяткой может быть только ваша сказка на ночь, игра с папой и пр.
  • Не пугайте чадо «барабашками», полицией, дядей Васей-алкашом из соседней квартиры. Страх — не инструмент для воспитания.
  • Не наказывайте ребенка и не читайте ему нравоучений, если малыш кушает, болеет, только проснулся или хочет спать, во время игры, а также когда он хотел вам помочь, и при посторонних людях.

И, конечно, не забывайте, что детский капризный и «вредный» возраст пролетает очень быстро. Дисциплина должна быть, но без любви и заботы все ваши правила бесполезны.

Усталость

Корень проблемы непослушания может упираться в неправильный режим дня. Если речь идет о малыше, то усталость способна вызвать перенапряжение его нервной системы и спровоцировать истерику

При проявлении первых признаков утомления важно вовремя сделать переход от активных игр к более спокойным, а затем начать подготовку ко сну.

А вот в случае детей школьного возраста нужно обращать внимание на нагрузку в виде дополнительных занятий. «Ребенок, несмотря на огромное количество сил и энергии, имеет ограниченный заряд, – предупреждает психолог и преподаватель Московской школы программистов Никита Борисов

– Часто родители стремятся отдать ребенка в несколько десятков кружков, чтобы он развивался во всех местах сразу. В результате происходит переутомление, из-за которого невозможно адекватно реагировать на просьбы».

Что делать? Специалист советует снижать нагрузку, чтобы у ребенка было свободное время для восстановления. Кроме того, стоит внимательнее относиться и к пожеланиям самого школьника по поводу дополнительных занятий и кружков.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий