Необходимые умения ребенка перед первым походом в детский сад
Обычно детей отдают в сад в возрасте двух лет. К этому времени у ребенка должны быть сформированы определенные навыки:
Самостоятельное питание при помощи ложки и вилки
Родителям важно научить ребенка есть, чтобы суметь утолить голод. После трех лет следует прививать чувство опрятности и соблюдений других правил приема пищи (не разговаривать за столом, не набивать полный рот еды и т
п.).
Умение ходить на горшок и проситься в туалет. В ином случае потребуется приносить в детский сад необходимое количество подгузников. Детям от трех лет нужно уметь пользоваться туалетной бумагой.
Соблюдение простых правил гигиены – самостоятельного мытья рук после прогулки и перед едой.
Развитая речь. Умение малыша говорить и рассказывать обо всем, что с ним происходит, существенно облегчит ему пребывание в саду.
Детский сад – это безусловная часть жизнь большинства детей. Только родители способны повлиять на то, как их малыш пройдет нелегкий путь адаптации к новым условиям. Надеемся, что наши советы родителям помогут подготовить ребенка к детскому саду и этот новый этап в жизни малыш преодолеет легко и безболезненно.
Реакция
Согласно статистике, только 1% малышей при поступлении в детский сад ведёт себя так, словно в его жизни ничего не изменилось. У всех остальных наблюдаются определённые реакции в зависимости от того, какая из сфер является их слабым звеном. Существуют разные виды адаптации, и с каждой из них приходится справляться.
Физиологическая
Приспособление маленького организма к изменившимся условиям: новому режиму дня (который категорически нельзя нарушать), другой пище, инфекционным атакам на иммунитет (пришёл кто-то с насморком — на следующий день заболела вся группа). Поэтому в адаптационный период могут наблюдаться такие реакции, как:
- нарушения сна;
- уменьшение аппетита и, соответственно, снижение веса;
- восприимчивость к инфекциям, ослабление иммунитета (болеет чуть ли не каждую неделю);
- обострение хронических заболеваний, если таковые имеются;
- у некоторых начинают скакать температура тела (даже при отсутствии вирусов и инфекций) и давление, учащается сердечный ритм.
Чтобы уменьшить стресс организма, родители должны: за 2-3 месяца до детского сада узнать режим дня и меню в группе, и дома максимально повторять их. Завтрак, обед и полдник устраивать в то же время, класть на дневной сон и будить в определённый момент. Каши, супы, компоты — ко всему этому нужно приучать заранее, иначе капризы по поводу еды будут выводить из себя всех вокруг.
Также нужно своевременно заняться укреплением иммунитета. Обратиться к участковому педиатру. Сейчас много растительных, витаминных и интерферонных препаратов, разработанных специально для детей 2-3 лет.
Психологическая
Самая сложная — психологическая адаптация. Ребёнок толком не понимает, для чего ему каждое утро нужно идти в детский сад и прощаться с мамой. Большинству кажется, что их перестали любить и просто отдали, так как они больше не нужны маме и папе. На фоне такого расстройства начинается фобия, что их не заберут вечером, за ними не придут и они останутся одни. В результате все эти переживания могут вылиться в такие реакции, как:
- истеричность, нервозность, раздражительность, капризность;
- плаксивость — могут плакать даже без повода, не умея объяснить своё состояние);
- агрессивность (или ко всем, или только по отношению к родителям);
- апатия, равнодушие, безынициативность, вялость или же наоборот — чрезмерная возбуждённость;
- упрямство;
- постоянно плохое настроение.
Рецепт лекарства в таких случаях только один — больше внимания и заботы + разъяснительные беседы, зачем вообще существует садик и почему в него так необходимо ходить каждый день.
Социальная
Для одних детей данный вид адаптации даже в какой-то степени выступает в роли помощника. Если они активные и общительные, в играх с другими забываются и не чувствуют одиночества и брошенности. Но большинство всё-таки теряется в таком потоке малышей. К каким последствиям следует быть готовыми:
- отказываются идти в садик, потому что «Марьиванна злая, а Вася игрушки отбирает»;
- перенятие у других девиантных паттернов поведения (начинают кусаться, плеваться, обзываться) и плохих слов;
- обострение чувства собственности и жадности, даже если до этого был добрым;
- формирование комплексов, занижение самооценки;
- уход в себя, появление аутических черт.
В этом случае все силы следует бросить на развитие коммуникативных навыков. Возможно — записаться на несколько сеансов к психотерапевту. Групповые и семейные тренинги творят в этом плане настоящие чудеса.
Когнитивная
В садике ребёнка ждут развивающие занятия, с которыми он может не справляться. Причины — самые разные: невысокий IQ, физические дефекты, непонимание требований, отсутствие необходимых навыков и многое другое. В результате не получается элементарное: нарисовать солнышко, слепить цветок, выучить стихотворение. Из-за таких провалов реакции могут быть достаточно плачевными:
- регрессия навыков, полученных ранее: ребёнок, достаточно внятно говорящий, умеющий пользоваться ложкой и самостоятельно одеваться, ходить в горшок, отказывается воспроизводить подобные действия;
- снижение познавательного интереса: отказывается играть, заниматься, что-то делать, объясняя, что просто «не хочет».
Если сложности вызвала именно когнитивная адаптация, родители не должны пускать на самотёк подобные реакции. Необходимо поговорить с воспитателем, психологом. Выяснить причины, почему так происходит. Работать над устранением выявленных факторов и возбуждением интереса к занятиям. Если запустить данные реакции на этом этапе, потом в школе возникнет масса проблем с усвоением учебного материала.
Несколько общих рекомендаций родителям
Пока малыш не привыкнет к детскому саду, мама и папа должны всячески поддерживать свое чадо
Привыкание длится не менее одного-двух месяцев, за это время важно не усугубить состояние ребенка, а максимально облегчить стресс. Для малыша родители являются главной опорой, именно они должны поддержать его, сделать все, что в их силах, чтобы ребенок как можно быстрее почувствовал себя комфортно в коллективе
Как адаптировать ребенка к детскому саду, что могут родители сделать для этого?
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какой режим дня у детей в детском саду?
Готовить заблаговременно
Готовить сына или дочь к посещению детского учреждения следует заблаговременно. Сначала нужно поговорить с ним/с ней, рассказать, что такое садик, чем там можно заниматься, как играть. Обязательно предупредить малыша о том, что нужно придерживаться режима.
Иногда оставлять ребенка с бабушкой, няней или кем-то из родственников. Пусть он привыкает к тому, что мама с папой могут уйти, эта ситуация вполне рядовая.
Создать дома условия, близкие к режиму детского учреждения. Пусть малыш поднимается с кровати в такое время, в которое ему придется просыпаться в будущем. Можно узнать распорядок дня в саду и попытаться подстроиться под его режим. Обязательны завтрак, дневной сон и прогулки
Важно, чтобы кроха укладывался в постель не позже 21.00 – так ему будет легче просыпаться рано. Этим можно значительно снизить уровни физической и эмоциональной нагрузок самого острого периода адаптации, даже сократить его раза в два.
Отличный способ настроить малыша на правильную волну – познакомить его с воспитателем. Если удастся заранее побеседовать с педагогом, ребенок будет воспринимать воспитателя, как уже знакомого взрослого. Тогда новая обстановка станет немного комфортнее.
В процессе посещения сада
Стараться развивать у крохи навыки общения и совместной игры со сверстниками. Для этого чаще приводить малыша на детскую площадку, приглашать домой соседских детей.
Потренироваться выполнять простые правила – научить держать ложку, пить из чашки, самому одеваться
Также важно, чтобы малыш умел пользоваться горшком, иначе в группе он будет регулярно ходить в мокром белье. Воспитатели не всегда успевают вовремя переодеть ребенка.
Научить сына или дочь позитивному мышлению, рассказать, что детский сад нравится многим детям
Можно играть дома, взяв на себя роль воспитателя. Пусть младший член семьи поучаствует в игре – так он научится следовать правилам.
Можно разрешать малышу брать с собой игрушку. Этот метод имеет двойное значение: знакомая вещица будет напоминать о доме, а также поможет наладить отношения со сверстниками, которые непременно захотят поиграть новой машинкой или куклой.
Постарайтесь внушить сыну или дочке спокойствие и уверенность собственным поведением. Психологи давно доказали, что малыш перенимает настроение мамы, ощущая малейшие эмоциональные колебания. Пусть кроха чувствует, что родители знают: садик – это хорошее место для него, здесь ему непременно понравится.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка одеваться в 3 года?
Шаг 8. Купируйте истерику
Если ребенок – мастер устраивать истерики на входе в группу, учимся мягко приводить его в чувство. Лучше всего помогают крепкие, суперкрепкие объятия. Это ощущение очень хорошо успокаивает на бессознательном уровне. Как следует обняв плачущего малыша, полезно проговорить его страхи вслух: «Ты плачешь потому, что не хочешь оставаться и боишься, что я не приду, так?» А затем убедите его в обратном. Очень помогает при этом громко и глубоко дышать, помогая малышу подстроиться под другой, спокойный ритм.
Если ребенок совсем потерял над собой контроль, нужно сделать что-то неожиданное: сильно подуть в лицо, хлопнуть в ладоши, если есть возможность – побрызгать водой или умыть. Полезно взять его за запястья и с силой (но без боли!) потянуть вниз, заземляя таким образом (любой человек при истерике словно «улетает», и ему надо помочь вернуться обратно в тело). Можно надавить ладонями на плечи или бедра.
Поступление в детский сад
Адаптация 2,5 – 3 летнего ребенка к детскому саду обычно сопровождается массой неблагоприятных последствий со стороны организма. Первые дни в новой обстановке особенно мучительны для малыша.
В поведении большинства детей появляются заметные изменения, касающиеся:
- эмоций;
- взаимодействия с окружающим миром;
- познавательной активности;
- умений и навыков;
- речи;
- двигательной активности;
- сна;
- аппетита;
- здоровья.
Обычно ребенок адаптируется к новым условиям за 2-3 недели. Если малыш не подготовлен к детскому саду, этот процесс растягивается на несколько месяцев. Если и по истечении этого времени малыш продолжает плакать, плохо ест или заболевает, то такая адаптация считается тяжелой. Родителям и самому малышу требуется помощь детского психолога.
Облегчение привыкания к садику
Условно период адаптации ребенка в детском саду делится на три этапа:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
На первом этапе психологи советуют родителям дистанционно познакомить свое чадо с датским садиком. Если ДОУ находится неподалеку от дома, то можно сменить привычный маршрут и показать малышу красивое здание, в котором он будет учиться интересным вещам. Также можно предложить ему понаблюдать за играющими ребятами в детском саду. У многих малышей 4-5 летнего возраста возникает желание присоединиться к игре. Не будет лишним придти вместе с малышом на экскурсию в детский сад, познакомиться с воспитателями, наглядно показать ему, чем он будет заниматься.
Ребятишек 2,5-3 летнего возраста необходимо заранее приучать к самостоятельности. К этому возрасту ребенок должен быть приучен к туалету. Также он должен уметь сидеть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, умываться, чистить зубки.
За 2-3 месяца до начала посещения ДОУ психологи рекомендуют изменить режим дня дошколенка. Он должен по возможности соответствовать режиму в детском саду. Желательно придерживаться нового режима даже по субботам и воскресеньям.
На втором этапе адаптации к детскому саду психологи советуют оставлять ребенка в группе на некоторое время, а не полный день. Время пребывания в первые 10-14 дней может варьироваться от 1 до 3 часов. Первые дни мама может находиться в группе вместе с ребенком, включаться в игру, помогать своему ребенку выполнять задания воспитателя. Это позволит малышу получить положительные эмоции от садика и закрепить их.
На третьем этапе адаптации психологи рекомендуют оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Если ребенок желает остаться на полдник, то не стоит забирать его раньше.
Адаптационный период считается пройденным тогда, когда эмоциональное состояние, аппетит и сон ребенка стабилизируются.
Готовая к скачиванию ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА по адаптации детей к детскому саду (5 листов + обложка).
Тяжелая адаптация: что делать?
Во время адаптации к детскому саду у малыша может ухудшиться аппетит. Некоторые дети не могут привыкнуть есть вне дома и полностью отказываются от еды. Также наблюдаются нарушения сна, частые мочеиспускания. По причине страхов и постоянного стресса ребенок болеет. Нередки случаи диагностирования бронхиальной астмы.
При тяжелой адаптации в детском саду, психологи часто советуют повременить с посещением ДОУ. Если малыш заболел, то его следует забрать из садика с сохранением места, а после выздоровления повторно пройти дома подготовительный этап. Не будет лишним записаться в развивающий детский центр. Во многих из них функционируют группы «Без мамы», где малыши остаются на попечении квалифицированных специалистов на протяжении нескольких часов.
Время для адаптации ребёнка
1. Во время адаптации попробуйте приводить ребёнка в сад одним из первых, когда еще мало других детей – так он получит больше внимания от воспитателей.
2. В первые дни пребывания в саду начинайте с 2 часов, постепенно его увеличивая.
3. В первые 3 недели не оставайтесь на на дневной сон и на полный день. На 4-й неделе оставьте ребёнка на дневной сон, при возможности, забирая его после дневных занятий. Постепенно увеличивайте количество часов, которые вы проводите в саду.
Если в течение 3-х недель у вас был перерыв и ребёнок не ходил в садик, например, вы уезжали отдыхать или он приболел, то начинайте заново отсчитывать 3 недели.
4. Адаптация ребенка к саду в среднем занимает около 3 месяцев. В этот период у малыша может ухудшиться настроение, он может начать плакать во сне. Если вам не нравится поведение вашего ребёнка, стоит поговорить с воспитателем и проконсультироваться с неврологом.
В период адаптации не нужно бояться капризов и плохого настроения ребенка. Главное, чтобы у него были вы – человек, который всегда рядом и всегда его поддержит.
5. В течение этих трех месяцев адаптации необходимо сохранять стабильность в жизни ребенка. Не стоит начинать что-то новое: посещение кружков, приглашать к себе дальних родственников, и также, нежелательно, чтобы этот срок совпал с рождением нового ребенка.
Как понять, что ребенок не может адаптироваться
- Ребенок ни с кем не общается, не идет на контакт. Он замкнут, никого к себе не подпускает, даже если прошло уже 1-2 месяца.
- Ребенок ничего не ест, отказывается от воды. Не ходит в туалет даже пописать. Терпит до последнего.
- Ребенок плачет, не успокаивается до тех пор, пока не придет мама.
- Длительный, стойкий регресс в развитии (в речи, в навыках самообслуживания, появились навязчивости, ночные кошмары, которые не проходят совсем или проходят, когда ребенок, например, болеет и не посещает садик).
Если случилось так, что прошло 1-3 месяца, а прогресса в адаптации нет, то нужно разбираться в причинах. Вам помогут следующие шаги.
- Беседа с воспитателем и с садовским психологом. Обычно к малышам приставляется психолог, который следит, как проходит процесс адаптации.
- Проективная диагностика. Игра в садик, рисование, придумывание совместной сказки.
- Наблюдение (может, это реакция на одного из воспитателей или стресс, который истощил его. Тогда надо взять перерыв, восстановить организм).
Также обратите внимание на свои тревоги
Выражение протеста
Когда ребенок не хочет ходить в сад, а вы безуспешно пытаетесь его приучить к нему, вы должны обратить внимание на то, как он выражает свой протест. Многие дети вместо того, чтобы открыто показать свое нежелание родителям, избегают слез и держат все свои эмоции глубоко в душе
Поэтому ваша задача понять, каким образом ваше чадо выражает протест против детского сада.
Словесная форма. В то время, когда вы пытаетесь приучить кроху к детскому саду, ваше чадо ежедневно сообщает вам, что он не желает расставаться с вами, и не хочет посещать садик. Кто-то делает это непосредственно на пороге детского сада, ну а кто-то бунтует перед сном. Причем словесный протест редко обходится без слез и истерик.
Истерика. Приучить ребенка к садику, когда по утрам у него случается настоящая истерика, достаточно сложно. Поэтому данная форма протеста является одной из самых выраженных и в тоже время распространенных. В момент истерики малыш кричит, сопротивляется и совершенно не реагирует на доводы окружающих, он просто не замечает их. Ребенок может легко перейти от слез к топанью ногами, раскидыванью вещей, размахиванию руками. Некоторые малыши даже начинают кататься по полу и биться головой. Такая ситуация требует немедленной реакции со стороны взрослых. Первое время можно постараться самостоятельно выяснить причины и решить проблему, но если ситуация не улучшается, и вам по-прежнему не удается приучить малыша к садику, то стоит незамедлительно обратиться за помощью к специалисту.
Плач. Если ваш кроха просто плачет каждое утро, но не истерит, то вам следует пообщаться с воспитателем и самим малышом.
Протест в скрытой форме. Это самая сложная ситуация, которая достаточно часто «спускается родителями на тормозах». Когда кроха кричит и шумит, во всеуслышание заявляя о своем нежелании ходить в сад, видно всем и сразу. А вот когда кроха боится или не может выразить свои эмоции и желания, тогда чуткость нужно проявить родителям
На что стоит обратить внимание? Во-первых, малыш медленно собирается в садик, тянет время. Во-вторых, малыш выглядит уставшим и совершенно обессиленным
В-третьих, кроха придумывает различные предлоги и предлагает альтернативу походу в детский сад (посидеть с бабушкой, остаться дома с папой, ведь у него выходной, и т.д.). В-четвертых, кроха показывает во время игры, каким плохим он видит детский сад (куклы тоже не хотят идти, а сад на рисунке выглядит мрачно). В-пятых, малыш может начать страдать бессонницей и потерей аппетита.
Когда ребенок не хочет посещать сад, важно заметить первые звоночки проблемы. Только чуткие родители могут своевременно понять, в чем дело, и решить вопрос
Поняв причины беспокойства крохи, можно будет приучить ходить малыша в сад безболезненно и без слез.
Что делать, если адаптация к детскому саду уже началась?
Итак, малыш уже начал ходить в дошкольное учреждение, но попросту ждать окончания привыкания не следует. Успешная адаптация ребенка в детском саду, советы по которой дают психологи и медики, заключается в активной позиции родителей. Чем можно помочь своему чаду?
- Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на пару часов, а уже затем увеличивать срок пребывания в садике.
- Обязательно проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.
- Изучайте любую информацию, которую предоставляет воспитатель или психолог дошкольного учреждения. Обычно в группе устанавливается папка передвижка «Адаптация ребёнка в детском саду».
- Также следует чаще общаться с воспитателями, которые заполняют регулярно лист адаптации, специальный бланк посещения садика, также психологом заполняется карта на каждого ребёнка в ясельной группе.
- Не переживайте особо, если ребёнок после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт и выспится.
- Чтобы малыши поскорее адаптировались, необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Психологи советуют отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить.
- Если у малыша имеются определённые психоэмоциональные или физиологические особенности (гиперактивное поведение, проблемы со здоровьем), об этом необходимо сообщить педагогическому и медицинскому коллективу.
- Слёзы и истерики – это «презентация», рассчитанная на маму. Именно поэтому специалисты советуют папам провожать ребёнка в детский сад, поскольку сильный пол обычно строже реагирует на подобное манипулятивное поведение.
Обеспечьте ребёнку спокойную семейную обстановку во время адаптационного процесса. Выражайте всячески своё расположение новоиспечённому дошкольнику: целуйте, обнимайте и т.д.
Персонал нашего детского сада всегда готов сотрудничать с родителями, строить деловые партнёрские взаимоотношения, создавая атмосферу доброжелательности, комфорта и благополучия.
В нашем дошкольном учреждении выработаны ПРАВИЛА, при соблюдении которых пребывание вашего ребёнка в детском саду будет наиболее комфортным.
- Все дети возвращаются с летних каникул со справкой об отсутствии контактов с инфекционными больными и о состоянии здоровья из поликлиники.
- Прием детей осуществляется с 6.30 до 8.15 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский сад – необходимое условие правильной организации воспитательно-образовательного процесса.
- Педагоги готовы пообщаться с вами утром до 8.15 и вечером после 18.00 в другое время педагог работает с группой детей, и отвлекать его не рекомендуется.
- Если вы привели ребенка после начала какого – либо режимного момента или занятия, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.
Несовершеннолетним детям забирать ребёнка из детского сада категорически запрещается!!!
7.Невозможности прихода ребенка в детский сад по болезни или другой уважительной причине просим сообщать воспитателю до 10 часов утра по контактному телефону, а в случае прихода в детский сад после болезни или отпуска – накануне до 12 часов.
- К педагогам группы, независимо от их возраста, необходимо обращаться на «вы», по имени и отчеству.
- Конфликтные спорные ситуации необходимо разрешать в отсутствие детей.
Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к старшему воспитателю или заведующему.
В присутствии ребенка не следует обсуждать педагогов дошкольного учреждения с родственниками или знакомыми.
- Перед тем, как вести ребенка в детский сад, проверьте, правильно ли он одет, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха.
В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается, меньше утомляется. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и вместе с тем не сковывала движений ребенка.
Особое внимание обратите на обувь, она должна быть легкой, теплой и точно соответствовать размеру ноги. Проверьте застежки и шнурки, они должны быть такими, чтобы ребенок мог самостоятельно ими пользоваться.. 12.В групповом помещении не допускается ношение обуви без задников (шлепанцы)!
12.В групповом помещении не допускается ношение обуви без задников (шлепанцы)!
- Носовой платок необходим ребенку как в помещении, так и на прогулке. сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.
Просим не давать ребенку в детский сад травмоопасные игрушки и предметы:
ножницы, ножи, спицы, булавки, гвозди, проволоку, зеркальце, стеклянные флаконы, пузырьки, металлические игрушки, шпаги, сабли, зажигалки и т.п.
Наличие таких предметов опасно не только для вашего ребенка, но и для других детей, посещающих группу. Поэтому обязательно проверьте карманы вашего ребенка перед уходом его в детский сад.
Также просим не давать детям витамины, таблетки и другие лекарства.
Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку, конфеты и прочие сладости.
Настоятельно не рекомендуем надевать ребенку золотые и серебряные украшения, давать с собой дорогостоящие игрушки.
Требования к внешнему виду детей
- опрятный вид,
- застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
- умытое лицо;
- чистые нос, руки, подстриженные ногти;
- подстриженные и тщательно расчесанные волосы;
- у девочек прическа закрепляется резинками, бантами и т.п.
- ОБЯЗАТЕЛЬНО чистое нижнее белье;
- наличие достаточного количества носовых платков.
Для создания комфортных условий пребывания ребенка в детском саду необходимо:
комплект сменного белья: мальчикам – шорты, трусики, колготки, майка, футболка; девочкам – колготки, трусики, майка, футболка, юбка или платье. в теплое время – носки, гольфы (в раннем возрасте 3-4 комплекта, запасную обувь для группы)
- два пакета для хранения чистого и использованного белья;
- расческа (независимо от длины волос)
Одежда для пребывания в группе:
- не допускается ношение одной и той же пары джинсов, брюк как на прогулке, так и в помещениях детского сада.
- белье, одежда и прочие вещи могут быть промаркированы