Первые самостоятельные предложения
К этому времени ребенок, как правило, обзаводится небольшим словарным запасом (40-45 слов). Он умело выстраивает предложения из двух — трех слов, но с более длинными речевыми словосочетаниями еще не справляется. Самые простые слова, используемые изо дня в день, ребенок выговаривает четко и понятно.
Редко используемые выговаривает еще не совсем уверенно, а для окружающих они вовсе не понятны. Многие слова малыш стабильно коверкает и не может повторить их правильно даже после объяснения мамы.
На просьбы родителей принести какой-либо предмет ребенок в 17 месяцев реагирует быстро: относит, приносит, поднимает, складывает, перекладывает и т. д. Он охотно помогает родителям, желая показать, что может многое делать самостоятельно.
Физиологические параметры у ребенка в 1 год и 5 месяцев: рост и вес малыша в год и 5
- Вес. Обычно колеблется от 8,5 до 12 килограммов. Незначительные отклонения от этой нормы продиктованы, как правило, генетическими особенностями: если один или оба родителя довольно крупные, то вес малыша, соответственно, будет больше, и наоборот.
- Рост. От 76,8 до 83,9 см. Также зависит от наследственности.
- Окружность головы. От 44,7 см до 48,5 см. Измеряя этот параметр, надо учитывать, прежде всего, насколько голова смотрится гармонично по отношению к туловищу. Очевидно, что у миниатюрного малыша не может быть слишком большая окружность головы, даже если показатель в пределах нормы.
- Зубы. К имеющимся 8-ми зубам могут добавиться верхние и нижние клыки. Если этого не произошло, не паникуйте, потому что они точно появятся, но чуть позже.
В возрасте одного года и 5 месяцев дети очень активны. Им надо много гулять, а ограничение свободы передвижения воспринимается крайне негативно.
ВАЖНО! Если вы не начали делать этого раньше, то сейчас самое время приступить к закаливанию ребенка. Для этого подойдут обтирания, купание (по 2-3 минуты) в открытых водоемах при температуре воды от 21° и воздуха — от 25°. Обязательны утренние солнечные ванны — это профилактика рахита
Обязательны утренние солнечные ванны — это профилактика рахита.
Месячный ребенок: Кормление
Многие мамы волнуются о том, как кормить постоянно растущего младенца. Продолжайте в том же духе – кормите его, когда он голоден. На этом этапе детям на грудном вскармливании требуется около 8 кормлений в сутки, а детям на искусственном вскармливании – одно кормление каждые 3-4 часа. Если на это время приходится скачок роста ребенка, кормлений может потребоваться больше.
Если вы кормите грудью и у вас есть вопросы, вам могут быть полезны советы по грудному вскармливанию
Мамам, кормящим грудью, могут оказаться полезны советы по грудному вскармливанию : от признаков голода до сцеживания .
Как помочь ребенку срыгнуть
При кормлении младенцы иногда захватывают воздух. Это чаще случается с детьми на искусственном вскармливании. Из-за попадания воздуха внутрь у малышей возникают неприятные ощущения. Чтобы избежать этого, нужно давать ребенку отрыгнуть между кормлениями или при переходе от одной груди на другую. Закройте одежду специальным полотенцем или другой тканью, чтобы на нее не попали отрыгнутые молоко или смесь. Вот позы и техники для срыгивания:
Считаем мокрые и грязные подгузники: На этом этапе ребенку нужно менять по 4-6 мокрых подгузников в день. Количество грязных подгузников варьируется. У большинства младенцев стул бывает раз в день, но иногда месячный ребенок не какает несколько дней или целую неделю. В этом нет ничего страшного, если консистенция стула в норме, то есть мягкая, несколько водянистая, а малыш хорошо ест и набирает вес. Если вам приходится редко менять подгузники и вы беспокоитесь, обратитесь к педиатру.
Нежной коже малыша нужно не просто много подгузников, а много мягких и удобных подгузников, например Pampers ProCare Premium Protection.
Сэкономить помогут акции и скидки для молодых родителей.
Правильный уход и развитие
Ребенок в 1 год и 9 месяцев развивается очень быстро. Зачастую наблюдаются так называемые скачки, когда за несколько недель малыш вырастает на 3-4 см, внезапно начинает говорить больше слов, строит фразы. Чтобы процесс развития не нарушался, ему необходим правильный уход:
- сон общей продолжительностью 12–13 часов, из них 1,5–2 часа должны приходиться на день (середину бодрствования);
- 4–5-разовое питание, состоящее из разных каш, отварного нежирного мяса, рыбы, молочных и кисломолочных продуктов, яиц, фруктов, овощей;
- соблюдение личной гигиены и обучение простым навыкам (мытью рук, чистке зубов);
- соблюдение санитарных норм в жилище: регулярная уборка, проветривание;
- прогулки на свежем воздухе не менее 3 часов в день.
Примерно 40 минут в день (в общей сложности) нужно уделить развивающим занятиям. Это может быть чтение книг, обучение по карточкам (виды животных, фруктов, овощей). В 1 год и 9 месяцев ребенок готов к изучению счета до 3, гласных звуков, геометрических фигур и цветов. Чтобы правильно развивалась речь, рекомендуется чаще разговаривать с малышом, комментировать происходящее вокруг
При этом важно называть предметы своими именами (собаку – собакой, а не «ав-ав», машину – машиной, а не «бибикой»). Также полезны будут физкультминутки, массажи, плаванье. Выбирать нужно из того, чем активно интересуется малыш
Выбирать нужно из того, чем активно интересуется малыш.
Все дети разные, кто-то развивается и растет быстрее, кто-то – медленнее. С годами отличия стираются, и все приходят примерно к одному уровню. Не стоит переживать, если ребенок отстает по каким-то отдельным показателям. Описание того, что должен уметь ребенок в год и 9 месяцев, примерное. Задержку развития может диагностировать только специалист – невролог. Поводом к нему обратиться является непонимание речи взрослого, малая эмоциональность и подвижность, отсутствие каких-либо слов, плохой вид и самочувствие малыша.
Вводим фруктовые соки
Соки предлагают малышу в возрасте 6 – 12 месяцев. В качестве самого первого нового вкуса рекомендуется давать малышам однокомпонентный сок из зеленого яблока без мякоти. Такой сок, как правило, является наименее аллергенным. Детские диетологи советуют начинать с соков промышленного выпуска, так как и сами ингредиенты, и процесс производства этих продуктов проходят очень строгую проверку. Сказанное относится к сокам и компотам «Агуша», созданным из отборных натуральных ингредиентов. Они содержат полезные минеральные вещества (такие как калий), пищевые волокна (в пюре и соках с мякотью), которые станут ценным дополнением к повседневному рациону малыша и мамы.
Правильное количество.
Давать попробовать яблочный сок малышу следует после утреннего кормления, по одной чайной ложечке. Если маленький гурман хорошо отреагировал на свой первый «взрослый» напиток, на следующий день крохе можно дать на одну ложечку сока больше. В течение второй недели объем сока можно увеличить до 30 г в сутки, а число приемов — до 2 – 3 в день. К 12 месяцам в ежедневном рационе ребенка может быть около 100 г напитка.
- Через 2 – 3 недели после яблочного сока ребенку можно дать другие однокомпонентные соки без мякоти: грушевый, банановый, персиковый, абрикосовый, сливовый, тыквенный. Эти продукты не должны содержать в своем составе сахар, который не рекомендован для питания грудничков. Если малыш хорошо воспринимает новый продукт, то его меню можно разнообразить соками из вишни, черной смородины.
- Еще через 2 – 3 недели можно вводить соки из нескольких ингредиентов: яблоко – груша, яблоко – тыква, яблоко – абрикос и т. д. Соки с мякотью — яблочный, абрикосовый, персиковый, сливовый — содержат в составе пищевые волокна и способны участвовать в поддержании работы кишечника. Малыши очень любят их густой и насыщенный вкус!
- Будьте осторожны с соками из фруктов-, овощей- и ягод-аллергенов: клубники, цитрусовых, малины, томатов, — их вводят в рацион детей не раньше года. Если после употребления любого сока у малыша появилась аллергическая реакция (диатез, сыпь, крапивница), то его следует тут же исключить из рациона.
Развитие мелкой моторики
В возрасте 5–6 месяцев у ребёнка формируется намеренный захват: он напоминает сгребание ладонью, как граблями. После полугода появляется захват всей кистью: большой палец пока хватает с той же стороны, что остальные. Ближе к 9 месяцам оформляется противопоставление большого пальца при захватывании.
Родитель может уже с 3 месяцев предлагать игрушки для обучения захвату. Это могут быть два соединённых диска; несколько шариков, закреплённых шнурком на палочке; несколько шариков, скреплённых шнурком. Выбирая погремушку, отдавайте предпочтение натуральным материалам. Проверьте, что у изделия удобная ручка, за которую малыш может ухватиться. Это позволит быстрее сформировать навык.
В годик у ребёнка формируется пинцетный захват (с одной стороны предмет захватывают указательный и средний пальцы, с другой стороны — большой). Сортеры, куда нужно вкладывать небольшие предметы (текстильные или деревянные шарики, кубики, помпоны, кольца пирамидки) позволяют активнее развивать такой навык. Как правило, ребёнок в 12 месяцев сможет построить небольшую башню из кубиков, собирать простую пирамидку (из 3–5 одинаковых колец).
Кроме того, к году формируется нечёткое произвольное отпускание. До года отпускание было похоже на бросок, а в возрасте 12 месяцев оно становится более аккуратным. Это движение развивает бросание мячика: хорошо, если у ребёнка будет несколько разных мячиков (текстильные, резиновые).
В год большинство детей активно использует простые жесты в повседневной жизни, такие как «пока-пока», кивание головой при согласии и махание головой при отрицании, хлопанье в ладоши («ладушки»). Также малыш в 1 год осваивает указательный жест (начинает указывать не рукой, а указательным пальцем). Такой жест может сформироваться не ровно в 12 месяцев, а, например, в 1 год 6 месяцев, это норма. Демонстрируйте этот жест малышу, чтобы он быстрее научился!
Итак, что должен уметь ребёнок к году:
- захватывать большие, продолговатые предметы ладонью;
- манипулировать кубиками, собирать простую пирамидку;
- брать небольшие предметы «пинцетным захватом»;
- учиться использовать простые жесты при общении со взрослым.
Как развивать ребенка?
Развитие ребенка полуторагодовалого возраста должно быть всесторонним. Для пополнения словарного запаса, расширения кругозора и улучшения памяти необходимо использовать книжки, кубики и карточки с изображениями животных, растений, видами транспорта и прочим. Полезно читать малышам стихи, потешки, сказки.
Также помогут в решении вопроса, как развивать ребенка в полтора года, следующие игрушки:
- музыкальные инструменты: пианино, труба, барабан и прочее. Такие игрушки помогут формированию правильного слуха малыша;
- посуда, куклы и мебель для них, наборы фруктов и овощей, фигурки животных. Все это поможет организовать увлекательные сюжетно-ролевые игры;
- шнуровки, простые конструкторы, лабиринты — незаменимые для стимулирования мелкой моторики предметы;
- двигательную активность поможет развить мяч, игрушка-каталка, а также всевозможные качалки (матрешки, неваляшки и прочее);
- сформировать представление о цветах, формах и размерах предметов можно при помощи сортеров, разноцветных стаканчиков, специальных наборов для песочницы, логических кубов и прочего;
- полезен будет и бизиборд, или доска Монтессори. Это популярная игрушка, в которой есть замочки, шестеренки, молнии и прочие предметы, с которыми ребенок встречается в обиходе.
Специалисты советуют обязательно хвалить кроху за любые, даже самые незначительные успехи и достижения.
Физическое развитие ребенка в 1 год
Темпы физического развития малыша после 12 месяцев начинают замедляться. Рост и вес младенца будут увеличиваться теперь не так быстро, как это происходило в первые месяцы жизни. Регистрировать эти показатели необходимо каждые 1-3 месяца, чтобы убедиться, что развитие ребенка не отклоняется от нормы.
Таблица веса и роста ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам
Месяц | Девочка | Мальчик | ||
---|---|---|---|---|
Рост | Вес | Рост | Вес | |
12 (1 год) | 73,8 | 9,5 | 75,5 | 10,3 |
13 (1 год 1 мес.) | 75,0 | 9,8 | 76,8 | 10,6 |
14 (1 год 2 мес.) | 76,1 | 10,1 | 78,0 | 10,9 |
15 (1 год 3 мес.) | 77,2 | 10,3 | 79,0 | 11,1 |
16 (1 год 4 мес.) | 78,3 | 10,6 | 80,0 | 11,3 |
17 (1 год 5 мес.) | 79,3 | 10,8 | 81,0 | 11,5 |
18 (1 год 6 мес.) | 80,3 | 11,0 | 82,0 | 11,7 |
19 (1 год 7 мес.) | 81,3 | 11,2 | 83,0 | 11,9 |
20 (1 год 8 мес.) | 82,2 | 11,4 | 83,9 | 12,1 |
21 (1 год 9 мес.) | 83,1 | 11,6 | 84,7 | 12,2 |
22 (1 год 10 мес.) | 84,0 | 11,7 | 85,6 | 12,4 |
23 (1 год 11 мес.) | 84,9 | 11,9 | 86,4 | 12,6 |
24 (2 года) | 85,8 | 12,1 | 87,3 | 12,7 |
Параметры роста и веса могут не укладываться в норму, это может быть как отставание в росте, так и опережение усредненных педиатрами параметров. Каждый ребенок растет и созревает по своему собственному графику. О нарушении темпов развития можно говорить лишь тогда, когда ребенок имеет аномально низкий или высокий рост/вес по сравнению со своими сверстниками.
Основные моменты по увеличению роста и веса малыша к одному году, сколько раз кушает годовалый ребенок и какие навыки он начинает осваивать в этом возрасте также рассмотрены в этом видео:
https://youtube.com/watch?v=tuaYA-IB1X0
Пропорциональность тела
Внешний вид малыша в год меняется сильнее, чем размеры тела. Самые большие части тела у годовалого крохи — голова и животик, который выпячен вперед. Лицо имеет округлые, мягкие контуры. Ручки и ножки ребенка относительно тела короткие, мягкие, без намека на мускулистость.
Увеличение объема головы
Окружность головы в этом возрасте достигает 46,6 см и к полутора годам увеличивается до 47,9-48 см. На протяжении второго года жизни объем головы может увеличиться на 2,5 см. К двум годам размер головы малыша будет составлять почти 90% от стандартного размера головы взрослого человека.
Количество зубов
Данный показатель в больше степени зависит от наследственности. Немалое значение имеет и достаток кальция в организме. В среднем цифра может варьироваться от 4-6 до 10 прорезавшихся зубов
Важно, чтобы в питании младенца присутствовали молочные продукты (грудное молоко, детский творожок, кефир), а также витамин Д
На заметку! Оценить физическое развитие ребенка в один год педиатр может на основании пропорциональности, которая учитывается наряду с массой и длиной тела. У хорошо сложенного малыша окружность груди больше окружности головы на количество сантиметров, равное возрасту ребенка.
Различия в развитии мальчиков и девочек в год
По стандартным данным ВОЗ у детей разного пола различаются параметры роста и веса. Сравнить показатели с года до двух лет по месяцам можно по вышеприведенной таблице. Рост и вес в год по усредненным данным ВОЗ у годовалых малышей такие:
- Мальчики. Вес — от 10,0 кг до 10,9 кг. Рост — от 75,3 до 78 см.
- Девочки. Вес — от 9,0 кг до 10,6 кг. Рост — от 74,0 до 77,4 см.
Что касается навыков, то у мальчиков и девочек они развиваются примерно одинаково, хотя, по наблюдениям специалистов, девочки могут начать говорить раньше. Также некоторые исследования говорят о том, что мальчики более активны и подвижны в играх, но эта разница не слишком значительна.
Обучающие занятия с детьми в полтора года
Занятия и игры с ребёнком в год и 6 месяцев должны постепенно усложняться, потому что малыш уже вышел на более высокий уровень умственного развития. Обучение всегда должно проходить в виде игрового процесса, и, во многом, успех таких уроков зависит от того, насколько взрослый сможет заинтересовать сына и дочь.
Для разностороннего совершенствования разных навыков и приобретения новых умений подойдут:
Для физического развития и двигательной функции рекомендуется:
- Приучать ребёнка к разным играм с мячом – маленькие мальчики могут подбрасывать мяч, стараться его поймать ручками, толкать снаряд ногой, перекатывать его по полу. При этом тренируются все основные мышцы тела, и укрепляется позвоночник.
- Сделать ребёнку место для игры в «верховую езду» – для этого используют велосипед или стул, главное, чтобы сооружение было устойчивым. Нельзя забывать о безопасности, пол вокруг такой «лошадки» следует застелить матами или подушками.
- Горка для лазанья также может быть устроена из подручных материалов, а малышу придётся приложить усилия, чтобы на неё забраться, кроме того, это весело и поднимет крохе настроение.
- Летом необходимо, чтобы дети как можно чаще принимали солнечные ванны на свежем воздухе, а также им уже можно купаться в открытых водоёмах.
- Чтобы малыши ходили уверенно, их можно тренировать, пуская по узкой (нарисованной) дорожке, либо брать на прогулки по пересечённой местности, где упражнения более эффективны.
Занятия для интеллекта могут включать:
- любые игры, предусматривающие сортировку элементов по цвету, размерам и форме;
- пазлы, состоящие из 3-4 деталей;
- складывание кубиков, элементов конструктора, колец пирамидки;
- выжимание губки во время купания и вылавливание в ней мелких игрушек сачком или ковшиком;
- рисование мелками, фломастерами, кисточкой, карандашами и красками;
- использование раскрасок;
- лепка из пластилина и теста лепёшек, колбасок, создание первых пластилиновых картин;
- изучение геометрических фигур, текстуры различных предметов, количества и температуры – ребёнку будет интересно узнать о свойствах некоторых объектов, которые ему ещё не знакомы.
Для детей в возрасте 1, 5 лет самыми полезными игрушками станут:
- конструкторы и шнуровки для моторной функции рук;
- сортеры, матрёшки, наборы для игры в песочнице, неваляшки и пирамиды для разносторонних знаний;
- игрушечные кухни, коляски, кукольная мебель, посуда – для ролевых игр;
- детский синтезатор, пианино, барабан, трещотки и дудки – для формирования музыкального слуха и чувства ритма;
- обручи, толокары, машинки, мячи – для координации;
- книги, карточки и кубики с изображениями природы, транспорта, животных – для речевой функции.
В этот ответственный период родителям надо не только знать, что должен уметь делать малыш, но и целенаправленно его обучать, и для этого понадобится много новых интересных игрушек.
Возможные проблемы
Совершенствование психоэмоционального развития ребенка в 1,5 года не проходит бесследно. Появляются проблемы поведения, дети становятся неуправляемыми, при любом не понравившемся действии кричат и закатывают истерику. Многие в этот период начинают кусаться.
Подобные срывы чаще всего возникают на фоне усталости или нервного перенапряжения. Малый словарный запас не позволяет ребенку высказать негатив, поэтому он прибегает к такому выражению эмоций. До двух лет подобные капризы ничего не значат, а после превращаются в манипуляцию и становятся способом достижения своих целей.
Поэтому не стоит терпеть всевозможные взрывы и пускать развитие событий на самотек
Лучше переключить внимание ребенка на другой предмет, отвлечь его, но не идти на поводу, выполняя требования капризули
Не нужно расстраиваться, если развитие малыша в 1,5 года отстает от нормативов. Главным показателем физического и эмоционального здоровья в этом возрасте являются не рост и вес, а стабильная динамика движения вперед. Нужно читать, играть, заниматься, разговаривать с ребенком — и результат не заставит себя ждать.
Список источников:
- Справочник педиатра» под редакцией В.О. Быкова //Ставрополь, 2004 г.
- Васильева Е.И. Физическое развитие детей: учебно-методическое пособие для иностранных студентов // ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. Иркутск: ИГМУ, 2013 – 32 с.
- Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие // Иркутск, 1989 г.
- В.Г. Майданник, В.Г. Бурлай. Ваш ребенок (Уход и воспитание) // Киев 2004. -298 с.
- Земцова, О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 1-2 лет // М.: Махаон, 2016. — 240 c.
- Веракса, Н. Е. Детская психология. Учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса //М.: Юрайт, 2014. — 446 c.
Автор
Елена Медведева
Специалист
Поделиться
Вы здесь:
Главная
»
Календарь развития ребенка
»
Развитие ребенка в 1,5 года: навыки, умения, режим дня
Чем кормить ребенка в год
Клинические рекомендации по питанию детей первого года жизни гласят, что в рацион необходимо включать следующие продукты:
1. Молочные, кисломолочные продукты. Детям в 12 месяцев давать молоко в чистом виде пока запрещено. Его заменяют детскими молочными смесями и грудным молоком. Можно постепенно начинать вводить в рацион кисломолочные продукты (кефир, питьевой йогурт). Их жирность не должна превышать 3,2%. В ежедневное меню можно ввести специальный детский творожок. Пару раз в неделю можно понемногу давать ребенку сыр и сметану.
2. Крупы, каши. Детям в этом возрасте уже можно давать гречневую, овсяную, кукурузную, пшенную, рисовую кашу. Но малышам не подойдут обычные каши из цельной крупы, которые едят взрослые люди, так как они имеют слишком грубую структуру и плохо усваиваются детским организмом. Поэтому нужно покупать специальные детские каши, в которых сохранена вся польза злаков. Кроме этого, такие каши обычно дополнительно обогащают полезными минералами и витаминами.
3. Фрукты, овощи. В возрасте один год ребенок обычно уже ест овощные и фруктовые пюре (морковь, яблоко, картофель, груша, банан, кабачок, чернослив, тыква, брокколи). После года возможно введение в рацион свеклы, киви, фасоли, зеленого горошка, абрикоса
Важно! Любые новые продукты вводятся в рацион постепенно, с обязательным отслеживанием реакции организма ребенка на них
Бобовые культуры и овощи с большим количеством клетчатки нужно подвергать тепловой обработке. Давать их малышам можно не чаще раза в неделю. Остальные фрукты и овощи нужно давать ежедневно в виде пюре, смузи, киселей, компотов. В детских магазинах имеется большой выбор различных фруктовых и овощных пюре.
Выбирая продукты, нужно смотреть, чтобы их состав был натуральным (без сахара, консервантов, крахмала, подсластителей).
4. Рыба, мясо. Данные продукты обязательно должны присутствовать в детском питании в качестве источника белка. Мясо (индейка, курица, телятина, крольчатина) нужно давать ежедневно, рыбу (минтай, хек, треска) 2-3 раза в неделю. Из рыбы и мяса можно готовить суфле, паровые котлеты, пюре. Это трудноусвояемые продукты питания для ребенка в 1 год, поэтому желательно давать их в обед.
5. Растительное и сливочное масло. Ими можно заправлять мясные и овощные блюда, каши. Если ребенок уже может жевать, то можно мазать сливочное масло на хлеб. Растительные масла должны быть нерафинированными.
6. Яйца. Начиная с годика в рацион малыша можно вводить куриные яйца. Давать их рекомендуется 2-3 раза в неделю.
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в возрасте 1,5 года?
Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первые годы жизни. Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.
Начало анкеты здесь ().
Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 15-17 месяцев:
109. Полностью называет предмет в момент заинтересованности. 110. Узнает предметы, игрушки и животных на рисунках книг и журналов. 111. Имеет в словарном запасе несколько десятков упрощенных слов. 112. Узнает знакомого взрослого по фотографии. 113. Катит мяч к взрослому, приглашая к игре. 114. Приседает. 115. Перешагивает через препятствия. 116. Различает большой и маленький предметы.
Для успешного развития ребёнка важно также важно и состояние сна ()