Влияние классической музыки на развитие детей

Немного о музыкальной терапии

Музыка способна благоприятно влиять на организм, оказывая и психологическое, и физиологическое воздействие. Физиологическое воздействие основано на способности мускулатуры и нервной системы усваивать ритм. Музыка выступает ритмическим раздражителем и стимулирует физиологические процессы. Через слуховой анализатор она поступает в кору головного мозга, откуда распространяется на подкорные центры, спинной мозг, вегетативную систему и внутренние органы. В качестве раздражителя музыка способна воздействовать на частоту дыхательных движений и пульса в зависимости от тембра, силы и высоты звука. Каждый элемент музыки влияет непосредственно на разную систему организма.

  • Ритм музыки нормализует биологические ритмы, благодаря чему способствует хорошему самочувствию, гармонии. Когда ритм музыки реже ритма пульса – мелодия расслабляет и успокаивает, в обратном случае музыка производит возбуждающий эффект, может вызывать отрицательные эмоции.
  • Минорная тональность может вызвать подавляющее и депрессивное состояние, мажорная наоборот – поднять настроение, повысить артериальное давление, тонус мышц.
  • Высокочастотные звуки отрицательно воздействуют на познавательные процессы, поскольку вызывают резонанс в мозге. Если длительно слушать музыку с частотой 3000-8000 герц, возможно полное истощение организма. Звуки среднего диапазона стимулируют эмоциональное состояние, дыхание и сердечную деятельность. Низкочастотные звуки (125-750 герц) вызывают напряжение, спазмы мышц, не позволяют сконцентрироваться.
  • Дисгармоничное сочетание звуков, именуемое диссонанс, раздражает и возбуждает, а вот гармоничные сочетания (консонансы) – успокаивают.

Музыкотерапия является одним из направлений современной психологии. Музыку используют для коррекции поведения, эмоционального состояния, при различных проблемах психологического характера. Музыка в качестве инструмента оказывающего благоприятное воздействие на организм человека способна гармонизировать состояние ребенка: скорректировать отклонения в психоэмоциональном состоянии и личностном развитии, снять напряжение, утомление. Правильно подобранная музыка помогает скорректировать множество проблем.

  • Для уменьшения неуверенности и тревоги включайте ребенку мажорные мелодии, в темпе ниже среднего: «Мазурка» Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
  • Гиперактивным и детям с нервным возбуждением поможет тихая спокойная музыка: «Симфония ля-минор» и «Лунная соната» Бетховена, «Кантата 2» Баха.
  • Расслабляют звуки фортепиано, скрипки и флейты, вальсы в ритме три четверти, звуки природы: Вивальди, «Колыбельная» Брамса, вторая часть «Симфонии 6» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта, «Свет луны» Дебюсси.
  • Непослушным и агрессивным детям нужно слушать «Симфонию» Гайдна, «Итальянский концерт» Баха.

Как слушать для лучшего эффекта:

  • Включайте музыку на 15-30 минут, лучше всего перед сном или после пробуждения;
  • При прослушивании ребенок не должен быть занят серьезными делами, пусть просто слушает или занимается чем-то приятным.

Как правильно слушать музыку вместе с новорожденным?

Чтобы прослушивание музыкальных произведений приносило исключительно пользу, соблюдайте несколько важных правил.

Ребенок должен находиться на определенном расстоянии от источника звучания (магнитофона или компьютера) – не менее одного метра.

Громкость музыки должна примерно соответствовать громкости обычной разговорной речи.

Специалисты рекомендуют включать классические музыкальные композиции для младенцев один-два раза в день по 15-30 минут. Однако, в первую очередь, следует ориентироваться на своего малыша.

Внимательно отслеживайте поведение ребенка. Если видите, что мелодия начинает его раздражать или утомлять, меняйте композицию на другое произведение или вообще прекращайте сеанс прослушивания.

Перед сном включайте только тихие спокойные мелодии, а еще лучше пойте грудничку колыбельные.

Итак, музыка оказывает огромное влияние на развитие детей. Это подтверждает и японский ученый Масару Ибука, автор новаторской методики воспитания и обучения малышей раннего возраста. В своем широко известном педагогическом труде «После трех уже поздно» он приводит любопытный факт: младенцы, которые слушали музыку, развивались быстрее, чем их сверстники.

И напоследок, музыкальные произведения для новорожденных и младенцев должны быть разнообразными. Пусть в вашем доме звучит классика, джаз, эстрадные и народные композиции. Разнообразие мелодий поможет всестороннему развитию вашего ребенка.

Как слушать классическую музыку с детьми?

Для развития ребенка, несомненно, классическая музыка предпочтительнее незамысловатых попсовых мелодий.

Конечно, простые детские песни вызовут у малыша радость и восторг. Маленькие дети, которые даже не знают, что такое танец, услышав любую заводную мелодию, на интуитивном уровне начинают хлопать, топать ножкой или приплясывать. Музыка подталкивает деток к выражению своих эмоций.

Классическая же музыка успокаивает и вдохновляет. Однако и её слушать нужно в умеренных количествах. В погоне за ранним развитием ребенка, не стоит утомлять его круглосуточным прослушивание всевозможных мелодий и обучающих материалов.

Для грудничков достаточно 1-2 мелодий в день, далее время прослушивания классической музыки постепенно увеличивается.

В нашем сборнике классической музыки для детей представлены по-настоящему золотые мелодии, написанные самыми талантливыми композиторами в истории. Дайте своему ребенку шанс осознать величие и глубину классической музыки, прежде чем начинать слушать с ним детские песенки.

Классическая музыка для детей

Классика влияет не только на внутренний настрой и вкус юного слушателя. Ученые зафиксировали, что определенная музыка активизирует у малышей кору головного мозга и усиливает их умственные способности. В. А. Моцарт и его произведения помогут родителям развивать детский интеллект, используя дополнительные стимулирующие средства. Разнообразные композиции погрузят ребенка в царство гармонии и доставят большое удовольствие от единения с понравившейся мелодией.

Как классика влияет на здоровье детей?

Отдельно хочется затронуть тему влияния классических мелодий на здоровье ребенка. Существует такое понятие, как музыкотерапия. Ученые доказали, что музыка способна излечить человека от многих заболеваний. Под музыкотерапией понимают метод, в котором музыка используется, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения двигательных и речевых расстройств, страхов, поведенческих отклонений и т.д. А ведь на сегодняшний день детей с подобными проблемами очень много, и виной всему темп современной жизни, за которым взрослые пытаются угнаться, забывая о самом дорогом – о своих детях. Часто свою любовь и заботу родители заменяют компьютерами, планшетами и телефонами. Вследствие этого дети становятся малообщительными, замкнутыми, появляются проблемы с поведением. Одним из лучших методов решения этой проблемы и является музыкотерапия, где музыка – бесценный помощник.

Музыкотерапия состоит из совокупности методов и приемов, направленных на формирование эмоциональной сферы ребенка, а также из практических упражнений и занятий, которые способны нормализовать психическое состояние детей

Правильно подобранная музыка способна снять усталость, сконцентрировать внимание, расслабить и раскрепостить, взбодрить и улучшить настроение. При этом используется не только прослушивание музыки, но и пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, театрализация и пр

С помощью музыки дети с различными проблемами (слабовидящие, с ДЦП, задержкой психического развития и т.д.) учатся понимать чувства и различать настроения, которые передает мелодия. Именно это позволяет сформировать чувственный контакт с окружающим миром и, как следствие, психоэмоциональная сфера детей меняется в корне, причем в лучшую сторону.

Влияет ли классическая музыка на развитие личности ребенка?

Классическая музыка оказывает комплексное воздействие на развитие детей. Если говорить о личности ребенка, то мелодии классиков позволяют:

воспитать музыкальный вкус;
привить эмоциональную отзывчивость;
привить любовь к физическим упражнениям, если они проводятся под музыкальное сопровождение, а ритмика в свою очередь позволяет улучшить осанку ребенка, координацию и четкость его движений и ходьбы;
укрепить голосовые связки, развить речь и правильное дыхание на занятиях пением;
развить внимание, быстроту реакций, организованность, мелкую моторику на занятиях с игры на музыкальных инструментах;
расширить кругозор при прослушивании музыкальных аудиосказок;
уравновесить внутренний мир ребенка, унять вспыльчивость, агрессию;
развить коммуникабельность ребенка, улучшить настроение, снизить страх знакомства с новыми людьми;
воспитать целеустремленность, дисциплинированность, ответственность.

Более того, дети, которые регулярно посещают музыкальные кружки, учатся пению и игре на музыкальных инструментах, реже попадают в «плохие» компании, поскольку музыка отвлекает от опасных увлечений и дает детям правильное позитивное направление в жизни.

Польза классической музыки для ребенка

Польза классической музыки доказана научно. Было проведено несколько экспериментов и исследований. В одном случае куриное яйцо положили рядом с колонками и включают различную музыку. Визжащие и агрессивные звуки рока и тяжелого металла заставили свернуться белок.

Исследования показали, что растения в процессе воздействия тяжелой и агрессивной музыки гибнут. Больше половины рыбок погибло через девять часов после того, как рядом установили колонки с играющим жестким роком. Под влиянием классики растения, наоборот, растут и расцветают.

Классическая музыка развивает умственные, творческие и коммуникативные способности ребенка. Она полезна для организма в целом. Всего 15 минут прослушивания классического произведения равняется по ценности часу прогулки на свежем воздухе.

Классические произведения активизируют деятельность головного мозга перед экзаменом, развивают волю к победе и стремление к самосовершенствованию, повышают успеваемость. Они развивают музыкальный слух новорождённых. В дальнейшем деткам легче адаптироваться в новых условиях и коллективе, легче учиться.

Сегодня даже выявлен “Эффект Моцарта”, за счет которого детское мышление развивается быстрее и динамичнее. Это объясняется специфическим тональным звуковым рядом, который так влияет на ребенка. Музыка Моцарта крайне полезна для творческих людей. Она дает вдохновение, пробуждает фантазию и стремление к совершенству, помогает сосредоточиться.

Кстати, отмечено, что классическая музыка положительно влияет и на ребенка, и на маму. Интересно, что некоторые композиции даже могут улучшить лактацию. Многие мамы отмечают, что при прослушивании некоторых авторов малыш начинает лучше сосать грудь.

Какого композитора выбрать

Произведения Моцарта – лучшая классическая музыка для новорожденных. Многие родители отмечают, что груднички могут часами слушать мелодии этого великого композитора. Причем он универсален. Здесь можно найти и спокойную, и бодрую, и веселую, и грустную музыку.

Влияние музыки Моцарта на детей заключается в том, что они становятся спокойными и сосредоточенными. Они могут самостоятельно играть или заниматься, не капризничают. За счет преобладания мажорных нот музыка Моцарта несет позитивную энергию. Она активизирует работу мозга и формирует четкость мыслей, помогает при головных болей.

Штраус и Шопен стимулируют к активности и физической деятельности, повышают работоспособность. Вальсы и марши этих композиторов улучшают настроение, отвлекают ребенка от дискомфорта, например, когда того мучают колики, газообразование или боли при прорезывании зубов. Кроха становится веселым, бодрым и игривым.

Чайковский нравится многим деткам. Он оказывает бодрящее действие, стимулирует к деятельности. Например, помогает ребенку быстрее одеться и собраться на прогулку. Обязательно дайте прослушать крохе музыку из балета “Щелкунчик” и фортепианный цикл “Времена года”

Они повышают внимание. Ребенку легче сосредоточиться и выполнить определенное действие или задачу

Вивальди – залог духовного здоровья и хорошего самочувствия, особенно мажорные части “Времен года”. Такие композиции повышают настроение, приободряют и тонизируют. Включайте музыку во время активных игр или зарядки.

Бетховен налаживает эмоциональный фон, снимает напряжение, успокаивает и укрепляет нервные клетки. Он подходит для капризных и истеричных деток. Нежные и обволакивающие звуки сонат Бетховена, особенно “Лунной сонаты”, наполнены умиротворением и смыслом. Найдите несколько сонат, которые понравятся крохе и периодически включайте для прослушивания.

Шуман и Глюк – композиторы, чьи произведения оказывают успокаивающее действие. Они включают четкий ритм и медленный темп, что помогает при бессоннице, обеспечивает спокойный и крепкий сон. Поэтому включаем музыку перед сном или после кормления. Особенно подходят “Грезы” Шумана и “Мелодия” Глюка.

Бах, как показывает практика, не нравится большинству деток. Это не удивительно, ведь музыкальные произведения еще слишком сложны для восприятия маленького кроха. Однако если малышу пришелся по вкусу Бах, то его музыка окажет положительное влияние на развитие памяти и логического мышления, способностей к математике, физике и химии.

Мендельсон вселяет веру и уверенность, повышает самооценку, помогает социализироваться и адаптироваться. Это отличное решение для тихих, неразговорчивых и неуверенных деток. “Симфония №5” повышает концентрацию внимания и сосредоточенности. “Свадебный марш” благотворно влияет на работу сердца и сосудов, нормализует артериальное давление. А “Весенняя песня” вылечит головную боль.

Влияние музыки Моцарта на физиологию людей

В 1993 г. невролог Франк Роше из университета штата Висконсина (США) первым в мире обнаружил весьма необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Его исследования показали исключительно положительное влияние на работу головного мозга человека музыки Моцарта, как никакой другой.

В 1995 г. психолог Френсис Раушер (США) провела опыты с крысами (эти животные, как считается, не обладают эмоциональной реакцией на музыку).

Группа из 30 крыс была помещена в комнату, где в течение 2 месяцев по 12 часов в день звучало одно и то же произведение – соната до-мажор Моцарта. Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27 % быстрее и с меньшим на 37 % количеством ошибок, чем другие 80 крыс, развивавшиеся эти 2 месяца среди случайного (естественного) шума или в тишине.

Эксперимент подтверждает тот факт, что универсальный “механизм» воздействия музыки на живые организмы (в т.ч. и на человека) имеет нейробиологическую, а не эмоциональную природу.

Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями.

Но только музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т.ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания).

Д. Хьюджес провел уникальный эксперимент над 36 пациентами с тяжелой формой эпилепсии, которые страдали от почти постоянных припадков. В процессе наблюдения за больными ученый включал музыку Моцарта и сравнивал энцефалограмму мозга до и во время воздействия музыки.

У 29 больных из этой группы волны мозговой активности, возникавшие во время приступа эпилепсии, становились слабее и реже вскоре после включения музыки (эти результаты объективны). Т.е. В 29 случаях из 36 это реально помогло (припадки стали случаться все реже и протекали все спокойнее).

Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты.

Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха.

Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это напрямую стимулирует мышление и улучшает память).

Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом. Музыка этого композитора не заставляет мозг “перенапрягаться», распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют в произведениях, к примеру, Баха или Бетховена.

Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Не случайно ее автора во всем мире называют “солнечным» композитором. Кстати, большинство своих произведений Моцарт создал в «ключе» РЕ (D)!..

Согласно выводам турецких ученых, исследовавших “эффект Моцарта», в сонатах этого композитора присутствуют все музыкальные частоты, которые активно действуют на слух (а значит – и на головной мозг).

Эти ученые занимались данными исследованиями на протяжении многих лет и пришли к выводу, что музыка Моцарта – лучшее лечебное средство при аутизме и дислексии. Турецкие ученые не без оснований утверждают, что их открытие может стать настоящим прорывом в практике лечения этих двух (и подобных им) недугов.

Все секреты целебной силы музыки Моцарта не раскрыты полностью до сих пор и вряд ли когда-либо будут раскрыты, поскольку самые главные из них “скрыты» в непостижимых человеческим разумом сферах.

Какую музыку слушать детям

Прежде всего, речь пойдет о классической музыке. Отметим, что детки, которые слушают классику с детства, легко слушают ее и потом. А если ребенок не привык к таким композициям с колыбели, вряд ли станет охотно слушать их в старшем возрасте. Поэтому начинаем слушать музыку еще с беременности и включаем классику, как только новорожденный появится на свет.

Отмечено, что детям больше всего нравится Моцарт, Вивальди и Бетховен, Шопен и Штраус. Выбирайте композицию по настроению ребенка и по тому, какой эффект вы хотите достичь. Ведь одна мелодия убаюкивает, а другая, наоборот, бодрит. В любом случае, влияние и польза той или иной композиции зависит от темперамента и характера, настроения и особенностей развития самого ребенка. Поэтому для каждого малыша составляем собственную музыкальную программу.

Не включайте детям шумную, слишком громкую и агрессивную музыку. Из-за повышенной чувствительности слуха у младенца, тот может расплакаться и закатить истерику. Дети постарше становятся агрессивными, слишком энергичными и гиперактивными. Конечно, запрещены песни с ненормативной лексикой. Даже если младенец еще мал и не понимает значения слов. В процессе, когда малыш учится говорить, он легко может повторить нецензурное выражение.

Обязательно разбавляйте медленные и затянутые композиции, лирические баллады динамичной и бодрой музыкой. Иначе кроха будет вялым в течение дня. Легкая и спокойная музыка – подходящий вариант, чтобы включить перед сном. Когда же нужно проснуться и бодрствовать, выбирайте веселые и энергичные мелодии.

Не забывайте и про детские песни. Незамысловатые композиции с легким текстом развивают воображение, укрепляют память и учат говорить. С песенкой легко выучить несложный стишок и новые слова, научиться считать. Под детские песенки интересно делать зарядку, играть и рисовать. С помощью рисунка малыш сможет выразить эмоции, мысли и образы, которые он получает при прослушивании. О пользе рисования для малышей, читайте здесь.

Многим деткам нравятся песни из фильмов и мультфильмов, сказок и мюзиклов. Важную роль в детском развитии играют народные песни и колыбельные. Последние успокаивают и убаюкивают кроху, помогают уснуть и обеспечивают крепкий сон. Народные же песни приобщают детей к культуре и традициям.

Какая музыка необходима малышам?

Для малышей лучше подбирать музыку, где звучат инструменты, обладающие высокой вибрацией. К ним можно отнести флейту, арфу, колокольчики и так далее. В процессе прослушивания таких мелодий, дыхание карапуза приспосабливается к ритму и приходит в норму.

Также благотворно на новорожденных влияет музыка Вивальди и Моцарта. Мелодии Вивальди способны имитировать биологические ритмы человека. Ученые выявили, что такт концерта Вивальди при участии скрипок «Ночь» совпадает с ритмами головного мозга человека, находящегося во сне. А мелодии Моцарта воссоздают состояние человека, испытывающего радость и счастье.

На сегодняшний день в детских магазинах можно найти даже диски с музыкой, которая специально совмещается с сердечными ритмами, соответствующие ритмам его мамы. При постоянном прослушивании такого диска, малыш растет уравновешенным и здоровым, как в физическом, так и в психологическом плане.

Если ваш малыш беспокоен и капризен, отдайте предпочтение медленной музыке. Как правило, это вторые части сонат и инструментальных концертов.

Также следует знать, что музыка со словами воздействует на детей в большей степени, чем мелодии без словесного сопровождения. Помимо этого живая музыка воспринимается малышом намного лучше, чем записанная на какой-либо носитель. По этой причине никакие классические мелодии не заменят ласковый голос матери, исполняющий колыбельную.

Музыка и пластика

Здесь ребенок может выражать свои чувства и переживания через жесты и пластику. Согласно концепции К. Юнга таким образом можно освободиться от подавленных желаний, конфликтов и избавиться от отрицательных эмоций. Также через снятие мышечного напряжения человек снижает уровень стресса.

Придумай танец

Ребенок танцует под любимую музыку так, как хочет. Если он затрудняется с выбором движений, покажите ему пример. Активизировать фантазию можно с помощью газового платка. Вот у нас ручеек (волнообразные движения вдоль пола), спрячемся (закрываем платочком лицо), а теперь сделаем салют (спрячем платок в ладошках и подбросим вверх). Можно придумать тему для танца. Например, «Мое хорошее настроение», «Как я устал» и др.

В темпе барабана

Кто-то из взрослых играет на барабане или другом ударном инструменте. Можно использовать даже кастрюли или смастерить маракас, засыпав крупу в пластиковую бутылку. Ребенок двигается, пока звучит барабан. Когда музыка прекращается, он должен замереть на месте. Затем можно поменяться ролями.

Вариант. Изменяем темп, играя на барабане (медленно, быстро, с ускорением). Ребенок должен следовать темпу.

Обретаем спокойствие

Композиции в медленном темпе заставляют человека непроизвольно замедлить дыхание, расслабиться и успокоиться.

Медитация «Ласковое солнышко»

 На фоне спокойной музыки предложите ребенку положить руки в районе сердца и послушать, как оно стучит. «Представь, что у тебя в груди кусочек солнышка. Яркий и теплый свет разливается по телу, рукам, ногам. Оно согревает тебя, наполняет энергией и хорошим настроением…»

Музыкальный сон

Прослушайте музыкальное произведение с закрытыми глазами и обсудите кому, что «снилось».

Рисуем музыку

Цвет в сочетании с музыкой усиливает психотерапевтическое воздействие на человека.

Предложите ребенку нарисовать все, что захочется под музыку. Это может быть какой-либо сюжет, а могут быть абстрактные линии или пятна.

Чтобы настроить юного художника, расскажите ему небольшую сказку.

«Жила-была Кисточка. Она очень любила своего друга -Художника. С ее помощью на холсте получались красивые картины. Но однажды Художник загрустил и не хотел больше рисовать. Кисточка очень расстроилась и не знала, как помочь своему другу. Как-то раз Кисточка проснулась от удивительных звуков за окном. Оказывается, в их доме поселился Музыкант. (Звучит музыка.)

В них Кисточка услышала пение птиц и шум ветра, увидела утренний туман и заход солнца. Кисточке очень захотелось рисовать. Она даже попыталась встать, но… не смогла, потому что кисточки не умеют сами ходить. «А что, если музыку пригласить к нам и окунуть в краски», -подумала Кисточка и стала звать звуки к себе в гости. И музыка вплыла в комнату. Палитра ожила. От этих прекрасных звуков Художник проснулся. «Теперь я знаю, что и как рисовать», — воскликнул он и принялся рисовать ту музыку, что наполняла его комнату».

Вот такая удивительная история произошла с Кисточкой. У нас с тобой есть не менее волшебная кисточка, которая тоже сможет нарисовать музыку.

Даже несколько минут в день хорошей музыки помогут ребенку обрести душевное равновесие и получить заряд положительных эмоций. Через пение, фантазии, рисование, движение, игру на музыкальных инструментах он может выразить себя, стать общительнее, здоровее и умнее. 

Еще несколько советов для ваших музыкальных занятий

  • Сейчас продается немало сборников классической музыки для малышей, где произведения записаны в «специальной детской» аранжировке. Существует распространенное мнение, что для детей нужно все упрощать. Но это не так. Как я уже писала ранее, к какой музыке вы приобщите малыша с младенчества, такую он и будет воспринимать позднее. Малышам нужно предлагать вещи не проще, а лучше по качеству. Поэтому старайтесь избегать подобных сборников и включайте музыку в оригинале.
  • Не давайте малышу слушать музыку через наушники. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
  • Какой бы хорошей ни была ваша подборка классических произведений, никогда не забывайте петь вашему малышу. Ведь мамин голос для него – самая приятная мелодия.

У меня самой за плечами 10 лет музыкальной школы, поэтому классическая музыка сопровождает меня по жизни уже довольно давно. И, естественно, когда родилась дочь, вопрос о том, включать ли ей классику, даже не стоял. Не могу сказать, что мы слушаем музыку каждый день, но делаем это регулярно и с удовольствием, особенно любим «активное» прослушивание с притопами и прихлопами:) С 1,5 лет мы добавили в наши музыкальные занятия много нового и интересного, об этом обязательно расскажу позднее в отдельной статье.

Приятного вам прослушивания и гармонии в душе! До встречи на страницах блога! Рекомендую также почитать:

Искренне ваша, Яна Разначенко

Детские песни

Большую роль в становлении личности ребенка играют песни, написанные специально для юных меломанов

Как правило, это незамысловатые композиции с легко запоминающимся текстом, которые учитывают важность детского творчества и развития воображения. Слушая такие песни, малыш включается в процесс познания огромного мира музыки, включает фантазию и рисует различные образы. Очень часто родители даже совмещают детские сеансы музыкотерапии с занятиями по рисованию

Ребенок может выражать свои эмоции и мысли при прослушивании песен на бумаге с помощью красок

Очень часто родители даже совмещают детские сеансы музыкотерапии с занятиями по рисованию. Ребенок может выражать свои эмоции и мысли при прослушивании песен на бумаге с помощью красок.

Большой интерес у малышей вызывают аналоги взрослых мюзиклов — музыкальные сказки. Это могут быть как аудиозаписи, так и музыкальные мультфильмы, которые сегодня широко представлены в мировой киноколлекции. В легкой и доступной форме они повествуют о простых человеческих ценностях и жизненных мудростях, воспитывают в детях смелость, уважение к близким, справедливость и доброту. Малыши быстро запоминают песни из сказок, что способствует развитию памяти и речи.

Таким образом, музыка во многом помогает родителям в вопросах детского воспитания. К тому же, если начинать музыкотерапию в раннем возрасте, у ребенка обязательно проявятся творческие способности. И тогда перед родителями будут стоять уже другие вопросы, например, как выбрать музыкальный инструмент или научить малыша рисовать.

Как развивать малыша с помощью музыки?

Познакомить карапуза с музыкой можно несколькими способами:

  • Петь ему колыбельные — даже если у мамы нет музыкального слуха и голоса, это не проблема. Для крохи ее голос самый приятный звук в мире. Достаточно выучить несколько детских колыбельных и исполнять их в приятной для карапуза интонацией и тембром. Петь колыбельные лучше всего перед ночным сном.
  • Поставить над кроваткой музыкальный блок с игрушками — музыкальные композиции такого устройства созданы специально для малышей и призваны расслаблять и успокаивать их, а игрушки ярких цветов позволяют расширять восприятие ребенка. Также будет нелишним приобрести карапузу несколько музыкальных игрушек, которые через несколько месяцев после появления на свет он сможет включать самостоятельно. Они помогут развить не только слух, восприятие и моторику, но и интеллектуальные способности подрастающего чада.
  • Включать малышу диски с классической музыкой — восприятие ребенка пока не испорченно так, как у взрослого. Детям очень нравятся композиции Шопена, Моцарта, Грига, Чайковского, Вивальди и прочих классиков. На ЦНС карапуза оказывают благотворное влияние звуки пения птиц, журчание ручья, шум волн, дождя и прочая музыка природы.
  • Давать слушать ребенку музыкальные сказки и смотреть веселые мультфильмы с большим количеством песен. Когда кроха подрастет и начнет узнавать те мелодии, которые он слышал в период новорожденности, карапуз будет радоваться и испытывать положительные эмоции.

Психологи для раннего развития малышей советуют использовать фонотеку Железновых. Она состоит не только из детских музыкальных композиций, но и из сказок, фольклорных элементов, игр и потешек.

Как, когда и сколько слушать

В данном случае важно не перестараться, иначе музыка окажет обратный негативный эффект. Слушать классику можно каждый день, но не дольше 15-30 минут два-три раза в день. Если музыка нравится малышам, можно увеличить продолжительность сеансов

Если музыка нравится малышам, можно увеличить продолжительность сеансов.

Источник звучания музыки устанавливайте в промежутке от одного метра от малыша. Не включайте мелодии громко. Они должны звучать фоново, на уровне спокойной разговорной речи или даже тише. Слушайте произведения во время еды и кормлений грудью, во время игр, развивающих занятий, купаний и массажа, физических упражнений.

Утром, перед кормлениями и для активных занятий подбираем веселые и бодрые, добрые и динамичные мелодии. Для дня и физических упражнений подойдет бодрящий марш. Вечером, во время спокойных игр и занятий, после еды, в процессе массажа слушаем успокаивающие, мелодичные и лиричные произведения. Включайте малышам разные мелодии и композиции разных авторов. И вскоре кроха начнет узнавать композиторов.

Не забывайте разбавлять классические композиции другой музыкой, соблюдайте баланс между музыкальными направлениями и стилями. Подбирайте мелодии под настроение и физическое состояние малыша. Если вы чувствуете дискомфорт, не насилуйте ни себя, ни ребенка, смените композицию или вообще откажитесь от прослушивания.

Если ребенок противится выбранной музыки, плачет и устраивают истерику, тоже меняем или выключаем музыку. Делаем то же самое, если малыш утомился, расстроился или перевозбудился. Далее мы рассмотрим, как влияют на развитие детей разные композиторы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий