Чтобы ребенку было интереснее…
Конечно же, всякая уборка – это скучно. Это касается и взрослых, а уж детей – тем более. Поэтому процесс уборки игрушек нужно по возможности сделать веселым, увлекательным и творческим. Здесь, опять же, очень многое зависит от фантазии мамы, ее желания и понимания своего малыша. Мы же в данной статье дадим лишь несколько общих советов в этом направлении.
- Домик для игрушек. А еще лучше – для каждой игрушки свое собственное жилище. Безусловно, расселять и расставлять игрушки по домикам и гаражам и укладывать каждую игрушку в собственную постельку ребенку будет интереснее, чем просто складывать их кучей в унылую коробку. Конечно, такие домики, гаражи и постели для начала надо смастерить, и тут уж никак не обойтись без маминой или папиной помощи. Понятно, что все это должно быть ярким и красивым – это еще больше вдохновит ребенка.
- Уборка в форме игры. Опять же – таких игр может быть множество. Например:
- веселые соревнования. Это когда мама с малышом соревнуются, кто из них больше соберет игрушек. Здесь понятно, что родители должны помогать ребенку в уборке – особенно вначале, когда кроха еще слишком мал;
- сортировка игрушек по какому-либо признаку. Скажем, большие-маленькие, твердые-мягкие, человечки-машинки и т. д. Каждая игрушка, в зависимости от признака, убирается в отдельную коробку или поселяется на ночь в отдельный домик. Малышу это будет интересно, а, кроме того, такая игра развивает логическое мышление, мелкую моторику и сноровку;
- уборка, она же сказка. В этом случае ребенка можно нарядить феей или добрым волшебником, который каждый вечер обязан укладывать игрушки спать. Сказочная обязанность – это так здорово! Или – рассказать малышу сказочную историю, как игрушкам плохо и страшно по ночам, если они не убраны. В общем, простор для маминой фантазии здесь просто немеряный.
Некоторые советы
Соблюдение таких советов поможет родителям приучить своих деток убирать игрушки за собой:
- приучать малыша к порядку следует с раннего детства. К 3-4 годам он будет воспринимать это как само собой разумеющееся;
- чтобы малыш легче справлялся с уборкой, игрушек не должно быть слишком много. Поэтому родителям нужно регулировать их количество;
- за старания ребенка нужно хвалить. А вот давать каждый раз какой-то приз – это неправильно. Иначе – малыш будет стараться ради подарка, а не сознательно;
- убирать игрушки ребенок должен, пока он еще не устал;
- приучать к ритуалу уборки малыша следует постепенно. Все-таки это для него тяжелый труд;
- родителям следует проявлять терпение, если ребенок на первых порах будет отказываться убирать за собой и ни в коем случае его не ругать;
- разумеется, идеального результата ждать от малыша не следует – особенно когда он еще совсем маленький. Здесь главное – желание и старание, а умение придет потом.
Полезные советы
Воспитание — трудная работа, которая требует терпения и регулярности. Справиться с ней помогут различные хитрости и уловки.
Как без лишних нервов приучить ребенка убираться:
Учитывайте возраст
Ребенку в 3-4 года можно привести простой пример: он любит вовремя покушать и быстрее вернуться домой из садика, а вот игрушки обожают, когда о них заботятся и вечером убирают по местам.
А вот дети школьного возраста должны усвоить, что уборка является его непосредственной обязанностью, и что собирать за собой вещи каждый должен сам за себя.
Спрячьте часть игрушек
Если какие-то игрушки надоели малышу и он в них не играет, то уберите их в недоступное для него место. Спустя несколько месяцев, когда он забудет об их существовании, их можно достать, а те, с которыми он занимался все это время потихоньку спрятать.
Похвала
Не забывайте поощрять детей добрыми словами даже за малейший успех. При чем мальчиков стоит хвалить за конкретные поступки, например, за уборку игрушек, вымытую посуду, а девочкам пойдет на пользу общая похвала, например, скажите ей, что умница и из нее получится великолепная хозяйка.
Не придирайтесь
Если малыш сложил вещи или игрушки неаккуратно. то не стоит ему делать замечаний. Качества стоит требовать от детей, начиная с 6-7 летнего возраста. Но и то, замечания следует произносить в мягкой форме: “Спасибо тебе за старание и помощь, но посмотри, это нужно делать немного по-другому”. После этого покажите как правильно сложить вещи или сделать уборку.
Не награждайте призами
С детьми нужно договариваться, а не “покупать” их. Лучшей наградой за уборку послужит разрешение погулять или посмотреть мультики, но вот ценные подарки будут излишеством. Вам же никто не вручает конфеты и шоколадки за вымытый пол или чистую одежду.
Игрушки можно подарить без повода или на какое-либо торжество, но точно не за уборку комнаты.
Делитесь своими впечатлениями за день
Например, собравшись всей семьей за ужином, расскажите о том, сколько вы сделали полезных дел за сегодня. Только говорите это так, чтобы у всех сложилось впечатление, что вы хвалитесь, а не жалуетесь. Такие примеры дети запоминают, да и мужу полезно узнать, чем вы занимаетесь пока он работает.
Эти советы помогут не только дисциплинировать детей, но и укажут взрослым на ошибки, которые они совершают при их воспитании.
Какие действия нельзя применять в воспитании:
- повышать голос;
- насильно заставлять детей убираться;
- собирать игрушки за детьми самостоятельно;
- оставлять хорошо выполненную работу без похвалы.
Главное, что должны усвоить родители, они хитрее детей. В их силах обучать ребенка так, чтобы работа по дому стала для него радостью, а не наказанием.
Полезные советы
Воспитание — это тяжелая работа, которая требует терпения и систематического. Могут помочь разные хитрости и трюки.
Как узнать уборку детей без слишком большого стресса:
Учитывайте возраст
3-4-летний ребенок может дать простой пример: он любит есть вовремя и быстро вернуться из детского сада, а игрушки любят, когда они заботятся о них и убирают в своих местах.
Школьники, с другой стороны, должны учиться, что уборка — это их долг, и что каждый должен убирать.
Спрячьте часть игрушек
Если любые игрушки скучают и не играйте с ними, потушите их из его досягаемости. Несколько месяцев спустя, когда он забудет их существование, они могут удалить их, а те, с которыми он был связан все это время, они медленно прячаются.
Похвала
Не забудьте побудить своих детей приятными словами даже за самый маленький успех. В то время как мальчики должны быть пролуциумия для конкретных действий, таких как чистящие игрушки, посудомоечные мытья и девочки будут использовать общую похвалу, например, сказать ей, что он умный и будет отличной домохозяйкой.
Не придирайтесь
Если ребенок ставит вещи или игрушки грязным способом, вы не должны давать ему выговор. Качество должно потребоваться от детей в возрасте 6-7 лет. Но даже в этом случае замечания следует формулировать деликатно: «Спасибо за ваши усилия и помощь, но послушайте, это нужно сделать немного по-другому. Затем покажите им, как собрать все вместе или навести порядок.
Не награждайте призами
Вы должны вести переговоры со своими детьми, а не «покупать» их. Лучшая награда за уборку — возможность прогуляться или посмотреть сказки, но драгоценных подарков будет слишком много. Вы не получите конфеты и шоколад для мытья пола или стирки одежды.
Игрушки можно дарить без повода или по особому случаю, но уж точно не для уборки в комнате.
Делитесь своими впечатлениями за день
Например, когда ваша семья собирается на ужин, поговорите о том, сколько хорошего вы сделали сегодня. Просто скажите это так, чтобы у всех сложилось впечатление, что вы хвалите, а не жалуетесь. Дети запомнят эти примеры, и вашему мужу будет полезно знать, что вы делаете, пока он работает.
Эти советы не только помогут вам дисциплинировать своих детей, но и покажут взрослым ошибки, которые они совершают в своем воспитании.
Какие действия нельзя применять в воспитании:
- Повышение голоса;
- Принуждение детей к уборке;
- самостоятельный сбор игрушек для детей;
- оставив хорошо выполненную работу без похвалы.
Самое важное, что должны усвоить родители, — это то, что они хитрее детей. В их силах научить ребенка тому, что домашние дела становятся для них радостью, а не наказанием
Сколько игрушек необходимо ребенку?
Увы, точно ответить на этот вопрос не может никто – ни педиатры, ни психологи, ни даже опытные мамы. Некоторые психологи склоняются к мысли, что количество игрушек, с которыми играет малыш, должно соответствовать его возрасту в годах, плюс один. То есть, двухлетнему малышу достаточно трех качественных и безопасных игрушек. Не будем спорить с таким утверждением. Оно имеет под собой определенную почву. Но ведь нам с вами сложно представить трехлетку, у которого в комнате всего одна машинка, один пупс, один мячик и один конструктор. Это кажется уж слишком спартанским условием.
Но и покупать игрушки одного вида в огромном количестве тоже нет никакой необходимости. И многие специалисты все же приходят к мнению, что для полноценного развития необходимы игрушки:
- разного вида и предназначения;
- безопасные в использовании;
- обязательно – соответствующие возрасту ребенка и уровню его физического и психического развития.
Как говорит известный доктор Комаровский, игрушки на вырост покупать нельзя. Это не имеет никакого смысла. Во-первых, крохе будет не интересна такая забава, он в ней попросту не сможет разобраться и научиться правильно играть. Во-вторых, до того момента, когда игрушка будет уже «по возрасту», она просто не доживет. Ее разломают гораздо раньше. А деньги уже будут выброшены на ветер.
Интересные исследования приводит журнал «Esquire». По статистике, в шведской семье у каждого ребенка имеется не меньше, чем 600 игрушек! Как вам такие цифры? Если честно, меня они немного пугают. Ведь для хранения всего этого добра нужен не один десяток квадратных метров площади. Но и мы не слишком далеко ушли от европейцев в своем стремлении угодить драгоценным чадам. Посчитайте, пожалуйста, хоть приблизительно, а сколько игрушек у вашего малыша? И все ли они нужны ему для игры?
Предлагаем вашему вниманию очень полезное и важное видео доктора Комаровского «Ребенок и игрушки — Школа доктора Комаровского»
Соответственно, при выборе игрушек ребенку мы должны руководствоваться здравым смыслом. Не нужно захламлять детскую комнату так, чтобы невозможно было пройти! Организовать тысячу игрушек в стройную систему, да еще и научить малыша каждый раз наводить в ней порядок, очень сложно, если не сказать – невозможно.
Когда начинать приучать ребенка к порядку?
Как только в семье появляется маленький карапуз, все знакомые вместе с родителями каждый раз несут ему игрушки, и до годика, когда малыш начинает понимать, что с ними делать, комната уже напоминает магазин с изделиями для детских забав. С одной стороны наличие большого количества игрушек хорошо в том, что ребенок постоянно занят и во время игры развивается, но с другой — собирать игрушки самостоятельно ему уж никак не хочется.
Собирать игрушки самостоятельно ребенка надо приучать обязательно, ведь от этого зависит дальнейшая его дисциплина, аккуратность и бережное отношение к вещам, и чем раньше мама начнет приучать к этой процедуре, тем легче пройдет привыкание. Первые свои уборки малыш должен делать обязательно с взрослыми, начиная с 1-1,5 годиков, причем только под хорошее настроение без криков и слез, иначе маме придется еще долго ползать по комнате, с целью навести порядок.
Когда начинать приучать ребенка к порядку?
С чего начать?
Чтобы обучение проходило легко и без капризов, важно соблюдать следующие принципы:
Соблюдайте порядок в доме
Если в квартире чисто и вы постоянно следите за порядком. то и ребенок захочет вам подражать. Вы должны показывать ему пример. А вот если вы не будете следить за своими вещами, то и от детей не ждите прилежания.
Убирай за собой
Ребенок должен усвоить, что после игры он обязан вернуть все игрушки на место. Делать это он должен систематически. Если хотя бы на протяжении трех недель малыш будет ежедневно убирать за собой, то это станет для него привычным делом.
Не повышайте голос
Договоритесь с ребенком о том, что перед сном он должен убрать комнату. Никогда не кричите на него и сохраняйте спокойствие даже если малыш делает это медленно и неохотно.
Помогайте
Взаимовыручка — важное качество крепкой семьи. Если малыш не справляется с уборкой, то предложите ему свою помощь
Собирать игрушки вместе с родителями не только быстрее, но и интереснее.
Не уступайте
Дети любят откладывать неинтересные дела на потом. Не допускайте этого. Объясните неряхе, что он сможет посмотреть мультики лишь после того как наведет в своей комнате чистоту. Приучите ребенка делать сначала все необходимое, а уже потом заниматься более интересными делами.
Четыре тактики
А сейчас конкретные тактики. Они расположены в порядке усложненности:
1. Установите новое правило
Объявите детям, что с сегодняшнего дня у вас новое правило: перед сном все прибирают свои игрушки. И потом можно будет сделать что-то приятное, например, мама почитает книжку. Нарисуйте это правило на ватмане, расскажите о нем детям и каждый вечер о нем напоминайте: «А какое у нас новое правило?».
Если правило не сработало, переходим к следующей тактике:
2. «Когда… — тогда…»
Вы говорите ребенку: «Когда ты приберешь игрушки, тогда я дам посмотреть тебе любимый мультик». «Когда ты приберешь все игрушки, мы сядем пить чай в чистой уютной квартире и поболтаем про твой день рождения». Наша дочь очень любит поговорить про свой день рождения, и у нас это, как говорится, «о наболевшем».
Если «когда… — тогда…» тоже оказалось не эффективным, переходим к системе «плюшек».
3. «Плюшки»
Это когда вы предлагаете ребенку: «Давай так, каждый раз, когда ты убираешь свои игрушки вечером, то я тебе приклеиваю в календарик звездочку. И если у тебя накопилось за неделю 5 звездочек , мы с тобой делаем то-то. Если столько-то, делаем то-то». То есть, вы предлагаете за какое-то количество сердечек, не слишком большое (если вы предложите ребенку собрать их сто, то это вряд ли его мотивирует), вознаграждение.
Система «плюшек» отлично работает, особенно на стадии вырабатывания привычки. Вознаграждение за правильное действие – это хороший способ.
А если и вознаграждение не сработало, и система «плюшек» подкачала? Тогда переходим к тяжелой артиллерии – методике Бена Фурмана.
4. Методика Бена Фурмана
Я рассказывала об этой методике. И, конечно, я рекомендую вам замечательную короткую информативную, с массой понятных примеров, книгу «Навыки ребенка».
Эта методика состоит из 15 шагов и она восхитительно интегрирует в себя разные способы мотивации. Я очень рекомендую вам с ней ознакомиться. И она тоже требует вашей последовательности. Все методики бессильны, если вы не проявите последовательность в ее выполнении.
Последовательность в вырабатывании привычек своих и помощи ребенку в вырабатывании привычек – это наше все!
Расскажите, как вы приучаете ребенка убирать игрушки? Может быть, у вас есть свои находки и лайф хаки, которыми вы поделитесь, и это очень поможет другим мамам, которые по вечерам, проторяя свой путь по комнате сквозь ковер игрушек, очень сильно злятся, потому, что до сих пор не приучили ребенка их убирать.
Показывайте пример
До трёх лет дети легко усваивают нормы и правила, принятые в семье. Они буквально впитывают поведение взрослых членов семьи и стараются им подражать. Если родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки всегда кладут вещи на место, то малыш будет делать так же. И тогда мы реже будем сталкиваться с ситуацией, когда ребёнок не хочет убирать за собой — после игры он будет делать это без напоминаний.
Бывает, что родители дожидаются дневного сна и раскладывают по местам разбросанные игрушки, пока малыш спит. Он просыпается и видит порядок, возникший словно по волшебству. Или просят старших детей убрать за младшим, и тогда он начинает думать, что за ним должны убирать другие.
Лучше складывать детские игрушки на глазах, сразу после игры. Можно ничего не говорить и не придавать своим действиям особого значения — малыш всё увидит, впитает и последует примеру. Задача родителя — стать моделью для подражания, особенно если он ещё не понимает, чего от него ждут. Покажите, что это приятная и необходимая часть занятия, демонстрируйте спокойствие и доброжелательность. Так получится превратить уборку для ребёнка в привычное повседневное дело и необходимую часть игры.
Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе
Дети быстро впитывают привычки и поведение значимых взрослых — например, мамы или папы — но безучастны к наставлениям. В попытках приучить ребёнка убирать игрушки мама может читать поучительные сказки или вести беседы на темы «это твои машинки, ты должен нести за них ответственность». Но в силу незрелости детской психики, все эти доводы скорей всего останутся без внимания.
Любит и поддерживает порядок тот малыш, которого родители научили своим примером.
150 игрушек и занятий для дома
Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет
Каждая вещь должна быть на своем месте
Приучая ребенка к порядку проследите, чтобы все вещи в доме были на своих местах. Так одежда должна храниться в шкафу, книги на полках, а инструменты в ящиках. Тот же порядок нужно соблюдать и в детской, например, карандаши и фломастеры должны храниться в ящике стола, мягкие игрушки на полках. конструкторы, машинки и посудка в контейнере. Покажите малышу на каких вешалках и полках должны находиться его вещи. Ведь когда вы попросите его убраться, он должен знать что и куда разместить.
Для удобства на ящики и контейнеры можно наклеить картинки с изображением того, что в них должно храниться.
Творите что хотите!
«Моему сыну Славе 4 года. Он любит строить огромные сложные конструкции из „лего“ и устраивает настоящую драму, если кто-то, кроме него, сломает в них что-то. У нас небольшая детская, и она постоянно завалена деталями конструктора, готовыми и недостроенными сооружениями, а ведь в этой комнате живет еще и Cлавин трехлетний брат!»Мария, 36 лет
В вопросе размещения поделок, детских картин, коллекций и сооружений из конструктора придется проявить гибкость и найти разумный компромисс. Даже в небольшой комнате реально отыскать место на стене для пары лишних полок, где малыш сможет разместить свои лучшие творения или особо ценные экспонаты. Недостроенную башню без труда можно сдвинуть из центра комнаты в угол или под кровать, если собирать ее на большой доске или на коврике. С ребенком проще договориться, когда он видит, что вы уважаете и цените его старания, а на уборке настаиваете не для того, чтобы победить его, а из соображений здравого смысла. Кстати, таланты пятилетнего архитектора можно использовать, планируя организацию пространства в детской. Ребенок может придумать, как разместить ящики и полки, куда лучше поставить кровать, а где обустроить игровую зону. Запишите все идеи малыша и обязательно расскажите гостям о его изобретательности!
Умение орудовать щеткой и тряпкой не менее полезно для развития мелкой моторики, чем лепить фигурки из пластилина или складывать пирамидки! Но уборка к тому же имеет дополнительный «бонус» — это «взрослый» навык, овладение которым наполняет кроху особой гордостью.
Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей — в нашем канале на .
Полезные советы
Воспитание — трудная работа, которая требует терпения и регулярности. Справиться с ней помогут различные хитрости и уловки.
Как без лишних нервов приучить ребенка убираться:
Учитывайте возраст
Ребенку в 3-4 года можно привести простой пример: он любит вовремя покушать и быстрее вернуться домой из садика, а вот игрушки обожают, когда о них заботятся и вечером убирают по местам.
А вот дети школьного возраста должны усвоить, что уборка является его непосредственной обязанностью, и что собирать за собой вещи каждый должен сам за себя.
Спрячьте часть игрушек
Если какие-то игрушки надоели малышу и он в них не играет, то уберите их в недоступное для него место. Спустя несколько месяцев, когда он забудет об их существовании, их можно достать, а те, с которыми он занимался все это время потихоньку спрятать.
Похвала
Не забывайте поощрять детей добрыми словами даже за малейший успех. При чем мальчиков стоит хвалить за конкретные поступки, например, за уборку игрушек, вымытую посуду, а девочкам пойдет на пользу общая похвала, например, скажите ей, что умница и из нее получится великолепная хозяйка.
Не придирайтесь
Если малыш сложил вещи или игрушки неаккуратно. то не стоит ему делать замечаний. Качества стоит требовать от детей, начиная с 6-7 летнего возраста. Но и то, замечания следует произносить в мягкой форме: “Спасибо тебе за старание и помощь, но посмотри, это нужно делать немного по-другому”. После этого покажите как правильно сложить вещи или сделать уборку.
Не награждайте призами
С детьми нужно договариваться, а не “покупать” их. Лучшей наградой за уборку послужит разрешение погулять или посмотреть мультики, но вот ценные подарки будут излишеством. Вам же никто не вручает конфеты и шоколадки за вымытый пол или чистую одежду.
Игрушки можно подарить без повода или на какое-либо торжество, но точно не за уборку комнаты.
Делитесь своими впечатлениями за день
Например, собравшись всей семьей за ужином, расскажите о том, сколько вы сделали полезных дел за сегодня. Только говорите это так, чтобы у всех сложилось впечатление, что вы хвалитесь, а не жалуетесь. Такие примеры дети запоминают, да и мужу полезно узнать, чем вы занимаетесь пока он работает.
Эти советы помогут не только дисциплинировать детей, но и укажут взрослым на ошибки, которые они совершают при их воспитании.
Какие действия нельзя применять в воспитании:
- повышать голос;
- насильно заставлять детей убираться;
- собирать игрушки за детьми самостоятельно;
- оставлять хорошо выполненную работу без похвалы.
Главное, что должны усвоить родители, они хитрее детей. В их силах обучать ребенка так, чтобы работа по дому стала для него радостью, а не наказанием.
Как играючи научить ребенка убираться в комнате
Еще одна возможность, которую дают нам сюжетно-ролевые игры про уборку, — это демонстрация ребенку в игре желаемого варианта поведения. Например, куколки проснулись утром и обязательно заправили постельку, потому что все красивые куколки обязательно заправляют постельку по утрам, ведь это так красиво и замечательно. Если вы будете говорить что-то подобное ребенку изо дня в день, он возненавидит уборку постельки и красивых куколок. Если же проговаривать это будет куколка в игре, то это абсолютно спокойно встроится в сознание ребенка и начнет проявляться в его реальных действиях.
Ребенок должен чувствовать, что делает реальное дело для общей пользы семьи! Несмотря на очевидную пользу игрового контекста уборки, не стоит пытаться сделать из уборки какое-то шоу. Это у вас не получится, потому что мы должны убирать изо дня в день. Трудно представить себе маму, которой хватит фантазии, чтобы каждый день придумывать что-то новое, яркое и увлекательное. В конце концов, вы начнете терять качество вашего спектакля, и он ребенку надоест. Но это не главная причина, почему не стоит слишком усердствовать, превращая уборку в игру.
Важно то, что ребенок должен понимать: уборка — это не праздник. У него должно быть понимание, что это действие, которое выполняют все члены семьи, каждый вносит свой вклад в создание чистоты, комфорта, уюта. То есть вы, конечно, немного играете, немного веселите его в этом процессе, и сами в этот процесс включаетесь веселыми и увлеченными
Но не стоит ставить себе цель, чтобы каждое дело по дому имело какой-то развивающий эффект и игровой контекст. Это не самоцель. Это те приемы, которые вы можете иногда, от случая к случаю, использовать
То есть вы, конечно, немного играете, немного веселите его в этом процессе, и сами в этот процесс включаетесь веселыми и увлеченными. Но не стоит ставить себе цель, чтобы каждое дело по дому имело какой-то развивающий эффект и игровой контекст. Это не самоцель. Это те приемы, которые вы можете иногда, от случая к случаю, использовать.
Статья прочитана 27 417 раз(a).
Как научить ребенка 2-3 лет убирать игрушки – 10 шагов к порядку в детской комнате
Как было сказано выше, лучший метод обучения уборке – превратить ее в игру.
Игры выбираем, исходя из психологических особенностей ребенка, его возраста и маминой фантазии.
Вашему вниманию – лучшие способы, самые эффективные и 100% работающие:
Сюжетно-ролевые игры. Например, ребенок – это водитель серьезной снегоуборочной машины, которой дали задание – убрать весь снег (игрушки) и вывезти его из города на специальный полигон (в ящики и тумбочки). Или же сегодня ребенку выпала роль водителя, который всех развозит по домам: можно на большой игрушечной машине развести кукол по их домикам, машинки по гаражам, и пр.
Креативный подход. Ваше чадо любит фантазировать и изобретать? Придумывайте вместе с ним полезные приспособления для уборки игрушек. Из того, что есть под рукой. К примеру, из коробки можно склеить самолет, который будет развозить игрушки по местам. А на коврике-самолете (делаем из картона, раскрашиваем) можно перевозить различные мелочи.
Настоящий детский квест. Рисуем красочную карту с 5-7 городами. Малыш путешествует от первой до последней станции, получая задания от «местных жителей». Одни просят очистить их озеро (ковер) от игрушек, чтобы рыбки могли дышать. Другие просят собрать урожай (лего), пока его не залил дождь. Третьи просто гостеприимные люди, которые угощают фруктами. И т.д. Чем больше приключений, тем веселее уборка!
Семейные вечерние «мини-субботники». Чтобы ребенок не чувствовал себя единственным «уборщиком» в доме, подключаемся к клининговому процессу всей семьей. Например, пока чадо собирает игрушки, мама протирает пыль на полочках, старшая сестра поливает цветы, а папа расставляет по местам большие мячи, кресла-мешки и подушки.
Копим очки. Мотивация в виде приза или конфетки – это не педагогично. А вот набранные при уборке очки – это уже и повод убраться, и польза для всех. Набранные за уборку очки вносим в специальный журнал, например, с помощью яркой наклейки. В конце недели (не больше, дети не воспринимают длинных периодов ожидания) по количеству набранных очков мама с ребенком идет в зоопарк, на каток или в музей (или еще куда-нибудь). Заодно учимся считать. 2 наклейки – просто парк. 3 наклейки – пикник в парке. 4 наклейки – зоопарк. И так далее.
Состязание. Если деток – двое или больше, то командный дух вам в помощь! Состязание – идеальный метод воспитания самостоятельности. Кто быстрее наводит порядок в своей выделенной для уборки зоне, тот выбирает сказку на ночь.
Великий побег. Если никакие способы не работают, устраиваем «побег» игрушек. После того, как чадо засыпает, собираем почти все игрушки и прячем их как можно дальше. После того, как ребенок их хватится, отдаем по одной и наблюдаем, убирает ли он их на место после игры. Если прибрался вечером – то на утро возвращается еще одна игрушка, которая может жить только в условиях чистоты. Не убрался – ни одна не вернулась
Естественно, важно объяснить, что игрушки сбежали именно из-за беспорядка. Не забудьте для закрепления материала почитать сказку про Мойдодыра, например
Каждой игрушке – свой домик
Домики делайте вместе с чадом – яркие, красивые и удобные. Куклы живут, например, на полке в шкафу, а конструктор в домике-контейнере с цветными окошками, плюшевые звери – в коробке с окошками и шторами на окнах, а машинки – в гаражах-сотах (делаем, опять же, из коробки) или на полке. Обязательно объясняем, что как ребенок на ночь ложится в кроватку, так и игрушки тоже хотят спать в своих домиках.
Кто быстрее? Делим комнату пополам кеглями, ставим 2 больших контейнера и собираем с малышом игрушки наперегонки. Кто уберет больше – тот выбирает сказку, мультик или песню на ночь.
Фея-уборщица. Надеваем ребенку крылышки: сегодня ваша дочь – фея, которая спасает свои игрушки от злого дракона и наводит в своей волшебной стране порядок. Мальчику можно выбрать роль робота, полицейского или даже президента, который обходит перед сном свою страну и спасает ее от хаоса.
Работаем на фасовке. Например, в одну коробочку собираем маленькие игрушки, в другую – мягкие, в третью – круглые, и так далее. Или раскладываем по цветам (по «семействам», по форме, по размеру, и пр.).
Видео: Развивалки. Как научить ребенка убирать игрушки?
Включайте фантазию! И ваше чадо полюбит уборку так же сильно, как мультики перед сном.
Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим родительским опытом и советами!
Три рекомендации
1. «Вместе» — «Сам»
Мы ожидаем, что ребенок возьмет и сразу начнет убирать игрушки. Обычно это происходит так: мы сами убираем за ним игрушки, и в какой-то момент нам это надоедает. И мы злимся и начинаем говорить: «Сейчас же прибери все эти игрушки! Сколько можно?! Посмотри, какой бардак ты развел!»
И тут нужно признаться себе: мы говорим об этом потому, что нам самим не слишком нравится прибирать игрушки. И мы хотим, чтобы ребенок сразу эти игрушки убрал. Но это маловероятно. ТАК это не работает. А работает концепция Льва Выгодского «Вместе – сам»: сначала ребенок может что-то делать вместе с родителем, и потом со временем он начинает это делать сам. Так расширяется круг того, что он может делать, расширяется его зона ближайшего развития.
С игрушками точно так же: начните их убирать вместе с ребенком, объясняйте ему, куда что складывать. И постепенно он сможет убирать их сам. Не пытайтесь перескочить эту стадию. Наоборот, включите стадию «делаем вместе», чтобы потом он мог делать сам.
2. Конкретность
Мы говорим ребенку: «Убери игрушки». И ребенок оказывается один на один с этим хаосом, к которому он даже не знает, как подступиться. Гораздо лучше, если вы скажете: «Так, давай посмотрим, что у нас тут есть. Все книжки положи на полку, лего – в эту коробку, а эти мелкие игрушки сложи в тот ящик». В таком виде задача перестает быть для ребенка такой объемной и пугающей.
3. Позитивное подкрепление
Рекомендация, которая не раз уже встречалась в моих выпусках. Оно гораздо эффективнее негативного. Это проверено на множестве животных, и это совершенно точно справедливо и для людей. Хвалите за желаемые шаги, за те ситуации, когда ребенок что-то сделал правильно, так, как вы от него хотите. И это будет эффективнее, чем если вы будете его ругать за ситуации, которые вам не нравятся. Позитивное подкрепление рулит!
Школьник
Конечно, если игрушки не убирает ребенок школьного возраста – это уже сложнее. Возможно, привычка убирать за собой не была сформирована в раннем детстве и теперь родителям придется в два раза сложнее.
Исправить ситуацию можно, но это потребует всей выдержки и силы воли взрослых.
Для начала можно попробовать решить проблему мирным путем. Договором, разумными компромиссами. Многие дети легко идут на контакт, если родители выполняют свои обещания. Сказанные слова должны быть хорошо взвешены, ведь потом отступать нельзя. Ребенок, уличивший своих родителей во лжи, запомнит это и в будущем не станет поддаваться на уговоры и посулы. Договор типа «чистота и порядок в комнате в обмен на долгожданный поход в 5D-кинотеатр» может дать нужный эффект. Если компромисса достичь не удалось, можно приступить к более отчаянным мерам.
В качестве дополнительного стимула к уборке игрушек можно приобрести щенка. Желательно такой породы, которая любит трепать все, что плохо лежит. Поломанные и обгрызенные игрушки могут заставить ребенка вовремя убирать все по местам.
Совершенно грубый метод, которым пользуются в исключительных случаях, – собрать все игрушки в мешок и убрать их из дома вообще. Отдать в приют, церковь или знакомым. Кто-то осмеливается просто выбросить. Жестоко и резко, но иногда помогает. Стоит отметить, что такой способ граничит с крайностью, ведь результат может быть гораздо хуже ожидаемого. Порядка в доме может не прибавиться, а вот отношения с ребенком серьезно испортятся. Взрослые дети могут надолго запомнить это происшествие, но в памяти останется не урок, а обида.
Игра в уборку
«Дочке 2 года, как приучать ее к порядку? Она проявляет большой интерес к домашним делам, но ее „помощь“, как правило, добавляет мне хлопот». Анастасия, 32 года
Двухлетний ребенок еще не имеет представления о порядке. Его интерес к хозяйству основан не на сознательном стремлении навести чистоту, а на подражании взрослым и отчасти — на желании сделать им приятное. Используя эти две основные движущие силы, можно очень многому научить даже совсем кроху. Например, тому, что у каждой вещи есть и должно быть свое место. Начать с приучения ребенка не бросать курточку где попало, а вешать ее на специальный крючок в прихожей. Аккуратно ставить обувь. Относить посуду в раковину после еды. Двухлетний малыш, уже открывший для себя закон постоянства объектов, скорее всего, с энтузиазмом воспримет игру «Расставь все по местам».
Только не стоит пытаться объяснить все правила за один раз. Постепенность и последовательность не менее важны, чем требовательность и настойчивость. Помните, что все это обучение для крохи — игра, и чем она увлекательнее, а правила понятнее, тем с большим удовольствием он будет в ней участвовать. Некоторые дети дорогим игрушкам предпочитают прищепки, губки для мытья посуды, ершики и пульверизаторы с водой. Ребенок исследует окружающий мир, подражая взрослым и используя те же предметы, что и они. К сожалению, иногда родители готовы скорее дать в руки малышу компьютерную мышь, чем обувную щетку. Сделать домашние дела самому проще, быстрее, результативнее, а учить ребенка бывает нелегко и скучно. Вам может не хватать терпения, чтобы снова и снова показывать, как направить мусор на совок, а не в противоположном направлении. Но смысл этих усилий не только в том, чтобы вырастить себе помощницу или помощника
Выполняя работу по дому, ребенок учится: совершенствуется его моторика, увеличивается количество нейронных связей, тренируются мышцы тела, развиваются все психические функции — восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Он становится более уверенным в своих силах и самостоятельным, получает первые организационные навыки, учится работать «в команде»
Выводы
Быстро приучить к порядку малыша не получится. Капризы и протесты неизбежны и к этому надо себя подготовить
Не заостряйте внимание на шумных отказах, не уступайте при отказах на ваши просьбы и не повышайте голос на бунтующего малыша. Угрозы, принуждения, обвинения – это запрещённые воспитательные приёмы. Раздражённая кричащая мама только напугает
Лучше слов учат поведение и поступки, поэтому порядок и чистота должны быть правилом для всей семьи
Раздражённая кричащая мама только напугает. Лучше слов учат поведение и поступки, поэтому порядок и чистота должны быть правилом для всей семьи.
Много подобных статей вы сможете найти в нашем разделе о воспитании детей
Видео по теме
Предыдущая запись Сколько необходимо спать 3-летнему ребенку Следующая запись Необходимо ли кипятить пастеризованное молоко для детей