Гиперактивный ребенок — что делать, как понять

Проблемы, которые сопровождают СДВГ ​

Сложности в обучении 

Основная и самая очевидная проблема, с которой сталкивается ребёнок с СДВГ — это сложность в обучении. Школьник может забывать записывать задание, невнимательно слушает учителя, отвлекается, из-за этого может не успеть написать контрольную работу и так далее. Всё это сказывается на успеваемости, на качестве усвоения материала и на отношениях с учителем.

Конфликты с братьями и сёстрами 

Дети с СДВГ чаще конфликтуют с родными братьями и сёстрами , а отношения в семье становятся менее тёплыми и дружескими. Это вызвано в некоторой степени импульсивностью и неспособностью контролировать свои поступки.

Проблемы со сном 

Некачественный сон может быть как отдельным симптомом СДВГ, так и усугублять проявления этого синдрома . Например, школьник, который мало и плохо спит, может быть ещё более беспокойным, чем школьник с СДВГ, который имеет качественный сон.

Расстройства или заболевания 

До 87 % детей с СДВГ имеют как минимум одно сопутствующее расстройство психики, до 20 % детей — три или более: тревожность, депрессия, аутизм, навязчивые действия, тики и так далее.

СДВГ сам по себе, так и в сочетании с некачественным сном, может способствовать развитию тревожных и депрессивных расстройств .

Гнев и детская агрессия 

Наличие у школьника СДВГ и хотя бы одного сопутствующего расстройства делает ребёнка более гневливым, вспыльчивым , что связано с повышенной эмоциональностью и проблемами с саморегуляцией эмоций .

Курение, алкоголизм, употребление наркотиков 

Импульсивность увеличивает риск развития вредных привычек: курения и употребления запрещённых веществ у подростков. Диагностированный СДВГ в возрасте 11-14 лет значительно повышает риск возникновения зависимости к 18 годам.

Симптомокомплекс СДВГ

Симптомокомплекс СДВГ включает невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. Также могут наблюдаться расстройства тревожного спектра.

Нарушения внимания

Дети с дефицитом внимания способны сохранять концентрацию не более нескольких минут. Эта проблема сильно влияет на школьную успеваемость. Ребенок не может выполнить задание до конца, быстро переключается на сторонние раздражители. Из-за выраженной отвлекаемости он не может дослушать учителя до конца, упускает важные детали при обучении.

Также дети с СДВГ склонны к забывчивости: они часто теряют школьные принадлежности и учебники, а на рабочем месте у них царит беспорядок.

Гиперактивность (избыточная двигательная активность)

Дети с СДВГ — это бесконечный двигатель. Они не способны длительно находиться в состоянии покоя и пребывают в постоянном движении. Такое поведение проявляется вне зависимости от обстановки: даже в самом спокойном коллективе такой ребенок будет постоянно стремиться к бесцельным движениям. Если дефицит внимания становится заметен в школьном возрасте, то гиперактивность — наиболее раннее проявление СДВГ. Родители начинают отмечать повышенную активность своего ребенка уже на первом-втором году жизни.

Гиперактивность проявляется не только в активных движениях (постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле), но и деструктивным поведением в коллективе. Ребенок с СДВГ может отвлекать одноклассников от учебы, мешать проведению уроков и т. д.

Несмотря на достаточно яркие проявления, диагностировать гиперактивность сложно. Во время визита к врачу ребенок испытывает волнение в неизвестной обстановке. Это тормозит проявления гиперактивности на приеме у специалиста. Чрезмерная подвижность более выражена у мальчиков. Поэтому маловыраженные симптомы у девочек могут затруднять постановку диагноза.

Импульсивность (недостаток контроля поведения)

Ребенок не ждет от окружающих инструкций и быстро реагирует на ситуацию. Это связано с особенностями функционирования головного мозга, а не проблемами в воспитании. Например, он стремится максимально быстро выполнить задание учителя, но не может адекватно оценить его требования. Импульсивность детей с СДВГ дополняется небрежностью, невнимательностью и легкомыслием.

Дополнительная симптоматика

На этом проявления СДВГ у человека не заканчиваются. Этот симптомокомплекс может быть дополнен рядом неврологических и поведенческих расстройств:

  • легкие неврологические нарушения. У ребенка могут диагностироваться тремор, гиперкинезы, повышение сухожильных рефлексов и нарушения координации движений. Они могут быть объективно выявлены во время неврологического приема;
  • эмоциональная лабильность. У ребенка наблюдается частая смена настроения, повышенная тревожность и раздражительность. Маленькие дети испытывают беспокойство, становятся плаксивыми. Родители видят, что их ребенок более эмоционален в сравнении со сверстниками;
  • нарушения восприятия. Чаще всего поражается зрительный анализатор (ребенок не может обвести контуры простых рисунков). Но также может нарушаться ориентация в пространстве, он может неправильно читать буквы, воспринимать звуки на слух и т. д.;
  • невротические привычки. У ребенка появляются симптомы, свидетельствующие о внутреннем напряжении. Он может грызть ноги, сосать большой палец, постоянно сжимать пальцы и т. д.;
  • нарушения сна. Пожалуй, этот симптом родители могут заметить с самого рождения. У ребенка с самых первых дней нарушены естественные биоритмы: сон днем и бодрствование ночью. У подростков сопровождается поздним засыпанием и тяжелым утренним пробуждением;
  • повышенная психическая утомляемость. Ребенок быстро устает даже от незначительных нагрузок, могут появляться головные боли;
  • тики и заикание. Это не обязательные симптомы СДВГ, но они также могут наблюдаться у детей и становиться поводом для обращения к специалисту.

Вот и вырос я большой: 5 — 6 лет

Признаки СДВГ становятся особенно заметны с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому интеллектуальные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью и вспыльчивостью и часто сочетаются с тиками, головными болями, а порой и страхами.

Тики

Тики являются частыми спутниками многих расстройств, в том числе и СДВГ. Что такое тики? Тики — это непроизвольные, часто повторяющиеся подергивания мышц лица (мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивания губ, щеки и т. д.), артикуляционных и дыхательных мышц (звуки типа «кх», поперхивания, покашливания, попискивания, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь и т. д). К ним относятся непроизвольные сокращения других мышц — чаще шеи и туловища, более выраженные по амплитуде, и менее частые — вроде трясения головой, вздрагивания телом, подергивания конечностей и т. д.

Одними из частых являются мигательные тики — это частые, слабые или сильные зажмуривания глаз, при которых родители начинают искать глазные заболевания. Голосовые тики чаще выражаются нечленораздельными звуками — уканьем, хмыканьем, хрюканьем и т. п. По наблюдениям специалистов, самым ранним вокальным нарушением является откашливание.

В дальнейшем появляются сложные повторяющиеся действия: ребенок постоянно поправляет челку, вытирает ладонью нос, дует на руки. Они могут сочетаться с постукиванием по предмету, поколачиванием по своему телу, хлопками в ладоши, наклонами, подпрыгиванием. Каждое из этих действий может существовать самостоятельно или сочетаться с другими. Все случаи тиков нуждаются в исследовании специалистов и назначении лечения.

Признаки СДВГ у детей

Как можно заподозрить СДВГ у своего ребенка?

Ребенок легко отвлекается. Многие родители жалуются на то, что малыш практически никогда не заканчивает начатое дело и быстро переключается на что-то другое.

Снижена концентрация внимания. Ребенок может по несколько раз перечитывать две строки в книге, но суть понять ему будет очень сложно.

Импульсивность. Детям с СДВГ тяжело контролировать свое поведение и эмоции, нарушение правил и запретов — частая ситуация. Практически всегда для детей с СДВГ свойственны перепады настроения.

Трудно выполнять инструкции, особенно состоящие из нескольких задач. Ребенок быстро забывает, о чем его попросили.

Чрезмерная двигательная активность. Движения, как правило, хаотичные, резкие, бесцельные

Ребенку трудно усидеть на одном месте как дома, так и на занятиях в школе или детском саду.

Иногда это, напротив, очень спокойные дети, однако их внимание трудно сконцентрировать на чем-то. Про таких ребят говорят «витает в облаках».

Безусловно, тот или иной признак можно найти практически у каждого ребенка. Но при данном расстройстве у детей наблюдается их комбинация, наличие сразу нескольких признаков. Также важным критерием является возраст: диагноз СДВГ можно поставить только после 5–7 лет

До этого момента в силу незрелости нервной системы (и конкретно префронтальной коры головного мозга, которая отвечает за самоконтроль, внимание и мотивацию) практически все дети в той или иной мере имеют данные признаки

Помимо этого, существуют диагностические критерии DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition), на которые должны ориентироваться врачи при постановке диагноза.

Диагностические симптомы

Выделяют несколько признаков, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей. Их можно сгруппировать по следующим направлениям, имеющим ряд поведенческих характеристик: гиперактивность, импульсивность и невнимательность.

Гиперактивность

  1. Частые беспокойные движения в кистях и стопах, даже сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.
  3. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
  5. Часто бывает болтливым.

Импульсивность

  1. Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
  5. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
  6. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  7. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.
  8. Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.

Невнимательность

Не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением домашней работы, уроков или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (школьные принадлежности, игрушки, книги, карандаши).
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Часто переходит от одного незавершенного действия к другому. Наличие шести или более из перечисленных признаков, которые сохраняются у ребенка на протяжении последних шести месяцев и заметно выражены, являются основанием для предположения наличия у ребенка СДВГ

Наличие шести или более из перечисленных признаков, которые сохраняются у ребенка на протяжении последних шести месяцев и заметно выражены, являются основанием для предположения наличия у ребенка СДВГ.

СДВГ, к счастью, не всегда пожизненный диагноз. При грамотном подходе к воспитанию и организации режима немалая часть гиперактивных детей «перерастает» проявления гиперактивности уже к подростковому возрасту.

Важно, чтобы родители адекватно и серьезно воспринимали беды своего ребенка, любили его и ценили его здоровье, искренне желали помочь ребенку, были готовы встать на его место и посмотреть на себя его глазами, контролировали свои чувства и эмоции, были терпеливыми и последовательными, верили в успех своих детей. Как предупредить рождение ребенка с СДВГ? Что делать, если в семье гиперактивный ребенок? Как же вести себя с таким ребенком? Чем может помочь его семья? Обязательно ли использовать медикаменты для лечения гиперактивности? Это те вопросы, перед решением которых стоят родители гиперактивных детей и на которые мы ответим в других выпусках журнала

Как предупредить рождение ребенка с СДВГ? Что делать, если в семье гиперактивный ребенок? Как же вести себя с таким ребенком? Чем может помочь его семья? Обязательно ли использовать медикаменты для лечения гиперактивности? Это те вопросы, перед решением которых стоят родители гиперактивных детей и на которые мы ответим в других выпусках журнала.

Лечение синдрома гиперактивности

Как мы видим, воспитание ребенка с гиперактивностью очень трудоемкий и сложный процесс. Именно поэтому многие родители не хотят заниматься им самостоятельно и ведут ребенка к врачу.

В случае далеко зашедшей болезни следует порекомендовать перевести ребенка школьного возраста, страдающего СДВГ в специализированную школу, в которой на месте определят в классе с каким уклоном необходимо учиться дальше пациенту. Возможно, понадобится коррекция развития навыков. Если школьник отстал в учебе, то его направят в класс догоняющих детей. 

Медикаментозное лечение гиперкинетического расстройства

При правильном подборе препарата оказывает весьма существенное положительное влияние. Эффективность его достигает 80%. Лечиться следует годами, возможно лекарственная коррекция потребуется и в более позднем возрасте.

Медикаментозное лечение состоит из применения успокаивающих (седативных) средств, препаратов стимулирующих психическое развитие, воздействующих на улучшение обменных процессов в мозге. С этими задачами хорошо справляются транквилизаторы, снотворные лекарства, психостимуляторы и ноотропы. В некоторых случаях применяются антидепрессанты и нейролептики.

Однако не следует придавать медикаментозному лечению чрезмерное значение, так как оно носит лишь симптоматический характер и не устраняет главной причины заболевания. Также, оно никогда не заменит главное – любовь к своему ребенку. Именно она может излечить малыша и в будущем дать ему возможность полноценной жизни.

О гиперактивности детей рассказывает педиатр, доктор Комаровский:

Лотин Александр, медицинский обозреватель, врач-рентгенолог, нарколог

 25,660 total views,  6 views today

Диагностика синдрома дефицита внимания: главные трудности

Диагностика синдрома дефицита внимания часто проводится в возрасте 5-6 лет. Но иногда тревожные признаки появляются уже на первом году жизни. Чем раньше будут диагностированы симптомы, тем более эффективным становится лечение.

Диагностические критерии DSM-5

Критерии DSM-5 используется для установления трех типов основных расстройств и двух дополнительных:

  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
  • расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: смешанный тип;
  • другое уточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности;
  • неуточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности.

Для того чтобы установить диагноз СДВГ у детей до 16 лет, необходимо наличие 6 соответствующих симптомов. У подростков после 16 лет и взрослых достаточно 5 симптомов.

СДВГ с преобладанием дефицита внимания устанавливается при наличии следующих симптомов и характеристик:

не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки (во время учебы, работы);
не может удерживать внимание на играх, задачах;
кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
не выполняет инструкции и не может своевременно выполнять задачи из-за постоянного отвлечения;
испытывает проблемы с распорядком дня;
избегает или неохотно выполняет задачи, которые требуют усидчивости и продолжительных умственных усилий;
часто теряет свои вещи;
легко отвлекается;
забывчив в повседневной деятельности.

СДВГ с преобладанием гиперактивности у ребенка устанавливается на основании следующих характеристик:

  • постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле;
  • уходит с рабочего места (урока), когда это неуместно;
  • не может спокойно играть или работать;
  • активно двигается в неуместных ситуациях;
  • при общении часто перебивает других, не может дождаться своей очереди говорить;
  • очень много говорит, речь торопливая.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей может быть выставлен лишь в том случае, если симптомы регулярно присутствуют на протяжении 6 месяцев. Также для постановки диагноза требуется соблюдение следующих условий:

  • симптомы дефицита внимания и/или гиперактивности впервые появились в возрасте до 12 лет;
  • несколько симптомов присутствуют не менее чем в 2 разных условиях (в школе, дома, во время общения с друзьями);
  • симптомы СДВГ мешают учебе, работе или повседневной жизни;
  • симптомы заболевания не объясняются другими психическими и неврологическими расстройствами.

Диагноз СДВГ чаще всего выставляется врачом-неврологом.

Опрос и осмотр

В первую очередь врач-невролог проводит опрос родителей. При подозрении на диагноз СДВГ специалист уточняет особенности внутриутробного развития плода. Кроме того, врач выясняет:

  • когда начались первые проявления заболевания;
  • какие симптомы появились у ребенка;
  • как развивались симптомы заболевания.

Во время опроса врач наблюдает за поведением ребенка: оценивается перемена настроения, двигательной активности в ходе беседы, при осмотре и в момент тестирования. Далее определяется неврологический статус пациента:

  • особенности поведения ребенка, внешний вид;
  • оценка состояния черепно-мозговых нервов;
  • оценка двигательной активности.

Данные анамнеза

Для постановки диагноза СДВГ большое значение имеют данные анамнеза:

  • токсикозы у матери во время беременности;
  • риск прерывания беременности;
  • хронические инфекционные и неинфекционные заболевания у матери;
  • резус-конфликт матери и плода;
  • патологические роды и родовые травмы;
  • фебрильные судороги;
  • менингеальные симптомы при гипертермии (высокой температуре);
  • наркозы во время беременности матери и в первые годы жизни ребенка.

Объективные методы обследования

В качестве объективных методов исследования используются:

  • электроэнцефалография;
  • ЭХО-ЭГ;
  • нейросонография;
  • компьютерная томография;
  • допплерография.

Перечень исследований может быть дополнен в зависимости от клинической симптоматики. Для точной верификации диагноза к консультации могут привлекаться: невролог, нейрохирург и психотерапевт.

Нейропсихологическое исследование

Исследуется уровень стресса, при помощи специальных методик определяется уровень эмоционально-социальной поддержки. Для наиболее точной оценки состояния ребенка может потребоваться консультация клинического психолога.

Психологический анализ

Большое внимание в формировании СДВГ играет психологическая обстановка. У детей, находящихся в конфликтной атмосфере, заболевание формируется значительно чаще

Почему дети бывают гиперактивными

Если ваш ребенок представляет собой сгусток энергии и заставить его сидеть на месте вам не представляется возможным, значит, вероятнее всего, у него имеется синдром недостатка внимания и гиперактивности.

С одной стороны, это не так уж и плохо, психологи утверждают, что гораздо страшнее, когда ребенок совершенно не проявляет активности и его обычное состояние – спокойствие. Например, практически все дошкольники в детском саду и на игровой площадке ведут себя резво и бойко. Однако, если гиперактивность вашего малыша вызывает некоторые проблемы в школе, мешает ему учиться, строить отношения со сверстниками, то возникает необходимость посетить педиатра и невропатолорга.

Синдром гиперактивности у детей является одним из самых распространенных заболеваний мозга и может продолжаться в подростковом и взрослом возрасте.

Причиной того, что у ребенка проявляется гиперактивность, может стать нездоровый образ жизни матери во время беременности (табак, алкоголь, наркотики), ее нестабильное эмоциональное состояние, чрезмерные переживания в этот период.

Также повышенное содержание сахара в крови матери имеет негативное влияние на формирование синдрома гиперактивности у ребенка.

В группу риска попадают дети, в роду которых уже встречались случаи гиперактивности или других нарушений психического здоровья. Экологический фактор также имеет свое влияние на формирование нервной системы малыша: токсические вещества вредны как ребенку в период внутриутробного развития, так и после рождения. Кроме того, преждевременные роды тоже негативно сказываются на состоянии крохи, когда его нервная система еще далека от совершенства и продолжает претерпевать изменения.

Подведем итог. К причинам развития синдрома гиперактивности у детей относят:

  • вредные привычки беременной женщины;
  • чрезмерное потребление сладостей и повышенный уровень глюкозы в крови;
  • токсины и токсические вещества (экологический фактор);
  • генетическая предрасположенность;
  • преждевременные роды, незрелый плод.

Исследования мозга показали, что при синдроме гиперактивности в детском возрасте мозг созревает по обычной модели, но с задержкой, в среднем, около 3 лет. Задержка развития наиболее ярко проявляется в участках головного мозга, участвующих в процессах мышления, внимания и планирования.

Более поздние исследования показали, что внешний слой мозга имеет замедленное созревание в целом. А его структура, отвечающая правильный обмен данными между двумя половинами мозга показывает аномальный характер роста. Эти задержки и нарушения могут лежать в основе развития синдрома гиперактивности у детей.

Советы родителям детей с СДВГ

Когда специалисты провели комплексную диагностику и поставили диагноз СДВГ, то подростку требуется медико-психологическая помощь. Родителям в обязательном порядке необходимо провести лечение ребенка. Кроме медикаментозной терапии подросток должен получить психолого-педагогическую помощь. Также нужно позаботиться о записи ребенка на психокорректирующие занятия.

Специалисты также советуют родителям:

  • Больше уделять внимания подростку, показывать ему свою любовь;
  • Посетить школу, поговорить с администрацией по поводу дальнейшей учебы;
  • Предложить ребенку занятия спортом в секции, помощь в выполнении домашних заданий;
  • Пересмотреть режим дня подростка;
  • Составлять перечень дел, которые ребенок должен делать ежедневно;
  • Отказаться от авторитаризма в воспитании школьника.

Специальные диеты способствуют снижению частоты эмоциональных вспышек. В рационе подростка должны преобладать белки, сложные углеводы. Стоит исключить употребление ребенком искусственные и химические продукты.

Родителям нужно развивать у подростка навыки самоконтроля. Научившись сдерживать свои эмоции, ребенок успешнее социализируется. Также нельзя усугублять проблему строгими наказаниями, постоянными упреками. Главная задача родителей – помочь ребенку справиться с заболеванием.

Неправильно думать, что патология пройдет с возрастом. Ее необходимо обязательно лечить. В противном случае болезнь негативно скажется на социализации ребенка. Но самостоятельная терапия здесь противопоказана. Лекарства должен назначать только врач.

Советы психологов

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Обучение

Учеба вызывает увеличение интеллектуальной нагрузки на ребенка: требуется концентрация внимания, умение добиваться результата. Именно в этих условиях гиперактивность проявляется очень ярко.

При обучении педагог должен иметь представление об особенностях поведения таких детей. Необходима индивидуальная работа. Следует игнорировать некоторые поступки, минимизировать отвлекающие факторы, в случае затруднения быстро оказывать помощь.

Надо давать ребенку только посильные задания, которые нужно тщательно разъяснять отдельно. Нужно использовать возможности двигательной «разрядки» (физкультуры, ручного труда). Рекомендовано всегда работать в контакте с родителями ребенка, поощрять любые успехи.

Гиперактивный ребенок — это реальность, которую нужно учитывать и родителям, и воспитателям. Главный метод обращения с ними – принять такими, какие они есть, относиться к ним с любовью, учитывать особенности.

Проявления заболевания

Как распознать недуг на самой ранней стадии его развития?

У малолетних детей признаки до года жизни проявляются в слишком бурной реакции на свет, звук, игрушки, родных и незнакомых людей

Малыш очень активно ведет себя в колыбели, он беспокойный, плохо спит, часто плачет, яркие игрушки увлекают его внимание совсем ненадолго

Гиперактивный ребенок признаки в 2 года имеет следующие:

• забывчивость; • рассеянность внимания; • непослушание старшим; • трудность в освоении речи; • постоянная болтливость; • капризность; • большое число движений; • моторная неловкость.

В возрасте 2-3 года гиперактивного ребенка очень тяжело чем-либо заинтересовать. Он не может играть в детские игры (постоянно отвлекается), часто плачет, непоседлив, с ним тяжело учить стишки, он не слушает мамины песни, шумит, «не принимает» замечаний в свой адрес.

Гиперактивность у дошкольника 3-6 лет может заметить воспитатель в детском саду. Педагог не может его занять делом, реакция на указания старших слишком импульсивна, ребенок не может спать в сон-час, не вникает в учебный процесс, на занятиях увлечен своими делами, он живет «в своем, им же придуманном мирке». В этом же возрасте проявляются первые эгоистичные черты, ребенок пытается доминировать над сверстниками в играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает, вмешивается во взрослые разговоры, бурно выражает свои эмоции в самой неподходящей обстановке, игнорирует и не воспринимает критику.

Профилактическая и коррекционная работа с гиперактивными детьми в детском саду проводится специалистами-психологами. Родителям рекомендуется прислушиваться к их советам и при необходимости посетить врача-невропатолога для консультации.

У школьников гиперактивность и СДВГ «расцветают». Строгий школьный регламент поведения и требований к ученикам – это настоящее испытание для детей и подростков, их нервная система не справляется с психическими и физическими перегрузками.

В этот период преобладают симптомы:

• Отсутствие концентрации внимания; • Неспособность сидеть на уроке (ребенок может спокойно сидеть за партой не более 15 минут); • Нервный тик; • Заниженная самооценка; • Трудность в усваиваемости учебного материала; • Развитие всевозможных фобий; • Частая потеря личных вещей.

Гиперактивный ребенок часто обладает высоким интеллектом, но низкая концентрация внимания не позволяет им воспользоваться в полной мере

Повышенная эмоциональная возбудимость не позволяет школьнику полноценно общаться с одноклассниками: он пытается обратить на себя внимание, дразнит, дерется, не осознавая последствий подобного поведения.. У гиперактивных детей практически отсутствует чувство страха: они прыгают с любой высоты, могут выскочить на дорогу прямо перед несущимся автомобилем, не умея плавать, могут прыгнуть в воду на глубину

У гиперактивных детей практически отсутствует чувство страха: они прыгают с любой высоты, могут выскочить на дорогу прямо перед несущимся автомобилем, не умея плавать, могут прыгнуть в воду на глубину.

Гиперактивные подростки не хотят посещать школу, выполнять контрольные работы и домашние задания. Часто они бросают обучение до получения среднего образования.

Лечение гиперактивного малыша – нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка – она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: зачем делается электроэнцефалограмма головного мозга для детей?). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если у ребенка в 5 лет истерики?

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как воспитывать “непоседу”?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: как можно приучить ребенка к порядку: советы психолога).
  6. Воспитывать малыша – значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии – это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: игры для гиперактивных детей


ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как и чем можно заниматься с ребенком в 6 месяцев?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий