Как правильно поощрять ребенка?

За что и как хвалить ребёнка

Хвалить ребёнка — искусство, которому должен обучиться каждый родитель. Предлагаем вам несколько советов о том, как хвалить ребёнка, от психолога «Домашней школы Фоксфорда» Елены Петрусенко.

Елена Петрусенко, психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда»

Благодарите

Благодарность близка к похвале, но имеет больше форм выражения. Необязательно каждый раз говорить «спасибо» — благодарность может выражаться в улыбке или кивке головы. Главное, чтобы это было искренне. 

Хвалите за дело 

Не хвалите за всё подряд. Похвала должна быть за реальные старания или результат. Фраза «Молодец, ты же всё равно старался» не будет иметь эффекта, если на самом деле ребёнок не прилагал усилия. 

<<Форма демодоступа>>

Делитесь своими чувствами

Не оценивайте ребёнка: «Ты очень умный», «Молодец, ты справился лучше всех». Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите «Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему». А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности. 

Будьте искренним

После рабочего дня иногда бывает тяжело эмоционально реагировать на рассказы ребёнка. Есть соблазн просто бросить «Молодец!» и уйти отдыхать. Но это может ранить подростка

Важно показать, что вы искренни и готовы разделить с ребёнком его радость. Если же сил нет совсем, честно скажите: «Сегодня я очень устал(а), но я правда рад(а) за тебя. Давай обсудим это событие, когда я немного отдохну»

Давай обсудим это событие, когда я немного отдохну».

Разделяйте похвалу и критику

После похвалы ненароком может вылетать упрёк или критика: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина. 

Для чего нужно поощрять детей?

Начнём с того, что ребёнок с первого года жизни осознаёт, что он живёт в семье. Он начинает понимать, что у него есть и мама и папа, часто в семье есть и старшие дети. И младший ребёнок в семье понимает, что они намного самостоятельнее, могут и умеют гораздо больше, чем он. И конечно, ребёнок стремиться “занять своё место” в семье и стать её “полноправным членом”. Именно поэтому он стремиться заручиться одобрением и поддержкой родителей, а также старших детей, если семья многодетная.

Их одобрение означает для него признание его навыков, способностей и его самого. Если с их стороны нет одобрения и поддержки, то он не чувствует себя комфортно. Ребёнок становится агрессивным и непослушным. Его поведение словно говорит родителям: “Вы не признаете меня, а я не признаю вас. И буду делать всё по-своему”.

Какие возможны формы поощрения детей?

Во-первых, поощрять детей можно одобрением. Оно может быть выражено не только словами «хорошо», «правильно», «молодец». Приветливо взгляните на ребенка, одобрительно улыбнитесь, погладьте по голове—и он почувствует, как вы довольны его трудом, поведением. Войдя в комнату, отец заметил, что старшая дочь помогает братишке решать трудную задачу. Он приветливо кивнул головой и тихо вышел из комнаты. Этого было достаточно, чтобы дочь еще заботливее стала помогать брату.

Более высокая ступень одобрения — похвала. Обычно она включает не только положительную оценку действий ребенка, но и ее обоснование: «Митя молодец, он сегодня тихо сидит за столом и хорошо кушает», «Петя у нас смелый и справедливый. Он защитил девочку, которую обижал плохой мальчик».

Похвале можно придать разные оттенки:

  • Похвала-доверие: «Смотрите, дети, насколько лучше Надя стала рисовать. Если она и дальше будет так стараться, то станет настоящей художницей».
  • Похвала-пример: «Какие у Павлика чистые руки! Всем вам, ребята, желаю иметь такие руки».
  • Похвала одному вместе с наставлением другому: «Сережа, учись у Светланы, как убирать комнату».

Важная форма поощрения детей — выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок. Благодарность может иметь личный характер: «Спасибо, Петя, ты сегодня хорошо мне помог» — или общественный, скажем, когда педагог на классном собрании выражает благодарность ученику или группе учеников за работу, выполненную для всего коллектива.

Другой формой благодарности является награда, когда словесная оценка подкрепляется ценным предметом или знаком. Награды выдаются детям и в школе: подарки, премии, похвальные грамоты, золотые и серебряные медали.

Полезные советы

Не выдавайте поощрения авансом. Ребенок уже в шестимесячном возрасте прекрасно умеет манипулировать взрослыми. Поэтому никогда не хвалите и не награждайте малыша заранее. У отпрыска должен быть стимул, а не желание получить свое любой ценой.

Не делайте соревнований между детьми за поощрение. Например, если один хорошо учится, а второй не имеет таких успехов, то исключите награду за отличные оценки из детской жизни. От слова совсем. Дух соревнований должен быть здоровым, а не обидным. Запомните это. Либо награждайте обоих детей независимо от полученных результатов, чтобы не посеять между ними вражду. Правда, тогда это нельзя назвать поощрением.

В финансовом виде награды есть интересная деталь. Кроме поощрения должны быть штрафы. За хорошие оценки — платим, за плохие — вычитаем. Очень удобно вести подсчет в специальной таблице. Ребенок научится считать свои карманные деньги, заодно вести учет. Это умение здорово пригодится во взрослой жизни.

Теперь вы знаете, как поощрять ребенка. Не скупитесь на похвалу, тогда ваше чадо станет нормальным человеком с прекрасным характером. Кстати, иногда ребенку бывает достаточно ободряющей улыбки родителя вместо материального вознаграждения. Так зачем изобретать велосипед?

Основные причины, по которым наказывают подростков

В семье не оговорены постоянные правила поведения

Некоторые родители и учителя уверены, что подростки должны сами понимать, как можно и как нельзя поступать в той или иной ситуации. В этом, конечно, есть доля правды, но читать мысли дети не умеют, да и не должны.

Заявления вроде «Это же элементарно» и «Подразумевалось, что нужно было сделать так-то» как минимум смешны. Это ДЛЯ ВАС элементарно и ВАМИ подразумевалось.

Лишь четко определив правила и границы взаимодействия, убедившись, что все друг друга поняли, вы будете иметь моральное право наказать ребенка за нарушение этих правил.

К примеру, вы собирались испечь пиццу по возвращению с работы, но оказалось, что ребенок съел сыр. Направьте свое негодование по поводу нарушенных планов на себя: откуда ему было знать, что сыр брать нельзя? Откуда ему было знать, что нужно вынести мусор? Что сегодня сдачу после покупки молока нужно вернуть родителям? ОГОВАРИВАЙТЕ заранее свои планы и намерения, вместе определите постоянные правила поведения, и конфликтов в семье будет меньше.

Подросток пытается испытать любовь родителей на прочность, проверить границы их власти

Делает он это, чувствуя себя уже взрослым, в силу своих возрастных особенностей. Взрослые в таких случаях начинают сомневаться, достаточно ли жесткие границы установлены, или, может, нужно быть помягче?

Практическая педагогика для родителей: не в оценках счастье!

Родители часто «воспитывают» интерес к учебе, вручая ребенку игрушку или выплачивая ему некоторую сумму денег. С одной стороны, учеба – труд, который, как всем известно, должен вознаграждаться. Вроде бы, все правильно, потому что так устроено общество, и родители «учат жизни». Да и взрослым такой подход удобен: заглянул в дневник – выплатил ребенку его честно заработанный рубль или десять (у кого какие возможности!). Одна минута на воспитание, и родители, с чувством выполненного долга, переключаются на свои заботы. Но, с другой стороны, как объяснить ребенку, что у всех людей существуют обязанности, за которые никто платить не будет? Например, вряд ли кто-то из родителей ожидает, что ему будут платить за то, что он учит своего ребенка. Точно также и ребенок не должен думать об оплате за то, что он учится.

Попробуем взглянуть на ситуацию глазами ребенка. Допустим, он уже придумал, как правильно распорядиться заработанными деньгами: купить игрушку, покататься на каруселях, похвастаться перед одноклассниками новым «крутым» гаджетом и т.д. Конечно, на дорогие мечты придется зарабатывать больше хороших оценок, и он будет стараться их получить. При этом нет никаких гарантий, что заработанные деньги будут потрачены «с умом», что ребенок научится самостоятельно ими распоряжаться, ценить труд родителей, и что оценки будут заработаны не списыванием у соседа по парте или «зубрежкой», которая знаний не прибавляет.

Метод поощрения «хорошая оценка – деньги/ или их материальный эквивалент» исключает из этой цепи самое важное звено – интерес к личности ребенка, его развитию, глубине и качеству его знаний. По факту выходит, что материальное стимулирование приучает ребенка к мысли, что деньги важнее знаний, что как образованная личность он не вызывает интереса у собственных родителей. Кроме этого, появляется принципиальное различие между методами материальной стимуляции дома и морального поощрения со стороны учителя в классе

К таким противоречиям ребенка тоже нужно готовить

Кроме этого, появляется принципиальное различие между методами материальной стимуляции дома и морального поощрения со стороны учителя в классе. К таким противоречиям ребенка тоже нужно готовить

Важно, чтобы он понимал разницу между ценой и ценностью знаний. Ведь, признание и уважение невозможно купить, а к этим нравственным категориям общества стремится каждый человек

Поощрение во вред?

Прежде чем выбирать подходящие методы поощрения ребенка, удостоверьтесь, что они не навредят вашим взаимоотношениям.

Похвала и подарки нравятся детям. Они ищут варианты, чтобы заслужить одобрение родителей. Детвора не старается получать знания или заниматься чем-то интересным для себя. Они производят впечатление на маму или папу, чтобы услышать в свой адрес похвалу и получать какой-либо презент.

Если регулярно «подкупать» малышей подарками за примерное поведение, то они поймут, что это прекрасный и эффективный способ манипуляции. Хочешь получить конфету или игрушку? Просто делай то, что нравится родителям. Всё это негативно сказывается на честности ребенка.

Виды

Стоит сразу запомнить: одного универсального способа поощрять не существует. С одними детьми работает определенный метод, с другими нет. Поэтому родителям придется проявляться чудеса гибкости и иметь в запасе несколько вариантов действий.

Виды:

  1. Словесные — это похвала, благодарность, одобрение.
  2. Материальные — награда, подарок, выполнение желания ребенка.
  3. Телесные — объятия, поцелуй, поглаживание.

Нельзя однозначно сказать, какой вид будет действенным. Один ребенок может предпочитать эмоциональное общение, другой — телесный контакт. Поэтому нужно экспериментировать.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

  1. Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
  2. Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
  3. Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Правила поощрения

Чтобы одобрение гарантировало воспитательное воздействие, обучало правильным поступкам, требуется им пользоваться, соблюдая определенные нормы:

  1. Каждая похвала обязана быть адекватной поступку. Нецелесообразно ее использовать за каждое мелкое действие, хотя нельзя игнорировать существенные показатели.

  2. Не вздумайте хвалить, жалея малыша, запрещено успокаивать, поднося сладости. Ему необходима помощь, поэтому лучше посоветуйте, как следует действовать при аналогичных случаях.

  3. Не зная, как поощрять своего ребенка, чтобы расположить его к себе, помните, что подкуп в этом деле неуместен. Требуется иметь от сына либо дочки максимальное доверие — тогда все получится. Стремитесь отучать кроху от частых подарков за определенные поступки. Их дети обязаны совершать бескорыстно.

  4. Когда восторгаетесь малышом, объясняйте, за что именно — он обязан понимать, что необходимо делать.

Как найти баланс критики и похвалы

  • Всегда анализируйте факты. Оценить успеет общество, а родитель может понять причины и следствия. 
  • Чувство вины и гордыня формируются быстро. Прежде чем выразить своё мнение, спросите, как к этому относится сам подросток.
  • Следите за режимом, обнимайте ребёнка, говорите с ним и уважайте его. Спокойный ребёнок не сходит сума от похвалы и не падает в обморок от критики. 
  • Младших подростков хвалим за хорошее. Старшим даём конструктивную критику их поступкам. 
  • Похвалите и раскритикуйте для начала себя за свои родительские действия и воспитательские приёмы, проанализируйте, что вам узнать было бы приятно, а за что стыдно. Ребёнку так же. 

Правила поощрения ребенка словами

1. Хвалите за дело. Слова одобрения чудодейственны лишь тогда, когда направлены на конкретный поступок. Ребенок сам завязал ботинки? Вот умница! Помог маме сделать влажную уборку? Какой молодец!

Нашел папины очки под диваном? Сыщик! Не испугался американских горок? Храбрец!

Но просто за то, что он есть, весь такой замечательный, красивый и любимый, хвалить не нужно. Просто поцелуйте его и обнимите – он знает о вашей любви.

2. Вредная похвала несет обратный эффект. Если вы постоянно твердите без повода, что ваш ребенок – самый замечательный, умный и трудолюбивый, то заставите его усомнится в собственном совершенстве.

Чадо растеряется, смутится и начнет вам доказывать, что не такое уж оно чудесное. И ждите плохого поведения.

3. Единственный ребенок в семье часто вырастает эгоистом именно потому, что все добрые слова мира направлены на его персону. Особенно усердствуют бабушки и дедушки, почитая и балуя обожаемого внучка.

Если малыш чрезмерно возгордился, попробуйте поставить его на место. Не нужно сравнивать его с другими, но вот с ним самим – вполне педагогично. «А вчера у тебя получилось гораздо лучше, может, попробуешь еще?».

4. Не оценивайте личность, оценивайте результат

Вместо того, чтобы то и дело восклицать «Ах, ты будешь ученым, такой умненький!» или «Вырастешь настоящим спортсменом, мой силач», обращайте внимание на содеянное. «Вот я столько раз отжаться не могу, и как у тебя получилось?

5. Не делайте вывод, давайте намеки и описывайте свои ощущения

В правильной словесной похвале важно, как вы строите предложение

Сделайте упор на свои чувства («Мне так приятно было зайти в твою чистую, прибранную комнату!»), а уж ребенок сам додумает за вас и в следующий раз постарается не разочаровать.

6. Иногда уместная похвала вдруг становится неуместной. Так, если малыш двух лет отроду впервые справился с молнией на куртке, его надо поощрить. Но не стоит хвалить дошкольника за то, что он одевается сам. Ведь это естественный процесс, и здесь похвала даже унизительна.

Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки?

Классики педагогики утверждали, что ни один проступок ребенка не должен оставаться безнаказанным, и что поощрение и наказание связаны неразрывно. К счастью, метод «кнута и пряника» давно подвергается критике со стороны прогрессивных педагогов.

Мудрые люди говорят, что в проступках ребенка всегда виноваты взрослые, забывшие или не сумевшие объяснить ребенку «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому, прежде чем ругать и наказывать детей, взрослым нужно тщательно проанализировать собственное поведение. Большинство ошибок дети допускают именно по вине взрослого окружения. Помните:

  • Дети копируют поведение взрослых, поэтому воспитывать надо личным примером;
  • Поступки взрослых не должны противоречить долгим нравоучительным беседам: дети быстро замечают фальшь, расхождение слова и дела;
  • Прежде чем требовать, объясните столько раз, сколько нужно, чтобы быть уверенными в том, что ребенок услышал и понял;
  • Убедитесь, что плохая оценка – результат неправильного поведения, потому что ругать за непонимание темы нельзя.

Наказание присутствует в учебном процессе, скорее, как исключительная мера порицания или осуждения за дисциплинарные проступки, которые стали причиной плохой оценки. Например:

  • Ученик вместо выполнения домашнего задания пошел на футбольный матч;
  • Ребенок решил воспользоваться шпаргалкой, вместо того, чтобы выучить формулы или правила;
  • Разговаривал на уроке с соседом по парте, не слушал учителя и т.п.

Наказание должно быть соразмерным возрасту и особенностям психики ребенка. Но прежде всего оно должно быть справедливым, не вызывающим сомнения в его заслуженности.

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

https://youtube.com/watch?v=12oPrH6kaxQ

Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?

Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.

Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо

И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться

Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации. Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе

Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно. Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации. Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно. Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Доска поощрений

В магазине сейчас можно найти интересный набор в виде доски с клеточками и звездочками в комплекте. Туда надо вписать имя малыша и обязанности, которые он должен выполнить (заправить постель, вымыть посуду, убрать комнату и т. д.). За каждое выполненное задание необходимо клеить одну звездочку и в результате выполненной работы ребенок должен получить какое-либо вознаграждение (оговаривается заранее).

Этот метод характеризуется следующими особенностями:

Способ хорошо подойдет детям в возрасте от 3-10 лет, но не забывайте учитывать индивидуальные особенности ребенка.
На доске не пишите больше 5 пунктов.
В каждом пункте прописывайте конкретное действие! Не стоит писать: «хорошо себя вести». Пишите конкретно: «сходить в детский садик», «лечь спать в свою кроватку», «убрать игрушки».
У метода должна быть положительная мотивация. Если вы приклеили наклейку, забрать ее уже нельзя.
Благодаря этому способу у малыша не только появится мотивация, но и возможность научиться считать и изучить дни недели.
За выполнение обязанности в конце каждого дня ребенок должен получить свое вознаграждение – звездочку.
В конце недели придумайте дополнительную награду, например, прогулка в парк, любимый торт или что-то другое. Эмоции намного лучше материального. Если такой возможности нет, можете купить киндер.
Такая доска, для детей старше пяти лет, может превратиться в семейную. Подобная игра поможет наладить отношения с детьми 7 лет и старше

К примеру, малышу интересно будет наблюдать за папиным чтением или готовкой мамы (эти пункты не особо значимые), но для ребенка это имеет важное психологическое значение. Приз соответственно тоже должен быть семейный.
Лучше заниматься такой игрой 5 дней в неделю, а в выходные немного побаловать малыша и все равно преподнести награду.

Достигаторы

Второй способ мотивации — достигаторы. Они могут быть в виде плакатов, которые помогают идти к полезным привычкам и большим целям маленькими шагами. На таких плакатах ребенок отмечает свои ежедневные достижения (например, закрашивая кружок или звездочку) и наблюдает процесс движения к цели.

Вы можете нарисовать такие плакаты самостоятельно, а можете воспользоваться готовыми, например, достигаторами для тетрадей KUMON.

Это красивые и полезные тематические плакаты. Они помогают превратить занятия по тетрадям в привычку, сделать уроки ежедневными и проработать навыки, которые ребенку даются сложнее.

На каждом достигаторе есть кружочки, звездочки, квадратики и т. д. для закрашивания. Принцип такой: выполнил задание — закрась звездочку.

Достигаторы не только очень полезные, но и красочные, что точно понравится малышам

Предложите ребенку достигатор вместе с первым заданием. Распечатайте его и повесьте рядом с тем местом, где вы обычно занимаетесь: например, над столиком. Теперь у малыша перед глазами всегда будет наглядное доказательство того, что он движется к большой цели по чуть-чуть.

С достигаторами ребенок получает дополнительный стимул заниматься (не только выполнил задание, но и закрасил кружок на плакате и убедился, что справился), а родители — большую уверенность, что тетрадь получится пройти до конца.

Мы выпустили три вида достигаторов. Здесь вы можете подробнее прочитать о том, как их использовать.

А также можете скачать комплект достигаторов бесплатно.

Основные правила поощрения

Самое главное, что вам нужно знать – это что нельзя разбрасываться хвалебными словами просто так, каждый человек должен это заслужить. Зачастую дети, которых постоянно хвалят, вырастают капризными и не контролируют свое поведение. Все дело в том, что они слышат постоянные похвалы и думают, что им можно вести себя хуже – ведь все равно похвалят. Поэтому хвалите заслуженно: поощряйте хорошее поведение в семье, в детском саду, на улице.

Хвалите именно поступки ребенка, а не его личность. Говорите, какой он молодец, что помог вам, хвалите за выполнение какого-то задания или поручения. Постоянно говоря малышу о том, какой же он прекрасный и самый красивый на свете, вы в итоге вырастите самовлюбленного эгоиста. Разумеется, такие слова нужно говорить своим детям, но необходимо знать меру

Обращайте внимание на любую мелочь сделанную ребенком: если он убрал за собой посуду, сам помыл свою кружку или подал вам что-то – обязательно это отметьте. Но не стоит говорить: «Какой ты хороший, ты самый лучший на свете, потому что подал мне пульт!» Лучше использовать такой вариант: «Сегодня ты помыл свою кружку, тем самым помог мне. Ты молодец!»

Не нужно поощрять детей за то, что они и так должны делать. Например, самостоятельно одеваться или чистить зубы

Ты молодец!». Не нужно поощрять детей за то, что они и так должны делать. Например, самостоятельно одеваться или чистить зубы.

Следующее полезное правило заключается в том, что нельзя оплачивать все хорошие поступки ребенка. Не нужно давать ему деньги просто за хорошее поведение. Так дети привыкают к тому, что деньги им легко достаются и будут всю оставшуюся жизнь «сидеть на шее» родителей. Если вы желаете давать время от времени детям деньги на карманные расходы, это не запрещается, но они должны осознавать, что эти деньги действительно заслужили. Можно заранее договориться с ребенком, что вы будете давать ему в конце недели карманные деньги в том случае, если он всю эту неделю был полезным и помогал вам. Конечно, в любой семье существуют свои правила, но в любом случае карманные деньги не должны быть крупной суммой. Пусть это будет постоянная неизменяемая сумма, которой хватит, чтобы купить себе перекусить или, например, начать откладывать деньги на что-то более дорогое, но очень желанное. Так у ребенка появится привычка тратить на игрушки и развлечения свои деньги, а не родителей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий