Как научить ребенка от 2 – 3 лет убирать свои игрушки: приучаем малыша к самостоятельности

Убедитесь, что ребёнку действительно просто убрать за собой игрушки

Польза открытых полок для хранения не только в том, что малышу удобно брать и класть их на место. Но и в том, что полки помогают родителям понять оптимальное количество игрушек. Самая частая причина беспорядка — когда их слишком много и малышу не по силам собрать всё. Он может впасть в отчаянье среди груды игрушек, раскиданных по всей комнате, — он не захочет убирать в таком состоянии, это непосильная ноша для маленького терпения.

Попробуйте оставить буквально четыре-пять занятий без большого количества деталей. Даже если они будут все сброшены с полок, это не так страшно для малыша и мамы — понадобится всего несколько минут, чтобы восстановить порядок.

Вот самые популярные открытые полки для малышей:

  1. ИКЕА стеллаж «Каллакс» ­— используется в перевёрнутом горизонтальном положении, можно купить одноярусный.
  2. ИКЕА система хранения«Труфаст» — вместо корзин используем полки.
  3. Полка малышовая  фабрики «Монтессори-Питер».

Также похожие полки можно сделать на заказ у плотника или в мебельном магазине.

Выкладывание детям каждый день новых трёх из сотни, имеющейся в доме, гораздо лучше учит убирать за собой, чем вознаграждение и «похвалюшки» за уборку кучи игрушек

Игрушки раньше и сейчас

Вспоминаю разговоры со своей бабушкой. Она была ребенком во времена голодовки и войны. Не самый простой период, признаться. Да и жили они в небольшом селе, просто и незажиточно. Естественно, о каких-то игрушках для детей говорить было нечего, промышленных кукол и плюшевых зайцев попросту не было. Но зато родители делали детишкам куколки из подручных средств – старых кусочков ткани, сена, камышей, соломы. Перевязывали нитками, рисовали лица угольком. И это были такие ценные игрушки! Бабуля до последнего с теплом вспоминала свои куклы… Естественно, их было не триста сорок восемь. И на полу они не валялись. В отличие от того, что мы наблюдаем сейчас.

У меня нет цели идеализировать старое время. В нем тоже было много как плюсов, так и минусов. И детей тогда воспитывали совсем иначе. Мало было, особенно в деревнях, детоцентрированных семей. В основном, дети с определенного возраста были предоставлены сами себе. Но их было много, и им было весело и дружно. Да и некогда скучать особо, за сельским-то трудом, — с самого раннего детства и девочки, и мальчики были помощниками по хозяйству и в поле. Вот и все развивающие кружки.

Советы психологов

Малышам свойственно искать рамки родительского терпения посредством баловства и непослушания

Только стойкость, внимание и спокойствие помогут приучить ребенка к дисциплине. Показывать слабость, раздражаться и кричать ни в коем случае не разрешается (подробнее в статье: как не раздражаться и не кричать на ребенка?)

В этом вопросе дети воспринимают лишь авторитет родителей, и смогут научиться только у достойного человека.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как научить маленького ребенка самостоятельно вытирать попу, если он не умеет?ИНТЕРЕСНО: как приучить ребенка к самостоятельности: какие методы применять?

Общие советы психологов:

Бороться с детским непослушанием можно одни простым способом – не заменять те вещи, которые ребенок портит, а давать возможность компенсировать поломку. Нельзя поддаваться на капризы, истерики и прочее. Достаточно объяснить малышу чем плох его поступок и как его исправить. В контексте прививания порядка, это может быть помощь по дому.
Пожалеть ребенка, когда конфликт будет разрешен. Непреклонность родителей может показаться малышу жестокостью, создать ощущение, что его не любят. Проявляя нежные чувства, мама показывает, что даже плохие поступки не влияют на ее отношение

На самом деле это сложная задача: втолковать малышу, что его поступок неправильный, но не переусердствовать с поддержкой.
Очень важно не наказывать малыша за то, что ему неподвластно. Школьника не стоит с порога отчитывать за плохие оценки

Всегда выясняйте причину, возможно какие-то обстоятельства повлияли на ребенка.
В спокойной атмосфере воспитывать детей гораздо легче. Когда ребенок чувствует любовь и комфорт, с ним проще общаться.
Схема «крик-наказание-действие» вырабатывает лишь условный рефлекс. Любовь к чистоте укореняется настолько глубоко, что даже выйдя из-под влияния родителей, подросток будет наводить порядок по своему желанию.

Не перегните палку

Не стоит слишком жёстко требовать и настаивать — в ответ можете получить протест. Если видите, что ребёнок не хочет убирать игрушки, возьмите паузу: «Я вижу, что ты не хочешь. Но машинки нужно поставить на полку. Я сейчас уберу, а в следующий раз уберёшь ты». И всё, не нужно накалять конфликт — убирание игрушек не должно стать неприятным процессом. Лучше вернуться к правилу уборки, когда оба будете спокойны.

Не нужно оставлять беспорядок только в комнате малыша «Везде в доме чисто, а почему тебя бардак?» Так не получится мотивировать выполнить задачу по наведению порядка. Научить делать что-то в раннем возрасте мы можем только вызывая интерес и удовольствие

Поэтому важно оставлять право отказываться: «Хорошо, сегодня я соберу фигурки с пола. Как чисто и уютно стало!» — этого комментария будет достаточно. На следующий день у малыша будет лучше настроение, и он без напоминаний вернёт на полку все фигурки. Со временем уборка перестанет быть проблемным процессом, и вы даже можете поменяться ролями: «Мама, ты не убрала свои книги!»

Со временем уборка перестанет быть проблемным процессом, и вы даже можете поменяться ролями: «Мама, ты не убрала свои книги!»

Процесс уборки игрушек не всегда идёт чётко от начала до конца. Ребёнок до трёх лет может отвлечься на другое занятие, и это нормально. Позвольте ему отвлечься, а затем помогите вернуться к наведению порядка. К примеру, вы вместе начали складывать конструктор, и малыш складывает в корзину все детали, кроме жёлтых. Это не самый эффективный способ уборки, но эта деятельность полезна для развития — ребёнок пробует сортировать детали по цвету. Дайте ему время (если никуда не торопитесь) и верните через пару минут к уборке.

Иногда нужно дать чуть больше времени — малыш доиграет и затем уже спокойно уберёт. Бывает, что ему нужно сделать паузу в игре. Он может прерваться, чтобы попить воды или даже переключиться на другую игру. А позже вернётся к прежней игре, закончит её и поставит на место.

Может отвлечь более эмоционально насыщенное событие. Саша увлечённо строил башню, а в этот момент пришёл с работы папа. Малыш побежал его встречать, потом вернулся к игре на пару минут, потом опять к папе — ведь нужно столько всего рассказать. И к игре больше не вернулся, не убрал её, потому что деятельность сменилась.

До трёх лет дети делают только то, что наполнено энергией желания и непроизвольного интереса. Поэтому, если вы не успели привлечь их к уборке и они увлеклись другим занятием, нельзя прерывать его, чтобы принудить убрать предыдущее. Вы разрушите концентрацию на новом деле, а прежнее всё равно не уберут толком. К тому же это будет манипулированием с вашей стороны, а то и принуждением.

И в итоге получим протест, уныние и неприятные эмоции к уборке вместо гордости за ответственное отношение к домашней обстановке. Именно из последнего, а не из неприятного опыта принуждения, вырастает к трём годам осознанная привычка убирать вещи.

В описанной ситуации Саша примерно посередине между «с глаз долой — из сердца вон», и более старшей ответственностью: он помнит о прежнем занятии, и мечется между ним и желанием сосредоточится на папином присутствии. Ему бы хотелось всё и сразу, но самостоятельно выстроить очерёдность пока не получается. Когда вы видите, что малыш помнит, как он хотел клеить (собирать башню или сортировать), но одновременно хочется побыть с папой, напомните о предыдущем деле и уборке.

Папа может предложить:

— Сынок, вижу, ты собирал башню. Хочешь продолжить? Нет? Тогда давай ты уберёшь её на полку, пока я переодеваюсь, и мы с тобой поговорим.

— Как у тебя дела? Что делаешь? Строишь башню? Здорово. Хочешь, я подожду, пока ты достроишь, уберёшь, и мы с тобой пойдём ужинать?

Мини-курс о бережном воспитании «Без наказаний»

Научимся устанавливать правила и границы без криков и скандалов

Как добиться порядка в детской?

Характер и привычки у детей начинают формироваться с раннего возраста, поэтому приучать их к чистоте рекомендуется максимум с 2-3 лет. В таком возрасте малыши копируют поведение взрослых, ведь для несмышленого крохи мама и папа являются авторитетом. Обучение стоит проводить в игровой форме. Например, позанимавшись с ребенком, предложите ему отправить кукол в домик, машинки в гараж, плюшевые игрушки на волшебные полки и так далее.

Помогайте малышу разбирать игрушки. В идеале у каждой их них должно быть свое определенное место. Для их хранения можно использовать полки, специальные контейнеры, ящики или обычные картонные коробки. Проследите за тем, чтобы ребенок мог без посторонней помощи достать и убрать игрушки.

Чтобы уборка превратилась в привычку рекомендуется разработать план действий для каждого члена семьи на несколько дней или на месяц вперед. Для самых маленьких его можно изготовить в виде рисунков с яркими картинками и если малыш успешно справился со своим заданием, то под пунктом можно поставить галочку или нарисовать смайлик. Такие положительные отметки мотивируют детей и приучают их выполнять свои обязанности вовремя.

По мере взросления детей должны увеличиваться и требования к ним. Если 2-3 годовалого кроху можно попросить лишь убрать за собой игрушки, то в 4-3 годика можно привлечь его к домашним делам, например, протереть пыль, собрать мусор, дети более старшего возраста способны справиться с более серьезными задачами

Но во всем важно соблюдать меру и постепенность. Ребенок должен понимать, что он занимается полезной для всех работой, а помощь родителям должна превратить в привычку

Наведение порядка дети должны воспринимать как ежедневную работу, в которой участвует вся семья. Поэтому если мама целый день бегает по квартире, решая бытовые проблемы, а папа в это время лежит на диване, ребенок будет воспринимать уборку как прихоть мамы.

А вот заставить убраться за собой подростка практически невозможно, если в детстве он не участвовал в наведении порядка в доме. Тинейджеры остро реагируют на критику и принуждение, но ругаться на них из-за этого не стоит. Чтобы привлечь их к работе можно нужно придерживаться следующих советов:

  • Поставленная задача должна быть четкой. Например: “Комната должна быть убрана к обеду”.
  • Подшучивать над подростком нельзя. Это будет восприниматься им как обида и неуважение со стороны взрослых. Также нельзя сравнивать его с другими детьми.
  • Уборка должна превраться в обычное дело, а чтоба она проходила веселее, то можно включить любимую музыку ребенка.
  • Если ни один метод не работает, то заведите щенка. Животному без разницы чьи вещи разбросаны по дому. Подросток вряд ли захочет ходить в погрызанной одежде или заново переписывать тетради, поэтому начнет следить, чтобы новый питомец до них не добрался.

Воспитание — это ежедневная работа. Поэтому, чтобы приучить малыша собирать за собой вещи, игрушки, школьные принадлежности, нужно каждый день заставлять его это делать. Конечно взрослые должны помогать своим детям, но вот делать за них всю работу нельзя. С самого начала родители показывают пример малышам, объясняя как, куда и зачем нужно расставлять игрушки.

Помните, чем увлекательней занятие, тем активнее ребята будут в нем участвовать. Например, генеральная уборка станет гораздо веселей если вместо обычных тряпок взять волшебные или вывозить мусор на грузовике.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

  • В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

  • У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Ваш пример — ему наука

«Мои дочери (3 и 4 с половиной года) каждый день разбрасывают свои мягкие игрушки по всему дому. Даже в туалете и в прихожей можно наткнуться на плюшевых мишек и собачек, а недавно я выгребла из посудомоечной машины целое кроличье семейство! Как справиться с этим нашествием?».Алиса, 28 лет

Почти все дети бессознательно стараются заполнить своими вещами максимально возможную площадь — таким образом они «метят» территорию или, если хотите, осваивают пространство. В некоторых семьях к этому относятся как к неизбежному явлению, и вся квартира выглядит как одна большая детская. Но на самом деле даже трех-, четырехлетнего ребенка можно учить уважать личное пространство других членов семьи. В первую очередь — личным примером. Вы можете показать, что считаетесь с желанием малыша иметь под рукой игрушки в каждой комнате, поставив на время в каждой из них по коробке для машинок и кукол. Но только при условии, что в конце дня они отправятся на свое место, то есть обратно в детскую! Во-вторых, последовательно объясняя и показывая ребенку, что он является членом семьи, группы. Если кто-то разбросал вещи, должен быть кто-то, кто их соберет. Если кто-то испачкал пол краской, должен найтись кто-то, кто ее отмоет. Это основы жизни в обществе! В два-три года большинство детей способны не только собирать и складывать игрушки, но и ставить журналы и книги на полку, гасить свет, выходя из комнаты, подметать пол, раскладывать на столе приборы и салфетки, поливать цветы, выгружать посуду из посудомоечной машины… Список домашних дел, которые способен выполнить четырехлетка, намного длиннее. Ему уже можно поручить:

Причины, по которым ребенок отказывается убирать игрушки

Причин, по которым воспитанник перестаёт реагировать на просьбы родителей, много. Некоторые из них определяются возрастом, но есть и общие предпосылки.

• Кризис – в основном он наступает в 1, 3, 5 или 7 лет. Это условные границы, поэтому нужно понимать, что в каждом отдельном случае цифры разнятся. Но в любом из этих возрастов меняется и поведение, и психика ребёнка. Подробнее о возрастных кризисах читайте здесь.

• Запреты – их не должно быть слишком много. В противном случае не избежать детского бунта. Чем больше «нельзя», тем скорее они перестанут всерьёз восприниматься.

• Непоследовательность – не стоит сегодня запрещать то, что ещё вчера поощрялось. Неокрепшая психика при таком раскладе будет дезориентирована.

• Вседозволенность – не забывайте о мере. Да, ребёнка можно и нужно поощрять. Но если малыш знает, что ему дозволено всё, он вырастет не приученным убирать за собой, избалованным и эгоистичным.

• Разногласия – родители должны быть на одной стороне. Если мама разрешает не убирать, а папа запрещает, малыш не будет понимать, где правда.

• Неуважение – это главная ошибка всех взрослых. Большинство из них забывает о том, что малыш – это тоже личность, сколько бы лет ему не было.

• Конфликтные ситуации между взрослыми не должны возникать перед детьми. В таких случаях детям кажется, что их не замечают

И своими выходками он просто старается привлечь внимание. Как ссоры родителей сказываются на ребенке, мы уже рассказывали. Нередко проблемы возникают после того, как меняется состав семьи: мама с папой разводятся, появляется мачеха, отчим или рождается ещё один ребенок

В этом вопросе всё зависит от родителей и от того, как они донесут до малыша информацию

Нередко проблемы возникают после того, как меняется состав семьи: мама с папой разводятся, появляется мачеха, отчим или рождается ещё один ребенок. В этом вопросе всё зависит от родителей и от того, как они донесут до малыша информацию.

Каждая вещь должна быть на своем месте

Приучая ребенка к порядку проследите, чтобы все вещи в доме были на своих местах. Так одежда должна храниться в шкафу, книги на полках, а инструменты в ящиках. Тот же порядок нужно соблюдать и в детской, например, карандаши и фломастеры должны храниться в ящике стола, мягкие игрушки на полках. конструкторы, машинки и посудка в контейнере. Покажите малышу на каких вешалках и полках должны находиться его вещи. Ведь когда вы попросите его убраться, он должен знать что и куда разместить.

Для удобства на ящики и контейнеры можно наклеить картинки с изображением того, что в них должно храниться.

Разложить по полочкам

«Еве три года. Она с радостью помогает мне пылесосить, поливать цветы, загружать стиральную машину и развешивать белье, но если попросить ее убрать игрушки в детской — энтузиазма как не бывало».Антонина, 30 лет

Делать что-то вместе с мамой — приятно и интересно, а если за это еще и хвалят, трехлетний малыш готов заниматься этим практически день напролет. Совсем другое дело — выполнить самостоятельно непростую задачу, которая к тому же не до конца понятна. Трехлетке еще нужна ваша помощь, чтобы спланировать свои действия. С чего начать? Куда положить игрушки, а куда книжки? Почему нельзя просто свалить все в шкаф и закрыть дверцу, ведь это быстрее, а комната выглядит убранной. Даже если малыш много раз видел, как вы делаете уборку, ему нужна личная практика.

В три года ребенок способен понять смысл уборки, но будем реалистами: его цель — вовсе не порядок и чистота в комнате, а ваше одобрение, похвала. Ваша любовь. Сам он может играть как в идеально убранном помещении, так и в полном хаосе — ведь во время игры он находится в другом мире. Чтобы преуспеть в обучении на этом этапе, попробуйте соединить два стремления малыша — играть вместе с мамой и заслужить похвалу. Превратите уборку в игру и научитесь хвалить правильно. Раз и навсегда откажитесь от нотаций и жалоб на то, что вам никто не хочет помогать. Используйте «метод Тома Сойера», попробуйте заразить малыша своим энтузиазмом. Многим детям нравится домашняя техника, они с удовольствием учатся пользоваться стиральной машиной, посудомойкой, пылесосом, помогают выжимать сок и измельчать овощи… Но и ручная работа может быть не менее увлекательной! Полезно приобрести инструменты, например совок и щетку соответствующего детского размера. Ими удобнее пользоваться, к тому же в три года малышам уже нравится иметь что-то свое. Пусть у ребенка будет собственная маленькая лейка для цветов, своя яркая тряпочка для пыли, небольшой пульверизатор с водой и специальная одежда для уборки. С таким арсеналом выполнение домашних дел станет намного более интересным

Но самое важное приобретение для детской — это достаточное количество ящиков для игрушек, желательно разного цвета и размера. Сортировка предметов — одно их главных умений, которым ребенок должен научиться до школы

Откройте любую развивающую методику — и вы найдете массу игр и заданий на отработку именно этого навыка. А ведь тренировать его можно не только по учебнику, уборка тут незаменима: малыш будет манипулировать привычными предметами, а значит, теория и практика будут неразделимы.

Категоризация объектов — задача непростая, и здесь, как и в отработке любого сложного и важного навыка, действовать придется в несколько этапов. Сначала малыш будет распределять предметы на группы под вашим руководством

Объясните ему, для чего вы складываете «лего» в один ящик, а машинки — в другой, почему книгам место на полке, а не под кроватью и почему мокрое полотенце нельзя оставлять на полу… Только не забывайте, что ребенок не сможет запомнить более трех рекомендаций за один раз. Не спешите! Получайте удовольствие от совместной уборки: она может быть очень увлекательным занятием. И веселым: ведь если у вас есть время, вы можете пофантазировать и придумать, по какому признаку еще можно сгруппировать предметы, или поиграть в игру «Что здесь лишнее?». Это прекрасная тренировка логического мышления.

Порядок важен для взрослых и детей!

Аккуратность, чистоплотность, организованность — черты, которые воспитываются в семье. Но при этом требуется учитывать темперамент, черты характера и кризисы возрастов детей. В результате ребенок должен хотеть поддерживать чистой комнату, вещи, рабочий стол. Когда же это переходит в навязчивую идею, становится раздражающей и тревожной темой — что-то пошло не так.

Почему опрятность и аккуратность важны?

Некоторые родители задаются вопросом: «А зачем вообще заострять внимание малыша на этой теме, если многие, даже известные, люди — полные неряхи, а живут замечательно?» Но это не совсем верная позиция. Ниже приведем основные причины, почему порядок нужен и важен для детей

  1. Аккуратность, размеренность помогают взрослеть ребенку. Психика малышей развивается таким образом, что идет постоянное сопоставление и сравнение. Подключим к этому большой темп развития и «узнавания» мира. Поэтому когда все вещи на своих местах, одежда чистая и отглаженная, игрушки разложены по секциям, сыну или дочери легче ориентироваться в окружающем мире и получать жизненный опыт.
  2. В будущем ребенок будет находиться среди людей. Неаккуратность, неряшливость сослужат плохую службу в построении межличностных контактов.
  3. Сам процесс наведения порядка учит организованности. Постепенно ребенок привыкает, что в шкафу вещи разложены и развешаны, учебники находятся на полке, а игрушки на своих местах. Малыш знает, что в любой момент он найдет необходимую вещь без труда.
  4. Порядок способствует более аккуратному письму. Ребенок учится не заступать за пунктирные линии, когда обводит цифры и буквы, содержит тетради и учебники в порядке.
  5. Большой мотивацией для малыша будет разрешение взрослых приглашать друзей только в убранную и чистую комнату. Дети быстро поймут, как приятно общаться с гостями, когда просторно и красиво.

Хоть разбросанные игрушки и одежда воспринимаются детьми по-своему, как небольшой детский мир со своими законами, взрослым необходимо уделять вопросу аккуратности первостепенное значение и воспитывать опрятность с самых малых лет. Как правильно научить порядку и поддерживать его?

Важно: согласно исследованиям, наибольшее количество разногласий и конфликтов между родителями и детьми происходит по причине беспорядка в комнате и в шкафу, а не из-за вовремя невыполненных уроков или плохих отметок

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УБИРАТЬ ИГРУШКИ?

Для ребенка слова НАДО и ОБЯЗАННОСТЬ – ничего не значат, заставить малыша делать то, что он не хочет – практически невозможно. Кричать, ругаться и требовать, сейчас же убрать свои игрушки – бесполезно, это может вылиться в реку слез и грандиозную истерику.

ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ предлагает вам простые правила, которые помогут вам научить ребенка убирать свои игрушки:

1. Прежде всего, первое время убирая игрушки самостоятельно, делайте это с удовольствием. Ребенок не должен видеть, какое это нудное и скучное занятие. Пусть он видит, что вам это доставляет радость.

2. Затем предложите ребенку помочь вам. Начните убирать сами, а потом попросите помощи крохи. Не сердитесь, если ребенок первое время будет отказываться, и не прекращайте убираться. Пусть он видит, что вы справляетесь, но с ним вам будет легче. Если ребенок согласился, похвалите его.

3. Когда убираете с ребенком игрушки, можно напевать веселую песенку: “Мы игрушки убираем, Раз, два , три. По местам их расставляем, Посмотри. Раз игрушка, Два игрушка, Три игрушка”.

4. Придумайте в комнате специальные места для игрушек. Машинки могут стоять в гараже, куклы спать в домике, книжки лежать на полянке. Интересно названные места для игрушек будут притягивать ребенка, и он в игре сам научится убирать игрушки на свои места.

5. Придумайте игру для собирания игрушек. Например, это могут быть бабочки или пчелки, собирающие мед (игрушки) или пыльцу (можно из бумаги сделать ребенку крылышки) и относящие их в свой домик. Можно объяснить ребенку, что игрушки целый день работали, а теперь им пора по домам, а чтобы они не заблудились – проводить их до дома (ящика).

И всегда помните – мы не делаем уборку, мы играем!

Для каждого вида игрушек и всяких нужных штучек можно придумать свою коробку (свой домик). Название домиков зависит от вашей фантазии – «Домик для мягких игрушек», «Домик для кубиков» и дальше, на что у вас хватит фантазии.

Важно, как можно ярче оформить домик, это можно сделать опять-таки с помощью ребенка, используя вырезанные картинки из журналов или просто цветную бумагу. Поверьте, ребенок, сделавший своими руками домик для игрушек, будет использовать его по назначению и после игры отправлять туда своих «друзей»

Расставьте коробки аккуратно в комнате на полу или на полках.

Например, “Волшебная коробка” – здесь должны жить волшебные сказочные герои: говорящие зайцы и мишки, принцессы и принцы. Она должна быть больше, ярче и красивее других оформлена.

Можно придумать и “Ленивую коробку” – сюда можно отправлять те вещи, которые не относятся непосредственно к игрушкам, но ребенку они интересны – болтики, винтики, старые поварешки и другую утварь ненужную родителям, но так необходимую ребенку.

Создайте для вашего малыша “Важную коробку”. В эту коробку мы складываем то, что необходимо для рисования, лепки, аппликаций. В эту же коробку можно сложить то, что нельзя хранить в игрушках: ножницы, клей, клубки ниток. Вещи – носочки, майки, штанишки, аккуратно развешиваем на спинку стула или отправляем спать на полку в шкаф.

Научить ребенка убирать игрушки в раннем возрасте очень важно, ведь потом это поможет маме приучать ребенка наводить порядок в комнате, быть аккуратным и внимательным к своим личным вещам. Читать также:

Читать также:

Под присмотром

По мере взросления интервалы самостоятельной игры можно увеличивать. Так, уже в год ребенок способен полчаса увлеченно играть в одиночестве, в два года — час, а в три года — полтора-два часа в день. Разумеется, игры должны проходить под ненавязчивым контролем взрослых. Периодически нужно тихонько заглядывать в комнату, смотреть, как чувствует себя малыш, чем он занимается.

Если видите, что кроха устал, предложите подкрепиться, отдохнуть

Для ребенка игра не просто развлечение, но активная деятельность, отнимающая энергию и силы, поэтому важно следить, чтобы ребенок не пере­утомился

Не жалейте слов одобрения

Похвала — простое, но действенное средство воспитания детей. Когда ребенок прилежно исполняет свои обязанности, то родители воспринимают его действия как должное. А вот если он совершит ошибку или проступок, взрослые незамедлительно его ругают.

Однако бранить детей нельзя

Если ребенок не может что-то сделать он и так расстраивается, а своей руганью вы лишь акцентируете его внимание на своей неудаче. В результате у него пропадает желание что-либо делать

А зачем? Ведь это все равно у него не получится, да еще и мама отругает. Но если хвалить малыша за любую, даже незначительную победу, он будет стараться и сделает все, чтобы добиться более высоких результатов.

В каком возрасте можно научить ребенка порядку

Ребёнок начинает понимать родителей с года. Годовалый малыш уже может откликнуться на просьбу дать игрушку или передать салфетку. И уже с этого возраста можно приучать кроху класть предмет, который он взял, на место. Плюс такого раннего приучения, что ребенок спокойно воспринимает и выполняет задания. Дети старшего возраста начинают капризничать и могут выразить протест или недовольство.

Объясняйте крохе, что, пока он не уберет игрушку или книгу на место, он не сможет взять другую. Но, если ребенок хочет играть сразу с несколькими игрушками, не мешайте ему. При смене деятельности, например, когда кроха построил башню и решил перейти к рисованию, попросите малыша сначала убрать кубики. А уже затем доставайте предметы для творчества.

Учтите, чем старше ребенок, тем хуже действует вышеописанный метод. В 2-3 года он уже хочет и книжку, и машинку, и кубики сразу. Давайте малышу одновременно столько предметов, сколько нужно для игры. Например, кукла и ее домик, гардероб или набор юного доктора либо парикмахера или гараж и машинки и так далее. К пяти годам у малыша должно сформироваться позитивное отношение к уборке.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий