Как проявляется детский церебральный паралич в разных формах и какие могут быть осложнения?

Лечение

Терапевтический курс
синдрома детского церебрального паралича – это процесс чрезвычайно сложный и длительный. Эффект полностью зависит от тяжести поражения тканей головного мозга, срока диагностирования недуга, используемых комплексов лечения, настойчивости родителей больного малыша.

Обратите внимание на то, что при ДЦП основная роль отводится не лекарственным методам терапии. Само по себе состояние неизлечимо, поскольку на сегодняшний день восстановить разрушенные нейроны невозможно

Но неповрежденные нейроны можно “научить” выполнять те функции, которые необходимы ребенку для его полноценного существования в социуме, не ощущая своей неполноценности.

Давайте рассмотрим ведущие методы лечения:

Очень надеемся, что наша статья стала для вас полезной и вы получили исчерпывающие ответы на ваши вопросы. Не болейте, планируйте свою беременность заранее и во время ее течения следите за своим здоровьем. Не болейте, растите счастливыми и здоровыми!

ДЦП
– это сокращенное название заболевания – детский церебральный паралич. Сама болезнь характеризуется как целая группа различных нарушений в сфере неврологии. Поражение структур головного мозга у ребенка происходит еще в утробе матери или в первый месяц его жизни, ведут к возникновению ДЦП.

ДЦП не прогрессирует
на протяжении всей жизни ребенка, но признаки этого заболевания сопровождают человека до конца дней и ведут к инвалидности.

Головной мозг людей разделен на своеобразные секции, каждая из которых отвечает за определенную функцию тела. При поражении мозга ребенка, находящегося в утробе матери, малыш рождается с диагнозом ДЦП
. Симптоматика болезни проявляется соответственно пораженному участку головного мозга.

Сегодня медицина не в состоянии вылечить пациентов с таким диагнозом, несмотря на высокие достижения во всех областях. Мальчики страдают от этого заболевания намного чаще
, чем девочки.

Формы

Двигательная дисфункция у детей может быть различна, поэтому врачи подразделяют такие нарушения на определенные формы:

  1. Гиперкинетическая;
  2. Атонически-остатическая;
  3. Спастическая диплегия;
  4. Спастический татрапарез;
  5. Атактическая;
  6. Спастико-гиперкинетическая;
  7. Правосторонний гемипарез.

Каждая из форм имеет свои характеристики, определяющие конкретные нарушения движений у больных детей:

  1. Гиперкинетическая форма болезни диагностируется в случае, если у больного наблюдается непостоянный мышечный тонус:

    • В разное время он может быть различным, сниженным, нормальным или повышенным.
    • Движения малыша неловкие, размашистые, непроизвольные.
    • Кроме того, у такого пациента часто наблюдаются патологии речи и слуха.
    • Умственное развитие таких детей обычно находится на уровне среднего.
  2. Атонически-астатическая форма заболевания образуется в результате поражения мозжечка и лобных долей головного мозга:
    • Болезнь проявляется очень низким мышечным тонусом, что не позволяет ребенку держаться вертикально.
    • Задержка умственного развития, а иногда даже олигофрения, являются дополнительными симптомами этого заболевания.
  3. Спастическая диплегия – это самая распространенная форма ДЦП:
  4. Спастический тетрапарез:

    • Данная форма заболевания протекает очень тяжело.
    • Такие нарушения наблюдаются на фоне обширных повреждений головного мозга практически всех его отделов.
    • Ребенок с этой формой ДЦП практически обездвижен, тонус мышц может полностью отсутствовать.
    • В конечностях больного происходит парез.
    • Почти во всех случаях такого поражения наблюдаются приступы эпилепсии.
    • Слух и речь, у детей с таким диагнозом, нарушены.
  5. Атактическая форма. Эта форма ДЦП довольно редкая:

    • Ее особенностями являются нарушения координации всех движений, ребенок практически не может держать равновесия.
    • Помимо этого, у больного наблюдается тремор рук, выполнение обычных действий для такого ребенка невозможно.
    • Дети, с такой формой болезни, имеют задержку в развитии и умственной деятельности.
  6. Спастико-гиперкинетическая форма
    – это, ДЦП нарушающее мышечный тонус, проявляющее парезы и параличи. Развитие умственной сферы таких детей, находится на уровне развития сверстников, им доступно обучение в полной мере.
  7. Правосторонний гемипарез предрасполагает к гемиплегической форме:

    • Поражается одна сторона головного мозга.
    • Все симптомы этой болезни проявляются всегда с одной стороны тела.
    • Повышение тонуса мышц, парезы и контрактуры наблюдаются лишь на одной стороне тела ребенка.
    • Рука, больного такой формой ДЦП, поражается наиболее сильно, ребенок совершает непроизвольные движения этой конечностью.
    • Данный вид заболевания зачастую выражается эпилептическими припадками и нарушением психики.

Про другие читайте в аналогичной статье.

Лечение детского церебрального паралича

Полностью вылечить ДЦП невозможно
, но медицинские препараты и лечебная физкультура, способны улучшить качество жизни таких больных и ее продолжительность. Начинать лечебный процесс необходимо как можно раньше, тогда эффект будет максимальным.

Малыш должен регулярно наблюдаться
у всех специалистов, чьи действия направлены на социальную адаптацию пациента. Медикаментозные средства подбираются индивидуально для каждого больного, в зависимости от симптоматики заболевания.

Медицинские средства:

  • Нейропротекторы.
  • Препараты для снятия спастического напряжения мышц.
  • Противоэпилептические препараты.
  • Обезболивающие средства.
  • Антидепрессанты.
  • Транквилизаторы.

Лечебная физкультура играет большую роль в лечении ДЦП. Упражнения подбирают для каждого больного индивидуально. Их выполнение необходимо на протяжении всей жизни пациента. С помощью таких спортивных мероприятий, возможно, научить ребенка новым движениям, что сделает его более самостоятельным.

В редких случаях, когда одним из симптомов данной болезни является выраженная контрактура, необходимо хирургическое лечение
. Хирурги-ортопеды удлиняют сухожилия, мышцы и кости. Подрезая сухожилия, доктора добиваются снятия спастики. Эти оперативные действия направлены на увеличение стабильности конечности.

Дополнительные методы лечения:

  1. Климатическая цветодинамическая квант-камера.
  2. Аппаратная программированная разработка суставов.
  3. Санаторно-курортное лечение.
  4. Массажи.
  5. Лазеротерапия.
  6. Грязелечение и др.

Действия специалистов направлены на восстановление деятельности суставов, мышц, психики и других аспектов здоровья. С их помощью можно значительно улучшить жизнь
таких пациентов.

Детский церебральный паралич – серьезное хроническое заболевание. объединяет в себе , которые связаны с нарушением двигательной функцией человека. Чаще всего, болезнь поражает плод в период его внутриутробного развития.

ДЦП носит непрогрессивный характер, это значит, что заболевание не распространяется внутри организма, не поражает здоровые области нервной ткани, оно точечно повреждает те или иные участки мозга.

Проявляется в возрасте 5 – 7 месяцев.

Атонически-астатическая форма ДЦП становится более явной после семи месяцев. Дифференциальная диагностика этой формы довольно осложнена, по причине схожести ее симптомов с симптомами других заболеваний.

До шестимесячного возраста у малыша можно не заметить никаких нарушений, и лишь по мере его роста постепенно проявляются симптомы. Чаще всего они связаны с нарушениями психического развития, возникают неврологические расстройства. У ребенка возникают вспышки необоснованной агрессии, повышенная возбудимость. Имеются , двигательные нарушения, потеря равновесия.

Гиперкинетическая форма заболевания определяется несколько позже – к началу второго года жизни.

Дополнительную диагностику проводят, используя следующие инструментальные методы:

  • ультразвуковое исследование мозга;
  • краниография и др.

Результаты исследования позволяют получить информацию о глубине изменений нервной системы, определить степень и тяжесть поражения того или иного участка головного мозга, выявить другие нарушения.

Для постановки диагноза ДЦП достаточно наличия специфических двигательных расстройств у ребенка на начальном этапе развития болезни. В качестве дополнительных мер исследования делают , которое позволяет оценить тип повреждения и определить конкретное место поражения головного мозга.

Такое исследование необходимо для того, чтобы исключить наличие иных заболеваний со схожей симптоматикой. В этих же целях проводят дифференциальную диагностику.

Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание, его симптомы не увеличиваются со временем, а состояние больного со временем не ухудшается. Если же происходит обратное, то, скорее всего, заболевание имеет иную природу.

Такие же симптомы, как и у детского церебрального паралича, имеют следующие заболевания:

  • поражения головного мозга травматического и нетравматического характера;
  • ранний аутизм;
  • фенилкетонурия;
  • поражения спинного мозга;
  • шизофрения и т.п.

Стадии заболевания

В зависимости от возраста ребенка и возникающих у него симптомов ДЦП, принято выделять следующие стадии развития этой патологии¹:

  • Ранняя. Включает в себя период с рождения до 4-5 месяцев. Проявляется скованностью или вялостью, периодическими вздрагиваниями, судорожными припадками, угнетением врожденных рефлексов. Эти явления часто сочетаются с выраженными нарушениями дыхания, сердцебиения, повышенным внутричерепным давлением.
  • Начальная резидуальная. Охватывает возраст с 6 месяцев до 3 лет. В этой стадии начинают проявляться задержки в умственном и моторном развитии, из-за чего поздно формируются навыки сидения, ползания, ходьбы и речи.
  • Поздняя резидуальная. Наступает после 3 лет. При ней окончательно формируются признаки ранее упомянутых форм ДЦП, а также стойкие изменения – мышечные контрактуры и деформации. Становятся явными нарушения речи и интеллекта.

Симптомы детского церебрального паралича

Признаки и симптомы ДЦП сильно отличаются в зависимости от формы заболевания и особенностей поражения ЦНС. Наиболее типичные проявления³:

  • Изменение мышечного тонуса – его повышенность (гипертонус) или слабость скелетных мышц (гипотонус).
  • Скованность движений – спастичность.
  • Отсутствие баланса и мышечной координации.
  • Тремор или непроизвольные движения.
  • Задержка в развитии моторных навыков: сидения, ползания, ходьбы.
  • Боли при движении.
  • Деформации конечностей, их различная длина или размер в целом. 
  • Деформации грудной клетки и позвоночного столба.
  • Аномалии ходьбы, в том числе: ходьба на пальцах (видео 2), приседающая походка, чрезмерно широкие шаги, асимметричность шагов.
  • Чрезмерное слюноотделение, проблемы с глотанием, слабость сосательных рефлексов.
  • Задержки в развитии речи, неправильное произношение слов.
  • Трудности в обучении.
  • Невозможность выполнять точные движения, например застегнуть пуговицу. 
  • Эндокринные заболевания: ожирение, задержка роста, гипотиреоз.

При детском церебральном параличе патологический процесс может затрагивать все тело, а может ограничиваться одной конечностью или стороной туловища. При этом поражения ЦНС не изменяются со временем, поэтому симптомы обычно не ухудшаются с возрастом.

Видео 2. Прыгающая походка, хождение на пальцах при ДЦП. 

Самые ранние признаки ДЦП

Первые признаки заболевания в раннем периоде (от 3 до 6 месяцев) включают в себя:

  • Отставание головы от туловища при поднятии малыша с кроватки.
  • Движения ручек и ножек происходят рывками, с усилием или практически полностью отсутствуют. 
  • При пребывании на руках младенец выгибает спину и шею так, будто пытается оттолкнуть от себя. 
  • При поднятии с кроватки ножки становятся излишне напряженными, часто пересекаются между собой «ножницами».
  • У ребенка к 3-4 месяцам жизни не исчезают рефлексы, мешающие ему развиваться и ходить.

В возрасте 6-10 месяцев признаками ДЦП могут быть:

  • Отсутствие поворотов на бок при лежании ребенка на спине.
  • Невозможность соединить руки, видимые сложности при поднесении пальцев ко рту.
  • Протягивание за игрушкой только одной руки, в то время как другая сжата в кулак.
  • При ползании – отталкивание ребенка только одной рукой и ногой, подволакивание конечностей. 

Некоторые симптомы родителям непросто заметить, но явные маркеры должны вызывать настороженность и стать поводом для обращения к неврологу. Проконсультироваться с врачом следует, если ребенок не может поднять и и не держит голову к 3-м месяцам жизни, к 6-ти месяцам не может перевернуться, не ползает и не сидит в 10 месяцев

Рефлексы новорожденных, которые должны исчезнуть, если ребенок здоров. Фото: Samuel Finlayson / Wikipedia (CC BY-SA 4.0)

А – Асимметричный шейный тонический рефлекс.

B – Хватательный рефлекс. Фото: Wikipedia (Public Domain)

C – Рефлекс опоры. Фото: daihocyduoc / YouTube

D – Рефлекс Галанта. Фото: betapicts / YouTube

Аномалии мозга, связанные с церебральным параличом, могут также способствовать другим неврологическим проблемам, в том числе:

  • Косоглазию, нарушениям зрения и слуха из-за патологии черепных нервов.
  • Ограниченным интеллектуальным возможностям.
  • Судорожным припадкам, эпилепсии.
  • Нарушениям тактильного восприятия и чувства боли. 
  • Недержанию мочи.

Далеко не все дети с ДЦП имеют нарушения интеллекта. Зачастую сложно оценить умственные способности ребенка, которому сложно говорить и выполнять даже простые действия. Но это не означает наличие интеллектуального дефицита. 

Как сохранить оптимизм и уверенность в будущем у ребенка и его родителей с дцп?

Диагноз дцп может быть тяжелым испытанием для ребенка и его родителей, но важно помнить, что существуют множество подходов, которые могут помочь сохранить оптимизм и уверенность в будущем. Во-первых, важно не переставать верить в своего ребенка

Даже при ограничениях, которые вызывает дцп, важно помнить, что у каждого ребенка есть свои таланты и качества. Чрезмерно фокусироваться на своих ожиданиях и потребностях может быть негативным. Развивайте дух сотрудничества и подойдите к воспитанию ребенка с требуемой мерой конструктивизма и позитива

Во-первых, важно не переставать верить в своего ребенка. Даже при ограничениях, которые вызывает дцп, важно помнить, что у каждого ребенка есть свои таланты и качества

Чрезмерно фокусироваться на своих ожиданиях и потребностях может быть негативным. Развивайте дух сотрудничества и подойдите к воспитанию ребенка с требуемой мерой конструктивизма и позитива.

Еще один важный подход – это поиски поддержки. Ребенку с дцп может потребоваться медицинский уход, а родителям – эмоциональная поддержка окружающих. Найдите ассоциации из общества, которые могут вам помочь. Их могут быть сообщества семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, или психологи-специалисты, работающие со смежными проблемами из общества.

Также стоит обратить внимание на важность развития психологической поддержки в семье, включая психологические консультации и советы. Это позволит справляться с физиологическими особенностями ребенка с дцп и уменьшить риски развития вторичных проблем в процессе роста и развития

С другой стороны, стоит уделить внимание вопросам, связанным с физической активностью. У детей с дцп могут возникать проблемы с физической активностью в связи со своим ограниченным состоянием

Однако существуют средства и меры предосторожности, которые могут помочь оптимизировать физическую активность ребенка. Старайтесь помогать ребенку участвовать в специальных упражнениях, которые помогают улучшить его физическое состояние и могут помочь развить ему некоторые физические способности

Со временем, эти упражнения могут помочь ребенку бороться с дцп и снизить ее влияние на его жизнь.

Наконец, помните, что оптимизм – это не только настроение, но и набор приемов и действий, которые помогают сохранить эмоциональное состояние. Развитие позитива в быту, креативный подход к жизни и поддержание здоровых отношений в семье и с окружающей средой поможет сохранить жизненный оптимизм и уверенность в будущем у ребенка с дцп.

Диагностика ДЦП

Для прогноза заболевания важен принцип: чем раньше поставлен диагноз, тем эффективнее будет лечение

Поэтому очень важно обследование ребенка еще в родильном доме. Особенно тщательно нужно наблюдать детей из групп риска:

  • недоношенные дети
  • маловесные
  • с врожденными пороками развития (даже незначительными)
  • заразившиеся инфекционным заболеванием от матери во время беременности
  • дети, чье появление на свет сопровождалось применением акушерских щипцов, вакуум-экстрактора и других приспособлений
  • находящиеся по тем или иным причинам на искусственной вентиляции легких
  • дети, получившие низкую оценку по шкале Апгар (от 0 до 5 баллов)
  • дети с тяжелой желтухой новорожденных

Врач, обследуя новорожденного, проверяет все рефлексы и тонус мышц. При подозрении на поражение мозга требуются специальные методы:

  • УЗИ головного мозга (имеет диагностическую ценность только в сочетании с жалобами и симптомами у ребенка)
  • ЭЭГ (электроэнцефалография) – при возникновении судорог
  • КТ и МРТ при необходимости. Этими методами можно обнаружить гидроцефалию, кисты, очаги кровоизлияний или опухоли в головном мозге.

В результате врач может поставить диагноз: энцефалопатия, то есть патология мозга. Именно она является предпосылкой для развития ДЦП. Но, к сожалению, термин энцефалопатия очень часто применяется необоснованно. Нельзя забывать, что у детей первых 6 месяцев жизни возможна повышенная возбудимость, легкий тремор подбородка и ручек, повышенный тонус конечностей. Все это является индивидуальной особенностью, не требует лечения и проходит с появлением у малыша ползанья и ходьбы

Поэтому важно найти квалифицированного педиатра, способного отличить физиологический тонус мышц от первых признаков детского церебрального паралича

Варианты диагностики

На данный момент врачи не знают таких клинических методик, которые смогли выявить наличие паралича. Однако, при возникновении вышеописываемых жалоб, родителям потребуется посетить кабинет невролога для проведения общего осмотра. Помимо этого для проверки малышей применяются таких варианты диагностики как:

  • Электромиографическое и электронейрографическое обследование.
  • Анализ вызванных потенциалов.
  • Транскраниальная магнитная оценка.
  • Нейросонография.
  • МР-сканирование.
  • Генетические и биохимические тестирования.
  • Консультация у специалиста в сфере офтальмологии, отоларингологии, эпилептологии, а также у врача-ортопеда, логопеда и психиатрического направления.

Что могут сделать родители

Распознать ДЦП на первом году жизни нелегко, поскольку его симптомы часто становятся очевидны позже. Однако своевременно поставить диагноз — значит вовремя начать лечение и значительно облегчить дальнейшую жизнь больного малыша.

Если ваша беременность протекала неблагополучно, если вы знаете, что ваш ребенок перенес осложнения во время родов или в первые дни жизни, очень важно регулярно показывать его педиатру и невропатологу. Если что-то настораживает вас и врачей, осмотры могут проводиться ежемесячно, чтобы создавалась цельная картина его развития. Часто бывает так, что именно родители, на глазах которых проходит жизнь малыша, подвигают участкового педиатра на более тщательное наблюдение

Часто бывает так, что именно родители, на глазах которых проходит жизнь малыша, подвигают участкового педиатра на более тщательное наблюдение.

Инна Д.:Многие мамы детей с ДЦП, попав в такую беду, замыкаются в своей раковине, начинают комплексовать. А ведь нужно, наоборот, идти к людям. Я этого вначале не понимала. Пока моему сыну не исполнилось 2 года, я ни с кем из других мамочек не гуляла, все время была одна. А потом во мне что-то перегорело, отношение к себе и собственной жизни изменилось. Теперь я выхожу во двор, вокруг моего ребенка играют здоровые дети, которые поначалу несколько сторонились его. А теперь ему рады, с ним обходятся совершенно нормально, хотя он и отличается от них. А он видит других детей и хочет все делать так же, как и они, тянется за ними. Если же начинаешь стыдиться себя и своего ребенка — к тебе и окружающие будут относиться соответствующим образом. Нужно научиться с этим жить и быть счастливым.

Наташа Е.:Я отношусь к своему ребенку так, как будто он здоров. Может, со стороны это и чудно кажется, но я стараюсь не зацикливаться на здоровье своего сына. Я пытаюсь проводить с ним столько времени, чтобы, с одной стороны, дать ему все от меня зависящее, а с другой стороны, чтобы не чувствовать себя оторванной от жизни. Мы много времени уделяем занятиям в различных центрах по реабилитации детей, в которых разные методики дополняют друг друга. В то же время, хоть мой сын и домашний, а не детсадовский ребенок, я нашла возможность два раза в неделю ходить на работу. Это нужно именно мне, ведь по характеру я непоседа. Я не представляю себя все время сидящей дома. И я сейчас по-своему счастлива. Другой жизни для себя я не представляю. Сложись все иначе — что ж, наша с сыном жизнь была бы другой, но как сложилось, так и сложилось. Мы часто шутим, что, когда в магазине выдавали детей, мне достался самый лучший…

Конечно же, родители самостоятельно не смогут поставить диагноз. Тем не менее напомним о некоторых симптомах, которые могут свидетельствовать о неполадках в работе центральной нервной системы ребенка:

  • Существует определенная последовательность появления у грудных детей двигательных навыков. Так, например, к месяцу-полутора в положении лежа на животе ребенок должен устойчиво держать поднятой голову. Задержка в появлении двигательных навыков у ребенка и значительное отставание речевого развития являются серьезным поводом для беспокойства. Всем родителям можно порекомендовать вести дневник развития своего ребенка, в котором будут отмечаться главные достижения малыша (первая улыбка, держание головы, переворачивание, гуление, первый зуб и пр.).
  • Есть группа безусловных рефлексов, которые проявляются у ребенка после рождения, а затем постепенно угасают. Их так и называют — рефлексы новорожденных. Например, ладонно-ротовой рефлекс (при надавливании на ладошки новорожденного тот открывает рот) или рефлекс автоматической ходьбы (малыша, опирающегося на ножки, немного наклоняют вперед, и он делает шаговые движения). Как правило, эти рефлексы исчезают в 1 -2 месяца. Если они остаются до 4-6 месяцев, то следует подумать о нарушении работы центральной нервной системы.
  • Отсутствие интереса к игрушкам (обычно ребенок начинает тянуться к ним примерно с 4 месяцев).
  • Глазодвигательные нарушения, например выраженное косоглазие.
  • Ребенок на какое-то время замирает в какой-либо позе или совершает непроизвольные движения, кивки головой.
  • Ребенок не проявляет интереса к контакту с матерью, как результат этого — ранний отказ от кормления грудью.

Обнаружив эти симптомы, обязательно сообщите о них врачу.

Диагностика моторного развития у детей до 1 года

Раннее установление диагноза ДЦП очень важно для эффективного последующего лечения ребенка. К сожалению, ранней диагностике не всегда придается должное значение

Установлено, что при исследовании психомоторного развития уже к 6 мес. жизни ребенка можно получить высокоинформативные прогностические данные. Изменение тонуса мышц, состояние постуральных рефлексов, задержка развития движений, атипичные движения можно рассматривать как показатели формирования ДЦП.
Рассмотрим,  как проводится клиническая оценка моторных функций у детей до года.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца:

  • ребенок держит голову прямо, когда лежит на спине, и может фокусироваться и отслеживать объекты;
    дети касаются своего живота, когда лежат на спине, подносят руки ко рту и исследуют свое тело;
  • они практически способны держать голову прямо и удерживать ее ровно, когда ему  помогают принять сидячее положение;
  • младенцы имеют достаточную силу верхней части тела, чтобы поддерживать голову и грудь руками, лежа на животе, и достаточную силу нижней части тела, чтобы вытягивать ноги и пинаться.
  • появляются первые признаки зрительно-моторной координации: руки ребенка могут открываться и закрываться, собираться вместе, ударять по разноцветным подвесным игрушкам, ненадолго хватать игрушку.

Двигательные навыки ребенка в 6 месяцев:

  • В этом возрасте ребенок может перевернуться со спины на живот;
  • Малыши могут сидеть самостоятельно, используя руки, чтобы поддержать себя, и могут сидеть в течение нескольких минут без какой либо поддержки;
  • Когда они лежат, и вы протягиваете руки, они могут перейти в сидячее положение;
  • Могут контролировать движение головы в любом положении;
  • Могут поворачиваться вправо и влево, когда лежат на животе;
  • Ребенок может подняться на руки и колени (поза ползанья) и раскачиваться вперед и назад;
  • Могут отталкиваться на животе, пытаясь ползти вперед.

Двигательные навыки ребенка в 1 год:

  • ребенок использует свой указательный палец, чтобы указывать, толкать, касаться и исследовать;
  • дети могут брать все меньшие и меньшие предметы, используя указательный и большой пальцы как щипцы, сначала опираясь предплечьем на стол, а затем без него;
  • они могут держать ложку и размешивать ею миску, но с трудом подносят ее ко рту;
  • они могут складывать большие предметы;
  • они могут намеренно отпустить предмет, чтобы отдать его тому, кто об этом просит.
  • они могут класть предметы на стол.
  • когда вы хлопаете в ладоши, они имитируют этот жест.
  • они могут рисовать на бумаге после того, как им покажут, как это сделать.

Задержка моторного развития может быть первым признаком  ДЦП. Существуют несколько клинических признаков, при наличии которых необходимо оперативно обратиться к врачу для диагностического обследования по поводу  детского церебрального паралича.

К ним относятся:

  • стойкое отставание головы после 4-месячного возраста;
  • ребенок держит руки в кулаках сжатыми после 4-х месяцев;
  • наблюдается стойкая асимметрия осанки и движений после 4-х месяцев;
  • общая скованность или скованность в ногах в возрасте от 6 до 12 месяцев (например, невозможность поднести пальцев  ног ко рту при смене подгузника);
  • ребенок не может сидеть без поддержки старше  9 месяцев;
  • предпочитает использовать руки до 12 месяцевне ходит к 18 месяцам;
  • наблюдается также стойкое сохранение рефлекса Моро (испуга)  старше 6 месяцев;
  • постоянная ходьба на носочках или асимметричная ходьба после 12 месяцев.

Также необходимо учитывать, что проблемы с уходом за малышом, такие как серьезные трудности с кормлением, изменение поведения, в том числе постоянная раздражительность или нарушенный режим сна, сигнализируют о возможных проблемах развития, включая церебральный паралич, но могут иметь и другие сопутствующие факторы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий