Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?

С какого возраста можно наказывать ребенка?

Психологи утверждают, что наказание ребенка в возрасте до двух с половиной лет не несет за собой никакого смысла. Ребенок не осознает, что он совершил плохой поступок, но будет думать, что родители внезапно перестали его любить, потому что запрещают играть в обычные игры, в которые он до этого играл. Да, ребенок понимает, что эта игрушка сломана или стена испачкана, но он не понимает того, что делать этого нельзя и не чувствует вину за собой, поэтому родителям рекомендуется не наказывать ребенка до этого возраста. Не нужно думать, как наказывать детей за непослушание, нужно лишь каждый раз ребенку объяснять последствия его поведения, например, что тарелка может разбиться, если выкинуть ее, игрушка может сломаться и играть с ней ребенок больше не сможет.

В этом возрасте эффективным будет собственный пример. Родители могут показать, какие поступки будут радовать близких людей, а какие огорчат их.

Только при достижении возраста 2,5-3 года ребенок потихоньку начинает самостоятельно управлять своими поступками и поведением. Но это не значит, что нужно сразу пускаться во все тяжкие и наказывать малыша. И в указанном возрасте это нужно делать правильно. В первую очередь, нужно успокоиться. Ни в коем случае нельзя кричать. Постарайтесь рассказывать малышу причину того, почему он не прав, строго, но спокойно. Буквально через год ребенок уже сможет самостоятельно отличать хорошие поступки от плохих. В том случае, если вы правильно его наказывали, он будет бояться вашего гнева, и сам во всем будет признаваться. Вот почему нужно знать, как наказывать детей за непослушание.

Помните также и про особенность трехлетних детей идти наперекор своим родителям не потому, что они хотят насолить вам, а потому что начинают чувствовать свою независимость и пытаются показать это.

Наказание за вранье и воровство

За вранье

Для начала – причины детской лжи:

  • Вы показали ему пример;
  • Вы засмеялись, когда он соврал в первый раз;
  • он не понимает, что это плохо;
  • он старается понравиться (хвастает);
  • он фантазирует;
  • он боится наказания или унижения;
  • он ищет одобрения;
  • он старается быть вежливым;
  • он – «генетический лгун»;
  • он подражает сверстникам.

Как видите, вины ребенка тут капля, зато взрослого — полная чаша.

Тонкости наказания лгунов и лгунишек

Как наказать ребенка за вранье? А точнее – что делать, чтобы он перестал говорить неправду?

  • Разберитесь в чем причина детской лжи.
  • Объясните, что это плохо и почему честным быть хорошо.
  • Научите малыша быть честным, дайте ему право говорить любую правду.
  • Не давайте сыну и дочери непосильных поручений.
  • Не создавайте в семье атмосферу соперничества.
  • Умейте хвалить, поддерживать и дружить со своим ребенком.
  • Исключите дружбу с детьми, которые врут.
  • Никогда не наказывайте за ложь ребенка, который сам признался, что соврал. Если его проступок слишком серьезен – пусть это будет не страшное наказание, а что-то приемлемое: стояние в углу, ограничение, запрет. Причем, он должен понимать, что пострадал не за то, что признался, а за непослушание.
  • Подавайте правильный пример.
  • Помните, что перед Вами – ребенок.
  • Наказание должно быть адекватным проступку.
  • Ребенок не должен жить в постоянном страхе наказания.
  • Не казните дитя, не выяснив причины лжи.
  • Не позорьте виновника. Не жалуйтесь родственникам и знакомым. Отругав единожды, мысленно объявите лгуну амнистию.
  • Исключите из семейной практики жестокие и унизительные наказания.

Словами статистики – врут около 5% детишек, включая младших школьников и подростков. Жажда похвалы и страх наказания – вот наиболее частые причины вранья. Нужно ли наказывать ребенка? А вдруг из-за этого он станет лгунишкой?

До 4 лет детишки не врут, а фантазируют. Его истории – это полет в сказку, продолжение игры и мысленного приключения. После четырех малыши умеют взглянуть на мир глазами взрослого и попытаются соответствовать эталону.

Как наказать ребенка за непослушание, если детская психика столь хрупкая и изменчивая? Того и гляди, вместо пользы сложится ситуация хуже некуда. Как ни странно, но наказание и жестокость несовместимы. Родительская справедливость и понимание правил поведения ребенком лежат в основе правильного воспитания.

Мы не можем растить детей, взяв их под свое крыло. Влияние общества невозможно контролировать. Какие дети попадут в класс с Вашим ребенком? Что он может увидеть в интернете? О чем и в каких выражениях будут говорить его спутники в общественном транспорте? Родители должны уметь настоять на своем и повернуть воспитание в нужное русло. Из двух зол выбирают меньшее. Поэтому наказание может иметь место

Важно, чтобы оно было справедливым, своевременным и соответствующим проступку

За воровство

  • Узнайте у него, почему он так сделал, чтобы понимать причины и попытаться устранить их, насколько это от вас зависит.
  • Спросите, что бы он чувствовал, если бы у него украли его любимую вещь.
  • Объясните, что так делают очень плохие люди, и что из-за того, что он так поступил, вам очень плохо. Расскажите, что отношение к нему окружающих, зависит, прежде всего, от того, как он сам себя ведет: если он не хочет, чтобы у него воровали, то сам не должен этого делать.
  • Когда ребенок не будет видеть, «украдите» у него его любимую вещь и спрячьте так, чтобы он не нашел ее. Когда ребенок увидит, что вещь исчезла, скажите ему, что ее кто-то украл из-за того, что он сам поступил однажды как вор. Если не увидите искреннее раскаяние, то продолжайте тайно забирать его вещи до тех пор, пока не увидите беспокойство в его глазах и искреннее сожаление.
  • «Сыграйте» на социальном факторе: скажите, что если он будет так делать, дети перестанут с ним играть, будут насмехаться и он попадет в тюрьму (для детей старше 10 лет). Если ребенок младше, скажите, что если он продолжит воровать, то попадет в такое место, из которого его очень долго не выпустят, где ничего нет, и находятся такие же злодеи, как и он сам, которые отбирают чужие вещи без спроса.

Как наказывать ребенка

Если ребенок в 2-3 года или уже в старшем возрасте 5-7 лет бунтует против наказания, перестает слушаться и намеренно выражает своенравие против норм поведения, то в этом случае у родителей есть два варианта:

  1. Коррекция поведения. Плавными методами воспитания психолог или сами родители ведут линию поведения ребенку в «правильное» русло, желательное для семьи и общества. В этом случае вопрос, как наказывать ребенка, решается сам по себе.
  2. Подавление враждебности. Более строгий метод, включающий в себя контрмеры на основе авторитета (чаще отцовского), физических наказаний (где нет места избиению!) и прямого управления ребенком.

Вторая система всегда дает свой результат, в отличие от первой. Но и след, остающийся в психике ребенка от прямого на него воздействия, всегда также виднее и ярче проявляется в будущем поведении

Тут важно не переборщить с наказанием. Если шлепок по попе – это единственная мера, которая дает результат, то она уместна

Никогда не бейте ребенка по голове, груди, спине и конечностям – это не наказание, а побои!

Как наказывать ребенка за вранье

Понятие вранья вызывают негативные ассоциации. Каждый родитель с детства старается внушить своему ребенку, что врать нельзя. Но случается, что он начинать врать сверстникам, педагогам, маме и папе, самому себе. Психологи на этот счет дают несколько рекомендаций:

Помните, что лучшее средство в борьбе с детским враньем — это общение и хороший пример. Будучи ребенком, каждый из нас фантазирует, сочиняет истории, выдумывает персонажей. Вспомните об этом и не принимайте близко к сердцу несерьезную ложь. Просто скажите в очередной раз, что скоро перестанете верить в то, что малыш говорит, не станете его слушать. Расскажите сказку про пастуха, который врал про волка, и ничем хорошим это не закончилось.

Как наказывать ребенка за воровство

Чтобы понять причину воровства со стороны ребенка, нужно разобраться в его желаниях и потребностях. Возможно, воровство обусловлено наличием у него клептомании, большим соблазна получить то, что хочется, избалованностью со стороны родителей, несправедливостью со стороны социума или желанием получить новые яркие эмоции. В любом случае воровство — это плохо и наказывается законом, воровать чужое нельзя, и объяснить ребенку данное правило нужно обязательно.

Будьте на чеку

Всегда будьте на чеку, не оставляйте без внимания непослушание ребенка, его серьезные проступки вроде воровства. Если пропустить раз подобный инцидент, он может повториться и войти в привычку. Даже плохие оценки в школе требуют внимания. Рассказывайте ребенку, как бы вам было приятно и как бы вы гордились им, если бы он приносил домой хорошие оценки. О мнении О.Е. Комаровского по поводу наказания детей смотрите в видео.

Весь процесс воспитания – это череда вопросов и ответов, поощрений и наказаний. Вырастить достойного, гармонично развитого человека – большой труд и первостепенная родительская задача. Каждый сам решает, как наказывать ребенка и не прогадать. Можно лишь посоветовать не торопиться выдавать конфету за каждое «да» и бить ремнем за каждое «нет». Необходим компромисс с учетом возраста, умственного развития ребенка и воспитания самих родителей, как первых и самых важных учителей для своих ребятишек.

Одним из острых вопросов, связанных с воспитанием детей на постсоветском пространстве, является проблема применения наказаний в отношении детей. Если обратиться к сети Интернет, то на многих форумах и сайтах, можно найти множество разнообразной информации, противоречащей друг другу. Можно ли наказывать кроху? Если да, то какое наказание не повлечет за собой психологических проблем и позволит сохранить добрые доверительные отношения? Если нет, то, как воздействовать на ребенка, если он не хочет слушать родительские доводы? Давайте попробуем разобраться в этих непростых вопросах, чтобы наши дети росли счастливыми, воспитанными, послушными.

Если наказаний слишком много

В равной степени отсутствие наказания и их излишнее количество не приводит к желаемому результату. В той семье, где ребенка наказывают слишком часто, есть два пути развития личности. Либо он вырастает запуганным, тревожным, несамостоятельным, он не понимает, что можно делать, а что нельзя. Либо же ребенок может не соблюдать нормы, бунтовать, в результате чего наблюдается асоциальное поведение. И первый, и второй вариант — это пример личности с психологической травмой. К ребенку, которого часто наказывают, с трудом удастся родителям найти подход, в результате будут возникать трудности с принятием ответственности, самооценкой, реализацией себя как личности.

Как бы сильно родители ни любили своих детей, иногда им приходится прибегать к наказаниям. Ведь потакая ребенку, вы рискуете воспитать безответственного подростка, который будет считать, что ему все дозволено. Главное, не перегнуть палку и не навредить детской психике. Как конструктивно наказывать ребенка?

Поломанные вещи

Не факт, что малыш специально занимается вредительством. Если игрушка не рассчитана на его возраст, возможно, он даже не понял, что наносит повреждения.

Если точно установлено, что поломка вещи – целенаправленное действие, то стоит поинтересоваться причиной у виновника и сопоставить информацию с собственными наблюдениями.

  1. Любопытство. Если малышу захотелось увидеть, что у игрушки внутри, стоит подробно рассказать о ее устройстве. Скорее всего, ребенок и сам расстроится – действия были произведены без злого умысла.
  2. Новое применение деталям. Оторвать красивую аппликацию с кармана юный дизайнер может с добрыми намерениями – например, украсить стену. Обязательно нужно рассказать, как рисунок наносится на рубашку, что происходит, если оторвать ее, как вещь после этого выглядит неаккуратно.

Эти две причины требуют, скорее, объяснений родителей, чем наказания. Следующие причины серьезней.

  1. Негативные эмоции. Так ребенок может демонстрировать плохое настроение. Нужно рассказать о ценности вещи, сколько труда вложено в ее производство. Объяснить, как нужно выражать недовольство – словами и доводами. В качестве наказания подойдет отказ в покупке новой игрушки.
  2. «Папа еще купит» или «вещь надоела» – сигнал о том, что ребенок избалован и не ценит того, что есть. Пора привлекать его к домашним делам – для понимания, что само по себе ничего не делается.

Чем грозит отсутствие наказания?

Согласно утверждениям известного педиатра и автора многих бестселлеров о детях Спока, ребенок со временем должен сам все понять и перенять общепринятые правила. Однако на практике такой подход оказался абсолютно несостоятельным. Естественно с точки зрения ребенка он очень удобен, так как решение всех проблем ложится на плечи родителей, начиная с оберегания от потенциально опасных вещей в младенческие годы и заканчивая финансовой помощью в более зрелом возрасте. Кроме того тебя не ругают, нет никаких наказаний и к тебе относятся всегда доброжелательно. Совсем по-другому на это смотрят родители. Им приходится постоянно сдерживать свои негативные эмоции и копить их внутри. В результате у 99% из ста рано или поздно происходит нервный срыв, тогда весь накопленный негатив обрушивается на ребенка, причем чем дольше терпят родители, тем сильнее будут последствия эмоционального взрыва. Подобное перенапряжение отрицательно отражается на их психическом состоянии.

Бытует мнение, что в конце жизненного пути Спок изменил свои взгляды по отношению к безнаказанности. Он заключил, что наказание является необходимой частью полноценного и гармоничного развития ребенка.

Виды лояльного наказания

Кроме запрещенных, есть варианты условно допустимые. Их перечень, суть, реализация дифференцируются применительно к отдельно взятому случаю. Не все может быть перенесено в другую ситуацию, но попробовать можно.

Физическое

Наказания телесные относятся к самым неблагодарным, но применяемым родителями. Шлепать 3-летнего малыша ремнем по попе жестко, нецелесообразно, а вот подростка – в самый раз. Но любое физическое воздействие – это демонстрация силы, своего превосходства, повод для переноса модели поведения папы на себя. Превышение дозы наказания приводит к противоположному результату.

Нет ничего плохого в «показательном» шлепке расшалившегося карапуза, но постановка этого на поток – уже нонсенс. Более эффективной будет беседа, в которой нарушителю будут разложены по полочкам причины наказания и его цель.

Выговор

Серьезный, «взрослый» разговор с ребенком в любом возрасте даст больше результатов, чем иные воздействия. Словом ранят, воодушевляют, калечат – вариантов много. Цель наказания, выговора состоит в разъяснении факта недопустимого поведения, а также неминуемости расплаты. Причем справедливо, когда все играют по одинаковым правилам – и взрослые, и дети.

Лишение сладкого и удовольствий

Наказание едой (лишение десерта, обещанного пирожного, общего обеда) должно быть аргументированным. Нельзя использовать данный метод постоянно, так он теряет актуальность. Для эффективности кара обязательно должна быть озвучена с выдачей подробнейших объяснений – почему, за что и на какой срок, а делать это нужно спокойным, уверенным голосом.

Труд

Труд, по утверждениям антропологов, сделал из обезьяны мыслящее существо. Ребенка к труду приучать необходимо. Это может быть уборка в своей комнате, поход с мамой (самостоятельно) в магазин, посильная помощь на дачном участке. Лучший способ приучить мальчика или девочку трудиться – собственный пример и обязательное общение, аргументация своей позиции.

Извинение

Очень важно научить ребенка извиняться. Извинение – это сознательное признание своей провинности, публичное заявление об этом

Не каждый взрослый может заставить себя так поступить. Поэтому дети должны выработать в себе привычку, набедокурив, попросить прощения у мамы (папы, бабушки), человека, которому они причинили дискомфорт своим поведением. 

Другие лояльные способы наказания

Ниже описаны дополнительные лояльные меры борьбы с непослушанием:

  1. Позволить сделать то, что запрещено при отсутствии вреда для здоровья. Например, если ребенок будет отнимать игрушки у других детей, с ним просто перестанут играться. Такой метод поможет установить крохе причинно-следственную связь, укрепит авторитет родителей и поспособствует развитию логического мышления.
  2. Использовать веселые наказания за незначительные проступки. Если малыш в обуви забежал в комнату, пусть попрыгает на одной ноге 10-12 раз, говоря при этом, что теперь всегда будет разуваться в коридоре. Детей, которые уже умеют писать, можно заставлять писать правила на бумаге, но и в этом следует знать меру.
  3. Рассказать сказку. Это конечно не совсем похоже на наказание, но зато достаточно легко и ненавязчиво покажет крохе, как в аналогичной ситуации поступать плохо и какие последствия могут быть. Выбрать подходящую историю или мультик можно из уже существующих или придумать самостоятельно. С помощью сказок кроха познает мир и учится вести себя правильно.

Так или иначе, метод наказания ребенка полностью зависит от родителей. Если уверенности в правильности в выбранном подходе нет, всегда можно обратиться к помощи и оценке специалистов, побывать на консультациях у психологов, почитать соответствующие книги или просто посмотреть видео в интернете, посвященные этому вопросу.

С какого возраста дети начинают врать и почему они это делают

Если подумать, маленькому ребенку врать довольно сложно. Для начала ему придется придумать параллельную реальность и сказать: «Случилось это». Затем нужно как-то согласовать ее в уме с тем, что на самом деле произошло. Следует лавировать между первым и вторым, чтобы не запутаться, а еще — и это самое сложное — держать в голове то, что думаете и знаете вы.

Врать так, как я описала выше, дети начинают не раньше четырех лет. Тогда им кажется, что они обрели новую суперсилу. «Ух ты, я могу навыдумывать, и люди мне поверят! Да это же потрясающе!»

Достаточно часто дети врут, потому что взрослые не могут спокойно и без оценок принять правду. Одни лгут, чтобы выпутаться из неприятностей, другие просто фантазируют или обманывают, чтобы угодить взрослым.

Бывает, что дети врут, чтобы сообщить эмоциональную правду. Когда их спрашивают, что случилось, а они не знают, как объяснить, они придумывают рассказ, соответствующий их чувствам.

Как-то в детском саду, когда моей дочери Фло было три года, она вела себя необычно тихо. Воспитательница спросила ее, не случилось ли чего плохого. Она ответила: «Моя золотая рыбка умерла». Когда я ее забирала, воспитательница рассказала мне об их разговоре. Я сказала: «Э-э-э… Но мы не держим рыбок».

Размышляя об этом, я поняла, что она в некоторой степени говорила правду. Моя любимая тетя умерла, и, естественно, я горевала. Фло видела, что я плачу; и сочувствовала мне как могла. Но неподъемную, ужасную тяжесть моей утраты просто необходимо было уменьшить до размера золотой рыбки, чтобы малышка могла ее пережить.

Чем последовательнее мы облекаем в слова наши чувства и чувства наших детей, тем менее вероятно, что им придется лгать, чтобы донести до нас эмоциональную правду. Бывает, они фантазируют для самоутешения, и мы должны, как и при любом другом аномальном поведении, искать чувства, которые кроются за этим, а не осуждать ребенка.

Как воспитывать детей без наказаний: метод естественных последствий

Метод естественных последствий – это уникальный метод воспитания детей без наказаний. Он требует от взрослого доверия к своему ребенку и признания его самостоятельной личностью. Это самое сложное, в остальном метод элементарен.

Суть его в том, что за каждый свой поступок ребенок получает соответствующий ответ, но не от родителей или воспитателей, а от самой жизни. Все просто: на улице холодно и мама просит сына одеть шапку. Сын сопротивляется. Без шапки он замерзает и простужается, получая в качестве ответа на свое поведение болезнь.

Или применительно к маленькому ребенку: малыш не слушается, лезет куда-то и падает. В этой ситуации родители должны взвешивать ситуацию, и не позволять делу заходить слишком далеко. Если ребенку грозит реальная опасность, естественных последствий ждать, конечно, не стоит. В остальном же, можно сто раз сказать: «Не трогай чайник, он горячий!», а можно позволить малышу единожды прикоснуться к этому чайнику, проследив, чтобы он был ощутимо горячим, но не слишком. И одного раза будет достаточно. Неприятные ощущения, испытанные малышом, в будущем, возможно, избавят его от реального ожога.

Дети, в воспитании которых использовался «метод естественных последствий» вырастают разумными взрослыми людьми, умеющими принимать взвешенные решения и отвечать за свои поступки. Но у родителей должна быть стойкая нервная система и непоколебимая вера в своего ребенка. А еще они должны четко понимать, что относительно всех сфер жизни с ребенком нужно разговаривать, обсуждать то, с чем ему придется столкнуться, прими он то или иное решение.

Ребенок, делая выбор, должен знать, на что он идет:
«Не будешь делать домашнее задание – получишь двойку, не напишешь контрольную, останешься на второй год…»
«Будешь поздно возвращаться домой – можешь попасть в неприятности (и живописать, какие именно)»
«Будешь курить – будет неприятно пахнуть, ухудшиться внешность, заболеешь..»
«Засидишься допоздна за компьютером, проспишь школу», и т.д.

И если родителям можно соврать и избежать таким образом наказания, то объективную реальность не обманешь – ее формируют наши поступки, и если ребенок привыкнет к этому с детства, то сможет управлять своей реальностью максимально эффективно.

Комментарии

Нам наверное просто повезло с ребенком. Родила я ее в 34. Она с детства вообще никаких хлопот не доставляла. Даже засыпала с

рождения сама. Сейчас нам 5.5 лет. С детства мы не отказывали ни в чем. Даже стены все были обрисованы. Теперь в сознательном возрасте, объясняем. Муж иногда пытается грубо объяснить, но грубо у нас, значит, холодной интонацией. Как то раз в детстве я попыталась слегка ударить по щеке, мне стало так плохо. До сих пор не могу забыть. Ударить-значит перейти на личность. Лучше наказывать интонациями. Если уж сильно хочется наказать.Метод естественных последствий впечатлили. Есть с нашим воспитанием схожее что-то.07.01.2018

Всегда считала, что с ребенком нужно договариваться и объяснять. Муж же всегда придерживался метода кнута и пряника. Но только пряников много, а кнут за очень серьезные проступки и очень редко, но метко, чтоб дошло с одного раза. Сейчас сыну 4,5 года и я понимаю, что кнут иногда необходим. Однако все дети разные и подход к их воспитанию тоже должен быть индивидуальным.

За статью спасибо.Ирина Гаврилик, 08.01.2016

С момента появления на свет ребенок учится познавать этот мир. Правильность того или иного поступка является одной из ступеней такого познания. Дети склонны к непослушанию, ведь им попросту не всегда известно, что нужно и не нужно делать в той или иной ситуации, что последует за неверным шагом для него самого или окружающих. Ответом на вопрос, как наказывать ребенка правильно и нужно ли это делать, может быть понимание родителей в необходимости его гармоничного развития с точки зрения морали и нравственности.

Как наказывали детей в старину

Современные родители зачастую боятся взять в руки ремень или приложить к попе своего ребенка руку за непослушание или плохое поведение. Оно и понятно, ведь по закону (статья 116 УК РФ, поправка сделана в июле 2016 года) причинение боли ребенку карается лишением свободы сроком до 2 лет или обязательными работами от 360 часов. Но как к вопросу воспитания относились на Руси? Что раньше считалось приемлемым в наказании дома и в школах? Обратимся к истории…

Древняя Русь

Еще в Древней Руси физически наказывать детей и держать их в глубокой строгости было необходимо из любви к ним. Похвала в любом ее проявлении считалась опасной — даже существовала пословица «Хвала в очи хуже порчи». Поэтому после произнесенных положительных слов в адрес ребенка, матери необходимо было сплюнуть трижды.

Когда православие все больше входило в умы людей, к физическому наказанию стали относиться еще и с религиозным подтекстом — мол, каждый человек грешен, а, значит, его бьют по заслугам. В «Домострое», который существовал на Руси как свод правил, наказанию детей было отведено несколько пунктов, это была прописная истина. В качестве рекомендуемого орудия для наказания предлагался прут, называемый «жезлом».

Было принято наказывать детей вдали от посторонних глаз. Однако делать раньше это могли не только родители, но и учителя в школах. Там учеников наказывали розгами, стоянием на горохе или веревкой.

XVIII век

В 18 веке наказание, так распространенное на Руси, было запрещено, однако только у благородных сословий. В школах тоже на протяжении многих лет при разных правителях физические наказания то запрещали, то разрешали. Была придумана специальная шкала, где каждому проступку соответствовало определенное наказание. В 1864 году телесные наказания были отменены.

В советское время физическое применение силы к воспитанникам в школах было запрещено. Максимум, допускались неформальные подзатыльники. Это касалось даже учреждений для трудных детей. Мерой пресечения непослушаний, плохого поведения, каких-то серьезных проступков раньше было исключение из пионеров или прием в отряд позже обычного срока. Могли или наказать физической нагрузкой в виде общественных работ, поставить «двойку» или оставить на второй год

Если сравнить с современной мерой наказания, когда у учеников отбирают гаджеты, отвлекающие внимание, раньше было все же строже дисциплина

Другие лояльные способы наказания

Ниже описаны дополнительные лояльные меры борьбы с непослушанием:

  1. Позволить сделать то, что запрещено при отсутствии вреда для здоровья. Например, если ребенок будет отнимать игрушки у других детей, с ним просто перестанут играться. Такой метод поможет установить крохе причинно-следственную связь, укрепит авторитет родителей и поспособствует развитию логического мышления.
  2. Использовать веселые наказания за незначительные проступки. Если малыш в обуви забежал в комнату, пусть попрыгает на одной ноге 10-12 раз, говоря при этом, что теперь всегда будет разуваться в коридоре. Детей, которые уже умеют писать, можно заставлять писать правила на бумаге, но и в этом следует знать меру.
  3. Рассказать сказку. Это конечно не совсем похоже на наказание, но зато достаточно легко и ненавязчиво покажет крохе, как в аналогичной ситуации поступать плохо и какие последствия могут быть. Выбрать подходящую историю или мультик можно из уже существующих или придумать самостоятельно. С помощью сказок кроха познает мир и учится вести себя правильно.

Так или иначе, метод наказания ребенка полностью зависит от родителей. Если уверенности в правильности в выбранном подходе нет, всегда можно обратиться к помощи и оценке специалистов, побывать на консультациях у психологов, почитать соответствующие книги или просто посмотреть видео в интернете, посвященные этому вопросу.

Доктор Комаровский: непослушный ребенок

1-3 ГОДА
Наказывать или не наказывать ребенка? А если наказывать, то как это сделать правильно? Многие родители шлепают малыша по попе, ставят в угол, ругают, другие же, наоборот, пытаются воздействовать моральным способом, отказывая малышу в вечернем поцелуе или отказавшись прочитать сказку на ночь. А как правильно наказать малыша?

Nakazat
Шлепать ли малыша в наказание?

Вредно ли шлепать малыша? Вашему ребенку уже исполнилось 2,5 года и к тому же вы не злоупотребляете шлепаньем в наказание по любому поводу, кроме того, такой вид наказания не слишком пугает малыша? Тогда иногда такое наказание может принести пользу. В возрасте 2,5 лет ребенок начинает понимать, что делает что-то неправильно, но самостоятельно остановиться у него не всегда получается. Если малыш решил проверить границы дозволенного и выяснить, как далеко ему разрешат зайти, подобный вид наказания может оказаться оправданным. Но поскольку малыш еще недостаточно хорошо ориентируется в окружающем мире, родители должны сами определить и показать ребенку черту, переступать которую не стоит.

Постарайтесь оказать влияние на ребенка

Пока малыш не достиг 2-2,5 лет, наказывать или журить его почти бессмысленно, потому что он может из всего этого понять только одно, что он плохой и родители его не любят. Малыш, конечно же, видит результат своей деятельности: сломанную игрушку, разбитую чашку или вытоптанную клумбу, но он до конца не осознает, как именно это произошло и что это именно он сам и сделал. Поэтому научите ребенка управлять собой и окружающими его вещами через разумные, четкие запреты и ограничения, без подробных объяснений, которые он еще не в состоянии понять. Начиная примерно с 2,5 лет, ребенок уже осознает себя как отдельную личность и к нему приходит осознание того, кто реальный исполнитель поступков. Он также начинает понимать, что некоторые его поступки радуют окружающих и считаются хорошими, а некоторые считаются плохими. Но несмотря на то, что ребенок вполне осознает, что его поступки могут быть как хорошими, так и плохими, умение управлять своим поведением у ребенка еще недостаточно сформировалось. Частенько в этот период у детей появляются воображаемые «шкодники», которые позволяют ребенку не чувствовать за собой вину и стыд, так как все неблаговидные поступки совершает кто-то другой. Постарайтесь понять, почему малыш так поступает. Расспросите подробнее о том, как произошло то или иное событие, обсудите ситуацию вместе с малышом и помогите ему исправить ситуацию. Если ребенок не будет бояться вашего гнева, осуждения или наказания, скорее всего, он охотно поделится с вами своими мыслями и тем, почему он поступил нехорошо. В возрасте около 3 лет дети часто поступают наперекор родителям, потому что им нужно почувствовать свою независимость, определить свои собственные возможности и границы дозволенного. Если вы начнете за это наказывать, то вместо послушания получите активное сопротивление. Постарайтесь отнеситесь к поступку малыша, как к досадной неприятности, которая со временем исчезнет.

Family relationship
Главное – не выбор метода наказания детей 2,5-3 лет, важнее правильно определить, чего вы хотите добиться. Если вы хотите помочь ребенку понять свою вину, тогда воздержитесь от криков и шлепков. Постарайтесь спокойно объяснить ребенку, что именно вас расстроило в его поступке. Физическое же наказание, такое как шлепок по попе или отправка в угол, могут дать временный эффект. Так что лучший метод «наказания» ребенка – ваше внимательное отношение и умение слушать и слышать малыша.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий