???? Аудиоверсия подкаста
все аудио (itunes) подкасты здесь
=====================
Если Вам понравился данный подкаст, то, пожалуйста, поддержите проект MoneyPapa и сделайте один или несколько следующих шагов:
подпишитесь на мои новости здесь подпишитесь на меня в фейсбуке, на ютубе и в инстаграм поставьте лайк, сделайте репост и напишите свой честный комментарий
Так я буду знать, что Вам нравится то, что я делаю, и я буду создавать полезные материалы еще! Заранее большое спасибо!
Список всех подкастов здесь.Спасибо, что смотрите, читаете и слушаете MoneyPapa!
А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa.
ADD_THIS_TEXT
Даем в меру
Очень тонкий вопрос. Сколько конкретно давать? С одной стороны, обходиться минимальными суммами при имеющейся возможности — это потенциально унизительный момент, если ребенок будет сравнивать себя со сверстниками. С другой, переборщить — прямой путь к демотивации. Если родители дают столько, что хватает на все, да еще и остается, зачем к чему-то стремиться?
Особенно это важно во время обучения в вузе. Главный принцип здесь — давать столько, чтобы хватало на базовые потребности
А на все остальное — модная одежда, дискотеки и прочее — пускай зарабатывает сам. Если давать слишком много, есть опасность, что и учиться отпрыск не будет, и работать не заставишь.
Ошибка № 2. Не снабжать карманными деньгами
Собственные карманные деньги дадут ребенку ценный опыт самостоятельности. Психологи дают рекомендацию уже с 6-7 лет выделять ребенку небольшие суммы. И делать это нужно на регулярной основе, например, один раз в месяц или в неделю.
Совет. Желательно, чтобы в перспективе доля расходов, которые ребенок производит самостоятельно, возрастала. Если в семь лет он оплачивает лишь свои мелкие желания, то в 14 может оплатить и мобильную связь, и подарки друзьям. Это научит его эффективному планированию.
Это время для ухода за маленькими детьми: как объяснить пробелы в своем резюме
Профессиональный обнимальщик: самые редкие профессии в мире
Серьезное финансовое решение: трехэтапный метод борьбы с импульсивными покупками
Типичные ошибки в семейном воспитании детей
Ошибки в воспитании детей можно совершать независимо от того, в каком возрасте находится ребенок – до года или уже в подростковом периоде. Каждый этап развития – это своеобразный экзамен для родителей, и не все его сдают на «отлично». Самыми типичными ошибками считаются мнения родителей, что:
- Ябедничать – это плохо. Но все ли хорошо в том, если ребенок будет замалчивать о несправедливости, травле, издевательствах, избиениях со стороны как взрослых, так и детей? Не лучше ли научить ребенка не бояться быть откровенным? И каждый случай «ябеды» разбирать с ним индивидуально.
- Ребенок должен быть для всех хорошим и не конфликтовать ни со сверстниками, ни с взрослыми. Но правильно ли это – быть пай-ребенком для всех? Да, необходима вежливость и умение решать многие вопросы мирным путем. Но что говорить о тех случаях, когда ситуация обязывает защищать свое достоинство? Научите ребенка постоять за себя, за свое мнение и за свои интересы.
- Дети, которые плохо учатся, никогда ничего не добьются в жизни. Успех в жизни никогда не зависел от одной тройки по математике или по литературе. Гармоничное развитие личности и стойкий психо-эмоциональный интеллект также играют важную роль во взрослой жизни и в успешной карьере. Занятия живописью, музыкой, посещения театральной студии играют не меньшую роль в развитии личности, чем уроки математики и физики.
- На ребенке нужно исправлять собственные недостатки в воспитании. Родители считают, что их неправильно воспитывали, чего-то не додавали им в детстве, а поэтому они не достигли никаких высот в жизни. И этот так называемый «педагогический опыт» они направляют на своих детей, тем самым совершая те же ошибки, что и их родители. Самое лучшее, что можно сделать – это уделять своим детям максимум времени и быть их духовным наставником.
- Только постоянный контроль и запреты помогут приучить ребенка к дисциплине. Никогда не задумывались, почему у ребенка бывают проблемы со сверстниками и вообще с общением? Вот именно из-за того, что он находится под родительским «колпаком» и не умеет правильно пользоваться своей свободой. А что еще хуже – такие запреты приводят ко лжи. Правильней будет дать ребенку свободу во всем, но с оговоркой. Запреты должны быть разумны и обоснованы.
И еще один совет родителям. Только собственный пример, отсутствие родительского эгоизма и лжи, постоянное участие в делах и проблема ребенка, а также последовательность в воспитании оградят его и вас от ненужных эксцессов.
Основные ошибки родителей
Нет команды. Ребенку не к кому обратиться за помощью и хорошим советом, когда речь заходит о распределении его личных средств, да и в принципе по любому вопросу. А обсуждение в кругу семьи вопроса, что делать с деньгами (как на семейном уровне, и на уровне финансов ребенка), помогает самореализации будущей успешной и финансово независимой личности.
Нет образца. Ребенок не научится управлять финансовыми потоками, если у него перед глазами нет хорошего примера, т.е. успешной родительской модели. Если вы не умеете грамотно обращаться с деньгами, то откуда этот навык возьмется у ваших детей? Учитесь, анализируйте свои доходы и расходы, показывайте на личном примере.
Отсутствие личных накоплений. Начните откладывать в 25 лет, чтобы в преклонном возрасте не зависеть от детей. Эти сбережения будут вашим личным пенсионным фондом. Вам не придется обращаться к детям за финансовой помощью, вмешиваться в их личный бюджет.
Плата за оценки в школе. Это толчок к финансовой пропасти, не говоря уже о том, что ребенок перестает правильно воспринимать процесс получения знаний. Когда ребенку платят за каждую хорошую оценку, то он, кроме всего прочего, еще и не учится стратегическому планированию, не видя дальше ближайших перспектив. Если вы хотите наградить за хорошую учебу, то гораздо важнее мотивировать ребенка честно заработанными материальными благами. Например, подарите ему планшет, и то – за хорошие результаты полугодия.
Игнорирование. Глобальные финансовые вопросы легко решаются взрослым человеком, если он ребенком усвоил азы. Поэтому составляя и распределяя семейный бюджет, приглашайте детей к участию. Вместе считайте расходы на семью, выбирайте крупные покупки, по ходу объясняйте, советуйтесь в вопросах приоритетности. Это и будут самые важные жизненные уроки в сфере финансов.
Читайте еще:Как настольные игры помогают стать финансово независимым
Отсутствие права принимать решения. Если дети не могу сами распоряжаться своими деньгами, то они не накапливают опыт эффективного использования и распределения средств.
Все можно купить. Убежденный в этом человек вырастает потребителем, у которого сформировалось пренебрежительное отношение к ключевым человеческим ценностям. А значит, под угрозой его экологичность мышления и гуманность методов обогащения.
Нематериальные активы (здоровье, здоровая психика, искренняя любовь и взаимоотношения) – невозможно купить. Объясняйте это детям, рассказывайте, в чем ценность нематериального богатства. Например, любящие друг друга родители – это поддержка, хороший друг – это и помощь, и радость от общения.
Дети – статья расходов. К сожалению, нередко родители уверены, что для семейного бюджета дети –только обуза. Дети, которые с детства «впитали» такое отношения, тоже будут не лучшими образцами родительского поведения и мышления. Ребенок – это инвестиция в вашу старость. Чем раньше вы начнете воспитывать в нем здравое отношение к деньгам, тем раньше освободитесь от опеки над ребенком.
Читайте еще:Как мыслить и действовать, как миллионер
Неправильные сказки. Задумывались ли вы когда-нибудь о подтексте сказок, которые родители читают детям на ночь? О чем народные сказки? Например, о лежании на печи до солидного возраста, о бессмысленности работы («Золушка, разбери гречку и рис»), об ожидании принца. Сказки вкладывают в голову детям комплексы и неправильное восприятие реальности.
Что вы думаете о Красной Шапочке? Это сказка о безответственной семье, о матери, которая будто намеренно отправляет дочь в опасный путь, о бабушке, которая неотличима от волка, и живет в страшном лесу.
Вам знакома книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди»? Один из главных тезисов из этой книги: та сказка, которую вам читали родители подряд несколько раз, дней, месяцев, до того, как вы пошли в садик, – это и есть ваш жизненный сценарий. Поэтому прежде чем читать детям сказки, пропустите их через свой собственный фильтр. Спросите себя, чему эта сказка научит моих детей?
Краткий вывод. Учитесь думать. Только так вы станете хорошим образцом для своих детей, их гордостью и путеводной звездой.
Статья написана на основе лекции о роли родителей в вопросах финансового воспитания детей Анатолия Гулея, доктора экономических наук, главы правления Украинской межбанковской валютной биржи.
Ошибка № 9. Оценивать будущую профессию в соответствии с зарплатой
Не все профессии оплачиваются с большой щедростью. Но если ребенок выбрал одну из них, например, захотел стать ветеринарным врачом, нужно уважать его выбор, помня, что возможность самореализации и ощущение удовлетворенности жизнью – это очень важные ее составляющие.
Совет. Чаще узнавайте о планах подростка на будущее и при этом помните, что весомый аргумент – это ваш личный пример. Если он видит, что вы увлечены своим делом, ему легче будет сделать осознанный выбор.
Подготовьте себя морально: как быстро войти в ритм повседневной рабочей жизни
Будьте щедрым генератором идей: советы, как менеджеру стать лучшим лидером
Выполнении физической работы: от каких еще профессий родители отговаривают детей
Путь к финансовой независимости
Ребенку следует объяснить, что деньги выполняют функцию обмена. Вы делитесь с другими своими знаниями, умениями и получаете за это деньги. Вместе подумайте, как ребенок в будущем сможет превратить свои таланты в деньги, какие знания и умения могут привести его к финансовой независимости. Говард Гарднер выделил семь талантов:
- вербально-лингвистический – способность читать и писать. Это люди, которые собирают информацию и делятся ею с другими (юристы, журналисты, писатели);
- пространственный талант присущ творческим людям (художники, поэты, архитекторы, дизайнеры и др.);
- физический талант – это способности спортсменов и танцоров, людей, которым нравится физическая работа, изготовление вещей;
- цифровой талант относится к данным, которые измеряются в цифрах (инженеры, программисты, математики);
- личностный талант отвечает за установки, которые дает себе человек, определяя лично для себя, быть ему богатым или бедным;
- межличностный талант присущ людям, которым легко дается общение с другими людьми (политикам, проповедникам, продюсерам, актерам, продавцам, учителям, ораторам);
- талант, связанный с окружающей средой присущ людям, которым нравится иметь дело с животными, растениями, землей, океаном.
Определив таланты и устремления своего ребенка, не жалейте сил и средств на то, чтобы развивать их – ведь это в конечном итоге приведет его к финансовой независимости.
Помогите ребёнку найти подработку
Первые самостоятельно заработанные деньги очень воодушевляют. К тому же, согласно исследованиям по поведенческой экономике, деньги, заработанные своим трудом, тратить намного сложнее, чем те, которые достались без усилий.
Поэтому, если есть возможность помочь ребёнку зарабатывать (например, во время каникул), то стоит это сделать. В России по закону разрешено работать с 14 лет. Например, ребёнок может попробовать себя один месяц в роли помощника или секретаря.
На данный момент в России не развита система стажировки для подростков, но о какой-либо подработке можно договориться через друзей или знакомых. Этот опыт даст ребёнку представление о том, как зарабатываются деньги и даже может в дальнейшем помочь определиться с выбором профессии.
Иметь общее представление о работе и участвовать в рабочем процессе – это две разные вещи. Практически любая профессия сопряжена с выполнением ряда рутинных задач, также могут открыться какие-то другие её стороны, которые могут оттолкнуть. Поэтому если есть возможность дать подростку на некоторое время погрузиться в профессию и узнать её изнутри на собственном опыте, нужно использовать этот случай.
«В налоговых вычетах слишком сложно разобраться»
Родители оплачивают детям различные кружки и клубы, обучение в дорогих детсадах и лицеях. Немалые суммы уходят на медицинские услуги. При этом часто не используются стандартные налоговые вычеты на детей: 1400 руб. в месяц на первого и второго ребенка и 3000 руб. – начиная с третьего (пока нарастающий итог не достигнет суммы 350000 руб.). А ведь для этого нужно всего лишь сдать в бухгалтерию необходимые документы. Есть также вычеты на образование, лечение и ДМС ребенка. Если использовать все возможности, к совершеннолетию чада вполне можно набрать неплохую сумму, достаточную, например, чтобы достойно отметить его выпускной.
Если у вас 2 ребенка, вам полагается материнский капитал, а это почти полмиллиона рублей. Вы можете потратить деньги на обучение или улучшение жилищных условий. Есть еще вариант пустить маткапитал на накопительную часть пенсии мамы, но при неопределенном состоянии пенсионной системы сегодня его лучше не использовать.
«У ребенка должно быть счастливое детство»
Некоторые папы и мамы задаривают своего малыша безделушками, не жалея денег на то, чтобы радовать его каждый день чем-нибудь новеньким. Проблема в том, что мимолетные радости быстро забываются, игрушки надоедают, а несколько потраченных тысяч в месяц образуют за год приличную сумму, которая в дальнейшем пригодилась бы на образование ребенка. Конечно, баловать малышей можно и нужно, но выбирать для подарка следует только те вещи, которые долго используются и не устаревают. Если купленная игрушка или одежда оказались ненужными, не стесняйтесь их продать, даже если удастся компенсировать только часть потраченных денег.
Что ребенок должен знать о деньгах
Помните знаменитый детский стишок про муху, которая по полю пошла и денежку нашла. Заканчивается он так: «Пошла муха на базар и купила самовар». Но каждый ли малыш осознает, что собой представляют деньги?
В нашей стране к деньгам всегда относились с осторожностью, а говорить о них на людях было неприлично. Во времена СССР уважительное отношение к деньгам считалось моветоном. Каждый ребенок должен был знать о деньгах лишь то, что обсуждать этот вопрос нехорошо
Однако считалось нормальным на любую детскую просьбу, считавшуюся капризом, отвечать, что в семье нет средств на новую игрушку или сладости
Каждый ребенок должен был знать о деньгах лишь то, что обсуждать этот вопрос нехорошо. Однако считалось нормальным на любую детскую просьбу, считавшуюся капризом, отвечать, что в семье нет средств на новую игрушку или сладости.
Сейчас в России стали по-другому относиться к деньгам. Это слово перестало быть запретным, и его можно часто услышать в быту. Поэтому опыт родителей в денежном воспитании необходимо скорректировать. Мамы и папы должны действовать так, чтобы у их малыша сложилось верное отношение к деньгам. Прежде чем ответить на вопрос, что ребенок должен знать о деньгах, определимся с важными нюансами.
Прежде всего, денежные единицы — это не просто бумажки. До трехлетнего возраста дети не осознают, какую ценность представляют финансы. Малыши думают, что деньги — это просто разноцветные билетики, которые можно отдать, получив взамен сладости или куклу. Следует донести до них, что монетки — не обычные металлические кружочки. Деньги не получится сделать своими руками или попросить у волшебной феи. Храниться они обязаны в кошельке или копилке, относиться к ним нужно бережно, не бросать, не разрывать и не выбрасывать.
У малыша должно сформироваться бережное отношение к деньгам, он должен складывать их в одно место. Что еще ребенок должен знать о деньгах? Конечно же то, что их необходимо зарабатывать. Он не должен думать, что деньги находятся в волшебной коробочке, откуда родители просто достают их. Не имеет значения, где вы храните деньги, главное, чтобы ваш отпрыск понимал, что мама и папа много работают, чтобы их получить.
Затем ребенок должен знать о деньгах то, что их может быть недостаточно или вообще не быть. В этом случае придется экономить: не покупать машинки, конфеты, не ходить в детские развлекательные центры. Поговорите с дошкольником, чтобы решить, от чего можно отказаться, чтобы избежать лишних трат. Например, можно сходить в парк на прогулку, при этом не покупать дорогостоящие игрушки (их он получит попозже). Научите малыша совместно планировать бюджет, выставляя правильные приоритеты.
Кроме того, сыну или дочке необходимо пояснить, что такое бюджет вашей семьи. Конечно, это может быть сложно для понимания, но ваш отпрыск должен знать, что бюджет тратится и на него тоже, а ведь деньги ограничены в своем количестве.
Конечно, вы можете потратить чуть больше, чем планировалось. Однако не рекомендуется всегда идти на поводу у детей. Поговорите с ними и донесите, что кроме их желаний (еще один пистолетик, ненужная игрушечная лошадка) есть семейные траты, например покупка продуктов питания. Ребенок должен знать о деньгах то, что вы не будете покупать все, что ему захочется. Но можно выбрать одну игрушку, о которой он мечтает. Именно эту вещь родители смогут подарить на праздник в ближайшее время.
Первые накопления и работа
Мотивируйте ребенка самостоятельно копить деньги на вещи, которые пока не планируете покупать – например, электросамокат или новую модель смартфона. Для этого помогите ему разобраться в своих тратах и оптимизировать их. Объясните, что иногда для получения желаемого приходится чем-то жертвовать. Предложите откладывать часть карманных денег вместо того, чтобы сразу тратить их на сладости и развлечения. Вместе подсчитайте, сколько нужно откладывать и как долго, чтобы набралась необходимая сумма. Чтобы увеличить у ребенка мотивацию делать сбережения, можете договориться, что половину крупной покупки оплачивает он сам, а другую половину – вы.
Обычно в средней школе дети начинают задаваться вопросом: как они сами могут заработать деньги? «Позволяйте ребенку заработать деньги, если он проявляет в этом инициативу», – советует Олеся Княжева. При этом не стоит совершать распространенную родительскую ошибку – финансово поощрять ребенка за хорошие оценки в школе. «Это приводит к появлению позиции «Без денег не хочу учиться!», потере интереса и других стимулов к учебе, – предостерегает психолог. – Кроме того, если однажды у родителей не окажется лишних денег, как тогда мотивировать ребенка?». Что же касается домашних дел, то ребенок должен осознавать, что он член семьи – единой команды, в которой существует взаимовыручка. И так же, как его родители, не получает деньги за мытье посуды, пола или уборку в комнате.
Как же тогда ребенок сам заработает деньги? Можно предложить ему плату за какое-нибудь нерегулярное задание – например, сборку мебели или посильную помощь родителям по работе. Кроме того, подросток может договориться погулять с собакой соседей, сходить в магазин за другого человека, постричь газон, помыть машину, расклеить листовки, убраться в чужой квартире или присмотреть за ребенком. Не стесняйтесь спрашивать своих знакомых и родственников, не нужен ли им «сотрудник», – это самый простой способ найти работу своему ребенку-подростку. С 14 лет подросток может также попробовать найти работу через Центр занятости населения.
Обязательно расскажите ребенку о квазиработодателях из интернета – такие сначала просят оплатить подготовку резюме или пересылку тестового задания. Объясните, что это вымогательство – настоящему работодателю не нужно ни за что платить. Также объясните, что «высокий доход без труда и вложений» бывает только в финансовых пирамидах.
Ошибка 8. Лишать карманных денег за проступки
Карманные деньги не должны становиться инструментом воспитания или манипуляции. Если ребенок нахватал двоек или нашалил, это не повод лишать его еженедельно выдаваемой суммы. Найдите другой способ воспитательного воздействия. Деньги вы выдаете для того, чтобы воспитать ответственность и самостоятельность, а не в качестве поощрения, ведь так? А значит, они не должны превращаться и в наказание.
Однако если ребенок намеренно причинил ущерб семейному или школьному имуществу, или испортил вещь кого-то из одноклассников, то это повод потребовать у него компенсации из его собственных карманных денег. Например, на покупку нового учебника взамен порванного. Это будет вполне соответствовать нашей цели – повышению финансовой грамотности.
Наказания с применением физической силы
Кто-то называет это варварством, а кто-то считает решением всех бед. Образ ремня уже давно закрепился в культуре, как предмет «радикального» воспитания ребенка. Неужели удары по попе действительно столь эффективны?
Секрет популярности физических наказаний прост – так на самом деле можно добиться от ребенка чего угодно. Он перестанет плакать, орать на всю улицу, хотеть ту дорогую машинку. У ребенка попросту нет выбора – или замолчи, или получи еще один удар.
Понимание, что что-то не так, приходит при перенесении таких методов воспитания на взрослую жизнь. Почему-то общество считает нормальным бить детей, чтобы те хорошо себя вели, но осуждает насилие мужа к жене, начальника к подчиненному, учителя к ученикам.
Чем ребенок хуже взрослого? Почему он должен терпеть удары и издевательства? Тот факт, что он слаб и беззащитен должен останавливать, а не подталкивать насилию
У защитников метода ремня есть один главный аргумент. Большинство родителей советского времени так или иначе применяли физическую силу в воспитании своих детей. Но не смотря на это, мы выросли нормальными и адекватными.
Думаете, вы знаете все о воспитании детей? Представьте себе: мы могли вырасти еще более нормальными и адекватными. Конечно, нас устраивает то, какими мы являемся сейчас, но лишь потому что нам не с чем сравнивать.
Родители мечтают об универсальном способе остановить плач ребенка, но это не ремень. Физическая сила эффективна в воспитании, но имеет временный эффект и ужасные последствия. Не допускайте эти ошибки воспитания детей.
Старайтесь вести диалог с ребенком, говорите на понятном ему языке и используйте методы релаксации для избавления от стресса и агрессии.
Подмена ценностей
Когда ребенка заваливают игрушками, подарками, деньгами, он в итоге приходит к выводу, что все в этой жизни замыкается только на материальных ценностях. И любовь родителей он будет оценивать так же: если подарили ноутбук последней модели, значит — любят, отказали, значит — нет. Окружающих людей такие дети тоже рассматривают с позиции «богатый-бедный». Настоящих друзей им найти довольно трудно, ведь рассматривая только материальные блага, и не умея ценить моральные достоинства, само понятие настоящей дружбы им не доступно. Так же они оценивают и себя.
В итоге, вырастая, такой человек становится пленником своих комплексов: за собственные моральные качества он любить себя не умеет, а материально его жизнь становится похожа на бесконечную гонку за все более дорогими вещами. И невозможность «объять необъятное» ведет к уязвимости и депрессии.
Выход: Необходимо объяснить ребенку, что хоть финансовая независимость и достаток – это хорошо, но это не гарантия безнаказанности, безграничных возможностей или личного счастья. И отношения с людьми должны строиться не только исходя из их материального достатка. А ключ к успеху – не всегда в количестве денег.
Ошибка № 7. Внушать принцип главенства денег
Между убеждениями «деньги – это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности
Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство – далеко не единственный ключ к успеху
Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.
Использование финансовой зависимости ребенка
Порой родители, сознавая, что ребенок зависит от них в денежном отношении, пытаются повлиять на его поведение, угрожая тем, что перестанут его финансировать. Часто взрослые даже не задумываются о том, что такое их поведение вызывает лишь отчуждение и протест. Они считают, что поступают так на благо самого ребенка, пытаются добиться положительного (на их взгляд) поведения. А в результате взрослеющие дети вообще отказываются и от родительской помощи, и от имущества, вызывая у последних недоумение — «и для кого же мы это все наживали?»
Выход: Следует постараться найти другие рычаги влияния на собственных отпрысков, и не использовать подобные манипуляции. Возможно, излишнее упрямство связано с недостатком внимания, а нежелание помогать и слушаться – с отсутствием родительского примера. Ведь те же карманные деньги даются ребенку для того чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельнее и взрослее, а не как выражение отношения к нему.
«Нам еще рано обсуждать финансовые вопросы»
Родители, которые не любят говорить с детьми о финансах, потом часто удивляются, почему те отказываются понимать, что значит «нет денег». Надо с ранних лет показывать детям личный пример ответственного отношения к деньгам: ставить долгосрочные финансовые цели, пересматривать состав портфеля, анализировать расходы и доходы за месяц. И все это делать в присутствии детей, чтобы они усвоили, что рациональное управление финансами является неотъемлемой частью жизни любого человека. Когда ребенок приблизится к школьному возрасту, можно начать привлекать его к планированию расходов семьи, включать в них его собственные финансовые цели, копить вместе на желанные покупки, ежемесячно устраивать ревизию плана. В это же время следует познакомить ребенка с его самыми первыми финансовыми инструментами – картой или депозитом. Старшеклассников уже можно начинать знакомить с фондовым рынком.
«Денег нет»
Не нужно говорить детям, что денег нет
Представим
ситуацию. Ребёнок в магазине просит купить ему очередную игрушку, вы
отказываете ему, аргументируя это тем, что «денег нет». Эта фраза — одна из
наиболее частых и опасных ошибок. Во-первых, как правило, это ложь: тут же вы
открываете кошелёк и расплачиваетесь за другую покупку. Во-вторых, «денег нет»
похоже на «выхода нет». Такие слова способны ввергать ребёнка в стресс, что
впоследствии может выработать так называемое «мышление бедности». Лучше
обсуждать траты заранее, планировать покупку и обязательно выполнять своё
обещание.
6
Финансовое воспитание детей: основные ошибки
1. Все финансовые вопросы семьи тщательно скрываются от ребенка
Это довольно распространенная ошибка родителей, которые думают, что таким образом они оберегают детей от сложностей взрослой жизни. Но при этом ребёнок лишается возможности получить знания о деньгах и опыт решения финансовых проблем. Он не может сформировать правильное мнение о назначении денег.
Разговаривать с ребенком о семейных финансах не только можно, но и обязательно нужно. Конечно, учитывая его возраст. Совсем не обязательно обсуждать с 5-летним ребёнком размеры своей зарплаты или проценты по кредиту. Но, например, младшеклассник уже должен иметь общее представление, о том, откуда в семье берутся деньги и куда они тратятся.
2. Постоянное подчеркивание отсутствия денег
Это противоположная крайность. Когда родители постоянно повторяют, что денег нет и не предвидится. Когда они не обсуждают способы выхода из этого положения. И когда ребёнок слышит одни жалобы и сомнения в благополучном будущем. Опасность такого родительского поведения в том, что ребенок может воспринять все сказанное буквально. Он может чувствовать себя беспомощным, ущербным и в чем-то виноватым. Так как дети до определенного возраста во всем склонны искать причину в себе. Эту неуверенность и пассивность ваш ребёнок может унести с собой во взрослую самостоятельную жизнь.
3. Использование финансовой зависимости ребенка
Иногда родители пытаются повлиять на поведение детей с помощью финансов. Например, наказывать ребенка, лишая его карманных денег. Чаще всего такие методы вызывают лишь отчуждение и протест.
Следует постараться найти другие рычаги влияния на поведение ребенка, и не использовать манипуляции деньгами. Ведь карманные деньги даются для того, чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельным, чтобы у него были полностью свои деньги, на которые он может рассчитывать, которыми он может распоряжаться сам. Получается, когда вы отбираете у ребенка эти финансы за плохое поведение, вы лишаете карманные деньги своей главное функции.
Подаем пример
ss=”article-paragraph”>Тут все просто. Сам питаешься фаст-фудом — нет смысла учить ребенка здоровому питанию. Сам последнюю книжку прочитал в 11-м классе — не получится приучить чадо к библиотеке. С личными финансами то же самое. Если деньги в семье уходят в трубу и тратятся абы как, вряд ли ребенок станет ими правильно пользоваться, откладывать на будущее и инвестировать. Пока не изменятся родители, дети лучше не станут.
Кстати, в этом плане дети — хороший мотиватор. Лично в нашей семье появление детей изменило пищевые привычки. Они и раньше были не такими уж и вредными. Но когда пришлось кормить малышей, качество блюд стало лучше. Меньше жареного, больше овощей и фруктов, минимум перекусов. Вот так ответственность за воспитание детей повлияла и на наше здоровье. С управлением личными деньгами такой мотиватор тоже может сработать. Попробуйте!
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».
С какого возраста начинать финансовое воспитание детей
Ребёнок способен усваивать финансовые азы еще до школы. Уже с двух лет дети могут относительно адекватно воспринимать окружающий мир и оценивать его. Конечно, не стоит пытаться делать из 2-летнего малыша финансиста, но объяснить само понятие денег, рассказать, как они появились и донести их ценность — вполне посильная задача.
С 6-7 лет можно вместе составлять списки покупок, чтобы ходить по нему в магазин. Это тот возраст, когда ребёнку можно начать давать карманные деньги. А также это время говорить о финансовых целях и способах их достижения.
С 9-10 лет можно оформить ребёнку карту, привязанную к карте родителей. Чтобы подросток учился распределять свои деньги, копить, делать переводы. И, самое главное — чтобы он совершил свои первые финансовые ошибки. В этом возрасте нужно предоставить ребёнку свободу и не требовать отчитываться за каждую покупку.